--PAGE_BREAK--
Устойчивость ассортимента— способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары; это бесперебойное наличие в продаже товаров по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне. [4, с.209] Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
Коэффициент устойчивости (Ку) — отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд).
Иногда устойчивость связывают со сроком, в течение которого товары определенных видов, разновидностей и наименований находятся в реализации. В этом случае устойчивость ассортимента может зависеть, во-первых, от наличия устойчивого спроса и постоянного пополнения товарных запасов на данные товары; во-вторых, от отсутствия или недостаточности спроса на товары, которые залеживаются на складах и прилавках; в-третьих, от несоответствия товарных запасов возможностям реализации. Потому сроки реализации товаров как показатели устойчивости ассортимента не могут быть использованы при определении рациональности ассортимента.
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.
Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Новизна (обновление) ассортимента— способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров [1, с.99-101]. Обновлением ассортимента называют замену находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами, которые способствуют более полному удовлетворению потребностей населения [2, с. 351]. Это пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия [4, с.209].
Новизна характеризуется действительным обновлением — количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).
Обновление — одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и/или производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты и глубины для создания конкурентных преимуществ организации.
Потребителями новых товаров являются так называемые новаторы и суперноваторы, потребности которых нередко меняются из-за желания ощущения новизны. Зачастую новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психические и социальные потребности.
Однако следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.
Структура ассортимента товаров— соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе (ГОСТ Р 51303-99, п. 80). Это соотношение групп,подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты (макроструктура) и глубины (микроструктура), т.е. удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе. [4, с.209]
Структура ассортимента может выражаться как в натуральных, так и в относительных показателях. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров, входящих в ассортимент.
Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, определяет структуру товарооборота в денежном выражении. Однако прямой зависимости между ними нет.
При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.
Показатели структуры ассортимента применяются, если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру товарооборота в денежном выражении.
Ассортиментный минимум (перечень)— минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.
В условиях дефицита по этому показателю проверяли работу магазинов. По мере насыщения рынка товарами казалось, что надобность в этом показателе отпала. Однако при приватизации многие торговые предприятия изменили профиль или реальный ассортимент, исключив из него дешевые товары повседневного спроса. Для предотвращения таких негативных явлений пришлось вернуться к этому показателю, переименовав его в «ассортиментный перечень».
Согласно п. 4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, ассортиментный перечень товаров продавец-предприятие розничной торговли устанавливает самостоятельно. Однако ассортиментный перечень пищевых продуктов продавец должен согласовать с органами Роспотребнадзора.
Рациональность ассортимента— способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности (Кр) — средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости. Расчетная формула коэффициента рациональности приведена в табл. 2.
При определении коэффициента рациональности ассортимента должны учитываться все вышеперечисленные показатели с учетом степени значимости или коэффициента весомости (в) для каждого показателя. Коэффициенты весомости определяют экспертным путем и характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого товара.
С определенной степенью достоверности коэффициент рациональности может свидетельствовать о рациональном ассортименте. Вероятная погрешность показывает разницу между потребностями, предполагаемыми при формировании ассортимента (прогнозируемый ассортимент), и реальными потребностями, подкрепленными покупательским спросом.
Гармоничность ассортимента— свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования. Наибольшей гармоничностью отличается укрупненный ассортимент и его разновидности, наименьшей — смешанный.
Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может измеряться количественно. Показателем гармоничности служит коэффициент гармоничности (Кгар), который определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров в той же организации.
Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализаций магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя — на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга. Например, высокой гармоничностью отличается ассортимент сетевых и фирменных магазинов.
Рассмотренные свойства ассортимента взаимосвязаны с классификационными группировками, что хорошо иллюстрирует рис. 3. [1, с.101-106]
Рис. 3. Взаимосвязь классификационных ассортиментных группировок и свойств ассортимента.[1, с.105]
3. Формирование и управление ассортиментом
При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса его свойств и показателей, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента (таблица 2). [1, с.93]
Формирование ассортимента — процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей. [5, с.254]
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Под управлением ассортиментом понимается разработка, и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, наиболее полно соответствующей потребностям населения и потребительскому спросу. Управление осуществляется систематическим анализом сложившейся структуры ассортимента, формированием предпочтительного ассортимента, его оптимизацией.
