Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Пушкин: Выстрел

Эпиграфомк «повести» взята фраза, состоящая всего из двух слов«Стрелялись мы», далее следует пояснение, что это Баратынский.Эпиграф носит ярко выраженный пародийный характер (гротеск: пустая фраза,которая лишь внешне соответствует теме повести; ниже, как и положено, даетсяимя известного писателя, хотя и не уточняется, где именно он это говорил).Второй эпиграф строится по тем же канонам (взят из произведения Л.Бестужева-Марлинского): «Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за нимостался еще мой выстрел)».
Вечер на бивуаке
Повествованиеначинается с сообщения рассказчика, что в ту пору они стояли в некоем местечке.Жизнь армейских офицеров Скучна: «утром ученье, манеж; обед у полковогокомандира или в жидовском трактире; вечером пунш и карты». «Одинтолько человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было околотридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему переднами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав излой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственностьокружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда, онслужил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей сто выйтив отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно ирасточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держалоткрытый стол для всех офицеров нашего полка. Правда, обед его состоял из двухили трех блюд, изготовленных отставным солдатом; но шампанское лилось при томрекою. Никто не знал ни его состояния, ни его доходов, и никто не осмеливался отом сто спрашивать. У него водились книги, большею част! но военные, да романы.Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; за то никто никогда невозвращал хозяину книги, им занятой. Главное упражнение сто состояло в стрельбеиз пистолета. Стены его комнаты были все источены пулями, все в скважинах, каксоты пчелиные. Богатое собрание пистолетов было единственной роскошью бедноймазанки, где он жил. Искусство, коего достиг он, было неимоверно, и если бы онвызвался пулей сбить грушу с фуражки кого б то ни было, никто б в нашем полкуне усумнился подставить ему своей головы. Разговор между нами касался частопоединков; Сильвио (так назову его) никогда в него не вмешивался. На вопрос,случалось ли ему драться, отвечал он сухо, что случалось, но в подробности невходил, и видно было, что таковые вопросы были ему неприятны. Мы полагали, чтона совести сто лежала какая-нибудь несчастная жертва его ужасногоискусства». Однажды человек десять офицеров обедали у Сильвио. Пили, послеобеда сели играть в карты, уговорив и Сильвио. Во время игры один из недавнопереведенных в часть офицеров обсчитался. Сильвио его поправляет, возникаетперепалка, офицер, в конце концов, в бешенстве схватив со стола медный шандал,кидает его в Сильвио, который едва успевает отклониться от удара. Он проситофицера удалиться. Все присутствующие не сомневались в последствиях и уже«хоронили» своего товарища. Однако на следующий день вызова неследует. Сильвио по-режнему упражняется в стрельбе, «сажая пулю на пулю втуза». Проходит три дня, офицер жив, а Сильвио удовлетворяетсяневразумительными объяснениями. Все малопомалу забывается, но рассказчик, всилу своего «романтического» склада характера, полагал, что честьСильвио была замарана и не омыта по его собственной вине. «Казалось, этоогорчало его; по крайней мере я заметил раза два в нем желание со мною объясниться;но я избегал таких случаев, и Сильвио от меня отступился». Однажды Сильвиополучает пакет и, прочитав письмо, сообщает, что ночью ему надо отбыть понеотложным делам, затем приглашает офицеров в последний раз у него отобедать.Во время обеда Сильвио намекает рассказчику, что им следует поговорить. Сильвиообъясняет, что «перед разлукой хотел бы объясниться», «Вы моглизаметить, что я мало уважаю постороннее мнение; но я вас люблю, и чувствую: мнебыло бы тягостно оставить в вашем ума несправедливое впечатление». Сильвиообъясняет свое «прощение» тем, что не имеет права подвергать своюжизнь даже малейшему риску. «Шесть лет тому назад я получил пощечину, ивраг мой еще жив». Сильвио сообщает, что они дрались на дуэли, ипоказывает «памятник» этого поединка  простреленную фуражку. РанееСильвио служил в гусарском полку и «был первым буяном по армии».Дуэли в полку случались поминутно, Сильвио на всех бывал или свидетелем, илидействующим лицом. Он спокойно наслаждался своей славой, как в полку появилсямолодой человек богатой и знатной фамилии. «Отроду не встречал счастливцастоль блистательного! Вообразите себе молодость, ум, красоту, весёлость самуюбешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым не знал онсчета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какоедействие должен был он произвести между нами. Первенство мое поколебалось.Обольщенный моею славою, он стал было искать моего дружества, но я принял егохолодно, и он безо всякого сожаления от меня удалился».
Неприязньвсе возрастает. Наконец, однажды на бале у польского помещика, Сильвио, видяего предметом внимания всех дам, и особенно самой хозяйки", бывшей сСильвио в связи, затевает с соперником ссору. В результате назначается дуэль.Противник Сильвио приходит на рассвете, в назначенный час. «держа фуражку,наполненную черешнями». Секунданты отмеряют двенадцать шагов. Сильвиодолжен был стрелять первым, но: «волнение злобы во мне было столь сильно,что я не понадеялся па верность руки, и, чтобы дать себе время остыть, уступалему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий:первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он прицелился и прострелилмне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; яглядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства… Он стоялпод пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки,которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумаля, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула вуме моем. Я опустил пистолет.  Вам, кажется, теперь не до смерти, сказал я ему,вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать...  „Вы ничуть немешаете мне, возразил он, извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно: выстрелваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам“. Я обратился ксекундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем икончился». Позднее Сильвио вышел в отставку, но с тех пор не прошло ниодного дня, чтобы он не думал о мщении. Но теперь час настал, так какповеренный по делам сообщает из Москвы, что «известная особа скоро должнавступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой». Сильвиодобавляет: «Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своейсвадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!» Простившись, Сильвио уезжает.
