ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ.
Восстановительное обучение основанона одном из самых важных свойств головного мозга–способности к компенсации. Длявосстановления нарушенных функций используются как прямые, так и обходные компенсаторныемеханизмы.
Прямые растормаживающие методыработы в основном используются в индивидуальной стадии заболевания и рассчитанына активизацию резервных внутрифункциональных возможностей. Обходные методы подразумевают компенсацию наоснове перестройки самой нарушенной функции благодаря межфункциональнымперестройкам. Иначе говоря, восстановительный эффект достигается за счётвведения новых, «обходных» способов выполнения тех или иных речевых илигностико-праксических операций…
Необходимо также строго учитыватьособенности каждого конкретного случая заболевания.
Восстановительное обучениепроводится по специальной, заранее разработанной программе. Программа должнавключать определённые задачи и соответствующие им методы работы,дифференцированные в зависимости от формы афазии (апраксии, агнозии), степенивыраженности дефекта, этапа заболевания, индивидуальных особенностей нарушенийречи, но восстановительная работа в ней должна вестись над всеми сторонаминарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично.
Кроме того, восстановительноеобучение прежде всего должно быть направлено на восстановление коммуникативныхспособностей больных. Необходимо вовлечение больного в общение не только назанятиях, но и в семье, а также в общественных местах.
МОТОРНАЯ АФАЗИЯАФФЕРЕНТНОГО ТИПА
1. Стадия грубыхрасстройств
1.
-
-
-
2.
- произнесение автоматизированных речевых рядов(порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчиваниепословиц и фраз с «жёстким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирующихпроизнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);
-
-
3.
-
- коммуникативно значимых слов (да,нет, хочу, буду и т.д.);
-
4.
-
-
-
2. Стадия расстройствсредней степени выраженности
1.
-
-
-
2.
-
-
-
-
-
-
-
3.
-
-
-
-
-
4.
-
-
-
-
-
3. Стадия лёгких расстройств
1.
-
-
-
2.
-
-
-
-
-
-
3.
-
-
4.
-
-
5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:
-
-
-
-
-
1)
-
-
-
-
-
2)
-
-
-
-
-
3)
-
-
-
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ ЭФФЕРЕНТНОГО ТИПА
1. Стадия грубых расстройств
Восстановительная программа та же, что и при афферентноймоторной афазии.
2. Стадия расстройствсредней степени выраженности
1.
— выработка артикуляторныхпереключений в пределах слога:
М А А СТ РЕ ЦЕПТ
-
-
2.
- S (субъект) + Р (предикат); S+Р+О (объект) с привлечениемвнешних опор–фишек и их постепенным «сворачиванием»; выделение предикативногоцентра фразы; экстериоризация его смысловых связей;
-
3. Стадия лёгких расстройств
Программа та же, что и при соответствующей стадииафферентной моторной афазии.
При восстановлении письменнойречи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяетсясамостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема».
Акцент делается на:
1.
-
-
-
-
2.
3.
4.
ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
1.Стадия грубых расстройств
1.
-
-
-
-
2.
-
-
«кто там?», «тише!» и т.д.
3.
-
-
-
-
4.
(см. п. 2 разд.«Расстройства средней степени выраженности при эфферентной моторной афазии»–впрограмме восстановит.обучения)
5.
-
-
2. Стадия расстройств средней степени выраженности
1.
-
-
-
-
-
«В магазине»–диалог покупателя и продавца, «В сберкассе»,
«В ателье» и т.д.
2.
-
(в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями
названий);
-
-
-
-
-
-
-
3. Стадия расстройств лёгкой степени выраженности
1.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
1. Стадия грубых расстройств
1.
-
-
-
-
2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:
-
-
-
3. Подготовка к восстановлению письменной речи:
-
-
-
-
-
2.Стадия расстройств средней степени
1.
-
- одинакового1-го звука в словах различной длины иритмической структуры, например: «дом», «диван» и т.д.;
- различных1-х звуков в словах с одинаковойритмической структурой, например, «работа», «забота», «ворота» и т.д.;
-
2.
-
-
-
3.
-
-
-
4.
-
-
-
-
-
2. Стадия лёгких расстройств
1.
-
-
-
-
-
2.Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структурыслова:
-
-
3.Коррекция устной речи:
-
-
-
-
-
-
4.Дальнейшее восстановление чтения и письма:
-
-
-
-
-
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯСтадия расстройств средней и лёгкойстепени выраженности
1.
-
-
-
-
-
-
-
2.
-
-
- предъявления;
-
-
-
3.
-
-
-
-
4.
-
-
-
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Стадия расстройств средней илёгкой степени выраженности
1.
