Министерство образования и науки РФ
Департамент образования и науки Архангельскойобласти
ГОУ СПО «Архангельский педагогическийколледж»
Контрольная работа: «Основы краеведения»
«ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ)КРАЕВЕДЧЕСКИЙМУЗЕЙ»
Студентки5 курса 52(1) группы
НовицкойТатьяны Александровны
Преподаватель:Г.А. Попова
2009
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Школьный краеведческий музей
1.1 Теоретическиеаспекты образовательной деятельности музея
1.2 Школьныймузей
1.3 Музейв образовании
Глава 2. Образовательная программа по краеведческойнаправленности: «Школьный краеведческий музей»
Литература
Приложение
ГЛАВА1.ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ) КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Музей (от греч. museion– дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением,реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованныхценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.
1.1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
Образовательную деятельностьсовременного музея следует рассматривать в трех аспектах – познавательном, творческом,социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенноесодержание музейной работы по данному направлению.
Познавательный аспект. Воснове понятия «познавательный» лежит понятие «знание», определение содержания которогоявляется фундаментальной проблемой для философии и науки с глубокой древности. Вкачестве примера сошлемся на античных философов. Так, Платон характеризовал знаниечерез его противоположность «мнение», а Аристотель представлял его как «умение»,то есть знание ремесла, языка, обряда и т.д., являющееся непременным условием пользованияим.
Последовавшие за античностьюэпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате чего знание стало рассматриватьсяв двух аспектах – практическом и теоретическом. Каждый из названных аспектов включаетв себя науку, технику, религию, культуру, то есть является элементом целостногокультурно-исторического комплекса, важное место в котором занимает музей, ибо онпринадлежит среде, формирующей практический опыт и теоретическое знание, ориентированноена формирование и развитие профессиональных музейных дисциплин. Здесь исследуютсятакие формы специфической деятельности человека, как собирание, хранение, изучениеи популяризация памятников культуры, техники и природы.
Творческий аспект. Творчествоявляется важнейшей составляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рассматриватькак результат творческой деятельности человека, ибо оно помогает ему определитьотношение к природе, обществу, и наконец, к самому себе. В условиях формирующегосяинформационного общества установка на ценность творческого развития личности нетеряет своей актуальности.
Социальный аспект.Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самогораннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окружающемумиру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний,умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот процесс вписывается в концепциюнепрерывного образования (Г.И. Ильин), ибо его образовательным результатом являетсяпреобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации,усвоение социальных норм, ролей и т.д.
Опыт развития образовательнойдеятельности музея в ХIХи первой половине ХХ в. Условно позволяет выделить две группы музеев –профессиональные и собственно образовательные. К первой группе относятся музеи технического,естественнонаучного, этнографического, историко-краеведческого и искусствоведческогопрофилей. Ко второй – непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские.Данная группа музеев имеет не только свою историю развития, но и занимает видноеместо в системе образовательных и социально-досуговых учреждений.
1.2ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Школьные музеи– относятся к группе музеев учебных заведений и музеев педагогического профиля.Создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и внешкольныхучреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развитияпознавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированногоотношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему.
Наряду с педагогическимиширокое распространение имели школьные музеи. Появившись в большом количестве нарубеже ХIХ – ХХ вв., они были вызваны к жизни потребностью научить детей извлекатьзнания как из непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из предметов,собранных в школьном музее, представлявшем собой «необходимое собрание коллекций,приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, гдевведено наглядное преподавание…»(7;25). Такиемузеибыли принадлежностью школ низшей ступени, ориентировавших своих воспитанников натрудовую деятельность, и главным принципом их комплектования была полезность предметадля знакомства с действительностью. Не случайно предпочтение в школьных музеях отдавалоськраеведческой тематике, а в собирании экспонатов принимала участие вся школа, чтопозволяло не только знакомить учащихся со спецификой жизни конкретной местностиво всех ее проявлениях, но и наладить в школе творческие взаимоотношения между учителеми учащимися. Интерес к школьным музеям проявляли не только учителя, но и крупныеученые, деятели народного образования, создавшие пособия и руководства по организациитаких музеев и ратовавшие за организацию методических центров на базе лучших музеев.В целях лучшего использования в учебном процессе наглядного материала они рекомендовалираспределять коллекцию музея по разделам гуманитарного и естественнонаучного знания(5;52).