При анализе структуры ассортимента оценивают относительную долю товаров (по группам, подгруппам, видам и разновидностям), сравнивают заказанный и поступающий в продажу ассортимент товаров, формулируют соответствующие выводы, принимают необходимые меры. При этом определяется количественное соотношение в развернутом ассортименте всех наименований товаров по их видам, фасонам, моделям, ростам, размерам, цветам, рисункам, расфасовке, упаковке и прочим товарным признакам.
Результаты подробного систематического анализа ассортимента товаров служат обоснованием для составления заявок и заказов торговых предприятий и организаций.
Основными этапами управления являются установление требований к рациональности ассортимента, определение ассортиментной политики организации и формирование ассортимента.
Установление требований к рациональности ассортиментаначинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение).
Кроме того, организации, применяющие стратегию активного маркетинга, сами формируют спрос с помощью рекламы, выставок-продаж, презентаций и других методов. Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платежеспособности покупателей, социально-экономических, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды организации).
Уровень требований к рациональности ассортимента индивидуален для каждой организации и определяется ее ассортиментной политикой.
Ассортиментная политика— общие намерения, возможности и основные направления, сформулированные высшим руководством организации в области ассортимента. Общие намерения могут быть определены в форме целей и задач для их реализации.
Цель организации в области ассортимента — формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Для этого должны быть решены следующие задачи:
• установлены реальные и предполагаемые потребности в конкретных товарах;
• определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
• выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
• оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;
• определены основные направления формирования ассортимента.
[1, с.106-107]
Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты.
1.Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.
2.Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3.Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в п.п. 1 и 2,но уже с позиций покупателя.
4.Решение вопросов: какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия» выходящих за рамки его сложившегося профиля.
5.Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
6.Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.
7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
8. Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
9.Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
10. Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента. [3, с.141]
Основные направления формирования ассортимента— это сокращение, расширение, углубление, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
Сокращение ассортимента — количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет уменьшения его широты и полноты.
Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных и непродовольственных товаров, невыгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.
Расширение ассортимента — количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны.
Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения; высокая рентабельность производства и/или реализации товаров; внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей; усиление конкуренции. Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.
Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы — одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижением их
производства в целом.
Углубление ассортимента — количественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок и/или их модификаций.
Основанием для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок, отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов.
Стабилизация ассортимента — состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.
Обновление ассортимента — качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.
Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей и/или повышения конкурентоспособности, а также стремление изготовителей и продавцов стимулировать спрос путем побуждения потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических потребностей; изменение моды; достижения научно-технического прогресса,
Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей в том, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Однако это не всегда так, поскольку качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных товаров, В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу.
Поэтому обновление ассортимента — очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров — один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций — изготовителей и продавцов.
Совершенствование ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения рациональности.
Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор следующих возможных путей: сокращение, расширение и/или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента.
Гармонизация ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, а также наиболее полно соответствующие целям организации.
Формирование ассортимента— деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, определенных руководством организации [1, с.107-111]; это определение наборагрупп, видов и разновидностей товаров, наиболее предпочтительного для обслуживаемого сегмента и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия. [4, с.208]
Формирование ассортиментатоваров в конкретном магазине осуществляется с учетом действия факторов, указанных в таблице 4.
Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.
Общие факторы: спрос, рентабельность.
Специфичные факторы:
· сырьевая база;
· материально-техническая база товарного производства;
· достижения научно-технического прогресса;
· специализация торговой организации;
· каналы распределения товаров;
· методы стимулирования сбыта и формирования спроса;
· материально-техническая база торговой организации;
· сегмент потребителей. [1, с.111-115]
Принципы построения ассортимента магазинов
В основу формирования ассортимента магазина должны быть положены следующие принципы [4, с.210-211]:
Таблица 4.Основные факторы, определяющие построение торгового ассортимента. [4, с.210]
Ассортимент товаров должен формироваться с учетом следующих принципов:
• отражение в ассортименте особенностей спроса обслуживаемых и потенциальных потребителей товаров;
• обеспечение комплектности в выборе и закупке товаров покупателями;
• соблюдение установившегося для торгового предприятия ассортиментного профиля;
• обеспечение достаточной полноты и устойчивости ассортимента товаров постоянного спроса;
• составление простого ассортимента, списка товаров незаменяемых и трудно заменяемых;
• определение круга взаимозаменяемых товаров;
• обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от уровня специализации торгового предприятия;
• расширение ассортимента за счет новых товаров;
• достижение путем рационального подбора товаров и условий, способствующих росту товарооборота торгового предприятия, ускорению товарооборота, повышению прибыли [2, с. 358].
