--PAGE_BREAK--
1. 2. Место и содержание образовательной области технологии в
современной школе.
Согласно базисному учебному плану «Технология» является самостоятельной образовательной областью, интегрирующей материальные технологии (трудовое обучение) и/или информационные технологии. Также в ней может реализовываться черчение, профильная, профессиональная подготовка, различные интегрированные курсы и проекты.
Принципиально важным в преподавании «Технологии» в школе является направленность на формирование у учащихся культуры: технологической, проектной, экологической, человеческих отношений, труда, дома (быта).
Главной целью обучения в образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.
Минимальное содержание образовательной области «Технология» в средней общеобразовательной школе состоит из общей составляющей для любых уровней (вариантов) обучения учащихся. В нее входят основные компоненты практической деятельности человека (понятия и виды деятельности) по ведению творческой преобразовательной и предпринимательской деятельности, культуре труда, технологической и потребительской культуре, профессиональной ориентации, которые структурно составляют основу обучения по традиционным направлениям: технический, обслуживающий труд; профильной (углубленной. допрофессиональной) или профессиональной подготовке.
В зависимости от уровня технологической подготовки общая основа объединяется (интегрируется) с базовыми разделами (блоками-модулями) минимального содержания обучения в 5-9 классах по направлениям, со специальной технологической частью (выделенным блоком — общим содержанием обучения по конкретной области трудовой деятельности. Блоки конкретизируются в соответствии с выбранным профилем обучения, например, блок «Промышленность», а в нем профили: «Металлообработка», «Деревообработка», «Электротехника» и т.д.
Базовые разделы (блоки-модули) минимального содержания обучения в 5-9 классах изучаются углубленно в соответствии с профилизацией общеобразовательного учреждения. В них усиливается раздел «Современные энерго — и материалосберегающие безотходные технологии».
Занятия по технологии могут вестись на базе межшкольных учебных комбинатов.
Вместе с тем, образовательная область «Технология», как область наиболее связанная с практической деятельностью обучающихся (предполагается, что 70% учебного времени будет уделено практической работе), должна способствовать подготовке к активному участию обучающихся в жизни общества, в организации и работе трудовых коллективов и в семье, как основной ячейке общества. Это предполагает:
— политехническое развитие молодёжи, ознакомление ее. с основами техники, современными перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с учетом экономических, экологических и предпринимательских знаний, социальных последствий использования технологий;
— творческое и эстетическое развитие обучающихся, в частности в процессе выполнения проектов и художественной обработки материалов;
овладение обучающимися общетрудовыми умениями и навыками, в том числе культуры труда, человеческих отношений и бесконфликтного общения, необходимых для жизни в коллективе, семье;
— обеспечение учащимся возможностей самопознания, изучения мира профессий, приобретение практического опыта элементов профессиональной деятельности с целью обоснованного профессионального самоопределения.
Область «Технология» входит в базовое ядро общего образования, обеспечивающее минимально необходимые технико-технологические требования к уровню подготовки обучающихся, основанные на соблюдении инвариантных принципов создания единого образовательного пространства; существенно влияет на сохранение и возрождение лучших традиций народной культуры, промыслов, мастерства, способствует дальнейшему экономическому и социальному прогрессу страны.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
— сформировать политехнические знания об основных наиболее
распространенных и перспективных технологиях и систему умственных,
сенсорных и физических действий;
— ознакомить с основами современного производства и сферы услуг;
развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и
изобретательские задачи;
— обеспечить осуществление учащимися самопознания, изучение мира
профессий, выполнение профессиональных проб с целью адекватного
профессионального самоопределения;
— осуществить воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма,
человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и
порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения
(нравственное воспитание);
— воспитывать бережное отношение к природе и природным ресурсам,
формировать активную экологическую жизненную позицию в процессе
учебно-трудовой деятельности (экологическое воспитание);
— овладеть основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и
маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции
и услуг;
— использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и
оформлять их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного
искусства для повышения их конкурентоспособности при реализации,
— развивать художественную инициативу ребёнка (эстетическое воспитание);
привить первоначальные жизненно необходимые знания и умения вести домашнее хозяйство и экономику семьи.
