Содержание
Введение
Глава1. История развитияарттерапии
Развитие арттерапии в древности
Научное обоснование арттерапии
Глава2. Арттерапиякак областьнаучного знания
2.1. Сущностьи содержаниеарттерапии
2.2. Функцииарттерапии
Глава3. Арттерапияи связь ее снароднымхудожественнымтворчеством
3.1. Связьарттерапиис НХТ черезмузыку
3.2. Связьарттерапиис НХТ черезтанец
Заключение
Списокиспользованнойлитературы
Введение
Арттерапия- это способ(метод) терапии, основанныйна занятияххудожественнымтворчествоми игрой. Арттерапияприменяетсякак средствопсихическойгармонизациии развитиячеловека. Арттерапияобладает очевиднымипреимуществамиперед другими- основаннымиисключительнона вербальнойкоммуникации- формамипсихотерапевтическойработы:
Арттерапияявляется средствомпреимущественноневербальногообщения. Этоделает ее особенноценной для тех, кто недостаточнохорошо владеетречью, затрудняетсяв словесномописании своихпереживаний, либо, напротив, чрезмерносвязан с речевымобщением (чтохарактерно, например, дляпредставителейзападной культуры).Символическаяречь являетсяодной из основизобразительногоискусства, позволяетчеловеку зачастуюболее точновыразить своипереживания, по-новому взглянутьна ситуациюи житейскиепроблемы инайти благодаря этому путь ких решению.
Арттерапияявляется средствомсвободногосамовыраженияи самопознания.Она имеет«инсайт-ориентированный»характер; предполагаетатмосферудоверия, высокойтерпимостии внимания квнутреннемумиру человека.
Арттерапевтическаяработа в большинствеслучаев вызываету людей положительныеэмоции, помогаетпреодолетьапатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Арттерапияоснована намобилизациитворческогопотенциалачеловека, внутреннихмеханизмов саморегуляциии исцеления.Она отвечаетфундаментальной потребности в самоактуализации- раскрытии широкого спектравозможностейчеловека иутверждения им своего индивидуально-неповторимогоспособа бытия- в — мире.
Групповаяарттерапияотличаетсяот индивидуальной.При групповойарттерапииособую значимостьприобретаюттакие «исцеляющие»факторы, какгрупповаясплоченностии поддержка, получениеинформации, коррекцияпсихическихпаттернов, связанных спребываниемв «первичнойсемейной группе», имитация поведения, развитие социальныхнавыков, получениеобратной связи, а также перераспределениелидерства отпсихотерапевтак другим участникамгруппы в условияхособой, демократическойатмосферы, обусловленнойравенствомправ и ответственности.
Целькурсовой работы– показатьсущность исвязь арттерапиис народнымхудожественнымтворчеством.
Задачикурсовой работы:
Показать историческое развитие и становлении арттерапии;
Определить сущность арттерапии;
Показать проявление взаимосвязи арттерапии с народным художественным творчеством.
В написаниикурсовой работыиспользованаследующаялитература: Абрамян Д.Н.Общепсихологическиеосновы художественноготворчества.— М., 1995.; АрнхеймР. Новые очеркипо психологииискусства. —М., 1994; Блинов О.А. Процессмузыкальнойпсихотерапии: Систематизацияи описаниеосновных формработы // Психол.журнал. — 1998. — №3 и др.
Глава1. История развитиеарттерапии
1.1. Развитиеарттерапиив древности
Уже назаре человеческойцивилизациижрецы, а затемврачи, философы, педагоги использовалиразные видыискусства длялечения душии тела. Онизадумывалисьнад тайнамивлияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясьопределитьих роль как ввосстановлениифункций организма, так в формированиидуховного мираличности.
Использованиеразных видовискусства вцелях врачеваниянаблюдалосьв Древней Греции, Китае и Индии.
В ДревнейГреции изобразительноеискусстворассматриваликак эффективноесредство воздействияна человека.В галереяхвыставлялискульптуры, олицетворявшиеблагородныечеловеческиекачества(«Милосердие»,«Справедливость»и др.). Считалось, что, созерцаяпрекрасныеизваяния, человеквпитывает вселучшее, что ониотражают. Тоже самое относитсяк картинамвеликих мастеров.[12]
Древниегреки придавалиособое значениетеатру.
В классическойГреции музыкальноеискусствовоспринималоськак триединство«мусическихискусств» —поэзии, танцаи собственномузыки.
Виднейшиедревнегреческиефилософы Пифагор(VIв. до н. э.), Аристотель, Платон (IVв. до н. э.), указывалина профилактическуюи лечебную силувоздействиямузыки. Онисчитали, чтомузыка устанавливаетпорядок во всейВселенной, втом числе нарушеннуюгармонию вчеловеческомтеле. Было замечено, что музыка, прежде всегоее основныекомпоненты— мелодия иритм, изменяютнастроениечеловека, перестраиваютего эмоциональноесостояние.
Считалось, что вокалотерапияэффективнапри врачевании.Свойство голосавыражать чувстваи эмоции наилучшимобразом проявляетсяв искусствепения, имеющегомноговековуюисторию. Художественноепение существовалоуже до нашейэры в Египте, Малой Азии, Древней Греции.
Известныидеи Платона, связанные смузыкотерапией.По его мнению, ритмы и лады, воздействуяна мысль, делаютее сообразнойим самим. Вследза Платономи Пифагоромидеи о влиянииискусства начеловека развивалАристотельв учениио катарсисе— концепцииочищения душичеловека впроцессе восприятияискусства. Онуказывал, чтотакое очищение(катарсис) подобноустранениюнеобузданногопафоса, как исубъективногобуйства —следовательно, обновлениюморальныхкритериев, аименно: обособившийсяв своих страданияхот жизни обществаиндивид поднимаетсяот своей частнойединичностидо всеобщности, последнееидентифицируетсяс жизнью иустремлениямиобщества.
В античныхисточникахнаходитсямножествосвидетельствчудесногоисцеленияблагодарявоздействиютого или иноговида искусства.
Танециспользовалсядревними вцелях врачевания.И в более поздниевремена в Италиидвижения подбыструю, динамичнуюмузыку считалисьэффективнымсредствомлечения тарантизма(укуса паука-тарантула).Больные в «бешеном»темпе в танце«тарантелла»двигались дополного изнеможения,«вытанцовывая»яд из тела.
В ДревнемКитае,как и вГреции, музыкаиспользоваласьдостаточношироко и всоответствиис правиламитрадиционнойкитайскоймедицины. Воснове древнекитайскихподходов кдиагностикеи лечению (втом числе сиспользованиеммузыкотерапии)применялосьвоздействиена активныебиологическиеточки, или точкиакупунктуры.