продолжение
--PAGE_BREAK--
Этапыформирования ассортимента в магазинах
Формирование ассортимента товаров в магазинах осуществляется в несколько этапов:
1. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке с учетом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе.
2. Устанавливается структура ассортимента (перечень и соотношение основных групп и подгрупп реализуемых товаров) в магазине. На этом этапе определяется количественное соотношение отдельныхгрупп товаров и происходит их увязкас плановыми показателями магазина.
3. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его к конкретной торговой площади, т. е. определяется количество видов иразновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров (в рамках отдельныхпотребительских комплексов и микрокомплексов),
4. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина.[4, с.215-216]
Методы формирования ассортимента магазина
В настоящее время при формировании ассортимента розничных торговых предприятий используются два метода, соответствующие современному состоянию экономики, — метод ассортиментного перечня и метод потребительского комплекса.
Метод ассортиментного перечня
Данный метод предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Метод ориентирован на удовлетворение твердо сформулированного спроса.
Метод потребительского комплекса
Более прогрессивным методом формирования ассортимента товаров в розничной торговле считается метод потребительских комплексов. В его основе лежит принцип комплексного удовлетворения спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, обеспечивается экономия времени покупателей, облегчается выбор товаров и услуг, способствует совершению импульсивных покупок.
Рассмотренные выше методы формирования ассортимента имеют как положительные характеристики, так и недостатки. Однако метод ассортиментного перечня, безусловно, имеет больше «минусов» по сравнению со вторым методом. Снизить влияние объективных недостатков помогает грамотная работа коммерческого аппарата предприятия в области ассортиментной политики.
Оптимизация структуры ассортимента
Широта и глубина ассортимента должны соответствовать принятой ассортиментной политике, которая ориентирована на требования конкретного сегмента (сегментов) рынка.
Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Вместе с тем он требует вложения дополнительных ресурсов в различные товарные группы и подгруппы. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребностиразличных покупательских сегментов по одному товару; максимально использовать торговые площади; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.
Рекомендуется формировать сопоставимый ассортимент исходя из соотношений между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности групп потребителей, источников товароснабжения и диапазоне цен. Он позволяет предприятию создавать прочный имидж и обеспечивать стабильные отношения с поставщиками. Однако чрезмерная ограниченность ассортимента может сделать предприятие уязвимым по отношению к внешней среде, колебаниям в поставках, конкурентам. Поэтому говорят о формировании ассортимента оптимальной широты и глубины с учетом всех существующих факторов.
Одни предприятия торгуют узким по широте и мелким по глубине ассортиментом. При этом реализуются исключительно ходовые, популярные и быстрооборачиваемые товары. Такая политика позволяет оптимизировать вложения денежных средств в товарные запасы, ускорив их оборачиваемость. Другие коммерсанты привлекают в свой магазин покупателей именно возможностью широкого выбора товаров и возможностью совершения всех покупок «под одной крышей». В каждом конкретном случае решения о широте и глубине ассортимента принимаются в строгом соответствия с выбранной стратегией коммерческой деятельности предприятия на розничном рынке.[4, с.216-220]
2. Анализ ассортиментных показателей
на предприятии ООО «Стройдвор»
1. Экономическая характеристика ООО «Стройдвор»
ООО «Стройдвор», далее «общество», «предприятие», «фирма», основано 4 мая 2002г. Образовано на основании учредительного договора. Действует в соответствии с ГК РФ, Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом. ЧП «Поляков» (далее «магазин») входит в состав ООО «Стройдвор».
Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации: г. Барнаул, Ленинский район, 656019, ул. Юрина, 203Г. Предметом деятельности общества является: коммерческая, коммерческо-предпринимательская и торгово-закупочная деятельность; оптовая, розничная и выездная торговля. Основной целью коммерческой деятельности предприятия является оптовая торговля, транспортные услуги.
Магазин ЧП «Поляков» находится в одноэтажном здании торговой площадью 50 м2. Время работы магазина: понедельник – пятница с 9 — 19 час., суббота с 9 – 17, без обеда, воскресение – выходной. Персонал магазина составляют: продавец, товаровед, директор, 2 водителя, менеджер, бухгалтер, водитель-экспедитор. Магазин находится в спальном районе города, что отрицательно сказывается на предпринимательской деятельности магазина, т.к. значительно сокращает приток покупателей. В магазине присутствует традиционная форма продажи – через прилавок, установлен 1 кассовый аппарат. Этого достаточно для обслуживания покупателей в небольшом магазине.
