Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Этноним "татары"

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
Камскаягосударственная инженерно-экономическая академия
Кафедра«История»
Контрольнаяработа
По историиТатарстана
на тему: «Этнонимтатары»
НабережныеЧелны – 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Из истории этнонимов
Глава 2. Происхождение названия«татары»
Глава 3. История этнонима татар
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Изучение историиэтнонима, т.е. наименования этнической общности (племени, народности, народа)дает богатый материал для изучения истории этноса. В первой главе этой работыкоротко рассмотрим историю этнонима, их происхождения образования и так далее.
Татары относятся к числудревнейших и многолюдных этносов. В средние века татары привлекли к себевсеобщее внимание: о них шла молва от берегов Тихого океана на востоке и доАтлантического побережья на западе. Целая плеяда ученых включала сведения о нихв свои труды. Одни писали с восхищением, другие — со страхом, но никто неоставался равнодушным. Ибо татары и их предки оказали решающее воздействие наход общественного развития в Евразии. Они создали своеобразную и самобытнуюцивилизацию, повлиявшую на культуру многих народов. Кто такие «татары», коготаким именем называли? – Это можно увидеть во второй главе, история названия«татары».
В истории татар быливзлеты и падения, периоды мирной жизни и кровавых, жестоких войн. Они активноучаствовали в международных делах на протяжении многих столетий. Предкисовременных татар создали несколько могущественных государств, внесли весомыйвклад в общеисторический процесс, который описывается в третей главе – историяэтнонима татары. Однако их истинное величие состояло в том, что они не ушли внебытие, подобно многим ныне исчезнувшим этносам. И это несмотря напревратности судьбы, на то, что древние татары жили по соседству своинственными и могущественными племенами. Они сформировались и сохранили себякак этносоциальную общность, нашли в себе силы для самоутверждения,непрерывности своей культурно-исторической традиции.

ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ЭТНОНИМОВ
Этноним — это названиерода, племени, народности, на дни. Он образован из двух слов: этнос — народ ином — имя. В любом этнониме содержится некая характеристика народа, но невсегда она бывает справедливой, верной. Это зависит от того, кем дано этоназвание, или же от того, является ли этноним самоназванием или прозвищем.
В самоназваниях, вистинных этнонимах содержится информация о самом народе. Это представлениевозникает не просто от самого названия, не произвольно, а на основенепосредственного знакомства с представителями этого этноса, с историей народа.Реальный этнос любого народа определяется рядом признаков, как, например,языком, обычаями, обрядами и верованиями, образом жизни, культурой и т. д. Ноне всегда название народа, его этноним правильно отражает реальный этнос, сдругой стороны, в определении этноса не все из перечисленных его признаковиграют существенную роль. Иными словами — одни и те же признаки данного этносамогут встречаться в совсем неродственных этносах. Главным признаком этносасчитается язык. Но классификация этносов только на лингвистической основе такжене всегда может быть решающим критерием. Не будем говорить о разных народах,говорящих либо на английском, либо на испанском,французском, португальском языках, тут картина ясна любому. Возьмем немцев иавстрийцев, говорящих на одном и том же языке, которые отличаются друг от другав основном лишь по самоопределению этих самих народов. Встречаются и обратныеслучаи. Норвежцы говорят на двух языках, но не составляют двух различныхэтносов, а остаются единым народом. Иногда же у различных народов, резкоотличающихся по языку, имеется много общих признаков в образе жизни, даже и вкультуре. Например, это видно у таджиков, узбеков и у некоторых других народовСредней Азии, у которых эти общие признаки возникли на основе географическихфакторов. Кроме того, обычаи, обряды, верования, образ жизни не всегда бываютодинаковыми даже у одного народа. Например, формы одежды, жилища, обряды, образжизни русских поморов довольно резко отличаются от таковых, скажем, у донскихказаков, имеются и языковые отличия между ними. Образ жизни дворян, русскойаристократии, их обычаи, одежда резко отличались от таковых у рабочих надемидовских заводах, от крестьян, от разночинцев. Кроме того, эта аристократиядаже пренебрегала и русским языком. Но, несмотря навсе это, эти группы не составляли отдельных этносов.