По мнениюдревних китайцев, музыка (пентатоника), благодарядействию этихзаконов, находитсяв гармонии сприродой иимеет огромнуюсилу воздействияна человека.Звуки музыкирассматривалисьпо отношениюк телу человека, которые сообщалиему те или иныесвойства. Особоеместо в системекитайскоймузыкотерапиизанимали музыкальныеинструменты, посредствомкоторых устанавливаласьсвязь междуих звучанием, вибрациямиразличныхорганов телаи колебаниямикосмоса. Музыка, воздействуятаким образомна человека, приводила егов состояниегармонии сприродой.
Музыкотерапияшироко использоваласьи в ДревнейИндии. Онаосновываласьна идее единстваВселенной изакона ритма, воздействующихна духовнуюсущность человека.
Выдающийсяиндийскийфилософ и музыкантХазрат ИнайятХан, раскрываямеханизмвзаимодействияритма и Вселенной, отмечает: «Деревьярадостно машутветвями в ритмс ветром; шумморя, бормотаниебриза, свистветра в скалах, среди холмови гор, вспышкамолнии и ударгрома, гармониясолнца и луны, движения звезди планет, цветениерастений, падениелиста, регулярнаясмена утра ивечера, дня иночи — все этооткрывает длявидящего музыкуприроды. Младенец отзываетсяна музыку дотого, как научитсяговорить; ондвигает своимиручками и ножкамив такт и выражаетрадость и больв разных тонах».
МузыкаИндии сохраниладо настоящеговремени мистицизмтембра и тональности, открытый ещев древности.Особое местов воздействиина человекав индийскоймузыкотерапиизанимает пение.Вокальноеискусство болееестественнопо сравнениюс инструментальным, поэтому считаетсяболее высоким.
В ДревнейИндиисчиталось, чтов голосе выражаетсебя душа. Сначалавызываетсяактивностьв уме. Ум с помощьюмысли проецируеттонкие вибрациив ментальномплане. При этомвибрации в видедыхания черезвнутренниеорганы (областьживота, легких, носоглотки)образуют голос.Голос выражаетпозицию ума, ложную илиистинную. Онтакже обладаетсилой магнетизмакак идеальныйприродныйинструмент.
В Средниевека практикамузыкотерапиисвязана с теориейаффектов, котораяизучала воздействиеразличныхритмов, мелодийи гармоний наэмоциональноесостояниечеловека.Устанавливалисьразличныеотношения междутемпераментомпациента ипредпочтениемим того илииного характерамузыки. [20]
1.2. Научноеобоснованиеарттерапии
Известно, что в началеXIXв. французскийврач-психиатрЖан Этьен ДоминикЭскироль сталвводить музыкотерапиюв психиатрическиеучреждения.Применениемузыки в медициненосило преимущественноэмпирическийхарактер.
Первыепопытки научногоосмыслениямеханизмавоздействиямузыки на организмчеловека относятсяк XVIIв., а экспериментальныеисследования— к концу XIX— началу XX.в. Ученыеделали попыткиподвестифизиологическийбазис подэмпирическиефакты.
В Россииинтереск проблемевзаимосвязимузыки и медициныочевиден. ПоинициативеВ. М. Бехтеревав России в 1913 г.был основанкомитет поисследованиюмузыкально-терапевтическихэффектов, вкоторый вошлиряд видныхврачей и представителеймузыкальногомира. СпециальныеисследованияС. С. Корсакова, В. М. Бехтерева, И. М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г. П. Шипулинаи др. выявилиположительноевлияние музыкина различныесистемы организмачеловека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральнуюнервную.
В Европепрактикаиспользованияизобразительноготворчествав лечении больных, имеющих психическиерасстройства, относится кначалу XXв. В ВеликобританиитакойдеятельностьюзанималисьМ. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е.Гутман и др.Осуществляетсявзаимодействиепредставителей«художественногомира» с психиатрами.Изобразительнаядеятельностьпсихическибольных оказываетсяобъектом научногоосмысления, применяетсяв целях диагностики.Опыт использованияхудожественноготворчествав преодолениинедугов и ускорениипроцессоввосстановленияи реабилитацииописан в книгеА. Хилла «Изобразительноеискусствопротив болезни»(1945). Он ввел вевропейскуюнауку и практикутермин «арттерапия»по отношениюк изобразительномуискусству каксредству лечебноговоздействия(А. И. Копытин).[25]
В СШАв 1940-е гг.М. Наубургиспользовалав психотерапевтическойработе с детьмирисуночныетехники, рассматриваявыражениеребенком своихпереживанийв изобразительнойдеятельностив качествеинструментаисследованияего бессознательныхпроцессов.
В этовремя арттерапияразвиваетсяв контекстетеоретическихидей 3. Фрейдаи К. Юнга и впсихотерапевтическойпрактике используетсякак метод лечебноговоздействияна психическибольного черезвключение еготолько в изобразительнуюдеятельность.Лечебный эффектв американскомарттерапевтическомнаправленииобосновываетсяс помощью идейтрадиционногопсихоанализа.
Используяидеи К. Юнга овозможностяххудожественноготворчествав психоаналитической, психотерапевтическойпрактике, Р.Пикфорд, М. Милнен, Д. Винникотти др. внеслибольшой вкладв развитиеарттерапии, в основе которойв то время былоизобразительноеискусство.
Втораяполовина XXв. характеризуетсясозданиемпервых профессиональныхобъединенийарттерапевтов(в 1963 г. появилисьБританскаяассоциацияарттерапевтов, Американскаяарттерапевтическаяассоциация).Целями и задачамидеятельностиэтих объединенийбыло содействиесохранениюпсихическогои физическогоздоровья гражданпосредствомизобразительногоискусства идругих видовтворчествав качествепсихотерапевтическогоинструмента.
В 1970-е гг.Британскаяассоциацияарттерапевтовсделала первыешаги по внедрениюарттерапиив государственноездравоохранение.В это же времяначинаетсяподготовкаспециалистов-арттерапевтовв США и Великобритании.А в 1980 — 1990-е гг. характернымдля арттерапевтическойпрактики являетсяповышение еероли в образовании, в частности, в специализированныхшколах.
Рассмотрениеискусства какфактора психическогоразвития детей, обоснованиеиспользованияизобразительныхприемов в работес детьми в качествепсихотерапевтическогои психокоррекционногоинструментадается в работахX.Рид (1943), Е. Крамер(1958, 1971).
