Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультетуправления
Кафедраархеологии
РЕФЕРАТ
По курсу «Народы Южного Урала»
Тема: «Этногенез, расселение и особенностикультуры башкир на Урале»
Выполнила:Милославская Д.С.
гр. УМВ-101
Проверила:Малютина Т.С.,
к.ар.н.
Челябинск2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
1. Теории этногенезабашкирского народа. Угорская теория
2. Этническаяистория башкир на Урале
3. Расселение иособенности культуры башкирского народа на Урале
Башкиры Курганской области
Вопрос шежере. Башкиры Самарской и Челябинской областей
Особенности культуры башкир
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Этническая история Урала– это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности.Этническая история башкир, одного из тюркских народов, является частьюобщеисторического процесса в регионе, что показывает актуальность данной темыдля дальнейшего изучения.
Тюркскиенароды (тюрки) Урала, расселенные по обе стороны Среднего и Южного Урала отПоволжья до Приобья, составляют северо-западную часть обширного тюркскогоэтнокультурного пространства, ограниченного Средиземноморьем (турки) иВосточной Сибирью (якуты).
Наряду смонгольскими и тунгусо-манчжурскими народами Тюрки относятся к алтайскойязыковой семье. Прародиной древних Тюрков многие исследователи считаютпредгорья Алтая и Саян. По древней легенде (зафиксированной китайскимиисточниками VI в. н. э.), тюркское племя произошло от четвертованного мальчикаи укрывшей его в алтайской пещере волчицы. Там и родились 10 сыновей волчицы,одного из которых звали Ашина или Тюрк.
Проблема происхождения башкирскогонарода породила немало гипотез и предположений, таких как финно-угорская, индоиранская,тюркская и др., каждая из которых претендует на исключительность, хотя всевместе в совокупности позволяют представить этногенез башкир как сложныйисторический процесс, протекавший с участием вышеперечисленных компонентов.
Целью данного рефератаявляется рассмотрение этногенеза, расселения и особенностей культурыбашкирского народа на Урале.
Задачи реферата: — рассмотреть основные теории этногенеза башкирского народа, раскрыть содержаниеодной из них (на примере Угорской теории);
— кратко изложитьэтническую историю башкир на Урале;
— определить направления иособенности расселения башкир на Урале на примере нескольких областей;
— раскрыть вопрос шежереи показать основные особенности культуры башкир.
1. Теории этногенеза башкирского народа
Этногенезбашкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошлоформирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племёни культур. Основными теориями происхождения башкир считаются угорская, тюркскаяи теория комплексного происхождения. В данной главе контрольной работы мыостановимся на угорской теории происхождения башкирского народа, тюркскаятеория будет отражена в этнической истории башкир на Урале.
Угорскаятеория происхождения башкир
Отождествлениебашкир с угорскими племенами — предками современного венгерского народа —уходит в эпоху средневековья.
Большой вкладв изучение происхождения башкирского народа внес выдающийся башкирскийпросветитель М.И.Уметбаев (1841—1907). Основными этнографическими трудами Уметбаева,в которых получила освещение проблема этногенеза башкир, являются «Отпереводчика Уметбаева» и «Башкиры». Они опубликованы на башкирском языке.Уметбаев прекрасно понимал значение шежере в исследовании этнической историибашкирского народа. В 1897 г. он издал в Казани книгу «Ядкар», в которойопубликовал несколько шежере табынских башкир. Каждый род, пишет Уметбаев,имеет свою птицу, дерево, тамгу и отзыв. Например, у юмран-табынцев птица —черный ястреб, дерево — лиственница, тамга — ребро и отзыв — салават, значит,молитва.
Изучиввосточные и западные источники, историческую литературу на русском ииностранных языках и, самое главное, башкирское устное народное творчество ибашкирскую историю, Уметбаев следующим образом представляет этногенез башкир.Башкиры являются коренным и исконным народом Южного Урала. По этническойпринадлежности — угры. Они были соседями булгар и одновременно с ними принялиислам. В средние века в Башкортостан начали переселяться кыпчаки, бурзяне,туркмены, сарты и другие народы, большинство которых принадлежит монгольскомуили джагатайскому племени. Видя это, башкиры начали называть себя Баш Унгар,т.е. главный угор. Баш Унгар постепенно принял форму «башкорт». Постепенно ибашкиры, и пришлые народы начали говорить по-башкирски и весь народ постепенноназывался башкирским. Башкирский язык очень похож на чагатайский язык СреднейАзии.