II
Проходитнесколько лет, и рассказчик (Белкин) поселяется в деревне, где отчаянноскучает. «В четырех верстах от меня находилось богатое поместье,принадлежащее графине Б***; но в нем жил только управитель, а графиня посетиласвое поместье только однажды, в первый год своего замужества, и то прожила тамне более месяца. Однако ж во вторую весну моего затворничества разнесся слух,что графиня с мужем приедет на лето в свою деревню». Когда графиняприезжает, рассказчик отправляется отрекомендоваться ей. Гость попадает впрекрасный интерьер, хозяин оказывается умным, образованным, а хозяйкакрасавицей. Пытаясь освоиться в новом обществе, «я стал ходить взад ивперед, осматривая книги и картины. В картинах я не знаток, но одна привлекламое внимание. Она изображала какой-то вид из Швейцарии; но поразила меня в нейне живопись, а то, что картина была прострелена двумя пулями, всаженными однана другую». Разговор заходит о стрельбе и о необходимости каждодневнойтренировки для поддержания формы. Гость упоминает о Сильвио, граф приходит вволнение, и выясняется, что он и есть тот самый противник Сильвио, «апростреленная картина есть памятник последней нашей встречи». Графрассказывает, что пять лет назад он женился. Первый месяц провел здесь, в этойдеревне. Однажды вечером, возвратившись с верховой прогулки, он застает у себяв кабинете человека, который не захотел объявить своего имени слугам. Войдя вкомнату, граф узнает Сильвио. Тот явился произвести «свой» выстрел.Граф отмеряет двенадцать шагов и просит его стрелять скорее, пока жена неворотилась. «Он медлил — он спросил огня. Подали свечи. — Я запер двери,не велел никому входить, и снова просил его выстрелить. Он вынул пистолет и прицелился…Я считал секунды… я думал о ней… Ужасная прошла минута! Сильвио опустилруку. — »Жалею, сказал он, что пистолет заряжен не черешневымикосточками… пуля тяжела. Мне всё кажется, что у нас не дуэль, а убийство: яне привык целить в безоружного. Начнем сызнова; кинем жребий, кому стрелятьпервому". Голова моя шла кругом… Кажется, я не соглашался… Наконец мызарядили еще пистолет; свернули два билета; он положил их в фуражку, некогдамною простреленную; я вынул опять первый нумер. — «Ты, граф, дьявольскисчастлив», сказал он с усмешкою, которой никогда не забуду. Не понимаю,что со мною было, и каким образом мог он меня к тому принудить, но — явыстрелил, и попал вот в эту картину".
"… Сильвиостал в меня прицеливаться. Вдруг двери отворились, Маша вбегает, и с визгомкидается мне на шею. Ее присутствие возвратило мне всю бодрость. — Милая,сказал я ей, разве ты не видишь, что мы шутим? Как же ты перепугалась! Поди,выпей стакан воды и приди к нам; я представлю тебе старинного друга и товарища.- Маше всё еще не верилось. — «Скажите, правду ли муж говорит? — сказалаона, обращаясь к грозному Сильвио, — правда ли, что вы оба шутите?» — «Он всегда шутит, графиня, отвечал ей Сильвио; однажды дал он мне, шутя,пощечину, шутя прострелил мне вот эту фуражку, шутя дал сейчас по мне промах;теперь и мне пришла охота пошутить...» С этим словом он хотел D меняприцелиться… при ней! Маша бросилась к его ногам,- Встань, Маша, стыдно! — закричал я в бешенстве; а вы, сударь, перестанете ли издеваться над беднойженщиной? Будете ли вы стрелять, или нет? — «Не буду, — отвечал Сильвпо, — я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить помне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести». Тутон было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мноюкартину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся. Жена лежала в обмороке;люди не смели его остановить и с ужасом на него глядели; он вышел на крыльцо,кликнул ямщика, и уехал, прежде чем успел я опомниться". В завершениерассказчик прибавляет слух о том, что Сильвио, во время возмущения АлександраИпсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении подСкулянами.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономический рост и кадровый потенциал России
Реферат Храм Покрова на Нерли
Реферат Culture shock
Реферат Информатизация как механизм социального управления философский аспект
Реферат Тяжелая атлетика на Олимпийских играх 1956 года
Реферат Полимерные нанокомпозиты на основе органомодифицированных слоистых силикатов особенности структуры, получение, свойства
Реферат Дифференцированный подход в обучении основным движениям (для детей 6-го года жизни)
Реферат Что волнует меня в рассказах о любви А. И. Куприна и И. А. Бунина
Реферат "Риторика" Аристотеля
Реферат Бизнес-планирование, оперативно-календарное планирование
Реферат Психолого-педагогическая работа с семьёй, воспитывающей ребёнка с нарушением слуха
Реферат David kahn
Реферат Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева
Реферат Исследование школьной мотивации учащихся начальных классов
Реферат Литература - Терапия (БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА)