Пересказала Г. В. Зыкова
В60-х гг. XVIII в. Степану Михайловичу Багрову, дедушке рассказчика (легкодогадаться, что Аксаков рассказывает о собственном дедушке), «тесно стало жить»в разнопоместной симбирской «отчине».
СтепанМихайлович не получил образования, но «природный ум его был здрав и светел», онбезусловно справедлив и отличный хозяин: крестьяне его любили.
ВУфимском наместничестве (позднее — Оренбургская губерния) многие за бесценок, заугощение башкирским старейшинам, получали богатейшие земли; Багров пользоватьсяпростотою башкир не хотел и честно купил пять тысяч десятин земли на Бугуруслане.Тогдашнюю Оренбургскую губернию, «неизмятую» ещё людьми, Аксаков описываетвосторженно и подробно; уже в середине XIX в. она была не та.
КрестьянамБагрова тяжело переселяться от отцовских могил в бусурманскую сторону; но неслыханныйурожай, собранный на новом месте, скоро утешил их. Сразу же поставили мельницу:вся деревня не спала перед тем ночь, «на всех лицах было что-то […]торжественное», десятки людей дружно, с «беспрерывным воплем» занимали заимку…
НовоеБагрово полюбили и помещик, и крестьяне. Старое Троицкое было безводным: людиуже успели погубить лесные озера и речку Майну. С легкой руки Багровапереселение умножилось, появились соседи, для которых Багров стал «истиннымблагодетелем», помогая хлебом в голодные годы, разрешая ссоры. И этот добрыйчеловек становился иногда «диким зверем» во время вспышек гнева, вызванных, впрочем,серьезными причинами, например обманом: его, почти безумного, нельзя былоузнать, когда он жестоко избивал жену Арину Васильевну, дворовых и даже дочерей.
Целаяглава посвящена жизни дома Багровых в один из светлых дней Степана Михайловича:Аксаков любуется мельчайшими деталями, описывает горницу деда и устройствостаринной рамы, писк комаров, которых автор даже любит, потому что онинапоминают ему детство… Жена и дочери рады, что хозяин проснулся весел: их любовьк Багрову смешана со страхом, они раболепствуют перед ним и тут же обманываютего не как родные, но почти как слуги. Хозяин проводит день на поле, на мельницеи остается доволен; вечером на крыльце смотрит на долго не угасающую зарю и креститсяперед сном на звездное небо.
Второйотрывок из «Семейной хроники» — «Михаила Максимович Куролесов» — посвящендраматической истории Прасковьи Ивановны Багровой, двоюродной сестры СтепанаМихайловича. За богатой четырнадцатилетней сиротою ухаживал майор Куролесов, «гусьлапчатый, зверь полосатый», как называли его подчиненные ему люди. Куролесовкрасив, умен, любезен и очаровал и девочку, и её родню; Степан Михайлович, опекунПараши, у которого она и жила, встревожен слухами о беспутстве майора: «хотя онсам был горяч до бешенства, но недобрых, злых и жестоких без гнева людей —терпеть не мог». В отсутствие Степана Михайловича Парашу выдают за Куролесова, чемупомогли жена и дочери Багрова; гнев вернувшегося Багрова таков, что «старшиедочери долго хворали, а у бабушки не стало косы и целый год она ходила с пластыремна голове».
Вбраке Прасковья Ивановна очевидно счастлива, вдруг повзрослела и, между прочим,неожиданно горячо полюбила своего двоюродного брата; Куролесов стал образцовымпомещиком, слышно только было, что «строгонек».
КогдаКуролесов наконец устроил свое хозяйство и у него появилось свободное время, в немпросыпаются его дурные наклонности: уезжая от жены в уфимские деревни, он пьети развратничает; что хуже всего, его потребностью становится мучить людей;многие погибли от его истязаний. С женою Куролесов тих и любезен, она ни о чемне подозревает. Наконец одна родственница сообщает ей правду о муже и об истязаемыхим крепостных, по закону принадлежавших именно Прасковье Ивановне. Отважнаяженщина, взяв с собой только горничную, отправляется к мужу, видит все и требует,чтобы он вернул ей доверенность на имение и впредь не заглядывал бы ни в однуиз её деревень. Недавний ласковый муж избивает её и бросает в подвал, желаязаставить подписать купчую крепость на имение. Верные дворовые с трудомдобираются до Багрова; вооружив крестьян и дворовых, Степан Михайловичосвобождает сестру; Куролесов даже не пытается удержать добычу. Через несколькодней он умирает, отравленный слугами. К общему удивлению, Прасковья Ивановнаочень горюет о нем; навсегда оставшись вдовой, она повела жизнь «самобытную» и самостоятельную;свое имение же обещает оставить детям брата
Третийотрывок из «Семейной хроники» — «Женитьба молодого Багрова». Мать рассказчика, СофьяНиколаевна Зубина, была женщина необыкновенная: она лишилась матери в отрочестве;мачеха возненавидела падчерицу, умницу и красавицу, и «поклялась, что дерзкаятринадцатилетняя девчонка, кумир отца и целого города, будет жить в девичьей, ходитьв выбойчатом платье и выносить нечистоту из-под её детей; добрый, но слабыйотец подчинился жене; девочка была близка к самоубийству. Мачеха умерла молодой,и семнадцатилетняя Софья Николаевна стала хозяйкой в доме; на руках у нее осталисьпятеро братьев и сестер и разбитый параличом отец; Николай Федорович не оставлялслужбу — он был товарищем наместника, — и дочь, в сущности, выполняла работу заотца. Отыскав учителей для братьев, Софья Николаевна и сама училась оченьприлежно; сам Новиков присылал ей «все замечательные сочинения в русскойлитературе»; живая, обаятельная и властная, она была душой уфимского общества.