В Россиитакойопыт работыпредставленв работах Е. И.Бурно (1989), Г. В.Бурковского, Р.Б.Хайкина(1982), О. А. Карабановой(1997) и др. Изобразительнаядеятельностьпозволяет детямбез слов выразитьсвои мысли.Использованиеже продуктовизобразительнойдеятельности(рисования, лепки, декоративно-прикладногоискусства)облегчаетотреагированиепереживанийи фантазий, способствуетизменениюповедения.
Во второйполовине XXв. музыкотерапиявыделяетсякак самостоятельноенаправление.Оно широкопрактикуетсяв странах Европыи США. Этот периодхарактеризуетсяорганизациеймузыкально-психотерапевтическихобществ и центровв Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.
Интереск использованиюискусства вцелях коррекции, к механизмуего воздействияна человекав конце XXв. заметно вырос.Это связанос научно-техническимпрогрессом(появлениемаудиовизуальныхсредств, медицинскойтехники и пр.).
Обзорнаправленийарттерапиисодержитсяв работах Л. С.Брусиловского, В. Е. Рожнова,3. Матейновой, С. Машуры, В. И.Петрушина.
В настоящеевремя различныевиды арттерапиипредставленыпрактическиво всех странахкак в медицине(при нервно-психических, соматическихзаболеваниях), так и в психологии(общей, медицинской, специальной), поскольку прилюбой структуренарушения такили иначезатрагиваетсяаффективнаясфера.
Особоеместо средисовременныхвидов арттерапиизанимаетмузыкотерапия.Каждаяиз музыкотерапевтическихшкол Европыимеет своюконцепцию.
Так, воФранциии Голландиимузыкотерапияшироко используетсяи в практикепсихотерапии, и в хирургии.При этом музыкаподбираетсяс учетом еефизиологическоговоздействияна организм, особенностейчеловека, егозаболевания.В Голландиимузыка используетсяи при лечениисердечно-сосудистыхзаболеваний.Определеннаяклассическаямузыка оказываетпозитивноевлияние насердечно-сосудистуюсистему человека, помогает справитьсяс одиночеством, улучшает самочувствиечеловека.
ИзвестныйфранцузскийотоларингологА. Томатис исследовалвлияние звуковвысокой частотына психикучеловека. Онпоказал, чточеловек непросто слышит: воспринимаемыеим колебаниявоздействуютна нервы внутреннегоуха и, преобразуясьтам в электрическиеимпульсы, направляютсяв мозг. [29]
Шведскаяшкола музыкотерапии(основательА. Понтвик) исходитиз концепциипсихорезонанса,в которойуказывается, что глубинныеслои человеческогосознания резонируютсо звучащимигармоническимиформами и оказываютсядоступнымидля понимания.А. Понтвик, опираясьна взгляды К.Юнга, на понятие«коллективногобессознательного», развил представленияо способахраскрытияглубинных слоевпсихики посредствомсоотношенийзвуков, дающихэффект обертонов.
В СШАмузыкотерапияполучила признаниепосле второймировой войны, когда она успешноприменяласьпри леченииэмоциональныхрасстройству ветеранов.Дальнейшееразвитиемузыкотерапииотмечалосьпосле демонстрацииее эффективностив работе с детьмии престарелымилюдьми. В СШАв 1950 г. созданаНациональнаяассоциациямузыкальнойтерапии.
Однимиз наиболееизвестныхсовременныхарттерапевтическихцентров СШАявляется открытаяв 1990 г. в университетеНью-Йорка клиникамузыкальнойтерапии Нордофф-Роббинса.
В Англии,в Лондоне, в 1975 г. был организованЦентр музыкальнойтерапии, которыйзанимаетсяразработкоймузыкально-терапевтическихпрограмм дляспециальныхшкол и клиникЛондона.
В Германиив 1985 г. примедицинскомфакультетеуниверситетаВиттен Хердекебыл созданИнститут музыкальнойтерапии, гдемузыкотерапияприменяетсяво многих областяхмедицины: детскойи общей психиатрии, педиатрии, невропатологии, интенсивнойтерапии и др.[13]
В Россииво второйполовине XXв. арттерапияразрабатываетсяи используетсяв лечебных икоррекционныхцелях как вразличныхнаправленияхмедицины, таки в психологии, в частности, в специальнойпсихологии.
Эффективностьиспользованияразных видоварттерапиив коррекциии леченииподтверждаетсяшироким спектромработ по музыкотерапии(Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин, И. М. Гринева идр.), вокалотерапии(С. В. Шушарджан), изотерапии(А. И. Захаров, Р. Б. Хайкин, М.Е. Бурно и др.), библиотерапии(В. В. Мурашевский, А. М. Миллер, Е.Ю. Pay, Ю. Б. Некрасоваи др.), имаготерапии(И. Е. Вольперт, Н. С. Говоров).
Отечественнаяшкола использованияискусства влечении и коррекциив последниегоды достиглаогромных успехови показывает, что разныесредства искусства, особенно музыка, оказываютлечебное икоррекционноевоздействиекак на физиологическиепроцессы организма, так и на психоэмоциональноесостояниечеловека.
Положительноевлияние искусствана центральнуюнервную системуотмечали психиатрыА. Л. Гройсмани В. Райков.Последнийуказывал напсихокоррекционноевоздействиеживописи начеловека, особеннопри его активномучастии визобразительнойдеятельностии созданииживописногопроизведения.
НаблюденияпсихотерапевтаС. Мамуловапоказали, чтонормализациидеятельностисердечно-сосудистойсистемы помогаетмузыка, исполняемаяна кларнетеи скрипке.
Воздействиемелодичноймузыки обеспечиваетседативныйэффект, музыкаритмичная, энергичная, с умереннымтемпом и динамикойявляется тонизирующейпри восстановительнойсосудистойтерапии, в томчисле при нарушениимозговогокровообращения(И. М. Гринева).
Лечебноевоздействиехудожественногопения, вокалотерапии, характер еепримененияв лечебно-оздоровительнойпрактике показаныС. В. Шушарджаном(1994). Обнаруженоподавляющеедействие некоторыхмузыкальныхпрограмм накультурымикроорганизмов: стафилококкаи Е. Coli(С. В. Шушарджан, А. А. Стехин, Г.В. Яковлева, В.А. Ишутин, В. Е.Гинзбург, 2000).
В Москвев 1997 г. созданаМеждународнаяакадемияинтегративноймузыкотерапии(МАИМ), где лучшиедостижениясовременнойклиническойи традиционной(народной) медицины, компьютернойтехнологиии искусствабыли объединеныв систему подназваниеминтегративнаямедицина.