В 1913—1914 гг. в «Вестнике Оренбургского учебного округа» была опубликованаработа В.Ф.Филоненко «Башкиры». Автор пытался обрисовать различные вопросыбашкирской истории и этнографии, однако в целом повторил выводы предшествующихавторов. Заслуживает внимания его точка зрения на этноним «башкорт». Филоненкоприводит мнения предшествующих авторов и заключает, что смелость и безграничнаяотвага и утвердили за башкирами название «башкурт» — главный волк. Последнее нетолько не заключало в себе ничего постыдного, обидного, но считалось дажеславою, гордостью народа. «Главный волк» в переносном смысле, на фигуральном языкеВостока значил «главный, отважный грабитель». То было время, когда грабежи иразбои считались знаменитыми подвигами.
Филоненкозатрагивает и проблемы этнической истории башкир. По мнению автора,географические названия башкирских рек, озер и местностей говорят о том, чтобашкиры «не аборигены своей страны, а пришельцы». Правда, Филоненко неуказывает, какие именно топографические материалы говорят обашкирах-«пришельцах». По его мнению, финское происхождение башкир не подлежитсомнению, но во время поселения в настоящем месте своей оседлости они,благодаря скрещиванию, утратили свой финский характер и ничем уже не отличалисьот тюрков.
Филоненкоприводит сведения средневековых арабских авторов Ибн-Даста, Ибн-Фадлана,Масуди, Эль-Балхи, Идриси, Якута, Ибн-Саида, Казвини, Димешки, а такжеевропейских путешественников Гильома де Рубрука, Плано Карпини и Юлиана иделает выводы:
1) в начале Xв. башкиры уже находились в занимаемых ими ныне местах;
2) они итогда были известны под настоящим своим названием «башкорт», «башкурт» и т.д.;
3) башкиры ивенгры — одного и того же происхождения;
4) башкиры внастоящее время — тюрки.
В середине1950-х годов в поддержку угорской теории выступила Н.П.Шастина. В примечании к«Истории монголов» Плано Карпини пишет, что под «баскарт» надо пониматьбашкиров. Между средневековыми башкирами Приуралья и венграми существуетплеменное родство. Под напором кочевых народностей часть башкир ушла на запад иосела в Венгрии, оставшиеся же башкиры смешались с тюрками и монголами, потерялисвой язык и в конце концов дали совсем новую этническую народность,называющуюся также башкирами.
Средивенгерских ученых доктор Д.Дьерффи придерживается угорской гипотезы и считает,что основным ядром в складывании башкирского народа являлись оставшиеся наВолге мадьярские племена юрматы и еней.
Интересное мнение о башкиро-венгерских этнических связях высказал выдающийсябашкирский языковед Джалиль Киекбаев. В начале 1960 года президент Академиинаук Венгрии Лайош Лигети написал письмо Дж. Киекбаеву и просил его высказатьсвое мнение о башкирских племенах юрматы и йэнэй, так как в составе венгровбыли племена с похожими названиями (ярмат и йэнеоо).
Чтобывыполнить просьбу Лайоша Лигети, Дж. Киекбаев проводит исследования и даетследующие выводы о башкиро-венгерской этнической связи. Слово йэнэйупотреблялось в значении большой, т.е. обозначало большое племя. А где естьбольшое племя, есть и малое племя. В Венгрии среди древних венгерских племенбыло племя кэси.
Слова венгр ивенгер образованы от слова вунугыр. Вун по-башкирски — это десять. Поэтомунекоторые народы называют венгров унгар. Это слово образовано от слов ун унгар.Не удивительно, что есть деревня Биш Унгар. А слово башкорт образовано от бэшугыр, потом изменилось в башгур и башкурт, сейчас башкорт. Древнетюркское словобэш по-башкирски означает биш (пять). Итак, слова венгер (унгар) и башкурт(башкорт) образованы одинаково.
Естьисторические аргументы, подтверждающие родство венгров и башкир. В IV-V вв.венгерские племена жили у рек Обь и Иртыш. Оттуда венгры переселились на запад.Несколько веков кочевали по Южному Уралу, у рек Идель, Яик, Сакмар. В это времяони тесно общались с древними башкирскими племенами. Поэтому неудивительно, чтодо XVI века некоторые башкирские племена именовали себя эстяк, а казахи до XXвека башкир называли истэк.
