СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
4. Взаимодействие криминологии с уголовным правом, уголовнымпроцессом, криминалистикой и уголовно-исполнительным правом………………………….3
34. Механизм конкретного преступного поведения………………………………6
64. Судебные органы как субъекты предупрежденияпреступности…………...10
94. Причины и условия коррупционной преступности. Характеристикаслужебной среды, служащих и состояния социального контроля……………...11
124. Криминологическая характеристика личностинесовершеннолетних преступников: типология; эмоционально-волевая сфера;нервно-психические расстройства; искажение нравственного и правового сознания;по половому и культурно-образовательному признаку…………………………………………..13
Список использованных источников……………………………………………...17
4. Взаимодействие криминологии с уголовным правом, уголовнымпроцессом, криминалистикой и уголовно-исполнительным правом
Уже из ознакомления с предметомкриминологии видно, что эта наука междисциплинарная, т.е. связанная снекоторыми другими науками. Это науки юридические и социальные в широком смыслеслова.
Прежде всего рассмотрим соотношениекриминологии с юридическими науками. На первом месте здесь связь криминологии суголовным правом.
И уголовное право, и криминологияизучают преступление и преступность. Но делают они это по-разному. Уголовноеправо — наука об ответственности за совершение преступлений. Поэтому ипреступление она изучает с юридических позиций, как понятие и совокупностьпризнаков (состав) определенного акта противоправного поведения. Уголовноеправо изучает и наказание, налагаемое судом за совершение преступления,смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, определяет принципыназначения наказания и освобождения от него.
Уголовное право не обращается к темявлениям, событиям и поступкам человека, которые предшествуют преступлению; егонепосредственно не интересуют причины преступности и условия, способствующиесовершению преступлений. А личность преступника сводится в уголовном праве кпонятию субъекта преступления, который характеризуется в основном двумясвойствами: возрастом и вменяемостью (плюс признаки так называемогоспециального субъекта). За границами уголовного права остаются нравственные,социальные и психологические особенности преступника. Но все то, что не входитв предмет уголовного права, как раз интересует криминолога, в частности«механизм» преступного поведения и причины противоправного развитиясобытий.
Органичная связь криминологии суголовным правом состоит в том, что именно уголовное право определяет границы,рамки предмета криминологии. Ведь перечень преступных деяний определяетсяуголовным кодексом. А именно этот круг деяний и изучается криминологией.
В ходе развития криминологических ученийвносились предложения расширить ее предмет за счет изучения смежных спреступностью явлений (социальных аномалий): алкоголизма, наркомании,проституции, самоубийств и т.п. Но возобладала точка зрения, ограничивающаяпредмет криминологии только анализом преступности. Тем самым сохранилась иукрепилась и ее связь с юридическими науками.
Криминология тесно связана с наукойуголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования исудебного рассмотрения дела. В уголовно-процессуальном законодательствесодержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждомууголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершениюпреступлений, и предлагать меры, направленные на их устранение.
Еще одна юридическая наука — криминалистика, которая изучает методику, технику и тактику расследованияпреступлений, получает от криминологии данные о состоянии преступности,особенностях «механизмов», «способов» совершения различныхпреступлений и о свойствах личности преступников. Криминалистика использует этисведения для разработки наиболее эффективных методов раскрытия преступлений.
Криминология связана и суголовно-исполнительным правом, изучающим принципы и условия назначения иотбывания наказаний. Многие преступления совершаются в местах лишения свободыили лицами, вышедшими из заключения, поэтому взаимодействие криминологов испециалистов по угловно-исполнительному праву весьма полезно.
Есть еще несколько наук, обычноотносимых к циклу юридических. Это судебная статистика, судебная медицина исудебная психиатрия. И с ними криминология имеет непосредственные контакты.Так, она широко использует данные судебной статистики. А разработки судебныхпсихиатров помогают криминологам составить более полное представление обособенностях личности различных категорий преступников.
Но, как отмечалось выше, криминология неменее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Преждевсего это социология, изучающая общество в процессе его функционирования. Усоциологии есть несколько ответвлений: социология семьи, социология труда,социология спорта и др. Криминологию с полным основанием можно назватьсоциологией преступности. Попутно отметим: если в России криминология изучаетсяв юридических вузах, то англоамериканская традиция состоит в преподаваниикриминологии на факультетах социологии.