В настоящеевремя можновыделить нескольконаправленийиспользованияискусства вкоррекционнойработе: психофизиологическое(связанное скоррекциейпсихосоматическихнарушений),психотерапевтическое(связанноес психо-эмоциональнойсферой), психологическое(выполняющеекатарсистическую, регулятивную, коммуникативнуюфункции),социально-педагогическое(связанноес развитиемэстетическихпотребностей, расширениемобщего ихудожественно-эстетическогокругозора, сактивизациейпотенциальныхвозможностейребенка впрактическойхудожественнойдеятельностии творчестве).Реализацияэтих направленийв работе с детьмис проблемамиосуществляетсячерез определенныепсихокоррекционные, коррекционно-развивающиеметодики, которыеиспользуютсяв рамках артпедагогикии арттерапии.[31]
--PAGE_BREAK--
Глава2. Арттерапия, как областьнаучного знания
2.1. Сущностьи содержаниеарттерапии
Арттерапиявозникла в 30-егоды нашеговека. Первыйурок примененияарттерапииотносится кпопыткам коррекцииэмоционально-личностныхпроблем детей, эмигрировавшихв США из Германииво время второймировой войны.С тех пор арттерапияполучила широкоераспространениеи используетсякак самостоятельныйметод и какметод, дополняющийдругие техники.
Термин«арттерапия»(буквально: терапия искусством)ввел в употреблениеАдриан Хилл(1938) при описаниисвоей работс туберкулезнымибольными всанаториях.Это словосочетаниеиспользовалосьпо отношениюко всем видамзанятия искусством, которые проводилисьв больницахи центрахпсихическогоздоровья.
Арттерапия- это специализированнаяформа психотерапии, основаннаяна искусстве, в первую очередьизобразительноми творческойдеятельности.
Основнаяцель арттерапиисостоит вгармонизацииразвития личностичерез развитиеспособностисамовыраженияи самопознания.
Важнейшейтехникойарттерапевтическоговоздействияздесь являетсятехника активноговоображения, направленнаяна то, чтобыстолкнуть лицомк лицу сознательноеи бессознательноеи примиритьих между собойпосредствомаффективноговзаимодействия.
Выделяютдва основныхмеханизмапсихологическогокоррекционноговоздействия, характерныхдля методаарттерапии.
Первыймеханизм состоитв том, что искусствопозволяет вособой символическойформе реконструироватьконфликтнуютравмирующуюситуацию инайти ее разрешениечерез переструктурированиеэтой ситуациина основе креативныхспособностейсубъекта.
Второймеханизм связанс природойэстетическойреакции, позволяющейизменить действие«аффекта отмучительногок приносящемунаслаждение».
Использованиеэлементоварттерапиив групповойработе даетдополнительныерезультаты, стимулируявоображение, помогает разрешатьконфликты иналаживатьотношения междуучастникамигруппы. Искусствоприносит радость, что важно самопо себе, независимоот того, рождаетсяли эта радостьв глубинахподсознанияили являетсярезультатомосознаниявозможностиразвлечься.
В качествематериаловна занятияхпо арттерапиииспользуютсякраски, глина, клей, мел. Арттерапияиспользуетсякак в индивидуальной, так и в групповойформе.
Арттерапияимеет и образовательнуюценность, таккак способствуетразвитиюпознавательныхи созидательныхнавыков.
Существуетдве формы арттерапии: пассивная иактивная.
При пассивнойформеклиент «потребляет»художественныепроизведения, созданныедругими людьми: рассматриваеткартины, читаеткниги, прослушиваетмузыкальныепроизведения.
При активнойформеарттерапииклиент самсоздает продуктытворчества: рисунки, скульптурыи т.д.
Занятияпо арттерапиимогут бытьструктурированнымии неструктурированными.
Приструктурированныхзанятияхтема жесткозадается ипредлагаетсяопределенныйматериал. Какправило, поокончаниизанятий обсуждаютсятема, манераисполненияи т д.
Принеструктурированныхзанятияхклиенты самостоятельновыбирают темудля освещения, материал, инструменты.
К средствамарттерапииотносят резьбупо дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из мехаи тканей, плетение, шитье, выжигание, ваяние, моделированиес бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написаниерассказов, пение, музыка, выразительноедвижение тела.
Арттерапевтическиезанятия проводятсядвумя способами.В первомслучае клиентупредоставляетсявозможностьизготовитьподелку изконкретногоматериала пособственнымрисункам наопределеннуютему. При этомудается увидетьудивительныенеобычныесочетанияцветов, своеобразнуюформу, самобытноевыражениесюжета. Все этонепосредственносвязано сособенностямимироощущенияклиента, егочувствами, переживаниями, отражающимискрытые отсознания символы.Арттерапияпозволяетполучить в этомслучае дополнительныйдиагностическийматериал, свидетельствующийо проблемахклиента. [30]
Второйвариант — неструктурированноезанятие. Клиентысами выбираюттему, материал, инструменты.В конце занятийпроводитсяобсуждениетемы, манерывыполненияи т.д.
Задачейарттерапевтаявляется созданиеособой атмосферы, которая будетспособствоватьспонтанномупроявлениютворчестваклиента, и приэтом невладениеарттерапевтомв совершенствеиспользуемымматериаломставит его какбы на одну линиюв творческомплане с клиентоми способствуетсамораскрытиюклиентов.
Активнаядеятельностьи творчествоспособствуютрасслаблению, снятию напряженностиу клиентов.
Основнаяцель арттерапиисостоит в развитиисамовыраженияи самопознанияклиента черезискусство, атакже в развитииспособностейк конструктивнымдействиям сучетом реальностиокружающегомира. Отсюдавытекает важнейшийпринцип арттерапии- одобрение ипринятие всехпродуктовтворческойизобразительнойдеятельностинезависимоот их содержания, формы и качества.Существуютвозрастныеограниченияиспользованияарттерапиив форме рисункаи живописи
Арттерапевтическийметод позволяеткак нельзялучше объединитьиндивидуальныйподход к клиентуи групповуюформу работы.Как правило, арттерапевтическиеметоды присутствуютв любой программекоррекции, дополняя иобогащая развивающиевозможностиигры
Созданиепродукта впроцессе арттерапииобусловленоцелой системойпобуждений, центральнымииз которыхявляются
• стремлениесубъекта выразитьсвои чувства, переживанияво внешнейдейственнойформе;
• потребностьпонять и разобратьсяв том, что происходитв себе;
• потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используяпродукты своейдеятельности;
• стремлениек исследованиюокружающегомира черезсимволизациюего в особойформе, конструированиемира в видерисунков, сказок, историй.