Основными поставщиками предприятия являются: ООО «Практика», ООО «Знак», ООО «Металлхозторг», ООО «Строй-бизнес», ИП «Положенцева Т.Н.», ООО «Арсенал», ООО «Строй-регион», ЗАО «Металлсервис», ИП «Жирнов», ООО «Новэкс», ООО «Гвоздилка». Ассортимент поставщиков предприятия ООО «Стройдвор» можно рассмотреть на примере ООО «Металлхозторг» и ИП «Положенцева Т.Н.» (Приложение 1,2).
Размеры деятельности предприятия представлены в таблице 1.
Из таблицы видно, что товарная продукция с каждым годом увеличивалась, следовательно, размеры деятельности предприятия возросли (расширились). В 2005 г. стоимость товарной продукции увеличилась на 69,07 % за счет увеличения ассортимента и повышения цен. Среднегодовая численность работников не менялась на протяжении трех лет и составила 100 % в 2005 г. в отношении 2003 года. Стоимость основных фондов уменьшалась вследствие амортизации: в 2004 г. по сравнению с 2003 г. снизилась на 1,2 % (т.е. составляла 98,8 %), а в 2005г. по сравнению с 2003 г. – на 2,38 и составила 97,62 %.
Таблица 1 Размеры деятельности предприятия.
Показатели
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2005 г. в %
к 2003 г.
Товарная продукция, руб.
573539
794601
969686
169,07
Среднегодовая численность работников, чел.
8
8
8
100
Стоимость основных фондов, руб.
493768
487861
481999
97,62
Основные фонды формируют основную составляющую материально-технической базы предприятий и играют важную роль в осуществлении ведущих направлений их деятельности.
Основные фонды участвуют в процессе производства длительное время. Их стоимость воспроизводится в продукции и совершает круговорот за несколько производственных циклов. Стоимость основных производственных фондов ежегодно входит в производственные затраты накапливается в виде амортизационных отчислений и возмещается при реализации готовой продукции.
В условиях рыночных отношений проблема повышения эффективности использования основных фондов занимает центральное место.
Улучшение использования основных фондов означает ускорение их оборачиваемости, что в значительной мере способствует решению проблемы сокращения разрыва в сроках физического и морального износа.
Размер и состав основных фондов у каждого предприятия в силу специфики деятельности свой, особенный.
Анализ свойства и структуры основных фондов позволяет сделать соответствующий вывод и наметить мероприятия по сокращению или увеличению тех или иных видов основных средств в зависимости от степени их значимости, необходимости в них и их роли в процессе производства.
Размер и структура основных непроизводственных фондов ООО «Стройдвор» показаны в таблице 2.
Таблица 2Размер и структура основных непроизводственных фондов
Показатели
2003 г.
2004 г.
2005 г.
руб.
%
руб.
%
руб.
%
Машины и оборудование
77761
15,75
76820
15,75
75898
15,75
Транспортные средства
415000
84,05
410020
84,04
405099
84,04
Прочие виды основных фондов
1007
0,2
1016
0,21
1022
0,21
Всего основных фондов
493768
100
487861
100
482019
100
Данные таблицы показывают, что стоимость основных непроизводственных фондов снизилась за счет амортизации на 1,21 % в 2004г. по сравнению с 2003 г., а в 2005 г. по сравнению с 2004 г. – на 1,2 %, также снизилась стоимость транспортных средств в 2004 г. по сравнению с2003 г. на 1,2; в 2005 г. по сравнению с 2004 г. – на 1,21 %. Прочие основные фонды в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличились за счет их прибытия на 0,89 % и на 0,59 % — в 2005 г. по сравнению с 2004 г. Т.е. в целом ситуация не изменилась, основные фонды остались те же самые, только уменьшилась их стоимость. Это не очень положительно, т.к. не расширялось производство.
Основные фонды предприятия увеличились в 2006 году. Фирма приобрела новый компьютер, канцелярские товары.
Трудовые ресурсы играют немаловажную роль в экономической эффективности деятельности предприятия. Важным фактором, оказывающим влияние на эффективность работы фирмы, является обеспеченность её трудовыми ресурсами. Недостаточная обеспеченность может привести к невыполнению запланированного объема работ, а чрезмерно высокая обеспеченность трудовыми ресурсами приводит к неполному их использованию.
На предприятии ООО «Стройдвор», а именно на ЧП «Поляков», количество рабочих в 2006 г. составляет 8 человек. Для небольшого магазина это достаточно. Наличие рабочей силы показано в таблице 3.