Тем самым школьный музей,во многом являясь сферой детского творческого труда, не только воспитывал у учащихсяинтерес к окружающему миру, но и формировал полезные навыки.
В советское время школьныемузеи, утратив в основной своей массе былое назначение, превратились в формальноеотражение истории школы и достижений ее руководства, хотя именно школьный музейдолжен быть отражением содержания и качества жизни коллектива, центром интегрированнойв учебно-воспитательный процесс музейно-педагогической и краеведческой работы.
1.3МУЗЕЙВОБРАЗОВАНИИ
Историческое развитиемузеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В определенныеисторические периоды музейные собрания становились основой для фундаментальныхи прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупныеученые, делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды.Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновениюмузейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, ипедагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее определениепонятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специальная дисциплина,которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музеяпроцесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика — смежнаянаучная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характериспользования музейных средств в передаче и восприятии информации с точкизрения педагогики. В современных исследованиях музейная педагогика — этонаучная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии,рассматривающая музей как образовательную систему. В связи с этим музейнаяпедагогика позволяет:
— изучатьзакономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике,возможности совершенствования педагогического руководства;
— определять спецификупедагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группымузейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода кпосетителям музея;
— обобщать опытвоспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствоватьнаучно-методические рекомендации;
— выявлять наиболеерациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типамиобразовательных учреждений;
— прогнозироватьразвитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.
В числе других проблеммузейная педагогика занимается изучением психолого-педагогических проблемвосприятия музейной формы коммуникации, специальные разделы музейной педагогикиисследуют формы и методы работы с музейной аудиторией, определяют наиболеепредпочтительное месторасположение музеев, их возможности вучебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования, изучают проблемымузейной социологии. Таким образом, музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарныйхарактер и обогащают и музееведение, и педагогику, и психологию.
На сегодняшний день,безусловно, необходимо чётко различать понятия «музейная педагогика» и«культурно-образовательная деятельность в музее», поскольку первое обозначаетновую научную дисциплину, тогда как второе — традиционное для музеянаправление, которое входит в его компетенцию.
Говоря о возможностяхмузейной педагогики в процессе воспитания, кратко рассмотрим историю«взаимоотношений» школы и музея. Тесное и гармоничное взаимодействие музеев иобразовательных учреждений началось в середине XIX века. С этого временисменилось несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеиваниешколы» (ХIХ век), «школоцентристкая» модель (начало ХХ века), появлениешкольных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-егоды ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификациявзаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века).
Сейчас, говоря омузейной педагогике, о её возможностях в образовательном, воспитательномпроцессах, в первую очередь необходимо рассмотреть модель взаимодействия «школа— школьный музей», поскольку целесообразнее использовать потенциал этогоуникального учреждения (тем более что, как правило, он территориально выгоднорасположен по отношению ко всем участникам образовательно-воспитательногопроцесса). Зарождение и развитие взаимоотношений «школа — школьный музей»началось на рубеже XIX и XX веков и проходило в общеисторическом контексте.
Можно выделитьследующие основные этапы истории создания и развития школьного музея:
1. С начала своеговозникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музейсоздается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активновключен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства сдействительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общихусилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимаютсясобиранием или изготовлением пособий.
2. В 1930-х и 1940-хгодах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы нареализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превращался вкраеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х — начала 1940-х годовстали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинаетсяпроцесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьныхмузеев практически всех профилей.
3. К середине 1980-хгодов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев — четыре споловиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всемидругими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В средешкольных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьногомузея этого времени и оказывают влияние на остальные.
4. Однако в 1990-х годахшкольные музеи переживают известный кризис и подвергаются модификациям,связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны.Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменойидеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всеговоенно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью вработе руководителей (на смену энтузиастам 1970—1980-х годов не всегда приходятновые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса ушкольного музея.
Но некоторым школьныммузеям тогда удалось не только «выжить» в условиях нового времени, отразить еготребования и тенденции, но и продолжить активную деятельность, сохранитьсяименно как школьный музей.