Древниевенгерские племена переселились сначала с Южного Урала на Азов, а в VIII—IX вв.в Закарпатье, а некоторая часть осталась на Южном Урале. Поэтому среди древнихбашкирских племен есть племена юрматы, йэнэй, кесе, а в составе венгерскогонарода племена ярмат, йэнеоо и кэси.
Очень много общих слов в башкирском и венгерском языках. Многие из них являютсяобщетюркскими. Например, арпа, буѓа, киндер, кјбњ, балта, алма, сјбњк, борсає,єомалає, кесе, єор и т.д. Очень много слов характерны только для башкирского ивенгерского языков.
В трудах Дж.Киекбаева родство древних башкирских и венгерских племен доказывается новымиаргументами. Несомненно, взгляды ученого должны быть отражены в трудах опроисхождении двух народов.
В свое время Т.М.Гарипов и Р.Г.Кузеев об угорской теории происхождениябашкирского народа писали, что сегодня существование в исторической наукеособой «башкиро-мадьярской» проблемы, как отражение определенных взглядов,трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов,лишено научного смысла и является своеобразным анахронизмом. Так ли это вдействительности? Комплексные исследования по этнографии, языкознанию,археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теорияпроисхождения башкирского народа имеет право на существование.2.Этническая история башкир на Урале
На Урале,судя по письменным источникам, древнебашкирские племена проживали более тысячилет тому назад, о чём свидетельствуют сообщения путешественников. К IX-X векамвосходят первые письменные сведения о башкирах. Около 840 г. земли башкир посетил арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, который указалпримерные пределы страны башкир. Другой арабский автор — ал-Масуди (умероколо 956 г.), повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющихнародов упоминает башкир. О башкирах как основном населении Южного Урала писалии другие авторы. Ибн-Руст (903 г.) сообщал, что башкиры — «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта междуВолгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика». Достоверные данные о башкирахсодержит книга Ахмеда ибн-Фадлана, который в 922 г. в составе посольства багдадского халифа посетил Волжскую Булгарию. Он описывает их каквоинственный тюркский народ, поклоняющийся различным силам природы, птицам изверям. В то же время, сообщает автор, другая группа башкир исповедовала болеевысокую форму религии, включающую пантеон из двенадцати божеств-духов во главес небесным богом Тенгри.
По многимисторическим источникам считается, что в формировании башкир основную рольсыграли тюркские кочевые племена, которые волнами приходили на территориюЮжного Урала с востока, начиная с 4 в.н.э. Здесь эти племена вступали вовзаимодействие с местным финно-угорским и ираноязычным населением. Большоезначение для этногенеза башкир имело движение в Южное Приуральепеченежско-огузского населения в 8-10 вв., с ним связано и появление этнонимабашкорт. Впервые как «ал-башгирд» он упоминается в 922 г. в описании путешествия на Волгу арабского путешественника Ибн-Фадлана. Процесс этногенезабашкир завершился к началу 13 в. Башкиры были составной частью населенияВолжской Булгарии, а затем Золотой Орды и Казанского ханства. В середине 16 в.земли башкир вошло в состав Русского государства. В 1919 г. была создана Башкирская АССР в составе РСФСР, С 1992 г. название национальной государственности башкирского этноса — Республика Башкортостан.
Башкиры (самоназваниебашкорт) — тюркоязычные кочевники, начавшие своё движение в нынешнюю Башкирию вIV в. со стороны южно — степной полосы. Во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. на югеБашкирии жили ираноязычные скотоводы сарматы, на севере —земледельческо-охотничьи племена ананьинскои культуры, предки финно-угорскихнародов. В 1-м тыс. н. э. начинается проникновение на Южный Урал тюрковкочевников, к концу 1-го тыс. занявших всю Башкирию. Вытеснив и отчасти ассимилироваваборигенов, тюркские племена, очевидно, сыграли решающую роль в сложении языка,культуры и физического облика Башкиров, в этногенезе башкиры участвовалиогузо-печенежские племена, волжско-камские булгары, позднее — кыпчаки (XI— XIIIвв.) и некоторые монгольские племена (XIII—XIV вв.). В арабских источникахбашкиры упоминаются в IX—X вв. под наименованием «башгирд» («башгурд»). Так, посообщению Ибн Фадлана, во время его путешествия (922) в Болгар, переправившисьчерез р. Чаган (прав. приток Яика), посольство попало «в страну народабашгирд». Арабский географ и дипломат обзывает их «худшими из тюрок… болеедругих посягающими на жизнь». Поэтому, вступив на их землю, арабы длябезопасности высылали вперед вооружённый конный отряд.
