Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Этнические особенности народов Западной Сибири

ПЛАН
1.  Этнические особенности коренныхнародов
2.  Особенности традиционного воспитания

1.  Этническиеособенности коренных народов
На территории Тюменской области проживаютпредставители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народовСевера. К коренным народностям, в течение многих столетий проживающих натерритории современной Тюменской области, относятся татары и малочисленныенародности Севера (ханты, манси, ненцы и селькупы).
Древнейшими из ныне живущих в Западной Сибири народовявляются селькупы (около 4 500 чел.). Селькупы (остяки, остяко-самоеды — устаревшее название) живут в Томской и Тюменской (Ямало-Ненецкий иХанты-Мансийский авт. округа) областях и Красноярском крае. Выделяются северныеселькупы, живущие в лесотундре (самоназвание — селькуп), и южные (самоназвание- чулым-куп, «земляной человек», сус-секум, «таёжныйчеловек»). Говорят на селькупском языке самодийской группы уральскойсемьи. Диалекты: тымский (юж.) и тазовский (сев.) Письменность на русскойграфической основе. Распространён также русский язык.
ЯНАО — историческая родина малочисленных народовКрайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов, манси.
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийскогоавтономного округа ханты и манси — два родственных народа. Этнонимы«ханты» и «манси» образованы от самоназвания народов хантэ,кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917года, а в дореволюционной научной литературе и в документах царскойадминистрации ханты называли остяками, а манси — вогулами, или вогуличами. Этиэтнические имена предположительно означают «человек»,«мужчина», «народ». Хантыйский язык (письменность накириллической графике) с 1937.
Манси (вогулы) объективно относятся к генетическиродственному народу ханты.
Ненцы, или в прошлом самоеды (самоядь). Самоназваниенарода «ненец», «ненеця», «хасава» означает«человек», «мужчина», «настоящий мужчина».Ненецкая письменность на латинице появилась в 1932, однако с 1937 она строитсяна основе русской графической системы.
Г.С. Дунин-Горкавич — исследователь начала ХХ века — так описывает ханты: «Остяки в массе отличаются добродушием, готовностьюпомочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой враждыи живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себявправе придти к более состоятельному и пользоваться у него пищею, в особенностипосле хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественнойблаготворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный трудуостяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами.
Убийства среди остяков, в силу миролюбивости иххарактера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыклиуважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайноредки».
И.Г. Остроумов (1904 год) дает вогулам следующую характеристику:«По характеру своему вогулы народ миролюбивый, добросердечный идобродушный; взаимные отношения их в высшей степени хороши: они не знают, чтотакое, например, обман, кража, тем более убийство».
Для обозначения ханты и манси как единого целого внаучной литературе утвердился еще один термин — обские угры. Первая его частьуказывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова«Югра», «Югория». Так называлась в русских летописях XI — XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.
Языки ханты и манси лингвисты относят к угорским; вэту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят вфинно-угорскую группу уральской языковой семьи.
Контакты между коренными народами Западной Сибири иРусским государством первоначально происходили на уровне товарообмена (13-14вв.). В 15-16 вв. у ханты, манси, селькупов появляются племенные союзы — княжества.
У сибирских татар раннефеодальное государственноеобразование — Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когдапоявляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаютсяотношения иного характера. Начинается процесс присоединения Сибири кМосковскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило даньсибирским татарам и участвовало в их военных компаниях. Но после походов Ермакав 80-е гг. 16 века, которые являются точкой отсчета присоединения ЗападнойСибири к территории России, коренные народы начинают платить дань Русскомугосударству.
Все эти культурно-исторические и этнические процессы,несомненно, повлияли на формирование и оформление самобытной традиционнойкультуры малочисленных сверенных народов.
Ханты и манси традиционно являлись полуоседлымиохотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге — скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонноепоселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлисьвременными, разборными, другие — постоянными. Разнообразны были хозяйственныепостройки, бытовали культовые сооружения.
Предметы домашнего обихода изготавливали из местныхматериалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда ханты и манси существенно отличалась погруппам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову),у южных и восточных — распашная.
