Реферат по предмету "Культура и искусство"


Биография ИК Айвазовского

МуниципальноеОбщеобразовательноеУчреждениеСредняя Общеобразовательная
Школа №26 имени А.С. Пушкина

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙРЕФЕРАТ
ПО МИРОВОЙХУДОЖЕСТВЕННОЙКУЛЬТУРЕ НАТЕМУ:
"И.К. АЙВАЗОВСКИЙ"

Ученицы9 «А» класса
КалугинойСветланы
Андреевны
Учитель: Шкуратова Т.В.

Смоленск2008
Содержание

Введение
Детствохудожника
Петербургскаяакадемия художеств
ВКрыму
Путешествияхудожника
Айвазовский- семьянин
Известнейшиекартины художника
«Приборыи материалы»
Заключение
Списоклитературы
Приложения

Введение

Я оченьлюблю море! Вшесть лет явлюбилась внего с первоговзгляда. Наверноепоэтому ИванКонстантиновичАйвазовский- мой любимыйхудожник. Такуютему своегореферата явыбрала, потомучто мне онаочень интересна.Я всегда хотелабольше узнатьо великом маринистеXIX века.
Мояглавная задача- рассказатьо жизни, творчествеи судьбе гениальногохудожника.Понять, какрисовалисьте огромныеи красивейшиекартины: ледянаяБалтика, теплоеЧерное море, холодные горыАнтарктиды, Севастопольскиештормы, а такжесильнейший«Девятый вал».
В подготовкеэтого рефератамне большевсего помогликнига Н.Н. Новоуспенского«Айвазовский»и сборник «100великих художников».Обе книги, какбы, превозносятИвана Константиновичанад другимихудожниками.Может это как-тонеправильно, но я согласнас ними.
Детствохудожника

Айвазовскийродился 17 (29) июля1817 года на югеРоссии, в Феодосии, древнем крымскомгороде. Егоотец, армянин, поселившийв Крыму в самомначале XIXвека, был сравнительнообразованнымчеловек, владевшимнесколькимивосточнымиязыками. Небогатыйторговец, онвсе же занималнекотороеположение вкоммерческойжизни города.Но вспыхнувшаяв 1812 году в Феодосииэпидемия чумыпривела егок разорению, и, когда родилсябудущий художник, семья уже испытываланужду. Имеютсясведения, чтоАйвазовскомув детстве приходилосьработать вкофейне, чтобыпомочь родным.Однако именнотогда и началосьдля Айвазовскогопознание жизни.Феодосия кэтому времениутратила значениекрупногомеждународногопорта, но всеже у её причаловстояли судапод флагамиразных стран, а в портовыхкофейнях звучаларазноязычнаяречь. Слышалисьитальянские, греческие, турецкие, татарские, армянскиенапевы. Пестрыми многонациональнымбыло и коренноенаселениегорода. Мальчикжадно схватывали удерживалв памяти многообразныевпечатления.От природымузыкальноодаренный, онисполнял наскрипке народныенапевы. Некоторыеиз них Айвазовскийвпоследствиисообщил композиторуГлинке, которыйиспользовалэти мелодиив своих сочинениях, например вопере «Руслани Людмила».
Но болеевсего подросткавлекло рисование.Иных возможностейне было, и онрисовал углемна белых стенахкрымских домиковцелые сцены.Эти рисункизаметил и оценилфеодосийскийградоначальникА.И. Казначеев.С его помощьюмальчик поступилв симферопольскуюгимназию, азатем, в 1833 году, в ПетербургскуюАкадемию художеств.
Петербургскаяакадемия художеств

Годыучения Айвазовскогов Петербургесовпали сосложным ипротиворечивымпериодом вистории России.Это была поражестокой реакции, но и эпоха бурногорасцвета русскойкультуры, наступившегопосле Отечественнойвойны 1812 года, время Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Глинки, Брюллова.В Академиихудожеств тогдабыли еще сильныгражданственно-патриотическиеидеи искусстваклассицизма, но уже успешноразвивалисьи новые романтическиевеяния.
В памятихудожниканавсегда осталсяграндиозныйуспех «Последнегодня Помпеи»К.П. Брюллова, знаменовавшийтриумф романтическогонаправленияв русской живописи.И картина, иличность Брюлловасыграли большуюроль в становлениитворчестваАйвазовского.В духе романтизмавоспитывалсвоих питомцевруководительпейзажногокласса АкадемииМ.Н. Воробьев, учеником ккоторому былопределенАйвазовский.«Романтическиеи реалистическиетенденции врусском искусствепервой половиныпрошлого столетиятесно переплетались, причем нередков творчествеодного мастера.Черты романтизмабудут присутствоватьи позднее вреалистическомискусстве, особенно впейзаже». 1Из этого видно, что романтическоеотношение кмиру Айвазовскийживо восприняли усвоил в годыучения. Но и впору зрелостион оставалсяприверженцемромантизма, что не мешалоего творчествуразвиватьсяв реалистическомнаправлении.
Благотворноевлияние наАйвазовскогооказало егосближение спередовымипредставителямирусской культуры: К.П. Брюлловым, М.И. Глинкой идругими художникамии литераторами.
В 1836 годумолодой художникпринял участиев плаванииБалтийскойэскадры, кудаон был прикомандировандля изучениядействий боевыхкораблей. Осеньютого же годана академическойвыставке былипоказаны работыАйвазовского.В этих ученическихпроизведенияхуже заметнычерты выдающегосяталанта и незаурядноедля второгогода обучениямастерство.«КартиныАйвазовского…говорятбез околичностей, что талантхудожникаповедет егодалеко. Изучениенатуры откроетему остальныесокровища, окоторых теперьталант толькодогадывается…»2 — писала «Художественнаягазета», отмечая«поэтическоедарование»художника. Однаиз таких работэто «Большойрейд в Кронштадте».Не смотря нато, что переднийплан картиныизображаетчеловеческиефигуры, заднийплан построенсмело и широко.Наполненныевлагой облакабудто уходятвдаль, и дажев застывшихна этот моментволнах уловимспецифическийоблик ледянойБалтики.
В октябре1837 года ИванКонстантиновичокончил академическийкурс и был удостоенБольшой золотоймедали, котораядавала емуправо на длительнуюзаграничнуюпоездку за счетАкадемии. Однако, учитывая особоедарованиеАйвазовского, Совет Академиипринял необычноерешение: художникана два летаотправили вКрым, где ондолжен был нанатуре совершенствоватьсяв избранномжанре, писатьвиды крымскихприморскихгородов, представляяежегодно своикартины в Академию, а потом отправитьсяв Италию.

