Содержание:
Стр.
Введение………………………………………………………………………………1-3
Глава 1.Роль слуха в развитии неслышащих детей.
1.1.Роль слуха в общем развитиинеслышащих детей и в развитии речи…..4-10
1.2. Типы нарушений слуха и ихдиагностика………………………………..11-13
1.2.1. Кондуктивнаятугоухость……………………………………...14-15
1.2.2 Нейросенсорнаятугоухость……………………………………16-21
1.2.3.Центральныерасстройства слуха (ЦРС)……………………....22-24
1.2.4. Степень сниженияслуха……………………………………….25-26
Глава 2.Психологические основы развития слухового восприятия у глухих детей.
2.1.Из истории механизма слуховоговосприятия речи……………………27-32
2.2. Проблема сенсорной основы развития слухового восприятия……….33-35
2.3. Определение степенисформированности речи и речевого слуха углухих школьников………………………………………………………………………36-42
2.4. Своеобразие условий развития слуховоговосприятия у неслышащих школьников………………………………………………………………………43-47
Глава 3.Оценка слухового восприятия неслышащих школьников.
3.1. Периоды работы по развитию речевогослуха у глухих школьников..48-49
3.2. Методика работы по развитиюречевого слуха у глухих школьников.50-57
Глава 4.Исследование особенностей распознавание на слух речевого материала неслышащими детьми с различной степеньюостаточного слуха.
4.1.Подготовкаи проведение эксперимента……………………………….58-60
4.2.Анализ проведенного эксперимента……………………………………61-68
4.3.Выводы о проведенном эксперименте…………………………………69-71
Заключение………………………………………………………………………..72-73
Литература………………………………………………………………………..74-76
Приложение………………………………………………………………………77-100
ВВЕДЕНИЕ.
Одной изважнейших задач школ для неслышащих и слабослышащих детей является формированиеслухо-зрительного восприятия речи окружающих людей.
Слухо — речевая реабилитация неслышащих ислабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной изведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики.
Учитываяогромную роль слуха в речевом и общем развитии человека, изучением остаточногослуха занимался ряд исследователей (Б. С. Преображенский, ф. А. Рау, Р. М.Боскис, Л. В. Нейман, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, И. Г.Багрова и другие).
Актуальность названной проблемыусиливается в связи с тем, что слуху принадлежит ведущая роль в формированииречи, неречевые звуки участвуют во всех видах деятельности, являются ли онибытовыми навыками, профессиональным трудом или умением ориентироваться в пространстве,в природе и на улицах города, а снижение слуха ведет за собой задержку речевогоразвития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказываетотрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушениемслуха.
Цель данной работы – раскрыть роль слуха вобщем развитии неслышащих детей и в развитии речи, выявить психологические основы развития слуховоговосприятия у глухих детей, определитьоценку слухового восприятия неслышащих школьников.
Задачами нашейработы являются:
·
·
· Определение оценки остаточной слуховой функцииу глухих с точки зрения перспектив ее развития и использования для восприятияречи на слух;
·
Объект нашего исследования: процесс формирования и развития остаточногослуха, его роль в развитии слухового восприятия неслышащих школьников.
Предмет исследования – развитие неслышащих детей в зависимости от ихостаточного слуха.
В нашей работе мы считаемнеобходимым выяснить возможности восприятия устной речи на слух (с помощьюслухового аппарата) самой тяжелой категории учащихся со сниженным слухом – сврожденной или приобретенной в раннем возрасте глухотой.
Эта категория, в силу тяжестидефекта (отсутствия возможности воспринимать речь на слух), оканчиваяспециальные школы, своим остаточным тональным слухом практически не пользуется.Мир звучащей речи для них закрыт.
Также выявить наличие скрытых потенциальныхвозможностей тонального и речевого слуха у глухих, которые могут бытьмобилизованы и развиты в процессе слуховой тренировки.
Исследование по развитию ииспользованию остаточного тонального слуха у глухих в сочетании с проведениемкомплекса других исследований, направленных на интенсификацию процесс развитияи обучения глухих детей, позволит лучше решать важные задачи повышения уровня общегообразования и трудовой подготовки глухих и тем самым лучше готовить их к жизнии труду в обществе.
Методическую основу работы поразвитию слухового восприятия и речевого слуха составили труды Р. М. Боскис, В.И. Бельтюкова, Е. П. Кузьмичева, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Ж. И. Шиф, Л. П.Назаровой, Э. И. Леонгарда, И. В.Королевой.
