Реферат по предмету ""


Взаимодействие криминологии с уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой и уголовно- исполнительным правом

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
4. Взаимодействие криминологии с уголовным правом, уголовнымпроцессом, криминалистикой и уголовно-исполнительным правом………………………….3
34. Механизм конкретного преступного поведения………………………………6
64. Судебные органы как субъекты предупрежденияпреступности…………...10
94. Причины и условия коррупционной преступности. Характеристикаслужебной среды, служащих и состояния социального контроля……………...11
124. Криминологическая характеристика личностинесовершеннолетних преступников: типология; эмоционально-волевая сфера;нервно-психические расстройства; искажение нравственного и правового сознания;по половому и культурно-образовательному признаку…………………………………………..13
Список использованных источников……………………………………………...17

4. Взаимодействие криминологии с уголовным правом, уголовнымпроцессом, криминалистикой и уголовно-исполнительным правом
Уже из ознакомления с предметомкриминологии видно, что эта наука междисциплинарная, т.е. связанная снекоторыми другими науками. Это науки юридические и социальные в широком смыслеслова.
Прежде всего рассмотрим соотношениекриминологии с юридическими науками. На первом месте здесь связь криминологии суголовным правом.
И уголовное право, и криминологияизучают преступление и преступность. Но делают они это по-разному. Уголовноеправо — наука об ответственности за совершение преступлений. Поэтому ипреступление она изучает с юридических позиций, как понятие и совокупностьпризнаков (состав) определенного акта противоправного поведения. Уголовноеправо изучает и наказание, налагаемое судом за совершение преступления,смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, определяет принципыназначения наказания и освобождения от него.
Уголовное право не обращается к темявлениям, событиям и поступкам человека, которые предшествуют преступлению; егонепосредственно не интересуют причины преступности и условия, способствующиесовершению преступлений. А личность преступника сводится в уголовном праве кпонятию субъекта преступления, который характеризуется в основном двумясвойствами: возрастом и вменяемостью (плюс признаки так называемогоспециального субъекта). За границами уголовного права остаются нравственные,социальные и психологические особенности преступника. Но все то, что не входитв предмет уголовного права, как раз интересует криминолога, в частности«механизм» преступного поведения и причины противоправного развитиясобытий.
Органичная связь криминологии суголовным правом состоит в том, что именно уголовное право определяет границы,рамки предмета криминологии. Ведь перечень преступных деяний определяетсяуголовным кодексом. А именно этот круг деяний и изучается криминологией.
В ходе развития криминологических ученийвносились предложения расширить ее предмет за счет изучения смежных спреступностью явлений (социальных аномалий): алкоголизма, наркомании,проституции, самоубийств и т.п. Но возобладала точка зрения, ограничивающаяпредмет криминологии только анализом преступности. Тем самым сохранилась иукрепилась и ее связь с юридическими науками.
Криминология тесно связана с наукойуголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования исудебного рассмотрения дела. В уголовно-процессуальном законодательствесодержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждомууголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершениюпреступлений, и предлагать меры, направленные на их устранение.
Еще одна юридическая наука — криминалистика, которая изучает методику, технику и тактику расследованияпреступлений, получает от криминологии данные о состоянии преступности,особенностях «механизмов», «способов» совершения различныхпреступлений и о свойствах личности преступников. Криминалистика использует этисведения для разработки наиболее эффективных методов раскрытия преступлений.
Криминология связана и суголовно-исполнительным правом, изучающим принципы и условия назначения иотбывания наказаний. Многие преступления совершаются в местах лишения свободыили лицами, вышедшими из заключения, поэтому взаимодействие криминологов испециалистов по угловно-исполнительному праву весьма полезно.
Есть еще несколько наук, обычноотносимых к циклу юридических. Это судебная статистика, судебная медицина исудебная психиатрия. И с ними криминология имеет непосредственные контакты.Так, она широко использует данные судебной статистики. А разработки судебныхпсихиатров помогают криминологам составить более полное представление обособенностях личности различных категорий преступников.
Но, как отмечалось выше, криминология неменее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Преждевсего это социология, изучающая общество в процессе его функционирования. Усоциологии есть несколько ответвлений: социология семьи, социология труда,социология спорта и др. Криминологию с полным основанием можно назватьсоциологией преступности. Попутно отметим: если в России криминология изучаетсяв юридических вузах, то англоамериканская традиция состоит в преподаваниикриминологии на факультетах социологии.