В Крыму

В Феодосиион сразу жеоборудовалмастерскуюи принялся заработу. РаботоспособностьАйвазовскоговсегда удивлялазнавших его.Крымские видыодин за другимначали появлятьсяна мольбертехудожника. Вних ясно ощущалисьживое наблюдениеи романтическаяувлеченностьродной природой.
Сюжетыморских сражений, горделиваякрасота парусныхкораблей сталиблизки Айвазовскомуеще в годы учения.Этому способствовалии занятия вбатальноймастерскойЗауэвейда, иучастие в учебномплавании Балтийскогофлота. Возможностьвернуться кэтим темампредставиласьАйвазовскомув Крыму. НачальникКавказскойбереговойлинии, герой1812 года, генералН.Н. Раевскийпосетил Айвазовскогои предложилему принятьучастие в десантныхоперацияхЧерноморскогофлота. В 1839 годуАйвазовскийтрижды ходилв плавание, участвовалв боях у абхазскихберегов, многорисуя с натуры.В плавании онпознакомилсяс М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым- будущимизнаменитымирусскимифлотоводцами.Русский военныйфлот принялего в свою семьюи навсегдасохранил к немувысокое уважениекак к художникуи человеку.
Летом1840 года Айвазовскийвернулся вПетербург ипочти сразуотправилсяза границу впенсионерскуюпоездку. В сентябреон был уже вРиме, а вскоресовершил путешествиеи по другимгородам Италии.Здесь он подружилсяс Н.В. Гоголем, познакомилсяс А.А. Ивановыми другими русскимихудожниками.
Айвазовскиймного и быстропишет. Его картинысистематическипоявляютсяна итальянскихвыставках иприносят молодомухудожникунеобычайныйуспех. Его выдающеесямастерствои талант признаваликрупнейшиехудожники тоговремени. Так, в 1842 году, находившийсяв Италии знаменитыйанглийскиймагистр Д. Тернербыл настолькопоражен картинойАйвазовского, что обратилсяк нему со стихотворнымдифирамбомна итальянскомязыке: "…Простимне, великийхудожник, еслия ошибся, принявкартину задействительность, но работа твояочаровала меня, и восторг овладелмною. Искусствотвое высокомогущественно, потому чтовдохновляетгений". 3У больших мастеровискусствоАйвазовскоговызывало уважение, некоторые жестали усиленноему подражать.Итальянскиекартинныелавочки наполнялисьмногочисленнымимаринами, которыхраньше здесьпочти не писали.За время двухлетнегопребыванияв Крыму Айвазовскийнаписал рядкартин, средикоторых былипрекрасноисполненныевещи: «Луннаяночь», «Морскойберег» и др.

Путешествияхудожника

Не меньшийуспех выпална долю Айвазовскогои в Париже, кудаон в 1842 году поехалс разрешенияАкадемии сосвоими картинами.
1844 году, на два годараньше намеченногосрока, Айвазовскийвернулся вРоссию. За выдающиесяуспехи в живописиему было присужденозвание академикаи поручен «обширныйи сложный заказ»- написать всерусские военныепорты на Балтийскомморе. Военно-морскоеведомствоприсудило емупочетное званиехудожникаГлавного морскогоштаба с правомношения адмиралтейскогомундира.
В зимниемесяцы 1844 — 1845 годовАйвазовскийвыполнилправительственныйзаказ и создалеще ряд замечательныхмарин. Весной1845 года Айвазовскийотправилсяс адмираломЛитке в путешествиек берегам МалойАзии и островамГреческогоархипелага.Во время этогоплавания онсделал большоеколичестворисунков карандашом, служивших емув течение многихлет материаломдля созданиякартин, которыеон всегда писалв мастерской.По окончаниипутешествияАйвазовскийзадержалсяв Крыму, приступивк постройкев Феодосии, наберегу моря, большой художественноймастерскойи дома, которыйс этого временистал местомпостоянногоего жительства.
В течениесвоей долгойжизни Айвазовскиймного путешествовал: несколько разпобывал в Италии, Париже и другихевропейскихгородах, посетилКавказ, плавалк берегам МалойАзии, был в Египте, а в 1898 году совершилдалекое путешествиев Америку. Вовремя морскихплаваний онобогащал своинаблюдения, а в его папкахнакапливалисьрисунки. Но гдебы ни был Айвазовский, его всегдавлекло к роднымберегам Черногоморя.
В Феодосиижизнь Айвазовскогопротекаласпокойно, безкаких-либоярких событий.Он много работал.Зимой обычноуезжал в Петербург, где устраивалвыставки своихпроизведений.Но, несмотряна, казалосьбы, замкнутый, уединенныйобраз жизнив Феодосии, Айвазовскийсохранял близостьсо многимивыдающимисядеятелямирусской культуры.

Айвазовский- семьянин

В 1848 годуАйвазовскийженился. В одиниз приездовв Петербургон был представленвесьма знатнойвдове, имевшейдвух дочерей«на выданье».Девушки пожелалиучиться живописиу знаменитогохудожника.Через некотороевремя вдовастала замечать, что художникслишком прилеженв занятиях, часто засиживаетсяв ее доме. Вдовауже гадала, какой из дочерейхудожник отдастпредпочтение.Все это, однако, разрешилосьсамым неожиданнымобразом: Айвазовскийженился нагувернантке- Юлии ЯковлевнеГревс, дочериштабс-доктора, находившегосяна русскойслужбе.
Послеженитьбы Айвазовскийписал в одномиз писем: «Теперья спешу сказатьВам…о моемсчастии. Правда, я женился, какистинный артист, то есть влюбилсякак никогда.В две неделивсе было кончено.Теперь, послевосьми месяцев, говорю Вам, чтоя так счастлив, что…я никогдане воображалполовину этогосчастья. Лучшиемои картиныте, которыенаписаны повдохновению, так я и женился…Когдавстретимсяс Вами, тогдаувидите всехсчастливцев, и тогда выскажуостальнойвосторг»4.
Черезгод после свадьбырождается дочьЕлена, в 1851 году- Мария, а в 1858 году- Иоанна (Жанна).
Известнейшиекартины художника