Теоретическое значение работы состоит в том, чтопроведенные исследования позволяют расширить и уточнить знания о роли остаточногослуха в развитии слухового восприятия неслышащих учащихся.
Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечиваетсяприменением методик, адекватных цели иобъекту исследования, качественным анализом материала и использованием методовматематической статистики.
Апробация осуществлялась в процессеэкспериментальной работы в 5 «А» классе, школы-интерната №31, г. Санкт-Петербурга.
ГЛАВА 1. РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.
1.1Роль слуха в общем развитии детей и в развитии речи.
Общеизвестно,что любые отклонения в физическом ипсихическом становлении ребенка приводит к нарушению его общего развития.Нарушение слухового анализатора ведет к существенным отклонениям в развитии речи, формирование устной речи, вобщем развитии ребенка. Снижение или отсутствие слуха негативно отражается на его психическом развитии,ограничивает возможности познания окружающего мира, затормаживает процессовладения знаниями, умениями и навыками.
Одним изсущественных критериев роли слуха в общем развитии детей, по мнению Р. М.Боскис (№6, с. 14), является самостоятельность в овладении речью. У детей снормальным слухом, как отмечает р. М. Боскис, этот процесс происходит самопроизвольно, а удетей с нарушенным слухом – в результате специального обучения, т.к. последниене способны самостоятельно использовать остаточный слух для накоплениясловарного запаса, для овладения речью. Слабослышащие дети по сравнению с глухимимогут самостоятельно, хотя бы вминимальной степени, накапливать речевой запас и овладевать устной речью.Однако, наилучшего результата эти дети достигают в процессе обучения (№6, с. 16).
Глухие дети могутовладеть речью только в процессе специально обучения.
Недостаточноеразвитие речи и плохое овладение ею мешает, в свою очередь, ее восприятию на слух даже с помощьюзвукоусиливающей аппаратуры, затрудняет ее понимание, осмысление и передачу впроцессе общения хотя бы в элементарной форме. Отсюда недостаточно развитаяречь или ее отсутствие является препятствием для обучения, т.к. усвоениесодержания обучения тесно связано со словесным оформлением и осмыслением речи.
По словам Р.М. Боскис, речь, недоступная детям без специального обучения, влияет на ихумственное, нравственное развитие, на овладение различными видами деятельности(познавательной, трудовой игровой, художественной, спортивной и т.д.) Речь и умственная деятельность –ведущее условия в ориентировании человека в жизни. Умственная деятельностьотображается в речи, предвосхищает процесс и результат практическойматериальной деятельности. Отсюда на успешность обучения оказывает влияниеразвитие речи и невозможность ее осмысления вследствие недоразвития (№ 6, с.25). Значит, недоразвитие речи оказывает влияние на одну из важнейших особенностейобщего развития ребенка – учебную деятельность, что определяет своеобразиеобучения детей со сниженным и остаточнымслухом.
Процессобучения связан с общением. Благодаря общению происходит управляемое познание,усвоения опыта предыдущего опыта людей, воспроизведение конкретнойдеятельности. У детей с остаточным и сниженным слухом процесс речевого общениянарушен. По мнению Р. М. Боскис, препятствиемк речевому общению являются нарушенный слух и недоразвитие речи. Развитиеслухового восприятия является источником накопления словарного запаса, чторасширяет возможности речевого общения.
А речевоеобщение, в свою очередь, способствует накоплению словарного запаса,речевому и общему развитию детей (№7, с. 11). Дети снедостатками слуха овладеваю приёмами речевого общения в ходе специальногообучения. Отечественный психолог и дефектолог Ж. И. Шиф (№ 39. с. 60) отмечала,что школьник, приобретая возможность общения с окружающими, изменяет отношениек языку. Грамматические ошибки, бедненность словарного запаса, нарушение внятностипроизношения – все это мешает его общению. У школьников появляется сильноестремление преодолеть эти недостатки.
Овладениеречевым общением зависит от ряда причин и условий:
· тем выше степень овладения речевым общениемсамостоятельно);
·
·
·
·
Особенностью специального обучения является организация практики речевогообщения. С этой целью в школе обеспечиваются максимальные условия дляорганизации речевого общения в виде создания речевой среды, речевого режима вучебном процессе и вне его: речевое общение с учителем, с воспитателем, персоналомшколы (библиотекарь, медицинские работники, няни, повара, и т. д.), сослышащими родителями. Для этого используются плакаты, таблички на наборных досках, где приводятсяобразцы речевого высказывания, просьбы, речевые реакции.