В IX—XIII вв. башкирыкочевали отдельными родами в Предуралье, на Юж. Урале и между реками Волга иЯик (Урал). Занимались кочевым скотоводством, а также рыболовством, охотой ибортничеством. В X—XIII вв. у башкир началось разложение родовых отношений, иони стали кочевать уже отдельными группами в 10—30 семей. Длительное время уних сохранялось патриархальное рабство. В конце XII— начало XIII вв.зарождаются феодальные отношения. В X—XIII вв. западные башкиры подчинялисьВолжско-Камской Булгарии. Башкиры были идолопоклонниками, с X в. к ним изБулгарии начинает проникать ислам; верующие башкиры — мусульмане-cyнниты. В1229 на территории Башкирии вторглись татаро- монголы и к 1236 полностьюпокорили башкир, вошедших со своими кочевьями в улус Шейбани — брата Бату-хана.Во 2-й пол. XV в., после распада Золотой Орды, южная и юго-восточная территориябашкирских кочевий отошла к Ногайской орде, западной часть — к Казанскомуханству, а северо – восточная — к Сибирскому ханству. С присоединением (1552) кРоссии Казанского ханства западные башкиры стали подданными Русского государства.
С 1557 почти всебашкирские кочевья стали платить ясак (дань) русскому царю. В конце XVI —начале XVII в. восточные башкиры также оказались под властью России. С 1586началась активная колонизация русскими территориями башкирами с северо-востокаи низовьев Яика. Сами себя башкиры считали потомками ногайцев, на которых онидействительно походили некоторыми физическими чертами, однако киргизы называлиих остяками и рассматривали башкир как соплеменников этого сибирского народа,смешанного с татарами. У горных башкир, вероятно, дольше всего сохранявшихпервоначальный тип в наибольшей чистоте, голова чаще всего была маленькой, новесьма широкой; между ними встречались рослые и сильные типы с правильными чертамилица, весьма схожие с трансильванскими мадьярами, отчего им довольно долгоприписывалось угорское происхождение. У большинства башкир лицо плоское,кругловатое, нос небольшой, немного вздёрнутый, глаза маленькие, серые иликарие, уши большие, борода редкая, лицо доброе и приятное. И действительно,простые люди были очень добродушными, доброжелательными, приветливыми ипринимали иноземцев с самым радушным гостеприимством, которое те частоупотребляли хозяевам во зло. Медленные в работе, они далеко превосходилирусских аккуратностью и исправностью.
Башкиры довольно активносопротивлялись проникновению русских в свои земли, поскольку те сразу женачинали распахивать их пастбища и луга, ставить на берегах речушек деревни,рыть рудники, сужая простор пастушеским кочевьям в их вековом передвижениивслед за своими отарами и табунами. Тщетно, однако, башкиры разоряли и выжигалирусские селения, выкапывали даже русских покойников из могил, чтобы неоставалось ни одного московского человека — ни живого, ни мертвого — в ихземле. После каждого такого восстания русские приходили снова, причем еще вбольшем числе, нежели прежде, теперь уже силой изгоняя башкир из их владений истроя на них новые города и селения. К середине XIX в. башкиры владели уже лишьтретью прежних своих земель.
Постепенное уменьшениепастбищ заставило башкир заняться земледелием: сначала они отдавали свою землюрусским крестьянам (т. н. припущенникам) в аренду за ежегодную илиединовременную плату, а затем потихоньку и сами стали приспосабливаться к трудуземледельца. Многочисленные местные ханы стали родоначальниками дворянских икняжеских родов и вошли в состав росс. дворянства, а башкирские княжеские родыАптуловых, Турумбетевых, Девлетшиных, Кулюковы и др. продолжали пользоваться,как и прежде, тарханством. Во время походов тарханы составляли особые отряды врусском войске, а уже к ним присоединялось ополчение, набиравшееся с тяглых иясачных башкир; командовали ими всегда русские головы.