-
-
-
-
2.
-
-
-
значение.
3.
-
-
-
4.
-
-
избыточность («отец моего брата», «письмоот любимой подруги» и т.д.);
-
-
5.
-
-
-
Московский государственный педагогический университет
Предмет: ЛОГОПЕДИЯ
РЕФЕРАТ на тему: Восстановительноеобучение при разных
формахафазии.
Исполнитель: студ.деф.фак,3к,311гр.
Увадьева М.С.
Научный руководитель: к.п.н.–
Давидович Л.Р.
МОСКВА, 2003г.
ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ И МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ.
Дизартрия–нарушениепроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервацииречевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушениезвукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическимпоражением центральной и периферической нервной системы.
Для дизартрии характерны: нарушения артикуляционной моторикив виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема ихпроизвольных движений, координаторных расстройств, различного рода синкинезий,тремора, гиперкинезов языка, губ; нарушения дыхания; расстройстваголосообразования.
Речь при дизартрии смазанная, нечёткая. Нередко нарушен темпречи, который может быть ускоренным (тахилалия) или (чаще) замедленным(брадилалия). Иногда отмечаются чередования ускоренного и замедленного темпаречи. Фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляютсясмысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков,слов, бормотание к концу фразы. Наблюдаются и нарушения голоса: голос обычнотихий, часто неравномерный–то тихий, то громкий, монотонный, иногда гнусавый,часто хриплый. При дизартрии нарушения лексико-грамматической стороны речи неявляются ведущими. Однако поражение двигательных механизмов речи в доречевомпериоде в сочетании с сенсорными расстройствами может приводить к сложнойдезинтеграции и патологии всех звеньев речевого развития ребёнка с церебральнымпараличом.
У детей с церебральным параличом дизартрия нередкосочетается со снижением слуха, часто отмечается недоразвитие фонематическогослуха.
В основу классификации дизартрии положен принциплокализации, синдромологический подход. Кроме того, учитывается степеньпонятности речи для окружающих.
На основе принципа локализации различают псевдобульбарную,бульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую формы дизартрии.
На основе синдромологического подхода выделяют спастико-паретическую,спастико-ригидную, гиперкинетическую и атактическую формы дизартрии.
Наблюдения показывают, что более целесообразной являетсяклассификация по принципу локализации ввиду большей диагностической чёткостиразличных форм дизартрии. Кроме того, системный подход к их анализу даётвозможность вести логопедическую работу более дифференцированно.Синдромологическая оценка характера нарушения артикуляционной моторикипредставляет значительную диагностическую сложность для невропатолога. Она не производитсялогопедом, так как в её основе лежит тонкая дифференциация неврологическихсиндромов… В ряде случаев полезно сочетать оба подхода.
Клинические формы дизартрии
Бульбарная дизартрия.Характер поражения мозга. Одностороннее (право- или левостороннее) илидвустороннее поражение периферических двигательных невронов (тройничного,лицевого, языкоглоточного, блуждающего и подъязычного).
Патогенез (особенности двигательных расстройств).Избирательные вялые, преимущественно право- или левосторонние параличи мышцречевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и глотки, гортани, поднимающихнижнюю челюсть, дыхательных). Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый,дряблый). Снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы.Расстройства любых непроизвольных и произвольных движений и соответствующихгруппах мышц.
Клинические симптомы. Голос слабый, глухой,истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изменён потипу открытой гнусавости. Артикуляция гласных приближена к нейтральномугласному звуку. Артикуляция согласных упрощена. Смычные согласные и вибрант рзаменяются соответствующимищелевыми. Характер щели у щелевых звуков тоже упрощается. В результате в речидоминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройстваартикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых парезов. Речьзамедленна, резко утомляет больного.
Экстрапирамиднаядизартрия (подкорковая). Характер поражения мозга. Различныепоражения подкорковых ядер мозга и их нервных связей.
Патогенез (особенности двигательных расстройств).Экстрапирамидные расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии идистонии. Насильственные движения (гиперкинезы) в мышцах речевого аппарата ввиде дрожания (например, интонационный тремор), медленных червеобразныхсокращений мышц (например, при двойном атетозе), быстрых ритмических сокращенийодних и тех же мышц (например, при миоклонии), быстрых внезапных сокращенийразных мышечных групп (например, при хорее).
Клинические симптомы.Расстройства произношения чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голосбывает напряжённым, резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкости. Иногдаголос в процессе речи затухает и переходит в шепот.
Иногда артикуляция гласных бываетнарушена больше, чем согласных. Отдельные слова и звуки могут произноситьсяправильно, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искажёнными иневнятными. Как правило, расстраиваются темп, ритм и мелодика речи. Больнойзамечает свои особенности артикуляции.
