Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Сергей Тимофеевич Аксаков. Детские годы Багрова-внука

Пересказала Г. В. Зыкова
Вкниге, в сущности мемуарной, описываются первые десять лет жизни ребенка(1790-е гг.), проведенные в Уфе и деревнях Оренбургской губернии.
Авторвоспроизводит детское восприятие, для которого все внове и все одинаково важно,события не делятся на главные и второстепенные: потому в «Детских годах» фабулапрактически отсутствует.
Всеначинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве —человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которойон чуть не умер, — одно солнечное утро, когда ему стало легче, странной формыбутылку рейнвейну, висюльки сосновой смолы в новом деревянном доме и т.д. Самыйчастый образ — дорога: путешествия считались лекарством. (Подробное описаниепереездов в сотни верст — к родным, в гости и т.п. — занимает большую часть«Детских годов».) Выздоравливает Сережа после того, как ему становится особенноплохо в большом путешествии и родители, принужденные остановиться в лесу, постлалиему постель в высокой траве, где он и пролежал двенадцать часов, не в силахпошевелиться, и «вдруг точно проснулся». После болезни ребенок испытывает«чувство жалости ко всему страдающему».
Скаждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», котораяего выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей.
Последовательныевоспоминания начинаются с четырехлетнего возраста. Сережа с родителями и младшейсестрой живут в Уфе. Болезнь «довела до крайней восприимчивости» нервымальчика. По рассказам няньки, он боится мертвецов, темноты и проч.(разнообразные страхи будут мучить его и дальше). Читать его научили так рано, чтоон даже не помнит об этом; книга у него была только одна, он знал её наизусть икаждый день читал вслух сестре; так что когда сосед С. И. Аничков подарил ему«Детское чтение для сердца и разума» Новикова, мальчик, увлекшись книгами, был«точно как помешанный». Особенное впечатление произвели на него статьи, объясняющиегром, снег, метаморфозы насекомых и т.п.
Мать,измученная болезнью Сережи, боялась, что сама заболела чахоткой, родителисобрались в Оренбург к хорошему доктору; детей же отвезли в Багрово, к родителямотца. Дорога поразила ребенка: переезд через Белую, собранная галька и окаменелости— «штуфы», большие деревья, ночевки в поле и особенно — рыбная ловля на Деме, котораясразу свела мальчика с ума не меньше чтения, огонь, добытый кремнем, и огоньлучины, родники и т.п. Любопытно все, даже то, «как налипала земля к колесам и потомотваливалась от них толстыми пластами». Отец радуется всему этому вместе с Сережей,а любимая мать, наоборот, равнодушна и даже брезглива.
Встреченныев пути люди не только новы, но и непонятны: непонятна радость родовыхбагровских крестьян, встретивших семью в деревне Парашине, непонятны отношениякрестьян со «страшным» старостой и т.п.; ребенок видит, между прочим, жатву в жару,и это вызывает «невыразимое чувство сострадания».
ПатриархальноеБагрово не нравится мальчику: дом маленький и печальный, бабушка и тетушкаодеты не лучше слуг в Уфе, дед суров и страшен (Сережа был свидетелем одного изего безумных припадков гнева; позже, когда дед увидел, что «маменькин сынок»любит не только мать, но и отца, их отношения с внуком внезапно и резкоизменились). Детей гордой невестки, «брезговавшей» Багровом, не любят. В Багрове,до того негостеприимном, что даже кормили детей плохо, брат и сестра прожили с лишкоммесяц. Сережа развлекается, пугая сестру рассказами о небывалых приключениях и вслухчитая ей и своему любимому «дядьке» Евсеичу. Тетушка дала мальчику «Сонник» и какой-товодевиль, сильно подействовавшие на его воображение.
ПослеБагрова возвращение домой так подействовало на мальчика, что он, опятьокруженный обшей любовью, вдруг повзрослел. В доме гостят молодые братья матери,военные, окончившие Московский университетский благородный пансион: от нихСережа узнает, что такое стихи, один из дядей рисует и учит этому Сережу, отчегокажется мальчику «высшим существом». С. И. Аничков дарит новые книги:«Анабасис» Ксенофонта и «Детскую библиотеку» Шишкова (которую автор очень хвалит).
Дядии приятель их адъютант Волков, играя, дразнят мальчика, между прочим, за то, чтоон не умеет писать; Сережа обижается всерьез и однажды кидается драться; егонаказывают и требуют, чтобы он просил прощенья, но мальчик считает себя правым;один в комнате, поставленный в угол, он мечтает и, наконец, заболевает от волненияи усталости. Взрослые пристыжены, и дело кончается общим примирением.
Попросьбе Сережи его начинают учить писать, пригласив учителя из народногоучилища. Однажды, видимо, по чьему-то совету, Сережу посылают туда на урок:грубость и учеников и учителя (который был так ласков с ним дома), поркавиноватых очень пугают ребенка.
ОтецСережи покупает семь тысяч десятин земли с озерами и лесами и называет её «Сергеевскойпустошью», чем мальчик очень горд. Родители собираются в Сергеевку, чтобылечить мать башкирским кумысом, весной, когда вскроется Белая. Сережа не можетдумать ни о чем другом и с напряжением следит за ледоходом и разливом реки.
ВСергеевке дом для господ не достроен, но веселит даже это: «Окон и дверей нет, аудочки готовы». До исхода июля Сережа, отец и дядька Евсеич удят на озереКиишки, которое мальчик считает своим собственным; Сережа впервые видитружейную охоту и чувствует «какую-то жадность, какую-то неизвестную радость».Лето портят только гости, правда нечастые: посторонние, даже ровесники, тяготятСережу.
