Реферат по предмету "Культура и искусство"


Библейские и мифологические мотивы в творчестве ПП Рубенса

Мастер своего дела

Мифология в искусстве

Персей и Андромеда и другие работы гения

Заключение
Много линайдется художников, которые навершине славыстали бы изучатьи копироватьпроизведениядругих живописцев? Много ли такихмастеров, которыев зрелом возрасте, постоянносовершенствуясвое умениерисовать иписать красками, смиренно учитьсяу более, с ихточки зрения, талантливыхколлег? Такимбыл великийфламандскийживописец XVIIвека Петр ПаульРубенс. Это имястоит в рядусамых прославленныххудожниковмира.
Его творчествобыло связующимзвеном двуххудожественныхкультур – эпохиВозрожденияи XVII столетия.Оно пронизаноподлиннымноваторством, стремлениемоткрыть дляискусства ещене изведанныепласты реализма.
Напротяжениивсего своеготворческогопути он неустанностремилсяпостичь тайнымастерства.Сам Рубенс былодареннейшимколористоми рисовальщиком, гениальнымсочинителемкомпозиций, наделенныммогучей фантазией.Но он обладалтакже колоссальнойработоспособностью, постоянносовершенствовали тренировалсвой глаз, руку, понимание формыи цвета. Этоневероятноетрудолюбиепомогло емуне только создатьмножествопроизведений, из которыхпочти половинабольшие монументальныеполотна, но иобрести поразительнуюсвободу ивиртуозностькисти.
ПитерПауль Рубенсбыл человекомразностороннеобразованным.Он поражалобширнымипознаниямив самых различныхнауках, свободновладел несколькимиязыками, интересовалсясовременнойлитературойи философией.Кроме того, онпревосходнознал античнуюисторию, мифологию, литературуи искусство.
Будущийхудожник родилсяв маленькомнемецком городкеЗигене в 1577 годув семье потомственныхжителей Антверпена.В грозные годыНидерландскойреволюции егоотец, Ян Рубенс, вынужден былбежать из родногогорода, спасаясьот преследованияиспанскихвластей. Семьябедствовалав изгнании.Возвратитьсяв Антверпенстало возможнымтолько послесмерти отца.
ЯнРубенс былюристом. Повсей видимости, именно он привилсвоему сынуинтерес к учению, дал первоначальныезнания латынии истории.
В1589 году ПетераПауля Рубенсаотдали в латинскуюшколу, где онпроучился околодвух лет. Егомать, МарияПейпелинкс, пишет в своемзавещании, чтоПетер Паульи его старшийбрат Филиппеще подросткамиушли из домаи стали самизарабатыватьна жизнь.
РисоватьРубенс сталеще в раннемдетстве, живописиобучался вмастерскихизвестныххудожниковАнтверпена.В настоящеевремя известнонесколькодесятков рисунковмолодого Рубенсас фигур и композицийнемецких мастеровXVI века. Этот приемизучения человеческойфигуры в движениипутем перерисовки, он сохранялдовольно долгоевремя.
В1598 голу молодойхудожник вступилв гильдию св.Луки – объединениеантверпенскихживописцев, получив правоработатьсамостоятельно.Однако заказовв Антверпенебыло мало. Ужетри десятилетияшла война. Испаниястремиласьвернуть северныепозиции Нидерландов, объявившиесебя в ходенационально-освободительногодвижения свободной, независимойреспубликойГолландией.Южные нидерландскиепровинции, которые называлииначе Фландрией, во главе сАнтверпеномоказались нев силах сброситьгнет испанскоговладычества.Разореннуюстрану покидалиголодные, обнищавшиежители, переселяясьв другие края…
Весной1600 года Рубенсуезжает в Италию, где проводитвосемь лет. Егонеобыкновенныйталант былсразу же замечен.Мантуанскийгерцог ВинченцоГонзага сделалего своим придворнымживописцем.Рубенс объездилмногие городаИталии, стремясьувидеть произведениявыдающихсямастеров эпохиВозрождения: Леонардо даВинчи, Микеланджело, Корреджо, Мантеньи, Тициана, Веронезе, Тинторетто.