Мозжечковаядизартрия. Мозжечковая дизартрия отмечается при поражении мозжечка и егосвязей. Для этой формы дизартрии, прежде всего, характерна выраженнаяасинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь становитсязамедленной по темпу, толчкообразной, с нарушенной модуляцией ударений,затуханием голоса к концу фразы–«скандированная речь».
Наблюдается мозжечковая дизартрияпри атонически-астатической форме детского церебрального паралича, а также принекоторых других формах заболевания, осложнённых астатически-атоническимсиндромом. Тонус в артикуляционной мускулатуре при этой форме дизартрии обычнопонижен: губы и язык гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое нёбопассивно провисает, жевание ослабленно, мимика вялая. Ввиду гипотонии ипаретичности артикуляционных мышц, атаксии с явлениями гиперметрии ребёнок струдом воспроизводит и удерживает определённые артикуляционные уклады.
В фонетическом отношении страдает, преждевсего, произношение тех звуков, для которых требуется достаточная чёткость идифференцированность артикуляторных движений (переднеязычные звуки), а такжедостаточная мышечная сила сокращения губных и язычных мышц (губные и взрывныезвуки). Ввиду паретичности мышц мягкого нёба при этой форме дизартрии обычноимеет место открытая гнусавость. При мозжечковой дизартрии, как и при некоторыхдругих формах, нередко отмечаются проявления оральной диспраксии с нечёткостьюкинестетического восприятия в речевой мускулатуре.
В процессе становления речи у этихдетей исключительно важное значение имеют занятия по выработке синхронностиголоса и дыхания. Большое место вречевой терапии, так же как и при экстрапирамидной дизартрии, занимаютлогоритмика, речевая игротерапия и пение. Большая работа ведётся над развитием координациимежду дыханием, фонацией, артикуляцией и движением в скелетноймускулатуре.
Кинестетическаяпостцентральная корковая дизартрия. Характер поражения мозга.Одностороннее поражение постцентральных полей коры (их нижних отделов)доминантного, обычно левого полушария мозга.
Патогенез (особенности двигательных расстройств).Апраксия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщённых схемартикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различениясоответствующих артикуляционных укладов.
Клинические симптомы. Голоси тембр речи не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков:признаки места образования (особенно язычных согласных), признаки способаобразования (особенно аффрикат и шипящих), признаки твёрдости и мягкости. Этинарушения артикуляции непостоянны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны
(п-м, пб, пф, п-т и т.д.).Даже в тяжёлых случаях кинестетической дизартрии тот или иной шумовойартикуляционный признак может искажаться не в 100% случаев. Ребёнок-дизартрикслышит свои ошибки артикуляции и активно (под контролем слуха и кинестетическихощущений) пытается их исправить, что приводит к нарушениям плавности изамедлению речи.
Кинетическаяпремоторная корковая дизартрия. Характер поражения мозга.Одностороннее поражение премоторных полей коры (их нижних отделов)доминантного, обычно левого, полушария мозга.
Патогенез (особенности двигательных расстройств).Апраксия кинетического типа.
Распад временных обобщённых схем артикуляторного действия снапряжённостью, замедленностью отдельных движений, распадом артикуляторныхдействий на соответствующие их элементы; трудности переключений с одногоэлемента на другой, персеверации.
Клинические симптомы. Голос звучный, тембр речи ненарушен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочкиоткрытых передних ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальная иконечные согласные нередко удлинены или толчкообразны. Характерны заменыщелевых звуков на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превращаются всамостоятельные звуки-вставки. Наблюдаются пропуски звуков в стеченияхсогласных и упрощения аффрикат (ц-с, т, тс). Чрезмернаянапряжённость артикуляции косвенно приводит к усилению громкости голоса, избирательномуоглушению звонких смычных и реже щелевых согласных.
Псевдобульбарнаядизартрия. Характер поражения мозга. Обязательно двусторонниепоражения центральных двигательных кортико-бульбарных невронов.
Патогенез (особенности двигательных расстройств).Наряду с центральными спастическими параличами мышц речевого аппарата уребёнка, как правило, наблюдаются экстрапирамидные нарушения мышечного тонуса,различные гиперкинезы, а иногда и другие двигательные расстройства. Сложность инеоднозначность патогенеза псевдобульбарной дизартрии определяет и особенности её клиническихпроявлений.
Эта форма дизартрии у детей обычно входит в синдром детскогоцеребрального паралича, возникающего в раннем детском возрасте (преимущественнодо 2 лет) в связи с травматическими или воспалительными заболеваниями головногомозга. Нередко детский церебральный паралич является последствием родовойтравмы.