Далее укажем на тесную связькриминологии с психологией (общей и юридической), предметом которой являетсявнутренняя жизнь человека, его поведение в природе и обществе. С полнымоснованием можно назвать криминологию или, по крайней мере, определенную еечасть — психологией преступника.
Итак, при выяснении взаимосвязейкриминологии со смежными науками мы приходим к выводу, что эта наука имееткомплексный характер. Она находится на стыке юриспруденции с социологией ипсихологией и использует данные всех этих и других наук.
Нельзя не отметить, что средиспециалистов в области уголовного права существует точка зрения, отрицающаявопреки фактам реальной действительности и развитию мировой науки не толькосамостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности,но и как науку вообще. Эти ученые полагают, что криминология — часть уголовногоправа либо часть социологии. На наш взгляд, истоки таких взглядов восходят ксередине 20-х годов, когда вопрос о причинах преступности при социализме былрешен «полностью, однозначно и окончательно». Коротких, мало к чемуобязывающих положений в рамках учения о преступлении в уголовном праве было«достаточно». Теперь же подобные суждения выглядят анахронизмом.Криминология, ее выводы позволяют глубже понять институты уголовного,уголовно-исполнительного, процессуального права, криминалистики, в целомпрактики борьбы с преступностью и вовсе не принижают их и не разобщают науки,как это утверждают «ликвидаторы» и противники криминологии как науки.
Криминология действительно «вышла»из уголовного права (хотя можно говорить и о том, что она «вышла» ииз общей социологии -такая точка зрения тоже существует, как, кстати, говорят ио «медицинской криминологии» и других ее видах, ибо проблемойпреступности занимались ученые разных специальностей, привнося «свое»в эту проблему), но, выйдя, она получила возможность собственного развития.Став самостоятельной, она осталась тесно связанной и с уголовным правом, и сдругими правовыми науками, а также с социологией, философией и медициной, особеннопсихиатрией, ибо надо отличать асоциальное поведение больных от преступностикак таковой, и с рядом других наук. В условиях стремительного развития идифференциации различных наук, имеющих общий корень, это вполне естественноеявление.
34. Механизм конкретного преступного поведения
Внешняя для человека среда и еголичностные качества определяют во взаимодействии: формирование мотивации,принятие решения о совершении преступления, исполнение принятого решения,характер посткриминального поведения. Мотивация включает процесс возникновения,формирования мотива преступного поведения и его цели. Мотив поведения — этовнутреннее побуждение к действию, желание, определяемое потребностями, интересами,чувствами, возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретнойситуации. Вслед за мотивом формируется цель как предвидимый и желаемыйрезультат определенного деяния.
При принятии решения о совершениипреступления происходит прогнозирование возможных последствий реализациивозникшего желания, планирование поведения с учетом реальной обстановки,собственных возможностей и других обстоятельств, выбор средств.
После того как у человека под влияниемситуации и имеющихся потребностей, интересов, чувств возникла установка наопределенное поведение, наступает некоторая «задержка». Как правило,человек не действует сразу в соответствии с этой установкой, а соотносит ее ссуществующими в обществе моральными, правовыми и иными нормами, с общественными групповым мнением, с мнением близких лиц. Кроме того, он учитываетобъективные факторы, в том числе состояние внешнего социального контроля(систему охраны объекта или состояния учета на предприятии и т. п.).Принимается во внимание также практика выявления, пресечения преступления,наказания виновных. При этом взвешиваются возможные выгоды и потери от преступления.
Если, например, речь идет о хищениикрупной суммы денег, а возможное наказание — штраф в гораздо меньшем размере,то ясно, что такое преступление становится выгодным. На этой стадиисущественное значение приобретают характеристики сознания личности, а такжелиц и групп, в контакте с которыми находится человек или на которые онориентируется. Если окружающие осуждают общеуголовные преступления, носнисходительно относятся к экономическим, то ориентированный на незаконноеобогащение человек будет планировать совершение не кражи, а, например, получениевзятки. Если окружающие вообще осуждают преступный вариант поведения, да и самчеловек, принимающий решение, в принципе считает недопустимым уголовнонаказуемое поведение, он может отказаться от совершения преступления либовсе-таки согласиться его совершить под очень сильным давлением соучастниковили обстоятельств.
Таким образом, на стадии принятия решениявозникающие желания еще раз соотносятся с установленными в обществе нормамиповедения, взглядами, мнениями, возможными последствиями деяния. При«задержке» принятия решения может произойти отказ от совершенияпреступления. Если человек не отказывается от совершения преступления, онизбирает те средства достижения цели, которые кажутся ему в соответствующейобстановке наиболее подходящими, при этом учитывает и собственные возможности,и возможности соучастников, если таковые имеются.
Так, не обладающий большой физическойсилой субъект или инвалид с травмированной ногой не станет совершать разбойноенападение, при котором необходимо подавить сопротивление жертвы и быстроскрыться с места преступления. Имеют значение и физические возможностиличности, и профессиональные навыки, и иные факторы. Механизм преступногоповедения может носить так называемый «свернутый» характер. Тогдаакта «задержки» не происходит: человек сразу действует в соответствиис возникшей" у него установкой. Принятие решения и выбор средствпроисходят мгновенно, либо под влиянием ситуации, либо в результате воспроизведенияставших для данного лица привычными способов поведения в аналогичныхобстоятельствах, либо под воздействием соучастников. В подобных случаях личностныехарактеристики как бы «обнажаются». Внешние регуляторы поведения(мораль, закон и т. п.), если их содержание внутренне не усвоено личностью, втаких случаях не срабатывают.
«Свернутый» механизмпреступного поведения (без обдумывания решения, перебора вариантов достиженияцели) отмечается нередко у лиц, которые не привыкли принимать взвешенныерешения и обдумывать последствия. Часто это наблюдается у несовершеннолетних,лиц с невысоким уровнем интеллектуального развития либо отличающихсяимпульсивностью. Данный механизм характерен и для преступного поведения лиц,находящихся в нетрезвом состоянии. Тогда характеристики человека обнажаются, ион наиболее полно проявляет себя со всеми сформированными у него потребностями,привычками поведения, установками. Вслед за принятием решения наступает, стадияего исполнения. Фактическая реализация решения может отличаться отзапланированной, например, при изменении внешней ситуации. Так, при активном сопротивлениипотерпевшего грабеж может перерасти в разбой или, наоборот, последует отказ отдоведения преступного намерения до конца.
И состояние человека, и состояниевнешней среды на разных стадиях преступного поведения не остаются неизменными.
Важно выяснять: а) под влиянием чегопреимущественно сформировались мотивация и решение: устойчивых характеристикличности либо сложной, необычной ситуации; б) почему принято решение обизбрании именно преступного варианта поведения; в) под влиянием какихобстоятельств принято решение именно о преступном поведении: вытекает ли оноиз привычного для данного человека способа разрешения конфликтов илипродиктовано необычной для него ситуацией, иными обстоятельствами, в частноститакими, как неверие в возможность быстрой и эффективной защиты нарушенных правзаконными средствами, незнание этих средств и т. п.; г) почему решение осовершении преступления было реализовано в соответствующей форме, каков характеротказа от доведения преступления до конца.
На этапе посткриминалъного поведенияпреступник анализирует происшедшее, наступившие последствия, распоряжается приобретеннымпреступным путем имуществом, скрывает следы преступления, принимает меры ктому, чтобы его не разоблачили и не привлекли к уголовной ответственности. Наэтом этапе происходит «отмывание», или легализация, преступныхдоходов.
Понятие «посткриминалъноеповедение» в данном случае означает поведение, непосредственно следующееза этапом исполнения решения о совершении преступления и связанное ссовершенным преступлением.
При анализе содеянного и наступившихпоследствий происходит сравнение достигнутого с желаемым. Все это вновьсоотносится с нормами морали, права, общественным мнением, групповымиоценками. Человек может либо раскаиваться в содеянном (в том числе в результатетакого раскаяния явиться с повинной), либо выработать систему защиты противразоблачения. Речь идет не только о фактической защите путем сокрытия следовпреступления, устранения свидетелей и т. п. (кстати, эти действия поройпланируются при принятии решения и являются неотъемлемой частью исполнениярешения), но и о системе «психологической защиты», выработке«защитных» мотивов.
Нередко на допросах обвиняемые выдвигаютименно эти «защитные» мотивы, которые могут существенно отличатьсяот побудительных, характерных для первого этапа механизма преступногоповедения. Порой «защитные» мотивы вырабатываются как бы исподвольдля данного человека, причем он сам начинает верить в то, что руководствовалсякакими-то оправданными стремлениями.