Решению задач призвана способствовать программа «Технология» (Трудовое обучение, 1-4, 5-11 кл.). Просвещение. 1996 / Под ред. Хотунцева Ю.Л., Симоненко В.Д.
В соответствии с материально-техническими возможностями школы учитель может варьировать содержание отдельных модулей программы «Технология».
В содержании предмета «Технология» можно выделить следующие основные разделы: технологии обработки конструкционных материалов, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, элементы машиноведения, элементы материаловедения, конструирование и моделирование, электронные технологии (электротехника, радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника, высокие технологии), информационные технологии, графика, культура дома, техника в быту, строительные ремонтно-отделочные работы, художественная обработка материалов, техническое или художественно-декоративное творчество, производство и окружающая среда, отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение, история и социальные последствия развития техники и технологии, домашняя экономика и основы предпринимательства, выполнение проектов (по одному, начиная со второго класса). Указанные разделы могут быть интегрированы, т.е. рассматриваться совместно. Программы разделов могут несколько различаться в соответствии с принципом вариативности, обеспечивая, тем не менее, выполнение государственного стандарта по «Технологии».
Для реализации дифференцированного обучения и обеспечения возможности самореализации, учащихся целесообразно предусмотреть два варианта примерного планирования часов.
Вариант 1. «Техника и техническое творчество (технический труд) „с преобладанием технологий обработки конструкционных материалов и электронных технологий.
Вариант 2. “Культура дома и художественно-декоративное творчество (обслуживающий труд)» с преобладанием раздела «Культура дома, обработка ткани и пищевых продуктов».
Особенности данной программы.
Важной особенностью данной программы, отличающей ее от программ образовательных областей, является направленность на творческое развитие обучающихся.
Творческому и эстетическому развитию обучающихся посвящены разделы «Художественная обработка материалов», «Техническое творчество», «Художественно-декоративное творчество», выполнение проектов небольших творческих работ обучающихся, выполняемых индивидуально или коллективно под руководством учителя.
В течение всего периода обучения «Технологии» в российской школе каждый учащийся должен выполнить 10 проектов — по одному проекту в год, начиная со второго класса.
Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребёнка. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей общества, школы, семьи в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технологических возможностей и экономической целесообразности, выдвижении идей проекта, разработке конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), ее осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации. Сложность проекта определяется знаниями, умениями и способностями учащихся. Цель проектов — сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся, воплощенных в конечные конкурентоспособные потребительские продукты или услуги, способствовать творческому развитию личности.
Во время выполнения проекта учащиеся продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения проекта на базе предыдущих разделов курса. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена коллективно, частично в домашней обстановке. Тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно новом уровне. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
В соответствии с целями образовательной области «Технология» система обучения должна быть не дисциплинарно-ориентированной, а проектно-созидательной. Содержание обучения должно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проектов деятельности. Необходимо обеспечить интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.
Необходимо реализовать сочетание репродуктивного обучения (60-70% учебного времени) и развивающего обучения, в частности выполнения проектов (30-40% учебного времени).
При реализации развивающего обучения учитель координирует учебный процесс, наблюдает, косвенно руководит деятельностью учащихся, помогает в выборе решений, активизирует самостоятельную деятельность учащихся, диагностирует развитие личности учащихся.
Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют знания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую деятельность, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.
Разделы «Технология обработки конструкционных материалов», «Технология обработки ткани и пищевых продуктов», «Электронные технологии» расширяют политехнический кругозор обучающихся, позволяют им овладеть общетрудовыми умениями и навыками и дать определенные навыки, полезные в семейной жизни.
Разделы «Культура дома» и «Домашняя экономика» расширяют социальный и эстетический кругозор учащихся и дают знания и умения, полезные в семейной жизни каждого.
Раздел «Информационные технологии» дает учащимся знания и умения, полезные не только при изучении различных разделов образовательной области «Технология», но и при изучении других образовательных областей и в производственной деятельности.
Раздел «Графика» формирует графическую культуру обучающихся, дает знания в области оформительски-дизайнерских работ, полезных в любой области человеческой деятельности.
Разделы «Художественная обработка материалов» и «Художественно-декоративное творчество» позволяют практически освоить элементы национальной культуры каждого народа нашей многонациональной страны.
Раздел «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение» расширяет социальный кругозор обучающихся, способствует самопознанию учащихся и осознанному выбору профессии.