Процесссоздания любоготворческогопродукта базируетсяна таких психологическихфункциях, какактивное восприятие, продуктивноевоображение, фантазия исимволизация.
В зависимостиот характератворческойдеятельностии ее продуктаможно выделитьследующие видыарттерапиирисуночнуютерапию, основаннуюна изобразительномискусстве;музыкотеранию, библиотерапию,как литературноесочинение итворческоепрочтениелитературныхпроизведений,танцетерапиюи др.
2.2. Функцииарттерапии
Основнымифункциямиарттерапииявляются:катарсистическая(очищающая, освобождающаяот негативныхсостояний);регулятивная(снятиенервно-психическогонапряжения, регуляцияпсихосоматическихпроцессов, моделированиеположительногопсихоэмоциональногосостояния);коммуникативно-рефлексивная(обеспечивающаякоррекциюнарушенийобщения, формированиеадекватногомежличностногоповедения, самооценки).
В арттерапиине делаетсяакцент нацеленаправленноеобучение и, следовательно, овладениенавыками иумениями вкаком-либо видехудожественнойдеятельности(музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом).
Исходяиз существующихфункций, арттерапиярешает какобщие теоретическиеи организационныезадачи, так ичастные, относящиесяк каждому изэтих направлений.
Общиенаучно-теоретическиеи организационныезадачи арттерапии:
— разработка научно-теоретических основ использованиясредств искусствав системекоррекционнойпомощи детямс отклонениямив развитии;
— научноеобоснованиевозможностейи путей компенсацииразличныхотклоненийв развитиидетей средствамиискусства ихудожественнойдеятельности;
— обобщениевсего накопленногоопыта использованияарттерапевтическихподходов вспециальномобразовательномучреждениии обогащениеего новым научными практическимсодержанием, нацеленнымна решениезадач гуманизацииспециальногообразования;
— совершенствованиесистемы организациикоррекционнойпомощи средствамиискусства вспециальныхобразовательныхучрежденияхи подготовкаспециалистовдля реализацииэтой задачи.
Частныезадачи арттерапии.
— адаптацияимеющихсяарттерапевтическихметодик ииспользованиеих в системепсихокоррекционнойпомощи детямс нарушенииразвития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательногоаппарата, имеющимизадержку психическогоразвития, умственнуюотсталость);
— выявлениеособенностейи определениеэффективностииспользованияарттерапиив психокоррекционнойработе;
— разработкаарттерапевтическихтехнологий, обеспечивающихкоррекциюнарушений вразвитии;
— коррекциявторичныхотклоненийв развитииличности, гармонизацияи социальнаяего адаптацияв культурно-образовательномпространствепосредствомарттерапевтическихметодик.
Арттерапияобеспечиваетпрофилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационноевоздействие.
Основываясьна коррекционно-личностноми деятельностномподходах вразвитии арттерапияпреследуетединую цель— гармоническоеразвитие человекас проблемами; расширениевозможностейего социальнойадаптациипосредствомискусства, участия вобщественнойи культурнойдеятельностив микро- и макросреде.[14]
Глава3. Арттерапияи связь ее снароднымхудожественнымтворчеством
3.1. Связьарттерапиис НХТ черезмузыку
Музыкотерапияпредставляетсобой метод, использующиймузыку в качествесредства коррекции.Многочисленныеметодикимузыкотерапиипредусматриваюткак целостноеи изолированноеиспользованиемузыки в качествеосновного иведущего факторавоздействия(прослушиваниемузыкальныхпроизведений, индивидуальноеи групповоемузицирование), так и дополнениемузыкальнымсопровождениемдругих коррекционныхприемов дляусиления ихвоздействияи повышенияэффективности.
Музыкотерапияактивно используетсяв коррекцииэмоциональныхотклонений, страхов, двигательныхи речевыхрасстройств, психосоматическихзаболеваний, отклоненийв поведении, при коммуникативныхзатрудненияхи др.
Народноехудожественноетворчество, имея в своемарсенале музыкальныепроизведения, созданныенародом тесносвязано сарттерапией, т.е. исцелениемискусством.Народное творчество, народная культуранастолькобогаты и разнообразны, что насчитываютне один десятокнародных песен, припевок, баллади т.д., в которыхзаложено«эмоциональноезерно» русскоготворчества.[26]
Слушаяи исполняянародные песнии мелодии участникнародногоколлективаи рядовой слушательпропитываетсятой эмоционально-психологическойатмосферой, которую создаютнародные музыкальныепроизведенияи частично илиполностьюпогружаетсяв тот ритм, которыйони задают.
Спокойныйи уравновешенныйритм, широтаи мелодичностьрусских народныхпесен благоприятствуютнервно-психическомуи эмоционально-психологическомуоздоровлениюличности, ведутк подъему настроенийи чувств, появлениюздорового ритмажизни; помогаютчеловекупочувствоватьсебя необходимымв этой жизни, в данной ситуации, дают внутреннююполноту иполноценностьсамоощущения, помогают выйтииз депрессии, побуждают кдействию.
Правильныйвыбор музыкальнойпрограммы — ключевой фактормузыкотерапии.Для того чтобымузыка контактировалас клиентом, онадолжна соответствоватьего эмоциональномусостоянию. Ещев 1916г. В.М. Бехтеревписал: «Музыкальноепроизведение, по своему состояниюсовпадающеес настроениемслушающего, производитсильное впечатление.Произведение, дисгармонирующеес настроением, может не тольконе нравиться, но даже раздражать».
Специальныефизиологическиеисследованиявыявили влияниемузыки на различныесистемы человека.Рядом исследованийбыло показано, что восприятиемузыки ускоряетсердечныесокращения, повышает темпреспирации.Было обнаруженоусиливающеедействие музыкальныхраздражителейна пульс, дыханиев зависимостиот высоты, силызвука и тембра.Частота дыхательныхдвижений исердцебиенийизменяласьв зависимостиот темпа, тональностимузыкальногопроизведения.
Физиологическоевоздействиемузыки на человекаосновано натом, что нервнаясистема, а сней и мускулатураобладают способностьюусвоения ритма.Музыка какритмическийраздражительстимулируетфизиологическиепроцессы организма, происходящиеритмично какв двигательной, так и в вегетативнойсфере. Ритмыотдельныхорганов человекавсегда соразмерны.Между ритмомдвижения иритмом внутреннихорганов существуетопределеннаясвязь. Ритмическиедвижения представляютсобой единуюфункциональнуюсистему, двигательныйстереотип.Используямузыку какритмическийраздражитель, можно достигнутьповышенияритмическихпроцессоворганизма вболее строгойкомпактностии экономичностиэнергетическихзатрат.