При криминологическом анализепреступление исследуется в контексте внешней среды и одновременнохарактеристик человека. Всегда важно выяснять характер взаимоотношенийпреступника и потерпевшего, причем не ограничиваясь только ситуацией совершенияпреступления. Нередки случаи, когда между ними существовал затяжной конфликт.
Поведение жертвы преступления весьмазначимо, и не случайно в последние двадцать лет большое значение уделяетсяпроблеме виктимологии — учению о жертве преступления.
Криминологические исследованияпоказывают, что нередко жертвами преступлений являются лица, имеющие аналогичныес преступником характеристики (тоже ранее судимые или алкоголики и т. п.). Итогда проблема виктимности практически может быть рассмотрена в плоскостиконфликтов внутри криминальной или деморализованной среды. Но есть и другиежертвы: они характеризуются положительно, однако не готовы к встрече спреступниками и проявляют определенную беспечность (оставляют им на хранениевещи, соглашаются пойти к ним в гости и т. п.). Все эти вопросы требуютвсестороннего выяснения.
Преступное поведение подлежит рассмотрениюне только в рамках взаимоотношений преступника и конкретного потерпевшего, нои как итог более широкого конфликта преступника со средой. Нередки случаи, когдапобои причиняются лицам, с которыми преступник не конфликтовал ранее и даже небыл знаком. Например, так вымещается накопившаяся в разных ситуациях злоба.
Границы криминологического анализапреступления, как привило, шире, чем уголовно-правового. Во-первых, стадиимотивации и принятия решения могут включать такие поступки, которые уголовнымзаконом не расцениваются как приготовление к совершению преступления. Так,лицо, ориентированное на совершение крупного хищения, заранее подыскивает себеподходящий объект, устраивается туда на работу, изучает всю систему охраны иконтроля. И только через продолжительное время начинает создавать дополнительныеусловия для облегчения хищения. Во-вторых, при криминологическом исследованииизучаются социальные последствия деяния как для самого виновного, так и длясреды. Учитываются и такие моменты, как укрепление антиобщественнойориентации, приобретение криминальных навыков, нарушение нормального функционированиякакой-то организации, создание условий для продолжения преступнойдеятельности.
В криминологическом смыслепосткриминалъное поведение — это этап преступного поведения. Но в таком случаепреступное поведение рассматривается как более широкое понятие, чемпреступление в уголовно-правовом смысле.
Таким образом, не случайно специалисты,рассматривая преступление, говорят о преступном поведении.
64. Судебные органы как субъекты предупреждения преступности
В процессе решения своих специфическихзадач правоохранительные органы вносят существенный вклад в предупреждениепреступности. Для некоторых из этих органов предупреждение преступлений и иныхправонарушений относится к числу основных обязанностей. Надо отметить, чтопрофилактические функции правоохранительных органов реализуются главнымобразом на специально-криминологическом и индивидуальном уровне.
Суд в известном смысле не являетсясубъектом борьбы с преступностью, что, однако, не умаляет его вклада впрофилактический процесс. Вынося справедливый приговор по уголовным делам илирешение по гражданским спорам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию,в том числе и предупреждение рецидива. Это прежде всего проявляется в смягчении криминогенности общественнойжизни как посредством изъятия источников криминогенных конфликтов (осуждение кнаказанию в виде лишения свободы), так и в результате нейтрализации негативноговлияния отдельных его субъектов (постановление о лишении родительских прав).
Определенный профилактический эффектоказывает проведение выездных судебных заседаний по месту концентрацииобстоятельств, способствовавших совершению преступлений или правонарушений (поместу работы или жительства). В этих случаях важно высветить негативныеобстоятельства микросреды, показать их влияние на формирование криминальноймотивации, необратимость наступления последствий в виде справедливого наказания.
Специально-профилактическая функциясудов реализуется посредством вынесения, наряду с приговором, частныхопределений. Опираясь на объективные данные, собранные на предварительномследствии и подтвержденные в судебном заседании, о причинах и условиях,непосредственно приведших к данному преступлению, суд инициирует процесс ихустранения или нейтрализации.
Для этого он ставит передсоответствующими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций,независимо от форм собственности, задачу принять необходимые меры. Нужно отметить, что исполнимость такихопределений во многом зависит от конкретности указанных в них положений. Здесьважно указать конкретных лиц, ответственных за допущенные недостатки, самиобстоятельства и механизм их влияния на совершение преступления, а такжепредусмотреть контроль за исполнением этих определений.
