Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Н. А. Добролюбов. Луч света в тёмном царстве

Статьяпосвящена драме Островского «Гроза»
Вначале статьи Добролюбов пишет о том, что «Островский обладает глубоким пониманиемрусской жизни». Далее он подвергает анализу статьи об Островском другихкритиков, пишет о том, что в них «отсутствует прямой взгляд на вещи».
ЗатемДобролюбов сравнивает «Грозу» с драматическими канонами: «Предметом драмынепременно должно быть событие, где мы видим борьбу страсти и долга — с несчастнымипоследствиями победы страсти или с счастливыми, когда побеждает долг». Также в драмедолжно быть единство действия, и она должна быть написана высоким литературнымязыком. «Гроза» при этом «не удовлетворяет самой существенной цели драмы —внушить уважение к нравственному долгу и показать пагубные последствияувлечения страстью. Катерина, эта преступница, представляется нам в драме не тольконе в достаточно мрачном свете, но даже с сиянием мученичества. Она говорит такхорошо, страдает так жалобно, вокруг нее все так дурно, что вы вооружаетесьпротив ее притеснителей и, таким образом, в ее лице оправдываете порок.Следовательно, драма не выполняет своего высокого назначения. Все действие идетвяло и медленно, потому что загромождено сценами и лицами, совершенноненужными. Наконец и язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякоетерпение благовоспитанного человека».
Этотсравнение с каноном Добролюбов проводит для того, чтобы показать, что подход к произведениюс готовым представлением о том, что должно в нём быть показано, не даётистинного понимания. «Что подумать о человеке, который при виде хорошенькойженщины начинает вдруг резонировать, что у нее стан не таков, как у ВенерыМилосской? Истина не в диалектических тонкостях, а в живой правде того, о чемрассуждаете. Нельзя сказать, чтоб люди были злы по природе, и потому нельзяпринимать для литературных произведений принципов вроде того, что, например,порок всегда торжествует, а добродетель наказывается».
«Литераторудо сих пор предоставлена была небольшая роль в этом движении человечества к естественнымначалам», — пишет Добролюбов, вслед за чем вспоминает Шекспира, который«подвинул общее сознание людей на несколько ступеней, на которые до него никтоне поднимался». Далее автор обращается к другим критическим статьям о «Грозе»,в частности, Аполлона Григорьева, который утверждает, что основная заслугаОстровского — в его «народности». «Но в чем же состоит народность, г. Григорьевне объясняет, и потому его реплика показалась нам очень забавною».
ЗатемДобролюбов приходит к определению пьес Островского в целом как «пьес жизни»:«Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая обстановкажизни. Он не карает ни злодея, ни жертву. Вы видите, что их положениегосподствует над ними, и вы вините их только в том, что они не выказываютдостаточно энергии для того, чтобы выйти из этого положения. И вот почему мыникак не решаемся считать ненужными и лишними те лица пьес Островского, которыене участвуют прямо в интриге. С нашей точки зрения, эти лица столько женеобходимы для пьесы, как и главные: они показывают нам ту обстановку, в которойсовершается действие, рисуют положение, которым определяется смысл деятельностиглавных персонажей пьесы».
В«Грозе» особенно видна необходимость «ненужных» лиц (второстепенных и эпизодическихперсонажей). Добролюбов анализирует реплики Феклуши, Глаши, Дикого, Кудряша,Кулигина и пр. Автор анализирует внутреннее состояние героев «тёмного царства»:«все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другаяжизнь, с другими началами, и хотя она еще и не видна хорошенько, но ужепосылает нехорошие видения темному произволу самодуров. И Кабанова оченьсерьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Онапредвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нетк ним прежнего почтения и что при первой возможности их бросят».
Затемавтор пишет о том, что «Гроза» есть «самое решительное произведениеОстровского; взаимные отношения самодурства доведены в ней до самых трагическихпоследствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесусоглашается, что в „Грозе“ есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это„что-то“ и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающийшаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийсяна этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой еегибели».
ДалееДобролюбов анализирует образ Катерины, воспринимая его как «шаг вперёд во всейнашей литературе»: «Русская жизнь дошла до того, что почувствоваласьпотребность в людях более деятельных и энергичных». Образ Катерины «неуклонноверен чутью естественной правды и самоотвержен в том смысле, что ему лучшегибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. В этой цельности и гармониихарактера заключается его сила. Вольный воздух и свет, вопреки всемпредосторожностям погибающего самодурства, врываются в келью Катерины, онарвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Что ей смерть?Все равно — она не считает жизнью и то прозябание, которое выпало ей на долю в семьеКабановых».
Авторподробно разбирает мотивы поступков Катерины: «Катерина вовсе не принадлежит к буйнымхарактерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществусозидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается всё облагородить в своемвоображении. Чувство любви к человеку, потребность нежных наслажденийестественным образом открылись в молодой женщине». Но это будет не ТихонКабанов, который «слишком забит для того, чтобы понять природу эмоций Катерины:„Не разберу я тебя, Катя, — говорит он ей, — то от тебя слова не добьешься, не точто ласки, а то так сама лезешь“. Так обыкновенно испорченные натуры судят о натуресильной и свежей».
Добролюбовприходит к выводу, что в образе Катерины Островский воплотил великую народнуюидею: «в других творениях нашей литературы сильные характеры похожи на фонтанчики,зависящие от постороннего механизма. Катерина же как большая река: ровное дно,хорошее — она течет спокойно, камни большие встретились — она через нихперескакивает, обрыв — льется каскадом, запружают ее — она бушует и прорываетсяв другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердитьсяна препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения еёестественных требований — для дальнейшего течения».
Анализируядействия Катерины, автор пишет о том, что считает возможным побег Катерины и Борисакак наилучшее решение. Катерина готова бежать, но здесь выплывает ещё однапроблема — материальная зависимость Бориса от его дяди Дикого. «Мы сказали вышенесколько слов о Тихоне; Борис — такой же, в сущности, только образованный».
Вконце пьесы «нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, колинельзя иначе. Жить в „темном царстве“ хуже смерти. Тихон, бросаясь на трупжены, вытащенный из воды, кричит в самозабвении: „Хорошо тебе, Катя! А я-тозачем остался жить на свете да мучиться!“ Этим восклицанием заканчиваетсяпьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивеетакого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовнойинтриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».
Взаключение Добролюбов обращается к читателям статьи: «Ежели наши читателинайдут, что русская жизнь и русская сила вызваны художником в „Грозе“ на решительноедело, и если они почувствуют законность и важность этого дела, тогда мыдовольны, что бы ни говорили наши ученые и литературные судьи».
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта briefly.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Jitney Essay Research Paper The offBroadway show
Реферат Анализ применения транспортных средств на основе
Реферат Welfare Essay Research Paper In brief first
Реферат Creatio Exnihilo Creation From Nothing Essay
Реферат Система удобрений и схема возделывания зерновых в хозяйстве ОАО Победа Рубцовского района
Реферат ЕКОЛОГІЧНА СЕРТИФІКАЦІЯ ПРОДУКЦІЇ – КРОК ДО ЕКОЛОГІЧНО ЧИСТОЇ ПРОДУКЦІЇ В УКРАЇНІ
Реферат Розрахунок на міцність та стійкість колонних апаратів
Реферат Влияние качества выпускаемой продукции на рост ее конкурентоспособности на ЗАО "Данковский мясокомбинат"
Реферат Физические лица, колоны
Реферат Поняття та специфіка філософських категорій
Реферат Современные глобальные проблемы
Реферат Александр Македонский и Юлий Цезарь. Кромвель. Ришелье. Наполеон I. Бисмарк
Реферат Договор об оказании образовательных услуг
Реферат Интересы пользователей поисковиков в регионах России
Реферат Что такое кредит