1. «Чесменскийбой»
ЖивописьАйвазовского40 — 50-х годов отмеченасильным воздействиемромантическихтрадиций Брюллова, сказавшихсяне только наживописноммастерстве, но и на самомпониманииискусства ина мировосприятииАйвазовского.Наиболее яркоэто отразилосьв одной из раннихбатальныхкартин — «Чесменскийбой», написаннойим в 1848 году ипосвященнойвыдающемусяморскому сражению.
В 1770 годупосле Чесменскогобоя Орлов всвоем донесениив Адмиралтейство-коллегиюписал: «ЧестьВсероссийскомуфлоту. С 25 по 26июня неприятельскийвоенный флот(мы) атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небопустили, в пепелобратили… асами стали бытьво всем Архипелагегосподствующими…». 5Пафос этогодонесения, гордость выдающимсяподвигом русскихморяков, радостьдостигнутойпобеды прекраснопередал Айвазовскийв своей картине.При первомвзгляде накартину насохватываетчувство радостноговолнения, какот праздничногозрелища — блестящегофейерверка.И только придетальномрассмотрениикартины становитсяпонятным сюжетнаясторона ее. Бойизображен вночное время.В глубине бухтывидны горящиекорабли турецкогофлота, один изних — в моментвзрыва. Охваченныеогнем и дымом, в воздух летятобломки корабля, превратившегосяв огромныйпылающий костер.А сбоку, на переднемплане, темнымсилуэтом выситсяфлагман русскогофлота, к которому, салютуя, подходитшлюпка с командойлейтенантаИльина, взорвавшегосвой брандерсреди турецкойфлотилии. Аесли подойтик картине совсемблизко, то наводе видныобломки турецкихсудов с группамиматросов, взывающихо помощи, и другиедетали.
Айвазовскийбыл последними самым яркимпредставителемромантическогонаправленияв русской живописи, и эти черты егоискусстваособенно проявлялись, когда он писалполные героическогопафоса морскиебаталии; в нихбыла слышната «музыка боя», без которойбатальнаякартина лишенаэмоциональноговоздействия.
2. «Девятыйвал»
Ещесильнее романтическиечерты сказалисьв картине «Девятыйвал», написаннойАйвазовскимв 1850 году. Айвазовскийизобразилраннее утропосле бурнойночи. Первыелучи солнцаосвещают бушующийокеан и Громадный«Девятый вал», готовый обрушитьсяна группу людей, ищущих спасенияна обломкахмачт.
Зрительсразу можетпредставить, какая страшнаягроза прошланочью, какоебедствие терпелэкипаж корабляи как гиблиморяки. Айвазовскийнашел точныесредства дляизображениявеличия, мощии красоты морскойстихии. Несмотряна драматизмсюжета, картинане оставляетмрачного впечатления; наоборот, онаполна светаи воздуха и всяпронизаналучами солнца, сообщающимией оптимистическийхарактер. Этомув значительнойстепени способствуетколористическийстрой картины.Она написанасамыми яркимикрасками палитры.Колорит еевключает широкуюгамму оттенковжелтого, оранжевого, розового илилового цветовв небе в сочетаниис зеленым, синими фиолетовымв воде. Яркая, мажорная красочнаягамма картинызвучит радостнымгимном мужествулюдей, побеждающихслепые силыстрашной, нопрекраснойв своем грозномвеличии стихии.
Этакартина нашлаширокий отклику общественностив момент еепоявления иостается донаших днейодной из самыхпопулярныхв русской живописи.
«Образбушующей морскойстихии захватилвоображениемногих русскихпоэтов. Яркоотражено этов стихах Е.А.Баратынского.Готовностьк борьбе и верав конечнуюпобеду человеказвучат в еговзволнованныхстроках:
Такныне, океан, яжажду бурьтвоих — Волнуйся, восставай накаменные грани, Он веселитменя, твой грозный, дикий рев, Какзов давно желаннойбрани, Как мощноговрага мне чем-толестный гнев…»6
Айвазовскийсумел воплотитьв маринистическойживописи чувстваи мысли, волновавшиепередовых людейего времени, и придать глубокийсмысл и значимостьсвоему искусству.
У Айвазовскогобыла своя сложившаясясистема творческойработы. «Живописец, только копирующийприроду, — говорилон, — становитсяее рабом… Движенияживых стихийнеуловимы длякисти: писатьмолнию, порывветра, всплескволны — немыслимос натуры… Художникдолжен запоминатьих… Сюжет картиныслагается уменя в памяти, как у поэта; сделав набросокна клочке бумаги, я приступаюк работе и дотех пор не отхожуот полотна, пока не выскажусьна нем кистью...»
Сопоставлениеметодов работыхудожника ипоэта здесьне случайно- на формированиетворчестваАйвазовскогобольшое влияниеоказала поэзияА.С. Пушкина, поэтому частоперед картинамиАйвазовскогов нашей памятивозникаютпушкинскиестрофы. ТворческоевоображениеАйвазовскогов процессеработы не былоничем стеснено.Айвазовскийобладал исключительноразностороннимдарованием, в котором счастливосочеталиськачества, совершеннонеобходимыехудожнику-маринисту.Помимо поэтическогосклада мышленияон был одаренисключительнойзрительнойпамятью, яркимвоображением, абсолютнойточной зрительнойвосприимчивостьюи твердой рукой, поспевавшейза стремительнымбегом его творческоймысли. Это позволялоему работать, импровизируя, с изумлявшеймногих современниковлегкостью.
Оченьхорошо передалсвои впечатленияо работе Айвазовскогонад большимполотном публицистВ.С. Кривенко:«По легкости, видимой непринужденностидвижения руки, по довольномувыражению лицаможно былосмело сказать, что такой труд- истинноенаслаждение».Это, конечно, было возможноблагодаряглубокомузнанию разнообразныхтехническихприемов, какимипользовалсяАйвазовский.
У Айвазовскогобыл большойтворческийопыт и поэтому, когда он писалсвои картины, на его пути невставали трудноститехническогопорядка, и егоживописныеобразы возникалина холсте вовсей цельностии свежестипервоначальногохудожественногозамысла. Длянего не существовалосекретов, какимприемом передатьдвижение волны, ее прозрачность, как изобразитьлегкую, разбегающуюсясеть спадающейпены на изгибахволн. Он такискусно передавалраскат волнына песчаномберегу, чтозритель воочиюощущал прибрежныйпесок, просвечивающийсквозь пенистуюводу. Айвазовскийзнал множествоприемов дляизображенияволн, разбивающихсяо прибрежныескалы. Он глубокопостиг различныесостояниявоздушнойсреды, движениеоблаков и туч.Все это помогалоему блестящевоплощать своиживописныезамыслы и создаватьяркие, артистическивыполненныепроизведения.
Пятидесятыегоды — годы Крымскойвойны. Как толькодо Айвазовскогодошла молвао Синопскойбитве, он сейчасже поехал вСевастополь, расспросилучастниковсражения обовсех обстоятельствахдела. Вскорев Севастополебыли выставленыдве картиныАйвазовского, изображающиеСинопский бойночью и днем.Выставку посетиладмирал Нахимов.Высоко оценивтруд Айвазовского, особенно ночнойбой, он сказал:«Картина чрезвычайноверно сделана».7Много раз вдальнейшемвозвращалсяАйвазовскийк изображениюморских сражений.Его батальныекартины сталилетописьюподвигов русскоговоенно-морскогофлота.
3. Украинскиепейзажи
Айвазовскийобладал живым, отзывчивымумом, и в еготворчествеможно встретитькартины насамые разнообразныетемы. Среди них- изображенияприроды Украины, он смолодуполюбил беспредельныеукраинскиестепи и вдохновенноизображал ихв своих произведениях[«Чумацкий обоз»(1868), «Украинскийпейзаж» (1868) идругих], близкоподойдя приэтом к пейзажумастеров русскогоидейного реализма.В этой привязанностик Украине сыграласвою роль близостьАйвазовскогок Гоголю, Шевченко, Штернбергу.