Это стало возможным вомногом благодаря следующим основополагающим принципам:
— школьный музей служитсвоим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагогишколы, совет содействия и прочие), являются и его основными «потребителями» или«пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаютсяодной группой лиц (специалисты-музеологи ) для другой (аудитория);
— школьный музей интегрированв учебно-воспитательный процесс: через различные собрания и другие формыдеятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и сдополнительным образованием учащихся. Подобная связь также существует междушколой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной;
— школьный музей болеечем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества. «Качествожизни» школьного музея непосредственным образом зависит от местнойадминистрации (включая учебный округ района и методический центр руководстваработой музея), а так же близлежащих предприятий и учреждений, местных средствмассовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителейучащихся, проживающих на данной территории).
В настоящий моментактуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознаниемследующих позиций:
1) термин «школьный»должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в тойстепени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетныхгостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческойактивности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом,средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьногомузея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности исегодня;
2) школьный музейактуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейноеучреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется егообразовательным назначением;
3) школьный музейпризван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда,а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова«поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми иодновременно для детей;
4) его специфика в том,что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерностьсуществования и эффективность деятельности школьного музея определяются,во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (повозможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых,использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не толькоучителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).
Говоря о потенциалемузейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, чтопроцесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность ирезультативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализмапедагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задачмузейной педагогики является подготовка и повышение квалификации какнепосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого кработе в музее, так и всего педагогического коллектива.
Кроме этого, школьныймузей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную,исследовательскую, образовательную, и должен являться центромнаучно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллективаобразовательного учреждения.
Прежде всего, музейобразовательного учреждения — это школьный центр повышения квалификации и дажев некоторых случаях переподготовки, где педагоги разных специальностей впроцессе повышения квалификации и переподготовки смогут оглянуться на «старое»,чтобы увидеть перспективы своего роста. Во-первых, практически во всех школьныхмузеях существует раздел «История школы», где, естественно, хранится (илиэкспонируется) информация о лучших учителях, об их достижениях и педагогическихнаходках. А что лучше «хорошо забытого старого»? Во-вторых, в школьном музеехранятся материалы, которые будут полезны учителю при подготовке анализа и самоанализаучебного занятия и заполнении, например, таких строк, как «Задачи урока» (средикоторых обязательно должна быть и воспитательная), «Оборудование урока»,«Система работы учителя». В-третьих, именно школьный музей, его экспозиция,архивы будут полезны молодым специалистам в повышении их уровняпрофессиональной компетенции и этики, а также помогут больше узнать обобразовательном учреждении, его традициях и так далее.
Отдельно нужно сказатьо потенциале школьного музея как возможного центра регионально-ориентированнойвоспитательной системы образовательного учреждения. Положительный опытподобного режима работы образовательного учреждения есть и в городеНовосибирске, и в Новосибирской области. В этом смысле полезно обратитьвнимание на следующее: к сожалению, уровень профессионализма классныхруководителей, педагогов в школах зачастую таков, что они рассматриваютшкольный музей как возможность проведения или «дежурного», или традиционногомероприятия (к 9 Мая, 23 февраля и так далее). Это неверно, потому что,во-первых, в свете последних государственных, региональных нормативно-правовыхактов в области воспитания и образования, социально-экономические изменения,происходящие в стране, и обусловленная ими модернизация общего среднегообразования требуют существенных изменений в содержании и структуревоспитательных задач, которые стоят и перед общеобразовательной школой вчастности, и перед системой общего и дополнительного образования в целом икоторые, безусловно, необходимо ставить перед каждым конкретным уроком,мероприятием, внеурочным занятием. Во-вторых, при проектировании музея какцентра воспитательной системы необходимо продумывать и преломлять работу всехпредметно-цикловых комиссий, всех методических объединений, всех направленийдеятельности учреждения именно через музей, что в свою очередь требуетопределённого рода переподготовки педагогов либо повышения их квалификации. Наначальной ступени повышения квалификации и переподготовки эту проблему можетрешить и решает музей образовательного учреждения.
Музей и с точки зренияметодического сопровождения целостного воспитательного процесса вобразовательном учреждении должен выполнять функции системно-комплексногометодического центра, лаборатории, своего рода «копилки». Где, как не в музее,хранить, экспонировать, использовать лучшие методические разработки и опытвоспитательной деятельности классных руководителей и учителей-предметников,хранить обобщённый опыт передовых педагогов и так далее? Именно музей даётвозможность обеспечивать информационное сопровождение опытно-поисковойдеятельности в области воспитания, развития учащихся в школе.