Далее укажем на тесную связькриминологии с психологией (общей и юридической), предметом которой являетсявнутренняя жизнь человека, его поведение в природе и обществе. С полнымоснованием можно назвать криминологию или, по крайней мере, определенную еечасть — психологией преступника.
Итак, при выяснении взаимосвязейкриминологии со смежными науками мы приходим к выводу, что эта наука имееткомплексный характер. Она находится на стыке юриспруденции с социологией ипсихологией и использует данные всех этих и других наук.
Нельзя не отметить, что средиспециалистов в области уголовного права существует точка зрения, отрицающаявопреки фактам реальной действительности и развитию мировой науки не толькосамостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности,но и как науку вообще. Эти ученые полагают, что криминология — часть уголовногоправа либо часть социологии. На наш взгляд, истоки таких взглядов восходят ксередине 20-х годов, когда вопрос о причинах преступности при социализме былрешен «полностью, однозначно и окончательно». Коротких, мало к чемуобязывающих положений в рамках учения о преступлении в уголовном праве было«достаточно». Теперь же подобные суждения выглядят анахронизмом.Криминология, ее выводы позволяют глубже понять институты уголовного,уголовно-исполнительного, процессуального права, криминалистики, в целомпрактики борьбы с преступностью и вовсе не принижают их и не разобщают науки,как это утверждают «ликвидаторы» и противники криминологии как науки.
Криминология действительно «вышла»из уголовного права (хотя можно говорить и о том, что она «вышла» ииз общей социологии -такая точка зрения тоже существует, как, кстати, говорят ио «медицинской криминологии» и других ее видах, ибо проблемойпреступности занимались ученые разных специальностей, привнося «свое»в эту проблему), но, выйдя, она получила возможность собственного развития.Став самостоятельной, она осталась тесно связанной и с уголовным правом, и сдругими правовыми науками, а также с социологией, философией и медициной, особеннопсихиатрией, ибо надо отличать асоциальное поведение больных от преступностикак таковой, и с рядом других наук. В условиях стремительного развития идифференциации различных наук, имеющих общий корень, это вполне естественноеявление.

34. Механизм конкретного преступного поведения
Внешняя для человека среда и еголичностные качества определяют во взаимодействии: формирование мотивации,принятие решения о совер­шении преступления, исполнение принятого решения,характер посткриминального поведения. Мотивация включает процесс возникновения,фор­мирования мотива преступного поведения и его цели. Мотив поведения — этовнутреннее побуждение к дей­ствию, желание, определяемое потребностями, инте­ресами,чувствами, возникшими и обострившимися под влиянием внешней среды и конкретнойситуации. Вслед за мотивом формируется цель как предвидимый и же­лаемыйрезультат определенного деяния.
При принятии решения о совершениипреступле­ния происходит прогнозирование возможных послед­ствий реализациивозникшего желания, планирование поведения с учетом реальной обстановки,собственных возможностей и других обстоятельств, выбор средств.
После того как у человека под влияниемситуации и имеющихся потребностей, интересов, чувств возник­ла установка наопределенное поведение, наступает некоторая «задержка». Как правило,человек не дей­ствует сразу в соответствии с этой установкой, а соот­носит ее ссуществующими в обществе моральными, правовыми и иными нормами, с общественными груп­повым мнением, с мнением близких лиц. Кроме того, он учитываетобъективные факторы, в том числе состоя­ние внешнего социального контроля(систему охраны объекта или состояния учета на предприятии и т. п.).Принимается во внимание также практика выявления, пресечения преступления,наказания виновных. При этом взвешиваются возможные выгоды и потери от преступ­ления.
Если, например, речь идет о хищениикрупной суммы денег, а возможное наказание — штраф в гораз­до меньшем размере,то ясно, что такое преступление становится выгодным. На этой стадиисущественное зна­чение приобретают характеристики сознания личнос­ти, а такжелиц и групп, в контакте с которыми нахо­дится человек или на которые онориентируется. Если окружающие осуждают общеуголовные преступления, носнисходительно относятся к экономическим, то ори­ентированный на незаконноеобогащение человек будет планировать совершение не кражи, а, например, по­лучениевзятки. Если окружающие вообще осуждают преступный вариант поведения, да и самчеловек, при­нимающий решение, в принципе считает недопустимым уголовнонаказуемое поведение, он может отказаться от совершения преступления либовсе-таки согласиться его совершить под очень сильным давлением соучаст­никовили обстоятельств.