Музыкаспособнаустанавливатьобщее настроение, причем эмоциональнаяокраска образов, возникающихпри ее восприятии, различна взависимостиот индивидуальныхособенностеймузыкальноговосприятия, степени музыкальнойподготовки, интеллектуальныхособенностейслушающего.Изучениеэмоциональнойзначимостиотдельныхэлементовмузыки — ритма, тональности- показало ихспособностьвызывать состояние, адекватноехарактерураздражителя: минорные тональностиобнаруживаютдепрессивныйэффект, быстрыепульсирующиеритмы действуютвозбуждающеи вызываютотрицательныеэмоции, мягкиеритмы успокаивают, диссонансы— возбуждают, консонансы- успокаивают.Положительныеэмоции примузыкальномпрослушивании,«художественноенаслаждение», по мнению Л.С.Выготского, не есть чистаярецепция, нотребует высочайшейдеятельностипсихики. Мучительныеи неприятныеаффекты приэтом подвергаютсянекоторойразрядке, уничтожению, превращениюв противоположное.
Выделяютчетыре основныхнаправлениякоррекционногодействиямузыкотерапии:
1. Эмоциональноеактивированиев ходе вербальнойпсихотерапии.
2. Развитиенавыков межличностногообщения, коммуникативныхфункций испособностей.
3. Регулирующеевлияние напсиховегетативныепроцессы.
4. Повышениеэстетическихпотребностей.
В качествепсихологическихмеханизмовкоррекционноговоздействиямузыкотерапииуказывают:
• катарсис- эмоциональнуюразрядку, регулированиеэмоциональногосостояния;
• облегчениеосознаниясобственныхпереживаний;
• конфронтациюс жизненнымипроблемами;
• повышениесоциальнойактивности;
• приобретениеновых средствэмоциональнойэкспрессии;
• облегчениеформированияновых отношенийи установок.
В зависимостиот активностиклиентов, степениих участия вмузыкотерапевтическомпроцессе ипоставленныхзадач музыкотерапияможет бытьпредставленав форме активной,когдаони активновыражают себяв музыке, и пассивной(рецептивной),когдаклиентам предлагаюттолько прослушатьмузыку. [9]
Активнаямузыкотерапияпредставляетсобой коррекционно-направленную, активную музыкальнуюдеятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацияс помощьючеловеческогоголоса и выбранныхмузыкальныхинструментов.Активнаямузыкотерапияможет бытьиндивидуальной(вокалотерапия)и групповой(вокальныйансамбль, хор)или же в формеигры на музыкальныхинструментахили музыкальноготворчества.
Активноепрослушиваниеподразумеваетдискуссию вгруппе. Поэтомунеобходимофиксироватьвнимание клиентана исполняемомпроизведении.Можно предварительнорассказатьо характереи содержаниипьесы, ее авторе, предлагая всеэто запомнитьс целью облегчениязапоминаниямузыки, пьесыдолжны бытьконтрастнымипо темпу иритмическомурисунку. Занятиямогут иметьвид музыкальныхвикторин, спомощью которыхлегче удаетсявовлекатьклиентов вбеседу, фиксируяих вниманиена предметеобсуждений.
Рецептивнаямузыкотерапияпредполагаетвосприятиемузыки с коррекционнойцелью. В комплексныхкоррекционныхвоздействияхмузыкотерапияможет использоватьсяв различныхформах. Различаюттри формы рецептивнойпсихокоррекции: коммуникативную, реактивнуюи регулирующую:
1 Коммуникативная- совместноепрослушиваниемузыки, направленноена поддержаниевзаимных контактов, взаимопониманияи доверия, этонаиболее простаяформа музыкотера-пии, имеющая своейцелью установлениеи улучшениеконтакта психологас клиентом.
2. Реактивная, направленнаяна достижениекатарсиса.
3. Регулятивная, способствующаяснижениюнервно-психическогонапряжения
Рецептивнаямузыкотерапияможет проводитьсяв форме пассивногои активногопрослушивания, что определяетсяособенностямигрупповойдискуссии, возникающейв процессемузыкотерапии.
При групповойпсихокоррекционнойработе используетсяактивный вариантмузыкотерапии.Он требуетналичия простейшихмузыкальныхинструментов.Клиентам предлагаетсявыразить своичувства илипровести диалогс кем-либо изчленов группыс помощью выбранныхмузыкальныхинструментов.Исполнениемузыкальныхпроизведенийимеет хорошийкоррекционный эффект, способствуя созданию доверительнойтеплой атмосферы.
Дляиспользованияактивноговариантамузыкотерапиинужен наборнесложныхмузыкальныхинструментов: колокольчики, барабан, маракасы, цимбалы и пр.Клиентам предлагаютсяопределенныеситуации, темы, сходные с темамипроигрыванияролей, рисунка, например трудныйразговор скем-либо из лицближайшегоокружения.Клиент выбираетмузыкальныйинструменти инструментдля своегопартнера, изатем с помощьюзвуков создаетсядиалог.
Обсуждениеидет таким жеобразом, каки при проведениидругих техник.Как вариантактивноймузыкотерапииможет рассматриватьсяхоровое пение.Целью использованияданного приемаявляется созданиесоответствующейэмоциональнойатмосферы, необходимойдля функционированиягруппы, сниженияуровня напряжения, скованности, отчужденности, созданиесплоченности, формированиесотрудничества, взаимопонимания, эмоциональногоконтакта
Групповаяпассивнаямузыкотерапияпроводитсяв форме регулярного(2 раза в неделю)группового(6-8 человек) прослушиванияпроизведенийинструментальнойклассическоймузыки. Цельпрослушивания- изменить настроениеклиентов, отвлечьих от переживаний, уменьшитьтревогу. Программапрослушиваниясоставляетсяс учетом предварительногоапробированияпьес на групповыхсеансах, анализовсамоотчетовклиентов инаблюденияза ними во времяпрослушивания.Коррекционноевоздействиемузыкотерапииявляетсясимптоматическим, т.е. снижающимв определеннойстепени психическиепроявления, но не устраняющимисточник ихвозникновения.Поэтому этотметод являетсядополнительнымпо отношениюк другим методамкоррекционноговоздействия.