Были времена, когдаплемена и роды не имели своего имени. Когда они жили изолированно, не зналидругих, отличных от себя людей, то и не нуждались в этнониме. Название, какнастоятельная необходимость, возникает при встрече с неизвестными людьми. Ужена заре человечества, когда еще не было классов, родовой строй знал делениелюдей на «своих» — сородичей, соплеменников, и на «чужих». Восновном этот «чужой» был его конкурентом, «врагом». Если между «чужими»устанавливались миролюбивые контакты, они становились «друзьями». Как отмечаютспециалисты, первые этнонимы обычно возникали от таких определений — «чужой»,«враг», «друг» и т. д.
В той же глубокойдревности, наряду с такими определениями, возникает этноним от слова «человек»и от его производных. Еще тогда при встрече незнакомых людей или отдельногочеловека у него спрашивали «кто он такой?». Обычно, не понимая языка, этотдругой человек говорил, что он «человек», а не зверь, и услышанное этонепонятное слово принималось как имя этого человека, как этноним этого народа.
Такиеэтнонимы, как «тюрк», «ары» (ныне — удмурты), «ненцы», «эскимосы», «нивхи», «дойч» и др., ведут своепроисхождение от этого слова «человек», «люди», «настоящие люди». Можно привести еще один, довольноновый пример образования этнонима на этой основе. В ходе «освоения» НовогоСвета исчезли многие индейские племена. В конце XIX века «белые» в Калифорнииоколо одной бойни натолкнулись на одного индейца, загнанного туда голодом. Оноказался могиканом одного индейского племени,истребленного колонистами. Когда у него спросили: «кто он?», тот, не понимаяязыка «белых», назвал себя «Иши», что в языке его племениозначало «человек» (сравни: кеше).
Ряд этнонимов по своемупроисхождению связан с внешними признаками людей, формой их одежды и т. д.«Черные клобуки», известные нам по истории Киевской Руси, это дословный переводтюркского словосочетания «кара калпаки»,—по их обычаю носить черный головной убор. Племена, живущие на отдельныхостровах Океании, получили свое название от европейцев. «Папуасы» означает«люди с кудрявыми волосами». «Эфиопы» в переводе означает «люди с опаленнымлицом».
Этнонимы образовались отразличных основу от вида занятий, места обитания, свойств характера, родовыхзнаков и т. д. Так, индейцы бхилы получили своеназвание от слова «лучники», племя тактачи в Турцииот рода их занятий — изготовления досок, «скифы» означает род занятий — скотоводство,«дреговичи»— люди леса, племя народов Калимантана нгаджу— люди гор… Негров в Калахари (Африка) называют бушменамиот английского «кустарные люди», «люди, живущие среди кустарников».
Индейцы «ацтеки» получилисвое название от ритуальных божеств, фигур змей, накрашенных в белый цвет, вязыке которых ак означает «белый», цилан — «змея», из индейского акциланевропейцы произвели «ацтек». Имеются этнонимы, происходящие от именипредводителей народов, от названий местностей и т. д.
Бывают этнонимы иидеологического происхождения, в которых выражено оценочное отношение. Так, племена островов Новой Гвинеи получили от европейскихмиссионеров названия «намау»,что означает «глупые», поскольку, они не захотели принять христианство, что вглазах миссионеров, считавших христианство высшим благом, казалось, безсомнения, «глупостью» и т. д.
Тюрков(кипчаков) в Киевской Руси называли «половцами», «торками», а другие,особенно на Западе, знали «их как «куманов», а восточныесоседи именовали их «кипчаками» и т. д. В истории встречаются случаирассмотрения одного народа как два этноса, например, грузинов как «грузинов» и как «георгиев».
ГЛАВА2. />/>/>/>/>/>ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «ТАТАРЫ
Происхождение названия«татары» привлекло внимание многих исследователей. О возникновении этогоназвания имеются различные толкования, и до настоящего времени существуютразличные мнения и об этимологии самого слова «татары». Одни выводят этимологиюэтого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение гора, а «ар» —жителя». Компонент ар, как известно, встречается в названияхмногих народов: болгар, мадьяр, авар, хазар, мишар, сувар и т. д.Ар считается словом персидского происхождения в значении «человек». Тюркское ир — мужчина — принятоотождествлять с ар. При такой этимологии кажется, что этноним «татар» тюркскогопроисхождения.