Вскоре после принятиярусского подданства башкиры, не желая доставлять ясак в Казань и страдая отнабегов соседних племён, просили царя построить на их земле город, который бызащищал их и куда бы они свозили ясак. В 1586 воевода И. Нагой началстроительство г. Уфа, которая стала первым русским поселением в башкир, если несчитать Елабуги, построенной на самой границе башкирских земель. В том же 1586была построена и Самара. В воеводском наказе (1645) упоминается про острожекМензелинск. В 1658 был построен г. Челябинск для прикрытия слобод, раскинувшихсяпо реке Исеть (в современной Свердловской области). В 1663 уже раньшесуществовавший Бирск превращается в укрепление, стоявшее на середине дороги отКамы к Уфе. Одновременно с построением Уфы начинается колонизация края: татары,мещеряки, бобыли, тептери, черемисы и другие народности селятся у башкир какприпущенники (новобашкиры), берут у них земли за оброк, а русские сначалазанимают сибирские слободы (в современной Челябинской обл.), а затем начинаютвнедряться в коренные земли Башкирии.
3. Расселение и особенностикультуры башкирского народа на Урале
Помимособственно Республики Башкортостан, башкиры также живут в Челябинской, Оренбургской,Курганской, Свердловской, Самарской и Саратовской областях, Пермском крае.Говорят на башкирском, русском и татарском языке. Пермские и свердловскиебашкиры, а также башкиры западной половины Башкортостана также говорят надиалекте, близком к татарскому языку.3.1 Башкиры Курганской областиКурганскиебашкиры — этнотерриториальная группа башкирского народа, компактнопроживающая на западе Курганской области. Общая численность — 15470человек. Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районахобласти. Наиболее крупные населенные пункты с преобладанием башкирскогонаселения в Курганском Зауралье — Танрыкулово, Сарт-Абдрашево,Шарипово, Субботино, Сухоборское, Сулейманово, Мир, Юламаново, Азналино, Тунгуйи др. Абсолютное большинство курганских башкир — сельские жители.Верующие — мусульмане (сунниты).
Языккурганских башкир относится к ялано-катайскому подговору восточного диалектабашкирского языка. В подговоре немало русизмов. Большинство курганских башкирвладеет также и русским языком.
Антропологическиетипы, распространённые среди курганских (ялано-катайских) башкир занимаютпромежуточное место между европеоидной и монголоидной большими расами (южносибирский,субуральский, памиро-ферганский, понтийский, светлый европеоидный тип).
Народнаякультура данной группы башкир характеризируется большой сохранностью многихэлементов традиционной семейной обрядности, старинных образцов фольклора,народной одежды. Характерными в традиционной одежде являются женские нагрудныеукрашения «яга», головные покрывала «кушъяузык».
Небольшаячасть выходцев из курганских башкир являются ныне жителями городов Челябинск, Сургут,Екатеринбург, Курган, Тюмень. Некоторые семьи с 1960—1970-ых годов (врезультате миграций) проживают также в регионах Узбекистана и Казахстана.3.2 Вопрос шежере. Башкиры Самарской и Челябинской областей
У многихнародов сохранилась традиция помнить свою родословную. Знать имена своихпредков до седьмого колена до настоящего времени считается обязательным дляжителей индийского штата Ассам, для калмыков, а также для башкир. Что же такоешежере? Известный этнограф Р. Г. Кузеев перевел шежере как«генеалогическая летопись». Шежере – это генеалогическая летописьбашкирских племен и родов, в которую вносились имена предводителей родов помужской линии и включались сведения об исторических событиях, важнейших фактахжизни родов и племен. Наличие шежере в башкирском роде было так же обязательно,как и родовые атрибуты: тамга, птица, дерево. Согласно обычаям, башкиры должныбыли запоминать имена своих предков до 10-15 колена. Кроме родословных иисторических событий, шежере обычно содержал богатый материал о территорииобитания того или иного рода (с указанием географических названий). Шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, поэтому онопредставляло собой большую ценность, своеобразную реликвию, свидетельствующую одревности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Этим шежеребашкиры очень дорожили и с особым пристрастием их хранили.
Потерять шежере рода считалось большим позором. Порассказам стариков, потеряродословной летописи истолковывалась как забвение памяти отцов, чем башкирыочень дорожили.