Таблица 3Наличие рабочей силы и эффективность ее использования
Показатели
2003 г.
2004 г.
2005 г.
2005 г. в % к 2003 г.
Всего рабочих, чел.
6
12
8
133,3
в том числе постоянные
6
12
8
133,3
Руководители
2
2
2
100
Специалисты
4
10
6
150
Реализовано товарной продукции на
1 работника, руб.
36346
66879
37389
102,87
Получено прибыли на 1 работника, руб.
270963
271685
445346
164,36
Реализация товарной продукции на одного работника с каждым годом увеличивалась: в 2004 г. по сравнению с 2003 г. она увеличилась на 0,27 %; в 2005 г. по сравнению с 2004 г. – на 63,92 %; а в 2005 г. по сравнению с 2003 г. – на 64,36 %. Такой резкий скачек в реализации продукции произошел за счет за счет увеличения объема продаж, Ито есть предприятие стало работать более эффективно. Трудовые ресурсы использовались наиболее полно, что позволило достигнуть максимальной реализации товарной продукции. Прибыль на 1-го работника в 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличилась на 84 % — это произошло за счет увеличения объема продаж, а в 2005 г. по сравнению с 2004 г. уменьшилось на 44,09 %. – это снижения произошло за счет уменьшения прибыли от продаж и уменьшения работников (до 9 чел.). В 2005 г. по сравнению с 2003 г. прибыль на 1 работника увеличилась всего на 2,87 %. В целом показатели хорошие. Эффективность использования рабочей силы увеличилась.
Состав товарной продукции является ассортиментом. Структурой ассортимента товаров называют состав товарных групп и иных подразделений, входящих в ассортимент, и количественное соотношение между ними, выраженное в процентах, долях от всего ассортимента. Обычно доли каждой группы (или иного подразделения) рассчитывают по стоимости товаров. Состав и структура товарной продукции составляет ассортимент ООО «Стройдвор», а именно ЧП «Поляков», который представлен в таблице 4 (в таблице показана часть продукции реализуемой данным предприятием).
Таблица 4 Состав и структура товарной продукции
Продукция
2003 г.
2004 г.
2005 г.
В среднем за 3 года
руб.
%
руб.
%
руб.
%
руб.
%
Лакокрасочная продукция
42000
11,15
46000
10,66
49500
9,7
45833
10,43
Метизы
8000
2,12
12000
2,78
13500
2,65
11167
2,54
Гипсокартон
82000
21,77
93000
21,54
104500
20,49
93167
21,2
Сухие строитель-ные смеси
35500
9,43
38000
8,8
41300
8,1
38267
8,71
Клея
11350
3,01
14200
3,29
16700
3,27
14083
3,2
Цемент
15700
4,17
18200
4,22
27400
5,37
20433
4,65
Обои
29100
7,73
32800
7,6
35000
6,86
32300
7,35
Скобяные изделия
7000
1,86
9500
2,2
12200
2,39
9567
2,18
Электротовары
28000
7,43
34000
7,88
46000
9,02
36000
8,19
Деревянные изделия
36000
9,56
41000
9,5
49000
9,61
42000
9,56
Санфаянс
82000
21,77
93000
21,59
115000
22,54
96667
21,99
Всего
376650
100
431700
100
510100
100
439484
100
Данные таблицы показали, что с каждым годом (с 2003 по 2005) состав реализуемой продукции увеличивался за счет расширения ассортимента, объемов реализуемой товарной продукции и ростом цен. Наибольший процент в общем объеме товарной продукции занимают лакокрасочные материалы (10,43 % — в среднем за 3 года), гипсокартон (21,2 %), деревянные изделия (9,56 %), санфаянс (21,99 %). При реализации данные изделия проносят предприятию большую прибыль, чем метизы (2,54 %), клея (3,2 %), скобяные изделия (2,18 %).
Для расчета себестоимости реализованной продукции и правильного распределения денежных ресурсов на предприятии используют учет затрат. Статьи затрат показаны в таблице 5.
Проанализировав показатели таблицы можно сделать вывод о том, что продукция, закупленная по оптовой цене, для реализации увеличилась в 2005 г. по сравнению с 2003 г. на 64,66 % за счет увеличения её объема и роста цен; аналогично увеличивались затраты на топливо, энергию и ГСМ (164,68 %), на зарплату (50,71 %), отчисления на соц. страх (97,73 %), расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (63,17 %), прочие расходы (360,82 %). Общая сумма затрат на реализацию продукции возросла на 131,84 %.
продолжение
--PAGE_BREAK--