Групповаявокалотерапия, пение — важныйметод активноймузыкотерапии.Преимуществоэтого методазаключаетсяв сочетаниивнимания ксвоей телеснойсфере (функциямгортани, шейноймускулатуры, легких, диафрагмыи, по существу, всего организма)с ориентациейна группу.
Вокальноепение такжеберет своикорни из народногоколлективногоисполненияпесен, безаккомпанементаили под сопровождениекакого-либоодного музыкальногоинструмента, например гармошкиили балалайки.Вокальное пениенародных песенпозволяетво-первых каки любое групповоепение ощутитьединство группы, ее целостность; во-вторых наполнитьсебя ауройположительногонастроения, положительнымиэмоциями, царящимив группе.
Численностьгруппы вокалотерапии15-20 человек, длительностьзанятий — 25мин. Используютсяпесни предпочтительнооптимистические, жизнерадостногохарактера, нотакже такие, которые побуждаютк размышлениюи глубокимпереживаниям.Песни подбираютсяв соответствиис настроениемгруппы. Размещениегруппы — замкнутыйкруг. Руководителигруппы включеныв круг и поютвместе со всеми.
Вначалеупражнениесводится косновным музыкальнымэлементам: воспроизведениезвука закрытымртом, воспроизведениегласных в сочетаниис движениямирук и всеготела и т.д. Преимуществогрупповойвокалотерапиизаключаетсяв том, что приней каждыйучастник вовлекаетсяв процесс. [11]
3.2. Связьарттерапиис НХТ черезтанец
Танцевальнаятерапияприменяетсяпри работе слюдьми, имеющимиэмоциональныерасстройства, нарушенияобщения, межличностноговзаимодействия.
Использованиеэтого методатребует отспециалистадостаточноглубокой подготовки, так как этотвид взаимодействияможет будитьсильные эмоции.Танцевальныедвижения всочетании сфизическимиконтактамии интенсивныммежличностнымвзаимодействиеммогут вызыватьочень глубокиеи сильные чувства.
Народныйтанец, каксоставляющаянародногохудожественноготворчестваявляется однимиз главныхметодов арттерапевтическоговоздействияна людей сэмоциональнымирасстройствами, нарушениемобщения имежличностноговзаимодействия.
Ярмарки, народные гулянья, народные праздникиникогда необходилисьбез танцев ивеселья, в которомпринималиучастие всесобравшиеся, и тот задор иположительныйнастрой, которыйприсутствовалу участниковгулянья полностьюпропитывалвсех окружающихи наполнял их.Человек стоящийв стороне немог отнестиськ этому равнодушнои волей-неволейвливался в«веселую толпу», где соответственноон находил иобщение иположительнуюатмосферу, имежличностноевзаимодействие.
Цельтанцевальнойтерапии — развитиеосознаниясобственноготела, созданияпозитивногообраза тела, развитие навыковобщения, исследованиечувств и приобретениегрупповогоопыта.
Основнойзадачей групптанцевальнойтерапии являетсяосуществлениеспонтанногодвижения.Танцевальнаятерапия побуждаетк свободе ивыразительностидвижения, развиваетподвижностьи укрепляетсилы, как нафизическом, так и на психическомуровне. Телои разум рассматриваютсяв ней как единоецелое.
Главнаяустановкаформулируетсяследующимобразом, движенияотражают, чертыличности. Прилюбых эмоциональныхсдвигах меняетсясамочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственноменяется характердвижений. [16]
Танцевальнаятерапия направленана решениеследующихзадач.
1. Углублениеосознаниячленами группысобственноготела и возможностейего использования.Это не толькоулучшает физическое, эмоциональноесостояниеучастников, но и служитразвлечениемдля многих изних. В началепервого занятияспециалистнаблюдает заучастниками, оцениваетсильные стороныи изъяны двигательногорепертуаракаждого, затемопределяет, какие движенияподойдут каждомуклиенту лучшевсего.
2 Усилениечувства собственногодостоинствау членов группыпутем выработкиу них болеепозитивногообраза тела.Клиенты с серьезныминарушениямимогут испытыватьзатрудненияпри проведенииграницы междусобственнымтелом и объектамиокружающейсреды. В такихгруппах танцевальнаятерапия имеетсвоей цельюсоздание участникамиадекватногообраза тела.Танец позволяетсделать образсвоего телаболее привлекательным, что напрямуюсвязано с болеепозитивнымобразом «Я»
3. Развитиесоциальныхнавыков посредствомприобретенияучастникамисоответствующегоприятногоопыта. Танцевальныедвижения представляютсобой относительнобезопасноесредство связис окружающимиво время обучениясоциальноприемлемомуповедению.Танцевальнаятерапия создаетусловия длятворческоговзаимодействия, позволяетпреодолеватьбарьеры, возникающиепри речевомобщении.
4. Помощьчленам группывступить вконтакт с ихсобственнымичувствами путемустановлениясвязи чувствс движениями.При творческомотношенииклиента к движениямпод музыкутанец приобретает экспрессивность, позволяющуювысвободитьподавляемыечувства и исследоватьскрытые конфликты, которые могутбыть источникомпсихическогонапряжения.Здесь психодинамическоепонятие «катарсиса»распространяетсяна танец, посколькуего движениявысвобождаютскрытые чувства, а это имеетпрямой коррекционныйсмысл Танцевальныедвижения нетолько экспрессивны, но и обладаютспособностьюснимать физическоенапряжение, в особенности, если они включаютраскачиваниеи растяжку.
5. Создание«магическогокольца». Занятияв группе подразумеваютсовместнуюработу участников, игры и экспериментыс жестами, позами, движениямии другиминевербальнымиформами общения.Все это в целомспособствуетприобретениюучастникамигрупповогоопыта, все компонентыкоторого набессознательномуровне образуютзамкнутыйустойчивыйкомплекс — «магическоекольцо».
Нарядус названнымирешаются такжезадачи:
• повышениядвигательнойактивности; коммуникативноготренинга иорганизациисоциотерапевтическогообщения;
• получениядиагностическогоматериала дляанализа поведенческихстереотиповпациента и егосамопознания;
• раскрепощенияпациента.
Специальныеупражнениятанцевальнойтерапии представляютсобой свободноераскачивание, движения, требующиесобранностии контроля надтелом, чередованиерасслабленияи собранности, перемещениепо помещениюстрого определеннымобразом.
На первомэтапе, занимающемнесколькоминут, занятиятанцевальнойтерапией обычноиспользуютсядля разминки, помогающейкаждому участникуподготовитьсвое тело кработе подобнотому, как передвыступлениеммузыкант настраиваетсвой инструментРазминочныеупражненияимеют физический(«разогрев»), психический(идентификацияс чувствами)и социальный(установлениеконтактов)аспекты.
