УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНВОИРОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
(г. Пятигорск)
РЕФЕРАТ
на тему:
«Ухищрения, применяемыеосужденными
для совершения побега»
Выполнил:
Стажер надолжность младшего инспектора
1 отдела 3отделения
ЧебулаевДмитрий Михайлович
Г. Пятигорск, 2002 г.
В целях совершения побега из-под охраны осужденные обычно прибегают кразличным ухищрениям. Для преодоления инженерно-технических заграждений онииспользуют специально приготовленные лестницы, трапы, доски, бревна, веревки сприкрепленными к ним крючьями и другие подручные средства. Причем побег путемпреодоления ограждения осужденные совершают тогда, когда личный состав служебныхнарядов контролеров слабо осуществляет надзор за их поведением и действиями;территория объекта, особенно вблизи внутренней запретной зоны, своевременно неочищается от стройматериалов, отходов производства, мусора и других предметов;инженерно-технические средства охраны используются неправильно или выведены изстроя, а лица караула проявляют беспечность и недобросовестно выполняют своиобязанности.
Во многих случаях осужденные отвлекают внимание часовых различнымимаскировочными действиями: инсценируют пожары и драки, разжигают костры изадымляют секторы наблюдения, выводят из строя светильники. Известны случаи,когда осужденные совершали побеги, используя воздушные коммуникации (линииэлектропередачи, провода телефонно-телеграфной связи и др.). Это позволяло им,не соприкасаясь со средствами обнаружения, быстро выйти за пределы запретнойзоны и скрыться незамеченными.
Для приближения к запретной зоне, преодоления контрольно-следовой полосы(КСП) осужденные применяют различные отвлекающие действия. Они прибегают кмаскировке, используя самодельные маскхалаты, простыни (в зимнее время),накидки из подручных средств, и под прикрытие строений, участков территориизоны, захламленных или покрытых растительностью, незамеченными приближаются кограждению внутренней запретной зоны, а затем преодолевают ее, КСП и линиюохраны. Нередко осужденные прибегают к изготовлению лестниц-стремянок и другихсооружений, применяя которые они преодолевают ограждения.
Если нет возможности совершить побег указанными способами, осужденныечаще всего делают проломы и прорезы в ограждениях сплошного заполнения спомощью багров, пил и ножовок, а в проволочных ограждениях — с помощьюразличных металлорежущих инструментов или путем раздвигания смежных нитей иподнятия их над землей рогатками.
Оборудованныеинженерно-техническими средствами охраны запретные зоны осужденные стремятсяпреодолевать такими способами, которые позволили бы вывести из строя системыобнаружения, быстро пройти сложные противопобеговые заграждения. Изучаяустройство линейной части технических средств, они используют ее конструктивныенедостаткиv отключают токонесущие провода, устраиваютвсевозможные перемычки, изолируют контактные части электромеханическихдатчиков, зажимая обрезанные концы проводов специальными зажимами.
Внедрение новых инженерно-технических средств охраны позволило надежноприкрыть запретную зону и свести до минимума возможность ее преодоленияосужденными. Тогда осужденные стали изыскивать ухищрения для побегов с объектовчерез КПП. В наибольшей мере они стремятся использовать неправильно оборудованныепроходные коридоры, двери, смотровые окна, места осмотра транспорта иконтрольные площадки, непросматриваемые часовыми КПП нижние части проходныхкоридоров, глубокие колеи, образовавшиеся от колес проходящего транспорта подворотами, незакрытые калитки или ворота для выхода на контрольные площадки,выходящий с объекта транспорт.
Готовясь к совершению побега через КПП, осужденные тщательно изучают,как организована служба часовых, замечают, а затем используют малейшуюнебрежность, неточность и особенно беспечность в их действиях для совершенияпобега.
Наиболее распространенными—ухищрениями, применяемыми осужденными длясовершения побега через КПП, являются:
— изготовлениефальшивых пропусков, справок и иных документов;
—использование подлинных документов, похищенных на объектах у вольнонаемныхрабочих, с последующей заменой фотокарточек;
— переодевание в военную форму, гражданскоеплатье и даже
в женскую одежду;
— попытки проникнуть через КПП под видомрасконвоированных осужденных;
— использование подставлял лиц, согласившийсяпри выводе
осужденных на работу (съеме с работы) встать вместо них в строй.
Значительное количество побегов через КПП осужденные совершают сиспользованием транспортных средств. Чаще всего они укрываются в вывозимыхгрузах, рассчитывая воспользоваться недостаточной бдительностью лиц служебныхнарядов контролеров и администрации, осуществляющих контроль за погрузкой исопровождение транспорта до КПП охраняемых объектов.
В ряде случаев осужденные пытаются выехать за пределы объекта, укрывшисьпод капотами, сиденьями и кузовами транс: портных средств, втопливных баках грузовых и багажниках легковых автомобилей, в цистернах, вящиках и фургонах специальных машин.
При наличии времени и условий осужденные делают на транспортныхсредствах, бесконтрольно оставленных на территории объекта, дополнительныеприспособления: пристраивают ящики к днищам кузовов, стенам и крышам фургонов,приделывают дополнительные «топливные баки», тщательно все маскируя.