Речь и слух тесно связаны. Нарушенный слух препятствует успешномуразвитию речи, а эффективное функционирование слуха зависит от уровня развитияречи: чем меньше степень сохранностислуха, возникшее в доречевом периоде, приводит к существенным отклонениям речевого общения.
Как считает Л. В. Нейман: «Обогащение словарного запаса способствуетповышения уровня понимание речи, улучшению речевой практики общения, усвоению неизвестныхслов по контексту и ситуации, совершенствованию восприятию речи на слух.Чем большим словарным запасом обладаетребенок с нарушенным слухом, тем большая часть слышимой им речи оказываетсядоступной для ее осмысления» (№34, с. 28).
От уровня развития речи зависит успешное овладение грамматическимстроем языка. Под влиянием планомерного целесообразного развития речи улучшается анализ и синтез слышимой речи,способность вычленения фонем для их дифференциации, совершенствуется степеньдоступности восприятию предъявляемой речи.
Развитие речи оказывает влияние на кинестезию, благодаря чемусовершенствуется подражательнаяспособность к произношению и самопроизношению, в свою очередь развитие речи,положительно сказывается на чтении с губ (№34, с. 28).
Чтение с губ, по мнению Ф. Ф. Рау, помогает дополнять слуховыевпечатления. Сравнивать свое произношение с произношением других. Окружающихлюдей, достигать нужного уклада речевых органов для отдельного звука речи и произношения в целом. Чтобызрительное восприятие было продуктивным. Необходим достаточный запас слов.Таким образом, чтение с губ тесно связано с развитием речи (№41, с. 11).
Взаимодействие речи и слуха находит отражение в произносительной сторонеречи. В. И. Бельтюковым (№3, с. 25) выявлено, что произношение у детей с нарушеннымслухом зависит от уровня сохранностислуха, от степени трудности произношения фонем и акустических характеристик.Был выявлен ряд особенностей связи произношения со слухом: чем лучше развитслух, тем меньше дефектов произношения; нарушение слуха меньшее влияниеоказывает на произношение гласных, чем согласных звуков, так как они (гласные)лучше воспринимаются на слух; легче исправляются дефекты тех фонем, которыевоспринимаются на слух (№3, с. 27).
Слуховое восприятие детей с нарушением слуха может быть эффективноможет быть использовано при постановке звуков речи, исправление дефектов ипредупреждении недостатков произношения.
По мере развития речи возрастает слуховая способность ее восприятия,овладение речи способствует более продуктивному развитию слухового восприятиюречи, как в ходе специальных упражнений, так и без них. Восприятие на слух речизависит от нескольких условий: состояния слуха, уровня развития речи, контекстаи ситуации, сложности речевых конструкций, объема предъявляемого материала наслух.
Развитиеслухового восприятия речи, как показалиисследования Л. В. Неймана(1961), Р. М. Боскис(1963), Л. П. Назаровой (1975).Е. П. Кузьмичевой(1983) и другие, становится источником накопления речевогозапаса, повышения уровня развития речи.
Одним изусловий, способствующих успешному восприятию речи на слух, является уровеньречевого развития. Причем различный уровень речевого развития оказывает влияниена оптимальные возможности восприятия речи на слух. Чем выше уровень речевогоразвития, тем успешнее восприятие речи на слух. Л. П. Назаровой (№33, с. 43)было выявлено четыре уровня речевого развития у детей с нарушенным слухом:
1. Оптимальныйуровень. Испытуемые этого уровни обладали достаточно полным словарнымзапасом, способствующим требованиям программы, хорошо понимали обращенную кним речь. В самостоятельной речи пользовалисьсуществительными, глаголами,прилагательными, местоимениями, наречиями и предлогами.Этидети, как показали следования, воспринимали на слух речевой материал в пределах52% от предъявляемого, состоящих изпредложений в 6-7 слов. Для учащихся этого уровня были характерны ошибки в видеаграмматизмов и искажений звуко — буквенного состава слов, которые носили характер «ослышек».
2. Сниженный уровеньречевого развития. У этих детей объем словарного запаса приближается коптимальному, но встречались аграмматизмы, искаженное произношении, а приназывании предмета использовался перифраз. При выяснении понимания речиотмечалось неточное овладение окончаниями, суффиксами, приставками ипредлогами. Не использовались такие части речи, как местоимения, наречия.Правильное восприятие речи на слух соответствовало 45% от предъявляемого,воспринимались предложения, состоящие из 4-5 слов. Для учащихся этого уровнябыли характерны аграмматизмы, большее количество слов — «ослышек»,незначительное число бессмысленных слогосочетанийпри восприятии речи на слух.
