Лауреат Нобелевской премии… Это звание в нашем «бренном» мире является уникальным признанием заслуг самого небольшого процента от всех живущих на земле людей, выдающихся наших современников, работающих на благо человечества в разных областях науки и творчества. Скажи: «Он — лауреат Нобелевской премии», — и всё, и больше ничего не надо… характеристика человека произнесена. Но кем был тот, кто увековечил своё имя так изысканно и так просто, и чей капитал позволил поддерживать самые смелые человеколюбивые начинания столь мощно и столь продолжительно по времени. Кем был сам Нобель?
Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в Стокгольме. Он был четвертым ребенком в семье. Родился он очень слабым, поэтому все его детство было отмечено многочисленными болезнями. С детских лет Альфреда связывала нежная любовь с матерью, которая до конца своей жизни останется для него преданным другом.
Род Нобелей имеет крестьянское происхождение, причем ставшее фамилией прозвище «Нобелиус» (данное по месту рождения предка нашего героя) появилось только в конце XVII века. А в 1775 году дед Альфреда укоротил свою фамилию и стал Нобелем. Его старший сын Эммануэль (1801 —1872 г.г.), архитектор, строитель и изобретатель — не отличался особой удачливостью. В 1827 году он женился на Каролине Андриетте Алсель (1803—1879 г.г.), у них было восемь детей, только трое из которых дожили до взрослого возраста: Роберт, Людвиг и Альфред. Найти себе применение на родине отцу будущей мировой знаменитости не удалось, и он решил обосноваться… в России. Здесь в 1842 году он открыл механические мастерские по производству токарных станков и мин, а через пять лет, когда дело наладилось, перевез в Санкт-Петербург семью. Для девятилетнего Альфреда очень скоро русский стал вторым родным языком. Впоследствии он свободно владел английским, французским, немецким и итальянским языками, что позволило его биографам назвать его «космополитом». Несомненно, это — близко к истине...
Во время Крымской войны 1853-1856 г.г. мастерские старшего Нобеля выпускали подводные мины и другое вооружение для русского военного флота, а сам он был награжден золотой медалью «За усердие и развитие русской промышленности». Но, увы, после окончания военных событий заказов стало мало, и в 1859 году Нобель вернулся в Стокгольм. Таким образом, Альфред не успел получить систематического образования. Вначале учился дома, в 1849-1851 годах (в возрасте 16-18 лет) с познавательными целями путешествовал по Америке и Европе, а затем два года изучал химию в Париже в лаборатории известного французского ученого Т. Пелуза (1807-1867 гг.). В Стокгольме Альфред Нобель занялся исследованием свойств нитроглицерина, новым веществом, синтезированным в 1846 году итальянским химиком Асканио Собреро. Может быть, этому способствовало частое общение его с выдающимся русским химиком, профессором Н.Н. Зининым (1812-1880 гг.). В 1863 году ему удалось изобрести практический детонатор, который предусматривал использование пороха для взрыва нитроглицерина. Это изобретение стало стержнем его будущего благополучия. Использование нитроглицерина для взрывов было делом небезопасным, в обществе к этому предприятию возникло отрицательное отношение (тем более, после взрыва в самой лаборатории Эммануэля Нобеля), но в октябре 1864 года Нобель убедил правление Шведской государственной железной дороги принять разработанное им взрывчатое вещество для прокладки туннелей. Он самолично привлек (сейчас бы сказали: он был замечательным «пиарщиком» и менеджером) капитал шведских коммерсантов, учредил компанию и построил завод по производству нитроглицерина. Он был распорядительным директором, технологом, руководителем рекламного бюро, начальником канцелярии и казначеем. Среди его покупателей числилась американская Центральная тихоокеанская железная дорога. После получения патента на изобретение в других странах Нобель основал первую из своих иностранных компаний «Альфред Нобель и К» (Гамбург, 1865 год).