О. Белозерская, опираясьна труды по этимологии других авторов, происхождение названия «татары»связывает с персидским словом тептер (дэфтэр— тетрадь, записанный всписок) в смысле «колонист». Этноним, вернее, микроэтноним типтярболее позднего происхождения. Этим именем начали обозначать переселившихся изСреднего Поволжья, из Казанского ханства булгар и других на Урал, в Башкирию вXVI—XVII веках, и, как видим, ничего общего в этимологии «татар» и «типтяр» нет. Встречаются попытки объяснить этимологию«татар» от тунгусского слова та-та в значении «стрелокиз лука», «тащить», «тянуть», что также сомнительно.
Известный тюрколог Д. Е.Еремеев происхождение этого этнонима связывает с древнеперсидским словом инародом: «В этнониме «татар» первый компонент тат можно сопоставить с одним изназваний древнего иранского населения. Как сообщает МахмутКашгари, «татами тюрки называют тех, кто говорит нафарси», т. е. вообще на иранских языках, так как, например, согдийцевон также именует фарсами. Кроме того, татами тюрки называли и других соседей —китайцев и уйгуров. Первоначальное значение слова «тат» былоскорее всего «иранец», «говорящий по-ирански», но затем этим словом сталиобозначать всех чужестранцев, чужаков» (Д. Е. Еремеев. К семантике тюркскойэтнонимии.— В сб.: Этнонимы.М.,1970, с. 134).
В средневековойзападноевропейской литературе даже русских начали отождествлять с татарами,Московию параллельно именовали «Тартарией», посколькув свое время как русские, так и булгары былиподданными Золотой Орды. Как и китайцы, средневековая Европа считала себя центромЗемли и культуры, и поэтому западноевропейцы (читай: клерикалы, церковники,прежде всего) все другие народы считали варварами — тартара-ми!Таким образом, получился заколдованный круг: слияние идущего из Китая «та-та» и с Запада «тартар» в одном и том же значенииварвара, что способствовало закреплению этого названия в нарицательном смысле всознании народных масс Европы. Фонетическое сходство «та-та»и «тартар» еще более облегчило это отождествление.
В таких «благоприятных»условиях священникам, официозным идеологам и историкам не стоило особого трудапредставить татар варварами, дикарями, потомками монгольских завоевателей, чтопривело к смешению в одном названии различных народов. Следствием этогоявляется, прежде всего, искаженное представление о происхождении современныхтатар. Все сказанное в конечном счете приводило иприводит к фальсификации истории многих тюркских народов, в первую очередь,современных татар. Выдающийся русский географ и историк, учитель тюркологаакадемика В. В. Радлова, упомянутый К. Риттерправильно подметил: «А потому, несмотря на злоупотребление его (названия«татары». — Л. К.) в этнографии и географии, гдеошибочно перенесено на западных туркских, так навосточных маньчжурских людей монгольского племени, это название, как обновленноепонятие, означает хаотическую массу народа в стране Центральной Азии, оченьтрудно изучить их — исторических и географических описаний сей части света».Как видим, еще в середине XIX века отдельные русские ученые прекрасно сознавалинастоятельную необходимость различения названий монгол и татар от названийтюркских народов и указывали, что вольное употребление их ведет к искажениюистории, прошлого отдельных народов, затрудняет объективное исследованиеистории, культуры, языка, происхождения народов.
Вопрос о конкретноститерминов является одним из самых актуальных в любой отрасли знания. Неспростаученые пишут, что если бы удалось устранить различное понимание и толкованиеотдельных терминов, наука избавилась бы от большого груза, шелухи антиномии и ее развитие шло бы намного быстрее. Такого рода явлениемы видим и в различном понимании этнонима «татары», ведущего к различного родавымыслам, путанице, в конечном счете к искажениюистории происхождения целого народа.
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ЭТНОНИМА ТАТАР
 
Впервые этноним «татар»упоминается в рунической надписи на памятнике, установленном в честьгосударственного деятеля Второго Тюркского каганата Кюль-тегина (732 г.). Эта надпись, содержащая сведения о политической истории Центральной Азии 6-8 веков,упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».