3. Ограниченныйуровень речевого развития. Словарный запас значительно ограничен, что сопровождалось неадекватной по смыслу и содержанию подменойотсутствующих слов. В произношении наблюдались значительные искажения присохранения контура слова. Понимание речи снижено, в самостоятельной речииспользовались предложения, состоящий из 2-3 слов. Для таких детей характернынеполные предложения, в которых отсутствуют главные члены предложения (подлежащее,сказуемое). Выпадают предлоги и приставки. Восприятие речи на слух составляет20% от предъявляемого материала. В речи отмечается увеличение замен слов в видебессмысленных слогосочетаний, аграмматизмы и отказы при различении предложений,слов, что соответствует 80% от общегоколичества предъявляемого речевого материала на слух.
4.Резко ограниченный уровеньречевого развития. Выражается в резком ограничении словарного запаса.Словарный запас детей так мал, что они не могут элементарных предметов обихода,целое предложение часто занимают одним словом или словосочетанием, не имеющимникакого смыслового значения. В произношении отмечаются существенные искажения: отсутствовали начало, конец слова,слова дополнялись лишними звуками. Понимание обращенной речи резко ограниченоили полностью отсутствует. Отмечается непонимание некоторых форм лова, смешениеслов по акустическому сходству. Привосприятия текста обнаружено неполное понимание прочитанного. В самостоятельнойречи использовались изолированные слова вместо предложений, бессмысленные слогосочетания, отказ от оформления высказывания речью. Привосприятии речи на слух правильно воспринимался речевой материал только в 7%. Уэтих детей резко снизилось число аграмматизмов, но увеличилось количество заменв виде бессмысленных слогосочетаний, число отказов при различении речи. Числоошибок и отказов составляло 93% от предъявляемого речевого материала дляразличения на слух.
Таким образом,на общее развитие ребенка с нарушением слуха оказывают влияния следующие факторы:
·
·
·
Особая рольпринадлежит слуху как, в общем, так и речевом развитии.
1.2. Типы нарушенийслуха и их диагностика.
Существуют различные классификации нарушений слуха (№15, с. 54), которыеоснованы на разных критериях. В зависимости от того, какой механизм преобразованиязвуковых сигналов в слуховой системе поврежден, нарушения слуха делятся на кондуктивную тугоухость (нарушениемеханизма звукопроведения) и нейросенсорнуютугоухость (нарушение механизма звуковосприятия).
По локализации повреждения слуховые расстройства делятся на периферические, связанные с поражениемнаружного, среднего, внутреннего уха, нейронов спирального ганглия и слуховогонерва, и центральные, обусловленныеповреждениями подкорковых и корковых центров слуховой системы.
В зависимости от стороны повреждения нарушения слуха делят на односторонние (повреждено одно ухо – левоеили правое) и двусторонние (поврежденыоба уха).
Существует также деление расстройств слуха на наследственные (генетически обусловленные), врожденные и приобретенные. У50% процентов новорожденных тугоухостьимеет наследственное происхождение. При этом у трети этих детей расстройства слуха сочетаются с другими нарушениями, то есть входят в состав синдрома.Расстройства слуха могут сочетаться с заболеваниями глаз, костно-мышечной, покровной,нервной, эндокринной систем, заболеваниями почек. Наследственная тугоухостьчаще обусловлена необратимыми изменениями структур улитки. Но существуют такженарушения, связанные с аномалиями наружного и среднего уха. Наследственныенарушения слуха могут проявляться сразу после рождения ребенка или развиватьсяпостепенно. Большая часть их развивается в раннем возрасте до овладения речью(долингвальная или прелингвальная тугоухость или глухота).
В настоящее время учеными идентифицировано более 50 генов, ответственныхза состояние слуховой функции (№15 с. 56). Мутации в этих генах вызываютразличные расстройства слуха. Благодаря генетическим исследованиям слуха, очевидно,что патологические изменения при наследственной сенсоневральной возникают в разных структурах внутреннего уха– в волосковых клетках, межклеточных контактах, сосудистой полоске, спиральномганглии и так далее. Это зависит от того, в каком гене имеется мутация, и объясняетразличия в проявлении наследственной тугоухости.
Предполагается (№15, с. 57), что иногдамутации генов сами могут не вызывать тугоухости, но создают предпосылки длявозникновения нарушения слуха под действием какого – либо внешнего фактора.