Раздел «Производство и окружающая среда» завершает экологическое воспитание учащихся как в области социальной экологии -воздействия производства на окружающую среду, так и в области экологии человека — воздействия загрязненной окружающей среды на физическое и душевное здоровье человека и проблемы сохранения здоровья. Эти знания и навыки полезны при любой дальнейшей деятельности человека.
Раздел «Элементы домашней экономики и основы предпринимательства» дают обучающимся знания и умения в области элементов рыночной экономики и организации малых предприятий, полезные в любой области человеческой деятельности.
Таким образом, разные разделы образовательной области «Технология» способствуют политехническому, творческому, эстетическому, социальному, экологическому, экономическому и нравственному развитию учащихся.
Все разделы «Технологии» должны пронизывать сквозные линии содержания:
Культура труда: организация рабочего места, безопасные приемы работы, плановость, технологическая дисциплина, контроль, качество. Информационные технологии, графика, экономика и предпринимательство, история и социальные последствия развития технологии и техники, экология, профориентация, нравственное воспитание, в том числе культура поведения и бесконфликтного общения, эстетическое воспитание, творческое развитие.
При изучении всех разделов следует подчеркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с помощью радиовещания и телевещания, а в последние годы и с помощью компьютерной техники.
Сквозные линии содержания могут быть органично вписаны в темы любого модуля, входя структурным элементом в содержание «Технологии». Они могут быть представлены в любой программе в виде самостоятельного блока, но независимо от формы представления содержание материала по сквозным линиям должно входить в тестовую оценку выполнения стандарта «Технологии» в каждом классе.
Технологическое образование должно формировать технологическую культуру обучающихся, которая предполагает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг, использование компьютерных технологий, изучение социальных и экологических последствий применения технологии, методы борьбы с загрязнением окружающей среды, освоение культуры труда: планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, оснащения рабочего места, обеспечения безопасности труда, компьютерная работа с документацией, психология человеческого общения, культура человеческих отношений, освоения основ предпринимательской деятельности и основ творческой деятельности, выполнения творческих проектов: определение потребностей и возможностей проектной деятельности, сбор и анализ информации, выдвижение идеи проекта, исследование этой идеи, планирование, организация и выполнение работы и ее оценка.
Программа «Технология» рекомендована для общеобразовательных школ всех типов. В настоящее время изданы пробные учебники «Технология» с 5 по 9 классы под ред. Симоненко В.Д. в издательствах «Просвещение» и «Вентана-Граф».
Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану (далее БУП) ее изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровне на старшей ступени общего образования. В соответствии с БУП в начальной школе на изучение технологии выделено по 1 часу в неделю в 1 и 2 классах и по 2 часа в неделю в 3 и 4 классах.
Учебное время, отведенное по БУП в 1–2 классах для предмета «Искусство (ИЗО)» (33 и 34 часа в год соответственно) и «Технология (Труд)» (33 и 34 часа в год соответственно), по решению образовательного учреждения может быть объединено и использовано для преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» (66 и 68 часов в год для 1 и 2 классов соответственно).
В 3–4 классах в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» начинается освоение приемов работы на компьютере, что необходимо для изучения на ступени основного общего образования нового учебного предмета «Информатика и ИКТ».
На ступени основного общего образования на изучение технологии в 5–7 классах выделено 2 часа в неделю, в 8 классе – 1 час в неделю. Один час технологии в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения учащимися содержания краеведческой направленности. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.
Два часа учебного предмета «Технология» в 9 классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация универсального обучения (непрофильного обучения), указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.
О с н о в н ы е с о д е р ж а т е л ь н ы е л и н и и п р е д м е т а
« Т е х н о л о г и я ».
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С учетом сложившейся в стране системы подготовки учащихся к последующему профессиональному образованию и труду и с целью удовлетворения образовательных склонностей и познавательных интересов учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)».
Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы. Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» базовыми являются разделы «К у л и н а р и я», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа направления «Технология. Обслуживающий труд» обязательно включает в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».
Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно к технологиям сельскохозяйственного труда изучаются либо технологии промышленного производства, либо технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.
В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах для сельских школ уменьшается объем и сложность практических работ в разделах содержания по техническому труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии. Комплексно для таких комбинированных программ планируется освоение раздела «Современное производство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования даются сельским школьникам в содержательно общем для обоих направлений разделе по профессиональному самоопределению.