Нарушения моторики у этих детей носят широкий характер.
Часто страдает имоторика в верхней части лица (движения глаз, бровей), вследствие чего лицобывает неподвижным, маскообразным, амимичным, наблюдается общая моторнаянеловкость, неуклюжесть, причём у одних детей оказывается более пострадавшейправая сторона тела, у других–левая. Родители отмечают, что ребёнок не можетсебя обслужить–сам не одевается, не обувается, плохо бегает, прыгает.Естественно, что все функции неречевого характера, в которых необходимо участиеязыка, губ и других частей речевого аппарата, оказываются также неполноценными:ребёнок плохо пережёвывает пищу, плохо её глотает, не умеет вовремя проглотитьи задержать усиленно выделяющуюся слюну, поэтому наблюдается обычно более илименее сильно слюнотечение (саливация).
Клинические симптомы. Голос слабый, сиплый и хриплый,гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда наряду с оглушением
звонких согласных, наблюдается и озвончение глухихсогласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных заднего ряда и твёрдыхсогласных со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ч, ц).Артикуляция гласных сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тожесдвинута назад. Смычные согласные и вибрант р заменяются на щелевые.Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскощелевые.Артикуляция твёрдых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышитсвои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Однако его усилияприводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и,следовательно, к усилению патологических особенностей артикуляции.
МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ РАЗНЫХ
ФОРМАХ ДИЗАРТРИИ.
Методика логопедической работы при дизартрии складывается измассажа, специальной логопедической гимнастики, выработки и автоматизациинавыков артикуляции.
1.
Для получения эффектарасслабления, необходимо создать определённую обстановку: помещение должно бытьтёплым, без лишних раздражителей, ребёнок должен сесть удобно, не напрягаться ине сосредоточивать своё внимание на органах артикуляции–это достигается методомдружеской, непринуждённой беседы. Массаж проводится теплыми, сухими руками,употребляя лёгкие поглаживающие движения, необходимые для определённой мышечнойгруппы.
При тонизирующем массаже,напротив, рекомендуется более интенсивные и резкие движения разминания,похлопывания, поколачивания. Приемами массажа удобно закончить всё занятие.
Методика массажа–Новиковой ЕленыВикторовны: «Нетрадиционная методика массажа артикуляционного аппарата».
2.
-
-
-
-
-
-
-
Как правило, комплексы упражненийдолжны быть индивидуальны с учётом характера дизартрии, степени еёвыраженности, возраста ребёнка, его личности, интеллекта и других параметров.Во всех случаях в комплекс упражнений логопедической гимнастики включаются идыхательные упражнения, так как при слабом речевом дыхании затрудняетсяобразование голоса (короткий судорожный вдох) и также это может перейти взаикание (логоневроз). Поэтому при любой форме дизартрии следует упражнятьглубину и продолжительность вдоха и выдоха, умение произвольно переходить отгрудного к брюшному, или полному дыханию, произвольно регулировать дыханиечерез рот и через нос. Для развития дыхания полезны также занятия пением и тевиды спорта, которые увеличивают ёмкость лёгких.
Работа над дыханием начинается собщих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания инормализовать его ритм.
Приёмы постановки: а) Отработкаразличных видов дыхания: — вдох и выдох носом, — вдох носом, а выдох ртом инаоборот, — вдох и выдох ртом (методика Л.С. Волковой).
Ребёнка учат дышать при закрытомрте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдохаперед ноздрями ребёнку создается «веер воздуха».
Проводятся упражнения по тренировке носового выдоха.Инструкция: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос».
Следующее упражнение направленона развитие ротового вдоха. Логопед закрывает ноздри ребёнка и просит еговдыхать через рот до того, как он не попросит его произнести гласные звуки илислоги.
б) Пропевание гласных звуков навыдохе, с каждым разом увеличивая длительность звучания. Используютсяупражнения с сопротивлением. Ребёнок вдыхает через рот, а рука логопеда на егогрудной клетке как бы препятствует этому, но способствует более глубокому ибыстрому вдоху и более удлинённому выдоху. Ребёнка просят задерживать вдох,добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.
Во время этих упражнений в моментвыдоха логопед произносит цепочкигласных звуков, стимулируя его к подражанию, варьируя при этом громкость итональность голоса. Затем ребёнка стимулируют к произнесению щелевых согласныхизолированно и в сочетании с гласными и других звуков.
Различают– динамическую истатическую дыхательную гимнастику.
При дыхательной гимнастике нужно стараться непереутомлять ребёнка и следить, чтобы не напрягал плечи, шею, не принималпо