ВоФлоренции вцеркви СанЛоренцо еговнимание привлеклакапелла Медичисо статуямиМикеланджело.Его, северянина, поразила пластическаясвобода и образнаясила произведенийвеликого флорентийца.Он рисуеталлегорическуюстатую «Ночь»с основнойточки зрения, а потом, на этомже листе, с позиции, с которой обычныйзритель неможет ее видеть.Рубенс училсяу Микеланджелосвободномувыявлениювыразительностии красотычеловеческоготела.
Благодарярисунку Рубенсамы можем представитьсебе гениальную, давно исчезнувшуюкомпозициюЛеонардо «Битвапри Ангиари».В главной сценевсадники вожесточеннойсхватке сражаютсяза знамя. Сложноесплетениефигур, предельноенапряжениедействия ичеловеческихчувств, переданныеЛеонардо, оказываютсяблизкими поискамсамого Рубенса.Спустя десятьлет он напишетодну из самыхзамечательныхсвоих картин,«Битву грековс амазонками», где постараетсядостичь леонардовскойсилы в сложноймногофигурной композиции.
Предметомглубочайшегоизучения дляРубенса оставалосьантичное искусство.Он писал: «Яглубоко преклоняюсьперед величиемантичногоискусства, последам которогоя пытался следовать, но сравнитьсяс которым я несмел и помыслить».Работая с античнымипамятниками, Рубенс ставилперед собойразличныезадачи. Преждевсего надо былопроникнутьсядухом античности,- гражданственнымсодержаниемискусства, крепостью исилой духадревних. Известно, что художникзарисовываетсцены с аркиКонстантина, колонны Траяна, стремясь уловитьхарактернуюосанку, волевуютвердостьжеста, достоинствоповеденияримлян. Потомон используетсвои наблюденияв ряде работ.
Встатуях и рельефахдревних Рубенсхотел открытьне только канонпостроенияфигуры, но какбы сам пульсбиения тойдавней жизни.Так, манероймоделировки, распределениемсветовых пятенон часто снимаетощущение камня.В античныхстатуях егоочаровываетспокойноеблагородствопозы, захватываетпредельнаяэкспрессия.Рубенс охотновводит пластическиемотивы, подмеченныев античныхпроизведениях, в свои композиции.Античное искусствовсегда помогалоему найти должнуюмеру междужизненным иидеальнымначалом.
Перенесяв картину изображениеживой модели, он освобождаетее от всегослучайного.Идеал Рубенсаобладает всемполнокровиемжизни, хотя визвестной мереон сочиненхудожником.
Рисуя, Рубенс применялразные техники.Набросок композициион делал пером, бистром. Любилрисовать углемс подцветкойсангиной, мелом, белилами. Созданиюкартины у негообычно предшествовалосочинениекомпозиции– сначала врисунке перомили в болеепоздний период– кистью назагрунтованнойдоске. Затемон исправляли завершалосновноераспределениемасс и цветовв эскизе. В переводеэскиза в большойформат Рубенсупомогали егоученики. Многиеиз них былиталантливымихудожниками.Однако никтоне мог сравнитьсяс ним в мастерстве.Кроме того, Рубенс делалэтюды голов, фигур, которыепотом переносилисьна большойхолст. Послеон проходилсвоей кистьювсю поверхностькартины, подправляясделанноеучениками, ииногда перерабатывалзаново. Писалон обычно, каки предшествующиеему нидерландскиеживописцы, надоске, покрытойсветлым грунтом, накладываятонкие, прозрачныелессировочныеслои красок.