По свидетельствамисточников, в 9-12 вв. татарские племена достигают большого могущества. Ониобразуют в Центральной Азии несколько своих государств и подчиняют окружающиетюркские и монгольские племена. В 10-12 вв. этноним «татары» был хорошоизвестен также в Китае, Средней Азии и Иране. Так, компетентный исследователь11 века Махмуд Кашгари обширный регион между Северным Китаем и ВосточнымТуркестаном именует «Татарской степью».
Очевидно, поэтому вначале 13 в. монголы, победившие татарские племена и захватившие их земли, всреде тюркских племен, в китайских и мусульманских источниках идентифицируютсякак «татары». Позднее это наименование монголов распространяется на Руси и вЕвропе (несмотря на то, что монгольские ханы категорически запрещали именоватьсебя «татарами»).
Проникновениенаименования «татар» в Волго-Уральский регион связано с монгольскимизавоеваниями и их следствием – образованием на обширной территории ВосточнойЕвропы, Западной Сибири и части Центральной Азии государства Улус Джучи (болееизвестного как Золотая Орда). Являвшаяся уделом старшего сына Чингис-хана ДжучиЗолотая Орда до конца 13 в. в свою очередь входила в состав обширнойМонгольской империи (Йеке Монггол Улус), объединявшей уделы еще троих сыновейЧингисхана: Угедея, Чагатая и Тулуя.
Термин «татар» получаетширокое распространение и внутри самой Монгольской империи. Как свидетельствуютисточники, в 13 веке этот термин начинает обозначать представителей покоренныхмонголами народов и племен (в значительной степени тюркоязычных), а также самиэти племена.
Очевидно, уже к началу 14в. термин татар на территории Улуса Джучи приобретает социально престижноезначение, начиная обозначать военно-служилую аристократию, в основном ведущуюкочевой образ жизни, в среде которой формируется «имперская надэтническаякультура». Таким образом, термин „татар“ теряет свое первоначальное,»этническое" значение и приобретает социальное звучание.Судя поисточникам, постепенно термин «татар» становится названиемгосподствующих слоев в государствах с правящей чингисидской династией(Джучиевом Улусе, Чагатайском Улусе, державе Хулагуидов, империи Юань). Какправило, эти слои были представлены тюрко-монгольской кочевой элитой.
Однако в течение 14 векапроисходит падение чингисидских династий во всех созданных монголамигосударствах (кроме Золотой Орды). Потомки грозного завоевателя свергаются стронов, а опора старых режимов (именуемая в источниках «татарами»)уничтожается, изгоняется либо переходит на службу новым династиям. Такимобразом, они теряют свою «татарскость», одним из условий которой была службаханам из династии Чингисидов. В то же время в Улусе Джучи, несмотря навнутренние смуты, позиции господствующего класса остаются прочными. С чем этобыло связано?
Как уже отмечалось, вгосударствах, основанных потомками Чингиз-хана, военно-служилая знать изначительная часть бюрократии состояла из представителей кочевой элиты(предводителей и привилегированных членов кочевых кланов). Павшие монгольскиегосударства занимали территории древних земледельческих цивилизаций (Китая,Ирана, Мавераннахра). Поэтому в них позиции малочисленного в сравнении сосновным населением монгольского господствующего класса, с чуждыми для большинстватрадициями и образом жизни, оказались весьма непрочны.
Иной была ситуация вЗолотой Орде. Основную территорию этого государства составляли степи, абольшинство населения вело кочевой образ жизни. Здесь доля собственно монголовтакже была невелика, и вскоре они растворились в окружавшей их тюркской среде.Однако установленная монгольскими завоевателями система государственного иобщественного устройства в условиях Золотой Орды оказалась гораздо болеежизнеспособной.
Даже после распадаЗолотой Орды (1-я половина – середина 15 в.) в выделившихся из нее государствах(Казанском, Крымском, Сибирском, Астраханском, Касимовском ханствах)сохраняется чингисидская династия Джучидов (исключение составляла НогайскаяОрда, где правили потомки золотоордынского временщика Едигея (1352-1419). Вэтих государствах сохраняется и господствующее сословие, носящее самоназвание«татар».