Любое вовлечениепедагога в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельностьзначительно повышает уровень его профессиональной квалификации. Что касаетсяшкольного музея, то он по определению должен вести (и ведёт) работу винновационном, опытно-экспериментальном режиме.
К числу особо значимыхпроблем, решаемых музейной педагогикой, относится активизация различныхпроцессов формирования личности учащегося — развития её творческихспособностей, выработки активной жизненной позиции и так далее. Поэтому одна иззадач музейной педагогики заключается в создании условий для активизациидеятельности учащихся в музее. Поиски ведутся в области экскурсионной методики,методики проведения музейных уроков, факультативов, организации самостоятельнойнаучно-исследовательской работы учащихся на базе фондов и архива музея.Привлечение ребят к музейной деятельности происходит и посредством организациипроблемных, творческих лабораторий и так далее.
Трудно переоценитьпотенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной деятельностиучащихся, поскольку музей относится к тому уникальному типу учреждений, которыйпозволяет осуществить следующее:
— в процессе воспитательнойдеятельности сформировать и развить все структурные компоненты содержанияпатриотизма как качества личности: эмоционального, интеллектуального,деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;
— проводитьдеятельность по пропаганде здорового образа жизни.
Кроме того, музейявляется центром сохранения ценностных ориентиров всего коллектива учащих иучащихся образовательного учреждения и одним из центров формирования опытасоциальных отношений у учащихся.
Формы и методы, ужеиспользуемые для решения воспитательных задач на базе музея и возможные, —разнообразны. Кроме традиционных форм (экскурсия, встреча с интересными людьмии так далее), это могут быть: интерактивный музей на сайте учреждения;интерактивная экскурсия в режиме мультимедиа либо особая форма школьного музей— детский музей; занятия, вне зависимости от профиля музея, археологические,художественные и так далее, но проводимые на основе материалов музея.
ГЛАВА2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙНАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
Пояснительная записка
Школьный музей сегодня всев большей степени становится тем институтом, который позволяет транслировать и укоренятьв жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной истории и культурепроисходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес к прошломународа, к памятникам старины. Школьный музей может и должен соединить разорваннуюсвязь между поколениями, эпохами.
Школьный музей – это эффективноесредство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детейи молодежи.
Цель программы:
1. Обеспечениеусловий для формирования мотивации личности к познанию истории родного края.
2. Развитиетворческих и интеллектуальн6ых способностей в различных видах музейной деятельности.
Задачи:
Воспитывающие:
— воспитание личности, умеющейнаблюдать себя и анализировать окружающую действительность, замечать необычное вобычном, осознающей свое место в историко-культурных процессах;
— воспитывать патриотическиечувства через изучение русской народной культуры;
Образовательные:
— приобщение к историческомуи культурному наследию своей Родины;
— познакомить с бытом, нравамии обычаями;
Развивающие:
— развивать фантазию и художественныйвкус.
Актуальность темы:
— воспитание патриотов своейстраны;
— ознакомление с жизньюи деятельностью людей, живших на Малой Родине.
Место программы всистеме дополнительного образования школы.
Данная программа являетсяне только источником знаний, но она и расширяет базовый уровень знаний по краеведению.Программа рассчитана на 39 часов и предусматривает занятия с учащимися среднеговозраста (5-9 классы). Отдельные темы программы могут быть использованы для экскурсийпо области. Занятия проходят во внеурочное время.
Ожидаемые результаты:
— умение вести себя;
— воспитание чувства патриотизма,гордости за традиции;
— знакомство со своей МалойРодиной;
— овладение теоретическимматериалом программы.
Учебно-тематическийплан
Раздел Количество часов всего Теория Практика 1. «Милости просим, гости дорогие» 6 6 - 2. Мой край 9 7 2 3.Традиции и обряды края 13 5 8 4. «Забытые странички» 7 6 1 5. Презентация проекта: «Школьный краеведческий музей» 4 4 -
Полугодовая программа, рассчитаннаяна 39 часов.