Осужденныемогут укрываться также в сыпучих грузах, вывозимых с объектов, а чтобыпредохранить себя от удара щупом при проверке транспорта, они прикрываютсятвердыми предметами или укрываются в специально подготовленных, спрятанных подгрузом ящиках.
Когда попытки тайно выехать через КПП не удаются, осужденные используютоставленные без присмотра или захватывают
силой автомобили, паровозы и другие транспортные средства для
тарана ограждения объекта или ворот КПП.
Однимиз распространенных ухищрений осужденных для скрытого проникновения за линиюохраны является использование подземных коммуникаций, и прежде всего таких,которые не охраняются или надежно не прикрыты различными заграждениями и неблокированы предупредительной сигнализацией. Обычно осужденные разбираюткладку в колодцах водоотводных и канализационных устройств, перерезаютзаградительные решетки теплопроводов и обогревательных систем, используютненадежно закрывающиеся входы в коллекторы и другие коммуникации, проходящиечерез объект.
Если наобъектах подземные коммуникации отсутствуют или их использование невозможно,осужденные в ряде случаев пытаются совершить побеги путем проделыванияподкопов. Использование подкопов и подземных коммуникаций для совершения побеговотносится к числу наиболее квалифицированных ухищрений. Подкопы чаще, всегосооружаются из производственных и хозяйственных помещений, бань, прачечных имест, которые расположены вблизи ограждения и посещаются незначительным кругомлиц. При этом осужденные умело маскируют извлекаемый из подкопов грунт,смешивая его с опилками, цементом, шлаком и т.п, а затем под видомпроизводственных отходов вывозят его с охраняемых объектов. Нередко грунтпрячут в чердачных и подсобных помещениях, выбрасывают в водосточные трубы,откуда он смывается сточными водами. Лазы в подкоп закрываются листами железа,досками и плитами, на которые для маскировки ставятся ящики, производственнаяпродукция, набрасывается мусор или другие предметы.
Использованиеподкопов и подземных коммуникаций позволяет преступникам скрытно выходить залинию охраны без предварительного преодоления инженерно-технических средств. Опобегах, совершенных таким образом, становится известно лишь через определенноевремя, за которое осужденные имеют возможность значительно оторваться отрозыскных нарядов и надежно укрыться.
Немалослучаев, когда осужденные укрываются на объектах работ, рассчитывая нанеправильные действия караула в период съема, и ожидают удобного Момента длясовершения побега. Виды тайников для укрытия и методы их изготовления зависятот характера объекта. Там, где производятся строительные и монтажные работы,осужденные могут укрываться в штабелях стройматериалов, в каркасно-засыпныхсооружениях, стенах кирпичной кладки, под лестничными клетками и полами, начердаках, в печах и дымоходах. На лесобиржах и лесозаготовительных участках(ЛЗУ) тайники сооружаются в штабелях лесоматериалов, в связках леса,подготовленных для вывоза с объекта, в корнях больших деревьев, под пнями икучами хвороста.
Скрывающиеся преступники и их пособники хорошо маскируют местарасположения тайников, тщательно обрабатывают подходы к ним веществами, которыераздражающе действуют на обоняние служебных собак; заранее создают необходимыезапасы воды, продуктов питания и других предметов, необходимых на время пребыванияв тайнике и для действий после побега.
Длясовершения побегов с лесоучастков осужденные применяют те же ухищрения, что идля выхода с других объектов. Особыми ухищрениями являются попытки преодоленияпросеки с помощью шестов, а в зимних условиях — переход запретной зоны в снегоступахили с использованием фанерных листов и заранее изготовленных матов изподручных средств, проделывание подкопов в толще снежного покрова, валкадеревьев на просеку участка, по которым его и преодолевают, а также другиеухищрения, суть которых сводится к тому, чтобы пересечь линию охраны объекта,не оставляя следов.
Ухищрения,применяемые осужденными для совершения побегов с объектов работ, расположенныхна реках и водоемах, характерны использованием бревен (или изготовленныхмакетов) и других подручных предметов. Осужденные выдалбливают в бревне гнездадля головы, плеч или тела человека, а затем сбрасывают бревно вместе соспрятавшимся в воду для сплава. Для устойчивости такого тайника на воде к немуприкрепляются жерди или тяжелые предметы.
Нередко осужденные пытаются выплыть за линию охраны под прикрытиембревен и плотов, прикрепившись к ним и маскируясь, а при совершении побегавплавь под водой используют резиновые трубки для дыхания, водонепроницаемыекостюмы из брезента, пропитанного различными лаками и красками.
Значительноеколичество побегов осужденные совершают в период выхода (входа) из жилых зон ис производственных объектов или в пути следования при конвоировании пешимпорядком и на транспортных средствах.
Длясовершения побегов в период выхода из жилых зон и с производственных объектовприменяются ухищрения, сущность которых сводится к тому, чтобы нарушитьнормальную работу караула и сбить его со счета. Для этого осужденныепреднамеренно нарушают порядок построения при выводе из охраняемого объекта,давая этим возможность выйти из жилой зоны лишнему, при выходе из производственногообъекта, наоборот, пытаются оставить там укрывшегося осужденного. Наиболеехарактерные в этих случаях ухищрения — это самовольный переход осужденных из однихшеренг в другие, выход осужденных из строя, скученное следование бригад,имитация драк, ускорение или замедление темпа движения и т. п.
Пользуясь ослаблением бдительности, отсутствием четкого взаимодействиячасовых с начальником караула и между собой, неорганизованностью их действий,осужденные пытаются приблизиться к линяй охраны (оцепления), чтобы потом выйтиза ее пределы под видом вольнонаемных сотрудников колонии, расконвоированныхосужденных, представителей администрации хозорганов, водителей автомобилей идругих лиц.
Ответственныммоментом является посадка осужденных на транспортные средства. Нарушение правилпосадки и осмотра транспорта может стать одной из основных причин побега преступниковпри конвоировании.
При посадке в автомобили (вагоны) осужденные могут внезапно и незаметнодля караула «нырнуть» под кузов машины или платформу вагона, спрятаться на рамеили на тележке и таким образом выехать за линию охраны. Затем они пытаютсяпостепенно сблизиться с посторонними лицами, находящимися за линией охраны,или вплотную приблизиться к местным предметам и под их прикрытием совершитьпобег.
/>
На рисунке 1 приведен порядок конвоирования осужденных на транспорте
Имеют свои специфические особенности и ухищрения, применяемыеосужденными при перевозке их на транспортных средствах. Например, устройстворазличных тайников с целью остаться в кузове автомобиля (вагоне), а послевысадки из него осужденных выйти незамеченными и скрыться; прорезов и проломовв днищах и стенках транспортных средств и использование их на вынужденныхостановках, а также во время замедленного движения транспорта на поворотах,подъемах, спусках, неисправных участках пути, при следовании по многолюднымместам.
. Среди ухищрений, которые применяют осужденные для совершения побеговво время конвоирования пешим порядком, следует выделить прежде всего такие, какпопытки спрятаться под настилами лежневой дороги, под мостиками, в ручьях. икюветах, в складках местности и зарослях кустов.
В некоторых случаях осужденные пытаются совершить побег «на рывок», т.е. внезапно преодолеть линию охраны. Чаще всего побег таким способомсовершается в условиях ограниченной видимости (ночью, в туман, дождь иснегопад) в направлении автомобильных и железных дорог, чтобы можно быловоспользоваться транспортными средствами для быстрого ухода от преследования; всторону леса, посевов и зарослей, затрудняющих преследование в наблюдениезабежавшими, а также в места скопления граждан, нахождения огнеопасных ивзрывоопасных объектов, где невозможно или затруднено применение оружия.
На этот случай существуютспециальные правила конвоирования пешим порядком. Часовые выставляются но обе стороны колонны на расстоянии, предусмотренном планом охраны. Каждомучасовому указываются ряды осужденных, закоторыми он должен вести постоянноенаблюдение. Помощник начальникакараула находится впереди, а помощник начальника караула по службе собак (дрессировщик) с розыскной собакой — в месте, позволяющем вести наблюдение за осужденными и своевременно переходить на преследование в случае побега.
Передначалом движения колонны начальник караула, проверив наличие осужденных и расположение их в колонне, объявляет: «Осужденные.Вы находитесь в подчинении караула. Во время движения запрещается переходить из ряда в ряд, громко разговаривать, курить, передавать посторонним лицамили принимать от них что-либо. Предупреждаю:В случае побега будет применено оружие». Затем командует: «Шагом —МАРШ» — и следует в 7—10 м за колонной осужденных.
Колонны осужденных должныдвигаться по правой стороне дороги. Конвоирование пешим порядком по улицамнаселенных пунктов (кроме лесных исельских), а также на расстояние свыше 2км, в условиях плохой видимости, по неосвещенным маршрутам запрещается. В ночное время во избежание несчастныхслучаев караул должен иметьсигнальные фонари, а в дневное время — сигнальныефлажки. (рис. 2)
/>
Одно изсамых коварных ухищрений осужденных — это стремление их войти в доверие клицам караула и использовать их беспечность и ротозейство для реализации своихпреступных замыслов. Практика знает немало примеров, когда преступники в целяхсовершения побега и овладения оружием нападали на тех часовых и лиц служебныхнарядов, которые нарушали правила несения боевой службы, разрешали осужденнымвыходить за линию охраны за дровами, водой, позволяли им производить уборкупомещения, где размещается караул, рубить дрова, разводить костер, проявлялибеспечность и вступали в разговоры с осужденными, принимали от них мелкиеподачки, нарушали установленные расстояния между собой и ими.
Пользуясьнедостаточным контролем за режимом содержания во время работ напроизводственных объектах, некачественным обыском при выходе с них, осужденныеизготовляют холодное и даже огнестрельное оружие и применяют его при нападениина часовых.
Нолюбые ухищрения будут своевременно разгаданы и пресечены теми караулами ивойсковыми нарядами, которые несут боевую службу бдительно, умело и всоответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных актов МЮРФ.