В базисном учебном плане по ряду профилей для старших классов среднего (полного) общего образования «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне в федеральном компоненте. Там она представлена в составе учебных предметов по выбору на базовом уровне. На ее изучение в 10 и 11 классах здесь отводится 70 часов (по одному часу в неделю в каждом классе).
Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, их успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования, рекомендуется выделять из резерва учебного времени регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно еще 1 час в неделю в 10 и в 11 классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда. Для профилей нетехнологической направленности изучение технологии дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки.
Для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся 10 и 11 классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов. Технологический профиль общеобразовательной подготовки старшеклассников дает учащимся возможность приобретать и совершенствовать умения применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению профильной подготовки. продолжение
--PAGE_BREAK--
1. 3. Развитие творческих способностей школьников
(виды, формы другие технологии).
Под т в о р ч е с к и м и с п о с о б н о с т я м и ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или к р е а т и в н о с т ь) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. [2] Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью
Б е г л о с т ь м ы с л и – количество идей, возникающих в единицу времени.
Г и б к о с т ь м ы с л и – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.
О р и г и н а л ь н о с т ь – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
Л ю б о з н а т е л ь н о с т ь – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Т о ч н о с т ь – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
С м е л о с т ь – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.
У с л о в и я, в л и я ю щ и е н а р а з в и т и е т в о р ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й.
Проявлению творческих способностей учащихся мешают определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним барьерам относятся:
1. стереотипы
2. излишняя ориентация на одобрение
3. заниженная самооценка
4. недостаточный уровень саморегуляции.
К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся:
1. критика
2. стресс
3. дефицит времени
Преодолеть эти барьеры ученикам может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать в классе благоприятную психологическую атмосферу.
В исследовании Е. Торранса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творческих способностей, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение учащихся от страха делать ошибки.
Важнейшим фактором, влияющим на развитие творческих способностей, столь важным для учащегося на любом этапе, является т в о р ч е с к и й п о д х од с а м о г о п р е п о д а в а т е л я, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися. Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что о п т и м а л ь н о е о б щ е н и е – не умение держать дисциплину, а о б м е н с у ч е н и к о м д у х о в н ы м и ц е н н о с т я м и. Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия. Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей л и ч н о с т н ы м и о р и е н т а ц и я м и, к которым можно отнести следующие:
1. поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют вреда окружающим
2. не мешать желанию ребенка изобразить, сделать что-то по своему
3. уважать точку зрения воспитанника – не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением
4. предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, вкусовых, тактильных образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий
5. безоценочность к детскому творчеству – то есть не применять явной системы оценок продуктов творчества ребенка, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлым опытом
6. не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как это может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавит в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать
7. творить и играть иногда вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса
8. не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, а наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка
9. больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-либо, поддержанию этого процесса, а не результатам
10. развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия элементы гимнастики – это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление
11. поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности; дружелюбную интонацию голоса
12. использовать психологические творческие методики и задания, творческие игры.
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.
Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание конструктивных ориентаций (вышеперечисленных), повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы.
Основным в обучении по развитию творческих способностей Дж. Смит [2] считает создание следующих у с л о в и й:
1. условия физические, т.е. наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;
2. условия социально-экономические, т.е. создание у детей чувства внешней безопасности, когда они знают, что их творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;
3. психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Роль учителя в творческом процессе учеников не ограничивается лишь созданием условий, она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. Учителю необходимо [2]:
1. Создать уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться
2. Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам. Избегать неодобрительной оценки творческих идей ребенка
3. Быть терпимым к необычным идеям, уважать любопытство, вопросы и идем ребенка
4. Давать ребенку возможность самостоятельно заниматься творческим процессом
5. Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка
6. Поддерживать необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
— познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения;
— задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
— система познавательных задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В своей работе необходимо использовать следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
- э в р и с т и ч е с к и й;
- и с с л е д о в а т е л ь с к и й;
- п р о б л е м н ы й;
- п о и с к о в ы й ;
Именно эти методы обучения позволяют педагогу предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Задача учителя – помочь учащимся актуализировать творческие способности на уроках технологии, развивать их, в этом могут помочь стратегии, разработанные Стернбергом и Любартом. На их основе можно сформулировать следующие правила для педагога, работающего над развитием творческих способностей учащихся:
· С л у ж и т ь п р и м е р о м д л я п о д р а ж а н и я. Творческие способности развиваются не тогда, когда говорят детям о необходимости их развития, а тогда, когда их развивают в процессе работы
· П о о щ р я т ь с о м н е н и я, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
· Р а з р е ш а т ь д е л а т ь о ш и б к и. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. На уроках необходимо избегать критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
· П о о щ р я т ь р а з у м н ы й п о и с к.Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не изнашивается с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал.
