Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Сергей Тимофеевич Аксаков. Детские годы Багрова-внука

Пересказала Г. В. Зыкова
Вкниге, в сущности мемуарной, описываются первые десять лет жизни ребенка(1790-е гг.), проведенные в Уфе и деревнях Оренбургской губернии.
Авторвоспроизводит детское восприятие, для которого все внове и все одинаково важно,события не делятся на главные и второстепенные: потому в «Детских годах» фабулапрактически отсутствует.
Всеначинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве —человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которойон чуть не умер, — одно солнечное утро, когда ему стало легче, странной формыбутылку рейнвейну, висюльки сосновой смолы в новом деревянном доме и т.д. Самыйчастый образ — дорога: путешествия считались лекарством. (Подробное описаниепереездов в сотни верст — к родным, в гости и т.п. — занимает большую часть«Детских годов».) Выздоравливает Сережа после того, как ему становится особенноплохо в большом путешествии и родители, принужденные остановиться в лесу, постлалиему постель в высокой траве, где он и пролежал двенадцать часов, не в силахпошевелиться, и «вдруг точно проснулся». После болезни ребенок испытывает«чувство жалости ко всему страдающему».
Скаждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», котораяего выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей.
Последовательныевоспоминания начинаются с четырехлетнего возраста. Сережа с родителями и младшейсестрой живут в Уфе. Болезнь «довела до крайней восприимчивости» нервымальчика. По рассказам няньки, он боится мертвецов, темноты и проч.(разнообразные страхи будут мучить его и дальше). Читать его научили так рано, чтоон даже не помнит об этом; книга у него была только одна, он знал её наизусть икаждый день читал вслух сестре; так что когда сосед С. И. Аничков подарил ему«Детское чтение для сердца и разума» Новикова, мальчик, увлекшись книгами, был«точно как помешанный». Особенное впечатление произвели на него статьи, объясняющиегром, снег, метаморфозы насекомых и т.п.
Мать,измученная болезнью Сережи, боялась, что сама заболела чахоткой, родителисобрались в Оренбург к хорошему доктору; детей же отвезли в Багрово, к родителямотца. Дорога поразила ребенка: переезд через Белую, собранная галька и окаменелости— «штуфы», большие деревья, ночевки в поле и особенно — рыбная ловля на Деме, котораясразу свела мальчика с ума не меньше чтения, огонь, добытый кремнем, и огоньлучины, родники и т.п. Любопытно все, даже то, «как налипала земля к колесам и потомотваливалась от них толстыми пластами». Отец радуется всему этому вместе с Сережей,а любимая мать, наоборот, равнодушна и даже брезглива.
Встреченныев пути люди не только новы, но и непонятны: непонятна радость родовыхбагровских крестьян, встретивших семью в деревне Парашине, непонятны отношениякрестьян со «страшным» старостой и т.п.; ребенок видит, между прочим, жатву в жару,и это вызывает «невыразимое чувство сострадания».
ПатриархальноеБагрово не нравится мальчику: дом маленький и печальный, бабушка и тетушкаодеты не лучше слуг в Уфе, дед суров и страшен (Сережа был свидетелем одного изего безумных припадков гнева; позже, когда дед увидел, что «маменькин сынок»любит не только мать, но и отца, их отношения с внуком внезапно и резкоизменились). Детей гордой невестки, «брезговавшей» Багровом, не любят. В Багрове,до того негостеприимном, что даже кормили детей плохо, брат и сестра прожили с лишкоммесяц. Сережа развлекается, пугая сестру рассказами о небывалых приключениях и вслухчитая ей и своему любимому «дядьке» Евсеичу. Тетушка дала мальчику «Сонник» и какой-товодевиль, сильно подействовавшие на его воображение.
ПослеБагрова возвращение домой так подействовало на мальчика, что он, опятьокруженный обшей любовью, вдруг повзрослел. В доме гостят молодые братья матери,военные, окончившие Московский университетский благородный пансион: от нихСережа узнает, что такое стихи, один из дядей рисует и учит этому Сережу, отчегокажется мальчику «высшим существом». С. И. Аничков дарит новые книги:«Анабасис» Ксенофонта и «Детскую библиотеку» Шишкова (которую автор очень хвалит).
Дядии приятель их адъютант Волков, играя, дразнят мальчика, между прочим, за то, чтоон не умеет писать; Сережа обижается всерьез и однажды кидается драться; егонаказывают и требуют, чтобы он просил прощенья, но мальчик считает себя правым;один в комнате, поставленный в угол, он мечтает и, наконец, заболевает от волненияи усталости. Взрослые пристыжены, и дело кончается общим примирением.
Попросьбе Сережи его начинают учить писать, пригласив учителя из народногоучилища. Однажды, видимо, по чьему-то совету, Сережу посылают туда на урок:грубость и учеников и учителя (который был так ласков с ним дома), поркавиноватых очень пугают ребенка.
ОтецСережи покупает семь тысяч десятин земли с озерами и лесами и называет её «Сергеевскойпустошью», чем мальчик очень горд. Родители собираются в Сергеевку, чтобылечить мать башкирским кумысом, весной, когда вскроется Белая. Сережа не можетдумать ни о чем другом и с напряжением следит за ледоходом и разливом реки.