Криминологические исследованияпоказывают, что весьма низкая эффективность частных определений судов вызвана впервую очередь непроработанностью именно таких вопросов.
94. Причины и условия коррупционной преступности. Характеристикаслужебной среды, служащих и состояния социального контроля
Коррупционная преступность – этосовокупность преступлений, которые носят коррупционный характер. Термин«коррупция» в латинском языке, из которого он был заимствован,означал «подкуп, продажность, саморазложение».
В криминологии коррупция понимается как социальное явление подкупа ипродажности государственных (или иных) служащих и на этой основе использованиеими в личных или групповых интересах своего служебного положения. Видыкоррупции подразделяются на
1) двустороннюю сделку, при которойгосударственный служащий незаконно использует свои служебные полномочия ивозможности в интересах другого лица за деньги или иные услуги, а это лицополучает возможность использовать государственную структуру в своих целях.
2) вымогательство служащим взятки илииного вознаграждения у постороннего лица, находящегося со служащим вофициальных отношениях или зависящего от него.
3) активный подкуп служащих постороннимилицами, с одновременным сильным психическим воздействием на них (характерно дляорганизованной преступности).
Причины и условия коррупционнойпреступности можно разделить на три основные группы.
1) обстоятельства служебной среды;
2) характеристику служащих;
3) состояние социального контроля.
В 1 группе выделяются следующие причиныи условия:
а) недостаточный размер оплаты трудаслужащих, который позволил бы им достойно жить;
б) тип управления, – его слабость,которая оставляет возможность для произвола и нарушений служащих или наоборот,чрезмерная регламентированность управления, когда взятки даются за нарушениеустановленных правил;
в) социально-психологическая обстановкав коллективе, одобряющая, осуждающая или относящаяся нейтрально к фактамкоррупции.
Во 2 группе, кроме общихморально-нравственных установок служащих, выделяются следующие причины иусловия:
а) наличие в коллективе относительнобогатых служащих, разбогатевших за счет коррупционных или иных преступлений;
б) резкое снижение материального уровняслужащих при сохранившихся объективных потребностях;
в) наличие дорогостоящих привычек,интересов.
Социальный контроль должен носитьупреждающий характер, исходя из принципа «возможность безнаказанно украстьсоздает вора». Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, ихобразом жизни, не реагирование на факты коррупции в коллективе провоцируюткоррупционную престуность.
В служебной среде (условиях службы)обстоятельствами, из-за которых возникает коррупция, являются следующие:
Невыполнение правила о таком размереоплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. Приэтом в России задержка выплаты государственным служащим зарплаты порождаетситуацию крайней нужды в семьях и под влиянием последней у части служащихформируется мотивация на совершение коррупционного преступления.
Тип управления. При ситуативномуправлении задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельныхслужащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в общем порядке, поэтомуздесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. При нормативномуправлении речь идет о применении в определенных типах ситуаций подробно ихрегламентирующих правовых норм. В этом случае тоже существует взяточничество,но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленныеправила.
Социально-психологическая обстановка.Признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлениемявляется фактором формирования криминальной мотивации.
124. Криминологическая характеристика личностинесовершеннолетних преступников: типология; эмоционально-волевая сфера;нервно-психические расстройства; искажение нравственного и правового сознания;по половому и культурно-образовательному признаку
Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной возрастной группы, проживающих в соответствующих регионах (48-52%). Доля девушек, совершающих преступления (6-10%),наоборот значительно меньше их удельного веса в населении.
Существенно также и то, что удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3-4 раза меньше по сравнению саналогичными показателями взрослой женской преступности. Однако надо учитывать, что противоправная активность в совершении общественно опасных деяний удевушек тоже достаточно высока, но главным образом до достижения ими возраста уголовнойответственности.
По статистическим данным, удельный вес лиц женского пола среди несовершеннолетних, состоящих напрофилактическом учете в органах милиции, всегда примерно в 2-2,5 раза выше удельного веса их среди несовершеннолетних,совершивших преступления. Еще выше он среди девушек, совершающих правонарушения и правонарушения и поставленных на внутришкольные, внутриучилищные учеты(25-30%). Каждая третья проститутка является несовершеннолетней. Нередко они выступают в роли наводчиц, соучастниц в кражах, грабежах, вымогательствах, мошенничестве и даже убийствах.