 Таким образом, на стадии при­нятия решениявозникающие желания еще раз соотно­сятся с установленными в обществе нормамиповеде­ния, взглядами, мнениями, возможными последствиями деяния. При«задержке» принятия решения может произой­ти отказ от совершенияпреступления. Если человек не отказывается от совершения преступления, онизбирает те средства достижения цели, которые кажутся ему в соответствующейобстановке наиболее подходящими, при этом учитывает и собственные возможности,и возмож­ности соучастников, если таковые имеются.
Так, не об­ладающий большой физическойсилой субъект или инва­лид с травмированной ногой не станет совершать раз­бойноенападение, при котором необходимо подавить сопротивление жертвы и быстроскрыться с места преступления. Имеют значение и физические возможностиличности, и профессиональные навыки, и иные факторы. Механизм преступногоповедения может носить так называемый «свернутый» характер. Тогдаакта «задержки» не происходит: человек сразу действует в соответствиис возникшей" у него установкой. Принятие решения и выбор средствпроисходят мгновенно, либо под влиянием ситуации, либо в результате воспроиз­веденияставших для данного лица привычными спосо­бов поведения в аналогичныхобстоятельствах, либо под воздействием соучастников. В подобных случаях лично­стныехарактеристики как бы «обнажаются». Внешние регуляторы поведения(мораль, закон и т. п.), если их содержание внутренне не усвоено личностью, втаких случаях не срабатывают.
«Свернутый» механизмпреступного поведения (без обдумывания решения, перебора вариантов достиженияцели) отмечается нередко у лиц, которые не привыкли принимать взвешенныерешения и обдумывать последствия. Часто это наблюдается у несовершеннолетних,лиц с невысоким уровнем интеллектуального развития либо отличающихсяимпульсивностью. Данный механизм характерен и для преступного поведения лиц,находя­щихся в нетрезвом состоянии. Тогда характеристики человека обнажаются, ион наиболее полно проявляет себя со всеми сформированными у него потребностя­ми,привычками поведения, установками. Вслед за принятием решения наступает, стадияего исполнения. Фактическая реализация решения мо­жет отличаться отзапланированной, например, при изменении внешней ситуации. Так, при активном со­противлениипотерпевшего грабеж может перерасти в разбой или, наоборот, последует отказ отдоведения преступного намерения до конца.
И состояние человека, и состояниевнешней среды на разных стадиях преступного поведения не остаются неизменными.
Важно выяснять: а) под влиянием чегопреимуще­ственно сформировались мотивация и решение: устой­чивых характеристикличности либо сложной, необычной ситуации; б) почему принято решение обизбрании имен­но преступного варианта поведения; в) под влиянием какихобстоятельств принято решение именно о пре­ступном поведении: вытекает ли оноиз привычного для данного человека способа разрешения конфликтов илипродиктовано необычной для него ситуацией, иными обстоятельствами, в частноститакими, как неверие в возможность быстрой и эффективной защиты нарушен­ных правзаконными средствами, незнание этих средств и т. п.; г) почему решение осовершении преступления было реализовано в соответствующей форме, каков ха­рактеротказа от доведения преступления до конца.
На этапе посткриминалъного поведенияпреступник анализирует происшедшее, наступившие последствия, распоряжается приобретеннымпреступным путем иму­ществом, скрывает следы преступления, принимает меры ктому, чтобы его не разоблачили и не привлекли к уго­ловной ответственности. Наэтом этапе происходит «отмы­вание», или легализация, преступныхдоходов.
Понятие «посткриминалъноеповедение» в данном случае означает поведение, непосредственно следующееза этапом исполнения решения о совершении преступ­ления и связанное ссовершенным преступлением.
При анализе содеянного и наступившихпоследствий происходит сравнение достигнутого с желаемым. Все это вновьсоотносится с нормами морали, права, обще­ственным мнением, групповымиоценками. Человек мо­жет либо раскаиваться в содеянном (в том числе в ре­зультатетакого раскаяния явиться с повинной), либо выработать систему защиты противразоблачения. Речь идет не только о фактической защите путем сокрытия следовпреступления, устранения свидетелей и т. п. (кста­ти, эти действия поройпланируются при принятии ре­шения и являются неотъемлемой частью исполнениярешения), но и о системе «психологической защиты», выработке«защитных» мотивов.