Например, выделен ген (N – АТ2), мутации в которомсоздают условия повышенной чувствительности к ототоксичным антибиотикам. Убольшой части детей раннего возраста тугоухости является врожденной. Приврожденной тугоухости причины ее, как правило, точно не известны. В этом случаерассматриваются возможные факторы риска, которые могли привести к возникновению нарушений слуха (заболеваниематери во время беременности, осложнение беременности и родов и другие).
Наиболее распространенными причинами приобретенной тугоухости являются приемототоксических антибиотиков, вирусные инфекции (грипп, скарлатина, эпидемическийпаротит, корь, ветрянка, оспа), в том числе нейроинфекции. Во многих случаяхневозможно установить, является ли нарушение слуха врожденным или приобретенным.Эти нарушения часто прогрессируют (№15, с.57).
С учетом возраста начала заболевания по отношению к развитию речитугоухость делят на врожденную,прелингвальную, постлингвальную (возникает после возникновения и развитииречи) (№14, с. 28).
В зависимости от характератечения заболевания нарушения слуха делятся на острые и хронические. Острая тугоухость возникает внезапно врезультате какого – либо вредного воздействия (острое воспаление среднего уха,осложнение после вирусной инфекции, травма) и может быть приходящей и стойкой.Если нарушения слуха носят стойкий характер, они считаются хроническими (№14, с.30).
В клинической практике используется деление нарушений слуха на кондуктивнуюи нейросенсорную тугоухость (№15, с. 56).
1.2.1. Кондуктивная тугоухость.
Выделяют, что это расстройство обусловлено поражениемзвукопроводящего аппарата слуховой системы – наружного и среднего уха.Возможные причины кондуктивной тугоухости у детей – атрезия (полное или частичноенедоразвитие) наружного слухового прохода, серные пробки, повреждениебарабанной перепонки, аномалии развития барабанной перепонки и косточексреднего уха, отиты (№15, с.57).
Снижение слуха при кондуктивной тугоухости в большей части случаеввызвано снижением подвижности звукопроводящей системы «барабанная перепонка –косточки среднего уха – мембрана овального окна». Это приводит к ослаблениюэнергии звукового сигнала, передаваемого в улитку. Снижение слуха прикондуктивной тугоухости составляет от 10 до 60 дБ. Серная пробка в слуховомпроходе может приводить к снижению слуха (15 – 30 дБ), преимущественно внизкочастотном диапазоне. Нарушение целостности барабанной перепонки(перфорация) или нарушение ее подвижности из – за рубцового перерождения послеострых средних отитов приводит к повышению порогов слуха (40 – 55 дБ) в речевомчастотном диапазоне (№36, 76).
Нарушение функции слуховой трубы (тубоотит или евстахеит), соединяющейсредне ухо с носоглоткой, является одной из распространенных причин кондуктивнойтугоухости у детей. Оно наблюдается при воспалении носоглотки во время простудныхзаболеваний, при выраженных аденоидах, аллергическом и вазомоторном рините. Приэтом частично или полностью закрывается устье слуховой трубы и нарушается вентиляциябарабанной полости, что приводит к втягиванию барабанной перепонки и нарушениюее подвижности (№31. с. 34). Снижение слуха составляет 15 – 20 дБ, преимущественнов низкочастотном диапазоне.
Для кондуктивной тугоухости чаще характерен восходящий тип аудиограммы(рис 1) (большее снижение слуха в низкочастотном диапазоне) и наличиеповышенных порогов слуха по воздушной проводимости при нормальных порогах слухапо костной проводимости (костно – воздушный разрыв):
Аудиограмма 1.
дБ↓
Гц→
125
250
500
1500
2000
3000
4000
6000
8000
- 10
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
Левое ухо
------
------
Правое ухо
Рис.1. Примеры аудиограмм: ось абсцисс – частота звуковогосигнала, Гц; ось ординат – порог слышимости. дБ.
-- Порогислышимости при воздушной проходимости.
-- Пороги слышимости при костнойпроводимости.
Во многих случаях снижение слуха при кондуктивной тугоухости может бытьуменьшено или устранено благодаря лечению. В то же время воспалительные идругие патологические процессы в среднем ухе оказывают влияние на внутреннееухо: нарушают нормальное кровоснабжение, изменяют терморегуляцию окружающихтканей, способствуют проникновению микробов и токсинов. Это может быть причинойвозникновения сенсоневральной тугоухости у ребенка, о которой мы поговорим ниже.
1.2.2.Нейросенсорная тугоухость.
Эти нарушения обусловлены поражением звуковоспринимающих структур слуховойсистемы слуховых рецепторов улитки (слуховых клеток), слухового нерва, подкорковыхи корковых отделов слуховой системы. У бо