В старинныхродословных есть даже объяснение о цели создания шежере. В известном эпосе «Огуз — наме» это сформулировано достаточно четко, здесь есть такиестрочки: «Дети каждого из вас должны знать свои места, ранги, занятия, имя(прозвище), а также родовые атрибуты. Сделать это необходимо для устойчивостигосударства и для обретения доброго имени вашим племенам».
В болеешироком смысле шежере — не только генеалогическая летопись, не толькородословная, но и бесценный источник изучения истории башкирского народа,летопись важнейших событий и фактов. Поэтому историки в своих работах ссылаютсяна башкирские шежере.
БашкирыСамарской области также имеют свои шежере. Один такой источник был обнаружен ужителя деревни Кочкиновка Большечерниговского района К. М. Хабибуллина (1921 г. р.).
Данное шежеревосходит к самому Чингиз-Хану, а одним из его потомков является Башкорт — легендарный родоначальник башкир.
Это неудивительно — во многих шежере описание исторических событий и личностейсочетается с легендами.
Башкиры стализаселяться в Самарской области с XVIII века, ими были основаны деревни нынерасположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районовСамарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии).
Они также известныпод названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположеныв долине реки Иргиз. Самарские башкиры несмотря на их удаленность отисторической родины, говорят на литературном башкирском языке, так как ихпредки являются выходцами с юго-востока Башкортостана, а не с татароязычногосеверо-запада.
Самарскаяземля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей.
Это писатели РашитНигмати (1909—1959, из деревни Дингезбаево Большечерниговского района), ХасанБашар (1901—1938, из деревни Утякаево Большечерниговского района), ХадияДавлетшина (1905—1954, из деревни Хасаново Большечерниговского района), ГубайДавлетшин (1893—1938, из деревни Ташбулатово, ныне Таш-КустьяновоБольшеглушицкого района), его двоюродный брат, языковед Габбас Давлетшин(1892—1937, из той же деревни), участник башкирскогонационально-освободительного движения, соратник Ахмад-Заки Валиди ХарисЮмагулов (1891—1937, из деревни Хасаново), Фатима Мустафина (1913—1998, издеревни Дингезбаево) министр просвещения БАССР (1955—1971).
На территорииЧелябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское населениепредставлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеютсяв Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском, Кусинском, Красноармейском,Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском,Агаповском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области.
До ВеликойОтечественной войны на территории Челябинской области существовал Аргаяшскийнациональный округ.
3.3Особенностикультуры башкир
Этническиеи этнографические группы. До 20 в. у башкир сохранялось племенное деление, всегонасчитывалось около 40 племен и племенных групп: бурзян, усерган, катай, минг идр.
Язык. Башкирский: В башкирскомязыке выделяют южный — юрматынский и восточный – куваканский диалекты, а такжесеверо-западную группу говоров. Среди части башкир распространен татарский, атакже русский языки.
Письменность.Письменностьдля башкирского языка сначала была создана на основе арабской графики, в 1929 г. ее перевели на латиницу, а с 1939 г. – на русскую графическую основу.
Религия. Большая часть башкирскогонарода исповедует мусульманство.
Хозяйство. Традиционным занятиембашкир издавна было полукочевое скотоводство, они разводили главным образомлошадей, а также овец, крупный рогатый скот, верблюдов. В теплое время годапериодически производилась смена пастбищ, зимой возвращались в аулы, нозначительная часть скота оставалась на тебеневке, копытами добывая корм из-подснега. Другими занятиями были охота, рыбная ловля, бортничество. Земледелиесначала играло незначительную роль, выращивались просо, ячмень, конопля идругие культуры. В лесной полосе преобладала подсечно-огневая системаземледелия, в степной – переложная. Землю обрабатывали плугом-сабаном иразличными типами борон. Роль земледелия стала возрастать с 17 в., и вскоре оностановится основным занятием, но кочевание в некоторых районах сохранялось доначала 20 в. В земледелии стала преобладать залежно-паровая и трехпольнаясистемы, среди культур – озимая рожь и лен. Важную роль в лесной зоне игралопчеловодство, а в горах бортничество – сбор меда диких пчел. Рыболовствомбашкиры занимались главным образом в северных районах, на зауральских озерах игорных речках. Развиты были подсобные занятия и промыслы – ткачество,деревообработка, кузнечное и ювелирное дело. Особую роль играла обработка шкури кож, изготовление из них одежды и обуви. Гончарство было неразвито,преобладало употребление кожаной посуды. Башкиры широко занимались леснымипромыслами – заготовкой древесины, гонкой дегтя, смолокурением и углежжением.