Мастерскаяпоявилась унего уже повозвращениив Антверпен.Без нее вообщебыло бы немыслимосоздание такихграндиозныхживописныхциклов, какдекоративноеоформлениетридцати девятьюкартинамицеркви св. КарлаБорромея вАнтверпене, как серия «ЖизньМарии Медичи», состоящая издвадцати четырехмонументальныхполотен. Рубенсбыл монументалистомпо призванию.Но техникефрески он предпочелмасляную живопись.И достиг виртуознойманеры письмакак в необыкновенномфактурномразнообразии, так и в умениипридать картинепраздничныйдекоративныйхарактер.
Быстротаего работыизумляласовременников.
Известно, что знаменитуюкартину «Поколениеволхвов» (Антверпен, музей) высотойв пять метровон написал в1624 году за одиннадцатьдней. Создаваябольшие декоративныеполотна, Рубенсрассчитывалтот эффект, который онибудут производитьв определенномархитектурномансамбле. Большоезначение онпридавалархитектурномуобрамлениюсвоих произведений.
Рубенс обладалуниверсальнымгением. Бесконечноразнообразиетем и сюжетовего произведений, их жанровоебогатство –от парадногопортрета долирическогопейзажа. Новажнее всегонеобычайнаяширота охватаявлений жизни, мира и человека.Его искусствожизнерадостнои полно верыв героизм, волю, энергию людей.
Рубенс былглубоко национальнымхудожником, бесконечнопреданным своейстране. Любимымисозданиямиего кисти сталипейзажи егоФландрии, картины, где мы видимкрестьян, крепких, здоровых людей, для которыхтруд привычен, легок и радостен.
Знатокискусства XVIIвека Роже деПиль дает такойпортрет художника:
«Он привлекалвсех достоинствами, которые приобрелсам, и прекраснымикачествами, дарованнымиприродой. Онбыл высокогороста и обладалвеличественнойосанкой, чертылица имел правильные, щеки румяны, волосы русые, глаза его блестели, но не слишкомярко; он казалсяжизнерадостным, мягким и вежливым.Он отличалсяприветливымобхождением, ровным нравом, легкостью вразговоре, живым и проницательнымумом; говорилразмеренно, очень приятнымголосом. Всеэто придавалоего словамиестественнуюкрасноречивостьи убедительность.Он мог без трударазговаривать, занимаясьживописью; непрерывая работы, непринужденнобеседовал стеми, кто приходилего навестить.
Казалосьбы, многое вего жизни отвлекалоот регулярныхзанятий, темне менее, жилон очень размеренно.Он вставалвсегда в четыречаса утра иобязательноначинал деньслушаниеммессы, потомон принималсяза работу, имеявсегда при себенаемного чтеца, читающего емувслух какую-либохорошую книгу, обычно Плутарха, Тита Ливия илиСенеку. Он необычайнолюбил свой труди потому жилвсегда так, чтобы работатьлегко, не наносяущерба своемуздоровью. Онработал такимобразам до пятичасов вечера, затем садилсяна коня и отправлялсяна прогулкуза город, илина городскиеукрепления, или как-либоиначе старалсядать отдыхсвоему уму. Повозвращениис прогулки онобычно находилу себя доманескольких друзей, пришедшихотужинать сним вместе, умножая темсамым застольныеудовольствия.Однако он терпетьне мог излишествав вине и пище, а также в игре.Самым большимудовольствиемдля него былопроехатьсяна каком-нибудьпрекрасномиспанском коне, прочитать книгуили занятьсяразглядываниемсвоих медалей, своих агатов, сердоликови других резныхкамней, прекраснымсобраниямкоторых онрасполагал.
Он редкопосещал своихдрузей, но принималпосетителейтак любезно, что все любителиизящного, всеученые и простоиностранцылюбого звания, приезжавшиев Антверпен, приходили кнему поглядетьна него самогои на его художественнуюколлекцию, однуиз лучших вЕвропе. Он редкоделал визиты, имея на то своипричины, однаконикогда неотказывалживописцам, если те просилиего прийтивзглянуть наих работы. Сотеческойдобротой онвысказывалим свое мнение, а иногда брална себя трудподправитьих картины. Онникогда неосуждал чужихпроизведенийи находил нечтохорошее в любойманере».