В настоящее время коренные малочисленные народысегодня составляют около 2% всего населения ХМАО. Доля аборигенного населения вобщей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа составляет немногимболее 34 500 человек, кочевой образ жизни ведут около 15 тыс. человек. Внациональном составе ненцы составляют 4%, ханты — 1,5%, коми — 1%.
 
2. Особенности традиционного воспитания
Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности.Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется принаведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктоввпрок. На девочек возлагается забота о младших детях. Большое значениепридается обучению шитью и рукоделию. В шестилетнем возрасте мать изготавливаети дарит дочери специальную коробку для рукоделия (йиныт) из бересты и пихтовойкоры. В ней девочка сначала хранит своих кукол, а когда подрастет и начинаетучиться шить, складывает все вещи необходимые для рукоделия: игольницу сиголками, наперсток, нитки, бисер, пуговицы, бусы, кусочки тканей, сухожилиядля нитей, ножницы. Коробка «йиныт» сопровождает женщину всю жизнь (по мереизнашивания старые берестяные коробки заменяют новыми), а после смерти ее кладутв гроб. Мать и старшие сестры показывают девочке, как разминать шкуркиживотных, выкраивать их, нанизывать бисер, подбирать кусочки кожи дляаппликаций.[1]
Первыми самостоятельнымиизделиями девочки бывают одежда для кукол, матерчатые игольницы, несложныеукрашения из бисера. В подростковом возрасте девочку учат выделывать оленьишкуры, обрабатывать нити, шить одежду, изготовлять берестяную утварь. Работа сберестой начинается с изготовления не требующих сложной обработки сосудов дляводы, кормушек для собак, затем – более сложных поделок.[2]Девочка в семье обских угров с детства приучается разделывать рыбу, готовитьпищу, делать запасы и сохранять их. Даже совсем маленькие девочки умеютправильно обращаться с острым ножом. Девочки не только присматриваются кженским занятиям, но принимают непосредственное участие в заготовках бересты,древесной коры, трав, ягод, дров, в изготовлении хозяйственной утвари и т.д.Взрослые делают из бересты посуду – девочки копируют, повторяя ее в миниатюре.Женщины готовят гигиенические пояса, запасают чип (тонкую древесную стружку) –дочери помогают. Бабушка, мать или старшая сестра учат девочек узнавать ирисовать орнаменты, а также использовать их в изготовлении хозяйственнойутвари, одежды, обуви.[3] Девочкам поясняютзначение фрагментов орнамента, помогают отыскивать в них сходство с фигурамиптиц и зверей, вспоминая при этом подходящую сказку, что облегчает работу ипробуждает фантазию ребенка. Угадывание животных, птиц и растений в орнаменте иукрашение им собственных игрушек развивает у детей художественный вкус ипобуждает к творчеству. Взрослые шьют орнаменты из замши, меха, сукна, ткани –девочки перенимают. Женщины украшают одежду бисерным плетением, вышивкой –девочки учатся и украшают этим одежду своих кукол. Мать или старшая сестра шьетмешочек для хранения рукодельных принадлежностей, используя орнамент – девочкакопирует. Изготавливается коробка из бересты или пихтовой коры – девочкиприобщаются и к этому, учатся методам нанесения орнамента процарапыванием иликрасками. В прошлом краски делали из природного сырья – лиственничной коры иликраснотала.[4]
Хантыйские дети хорошоинформированы об основных нормах взаимоотношений между родственниками ихвзаимных правах и обязанностях, обусловленных принадлежностью к той или инойэкзогамной или внутрисемейной группе. Десятилетняя девочка может ответить навопросы о родовой принадлежности ее самой, ее матери, отца и других близкихродственников, хорошо знает родственную терминологию. Она знает, в присутствиикаких родственников мать должна закрывать лицо, к кому нельзя обращаться поимени и т.д. С раннего возраста детей приобщают к родовым святыням. Как толькоребенок начинает ходить, его берут на праздники, моления, к 5-6 годам он знает,как вести себя во время ритуалов. К 15-16 годам девушка уже сама шьет одежду,некоторую обувь, меховые сумки для отца и братьев. К 16-18 годам человекобретает физическую и социальную зрелость, становится полноправным членомобщества, окончательно преодолевает детскую инакость. Женщине полагаетсясовершить жертвоприношение после замужества и рождения первого ребенка, чтознаменует ее переход в категорию взрослых женщин.[5]