Постепенно оседлое(сельское и городское) население татарских ханств «татарами», помимо ордынскойкочевой элиты, начинает именовать всех кочевников, населявших территорию бывшейЗолотой Орды. Очевидно, именно одного из таких кочевников имел в видузнаменитый поэт периода Казанского ханства Мухаммедьяр – просвещенныйгорожанин, вложивший в уста героя одной из своих поэм весьма нелестную характеристику«татарина».
До недавнего временисреди татарского населения Поволжья и Приуралья также имели распространениепоговорки, нелестно характеризующие «татар»: ‘Татар атасын сатар’ (Татарин отцародного продаст), ‘Татар туря булса, чабатасын тургя эля’ (Если татарин станетчиновником, лапти свои повесит в красном углу), ‘Татар атка менся, атасын танымас’(Если татарин сядет на коня, не узнает отца родного). Сегодняшние сторонники«булгарской» теории происхождения татар приводят этот факт как одно из основныхдоказательств навязанности наименования «татар» современным носителям этогоэтнонима.
Таким образом, мы видим,что оседлое население по крайней мере Казанского ханства четко отделяло себя от«татар». Причину этого следует искать в резких различиях образа жизни,преследовании различных интересов и, наконец, разном менталитете этих двухсоциальных слоев.
Как же именовали себяоседлые жители, «автохтоны» края?
Известно, что натерритории Среднего Поволжья в 10 – начале 13 вв. существовало мощноевысокоразвитое Булгарское государство. После монгольского завоевания территорияВолжской Булгарии становится вилаятом (провинцией) Золотой Орды.
После распада Улуса Джучиобозначение «вилаят-и Булгар» («Булгарский вилаят») стало официальнымнаименованием Казанского ханства наряду с обозначением «вилаят-и Казан»(«Казанский вилаят»), что подчеркивало преемственность между Волжской Булгарией– Булгарским вилаятом Золотой Орды – Казанским ханством как независимымгосударством. При этом Казанское ханство претендовало и на золотоордынскоенаследие.
Уже в моментвозникновения Волжская Булгария была многоэтничным государством. Из источниковизвестно, что в состав Булгарии входили сувары, эсегели, буртасы и др. племена,присутствовали и кыпчакские кланы. Однако общепринятым самоназванием населенияявлялся, очевидно, термин «булгар» или «бильгяр»
В период Золотой Ордыэтнический состав населения Среднего Поволжья еще более усложняется врезультате миграций и частичного оседания кыпчакских племен, кочевников изЦентральной Азии и Южной Сибири. Однако можно предполагать, что у значительнойчасти населения долгое время сохранялось булгарское самосознание. В то же времяпараллельно используемым и более популярным самоназванием уже в 15-16 в. былконфессионим «мусульмане». Об этом свидетельствуют как данные русскихлетописей, где жители Казанского ханства именуются «бесермянами»(т.е. мусульманами), так и уникальный источник 1550 г., дошедший до нашего времени – «Зафар-наме-и вилаят-и Казан». Необходимо отметить,что для средневекового сознания было свойственно преобладание конфессионального(религиозного) самосознания над этническим (общеизвестно, что русскийсоциальный термин «крестьянин» произошел от конфессионима«христианин»). Конфессиональное самосознание сохраняло свои позиции втатарском обществе очень долго. И сегодня, если спросить у некоторых пожилыхтатар «Кто мы?», наряду с ответом «татары» (реже — «мишары», «тептяри» и т.п.) можно получить ответ «Мы — мусульмане».
Источники свидетельствуетв пользу того, что тюрко-мусульманская элита и незнатное населениеВолго-Уральского региона долгое время использовали для самообозначенияразличающиеся самоназвания: первые – «татары», вторые –«мусульмане» (отметим, что и те, и другие придерживались мусульманскойрелигии).
Есть основания полагать,что среди татар Поволжья и Приуралья этноним «татары» в качествесамоназвания распространялся медленно, в течение 18 – начала 20 веков.Прослеживается три основные причины распространения термина «татары»,изложенные Д.М. Исхаковым.
Во-первых, проводившаясясо второй половины 16 в. политика Российского государства, направленная насоциальное и экономическое ослабление слоя татарских феодалов, частостановившихся инициатором антиправительственных выступлений. В результате этойполитики происходило массовое обезземеливание и разорение татарскойаристократии (носительницы самоназвания «татары»), вхождение еепредставителей в состав других социальных групп (прежде всего крестьянства).Это привело к постепенному распространению термина «татар» в средетюрко-мусульманского населения Поволжья и Приуралья.
Во-вторых, начиная с 16века, после русского завоевания Поволжья, устанавливаются тесные контакты междурусским и татарским населением. А русские называли население постзолотоордынскихгосударств как правило «татарами». Очевидно, это также способствовалопринятию предками современных волго-уральских татар этого самоназвания.
В-третьих, каксправедливо отмечает Д.М. Исхаков, наименование «татары» являлось наиболее«интегральным и распространенным» этнонимом, объединявшим носителей различныхлокальных самоназваний (мишар, тептяр и др.). От себя добавим, что этноним«татары» довольно легко был воспринят также тюркоязычным мусульманскимнаселением Нижнего Поволжья и Сибири. В условиях формирования татарскойэтнической общности (конец 18 – начало 20 вв.) этноним «татар» выступилреальной альтернативой аморфному конфессиониму «мусульмане».
Отметим, что к 18 векубулгарского этноса уже давно не существовало, и этноним «булгар» соответственностал явным архаизмом. Но осталась историческая память о Булгарском государствекак государстве «мусульманского правоверия», и в 18 в. татарское духовенствостало использовать «булгарскую» тему для противодействия попыткам властейхристианизировать мусульманское население Поволжья, а также с целью возродитьвлияние ислама в регионе. Так, идея возрождения города Булгар (или Булгарскогогосударства) использовалась в милленаристском движении Мурад муллы (1760-егг.).
В связи с этим термин«булгарское» стал фактически синонимом термина «поволжско-мусульманское», несоответствуя смыслу этнонима «булгары» в 13-14 вв., а тем более 10-13 вв.Именно поэтому он не мог быть принят в качестве самоназвания складывающейсянации: во-первых, он был слишком узок, во-вторых, носил религиозный оттенок.Тахаллус «Булгари» использовался в письменных источниках в качествеисторического обозначения региона, местности, откуда происходил автор илиученый. Равным образом мусульманами использовались названия других регионов(Дагестани, Хорезми), населенных пунктов (городов и сел), и даже стран (Расави= «Российский»). В 19-20 вв. вариант принятия в качестве самоназвания этнонима«булгары» в татарской печати практически не рассматривался.
Еще раз отметим, чтопроцесс принятия этнонима «татары» шел трудно, и в татарскойисторико-просветительской литературе, а позже периодической печати до 1920-хгг. шла оживленная дискуссия относительно того, как следует именоватьмусульманское население, сегодня известное как «татары».
Свидетельством постепенногоотказа мусульманского населения Поволжья от религиозного самосознания в пользусамосознания национального и динамичного формирования татарской «нации» служитнаблюдение казанского губернатора П.М.Боярского. В 1914 г. он отметил следующее: если «раньше на вопрос: какой ты нации, татарин отвечал –мусульманской», то теперь «в Казанской губернии тяготение мусульман крелигиозному фанатизму ослабевает и крепнет стремление к поднятию народности,усвоению татарского национализма и созданию самостоятельной мусульманскойкультуры» [Цит. по: Исхаков Д. Проблемы становления...].
В это же время другиепредставители российской администрации также отмечали подъем национальногодвижения, переживаемый татарским населением Волго-Уральского региона, причемотмечалось сильное влияние этого движения на другие мусульманские и отчастинемусульманские народы России.
Окончательное принятиесамоназвания «татары» относится к началу советского периода (1920-30-е гг.),когда была образована Татарская АССР, что означало восстановление (хотя, какоказалось позже, во многом символическое) государственности татарского народа.Это послужило дополнительным стимулом для распространения этнонима «татары» нетолько в Волго-Уральском регионе, но и в Сибири, Нижнем Поволжье.
Итак, первоначальныйэтноним «татар» – самоназвание группы центрально-азиатских племен – в 13 в.приобретает социальное значение. В 13-17 вв. соционим «татар» в Золотой Орде иобразовавшихся после ее распада татарских государствах обозначает надплеменную,надэтническую прослойку военно-служилой знати. В результате политики ослаблениявоенно-служилой знати («татар») Волго-Уральского региона,проводившейся российским правительством во 2-й половине 16 – начале 18 вв.,значение социально престижного термина «татар» претерпевает измененияи постепенно вновь принимает черты этнического самоназвания, но уже новойэтнической общности – тюрко-мусульманского населения Среднего и НижнегоПоволжья, Приуралья и Сибири.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Целью работы является неизучение происхождения татар. Если мы коснулись и вопросов этногенеза, то этобыло сделано лишь в свете рассмотрения этнонима «татары». История этнонима неесть история происхождения народа, хотя для выяснения последнего и этимологияэтнонима имеет определенное значение. Этнонимы могут быть ложными илиистинными, они могут меняться и заменяться, может меняться и содержание самихэтнонимов. Но для этого не обязательно, чтобы изменился сам носитель этогоназвания, т. е. этнос. Подмена одного этнонима другим, как правило, приводит кразличным трудностям, даже осложнениям. В таких случаях ложно данное имя можетпривести к прямому искажению истории народа, его происхождения. Самоназваниемтатар Поволжья и Приуралья является «булгары».Известный советский историк Л. Н. Гумилев указывает: «Одной из пагубных длянаучного мышления ошибок являются предвзятые мнения, которыебудучи некогда высказаны как гипотезы в дальнейшем принимаются какнепререкаемые истины. Сила давности (и традиции.— А.К.) парализует критику, и ложное мнение укореняется, искажая историческуюправду». (Л. Н. Гумилев. Поиски вымышленного царства. М., 1970, с. 279). Что мы и видим в истории названия«татары». Этнический компонент – один из важнейших при изучении истории. Допоявления государственности история татар во многом сводится к этногенезу. Вравной степени и потеря государственности на первый план выводит изучениеэтнических процессов. Существование государства хотя и отодвигает на второйплан этнический фактор, тем не менее сохраняет его относительнуюсамостоятельность как предмета исторического исследования, более того, поройименно этнос выступает государство-образующим фактором и, следовательно,решающим образом отражается на ходе истории.
Наформирование современных татар оказали определенное влияние финно-угры иславяне. Пытаться искать этническую чистоту в лице булгар или какого-тодревнего татарского народа ненаучно. Предки современных татар никогда не жили визоляции, напротив, они активно передвигались, перемешиваясь с различнымитюркскими и нетюркскими племенами. С другой стороны, государственные структуры,вырабатывая официальный язык и культуру, способствовали активному смешениюплемен и народов. Это тем более верно, что государство во все времена игралофункцию важнейшего этнообразующего фактора. А ведь Булгарское государство,Золотая Орда, Казанское, Астраханское и другие ханства существовали многиестолетия – срок достаточный, чтобы сформировать новые этнические компоненты. Неменее сильным фактором смешения этносов была религия. Если православие в Россииделало многие крестившиеся народы русскими, то в средние века ислам таким жеобразом превращал многих в тюрко-татар.
У татарского народа нетединого этнического корня. Среди его предков были гунны, булгары, кипчаки,ногайцы и другие народы, которые сами формировались в древнейшие времена, каквидно из первого тома данного издания, на базе культуры различных скифских идругих племен и народов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Государства татар в ЦентральнойАзии (дочингисова эпоха) // MONGOLICA. К 750- летию «Сокровенного сказания».М., 1993. С. 139-147.
2. Измайлов И.Л. Некоторые аспектыстановления и развития этнополитического самосознания населения Золотой Орды в13-15 вв. // Из истории Золотой Орды. – Казань, 1993. – С.17-32.
3. Исхаков Д.М. От средневековыхтатар к татарам Нового времени. Казань, 1998.
4. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л.Этнополитическая история татарского народа. Казань, 2000
5. Каримуллин А. Татары: этнос иэтноним. Казань, 1989.
6. Мохаммадьяр. Нуры содур. Казан,1997 (на тат. яз.)
7.Мустакимов И. Об особенностяхиспользования некоторых этногеографических и этнополитических наименованийДжучиева Улуса в арабских источниках XIII-XVI вв. / Великий Волжский путь:Материалы Круглого стола и Международного научного семинара (Казань, 28-29августа 2000 г.). Казань, 2001. С. 263-279.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :