Реферат по предмету "Кулинария"


Теория рационального питания

/>МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ОГАПТ
/>
Кафедра биохимии
Реферат на тему:
«Теория рационального питания»Выполнил студент
Гр. ИЭ-17
Шаронов А.ВОдесса 2000Научныетеории и концепции рационального питания
Питаниеявляется необходимым и первым условием жизни. Неуди­вительно поэтому, что всеуниверсальные естественнонаучные концеп­ции включали в себя как важную инеобходимую часть теорию питания. История науки знает две теории питания.Первая возникла во времена античности, вторая — классическая теориясбалансированного пита­ния—окончательно сформировалась в конце XIX — первойполо­вине XX в.
Античнаятеория питания связана с именами Аристотеля и Галена и является частью ихпредставлений о живом. Согласно этой теории питание всех структур организмапроисходит за счет крови, которая непрерывно образуется в пищеварительнойсистеме из пищевых веществ в результате сложного процесса неизвестной природы,в некотором от­ношении сходного с брожением. В печени происходит очистка этойкрови, после чего она используется для питания всех органов и тканей. На основеэтих представлений были построены многочисленные лечеб­ные диеты, которыедолжны были обеспечить более легкое превращение пищи в кровь и лучшие свойствапоследней.
Склассической теорией сбалансированного питания тесно связаны широкораспространенные представления об идеальной пище и опти­мальномсбалансированном питании. Эта теория опирается на балансный подход к оценке ирежиму питания, что сохраняет свое значение и в настоящее время. В упрощенномвиде этот подход сводится к тому, что в организм должны поступать веществатакого молекулярного со­става, который компенсирует их расход и потери,обусловленные ос­новным обменом, работой, а для молодых организмов—также иростом.
Классическаятеория сбалансированного питания базируется на следующих фундаментальныхположениях: 1) приток веществ должен точно соответствовать их расходу; 2)приток пищевых веществ обеспе­чивается за счет разрушения пищевых структур ивсасывания полез­ных веществ — нутриентов, необходимых для метаболизма ипострое­ния структур тела; 3)утилизация пищи осуществляется самим организ­мом;4) пища состоит из нескольких компонентов, различных по физио­логическомузначению: пищевых, балластных и токсичных веществ;
5)метаболизм определяется уровнем аминокислот, моносахаридов, жир­ных кислот,витаминов и некоторых солей, следовательно, можно создать так называемыеэлементные (мономерные) диеты.
Классическаятеория позволила научно обосновать потребность в энергетических и пластическихкомпонентах (табл. 140), преодолеть многие нутритивные дефекты и болезни,связанные с недостатком не­заменимых аминокислот, витаминов, микроэлементов идругих пище­вых веществ. На основе теории сбалансированного питания созданыпищевые рационы для многих возрастных и профессиональных групп населения гучетом их физических нагрузок, климатических и других условий жизни, обнаруженынеизвестные ранее незаменимые аминокислоты, витамины, микроэлементы и т. д. Этатеория способствовала развитию технологии пищевой промышленности, на нейбазируются все промышленные, агротехнические и медицинские мероприятия.
Классическаятеория сбалансированного питания стимулировала развитие важных теоретических ипрактических положений, в том числе положений об идеальной пище ипарентеральном питании (минуя пище­варительный канал). Однако балансный подходи вытекающая из него идея рафинированной, без балластной пищи принесли исущественный вред. Так. Использование очищенных злаковых культур,рафинированных продуктов явилось фактором, способствующим развитию многихзаболеваний системы пищеварения, в том числе печени, желчных
 путей,распространению ожирения, других нарушений обмена веществ.
 Рациональное питание следует рассматривать как одну из глав­ных составных частейздорового образа жизни, как один из факторов продления активного периодажизнедеятельности.