Нобель постоянно искал пути стабилизации своего нитроглицерина. Неожиданно ему пришла в голову мысль смешать жидкий нитроглицерин с химически инертным пористым веществом, чтобы уменьшить взрывоопасность первого. Этим веществом стал кизельгур (диатомит) — горная пористая порода, абсорбирующий материал. При смешении с нитроглицерином подобный материал мог быть свободно сформирован в виде палочек и вставлен в любые высверливаемые отверстия. Самопроизвольные взрывы прекратились. Запатентованный в 1867 году новый взрывчатый материал назывался «динамит, или безопасный взрывчатый порошок Нобеля». Он-то и принес ему основное богатство. Новое взрывчатое вещество позволило осуществить такие захватывающие проекты, как прокладка Альпийского туннеля на Сен-Готардской железной дороге, удаление подводных скал в Хелл-Гейте, расположенных в Ист-Ривер (Нью-Йорк), расчистка русла Дуная в районе Железных Ворот или прокладка Коринфского канала в Греции. Динамит стал также средством ведения буровых работ на Бакинских нефтепромыслах, где проектом руководили его старшие братья. Их именовали не иначе как «русские Рокфеллеры». Альфред был крупнейшим индивидуальным вкладчиком в компаниях, организованных Людвигом и Робертом Нобелями.
В 70-е и 80-е годы XIX в. Нобель расширил сеть своих предприятий в основных европейских странах за счет одержанной победы над конкурентами. Но затем он основал мировую цепь предприятий в рамках национальных корпораций с целью производства и торговли взрывчаткой, добавив к улучшенному динамиту новое взрывчатое вещество. Военное использование этих веществ началось с франко-прусской войны 1870—1871 годов, но в продолжение жизни Нобеля исследование взрывчатых материалов в военных целях было убыточным предприятием. Ощутимую выгоду от своих рискованных проектов он получал как раз за счет использования динамита при сооружении туннелей, каналов, железных дорог и автомагистралей. Тем более, что он всегда оставался пацифистом, до конца жизни испытывая мучительные угрызения совести от того, что его изобретения использовались в военных целях. Впрочем, об этих угрызениях не знал никто. Альфред был скрытным человеком, биографы его пишут о том, что он был всегда внимательным слушателем и — никогда, рассказчиком, тем более, он никому не раскрывал своих душевных переживаний.
Всего Нобелю принадлежат 350 патентов, причем далеко не все они связаны с взрывчатыми веществами. Патенты на водомер, барометр, холодильный аппарат, газовую горелку, конструкцию боевой ракеты… Интересы Альфреда были необыкновенно широки: электрохимия, оптика, биология, медицина, литература… Он конструировал автоматические тормоза, пытался изготовить искусственную резину и кожу, исследовал нитроцеллюлозу и искусственный шелк, работал над получением легких сплавов. У него была большая и систематизированная библиотека. Нобель очень любил французскую литературу, был знаком с Виктором Гюго, но также с упоением читал Ивана Тургенева и норвежского драматурга и поэта Генриха Ибсена. А поэзия англичанина Шелли вдохновили Альфреда на собственное творчество. Нобель написал несколько пьес, романов и стихотворений. Правда, лишь одно из всех этих многочисленных произведений было опубликовано.
В 1891 г. Нобель решил покинуть Францию, в которой жил, основав свою новую резиденцию в Сан-Ремо, расположенном в итальянской Ривьере. Этому предшествовали: смерть близких ему людей — брата Людвига и матери, а также серьезная ссора с французским правительством, которое чутко следило за монополизацией производства Нобеля, небезуспешно пытаясь то обвинить его в шпионаже, то «украсть» или присвоить его изобретения. На своей вилле в Сан-Ремо, возвышающейся над Средиземным морем, утопающей в апельсиновых деревьях, Нобель построил маленькую химическую лабораторию, где работал, как только позволяло время. Нобель полюбил Сан-Ремо за его удивительный климат, но хранил также и теплые воспоминания о земле предков. В 1894 г. он приобрел железоделательный завод в Вермланде, где одновременно выстроил поместье и обзавелся новой лабораторией. Два последних летних сезона своей жизни он провел в Швеции. Летом 1896 года умер его брат Роберт. В это же время Нобеля начали ч мучить боли в сердце, и доктора, предупредив Альфреда о развивающейся тяжелой болезни, посоветовали снова переехать в Сан-Ремо. К этому времени он был владельцем около ста заводов, его бизнес превратился в мировую сеть корпораций и синдикатов.
В личной жизни явно прослеживается предрасположенность Нобеля к романтическому стилю, причем, по всей видимости, его более всего увлекали стихии чувств, тончайших их проявлений. Он был романтиком, и хотя жизнь его окутана массой легенд, некоторые из них необходимо пересказать. Он, как всякий романтический герой, был разочарован в женщинах и, как всякий разочаровавшийся романтик, искал свою любовь до конца жизни. В юности он был пылко влюблен в молодую шведку. Но неожиданная её смерть, на взлёте их отношений, потрясла Альфреда столь сильно, что два десятилетия он не мог ухаживать за женщинами.