Сыновей с 5-6-летнеговозраста отец всюду берет с собой, знакомит их с хозяйством, промысловымиугодьями. Сначала мальчики наблюдают за действиями отца, слушают его объяснения,затем сами начинают выполнять посильные поручения: при ремонте и изготовлениилодок, нарт, упряжки подают инструменты, заготавливают необходимое сырье, вовремя летнего выпаса оленей разжигают и следят за дымокурами, ухаживают заоленями, на промысле разжигают костер, помогают ставить шалаши, учатсяизготовлять и ставить ловушки. Уже к 8-9 годам мальчик самостоятельно рыбачит ипроверяет силки, неплохо обращается с ножом и вырезает из дерева,самостоятельно запрягает оленя. С 10-12 лет ему разрешают пользоватьсяогнестрельным оружием и учат ухаживать за ружьем, стрелять в цель. Перед первойсамостоятельной охотой обязательно устраивают проверку: подросток доказываетсвою способность метко стрелять, ибо недопустимым считается оставлять раненогозверя на мучения. Одновременно с обучением промысловому искусству мальчиказнакомят с правилами поведения в лесу, в том числе и нормами взаимоотношениймежду охотниками, отношениями с окружающей природой. [6]Воспитывая мальчиков ханты стремятся выработать в них смелость, находчивость,упорство. Иногда, если в семье не было взрослых мужчин, мальчики в меру своихсил заменяли их в охоте на пушных зверей и птиц.[7] В детстве ребенка готовятк самостоятельной жизни в обществе, постепенно он постигает весь комплекснавыков хозяйственной деятельности, знаний об окружающем мире и обществе,устоявшихся норм поведения. Главные воспитатели ребенка – это мать, отец иближайшие родственники. Именно в семье закладываются основы воспитания. До 4-5лет дети находятся под опекой матери, хотя отцы охотно играют, разговаривают смаленьким ребенком, ласкают его. В дальнейшем все большую роль в жизни мальчикаиграет отец, а мать остается наставницей девочки. Большую заботу о детяхпроявляют бабушки, дедушки, тети, дяди со стороны отца и матери. Детскийколлектив, в котором растет ребенок, также в основном состоит из родственников.На примерах из жизни своей семьи, рода, общины, дети усваивают основные знания,навыки, правила. С ранних лет начинается трудовое воспитание, котороеосуществляется как через непосредственное наблюдение и участие детей вповседневной хозяйственной жизни, так и через игры, в которых они имитируютзанятия взрослых. Личный пример родителей, их навыки имеют здесь первостепенноезначение. Совсем маленьких детей уже учат помогать матери: они приносят дрова,убирают в доме, собирают и чистят ягоды.
Очень рано приучают детейпочтительно относиться к старшим. Дети не должны обсуждать поступки взрослых,вмешиваться в их разговоры, обязаны беспрекословно выполнять их просьбы.Ребенку запрещается поднимать руку на взрослого даже в шутку, и дети верят, чтов наказание за такой поступок у драчуна в будущем будут трястись руки, он несможет стать хорошим охотником. В свою очередь и взрослые относятся к детямласково. При обращении к ним используются ласковые прозвища, шутливые сравненияс медвежонком, росомахой. За усердие, хорошо выполненную работу дети всегдапоощряются устной похвалой или одобрительным взглядом. В качестве поощрениядетям дают пользоваться орудиями взрослых и всячески подчеркивают отношение кним как ко взрослым. С самых малых лет в ребенке воспитывают самостоятельность,контроль за ним ненавязчив и незаметен. Следует подчеркнуть, что ввоспитательном процессе отсутствуют грубые принудительные методы, физическиенаказания не приняты, за исключением, конечно, каких-то очень серьезныхпроступков. Наказывая ребенка, особенно маленького, ограничиваютсянеодобрительным взглядом, коротким выговором или объяснением, как надо было быпоступить в том или ином случае. Вместо длительных нравоучений при проступкемогут напомнить какой-нибудь фольклорный сюжет. В целом фольклор являетсяважным средством традиционного воспитания, посредством которого детиприобщаются к ценностям и традициям своего народа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.