Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Этнические особенности народов Западной Сибири

ПЛАН
1.  Этнические особенности коренныхнародов
2.  Особенности традиционного воспитания

1.  Этническиеособенности коренных народов
На территории Тюменской области проживаютпредставители 125 национальностей, среди которых 26 малочисленных народовСевера. К коренным народностям, в течение многих столетий проживающих натерритории современной Тюменской области, относятся татары и малочисленныенародности Севера (ханты, манси, ненцы и селькупы).
Древнейшими из ныне живущих в Западной Сибири народовявляются селькупы (около 4 500 чел.). Селькупы (остяки, остяко-самоеды — устаревшее название) живут в Томской и Тюменской (Ямало-Ненецкий иХанты-Мансийский авт. округа) областях и Красноярском крае. Выделяются северныеселькупы, живущие в лесотундре (самоназвание — селькуп), и южные (самоназвание- чулым-куп, «земляной человек», сус-секум, «таёжныйчеловек»). Говорят на селькупском языке самодийской группы уральскойсемьи. Диалекты: тымский (юж.) и тазовский (сев.) Письменность на русскойграфической основе. Распространён также русский язык.
ЯНАО — историческая родина малочисленных народовКрайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов, манси.
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийскогоавтономного округа ханты и манси — два родственных народа. Этнонимы«ханты» и «манси» образованы от самоназвания народов хантэ,кантах и манси. В качестве официальных названий они были приняты после 1917года, а в дореволюционной научной литературе и в документах царскойадминистрации ханты называли остяками, а манси — вогулами, или вогуличами. Этиэтнические имена предположительно означают «человек»,«мужчина», «народ». Хантыйский язык (письменность накириллической графике) с 1937.
Манси (вогулы) объективно относятся к генетическиродственному народу ханты.
Ненцы, или в прошлом самоеды (самоядь). Самоназваниенарода «ненец», «ненеця», «хасава» означает«человек», «мужчина», «настоящий мужчина».Ненецкая письменность на латинице появилась в 1932, однако с 1937 она строитсяна основе русской графической системы.
Г.С. Дунин-Горкавич — исследователь начала ХХ века — так описывает ханты: «Остяки в массе отличаются добродушием, готовностьюпомочь каждому и строгою честностью. Они не питают друг к другу никакой враждыи живут миролюбиво. Нищенство остякам неизвестно: каждый бедный считает себявправе придти к более состоятельному и пользоваться у него пищею, в особенностипосле хорошего улова зверя или рыбы. Среди них существует даже род общественнойблаготворительности, в силу которой каждый престарелый и неспособный трудуостяк, если он не имеет родственников, кормится поочередно родичами.
Убийства среди остяков, в силу миролюбивости иххарактера, можно с уверенностью сказать, совсем не встречаются. Остяки привыклиуважать чужую собственность; поэтому воровство и обман среди них чрезвычайноредки».
И.Г. Остроумов (1904 год) дает вогулам следующую характеристику:«По характеру своему вогулы народ миролюбивый, добросердечный идобродушный; взаимные отношения их в высшей степени хороши: они не знают, чтотакое, например, обман, кража, тем более убийство».
Для обозначения ханты и манси как единого целого внаучной литературе утвердился еще один термин — обские угры. Первая его частьуказывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова«Югра», «Югория». Так называлась в русских летописях XI — XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.
Языки ханты и манси лингвисты относят к угорским; вэту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят вфинно-угорскую группу уральской языковой семьи.
Контакты между коренными народами Западной Сибири иРусским государством первоначально происходили на уровне товарообмена (13-14вв.). В 15-16 вв. у ханты, манси, селькупов появляются племенные союзы — княжества.
У сибирских татар раннефеодальное государственноеобразование — Сибирское ханство. И после взятия Казани в 1552 году, когдапоявляются границы между Русским государством и Сибирью, устанавливаютсяотношения иного характера. Начинается процесс присоединения Сибири кМосковскому царству. К этому моменту угорское и самодийское население платило даньсибирским татарам и участвовало в их военных компаниях. Но после походов Ермакав 80-е гг. 16 века, которые являются точкой отсчета присоединения ЗападнойСибири к территории России, коренные народы начинают платить дань Русскомугосударству.
Все эти культурно-исторические и этнические процессы,несомненно, повлияли на формирование и оформление самобытной традиционнойкультуры малочисленных сверенных народов.
Ханты и манси традиционно являлись полуоседлымиохотниками и рыбаками, кроме того, на севере занимались оленеводством, на юге — скотоводством. У охотников и рыбаков для каждого времени года имелось сезонноепоселение и жилище. Типов жилищ было очень много, одни из них являлисьвременными, разборными, другие — постоянными. Разнообразны были хозяйственныепостройки, бытовали культовые сооружения.
Предметы домашнего обихода изготавливали из местныхматериалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.