Спустя продолжительное время, будучи в Париже, он влюбился в Сару Бернар. Но развитию этих страстных отношений помешала его мать. На вопрос Альфреда о том, можно ли ему связать судьбу с этой блистательной женщиной, она гениально ответила:«… Я знаю, во Франции, к человеку, загубившему свою жизнь из-за женщины, относятся с сочувствием и сожалением, а сам герой гордится этим. На твоей родине, сын мой, его сочли бы болваном. Бери пример со шведов...». Таким образом, мать Альфреда помешала сыну связать жизнь с актрисой, отношение к которым в строгих шведских семьях было однозначно отрицательным, он же — не посмел ослушаться её. Нобелю было тогда около сорока лет. Стройный брюнет с темно-синими глазами и выразительными, правильными чертами лица, он устал от одиночества и спустя некоторое время просто поместил объявление в австрийской газете: «Очень богатый, образованный, среднего возраста (41 год) господин ищет… даму в зрелом возрасте, которая могла бы работать секретарём и вести хозяйство». На объявление ответила графиня Берта Кински, дочь австрийского фельдмаршала. После смерти последнего семья Кински разорилась, и молодая женщина вынуждена была работать гувернанткой в семье фон Зуттеров… Конечно, у неё был тайный роман с сыном хозяйки, Артуром фон Зутте-ром. Убегая от неумолимой судьбы, она придает в Париж и производит огромное впечатление на Нобеля. Но любовь не успела развиться — вскоре она возвращается в Вену, где венчается с молодым Зуттером. Судьба этой женщины поразительна. Вместе с мужем, работая журналистами и проживая в Грузии, они правдиво освещали во многих изданиях трагические события русско-турецкой войны. Впоследствии Берта стала президентом движения сторонников мира. И — замечательный факт — за антивоенный роман «Долой оружие!» в 1905 году она была удостоена Нобелевской премии мира!
О любовных историях Нобеля можно снимать фильмы, и удивительно, что они до сих пор не сняты. Альфред встречает свою последнюю любовь всё в той же Вене. Её зовут Софии Гесс, ей 20 лет и она — продавщица в цветочном магазине. Встреча с Альфредом, которому исполнилось в ту пору 43 года, круто и навсегда переменила всю её судьбу. Богатая квартира в Париже, вышколенная прислуга, годовой доход (по завещанию Альфреда) в полмиллиона шведских крон… Нобель до конца жизни вел переписку со всеми тремя женщинами, знал об их судьбе и, как мог, о них заботился, помогал. Богатейший из самых богатых людей мира, он обладал прекрасным и благородным сердцем...
В 1896 году Нобель умер на своей вилле «Мио нидо» («Моё гнездо») в Сан-Ремо. Кроме слуг в доме не было никого...
Истоки завещания Нобеля с сформулированным положением о присуждении наград за достижения в различных областях человеческой деятельности, оставляют много неясностей. Известно лишь то, что документ в окончательном виде представляет собой одну из редакций прежних многочисленных нобелевских завещаний.
***
Альфред Нобель всегда оставался пацифистом, до конца жизни испытывая мучительные угрызения совести от того, что его изобретения использовались в военных целях. Впрочем, об этих угрызениях не знал никто: он был скрытным человеком.
***
А вы знаете, что Нобелевская премия математикам не вручается (в этой области самой престижной является Филдсовская премия). Истинная причина такой дискриминации неизвестна, однако существуют несколько «народных» объяснений. По одной версии, Нобель был влюблён в Софью Ковалевскую, которая предпочла ему шведского математика Маттаг-Леффлера. По второй, Нобель не любил Миттаг-Леффлера (лидера шведской математики того времени), который всё время выпрашивал пожертвования на Стокгольмский Университет. Нобель, понимая, что первую же Нобелевскую премию по математике получит именно Миттаг-Леффлер, вычеркнул математику из списка. Впрочем, есть и более разумное объяснение: Нобель хотел присуждать премию за достижения, приносящие конкретную и ощутимую пользу человечеству — математические достижения обычно таковыми не являются. Вместе с тем, несколько математиков все же получили Нобелевские премии — по экономике.
Всего Нобелю принадлежат 350 патентов: на водомер, барометр, холодильный аппарат, газовую горелку, конструкцию боевой ракеты… Он конструировал автоматические тормоза, пытался изготовить искусственную резину и кожу, исследовал нитроцеллюлозу и искусственный шелк, работал над получением легких сплавов. Список литературы
Журнал Office file, 87.