Всвязи с научно-техническим прогрессом неуклонно увеличи­вается количестволюдей, занимающихся умственным трудом, потребности, в энергии которыхминимальны (не более 10.25 МДж (2450 ккал) для мужчин и 8,4 МДж (2000 ккал) дляженщин). При минимуме энер­гии обычно потребляется мало минорных компонентовпищи (витами­нов, микроэлементов). В этих случаям, несмотря на, казалось бы,адекватную энергообеспеченность организма, могут возникать призна­кигиповитаминозных и гипомикроэлементозных состояний. Рафи­нированные продукты—ещеодна причина недостаточного потреб­ления питательных веществ, прежде всего уработников умственного тру­да. Несмотря на то что в ходе эволюции человекнаучился адапти­роваться к окружающей среде, более естественной для него пищейявляются нерафинированные продукты, так как именно с их помощью достигаетсяоптимальное поступление витаминов и минеральных веществ. Следует заметить, чтопринципы построения рационального питания при интенсивной нервно-эмоциональнойнагрузке несколько другие, чем при обычной умственной работе. Здесь важнообеспечить организм оптимальным количеством белка, аскорбиновой кислоты,ретинола, витаминов группы В. Если же работа сменная, то меняется я режимпитания.
Потребностив энергии и пищевых веществах дифференцируются в зависимости от интенсивностифизической активности. Интенсивный физический труд требует поступлениядополнительного количества энергии. Так, суточный расход энергии мужчин притяжелой физиче­ской деятельности увеличивается более чем на 40 %, возрастаеттакже потребность в белке (на 30 %), в жирах (на 63,5 %), многих других пищевыхингредиентах. Потребности в пище женщин несколько ниже, чем у мужчин, что обусловленоменьшей интенсивностью обменных процессов в их организме. Экстремальные условияжизнедеятельности (регионы Крайнего Севера, высокогорье и др.) существеннымобразом изменяют потребность людей в энергии и пищевых веществах, что такжетребует внесения значительных коррективов в их питание.
Впитании растущего организма прежде всего необходим оптимум Полноценного белкадля построения формирующихся структур тела ре­бенка. При недостатке белкавозникает торможение роста детей. Известно, насколько важна обеспеченностьорганизма детей витами­нами. С возрастом потребность ребенка в энергии ипищевых веще­ствах увеличивается. Подростковый возраст относится к критическомупериоду в жизни ребенка, что обусловлено наибольшей интенсивностью роста,гормональной перестройкой организма. В этот период потребности детей в пищемаксимальны.
Организмчеловека подчиняется законам термодинамики. В соот­ветствии с нимисформулирован первый принцип рациональ­ного питания: его энергетическаяценность должна соответствовать энергетическим затратам организма. К сожалению,на практике этот принцип часто нарушается. В связи с избыточным потреблениемэнер­гоемких продуктов (хлеб, картофель, животные жиры, сахар и др.)энергетическая ценность суточных рационов часто превышает энерге­тическиезатраты. С увеличением возраста происходят накопление из­быточной массы тела иразвитие ожирения» ускоряющие появление многих хронических дегенеративныхзаболеваний.
Соответствиехимического состава пищевых веществ физиологиче­ским потребностям организма —второй принцип рациональ­ного питания. Ежедневно в определенном количестве исоотношении в организм должно поступать около 70 ингредиентов, многие изкоторых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необхо­димыми.Оптимальное снабжение организма этими пищевыми вещества­ми возможно только приразнообразном питании. Максимальное разно­образие питания определяет третийпринцип рационального питания.
Наконец,соблюдение оптимального режима питания определяет четвертый принцип рациональногопитания. Под режимом питания подразумеваются регулярность, кратность ичередование при­емов пища. Режим питания, так же, как и потребность в пищевыхве­ществах я энергии, варьирует в зависимости от возраста, особенностейпроизводства. Соблюдение указанных основных принципов рациональ­ного питанияделает его полноценным.
Общественноепитание — специфическая общественно организо­ванная форма удовлетворенияпотребностей населения в рациональном питании. Оно должно быть организовано нанаучных принципах с уче­том профессионально-возрастного состава населения всоответствия с потребностями организма в пищевых веществах и энергии. Ежегодноего услугами в нашей стране пользуются более 120 млн человек. Обще­ственноепитание имеет особое значение в организации питания детей в школьных идошкольных учреждениях, в средних специальных и выс­ших учебных заведениях, напредприятиях различных отраслей про­мышленности и агропромышленного комплекса.При правильной ор­ганизации оно становится действенным фактором алиментарнойпро­филактики заболеваний, повышения работоспособности. С целью улуч­шенийработы предприятий общественного питания в ряде регионов страны созданы крупныеспециализированные городские и районные комбинаты общественного питания. Впоследние годы увеличилась сеть предприятий общественного питания напромышленных предприятиях, в учреждениях. Требуют совершенствования вопросыобеспеченности и организации сети общественного питания в вечерние и ночныесмены. Особое внимание должно быть уделено внедрению прогрессивных формобслуживания (реализация комплексных завтраков, обедов и ужина, доставка пищи крабочим местам и др.). Предварительно составленное меню позволяет максимальноразнообразить питание. В нем необхо­димо предусмотреть ассортимент блюд, изкаких продуктов и в каком количестве они будут приготовлены в течение недели.Меню комплек­сных завтраков, обедов и ужинов должны разрабатываться с учетомосновных требований рационального питания. Большое значение имеет внедрениесложных гарниров из нескольких компонентов.
Соблюдениерекомендаций по рациональному питанию является основным источником повышенияустойчивости организма к различным вредным агентам окружающей среды и сниженияряда неинфекционных хронических заболеваний среди населения.Организация рационального питания студентов
Учащаясямолодежь должна рассматриваться как профессионально-производственная группанаселения определенной возрастной ка­тегория, объединенная специфическимиособенностями груда и усло­виями жизни. Учитывая эти факторы, целесообразновыделить студен­тов в особую группу.
 При оценке качественного состава пищи студентов часто выявляет­сянесбалансированность питания по ряду основных компонентов — низкое содержаниебелков животного происхождения, жиров расти­тельного происхождения, кальция,аскорбиновой кислоты и тиамина. У студентов выявлены следующие нарушения режимапитания: 25— 47 %" не завтракают, 17—30 % питаются два раза в день, около10 не обедают или обедают нерегулярно, около 22 % не ужинают. Отмечено редкоеупотребление горячих блюд, в том числе первого блюда, поздний по времени приемаужин.
Всоответствии с физиологическими рекомендациями энергетиче­ская потребностьстудентов-мужчин оценена в пределах 10 МДж (2585 ккал), студенток —10.2 МДж(2434,5 ккал). На белки приходится около 12% суточной энергетической ценностирациона, причем доля бел­ков животного происхождения должна составлять не менее60 % общею количества их в рационе. Выполнение этого требования гарантирую нетолько обеспечение достаточным содержанием незаменимых аминокислот, но и ихоптимальную сбалансированность в рационе. Жиры должны составлять около 30 %общей энергетической ценности рациона студенток. При этом на долю жироврастительного происхождения должно приходиться около 30 % их общего количества.Суточная потребность студентов в основных минеральных веществах должнаобеспечить поступлением в организм кальция в количестве 800 мг. фосфора — 1600мг, магния —500 мг, калия —2500—5000 мг, железа— 10 мг. В целях практическогоосуществления принципов сбалансированного питания студентов следует стремитьсяк более полному соответствию между энергетической ценностью и качественнымсоставом фактических рационов питания и потребностями в энергии и пищевыхвеществах.
Среднесуточныйнабор продуктов для студентовПродукты Количество, г Продукты Количество, Хлеб Жиры животные 35 ржаной 250 Масло растительное 22 пшеничный 150 Мясо, субпродукты 240 Сухари Мука пшеничная 5 20 Рыба Яйцо 64 36 Макаронные изделия 15 Молоко и кисломо­ 400 Крупы, бобовые 60 лочные продукты Сахар, конд.изделия 95 Творог 24 Картофель 320 Сметана 20 Овощи 340 Сыр 15 Фрукты свежие, соки 50 Чай 2 Сухофрукты 16
Вособую группу необходимо отнести студентов, приехавших для обучения  изразличных стран. Это связано в первую очередь с тем, что они попадают в новые,непривычные условия, к которым не­обходимо адаптироваться. Наибольшие трудностисопряжены с измене­нием климата, отрывом от родины и семьи, а также сизменением ха­рактера питания (значительные изменения продуктового набора, тех­нологииприготовления пищи, режима питания). Наблюдения показа­ли, что до приезда вУкраину 8—32 % студентов употребляли в пищу ис­ключительно продуктырастительного происхождения, у 55 % пища была преимущественно растительногопроисхождения, 80 % ежеднев­но потребляли фрукты, овощи и цитрусовые. Сизменением питания у 49,6 % студентов были связаны нарушения со стороны системыпище-
варения(боли, тошнота, изжога, запоры и др.). Обследования студен­тов из различныхрегионов мира— стран Азии, Африки, Среднего и Ближнего Востока, ЛатинскойАмерики — показали, что энергозатраты студентов из Латинской Америки в среднемсоставляют 10,2 МДж (2430 ккал). Среднего и Ближнего Востока — 10,2 МДж (2430ккал), Африки —9,4 МДж (2239 ккал), Азии — 9,2 МДж (2205 ккал). Различия вэнергозатратах практически отсутствовали при пересчете расхода энергии настандартную массу (70 кг) человека независимо от расовых, этнических различий,а также региона проис­хождения. В период экзаменационной сессии энергозатратысоставляют 5,91 кДж (1,4 ккал/мин, фактически не отличаясь отэнергозатрат во время обычного учебного процесса. Более 90 % иностранныхстудентов пользуются предприятиями общественного питания.
 Значениетепловой кулинарной обработки продуктов в рациональном питании
 
Около80 % пищевых продуктов употребляются после термической обработки, чтоспособствует их размягчению и повышению усвояемости. Кроме того, температурнаяобработка приводит к гибели вредных микроорганизмов и разрушению токсинов, чтообеспечивает безопасность продуктов, в первую очередь животного происхождения чкорнеплодов. Тепловая обработка повышает стойкость продуктов и микробам и темсамым продлевает сроки их хранения. При тепловой обработке разрушается рядтоксических веществ, например ингибиторы пищеварительных ферментов. Важнотакже, что тепловая обработка позволяет разнообразить вкус многих продуктов.
Нарядус позитивным влиянием тепловая обработка оказывает и негативное воздействие напищевые продукты. При тепловой обработке разрушаются витамины и некоторыепищевые ингредиенты (бел­ки, жиры, минеральные вещества) и могут образовыватьсявредные вещества (продукты полимеризации жиров, меланоидины и др.), чтонеобходимо учитывать при организации рационального питания. Степень потерьпищевых веществ зависит от вида обработки. Первичная обработка предусматриваетосвобождение пищевого сырья от несъедобных частей и загряз нений, выделение изпродуктов частей, имеющих пониженную пищевую ценность, а также дефростацию замо­роженныхпродуктов. Освобождение пищевого сырья от несъедобных частей, хотя и приводит кпотерям пищевых веществ, но повышает биологическую ценность продуктов.
Особоевлияние на биологическую ценность продуктов и сырья оказывает тепловаякулинарная обработка. Различают несколько спо­собов тепловой обработкипродуктов: варка в воде и на пару, бланшировка (кратковременное (5—7 мин)нагревание продукта в воде или на пару), стерилизация и жарка. При нагреваниирастворимые белки денатурируют и превращаются в золи или гели. Так, белки яйцапри постижении внутри яйца температуры 80 °С коагулируют, образуя гели. Врезультате свертывания белковый гель внутри мышечных во­локон уплотняется свыпрессовыванием значительной части содержа­щейся в нем воды вместе срастворенными в ней веществами.
Литература:
В.И. Смоляр « Рациональноепитание», Киев ,1991 г.
А.Василаки, З.Килиенко«Краткий справочник по диетическому питанию» Кишинев 1980г.
П.Даскалов, Р.Асланян«Плодовые и овощные соки», Москва 1969г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Internet PC
Реферат 2011 года Вопросы по дисциплинам «Международное публичное право»
Реферат Public School Funding Vs Military Budget Essay
Реферат Порядок исчисления налога на прибыль организаций торговли на примере ЗАО «…»
Реферат Творчество Набокова ВВ
Реферат Кадры в сфере услуг и их роль в системе менеджмента
Реферат Клэптон Эрик (Eric Clapton)
Реферат Вопросы к гос. экзамену по дисциплине "Математика – Алгебра"
Реферат Культурні процеси в Україні у XX ст. Культура народів Закавказзя. Особливості театрального мистецтва
Реферат Тонкорунные породы овец разного направления продуктивности
Реферат Орфография, перевод текста на английском языке
Реферат Оценка экономических последствий ЧС природно-техногенного характера
Реферат Донской отдел осведомления
Реферат Роль местного бюджета в социально-экономическом развитии региона
Реферат Банные услуги в гостинице