Традиционнаяодежда. Традиционнаяженская одежда состояла из длинного отрезного в талии платья с оборками,украшенного лентами и позументом, штанов с широким шагом, передника, камзола,украшенного позументом и золотыми монетами. Молодые женщины носили нагрудныеукрашения из кораллов и монет. Женским головным убором был чепец из коралловойсетки с серебряными монетами и подвесками, спускающейся по спине лопастью,расшитой бисером и раковинами каури. Девушки носили на головах шлемовидныешапочки, покрытые монетами. Женской обувью были кожаные туфли, сапоги, лапти.Верхней одеждой были распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна с богатойотделкой. Разнообразны были женские и девичьи украшения – перстни, браслеты,серьги.
Мужскойкостюм был однотипен и состоял из рубахи туникообразного кроя, штанов с широкимшагом, поверх них надевали короткую безрукавку – камзол, а выходя на улицураспашной кафтан – казакин или халатообразный бешмет из темной ткани. Вхолодную погоду надевали овчиный тулуп. Головными уборами мужчин былитюбитейки, различного рода меховые шапки. На ногах мужчины носили сапоги,ичиги, бахилы, в Приуралье – и лапти.
Традиционныепоселения и жилища. Традиционным сельским поселением башкир был аул. В условияхкочевой жизни его местонахождение менялось, постоянные поселения появились спереходом к оседлости, как правило, на месте зимников. Для них сначала былахарактерна кучевая планировка, затем она сменяется уличной, при которой каждаягруппировка родственных семей занимала отдельные концы, улицы или кварталы.Количество дворов варьировало от нескольких десятков до 200-300 и более, ввыселках было 10-20 дворов.
В условияхкочевого быта традиционным жилищем башкир была войлочная юрта со сборнымдеревянным каркасом тюркского (с полусферическим верхом) или монгольского (сконическим верхом) типа. Вход в юрту закрывался обычно кошмой. В центренаходился открытый очаг, дым выходил в отверстие в куполе и через двернойпроем. Справа от входа была женская половина, где размещалась утварь ихранились продукты, слева – мужская, здесь были сундуки с имуществом, оружие,конская упряжь
Пища. В пище башкир по мереперехода к земледелию, как основному занятию, росла значимость мучных икрупяных блюд, но овощи почти не употреблялись до 20-х годов 20 века. У кочевыхгрупп преобладали молочные и мясные продукты. Одним из любимых блюд былбешбармак – мелконарезанная конина или баранина с бульоном. Разнообразны былимолочные блюда — различные виды творога и сыров. Из различных круп варили каши.Популярна была лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлебсначала употребляли пресный, кислый стал входить в рацион с 18 в. Наиболеераспространенным напитком был айран – разбавленное кислое молоко, изалкогольных – кумыс на основе кислого кобыльего молока, буза из проросших зеренячменя или полбы, бал из меда или сахара.
Социальнаяорганизация. В составе башкирских племен были родовые подразделения — аймаки,объединяющие группы родственных семей – потомков одного предка по мужскойлинии, они сохраняли обычаи экзогамии, взаимопомощи и др. В семейных отношенияхбольшая семья постепенно уступала место малой, которая стала основной формойсемьи в начале 20 в. В наследовании придерживались в основном миноратногопринципа, по которому большая часть имущества доставалась младшему сыну, за чтоон должен был содержать престарелых родителей. Для брачных отношений былохарактерно многоженство (для богатых башкир), приниженное положение женщины,браки для малолетних.
Духовнаякультура и традиционные верования. Для религиозных верований башкир былохарактерно переплетение ислама с языческими доисламскими представлениями. Этохорошо видно на примере обрядности жизненного цикла. Так, во время трудныхродов, чтобы облегчить их, стреляли из ружья, царапали роженицу по спине лапкойнорки. Через три дня после рождения ребенка устраивали праздник нареченияимени, он сопровождался трапезой. Браки совершались по сватовству, но имеломесто умыкание невест, что освобождало от уплаты калыма. Размер его обсуждалсяво время свадебного сговора, в калым входили скот, деньги, одежда и другиеценности. Свадьбу справляли после его выплаты в доме родителей девушки, вовремя нее устраивали соревнования по борьбе, конные скачки и другие состязанияразвлекательного характера. Во время похорон тело умершего, завернутое в саван,приносили на кладбище и укладывали в нишу, устроенную в могильной яме. Внекоторых районах над могилой сооружали бревенчатые домики.