Нередко на допросах обвиняемые выдвигаютименно эти «защитные» мотивы, которые могут существенно от­личатьсяот побудительных, характерных для первого эта­па механизма преступногоповедения. Порой «защитные» мотивы вырабатываются как бы исподвольдля данного человека, причем он сам начинает верить в то, что ру­ководствовалсякакими-то оправданными стремлениями.
При криминологическом анализепреступление ис­следуется в контексте внешней среды и одновременнохарактеристик человека. Всегда важно выяснять харак­тер взаимоотношенийпреступника и потерпевшего, причем не ограничиваясь только ситуацией соверше­нияпреступления. Нередки случаи, когда между ними существовал затяжной конфликт.
Поведение жертвы преступления весьмазначимо, и не случайно в последние двадцать лет большое значе­ние уделяетсяпроблеме виктимологии — учению о жертве преступления.
Криминологические исследованияпоказывают, что нередко жертвами преступлений являются лица, име­ющие аналогичныес преступником характеристики (тоже ранее судимые или алкоголики и т. п.). Итогда проблема виктимности практически может быть рассмот­рена в плоскостиконфликтов внутри криминальной или деморализованной среды. Но есть и другиежертвы: они характеризуются положительно, однако не готовы к встрече спреступниками и проявляют определенную беспечность (оставляют им на хранениевещи, соглаша­ются пойти к ним в гости и т. п.). Все эти вопросы требу­ютвсестороннего выяснения.
Преступное поведение подлежит рассмотрениюне только в рамках взаимоотношений преступника и кон­кретного потерпевшего, нои как итог более широкого конфликта преступника со средой. Нередки случаи, ког­дапобои причиняются лицам, с которыми преступник не конфликтовал ранее и даже небыл знаком. Например, так вымещается накопившаяся в разных ситуациях злоба.
Границы криминологического анализапреступле­ния, как привило, шире, чем уголовно-правового. Во-первых, стадиимотивации и принятия решения могут вклю­чать такие поступки, которые уголовнымзаконом не расцениваются как приготовление к совершению пре­ступления. Так,лицо, ориентированное на совершение крупного хищения, заранее подыскивает себеподхо­дящий объект, устраивается туда на работу, изучает всю систему охраны иконтроля. И только через про­должительное время начинает создавать дополнитель­ныеусловия для облегчения хищения. Во-вторых, при криминологическом исследованииизучаются социальные последствия деяния как для самого виновного, так и длясреды. Учитываются и такие моменты, как укреп­ление антиобщественнойориентации, приобретение криминальных навыков, нарушение нормального фун­кционированиякакой-то организации, создание усло­вий для продолжения преступнойдеятельности.
В криминологическом смыслепосткриминалъное поведение — это этап преступного поведения. Но в таком случаепреступное поведение рассматривается как более широкое понятие, чемпреступление в уго­ловно-правовом смысле.
Таким образом, не случайно специалисты,рассмат­ривая преступление, говорят о преступном поведении.

64. Судебные органы как субъекты предупреждения преступности
В процессе решения своих специфическихзадач правоохранитель­ные органы вносят существенный вклад в предупреждениепреступно­сти. Для некоторых из этих органов предупреждение преступлений и иныхправонарушений относится к числу основных обязанностей. Надо отметить, чтопрофилактические функции правоохрани­тельных органов реализуются главнымобразом на специально-крими­нологическом и индивидуальном уровне.
Суд в известном смысле не являетсясубъектом борьбы с преступнос­тью, что, однако, не умаляет его вклада впрофилактический процесс. Вынося справедливый приговор по уголовным делам илирешение по гражданским спорам, суд обеспечивает общую и специальную превен­цию,в том числе и предупреждение рецидива. Это прежде всего прояв­ляется в смягчении криминогенности общественнойжизни как посред­ством изъятия источников криминогенных конфликтов (осуждение кнаказанию в виде лишения свободы), так и в результате нейтрализации негативноговлияния отдельных его субъектов (постановление о лише­нии родительских прав).
Определенный профилактический эффектоказывает проведение выездных судебных заседаний по месту концентрацииобстоятельств, способствовавших совершению преступлений или правонарушений (поместу работы или жительства). В этих случаях важно высветить негативныеобстоятельства микросреды, показать их влияние на фор­мирование криминальноймотивации, необратимость наступления по­следствий в виде справедливого наказания.