4. Расцветтворчествахудожника
Шестидесятыеи семидесятыегоды принятосчитать периодомрасцвета творческогодарованияАйвазовского.В эти годы онсоздал рядзамечательныхполотен. «Буря» (1872), «Буря наСеверном море»(1865) относятсяк наиболеепоэтическимкартинамАйвазовского.
Изображаяширокие просторыморя и неба, художник передавалприроду в живомдвижении, вбесконечнойизменчивостиформ: то в виделасковых, спокойныхштилей, то вобразе грозной, разбушевавшейсястихии. Чутьемхудожника онпостиг скрытыеритмы движенияморской волныи с неподражаемыммастерствомумел их передатьв образахувлекательныхи поэтических.
1867 годсвязан с крупнымсобытием, имевшимбольшоеобщественно-политическоезначение, — восстаниемжителей островаКрит, находившегосяв вассальномвладении султана.Это был второй(при жизниАйвазовского)подъем освободительнойборьбы греческогонарода, котораявызвала широкийсочувственныйотклик средипрогрессивномыслящих людейвсего мира.Айвазовскийотозвался наэто событиебольшим цикломкартин.
5. Кавказ
В 1868 годуАйвазовскийпредпринялпутешествиена Кавказ. Онписал предгорьяКавказа с жемчужнойцепью снеговыхгор на горизонте, панорамы горныммассивов, уходящихвдаль, какокаменевшиеволны, Дарьяльскоеущелье и затерявшийсясреди скалистыхгор аул Гуниб- последнеегнездо Шамиля.В Армении оннаписал озероСеван и Араратскуюдолину. Им созданонесколькопрекрасныхкартин, изображающихКавказскиегоры со сторонывосточногопобережьяЧерного моря.
6. Египет
В следующем,1869, году Айвазовскийотправилсяв Египет дляучастия в церемонииоткрытия Суэцкогоканала. В результатеэтого путешествиябыла написанапанорама каналаи создан рядкартин, отражающихприроду, жизньи быт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванамиверблюдов.
7. «Ледяныегоры»
В 1870 году, когда отмечалосьпятидесятилетиеоткрытия АнтарктидырусскимимореплавателямиФ.Ф. Беллинсгаузеноми М.П. Лазаревым, Айвазовскийнаписал первуюкартину, изображающуюполярные льды- «Ледяные горы».Во время чествованияАйвазовскогопо случаюпятидесятилетияего творчестваП.П. Семенов-Тян-Шанскийв своей речисказал: «Русскоегеографическоеобщество давнопризнало Вас, Иван Константинович, выдающимсягеографическимдеятелем…»и действительно, многие картиныАйвазовскогосовмещают всебе художественныедостоинстваи большуюпознавательнуюценность.
8. «Радуга»
В 1873 годуАйвазовскийсоздал выдающуюсякартину «Радуга».В сюжете этойкартины — буряна море и корабль, гибнущий ускалистогоберега, — нетничего необычногодля творчестваАйвазовского.Но ее красочнаягамма, живописноевыполнениебыли явлениемсовершенноновым в русскойживописи семидесятыхгодов. Изображаяэту бурю, Айвазовскийпоказал ее так, будто он самнаходится средибушующих волн.Ураганный ветерсрывает водянуюпыль с их гребней.Как бы сквозьмчащийся вихрьедва заметнысилуэт тонущегокорабля и неясныеочертанияскалистогоберега. Тучина небе растворилисьв прозрачнойвлажной пелене.Сквозь этотхаос пробилсяпоток солнечногосвета, лег радугойна воду, сообщивколориту картинымногокрасочнуюрасцветку. Всякартина написанатончайшимиоттенкамиголубых, зеленых, розовых и лиловыхкрасок. Этимиже тонами, чутьусиленнымив цвете, переданаи сама радуга.Она мерцаетедва уловимыммиражем. Отэтого радугаприобрела тупрозрачность, мягкость ичистоту цвета, какая нас всегдавосхищает ичарует в природе.Картина «Радуга»была новой, более высокойступенью втворчествеАйвазовского.
По поводуодной из такихкартин АйвазовскогоФ.М. Достоевскийписал: «Буря…г. Айвазовского…изумительнохороша, как всеего бури, и здесьон мастер — безсоперников…В его буре естьупоение, естьта вечная красота, которая поражаетзрителя в живой, настоящейбуре…»
9. Циклкартин «ГолубыеАйвазовские»
В творчествеАйвазовскогосемидесятыхгодов можнопроследитьпоявление рядакартин, изображающихоткрытое морев полуденныйчас, написанныхв голубой красочнойгамме. Сочетаниехолодных голубых, зеленых, серыхтонов придаетощущение свежегобриза, поднимающеговеселую зыбьна море, а серебряноекрыло парусника, пенящего прозрачную, изумруднуюволну, невольнобудит в памятипоэтическийобраз Лермонтова:
Белеетпарус одинокий…
Всяпрелесть подобныхкартин заключаетсяв хрустальнойясности, искрящемсясиянии, котороеони излучают.Недаром этотцикл картинпринято называть«ГолубымиАйвазовскими».Большое местов композициикартин Айвазовскоговсегда занимаетнебо, котороеон умел передатьс таким жесовершенством, как морскуюстихию. Воздушныйокеан — движениевоздуха, разнообразиеочертанийоблаков и туч, их грозныйстремительныйбег во времябури или мягкостьсияния в предзакатныйчас летнеговечера иногдасами по себесоздавалиэмоциональноесодержаниеего картин.
Ночныемарины
Неповторимыночные мариныАйвазовского.«Лунная ночьна море», «Восходлуны» — эта темапроходит черезвсе творчествоАйвазовского.Эффекты лунногосвета, самулуну, окруженнуюлегкими прозрачнымиоблаками илипроглянувшуюсквозь разорванныеветром тучи, он умел изображатьс иллюзорнойточностью.Образы ночнойприроды Айвазовского- одни из самыхпоэтическихизображенийприроды в живописи.Часто они вызываютпоэтическиеи музыкальныеассоциации.
Айвазовскийбыл близок сомногими передвижниками.Гуманистическоесодержаниеего искусстваи блестящеемастерствовысоко ценилиКрамской, Репин, Стасов и Третьяков.Во взглядахна общественноезначение искусствау Айвазовскогои передвижниковбыло многообщего. Задолгодо организациипередвижныхвыставок Айвазовскийстал устраиватьвыставки своихкартин в Петербурге, Москве, а такжево многих другихбольших городахРоссии. В 1880 годуАйвазовскийоткрыл в Феодосиипервую в Россиипериферийнуюкартиннуюгалерею.
Поддействиемпередовогорусского искусствапередвижниковв творчествеАйвазовскогос особой силойпроявилисьреалистическиечерты, сделавшиеего произведенияеще болеевыразительнымии содержательными.Видимо, поэтомустало принятымсчитать картиныАйвазовскогосемидесятыхгодов высшимдостижениемв его творчестве.Сейчас для нассовершенноясен процесснепрерывногороста его мастерстваи углублениясодержанияживописныхобразов егопроизведений, протекавшийв течение всейего жизни.
10. «Черноеморе»
В 1881 годуАйвазовскийсоздал одноиз наиболеезначительныхпроизведений- картину «Черноеморе». Мореизображенов пасмурныйдень; волны, возникая угоризонта, движутся назрителя, создаваясвоим чередованием, величавый ритми возвышенныйстрой картины.Она написанав скупой, сдержаннойкрасочнойгамме, повышающейее эмоциональноевоздействие.Недаром Крамскойписал об этомпроизведении:«Это одна изсамых грандиозныхкартин, какиея только знаю».Картина свидетельствуето том, что Айвазовскийумел видетьи чувствоватькрасоту близкойему морскойстихии не тольково внешнихживописныхэффектах, нои в едва уловимомстрогом ритмеее дыхания, вясно ощутимойпотенциальноймощи ее.