Однимиз вариантовначала занятийпредусматриваетсявыполнениеспонтанныхдвижений свободнойформы под попуррииз разных мелодий.Здесь встречаютсяупражнения, включающиевстряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начинаяс кистей рук, распространяютсяна локтевыесуставы, плечи, грудную клетку.Эти упражненияповторяютсядо тех пор, покався группа неразогреетсякак следует.[20]
На второмэтапе происходитразработкаобщегрупповойтемы. Например, разрабатываетсятема «встречи расставаний».На уровне движениймогут «встречаться»и «расставаться»отдельные частитела. Кисти руки локти могут«встретиться», чтобы тут же«расстаться», или они могут«встретиться», чтобы «вступитьв драку» иличтобы «обнять»друг друга.Взаимодействиюмежду членамигруппы могутспособствоватьвстречи ладонейодного с локтямидругого и т.д.
На заключительнойстадии занятиятема разрабатываетсяс использованиемвсего предоставленногогруппе пространства, при этом меняетсяскорость движенийи их последовательность.Руководительлибо определяетхарактер движенияучастников, либо сам ихповторяет.
Руководительгруппы можетбыть: партнеромпо танцам, распорядителем(организатором), катализаторомразвития личностиучастниковчерез движение.
Он создаетв группе обстановкуспокойствияи доверия, позволяющуюучастникамисследоватьсебя и других, а также отражаети развиваетспонтанныедвижения участниковгруппы.
Руководительгруппы применяетопределеннымобразом структурированныеупражнения, способствующиерасслаблению, правильномудыханию, изменениютела в пространствеи усилениюсамоконтроля.
Танцевальнаятерапия используетсядля улучшенияфизическогосостояния, выхода эмоций, совершенствованиянавыков межличностноговзаимодействия, для полученияпозитивныхэмоций, расширениясамосознания.Обычная продолжительностьзанятия — 40-50 мин.Занятия могутбыть ежедневными, еженедельными(на протяжениинесколькихмесяцев илилет).
В профилактическихцелях возможнопроведениеодноразовыхтанцевальныхмарафонов.Оптимальныйколичественныйсостав группы- 5-12 человек.
Дискуссионнымявляется вопросо характеремузыкальногосопровождениязанятий. Однируководителипредпочитаютстандартныемагнитофонныезаписи народнойи (или) танцевальноймузыки, другие- собственное(или своихассистентов)импровизированноемузыкальноесопровождение.Во всех случаяхподчеркивается, что индивидуально-культурнаязначимостьпредлагаемойдля клиентамузыки не должнаперекрыватьзначимостии удовольствиясобственнойдвигательнойактивности, поэтому лучшеиспользоватьнезнакомыегруппе мелодии, умереннуюгромкостьзвучания ифизиологическиориентированныеритмы, способствующиеформированиютрансовыхсостоянийсознания.
Можетиспользоватьсяв качествевспомогательногоили основногометода коррекциив группах детейи подростков, в санаторно-курортныхусловиях, прикоррекциидисгамий всупружескихпарах, длясоциально-психологическогои двигательноготренинга людейс нарушениямислуха и зренияили в реабилитационномпериоде (послекардиооперации, переломовконечностейи др.).
Такимобразом, можноподчеркнутьследующее, чтото, что заложенов народномтанце в настоящеевремя и сталоодним из направленийарттерапии, которая направленана психо-эмоциональноеи психо-физическоеоздоровлениечеловека игруппы лицчерез народныйтанец, а в нашидни – черезсовременныйэстрадныйтанец, которыйберет своюоснову из народногохудожественноготворчества.[17]
Заключение
Многочисленныенаучные работы, связанные сизучениемтерапии искусствоми показывающиеее эффективность, перспективностьв областиинтегративноймедицины, общей, специальнойпсихологии, придают ейстатус целогонаучного направления.
Сущностьарттерапиисостоит втерапевтическоми коррекционномвоздействииискусства насубъекта ипроявляетсяв реконструированиипсихотравмирующейситуации спомощьюхудожественно-творческойдеятельности, выведениипереживаний, связанных сней, во внешнююформу черезпродукт художественнойдеятельности, а также созданииновых позитивныхпереживаний, рождении креативныхпотребностейи способов ихудовлетворения.
В настоящеевремя арттерапияв широком пониманиивключает всебя: изотерапию(лечебноевоздействиесредствамиизобразительногоискусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладнымискусствоми т.д.); библиотерапию(лечебноевоздействиечтением); имаготерапию(лечебноевоздействиечерез образ, театрализацию);музыкотерапию(лечебноевоздействиечерез восприятиемузыки); вокалотерапию(лечениепением); кинезитерапию(танцетерапию, хореотерапию, коррекционнуюритмику — лечебноевоздействиедвижениями)т. д.
Существуетзаметная связьарттерапиис народнымхудожественнымтворчеством, которая в основномпроявляетсячерез музыкуи вокальноепение, а такжечерез танец.Именно танеци музыка являютсясамыми эффективнымиметодами лечебногои коррекционноговоздействияискусства начеловека иберут своеначало и зарождениеиз глубин народногохудожественноготворчества.
Списокиспользованнойлитературы
Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. — М., 1995.
Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980.
Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.
Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994.
АсмоловА Психология, искусство, образование // Искусство в школе. — 1993 -№6.
Бечак Б. А. Воспитание искусством. — М., 1981.
Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. — 1998. — № 3.
Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1985.
Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит?//Химия и жизнь. — 1987. — №11.
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. — М., 1974.
Вольпер И.Е. Психотерапия. — Л., 1972.
Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968.
Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол. журнал. — 1998. — Т. 9. — № 2.
Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. — М., 1963.
Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. — 1987. — № 3.
Каган М.С. Философия культуры. — СПб., 1996.
Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ленингр. НИИ психоневр. ин-та. — 1976. — Т. 70.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.
Комиссарова Л.Н. Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1989.
Комиссарова Л.Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.
Копытин А.И. Основы Арттерапии. — СПб., 1999.
Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.
Медведева Е. А., Комиссарова Л.Н. Методика музыкального развития, коррекционная ритмика: Программа по спец. 0318 — «Специальное дошкольное образование». — М., 1999.
Медведева Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. — 2000. — № 1.
Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М., 1981.
Мухина B.C. Возрастная психология. — М., 1997.
Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2.
Петрушин В. И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1991. — № 3.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 1999.
Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. — 1991. — № 11.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2 т. — М, 1985. — Т 1.
Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. — Новосибирск, 1989.
Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. — М., 1998.