Специально-профилактическая функциясудов реализуется по­средством вынесения, наряду с приговором, частныхопределений. Опираясь на объективные данные, собранные на предварительномследствии и подтвержденные в судебном заседании, о причинах и ус­ловиях,непосредственно приведших к данному преступлению, суд инициирует процесс ихустранения или нейтрализации.
Для этого он ставит передсоответствующими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций,независимо от форм собственности, зада­чу принять необходимые меры.  Нужно отметить, что исполнимость такихопределений во многом зависит от конкретности указанных в них положений. Здесьважно указать конкретных лиц, ответственных за допущенные недостатки, самиобстоятельства и механизм их влия­ния на совершение преступления, а такжепредусмотреть контроль за исполнением этих определений.
Криминологические исследованияпоказывают, что весьма низкая эффективность частных определений судов вызвана впервую очередь непроработанностью именно таких вопросов.
94. Причины и условия коррупционной преступности. Характеристикаслужебной среды, служащих и состояния социального контроля
Коррупционная преступность – этосовокупность преступлений, которые носят коррупционный характер. Термин«коррупция» в латинском языке, из которого он был заимствован,означал «подкуп, продажность, саморазложение».
В криминологии коррупция понимается как социальное явление подкупа ипродажности государственных (или иных) служащих и на этой основе использованиеими в личных или групповых интересах своего служебного положения. Видыкоррупции подразделяются на
1) двустороннюю сделку, при которойгосударственный служащий незаконно использует свои служебные полномочия ивозможности в интересах другого лица за деньги или иные услуги, а это лицополучает возможность использовать государственную структуру в своих целях.
2) вымогательство служащим взятки илииного вознаграждения у постороннего лица, находящегося со служащим вофициальных отношениях или зависящего от него.
3) активный подкуп служащих постороннимилицами, с одновременным сильным психическим воздействием на них (характерно дляорганизованной преступности).
Причины и условия коррупционнойпреступности можно разделить на три основные группы.
1) обстоятельства служебной среды;
2) характеристику служащих;
3) состояние социального контроля.
В 1 группе выделяются следующие причиныи условия:
а) недостаточный размер оплаты трудаслужащих, который позволил бы им достойно жить;
б) тип управления, – его слабость,которая оставляет возможность для произвола и нарушений служащих или наоборот,чрезмерная регламентированность управления, когда взятки даются за нарушениеустановленных правил;
в) социально-психологическая обстановкав коллективе, одобряющая, осуждающая или относящаяся нейтрально к фактамкоррупции.
Во 2 группе, кроме общихморально-нравственных установок служащих, выделяются следующие причины иусловия:
а) наличие в коллективе относительнобогатых служащих, разбогатевших за счет коррупционных или иных преступлений;
б) резкое снижение материального уровняслужащих при сохранившихся объективных потребностях;
в) наличие дорогостоящих привычек,интересов.
Социальный контроль должен носитьупреждающий характер, исходя из принципа «возможность безнаказанно украстьсоздает вора». Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, ихобразом жизни, не реагирование на факты коррупции в коллективе провоцируюткоррупционную престуность.
В служебной среде (условиях службы)обстоятельствами, из-за которых возникает коррупция, являются следующие:
Невыполнение правила о таком размереоплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. Приэтом в России задержка выплаты государственным служащим зарплаты порождаетситуацию крайней нужды в семьях и под влиянием последней у части служащихформируется мотивация на совершение коррупционного преступления.
Тип управления. При ситуативномуправлении задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельныхслужащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в общем порядке, поэтомуздесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. При нормативномуправлении речь идет о применении в определенных типах ситуаций подробно ихрегламентирующих правовых норм. В этом случае тоже существует взяточничество,но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленныеправила.
Социально-психологическая обстановка.Признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлениемявляется фактором формирования криминальной мотивации.

124. Криминологическая характеристика личностинесовершеннолетних преступников: типология; эмоционально-волевая сфера;нервно-психические расстройства; искажение нравственного и правового сознания;по половому и культурно-образовательному признаку
 Исследователи постоянно отмечают, что удельный вес лиц  мужского пола среди несовершеннолетних преступников всегда существенно  выше (90-95%)  их удельного  веса в  населении  данной возрастной  группы,   проживающих  в соответствующих регионах (48-52%). Доля  девушек, совершающих  преступления (6-10%),наоборот значительно меньше их удельного веса в населении.