Отецрассказчика, Алексей, сын Степана Михайловича, поступивший в 1780-х гг. на службув уфимский Верхний Земский суд, был полной противоположностью Софье Николаевне —застенчивый, слабохарактерный и «совершенный невежда», хотя добрый, честный и неглупый,страстно полюбил Софью Николаевну с первого взгляда и наконец решился проситьеё руки и поехал в Багрово получать согласие родителей; между тем сестрыАлексея, прослышавшие о любви Алексея и не желавшие видеть в доме новую хозяйку,успели настроить Степана Михайловича против возможного брака Алексея с городскоймодницей, гордой, бедной и незнатной. Степан Михайлович потребовал от Алексеязабыть о Зубиной; кроткий сын, покорившись воле батюшки, слег в нервной горячкеи чуть не умер; вернувшись в Уфу, он прислал родителям письмо с угрозойсамоубийства (как предполагал его сын, письмо одновременно вполне искреннее и взятоеиз какого-нибудь романа); испугавшийся старик сдался.
Вгороде не верили, что блестящая Софья Николаевна может стать женою Багрова Онане была влюблена в Алексея Степановича, но ценила его доброту и любовь к ней;предчувствуя близкую смерть отца, она со страхом думала о будущем и нуждалась вопоре. Все это она откровенно высказала молодому человеку, прежде чем датьсогласие. Нравственное неравенство между женихом и невестою много разобнаруживалось ещё до свадьбы, и Софья Николаевна с горечью понимала, что не сможетуважать мужа; её поддерживала только обычная женская надежда перевоспитать егопо своему вкусу.
Черезнеделю после свадьбы молодые уехали к родителям мужа. В «слишком простом домедеревенских помещиков» гостей ждали с тревогой, боясь, что городская невестка«осудит, осмеет». Свекор и невестка сразу понравились друг другу: старик любилумных и бодрых людей, а Софья Николаевна из всей родни Степана Михайловичаединственная способна оценить его вполне: дочь слабого отца, она не встречалараньше человека, не только поступавшего всегда прямо, но и говорившего всегдаправду; она даже сильнее полюбила мужа, видя в нем сына Степана Михайловича.
Междутем различие натур Алексея Степановича и Софьи Николаевны обнаружилось: так, любовьмужа к природе, увлечение охотой и рыбной ловлею раздражает жену; страстная и живая,Софья Николаевна часто обрушивается на мужа с несправедливыми упреками и так жестрастно потом раскаивается и ласкает мужа; а мужа вскоре начинают пугать и вспышкигнева, и слезы раскаяния жены; наконец и ревность, «ещё без имени, безпредмета», начинает мучить Софью Николаевну. Степан Михайлович замечает это и пытаетсяпомочь советом обоим.
Вернувшисьв Уфу, Софья Николаевна понимает, что забеременела; это приводит в великуюрадость Степана Михайловича, мечтающего о продолжении древнего рода Багровых.Беременность Софья Николаевна переносит болезненно. Тогда же ходивший за её парализованнымотцом лакей Калмык решает выжить из дома хозяйку, чтобы свободно обворовыватьбольного старика; Калмык хладнокровно оскорбляет её, Софья Николаевна требуетот отца: «Выбирайте, кого выгнать: меня или его»; и отец просит купить себедругой дом. Потрясенная женщина теряет сознание. Тут впервые оказывается, чтослабый и простой Алексей Степанович, в обычное время не способный«удовлетворять тонкости требований» жены, может быть опорой в тяжелые минуты.
Рождаетсядочь. Софья Николаевна в любви к ней доходит до помешательства; на четвертоммесяце ребенок умирает от родимца, от горя мать сама при смерти: летом в татарскойдеревне её вылечивают кумысом.
Черезгод у поздоровевшей женщины легко рождается долгожданный сын — Сергей, рассказчик«Семейной хроники» (сам Аксаков). Даже прислуга Багровых «опьянела от радости, апотом от вина»; врач-немец говорит о нем: «Какой счастливый мальчишка! как всеему рады!» Дед считает дни и часы до рождения внука, гонец скачет к нему на переменных.Узнав новость, дед торжественно вписывает имя Сергея в родословную Багровых.
«Хроника»заканчивается объяснением творческих принципов автора; он обращается к своимперсонажам: «Вы не великие герои […] но вы были люди […] Вы были такие жедействующие лица великого всемирного зрелища […], как и все люди, и так жестоите воспоминания».
Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русскаялитература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М.: Олимп: ACT, 1996. —832 с.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта briefly.ru/