· В к л ю ч а т ь в п р о г р а м м уобучения разделы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоения материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал. Предлагаю ребятам решение творческих заданий, которые содержат следующие формулировки:
— представьте, что…; — изобретите…;
— предложите гипотезу…; — придумайте…
· П о о щ р я т ь умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
· П о о щ р я т ь т в о р ч е с к и е и д е ии результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться.
· П о д г о т о в и т ь к п р е п я т с т в и я м, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
· С т и м у л и р о в а т ь д а л ь н е й ш е е р а з в и т и е. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л. С. Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.
У каждого учителя свои принципы взаимодействия с учеником. Жизненный путь любого человека – это самопознание, самосовершенствование и реализация своего предназначения, каковы же критерии выбора форм и методов сотрудничества?
Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать. Данный процесс должен развиваться по спирали: начиная с полной свободы действий для самовыражения, через изменение количественного и качественного уровня знаний, умений, навыков, вновь к работе по воображению в творческой атмосфере, но уже с новыми возможностями для самовыражения.
Теплов Б. М. писал. Что только в той или иной практической деятельности формируются творческие способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение, и расширение детской души, делает её богаче и духовно — выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.
Глава
II
. Изучение кулинарии в образовательной области.
2. 1. Обработка пищевых продуктов.
« У Эскулапа, прославленного лекаря древности, были всесильные помощницы: дочка Гиена и кухарка Кулина, услаждавшая дни его жизни несравненной кухней. Молва присвоила Кулине имя десятой музы, которых до неё было девять. У римлян десятая муза так и звалась: «Кулинария».
Кулинарией называют искусство приготовления пищи. Она имеет богатую многовековую историю, отражающую древнейшую отрасль деятельности человека, его материальной культуры, собравшую воедино опыт и навыки приемов приготовления пищи разных народов, дошедшие до настоящего времени.
Кулинария изучает технологические процессы приготовлений качественной кулинарной продукции.
Согласно ГОСТу, кулинарная продукция – совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов.
Процесс производства кулинарной продукции можно условно разделить на две стадии – первичную (механическую) и тепловую (термическую) обработку продуктов.
В результате первичной обработки продуктов получают полуфабрикаты, которые затем используют для приготовления блюд и кулинарных изделий. Первичная обработка продуктов включает в себя размораживание продуктов, удаление загрязнений и несъедобных частей, деление продуктов на части, имеющие неодинаковую пищевую ценность, придание им соответствующей формы, размера, компоновку продуктов между собой.
Тепловая (термическая) обработка продуктов – вторая стадия технологического процесса, когда полученные при первичной обработке полуфабрикаты доводят до состояния готовности. Показателем готовности блюд служат следующие органоплетические показатели: консистенция, вкус, запах, цвет, а также соответствующая температура. Под влиянием тепловой обработки большинство продуктов размягчается и приобретает привлекательный вид, приятный вкус и аромат. Это благоприятно сказывается на дальнейшей усвояемости того или иного блюда. Помимо этого, тепловая обработка способствует обеззараживанию пищи, поскольку высокая температура губительно действует на микроорганизмы, которыми обсеменены многие продукты в сыром виде.
Первичная и тепловая обработка продуктов состоит из механических, гидромеханических, тепловых, биохимических и химических процессов.
М е х а н и ч е с к и е п р о ц е с с ы – сортирование, измельчение, перемешивание, взбивание, прессование и дозирование продуктов.
Г и д р о м е х а н и ч е с к и е п р о ц е с с ы – мытье, замачивание, осаждение и фильтрование продуктов.