Одежда ханты и манси существенно отличалась погруппам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову),у южных и восточных — распашная.
В настоящее время коренные малочисленные народысегодня составляют около 2% всего населения ХМАО. Доля аборигенного населения вобщей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа составляет немногимболее 34 500 человек, кочевой образ жизни ведут около 15 тыс. человек. Внациональном составе ненцы составляют 4%, ханты — 1,5%, коми — 1%.
 
2. Особенности традиционного воспитания
Воспитание детей у коренных народов Западной Сибири имело свои особенности.Девочек с 5-6 лет готовят к роли хозяйки: их помощь используется принаведении порядка в доме, при приготовлении пищи, при заготовке продуктоввпрок. На девочек возлагается забота о младших детях. Большое значениепридается обучению шитью и рукоделию. В шестилетнем возрасте мать изготавливаети дарит дочери специальную коробку для рукоделия (йиныт) из бересты и пихтовойкоры. В ней девочка сначала хранит своих кукол, а когда подрастет и начинаетучиться шить, складывает все вещи необходимые для рукоделия: игольницу сиголками, наперсток, нитки, бисер, пуговицы, бусы, кусочки тканей, сухожилиядля нитей, ножницы. Коробка «йиныт» сопровождает женщину всю жизнь (по мереизнашивания старые берестяные коробки заменяют новыми), а после смерти ее кладутв гроб. Мать и старшие сестры показывают девочке, как разминать шкуркиживотных, выкраивать их, нанизывать бисер, подбирать кусочки кожи дляаппликаций.[1]
Первыми самостоятельнымиизделиями девочки бывают одежда для кукол, матерчатые игольницы, несложныеукрашения из бисера. В подростковом возрасте девочку учат выделывать оленьишкуры, обрабатывать нити, шить одежду, изготовлять берестяную утварь. Работа сберестой начинается с изготовления не требующих сложной обработки сосудов дляводы, кормушек для собак, затем – более сложных поделок.[2]Девочка в семье обских угров с детства приучается разделывать рыбу, готовитьпищу, делать запасы и сохранять их. Даже совсем маленькие девочки умеютправильно обращаться с острым ножом. Девочки не только присматриваются кженским занятиям, но принимают непосредственное участие в заготовках бересты,древесной коры, трав, ягод, дров, в изготовлении хозяйственной утвари и т.д.Взрослые делают из бересты посуду – девочки копируют, повторяя ее в миниатюре.Женщины готовят гигиенические пояса, запасают чип (тонкую древесную стружку) –дочери помогают. Бабушка, мать или старшая сестра учат девочек узнавать ирисовать орнаменты, а также использовать их в изготовлении хозяйственнойутвари, одежды, обуви.[3] Девочкам поясняютзначение фрагментов орнамента, помогают отыскивать в них сходство с фигурамиптиц и зверей, вспоминая при этом подходящую сказку, что облегчает работу ипробуждает фантазию ребенка. Угадывание животных, птиц и растений в орнаменте иукрашение им собственных игрушек развивает у детей художественный вкус ипобуждает к творчеству. Взрослые шьют орнаменты из замши, меха, сукна, ткани –девочки перенимают. Женщины украшают одежду бисерным плетением, вышивкой –девочки учатся и украшают этим одежду своих кукол. Мать или старшая сестра шьетмешочек для хранения рукодельных принадлежностей, используя орнамент – девочкакопирует. Изготавливается коробка из бересты или пихтовой коры – девочкиприобщаются и к этому, учатся методам нанесения орнамента процарапыванием иликрасками. В прошлом краски делали из природного сырья – лиственничной коры иликраснотала.[4]
Хантыйские дети хорошоинформированы об основных нормах взаимоотношений между родственниками ихвзаимных правах и обязанностях, обусловленных принадлежностью к той или инойэкзогамной или внутрисемейной группе. Десятилетняя девочка может ответить навопросы о родовой принадлежности ее самой, ее матери, отца и других близкихродственников, хорошо знает родственную терминологию. Она знает, в присутствиикаких родственников мать должна закрывать лицо, к кому нельзя обращаться поимени и т.д. С раннего возраста детей приобщают к родовым святыням. Как толькоребенок начинает ходить, его берут на праздники, моления, к 5-6 годам он знает,как вести себя во время ритуалов. К 15-16 годам девушка уже сама шьет одежду,некоторую обувь, меховые сумки для отца и братьев. К 16-18 годам человекобретает физическую и социальную зрелость, становится полноправным членомобщества, окончательно преодолевает детскую инакость. Женщине полагаетсясовершить жертвоприношение после замужества и рождения первого ребенка, чтознаменует ее переход в категорию взрослых женщин.[5]