Рубенс скончалсяв 1640 году. Он оставилбольшую школуучеников ипоследователейво Фландрии, в том числетаких мастеровживописи, какА.Ван-Дейк, Ф.Снейдерс, Я.Иорданс.
Четыре столетияпрошло со днярождения Рубенса, но его творчествоостается длянас и по сейдень образцомжизнерадостногои вдохновенногореалистическогоискусства.
Какуже упоминалось, в работах Рубенсачасто встречалисьбиблейскиеи мифологическиесюжеты. Вернемсяк этой теме ирассмотримподробнее этусторону творчествахудожника напримере некоторыхего картин. Но, для началанайдем определениесамому понятию- христианскаямифология.
Христианская мифология –это комплекспредставлений, образов, наглядныхсимволов, связанныхс религиознойдоктринойхристианстваи развивающихсяво взаимодействии этой доктриныс фольклорнымитрадицияминародов.
Образыновозаветныхповествованийтрансформированныеи опосредованныевторичноймифологизациейв апокрифическойписьменностии народныхверованиях, оказали универсальноевоздействиена художественноетворчество.Вплоть до раннегосредневековьявключительнолитератураи особенноизобразительноеискусствоакцентируетмотивы царственнойнебесной славы(очень долготемы «страстей»Христа и страданиймучениковостаются редкимии трактуютсяусловно). Позднеесредневековьеоткрываетэмоциональныевозможности«подражанияХристу» в егоземном унижении, сочувствиястраданиямдевы Марии; навизантийско-славянскомВостоке появляетсяновая чувствительность, например, визображенииГолгофы илиоплакиванияХриста, на Западе, особенно германском, она соединяетсяс резким натурализмомв изображенииистерзанныхтел Христа имучеников.
Античнаямифология сталаодной из главныхтем творчестваРубенса. Однакоего искусствобыло далекоот классическихантичных образов.Для Рубенсаантичность– не идеальныйобразец, которомунадо следовать, а высокий примервосприятияжизни во всейее чувственнойкрасоте.
Рубенс нераз возвращалсяк теме «Вакханалии».На одноименнойкартине онизобразилСилена, наставникабога вина Вакха, в окружениифантастическихжителей лесов, козлоногихсатиров и сатиресс.Эти причудливыесущества, исполненныенеобычной мощи, могут бытьпрекрасны, каклюди, и непосредственны, как животные.Они олицетворяютстихийно-жизненноеначало и, подобночеловеку, зверю, плодам и деревьям, являются созданиямивсемогущейприроды. Всев картине пронизаноощущениемжизненногонапора, преизбыточностии великолепия.Все действующиелица находятсяв бурном движении: красивая белокураясатиресса ичернокожаянегритянкас усилениемподдерживаютопьяневшегоСилена; сатир, висящий надереве, дразниттигра; дети сжадностьюприникли кгруди своейматери. Природабесконечноразнообразнав своих формахи красках: нежнаясветло-розоваякожа рядам сгрубым красновато-коричневымтелом, пышнаярастительностьна фоне грозовогонеба. Густойзолотистыйфон пронизываетгорячие краскикартины, наложенныесвободнымиширокими мазками.
Один из самыхпрославленныхшедевров великогофламандскогоживописца –«Персей и Андромеда».Картина исполненахудожникомв начале 1620-х годов– пору яркогорасцвета талантамастера. ИнтересыРубенса отличалисьисключительнойширотой. Толькоих перечислениесвидетельствуето ренессансномбогатственатуры художника.Так, в 1620-е годыон руководитработой граверови живописцевсвоей обширноймастерской, оформляет книгидля антверпенскогоиздательстваПлантена, делаеткартоны дляшпалер, выполняетпроекты скульптурныхрельефов иразличныхизделий художественногоремесла, наконец, смолоду интересуясьархитектурой, выпускает в1622 году двухтомныйувраж «ДворцыГенуи с их планами, фасадами иразрезами».