Т е п л о в ы е п р о ц е с с ы – нагревание, охлаждение ( в естественных условиях или с применением искусственного холода), выпаривание, конденсация.
Б и о х и м и ч е с к и е п р о ц е с с ы – это, например, брожение, вызываемое ферментами
Существует целый ряд правил обработки продуктов. Соблюдать эти правила — значит выполнить санитарно-гигиенические нормы, сохранить пищевую ценность продуктов, найти самое удачное их сочетание и в результате получить действительно полезное и вкусное блюдо.
П е р в и ч н а я о б р а б о т к а.
В это понятие входит оттаивание мороженых продуктов, удаление загрязнений и несъедобных частей, мытье, нарезка, измельчение, смешивание — словом, все те приемы, которые обеспечивают в последующем быструю тепловую обработку продукта.
Чистота должна безраздельно царить в каждой кухне. Если продукт неаккуратно очищен, небрежно промыт, то это может обусловить повышенное обсеменение его поверхности микробами, для уничтожения которых тепловая обработка может оказаться недостаточной.
Неправильное оттаивание мяса и рыбы, вымачивание соленых продуктов, длительное хранение очищенных овощей в воде приводят к потере питательных веществ, а, следовательно, к снижению питательной ценности блюда.
Следует иметь отдельные деревянные доски для нарезания различных продуктов, в частности для разделки рыбы, вследствие ее большой микробной обсемененности. Строгого соблюдения санитарных правил требует изготовление мясного или рыбного фарша, в массе которого микроорганизмы размножаются особенно интенсивно. Хранить его в холодильнике можно не более 6 часов.
Строжайшие требования предъявляются к первичной обработке овощей, употребляемых в пищу в сыром виде. Помидоры, зеленый лук, редис, огурцы, салат, зелень необходимо мыть в чистой проточной воде или в большой посуде, меняя воду несколько раз. Долго хранить очищенные и нарезанные овощи в воде или на воздухе не рекомендуется, а если появится необходимость в этом, то посуду с овощами нужно прикрыть влажной тканью или крышкой и поставить на холод.
Чистота должна безраздельно царить в каждой кухне. Если продукт неаккуратно очищен, небрежно промыт, то это может обусловить повышенное обсеменение его поверхности микробами, для уничтожения которых тепловая обработка может оказаться недостаточной.
Неправильное оттаивание мяса и рыбы, вымачивание соленых продуктов, длительное хранение очищенных овощей в воде приводят к потере питательных веществ, а, следовательно, к снижению питательной ценности блюда.
Следует иметь отдельные деревянные доски для нарезания различных продуктов, в частности для разделки рыбы, вследствие ее большой микробной обсемененности. Строгого соблюдения санитарных правил требует изготовление мясного или рыбного фарша, в массе которого микроорганизмы размножаются особенно интенсивно. Хранить его в холодильнике можно не более 6 часов.
Строжайшие требования предъявляются к первичной обработке овощей, употребляемых в пищу в сыром виде. Помидоры, зеленый лук, редис, огурцы, салат, зелень необходимо мыть в чистой проточной воде или в большой посуде, меняя воду несколько раз. Долго хранить очищенные и нарезанные овощи в воде или на воздухе не рекомендуется, а если появится необходимость в этом, то посуду с овощами нужно прикрыть влажной тканью или крышкой и поставить на холод.
Т е п л о в а я о б р а б о т к а.
Тепловая обработка, как правило, является завершающим этапом в приготовлении блюд, но иногда продукты сначала отваривают, а затем уже нарезают, протирают или очищают.
В процессе тепловой обработки продукты доводятся до состояния кулинарной готовности, приобретают определенную консистенцию, вкус, запах и при этом обеззараживаются. Из всех видов тепловой обработки наилучший бактерицидный эффект дает варка, так как продукт прогревается более равномерно и при более высокой температуре.
К основным способам тепловой обработки продуктов относятся влажный и сухой нагрев.
Разновидности влажного нагрева — варка, припускание, тушение. Для варки продукт полностью погружают в жидкость. Нагревание в небольшом количестве жидкости или в собственном соку называют припусканием. Если продукты припускать с добавлением приправ, пряностей или в соусе, обязательно под крышкой и на малом огне, то такой процесс называется тушением.
