1. Немного истории
Наступить на хлеб такой же грех, как убить человека, так как хлеб дает жизнь
Марина Цветаева
Как часто мы думаем о Хлебе? Думаем ли мы о Хлебе? Хлеб — что это для человека? Только ли еда? Как мы относимся к нему? Как относились к хлебу наши родители, деды, прадеды, тысячи поколений? Что знают наши дети, внуки о Хлебе? Знают ли?
Как и когда появился хлеб на Земле? И каким он был?
Свыше 15 тысячелетий назад египтяне начали культивировать хлебные злаки. Ученые считают, что первый хлеб был жидким, из воды и зерен, растертых между камнями.
К тому времени, когда люди научились добывать огонь, они усовершенствовали и «хлебное производство». Так появились пресные лепешки, которые оказались намного вкуснее зерновой каши.
Прошли тысячелетия, и человек, интуитивно используя для улучшения вкуса хлеба микроскопические организмы — хлебопекарные дрожжи и молочнокислые бактерии, изобрел кислых хлеб. Многовековой опыт именно опыт узнавание, догадка, человеческая наблюдательность как бы соединились в этом новом кислом хлебе, который составляет одно из величайших человеческих открытий, являющихся и по сей день предметом научных изысканий, объяснений и опытных подтверждений.
В древней Греции первое упоминание о кислом хлебе относится к 5 веку до новой эры. Хлеб был самостоятельным кушаньем, и отводилась ему едва ли не самая почетная роль. Бытовало поверье, что человек принимающий пищу без хлеба, будет наказан богами.
В Индии считали, что человек совершает грех и обречен на несчастную судьбу, если не будет употреблять хлеб. Преступников в этой стране даже наказывали тем, что лишали их, хлеба на более и менее длительное время в зависимости от тяжести преступления. Верующие индусы и в наши дни утреннюю молитву начинают словами: « Все есть пища, великая мать».
У многих народов сложилась различные представления и поверья о пользе черствого хлеба. Так в Древней Греции и Древнем Египте считали, что такой хлеб полезен при заболеваниях желудка, что не оспаривается и современной медициной.
Английские солдаты в период колониальных войн были убеждены, что вдыхание аромата свежевыпеченного хлеба помогает избавиться от насморка. У славянских народов (поляков, русских) хлеб играл важную роль в религиозных обрядах до принятия христианства, которое восприняло много языческих обычаев, сросшихся с некоторыми христианскими праздниками, прежде всего Рождеством и Пасхой.
В Польше хлеб был окружен чуть ли не рилигиозным почитанием. Кусок хлеба упавший на пол поднимали и с извинениями целовали. Прежде чем начать резать новый хлеб его осеняли крестным знамением.: Замечательный польский поэт -романтик Циприман Камиль Норвид (1821-1883), тоскуя по Польше в эмиграции, писал:
По трем просторам, где крошек хлеба
Не бросят наземь, считая все же
Их даром неба,
Тоскую, боже.
О популярности хлеба в Польше свидетельствует многочисленные старые поговорки, как, например: « Хлеб пуще всего связывает», «Хлеб плачет, когда его даром едят», «Хлеб трудом добытый вкусный и сытный», «Кому хлеб повредит, тому палка поможет».
У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. «Хлеб — всему голова «, «Хлебна стол, так и стол-престол, а хлеб ни куска – и стол – доска». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение человека к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб — наш батюшка» В честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. Дорогих, уважаемых гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалась из поколения в поколение, и прививалось ребенку с первых дней его жизни.
Булочники, пекари были в России одними из самых уважаемых людей, а профессия эта считалась одной из самых почетных. Владимир Алексеевич Гиляровский талантливый бытописатель Москвы, оставил свои интересные зарисовки и о жизни очень известного в дореволюционной России булочника Ивана Филиппова, хлебные изделия которого были любимым не только москвичами: их доставляли ежедневно к царскому столу в Петербург и в самые отдаленные уголки России.
«- Хлебушко черненький труженику первое питание — говорил Иван Филиппов.
-Почему он только у Вас хорош? — спрашивали.
-Потому что хлебушко заботу любит. Выпечка-то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки…
Кроме того — железных дорог тогда еще не было — по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как- то особым способом, горячими, прямо из печки замораживали, везли за тысячу верст, а уж перед самой едой оттаивали — тоже особым способом в сырых полотенцах и ароматные горячие калачи где-нибудь в Барнауле или в Иркутске подавались на стол с пылу, с жару»
Иван Филиппов был не только могучим хозяином, и большим мастером своего дела, профессионалом, с тонким чутьем к мельчайшем особенностям хлебопечения.