Многими исследователями отмечается более высокий, по сравнению с юношами, процент преступлений, совершаемыхдевушками в трезвом состоянии, водиночку, в жилых помещениях, а не на улице. Их преступления носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны. У девушек несколько иная, чем у юношей видовая структура преступлений.Наиболее часто они совершают кражи денег, ценностей, вещей.
Выборочные исследования свидетельствуют, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний, как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам, несовершеннолетниесовершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста. Только в части употребления спиртных напитков 16-17 летние занимают доминирующее положение среди всех подростков, выявленныхпо этому основанию.
Среди преступников наибольший удельный вес (36-40%) всей совокупности совершаемых преступленийсоставляют лица в возрасте 16 лет. Максимальный удельный вес этой возрастной группы отмечен почти по всем составам преступлений.Исключения зафиксированы по кражам государственного и общественного имущества, хищениямогнестрельного оружия и боеприпасов, где доминируют 14-летние, а также по угонам автомотосредств, где явно преобладают 17-летние.
На протяжении ряда лет отмечается рост удельного веса среди несовершеннолетних 14-15-летних преступников с 19 % в период 66-70 гг. до 29 % в период 91-93 гг.По таким видам преступлений, как изнасилования, грабежи, кражи личного имущества, несовершеннолетними совершается каждоетретье-четвертое преступление.
В структуре преступлений и иных общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними всех без исключения возрастных групп, наибольший удельный вес составляют различного рода хищения. Это особенно относится к 11-13-летним, нохарактерно и для подростков более старшего возраста. В возрасте 14-16 лет все больший вес приобретает употребление спиртных напитков. У 17-летних в структуре преступных деяний существенно выделяется по удельному весухулиганство.
Криминологами зафиксированы существенные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых взависимости от их рода занятий. По степени этой активностивсе они из года в год ранжируются (если идти по убывающей) в строгоопределенном порядке: неработающие и неучащиеся - работающие, учащиеся профессиональных, технических училищ, учащиеся профессионально-технических училищ, учащиеся общеобразовательныхшкол, учащиеся техникумов и студенты вузов. Судя по расчетам, такая констатация верна и на сегодняшний день. Однако есть ряд обстоятельств, позволяющихотметить некоторые новые тенденции.
На протяжении ряда лет идет процесс заметного сближения почти всех (за исключением неработающих и неучащихся) категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в совершении преступлений. Причем, скриминологической точкизрения, особенно важен тот факт, что сближение различных контингентов правонарушителей происходило в основном из-за возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой применительно к таким ранееблагополучным группам, как учащиеся техникумов, студенты вузов, школьники. Учащиеся ПТУ и работающие в совокупности на протяжении длительного периода составляют 50-59 % в общей структуре несовершеннолетних преступников и примерно 23-25 % - в соответствующей группенаселения страны. По данным за 1991 г. среди несовершеннолетних, совершивших преступления, 21 % составили школьники, 22 % учащиеся профтехучилищ, 24 % — работающие, 23 — неработающие инеучащиеся.
Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершенияпреступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.
Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых инравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше долялиц, не успевающих из-за отсутствияприлежания. Будучи выражением и следствием соответствующихценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления иперевоспитания.
В производственной сфере этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды),отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязниувольнения, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться вдругое учебное заведение, на другое предприятие и даже, болеетого, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используяусловия рыночного беспредела, сложившиеся в последние годы в стране.
Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности,общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями иинтересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией,значимой для данной микросреды, и т.д.
В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы вобратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное,времяпрепровождение формирует соответствующий негативный интерес. Он закрепляется впривычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческомуровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способамих удовлетворения.
В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимымнарушение уголовно-правового или любого другого правового запрета, если очень нужно, в томчисле, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.
Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство,нечувствительность к страданиям другим, агрессивность также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этомречь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц,совершающих преступления.
Основной причиной более интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и вналичии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
В качестве социально отягощенных дефектов психофизического и интеллектуального развития и состояния, имеющих более высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений несовершавшими, исследователями зафиксированы:
- различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период
внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском
возрастах;
- заболевание алкоголизмом;
- явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость,
пониженная работоспособность и т.д.) либо вы