Многораз об Айвазовскомписал Стасов.Со многим онне соглашалсяв его творчестве.Особенно яростновосставал онпротив импровизационногометода Айвазовского, против легкостии быстроты, скакой он создавалсвои картины.И все же, когданадо было датьобщую, объективнуюоценку искусствуАйвазовского, он писал: «МаринистАйвазовскийпо рождениюи по натуресвоей был художниксовершенноисключительный, живо чувствующийи самостоятельнопередающий, быть может, какникто в Европе, воду с ее необычайнымикрасотами».8
ЖизньАйвазовскогобыла поглощенаогромным творческимтрудом. Еготворческийпуть — это непрерывныйпроцесс совершенствованияживописногомастерства.Вместе с темнельзя не отметить, что именно напоследнеедесятилетиепадает основноеколичествонеудачных работАйвазовского.Это объяснимои возрастомхудожника итем, что какраз в это времяон начал работатьв не свойственныхего дарованиюжанрах: портрети бытовая живопись.Хотя и средиэтой группыпроизведенийесть вещи, вкоторых виднарука большогомастера.
11. «Свадьбана Украине»
Взять, например, небольшуюкартину «Свадьбана Украине»(1891). На фоне пейзажаизображенавеселая деревенскаясвадьба. У хаты, крытой соломой, идет гулянье.Толпа гостей, молодые музыканты- все высыпалина воздух. Издесь, в тенибольших развесистыхдеревьев, подзвуки нехитрогооркестра продолжаетсяпляска. Вся этапестрая массалюдей оченьудачно вписанав пейзаж — широкий, ясный, с прекрасноизображеннымвысоким облачнымнебом. Трудноповерить, чтокартину создалхудожник-маринист, настолько всяжанровая частьее изображеналегко и просто.
До глубокойстарости, допоследних днейжизни Айвазовскийбыл полон новыхзамыслов, волновавшихего так, будтоэто был невосьмидесятилетниймногоопытныймастер, написавшийшесть тысячкартин, а молодой, начинающийхудожник, тольковставший напуть искусства.Для живой деятельнойнатуры художникаи сохранившейсянепритупленностичувств характеренего ответ навопрос одногоиз друзей: какуюже из всех написанныхкартин саммастер считаетлучшей. «Ту, — не задумываясь, ответил Айвазовский,- что стоит намольберте вмастерской, которую я сегодняначал писать…»
В егоперепискепоследних летесть строки, говорящие оглубоком волнении, сопутствовавшемего труду. Вконце одногобольшого деловогописьма в 1894 годуимеются такиеслова: «Простите, что пишу накусочках (бумаги).Пишу большуюкартину и ужасноозабочен». Вдругом письме(1899): «Я очень многов этом годунаписал.82 годазаставляютменя спешить…»Он был в томвозрасте, когдаясно сознавал, что время егоистекает, ноон продолжалработать с всевозрастающейэнергией.
В последнийпериод творчестваАйвазовскийнеоднократнообращаетсяк образу А.С.Пушкина («ПрощаниеПушкина с Чернымморем» (1887), фигураПушкина написанаИ.Е. Репиным,«Пушкин у Гурзуфскихскал» (1899)), в стихахкоторого художникнаходит поэтическоевыражениесвоего отношенияк морю.
12. Бурноеморе
В концежизни Айвазовскийбыл поглощенидеей созданиясинтетическогообраза морскойстихии. В последнеедесятилетиеон пишет рядогромных картин, изображающихбурное море:«Обвал скалы»(1883), «Волна» (1889), «Буряна Азовскомморе» (1895), «От штиляк урагану»(1895) и другие.Одновременнос этими огромнымикартинамиАйвазовскийнаписал рядпроизведений, близких к нимпо замыслу, новыделяющихсяновой красочнойгаммой, предельноскупой по цвету, почти чтомонохромной.Композиционнои сюжетно этикартины оченьпросты. На нихизображенбурный прибойв зимний ветреныйдень. О песчаныйберег толькочто разбиласьволна. Бурлящиемассы воды, покрытые пеной, стремительносбегают в море, унося с собойклочья тины, песок и гальку.Навстречу имподнимаетсяочереднаяволна, котораяявляется центромкомпозициикартины. Чтобыусилить впечатлениенарастающегодвижения, Айвазовскийберет оченьнизкий горизонт, которого почтикасается гребеньбольшой надвигающейсяволны. Вдалиот берега нарейде изображеныкорабли с убраннымипарусами, стоящиена якорях. Надморем навислотяжелое свинцовоенебо в грозовыхтучах. Общностьсодержаниякартин этогоцикла очевидна.Все они, в сущности, являются вариантамиодного и тогоже сюжета, отличающимисятолько в деталях.Этот значительныхцикл картинобъединен нетолько общностьюсюжета, но ицветовым строем, характернымсочетаниемсвинцово-серогонеба с оливково-охристымцветом воды, чуть тронутойу горизонтазеленовато-голубымилессировками.
Такаяпростая и вместес тем оченьвыразительнаякрасочнаягамма, отсутствиекаких-либоярких внешнихэффектов, яснаякомпозициясоздают глубокоправдивоеизображениеморского прибояв бурный зимнийдень. В концежизни Айвазовскийнаписал довольномного картинв серой красочнойгамме. Некоторыебыли небольшогоразмера; онинаписаны втечение одного-двухчасов и отмеченыочарованиемвдохновенныхимпровизацийбольшого художника.Новый циклкартин обладалне меньшимидостоинствами, чем его «голубыемарины» семидесятыхгодов.
13. «Средиволн»
Наконец, в 1898 году Айвазовскийнаписал картину«Среди волн», которая былавершиной еготворчества.
Художникизобразилбушующую стихию- грозовое небои бурное море, покрытое волнами, как бы кипящимив столкновенииодна с другой.Он отказалсяот обычных всвоих картинахдеталей в видеобломков мачти гибнущихкораблей, затерявшихсяв безбрежномморском просторе.Он знал многоспособовдраматизироватьсюжеты своихкартин, но неприбег ни кодному из них, работая надэтим произведением.«Среди волн»как бы продолжаетраскрыватьво временисодержаниекартины «Черноеморе»: если водном случаеизображеновзволнованноеморе, в другом- уже бушующее, в момент наивысшегогрозного состоянияморской стихии.Мастерствокартины «Средиволн» — плоддолгого и упорноготруда всейжизни художника.Работа над нейпротекала унего быстрои легко. Послушнаяруке художникакисть лепилаименно ту форму, какую хотелхудожник, иклала краскуна холст так, как это подсказывалему опыт мастерстваи чутье большогохудожника, неисправлявшегораз положенногомазка. Видимо, сам Айвазовскийсознавал, чтокартина «Средиволн» значительновыше по исполнениювсех предшествующихработ последнихлет. Несмотряна то, что послеее созданияон еще два годаработал, устраивалвыставки своихпроизведенийв Москве, Лондонеи Петербурге, эту картинуон не вывозилиз Феодосии, завещал вместес другимипроизведениями, находившимисяв его картиннойгалерее, родномугороду Феодосии.
14. «Штильу Крымскихберегов», «Морскойзалив»
Картина«Среди волн»не исчерпалатворческихвозможностейАйвазовского.В следующем,1899, году он написалнебольшуюкартину, прекраснуюпо ясности исвежести колорита, построенногона сочетанииголубовато-зеленогоцвета воды ирозового воблаках — «Штильу Крымскихберегов». Абуквально впоследние днижизни, готовясьв поездке вИталию, он написалкартину «Морскойзалив», изображающуюНеаполитанскийзалив в полдень, где с покоряющейтонкостью вжемчужнойкрасочной гаммепередан влажныйвоздух. Несмотряна совсем малыеразмеры картины, в ней ясно различимычерты новыхколористическихдостижений.И, быть может, проживи Айвазовскийеще нескольколет, эта картинастала бы новойступенью вразвитии мастерствахудожника.
«Приборыи материалы»