ВСергеевке дом для господ не достроен, но веселит даже это: «Окон и дверей нет, аудочки готовы». До исхода июля Сережа, отец и дядька Евсеич удят на озереКиишки, которое мальчик считает своим собственным; Сережа впервые видитружейную охоту и чувствует «какую-то жадность, какую-то неизвестную радость».Лето портят только гости, правда нечастые: посторонние, даже ровесники, тяготятСережу.
ПослеСергеевки Уфа «опостылела». Сережу развлекает только новый подарок соседа:собрание сочинений Сумарокова и поэма «Россиада» Хераскова, которую он декламируети рассказывает родным разные выдуманные им самим подробности о любимыхперсонажах. Мать смеется, а отец беспокоится: «Откуда это все у тебя берется?Ты не сделайся лгунишкой». Приходят известия о смерти Екатерины II, народприсягает Павлу Петровичу; ребенок внимательно слушает не всегда понятные емуразговоры обеспокоенных взрослых.
Приходитизвестие о том, что дедушка умирает, и семья сразу собирается в Багрово. Сережабоится видеть умирающего дедушку, боится, что маменька от всего этого захворает,что зимой они замерзнут в пути. В дороге мальчика мучают печальные предчувствия,и вера в предчувствия укореняется с этих пор в нем на всю жизнь.
Дедушкаумирает через сутки после приезда родных, дети успевают попрощаться с ним; «всечувства» Сережи «подавлены страхом»; особенно поражают его объяснения нянькиПараши, почему дед не плачет и не кричит: он парализован, «глядит во все глазада только губами шевелит». «Я почувствовал всю бесконечность муки, о которойнельзя сказать окружающим».
Поведениебагровской родни неприятно удивляет мальчика: четыре тетки воют, повалившись в ногибрату — «настоящему хозяину в доме», бабушка подчеркнуто уступает власть матери,а матери это противно. За столом все, кроме Матери, плачут и едят с большимаппетитом. И тогда же, после обеда, в угловой комнате, глядя на незамерзающийБугуруслан, мальчик впервые понимает красоту зимней природы.
Вернувшисьв Уфу, мальчик опять переживает потрясение: рожая ещё одного сына, чуть не умираетмать.
Ставхозяином Багрова после смерти деда, отец Сережи выходит в отставку, и семьяпереезжает в Багрово на постоянное житье. Сельские работы (молотьба, косьба и пр.)очень занимают Сережу; он не понимает, почему мать и маленькая сестра к этомуравнодушны. Добрый мальчик пытается жалеть и утешать быстро одряхлевшую послесмерти мужа бабушку, которую он до того, в сущности, не знал; но её обыкновениебить дворовых, весьма обычное в помещичьем быту, быстро отвращает от нее внука.
РодителейСережи зовет в гости Прасковья Куролесова; отец Сережи считается её наследникоми потому ни в чем не перечит этой умной и доброй, но властной и грубоватойженщине. Богатый, хотя и несколько аляповатый дом вдовы Куролесовой поначалукажется ребенку дворцом из сказок Шахерезады. Подружившись с матерью Сережи, вдовадолго не соглашается отпускать семью назад в Багрово; между тем суетливая жизньв чужом доме, вечно наполненном гостями, утомляет Сережу, и он с нетерпениемдумает об уже милом ему Багрове.
Вернувшисьв Багрово, Сережа впервые в жизни в деревне по-настоящему видит весну: «я […]следил за каждым шагом весны. В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, былиу меня замечены особые предметы или места, по которым я производил своинаблюдения…» От волнения у мальчика начинается бессонница; чтобы он лучшезасыпал, ключница Пелагея рассказывает ему сказки, и между прочим — «Аленькийцветочек» (эта сказка помещена в приложении к «Детским годам…»).
Осеньюпо требованию Куролесовой Багровы гостят в Чурасове. Отец Сережи обещал бабушкевернуться к Покрову; Куролесова не отпускает гостей; в ночь на Покров отецвидит страшный сон и утром получает известие о болезни бабушки. Осенняя дороганазад тяжела; переправляясь у Симбирска через Волгу, семья чуть не потонула.Бабушка умерла в самый Покров; это страшно поражает и Сережиного отца, и капризнуюКуролесову.
Следующейзимой Багровы собираются в Казань, помолиться тамошним чудотворцам: там никогдане был не только Сережа, но и его мать. В Казани предполагают провести не большедвух недель, но все складывается иначе: Сережу ожидает «начало важнейшегособытия» в его жизни (Аксакова отдадут в гимназию). Здесь кончается детствоБагрова-внука и начинается отрочество.
Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русскаялитература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М.: Олимп: ACT, 1996. —832 с.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта briefly.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные теории мотивации
Реферат ОКУДЖАВА Булат Шалвович
Реферат Леопард
Реферат An Autobiographical View Of Washington Irving Essay
Реферат Рождение Facebook. Как это было
Реферат Модели управления, как формы эволюции управленческой мысли
Реферат Адам Смит и его экономические идеи
Реферат Методы системного анализа физиологических процессов
Реферат Организация методика техника проведения инвентаризации и отражение её в учете
Реферат Администрация ейского городского поселения ейского района постановлени е
Реферат Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». М. Е. Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 год
Реферат Интернет и политика в современном мире
Реферат Організація і методика аудиту в комп`ютерному середовищі на прикладі діяльності ЗАТ Донецьк
Реферат Влияние инвестиций на осуществление структурных сдвигов в хозяйстве Украины
Реферат Авторське "я" та засоби вираження журналістської позиції