Овощи тушат и варят под крышкой, чтобы ускорить процесс приготовления; закладывают их в кипящую подсоленную воду.
Обычно при варке продуктов в наплитной посуде температура не превышает 100°. В некоторых случаях продукты варят при пониженной температуре на водяной бане. Для этого посуду с приготовляемой едой ставят в другую, более просторную, с кипящей водой.
Различные приемы сухого нагрева носят общее название — жаренье. В отличие от влажного нагрева жаренье производится без добавления воды и при температуре, обеспечивающей появление на изделии корочки. Для равномерного прогрева продуктов и ограничения температуры используют большее или меньшее количество жира. Нагревают его не выше 180°; при перегреве жир разлагается (признак этого — появление дыма), теряет свои вкусовые качества и питательную ценность.
Наиболее распространенными приемами являются следующие:
— жаренье на открытой поверхности в небольшом количестве жира (5—10%
от веса продукта);
— жаренье в шкафах — запекание или выпекание;
— жаренье во фритюре (соотношение веса жира и продукта — 4:1).
Для жаренья в небольшом количестве жира используют неглубокую посуду — противни, сковороды. Продукт следует, класть только в хорошо разогретый жир, иначе изделие будет сухим и жестким. Когда на поверхности изделия, соприкасающейся с дном посуды, образуется корочка, его переворачивают и поджаривают с другой стороны. Желательно затем выдержать кушанье 3—4 минуты в жарочном шкафу для более глубокого прогрева.
В жарочных шкафах продукты жарят уложенными в неглубокую посуду с небольшим количеством жира, но жир предварительно не нагревают. Температура в шкафу должна быть достаточно высокой (для мяса, например, 250—270°), чтобы поверхность продукта могла за короткое время покрыться корочкой. При таком способе жаренья он нагревается со всех сторон.
При жаренье во фритюре продукт полностью погружают в жир, налитый в глубокую посуду и нагретый до 160—190°. Можно прибегать и к жаренью в полуфритюре (обычно для тушек крупной птицы), когда продукт погружен в жир примерно на одну треть. Помимо растительного масла для фритюра можно использовать смесь растительного масла, смальца и жира (говяжьего или телячьего). Изделия вынимают из фритюра на сито, чтобы стек излишек жира. Правильно приготовленный во фритюре продукт покрыт румяной корочкой, внутри хорошо прожарен, имеет сочную консистенцию. Если изделие осталось внутри сырым, его вынимают из жира и ставят на 10—15 минут в жарочный шкаф для дожаривания.
Один и тот же жир можно использовать не более трех-четырех раз, так как в нем постепенно накапливаются продукты окисления, вредные для организма человека.
К какому бы способу тепловой обработки пищевых продуктов ни прибегала хозяйка, она должна всегда помнить, что нельзя нагревать кушанье дольше, чем это необходимо. В результате продолжительного нагрева, особенно при высокой температуре, значительно уменьшается пищевая ценность продуктов, ухудшаются их вкус и запах; кроме того, химический состав продуктов претерпевает изменения, неблагоприятно отражающиеся на пищеварении. Совершенно недопустимо также многократно подогревать пищу. Если уж она приготовлена впрок, то разогревать нужно не все кушанье сразу, а отобрав столько порций, сколько необходимо.
В кулинарной практике используются, кроме названных, еще некоторые приемы: пассерование, бланширование и др.
Пассерование — нагревание продукта, с жиром или без него, перед тепловой обработкой. Пассируют ароматические коренья, репчатый лук, томат, пшеничную муку. Если в суп или соус положить непассерованные коренья и лук, то эфирные масла улетучиваются вместе с водяным паром. При пассерование ароматические вещества растворяются в жирах, и потери значительно уменьшаются. Кроме того, перешедшие в жир красящие вещества лучше сохраняются, что улучшает внешний вид кушаний.
Бланширование — кратковременное, от 1 до 5 минут, ошпаривание продукта кипящей водой или паром. Этот прием используют в разных целях: чтобы облегчить последующую очистку продукта (например, осетровой рыбы, поросят, субпродуктов); чтобы разрушить ферменты и тем самым предотвратить потемнение очищенных овощей, фруктов и разрушение витамина С; чтобы избавиться от привкуса горечи, который имеют некоторые овощи, и т. д.
продолжение
--PAGE_BREAK--