Говоряо творчествеАйвазовского, нельзя неостановитьсяна большомграфическойнаследии, оставленноммастером, потомучто его рисункипредставляютширокий интерес, как со стороныартистическогоих выполнения, так и для уяснениятворческогометода художника.Айвазовскийвсегда многои охотно рисовал.Среди карандашныхрисунков выделяютсясвоим зрелыммастерствомработы, относящиесяк сороковымгодам, ко времениего академическойкомандировки1840-1844 годов и плаванияу берегов МалойАзии и Архипелагалетом 1845 года.Рисунки этойпоры гармоничныпо композиционномураспределениюмасс и отличаютсястрогой проработкойдеталей. Крупныеразмеры листаи графическаязаконченностьговорят о большомзначении, котороеАйвазовскийпридавал рисункам, сделанным снатуры. Этобыли в основномизображенияприбрежныхгородов. Острымтвердым графитомАйвазовскийрисовал лепящиесяпо уступам гор, уходящие вдальгородскиепостройки илиотдельные, понравившиесяему здания, вкомпоновываяих в пейзажи.Самыми простымиграфическимисредствами- линией, почтине пользуясьсветотенью, он достигалтончайшихэффектов иточной передачиобъема и пространства.
Рисунки, сделанные имво время путешествия, всегда помогалиему в творческойработе.
В молодостион часто пользовалсярисунками длякомпозициикартин безвсяких изменений.Позднее онсвободноперерабатывалих, и часто онислужили емутолько первымтолчком длявыполнениятворческихзамыслов. Ковторой половинежизни Айвазовскогоотноситсябольшое количестворисунков, выполненныхв свободнойширокой манере.В последнийпериод творчества, когда Айвазовскийделал беглыепутевые зарисовки, он стал рисоватьсвободно, воспроизводялинией всеизгибы формы, часто едвакасаясь мягкимкарандашомбумаги. Егорисунки, утративбылую графическуюстрогость иотчетливость, приобрели новыеживописныекачества.
По меретого каквыкристаллизовывалсятворческийметод Айвазовского, и накапливалисьогромный творческийопыт и мастерство, в процессеработы художникапроизошелзаметный сдвиг, сказавшийсяна его подготовительныхрисунках. Теперьон создаетнабросок будущегопроизведенияпо воображению, а не по натурномурисунку, какон это делалв ранний периодтворчества.Не всегда, разумеется, Айвазовскийсразу удовлетворялсянайденным вэскизе решением.Имеются триварианта эскизак последнейего картине«Взрыв корабля».Он стремилсяк лучшему решениюкомпозициидаже в форматерисунка: дварисунка сделаныв горизонтальномпрямоугольникеи один в вертикальном.Все три выполненыбеглым штрихом, передающимсхему композиции.Подобные рисункикак бы иллюстрируютслова Айвазовского, относящиесяк методу егоработы: «Набросавкарандашомна клочке бумагиплан задуманноймною картины, я принимаюсьза работу и, так сказать, всею душойотдаюсь ей».Графика Айвазовскогообогащает ирасширяет нашепривычноепредставлениео его творчествеи о его своеобразномметоде работы.
Дляграфическихработ Айвазовскийпользовалсяразнообразнымиматериаламии техническимиприемами.
К шестидесятымгодам относитсяряд тонко написанныхакварелей, сделанных однимцветом — сепией.Пользуясьобычно легкойзаливкой небасильно разжиженнойкраской, едванаметив облака, чуть тронувводу, Айвазовскийшироко, темнымтоном прокладывалпередний план, прописывалгоры второгоплана и рисоваллодку или корабльна воде глубокимтоном сепии.Такими простымисредствамион иногда передавалвсю прелестьяркого солнечногодня на море, накат прозрачнойволны на берег, сияние легкихоблаков надглубокой морскойдалью. По высотемастерстваи тонкостипереданногосостоянияприроды такиесепии Айвазовскогодалеко выходятза рамки обычногопредставленияоб акварельныхэскизах.
В 1860 годуАйвазовскийнаписал подобногорода прекраснуюсепию «Морепосле бури».Этой акварельюАйвазовскийбыл, видимо, удовлетворен, так как послалее в подарокП.М. Третьякову.Широко пользовалсяАйвазовскиймелованнойбумагой, рисуяна которой ондостиг виртуозногомастерства.К таким рисункамотносится«Буря», созданнаяв 1855 году. Рисуноксделан на бумаге, тонированнойв верхней частитеплым розовым, а в нижней — серо-стальнымцветом. Различнымиприемамипроцарапываниятонированногомелового слояАйвазовскийхорошо передалпену на гребняхволны и бликина воде.
Виртуознорисовал Айвазовскийтакже пером-тушью.
Заключение