Сыновей с 5-6-летнеговозраста отец всюду берет с собой, знакомит их с хозяйством, промысловымиугодьями. Сначала мальчики наблюдают за действиями отца, слушают его объяснения,затем сами начинают выполнять посильные поручения: при ремонте и изготовлениилодок, нарт, упряжки подают инструменты, заготавливают необходимое сырье, вовремя летнего выпаса оленей разжигают и следят за дымокурами, ухаживают заоленями, на промысле разжигают костер, помогают ставить шалаши, учатсяизготовлять и ставить ловушки. Уже к 8-9 годам мальчик самостоятельно рыбачит ипроверяет силки, неплохо обращается с ножом и вырезает из дерева,самостоятельно запрягает оленя. С 10-12 лет ему разрешают пользоватьсяогнестрельным оружием и учат ухаживать за ружьем, стрелять в цель. Перед первойсамостоятельной охотой обязательно устраивают проверку: подросток доказываетсвою способность метко стрелять, ибо недопустимым считается оставлять раненогозверя на мучения. Одновременно с обучением промысловому искусству мальчиказнакомят с правилами поведения в лесу, в том числе и нормами взаимоотношениймежду охотниками, отношениями с окружающей природой. [6]Воспитывая мальчиков ханты стремятся выработать в них смелость, находчивость,упорство. Иногда, если в семье не было взрослых мужчин, мальчики в меру своихсил заменяли их в охоте на пушных зверей и птиц.[7] В детстве ребенка готовятк самостоятельной жизни в обществе, постепенно он постигает весь комплекснавыков хозяйственной деятельности, знаний об окружающем мире и обществе,устоявшихся норм поведения. Главные воспитатели ребенка – это мать, отец иближайшие родственники. Именно в семье закладываются основы воспитания. До 4-5лет дети находятся под опекой матери, хотя отцы охотно играют, разговаривают смаленьким ребенком, ласкают его. В дальнейшем все большую роль в жизни мальчикаиграет отец, а мать остается наставницей девочки. Большую заботу о детяхпроявляют бабушки, дедушки, тети, дяди со стороны отца и матери. Детскийколлектив, в котором растет ребенок, также в основном состоит из родственников.На примерах из жизни своей семьи, рода, общины, дети усваивают основные знания,навыки, правила. С ранних лет начинается трудовое воспитание, котороеосуществляется как через непосредственное наблюдение и участие детей вповседневной хозяйственной жизни, так и через игры, в которых они имитируютзанятия взрослых. Личный пример родителей, их навыки имеют здесь первостепенноезначение. Совсем маленьких детей уже учат помогать матери: они приносят дрова,убирают в доме, собирают и чистят ягоды.
Очень рано приучают детейпочтительно относиться к старшим. Дети не должны обсуждать поступки взрослых,вмешиваться в их разговоры, обязаны беспрекословно выполнять их просьбы.Ребенку запрещается поднимать руку на взрослого даже в шутку, и дети верят, чтов наказание за такой поступок у драчуна в будущем будут трястись руки, он несможет стать хорошим охотником. В свою очередь и взрослые относятся к детямласково. При обращении к ним используются ласковые прозвища, шутливые сравненияс медвежонком, росомахой. За усердие, хорошо выполненную работу дети всегдапоощряются устной похвалой или одобрительным взглядом. В качестве поощрениядетям дают пользоваться орудиями взрослых и всячески подчеркивают отношение кним как ко взрослым. С самых малых лет в ребенке воспитывают самостоятельность,контроль за ним ненавязчив и незаметен. Следует подчеркнуть, что ввоспитательном процессе отсутствуют грубые принудительные методы, физическиенаказания не приняты, за исключением, конечно, каких-то очень серьезныхпроступков. Наказывая ребенка, особенно маленького, ограничиваютсянеодобрительным взглядом, коротким выговором или объяснением, как надо было быпоступить в том или ином случае. Вместо длительных нравоучений при проступкемогут напомнить какой-нибудь фольклорный сюжет. В целом фольклор являетсяважным средством традиционного воспитания, посредством которого детиприобщаются к ценностям и традициям своего народа.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Миротворческая деятельность ООН по урегулированию конфликта вокруг территории Западной Сахары
Реферат Общие сведения о грунтах
Реферат Гипертекст и язык гипертекстовой разметки HTML
Реферат Диференціальні рівняння
Реферат Confusionism Essay Research Paper Confucianism major system
Реферат Дифференциальное исчисление 2
Реферат The Jewel Of Titletown Essay Research Paper
Реферат Актуальность современных форм внеклассной работы как средства формирования межпредметных естественнонаучных знаний, экологического мышления и экологической культуры
Реферат Классический стиль дизайна в интерьере
Реферат А. И. Бусел истоки либерализма, глобализма и коммунизма в иллюстрациях
Реферат Water Source Essay Research Paper Flagstaff has
Реферат Karl Marx And Frederich Engels Essay Research
Реферат Abuse Of Women And Children In China
Реферат Домашние работы по математике
Реферат Вплив різних глибин зяблевої полицевої оранки на родючість ґрунту і формування врожайності льону олійного