Так, он утверждал, что в Перебурге хлеб не получится качественным, ибо невская вода мягкая и надо сказать был совершенно прав.
Знаменитые филипповские булочные в Москве и Петербурге очень долго сохраняли традиции доброе имя своего владельца и даже до недавнего времени имели особую репутацию, хотя филипповского хлеба в них уже и в помине не было, и тогда легенда продолжала жить.
Россия любила своего великого хлебопека, потому что любила и уважала хлеб.
Иногда думается, а отыщут ли люди в своем языке другое слово, которое могло бы сравниться по своему значению с этими: «Земля и «Хлеб»
Разве что слово «Мать» имеет право стоять рядом с ними — другими не дано. Когда мы пишем слово «Земля» с большой буквы, то разумеем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ, и, может быть, единственную в своем роде среди иных миров, составляющих Вселенную.
Как бы сужаясь, слово это заключает в себе и большое поле, и крохотный крестьянский удел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас вроде бы какого-либо определенного запаха. И вкуса, из которого, однако, в конечном счете, рождаются все вкусы, все запахи, все виды жизни.
Постепенно приобретаясь, оно слово, то становиться метафорой, то входит в мудрую народную присказку или поговорку, то является символом, обозначающим и крайнюю бедность и неслыханное богатство, когда одного называют
« безземельный» а другого «землевладелец».
Каким только не бывает хлеб: и честным и горьким, и вкусным, жарким, горячим, холодным, хорошим, редко легким и очень часто тяжелым. Хлеб- создание человека, без которого немыслима жизнь.
Дыхание хлеба, дух хлеба. Хлеб воин и хлеб мирной поры.
Что-то величественное в этом широчайшем понятии.
Хлеб всегда сражается.
Всегда сражающейся. Не иначе как за высшие человеческие идеалы на планете по имени Земля.
Состав хлеба
Печеный хлеб – продукт, получаемый выпечкой разрыхленного закваской или дрожжами теста, приготовленного из всех видов ржаной и пшеничной муки. Он составляет значительную часть пищевого рациона человека и является одним из основных источников углеводов и растительного белка. Пищевая ценность хлеба довольно высока и зависит от сорта муки и рецептуры теста. В среднем в хлебе содержится 5,5-9,5 % белков, 0,7-1,3 % – жиров, 1,4-2,5 % – минеральных веществ, 3,9-4,7 % -воды, 42-50 % — углеводов. Биологическая ценность хлеба невелика. В печеном хлебе без обогатителей содержание таких незаменимых аминокислот, как лизин, метионин, треонин и триптофан недостаточно. Поэтому введение в рецептуру хлеба белковых обогатителей (молоко, сыворотка, соя), содержащих большое количество этих аминокислот, способствует повышению пищевой ценности хлеба. В простом по рецептуре хлебе мало жира. Однако хлеб почти на 38 % обеспечивает потребность организма в растительных жирах и на 25 % в фосфолипидах. Хлеб из муки высоких сортов содержит жира значительно меньше, чем из обойной.
За счет хлебных изделий человек почти полностью покрывает потребность в железе, получает значительную долю марганца и фосфора. Существенным недостатком минерального комплекса хлеба является малое содержание кальция и неблагоприятное соотношение его с фосфором и магнием. В хлебе в недостаточном количестве содержится калий, хром, кобальт и некоторые другие элементы. Поэтому повышение минеральной ценности является также актуальной проблемой. Хлеб богат витаминами Е и покрывает около 1/3 потребности в витаминах В6, В9 и холине, но беден витаминами В2 и В3. Достаточно высоким содержанием витаминов В1, В2 и РР характеризуется хлеб из муки низких сортов. Повышает витаминную ценность хлеба обогащение муки синтетическими витаминами, рациональное использование зародышей злаков, добавление в тесто препаратов, полученных из пивных дрожжей. Хлеб дает около половины необходимого количества усвояемых и более половины неусвояемых углеводов.
Усвояемость хлеба зависит во многом от его органолептических свойств – внешнего вида, структуры пористости, вкуса и аромата. Белки хлеба усваиваются на 70-87 %, углеводы – на 94-98 %, жиры – на 92-95 %. Чем ниже сорт муки, тем ниже усвояемость этих веществ.
По мере повышения сорта муки уменьшается влажность хлеба, возрастает содержание белков, усвояемых углеводов и увеличивается энергетическая ценность хлебных изделий. Наиболее низкая энергетическая способность у хлеба из обойной муки. Более ценны по калорийности и усвояемости хлебные изделия из муки высших сортов.
Высокая усвояемость веществ хлеба объясняется тем, что он имеет пористый, эластичный мякиш, в котором белки находятся в оптимальной степени денатурации, крахмал клейстеризован, сахар растворен, жиры эмульгированы, оболочечные частицы зерна сильно набухшие и размягченные. Такое состояние веществ и пористая структура мякиша делают их легкодоступными для действия ферментов пищеварительного тракта человека.
Сырьё, применяемое в хлебопечении ржано-пшеничного хлеба
Сырьё, применяемое в хлебопечении, делят на основное и вспомогательное. К основному сырью относят муку, соль и дрожжи. В хлебопечении ржано-пшеничного хлеба используют ржаную муку разных сортов и пшеничную муку первого и второго сортов. Воду используют питьевую. Для улучшения вкуса и консистенции теста добавляют 1-2 % соли.
Хлебопекарные дрожжи вызывают спиртовое брожение сахаров теста, в результате чего образуются спирт и углекислый газ.
При брожении углекислый газ разрыхляет хлебное тесто и придает ему пористую структуру.--PAGE_BREAK--
К вспомогательному сырью относят жир, сахар, яйца, молоко, солод, патоку и пряности.
Жир улучшает вкус и консистенцию хлеба, повышает его питательную ценность, а также при содержании жира 0,5 % — смазывающий эффект. Применяют жиры растительные, животные, маргарин, гидрожир.
Сахар улучшает вкус, повышает питательную ценность хлеба.
Молоко используют натуральное, обезжиренное, сухое, сгущенное. Можно применять подсырную сыворотку в натуральном или сухом виде.
Яйца, яичный порошок или меланж добавляют в тесто при изготовлении сдобных изделий.
Солод – это мука из проращенного и подсушенного зерна ячменя (белый солод) или ржи (красный солод).
Патоку используют только крахмальную, полученную путем осахаривания крахмала.
Пряности (тмин, кориандр, ванилин и др.) придают хлебу специфический вкус и аромат. В хлебопечении используют также джем, повидло, изюм, орехи и др.
4. Производство хлеба
Производство хлеба состоит из нескольких операций: подготовки и дозировки сырья, замеса теста, брожения, разделки и расстойки, выпечки, бракеража, охлаждения изделий, укладки на лотки и отпуска на предприятия общественного питания. При подготовке сырья муку просеивают, растворяют соль, сахар, процеживают молоко, патоку. Замешивают тесто в тестомесильных машинах. Тесто из ржаной муки ставят на заквасках или используют заварной способ, при этом хлеб приобретает особый аромат, долго не черствеет. Тесто из пшеничной муки ставят опарным и безопарным способами. Брожение теста происходит после замеса при температуре 27-30°С, объем его увеличивается в 2-3 раза. Разделка (формовка) теста производится машинами, при этом объем теста уменьшается, частично удаляется СО2. Расстойка, т.е. дополнительное брожение изделий, ведется в камерах при температуре 35-40°С от 20 до 50 минут. В процессе расстойки изделия увеличиваются в объеме, а после выпечки становятся более пышными, пористыми. Выпекают хлеб в печах при температуре 180-300°С, мелкоштучные изделия – 8-12 минут, крупные изделия – более часа. Охлаждают хлеб в камерах, а штучный могут реализовать горячим.
Новым и экономически выгодным является способ приготовления теста на жидкой опаре с сокращенным периодом брожения, процесс механизирован и автоматизирован.
В жидкой опаре образуется больше водорастворимых белков, меньше расходуется сахаров при брожении, после выпечки улучшается аромат и цвет корочки хлеба, замедляется его очерствение.
5. Ассортимент ржано-пшеничного хлеба
Улучшенные ржано-пшеничные сорта хлеба выпекают из ржаной муки разных сортов и пшеничной муки первого, второго сортов и обойной с добавлением солода, патоки, пряностей (анис, тмин, кориандр). Хлеб получают заварным способом, и он имеет сладковатый вкус и специфический аромат.
Бородинский хлеб выпекают формовым, штучным, массой 0,5-1,0 кг. Изготавливают хлеб из ржаной обойной им пшеничной муки второго сорта с добавлением патоки, сахар, красного солода. Поверхность хлеба обсыпают тмином, анисом или кориандром. Хлеб имеет сладковатый вкус, приятный аромат.
Столовый хлеб получают из ржаной обдирной и пшеничной муки первого сорта, добавляют сахар. Вкус слегка сладковатый, мякиш светлый. Выпекают подовым (форма круглая) штучным, массой 0,7-1,0 кг.
Рижский хлеб выпекают в виде батонов 0,4-0,8 кг с тупыми концами. Получают из ржаной сеяной (85 %) и пшеничной муки первого сорта (10 %) с добавлением белого солода (5%), патоки или сахара и тмина. Хлеб имеет светлый цвет, сладковатый вкус, невысокую кислотность (7 %) и хорошую пористость.
Минский хлеб имеет форму батона с заостренными концами, штучный от 0,4 до 0,8 кг. Получают тесто для батона на закваске, не содержит солода. Вкус кисловатый, мякиш более светлый, чем у Рижского.
Ржаные лепешки выпекают круглой формы, поверхность глянцевая с неглубокими надрезами, образующими косую клетку. Масса лепешки 100 г. получают их из ржаной обойной муки с добавлением пшеничной первого сорта (10 %), сахара (10 %) и жира (20 %).
Выпускают хлеб ржаной простой и ржано-пшеничный простой для длительного хранения, консервированный спиртом. Выпускают этот хлеб формовой стерилизованный 96%-ным этиловым ректификованным спиртом, упакованный в мягкую трехслойную упаковку или пакеты из полиэтиленовой пленки и предназначенный для длительного хранения. Перед употреблением в пищу хлеб, освобожденный от упаковки, рекомендуется прогреть при температуре 180° в течение 30 минут и затем охладить или за 2-3 часа до еды освободить от упаковки и нарезать на ломти в целях удаления запаха и привкуса этилового спирта.
Ржано-пшеничные сорта хлеба изготавливают из ржаной муки с добавлением пшеничной или муки второго сорта.
Дарницкий хлеб вырабатывают формовым или подовым, штучным массой 0,5-1,25 кг. Изготавливают из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной первого сорта.
Российский хлеб выпускают подовым и формовым, массой 0,5-1,1 кг. Получают из смеси ржаной обдирной муки и пшеничной первого сорта. Выпускают Украинский хлеб, Карельский, Славянский, Орловский, Подмосковный и другие.
6. Хранение хлеба, упаковка
Укладка в лотки хлеба и хлебобулочных изделий должна производиться в соответствии с правилами укладки, хранения и перевозки хлеба и хлебобулочных изделий.
Выпеченные изделия укладывают в чистые деревянные лотки (изделия с дефектами отбраковывают). Допускается также укладка в лотки из полимерных материалов. Применяют два вида деревянных лотков: трехбортные лотки с решетчатым дном (для крупных изделий) и четырехбортные со сплошным днищем. Лотки из полимерных материалов используются четырехбортные.
Хлебохранилище располагают в чистом, сухом и хорошо проветриваемом помещении. В нем нельзя хранить другие продукты и материалы, а также держать бракованные изделия.
Транспортные средства, предназначенные для перевозки хлеба и хлебобулочных изделий, должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, приведенным в СанПиН 2.3.4.545-96.
Для хранения хлебных изделий установлены максимальные сроки (таблица 1). Данные сроки установлены с учетом очерствения различных видов изделий. Если сроки хранения повышены, то изделия бракуют как зачерствевшие. Сроки хранения изделий на хлебопекарных предприятиях исчисляются с момента выхода хлеба из печи до момента доставки его покупателю.
После выпечки хлеб стерилен, но в процессе хранения и перевозки (при нарушении установленных санитарных правил) он может быть загрязнен или обсеменен различными микроорганизмами.
Заключение
Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище.
Список литературы
Журнал «Хлебопечение России» № 6 2002 г.
Журнал «Хлебопечение России» № 4 2003 г.
Базарова В.И., Боровикова Л.А. и др. Исследования продовольственных товаров. – Москва.: Экономика, 1987 г. – 256 с.
Колмаков Ю.В., Зелова Л.А., Капис В.И., Распутин В.М., Семенова М.В. Технология производства муки, крупы, макарон и хлеба на предприятиях разной мощности / Под ред. И.М. Чекмезова. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. – 152 с.