С начала1620-х годов разворачиваетсяи общественнаядеятельностьРубенса: онактивно проявляетсебя на дипломатическомпоприще, отстаиваяинтересы своейродины. Но приразнообразиизанятий главнойего страстьюоставаласьживопись. Недаромон назвал ее«любимой профессией».Путь же Рубенсакак живописцаисполнен стремленияк совершенствованию.Его искусстворазвивалосьтолько по восходящейлинии, не знаяспадов и неудач.Одной из бесспорныхвершин творчествастала картина«Персей и Андромеда».
Рубенс обратилсяк любимому иммиру античности, но, как всегда, по-своему пересказалмиф. Сюжет картинызаимствованиз поэмы Овидия«Метаморфозы».Карель ванМандер, первыйбиограф нидерландскихживописцев, перевел ее наголландскийязык и в 1604 годувключил в своюзнаменитую«Книгу о художниках».
Прославленныйгреческий геройПерсей, сынгромовержцаЗевса и аргосскойцаревны Данаи,«одолительзмеевласойГоргоны», чейвзгляд превращалвсе живое вкамень, пролеталоднажды надморем. Внезапноон увидел скалус прикованнойк ней дочерьюцаря ЭфиопииКефея – красавицейАндромедой.Она была наказаназа «материнскийязык»: ее мать, царица Кассиопея, похваляласьтем, что Андромедапрекраснеевсех морскихнимф, дочерейвладыки морейПосейдона. Иво искуплениеэтих дерзкихслов Андромедупринесли вжертву морскомучудовищу, которогоПосейдон наслална «Кефеевыдолы». Персеяпленила чудеснаякрасота девушки.В жестокойсхватке он убилчудовище иосвободилАндромеду.Наградой Персеюстала любовьпрекраснойцаревны, иблагодарныеродители срадостью отдалиее в жены герою.
Но перипетиисюжета малоинтересовалиРубенса. Художник, правда, изобразилна картиневолшебныепредметы, которыепомогли Персеюодолеть ГоргонуМедузу и убитьморское чудовище: крылатые сандалиина ногах Персея, одолженныеему вестникомолимпийскихбогов, Гермесом, серповидныймеч на поясегероя, зеркальныйщит с привязаннойк нему отрубленнойголовой ГоргоныМедузы и волшебныйшлем владыкицарства мертвыхАида (шапка-невидимка)в руках амура.Все эти детали, ровно как ивключение вкомпозициювозникшегоиз крови Горгоныкрылатого коняПегаса, на которомприлетел Персейв царство Кефея, и тело морскогочудовища, былинужны живописцузатем, чтобыввести зрителяв атмосферуантичной сказки.Сама же она дляРубенса явиласьлишь поводомвоспеть земноечеловеческоечувство и создатьупоительныйгимн жизни, молодости, красоте.
В стремительномполете богиниСлавы, венчающейПерсея лавровымвенком, в торжественнойпоступи героя, складкахразвевающегосяза его спинойплаща, во всехэлементахкартины, приподнятомее ритме и ликующемколористическомстрое находитвыражениенастроениерадости и ликования, звучит близкаяРубенсу темапобедногоапофеоза. Ноне эта тема, перекликающаясясо строкамиОвидия, описывающего, как после бритвы«рукоплесканьеи клик наполнилиберег и в небесени богов…», не героикасамого подвигаПерсея определяютпафос картины.Ее настроениерождается изсопоставления, контрастабурного, переполняющегоПерсея мощногочувства и тихой, трепетнойрадости Андромеды, склонившейсянавстречусвоему освободителю, из слияниядвух, устремленныхдруг к другуначал – сильного, мужественногои мягкого, нежного, женственного.Конечно, с античнымиисточникамиРубенс обращаетсядостаточносвободно иэфиопскуюцаревну наделяетчертами румяной, пышнотелой, белокурой ибелокожейфламандскойкрасавицы. Всясловно сотканнаяиз света и воздуха, она являетсявзору Персея, подобно Афродите, возникающейиз морскойпены.