ПослеСергеевки Уфа «опостылела». Сережу развлекает только новый подарок соседа:собрание сочинений Сумарокова и поэма «Россиада» Хераскова, которую он декламируети рассказывает родным разные выдуманные им самим подробности о любимыхперсонажах. Мать смеется, а отец беспокоится: «Откуда это все у тебя берется?Ты не сделайся лгунишкой». Приходят известия о смерти Екатерины II, народприсягает Павлу Петровичу; ребенок внимательно слушает не всегда понятные емуразговоры обеспокоенных взрослых.
Приходитизвестие о том, что дедушка умирает, и семья сразу собирается в Багрово. Сережабоится видеть умирающего дедушку, боится, что маменька от всего этого захворает,что зимой они замерзнут в пути. В дороге мальчика мучают печальные предчувствия,и вера в предчувствия укореняется с этих пор в нем на всю жизнь.
Дедушкаумирает через сутки после приезда родных, дети успевают попрощаться с ним; «всечувства» Сережи «подавлены страхом»; особенно поражают его объяснения нянькиПараши, почему дед не плачет и не кричит: он парализован, «глядит во все глазада только губами шевелит». «Я почувствовал всю бесконечность муки, о которойнельзя сказать окружающим».
Поведениебагровской родни неприятно удивляет мальчика: четыре тетки воют, повалившись в ногибрату — «настоящему хозяину в доме», бабушка подчеркнуто уступает власть матери,а матери это противно. За столом все, кроме Матери, плачут и едят с большимаппетитом. И тогда же, после обеда, в угловой комнате, глядя на незамерзающийБугуруслан, мальчик впервые понимает красоту зимней природы.
Вернувшисьв Уфу, мальчик опять переживает потрясение: рожая ещё одного сына, чуть не умираетмать.
Ставхозяином Багрова после смерти деда, отец Сережи выходит в отставку, и семьяпереезжает в Багрово на постоянное житье. Сельские работы (молотьба, косьба и пр.)очень занимают Сережу; он не понимает, почему мать и маленькая сестра к этомуравнодушны. Добрый мальчик пытается жалеть и утешать быстро одряхлевшую послесмерти мужа бабушку, которую он до того, в сущности, не знал; но её обыкновениебить дворовых, весьма обычное в помещичьем быту, быстро отвращает от нее внука.
РодителейСережи зовет в гости Прасковья Куролесова; отец Сережи считается её наследникоми потому ни в чем не перечит этой умной и доброй, но властной и грубоватойженщине. Богатый, хотя и несколько аляповатый дом вдовы Куролесовой поначалукажется ребенку дворцом из сказок Шахерезады. Подружившись с матерью Сережи, вдовадолго не соглашается отпускать семью назад в Багрово; между тем суетливая жизньв чужом доме, вечно наполненном гостями, утомляет Сережу, и он с нетерпениемдумает об уже милом ему Багрове.
Вернувшисьв Багрово, Сережа впервые в жизни в деревне по-настоящему видит весну: «я […]следил за каждым шагом весны. В каждой комнате, чуть ли не в каждом окне, былиу меня замечены особые предметы или места, по которым я производил своинаблюдения…» От волнения у мальчика начинается бессонница; чтобы он лучшезасыпал, ключница Пелагея рассказывает ему сказки, и между прочим — «Аленькийцветочек» (эта сказка помещена в приложении к «Детским годам…»).
Осеньюпо требованию Куролесовой Багровы гостят в Чурасове. Отец Сережи обещал бабушкевернуться к Покрову; Куролесова не отпускает гостей; в ночь на Покров отецвидит страшный сон и утром получает известие о болезни бабушки. Осенняя дороганазад тяжела; переправляясь у Симбирска через Волгу, семья чуть не потонула.Бабушка умерла в самый Покров; это страшно поражает и Сережиного отца, и капризнуюКуролесову.
Следующейзимой Багровы собираются в Казань, помолиться тамошним чудотворцам: там никогдане был не только Сережа, но и его мать. В Казани предполагают провести не большедвух недель, но все складывается иначе: Сережу ожидает «начало важнейшегособытия» в его жизни (Аксакова отдадут в гимназию). Здесь кончается детствоБагрова-внука и начинается отрочество.
Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русскаялитература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М.: Олимп: ACT, 1996. —832 с.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта briefly.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат The models of atom’s nucleus and table of elements.
Реферат Финансовый рынок ценных бумаг в Республике Беларусь
Реферат Управление международными лизинговыми операциями
Реферат Южнокорейские чеболь (Южнокорейские ФПГ)
Реферат Формы стимулирования экспорта в РФ
Реферат Здібності та формування особистості
Реферат d-элементы I-ой группы и их соединения
Реферат Расчет тепловой схемы турбоустановки с турбиной К-1000-601500-1
Реферат Структура природно-заповідного фонду України ПЗФ
Реферат I. организация учебного процесса начального и среднего профессионального образования инвалидов с точки зрения возможности применения элементов дистанционного образования (аналитический обзор)
Реферат Cульфоксидный комплекс гидрохинона как фотоинициатор полимеризации метилметакрилата
Реферат Алмазы и их применение
Реферат Абсорбционная спектроскопия
Реферат «Международные валютно-финансовые отношения. Платёжный баланс»
Реферат Адсорбция и адсобционные равновесия