В своемреферате яхотела рассказатьо жизни известнейшегорусского художника- мариниста.Айвазовскийпережил двапоколенияхудожников, а его искусствоохватываетогромный отрезоквремени — шестьдесятлет творчества.Начав с произведений, насыщенныхяркими романтическимиобразами, Айвазовскийпришел к проникновенному, глубоко реалистическомуи героическомуобразу морскойстихии.
Допоследнегодня он сохранилне только зоркостьглаза, но и глубокуюверу в своеискусство. Онпрошел свойтворческийпуть без малейшихсомнений, сохранивясность чувстви мышления доглубочайшейстарости.
По-моему, творчествоАйвазовскогобыло оченьпатриотично.Его заслугив искусствебыли отмеченыво всем мире.Он был избранчленом пятиАкадемий художеств, а его адмиралтейскиймундир былусыпан почетнымиорденами многихстран.
Будучиодним из самыхбогатых художниковРоссии, он многосделал длясвоего родногогорода: на егосредства быливыстроеныздания местнойкартиннойгалереи, археологическогомузея, проведеныбольшие работыпо благоустройствуФеодосии, постройкепорта и железнойдороги. Измастерской, созданной имв 1845, вышел целыйряд выдающихсямастеров пейзажа(А.И. Куинджи, К.Ф. Богаевский).Полнее всеготворчествомастера представленов основаннойим Феодосийскойкартиннойгалерее, ныненосящей егоимя.
ИванКонстантиновичАйвазовскийумер 19 апреля(2 мая) 1900 года ввозрасте восьмидесятитрех лет. Я думаю, что память обэтом великомхудожнике иего картинахнавсегда останетсяв сердцах миллионовлюдей со всегомира.
Списоклитературы

Н.Н. Новоуспенский «Айвазовский»: Альбом. Санкт — Петербург: Аврора, 2000
www.junior.ru.
100 великих художников. — М.: Вече, 2004.
www.artprojekt.ru
Приложения

Аттестатна звание художника14-го класса, выданный Академиейхудожеств И.К.Айвазовскому.
23 сентября1839 г.
Санкт-ПетербургскаяимператорскаяАкадемия художествв силу своегоустава, властью, от монарха ейданною, воспитанникасвоего ИванаГайвазовского, обучавшегосяв оной с 1833 годав живописанииморских видов, окончившегокурс своегоучения, за егохорошие успехии особливопризнанноев нем добронравие, честное и похвальноеповедение, возводя в званиехудожника, уравняемогопо всемилостивейшеданной Академиипривилегиис 14-м классоми наградя егошпагою, удостаиваетс потомкамиего в вечныероды пользоватьсяправами ипреимуществами, той высочайшеюпривилегиейтаковым присвоенными.Дан сей аттестатв Санкт-Петербургеза подписаниемПрезидентаАкадемии и сприложениембольшой еепечати.
Конференц-секретарь


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.