Поразительнаясветоносностьотличает палитрухудожника.Светом он передаетживую теплотутела и холодныйблеск металла, лоснящуюсяконскую гривуи легкостьпереливающегосязолотыми иалыми отсветамишелка. Причем, как и в болееранние годы, основу палитрыРубенса составляютчистые, насыщенные, звучные краски.Локальные цвета– красный, синий, темно-зеленыйи золотисто-желтыйобразуют главныйкрасочныйаккорд картины.Однако ощущениеисключительногоколористическогобогатства игармонии композициибазируетсяне только наих равновесии.В большой степенионо достигаетсямягкостью иплавностьюпереходов отодного красочногопятна к другому.Рубенс добиваетсяэтого, применяяширокую гамму цветных тенейи рефлексов.
Важным принципомживописногометода мастерабыл отказ отпримененияв тенях пастозности, белил и чернойкраски. Вот чтоговорил ученикамсам художник:«Начинайтеписать вашитени легко, избегая водитьв них даже ничтожноеколичествобелил, они могутбыть вводимытолько в светах.Здесь краскимогут наноситьсякорпусно. Белиланарушаютпрозрачность, золотистостьтона и теплотуваших теней, ваша живописьне будет болеелегка, но сделаетсятяжелой и серой».ПерефразируяитальянцаБеллори, одногоиз первых биографовРубенса, с полнымправом можносказать о картине, что она «какбудто исполненаединым движениемкисти и одушевленаединым дыханием».
Покартинам Рубенсалегко можнопредставитьсебе жизньФландрии XVIIвека.Крупные размерыполотен, свободнаяманера письма, мощность красочныхформ соответствовалиторжественнойпышности храмов, украшениюзамков знати, городскихособняковдворянстваи богатой буржуазии.Оптимизм образовРубенса вомногом выразилхарактер егоэпохи, где многозначила уверенностьлюдей в сегодняшнемдне, хотя искусствуэтого мастеране были чуждыи драматическиечувства. Рубенсжил в то время, когда широкоеразвитие вискусствеЕвропы получилстиль барокко.Он был величайшимживописцемэтого стиляи одним из егосоздателей.Но его творчестводалеко выходилоза рамки этогонаправления.
В мастерскойхудожникасоздавалиськрупноформатныерелигиозныекомпозиции, мифологическиесцены, циклыдекоративныхпанно, пейзажи, портреты. Длябольшинствапроизведениймастера относящихсяк самым разнымжанрам, характернадинамика контрастныхформ, полныхэнергии и обладающихбольшой эмоциональнойвыразительностью.Звучная красочность, полнокровнаяживописнаялепка тел, пластическаянасыщенностьмотивов свойственнытаким разнымпроизведениям, как «Похищениедочерей Левкиппа»,«Снятие с креста»,«Крестьянскийтанец». В циклекартин дляфранцузскойкоролевы МарииМедичи, который включает 21 полотно, Рубенс широкоиспользуеталлегории, мифологическихперсонажей, которые, темне менее, невыглядят условными, настолько ониправдивы ижизненно убедительны.Этот грандиозныйдекоративныйансамбль оказалбольшое воздействиена развитиеисторическойживописи вЕвропе.
ТворчествоРубенса нетолько определилосвоеобразиефламандскойшколы живописи, но и решительноповлияло насудьбы всегоевропейскогоискусства.­­­­­­­­­­­­­­

Списоклитературы

Энциклопедический словарь юного художника. Под ред. Алпатова М.В., М. 1983 г.

И.А.Антонова.“Шедевры государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина”., М. 1986 г.

Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Под ред. С.А.Токарева. М. 1982 г.

Rudiger Klessmann “The Berlin Gallery” London, 1971.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.