     Существенно  также  и то,  что  удельный вес  лиц  женского пола  в преступности  несовершеннолетних  в 3-4  раза   меньше  по   сравнению   саналогичными  показателями  взрослой женской  преступности.   Однако  надо учитывать, что противоправная активность в  совершении общественно  опасных деяний удевушек тоже достаточно высока, но главным образом  до  достижения ими возраста уголовнойответственности.
     По  статистическим  данным, удельный  вес  лиц женского  пола  среди несовершеннолетних, состоящих напрофилактическом учете в  органах  милиции, всегда   примерно  в   2-2,5   раза  выше   удельного   веса  их    среди несовершеннолетних,совершивших преступления. Еще  выше  он среди  девушек, совершающих   правонарушения   и  правонарушения    и    поставленных    на внутришкольные, внутриучилищные учеты(25-30%).  Каждая  третья проститутка является несовершеннолетней.  Нередко  они выступают  в   роли  наводчиц, соучастниц  в  кражах, грабежах,  вымогательствах,  мошенничестве и   даже убийствах.
     Многими исследователями отмечается  более  высокий, по  сравнению  с юношами, процент преступлений, совершаемыхдевушками в трезвом состоянии,  водиночку, в жилых помещениях, а не на улице. Их  преступления  носят более скрытый характер, менее дерзки и опасны. У девушек  несколько иная,  чем  у юношей видовая структура преступлений.Наиболее часто  они  совершают кражи денег, ценностей, вещей.
       Выборочные   исследования   свидетельствуют,   что  половину   всех общественно  опасных и  иных  асоциальных деяний,  как  в целом,  так   и практически  по всем  отдельно  учитываемым составам,   несовершеннолетниесовершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое  правонарушение  совершают лица,  не достигшие  14-летнего  возраста. Только  в  части  употребления спиртных напитков 16-17 летние занимают доминирующее  положение среди  всех подростков, выявленныхпо этому основанию.
     Среди преступников наибольший удельный вес (36-40%) всей  совокупности совершаемых преступленийсоставляют лица в  возрасте  16 лет.  Максимальный удельный  вес этой  возрастной  группы отмечен  почти  по всем   составам преступлений.Исключения  зафиксированы  по  кражам   государственного   и общественного имущества, хищениямогнестрельного оружия и боеприпасов,  где доминируют  14-летние, а  также  по угонам  автомотосредств,   где  явно преобладают 17-летние.
      На  протяжении ряда  лет  отмечается рост  удельного   веса  среди несовершеннолетних 14-15-летних преступников с 19 % в период  66-70 гг.  до 29 % в период 91-93 гг.По  таким видам  преступлений,  как изнасилования, грабежи, кражи личного имущества, несовершеннолетними совершается  каждоетретье-четвертое преступление.
      В  структуре  преступлений и  иных   общественно  опасных   деяний, совершаемых  несовершеннолетними  всех без  исключения  возрастных  групп, наибольший удельный вес составляют различного  рода хищения.  Это  особенно относится к 11-13-летним, нохарактерно  и  для подростков  более  старшего возраста. В возрасте 14-16 лет  все больший  вес  приобретает употребление спиртных напитков. У 17-летних в  структуре преступных  деяний  существенно выделяется по удельному весухулиганство.
       Криминологами   зафиксированы   существенные   различия  преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых взависимости  от  их рода занятий. По степени этой активностивсе они из года в  год  ранжируются (если идти по убывающей) в строгоопределенном порядке:  неработающие  и  неучащиеся  -  работающие,  учащиеся  профессиональных,  технических училищ, учащиеся профессионально-технических  училищ, учащиеся  общеобразовательныхшкол,  учащиеся  техникумов и  студенты  вузов. Судя  по  расчетам, такая констатация верна и на сегодняшний день.  Однако  есть ряд  обстоятельств, позволяющихотметить некоторые новые тенденции.
     На протяжении ряда лет идет процесс заметного  сближения  почти всех (за исключением неработающих и неучащихся) категорий  несовершеннолетних  по уровню проявляемой ими  активности в  совершении  преступлений. Причем,  скриминологической точкизрения,  особенно  важен тот  факт,  что сближение различных контингентов правонарушителей  происходило  в  основном   из-за возрастания  числа преступных   проявлений,   зафиксированных   статистикой применительно к таким ранееблагополучным группам, как учащиеся техникумов, студенты вузов, школьники. Учащиеся  ПТУ и  работающие  в совокупности  на протяжении  длительного периода  составляют  50-59 %  в  общей  структуре несовершеннолетних преступников и  примерно 23-25  %  - в  соответствующей группенаселения страны. По данным  за  1991 г.  среди  несовершеннолетних, совершивших  преступления, 21  %  составили школьники,   22   %  учащиеся профтехучилищ, 24 % — работающие, 23 — неработающие инеучащиеся.
      Почти  для  всех несовершеннолетних,  вставших  на путь  совершенияпреступлений,  выбор  такого варианта  поведения  непосредственно  или,  в конечном счете, связан с личностными деформациями.
      Особенности  интересов,  потребностей, отношений  в  сфере  ведущей деятельности, характерные  для  несовершеннолетних  преступников, включают стойкую  утрату  связей с  учебным   или  трудовым   коллективом,   полное игнорирование их правовых инравственных оценок.  Несмотря  на то,  что  по уровню образования,  определяемому по  формальным  показателям прохождения школьного обучения,  отстают  от сверстников  8-10  %  несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше долялиц, не успевающих  из-за отсутствияприлежания. Будучи  выражением  и следствием  соответствующихценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в  этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как  социализацию, так и ресоциализацию подростков в процессе их исправления иперевоспитания.
     В производственной  сфере  этих подростков  характеризуют  отсутствие интереса  к выполняемой  трудовой  деятельности, утилитарное  отношение  к профессии (как к возможности извлечь  из нее  только  материальную и  иную потребительскую выгоды),отсутствие связанных с  ней  планов, отчужденность от  задач  производственного  коллектива, его  нужд.  Такие подростки   не испытывают боязниувольнения, так как полагают,  и  не без  основания,  что всегда смогут без труда устроиться вдругое  учебное  заведение, на  другое предприятие и даже, болеетого, обеспечить себе высокий денежный  и  другой потребительский доходы, используяусловия рыночного беспредела, сложившиеся в последние годы в стране.
      Стремление  к  достижению успехов  в  учебной  и   производственной деятельности,общественной работе у правонарушителей замещено, как  правило, досуговыми потребностями иинтересами. Сама система оценок и предпочтений у таких  людей  все больше  ориентируется  на  эту  сферу.  Именно   здесь фиксируются  и гипертрофированные  потребности,  и интересы,  связанные  с погоней за модной одеждой, информацией,значимой для  данной  микросреды, и т.д.
     В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом  интересами и потребностями,  развитие их  у  правонарушителей  часто идет  как  бы  вобратном    направлении.     Фактическое,     в    основном     бесцельное,времяпрепровождение  формирует  соответствующий   негативный  интерес.   Он закрепляется впривычках, которые, в  свою  очередь, ведут  к  формированию социально-негативных  потребностей. Соответственно   искаженному   развитию потребностей на поведенческомуровне вырабатываются привычки  к  общественно опасным, противоправным способамих удовлетворения.
     В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимымнарушение уголовно-правового или любого  другого  правового запрета,  если очень нужно, в томчисле, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований  закона  соотносится главным  образом  со  степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.
        Эмоциональная    неуравновешенность,    тщеславие,     упрямство,нечувствительность к страданиям другим, агрессивность также можно отнести  к наиболее распространенным характерологическим  чертам   несовершеннолетних преступников. При этомречь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе  подростков  вообще, а  именно  о криминогенных сдвигах, деформациях   в   морально-эмоциональной,   нравственной   сферах, характерных именно для лиц,совершающих преступления.
      Основной  причиной  более интенсивного  возникновения  и  развития, психогенно обусловленных  аномалий  у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного  воспитания, выражающиеся,  в том числе и вналичии различных нервно-психических заболеваний у  родителей, в их алкоголизме и  пьянстве, противоправном  и  аморальном образе  жизни, жестокости в семьях.
      В  качестве  социально отягощенных   дефектов   психофизического   и интеллектуального  развития и  состояния,  имеющих более  высокую  степень распространенности среди  несовершеннолетних  преступников по  сравнению  с подростками, правонарушений несовершавшими, исследователями зафиксированы:
     - различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период
       внутриутробного развития, родов, в младенческом  и раннем  детском
       возрастах;
     - заболевание алкоголизмом;
     - явление физического инфантилизма (вялость,  быстрая  утомляемость,
       пониженная работоспособность и т.д.) либо вы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.