Почиталисьприродные объекты – озера, реки, леса, явления природы и некоторые видыживотных и птиц. Существовала вера в низших духов — домового, водяного, лешего,албасты, а также верховное божество Тэнре. В сознании башкир-мусульман Тэнреслился с Аллахом, а низшие духи с исламскими демонами — джиннами и шайтанами.Для защиты от потусторонних сил носили обереги – кости и зубы животных,раковины каури, монеты, а также зашитые в кусочек кожи или бересты записки сизречениями из Корана.
Многочисленныбыли календарные праздники башкир: каргатуй («грачиный праздник») в честьприлета грачей, во время которого угощались ритуальной кашей, водили хороводы,соревновались в беге, остатки каши с заговором оставляли на поле, весеннийсабантуй с ритуальным забоем животного, общей трапезой, состязаниями в беге,стрельбе из лука, боем мешками, праздник джин в середине лета, общий для целойокруги, на котором решались важные общественные вопросы с совершением пиршеств,устраивались и общебашкирские джины.
В духовнойжизни башкир большую роль играло песенно-музыкальное творчество: эпическиесказания, обрядовые, бытовые, лирические песни сопровождались игрой натрадиционных музыкальных инструментах – домре, кумызе, курае (род свирели).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этногенез любого народа —это сложный и длительный историко-культурный процесс, охватывающий многие векаи тысячелетия. Этот процесс неразрывно связан с различными перемещениямиплемен, смешением их культуры и языка.
Основными теориямипроисхождения башкир считаются угорская, тюркская и теория комплексногопроисхождения. Согласно угорской теории происхождения башкирского народа,башкиры являются коренным и исконным народом Южного Урала. По этническойпринадлежности — угры. Они были соседями булгар и одновременно с ними принялиислам.
Также помногим историческим источникам считается, что в формировании башкир основнуюроль сыграли тюркские кочевые племена, которые волнами приходили на территориюЮжного Урала с востока, начиная с 4 в.н.э. Здесь эти племена вступали во взаимодействиес местным финно-угорским и ираноязычным населением. Большое значение дляэтногенеза башкир имело движение в Южное Приуралье печенежско-огузскогонаселения в 8-10 вв., с ним связано и появление этнонима башкорт («главныйволк»). Впервые как «ал-башгирд» он упоминается в 922 г. в описании путешествия на Волгу арабского путешественника Ибн-Фадлана. Процесс этногенезабашкир вошёл в стадию завершения к началу 13 века. Башкиры были составнойчастью населения Волжской Булгарии, а затем Золотой Орды и Казанского ханства.В середине 16 в. земли башкир вошло в состав Русского государства.
Расселение башкир наУрале достаточно обширно: они живут в Челябинской, Оренбургской, Курганской, Свердловской,Самарской, Саратовской и других областях, Пермском крае. Говорят на башкирском,русском и татарском языке. Современный башкирский народ – богатейший наследниксвоих предков – великих и малых народов, живших на Южном Урале с древнейшихвремён, лица которых история запечатлела в расовых типах башкир.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://bashkorttar.ru/?p=24
2. http://suraman2.narod.ru/yusupov.html
3. Башкиры:Этническая история и традиционная культура / Под общ. ред.Р. М. Юсупова. - Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002.
4. БогуславскийВ. А. Славянская энциклопедия. XVII век / В. А. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС,2004.
5. Галигузов И. Ф.Народы Южного Урала: история и культура / И. Ф. Галигузов. — Магнитогорск,2000.
6. Еникеев З. И.История государства и права Башкортостана: / З. И. Еникеев, А. З. Еникеев. — Уфа: Китап, 2007.
7. МарушинВ. А. Башкирия / В. А. Марушин. – Уфа: 1985.
8. ШуваловЕ. Л. Башкирия: / Е. Л. Шувалов, М. Н. Степанов — М.: Дело, 2006.
9. Этнология:Происхождение башкир / — Уфа: Китап, 1995.