Содержание программы
Этапы Воспитательные задачи Основные формы и содержание 1. «Милости просим, гости дорогие» Первое посещение детьми музея. Знакомство с убранством. 2. Мой край Развитие у детей и подростков семейных ценностей Посещение местного архива, экскурсия по городу, фотовыставка «Памятные места», встречи с интересными людьми. 3. Традиции и обряды края Уважение к родной истории, традициям земляков Беседа с детьми: «Наши традиции», создание коллекции народного женского костюма, показ-выставка: «Наряды моей бабушки», посиделки: «Крещенский вечерок». 4. «Забытые странички» Развитие у детей и подростков патриотизма Исследования детей по истории быта: рассказывание по слайдам, просмотр видеофильма о труде, стенгазета с сочинениями детей: «Труд в прошлом и настоящем». 5. Презентация проекта: «Школьный краеведческий музей» Показ и защита проекта: «Школьный краеведческий музей»
Методическое обеспечение
Программа сочетает разнообразныеформы и методы работы с учащимися.
Дидактико-методические особенностипрограммы:
— осуществление работы детейв работе с вещественными источниками;
— развитие умения работатьс людьми разного возраста.
Основные методы обучения:
— исследовательский;
— поисковый;
— наглядный;
— словесный.
Формы работы:
— практические занятия сархивным материалом;
— встречи;
— стенгазеты;
— фотовыставки и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения.Документы, рекомендации, библиография. – Арх-ск, изд-во Архангельского областногоинститута переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004.– 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческоммузее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001. – 224с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейнаяпедагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельностьмузеев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятияи сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шагив мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История,теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначениеи организация. – Киев, 1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные,детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Словарь основныхтерминов
Аудитория музейная –группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаясяпо следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень,профессиональная принадлежность и место жительства.
Коллекция музейная –совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или несколькихпризнаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес.
Коммуникация музейная –процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешностикоторого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способностьмузейных сотрудников создать условия для этого понимания.
Методика – 1.Совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо (например,научного исследования). 2. Раздел педагогики, рассматривающий методыпреподавания учебных предметов либо воспитания человека.
Музееведение (музеология)– формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношениечеловека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующаяпроцессы сохранения и передачи информации посредством музейных предметов, а также развития музейного дела и направления музейной деятельности.
Музеефикация памятников– направление музейной деятельности и охраны памятников, посвященноепреобразованию недвижимых памятников истории и культуры или природных объектовв объекты музейного показа с целью максимального их сохранения, выявления ихисторико-культурной, научной, эстетической ценности и включения в современнуюкультуру.
Музей-квартира –мемориальный музей – памятник, посвященный выдающемуся деятелю истории, науки, культурыи т.д.
Музей-памятник – музей,возникший в результате музеефикации единичных памятников (например,Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге).
Музейный предмет –понятие музееведения, служащая для обозначения предметов – результатовчеловеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, которыестали объектами познавательного и ценностного отношения и включены в составмузейного собрания.
Музейно-педагогическаяпрограмма – научно и методически выверенная последовательность педагогическихдействий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории.Музейно-педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать всебя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательноеразвитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
Музейно-педагогическийпроцесс – системно организованное и четко направленное взаимодействие музейногопедагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения вусловиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов егоструктуры (музейный предмет, музейный педагог и музейный зритель).
Музейный педагог –специалист, осуществляющий педагогическую (образовательную) деятельность музея.Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на основесубъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданнойэтим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником.
Музейный предмет –предмет реальной действительности, являющийся носителем социокультурной иестественнонаучной информацией, включенный в музейное собрание.
Музейный фонд –совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к нимнаучно-вспомогательными материалами. Входящие в музейный фонд предметы могутнаходиться в хранилищах (фондах), на временном хранении, в экспозиционномпространстве и т.д.
Музейный фондРоссийской Федерации – совокупность постоянно находящихся на территории РФдвижимых памятников истории и культуры, имеющих научную, художественную,историческую или иную культурную ценность и являющихся предметами музейногозначения.
Музеография – 1.Отрасль музееведения, решающая информационные, рекламные и популяризаторскиезадачи. Одна из важнейших источников музееведения, содержанием которой являетсяописание среды, недвижимых памятников и музейных предметов. 2.Совокупностьизданий по истории музея, его экспозиций и коллекций.
Образовательнаядеятельность музея – специфическая форма музейной активности, характеризующаясяпедагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личностимузейными средствами.
Педагогика музейная –отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическаядеятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейнойсреды.
Профиль музея –категория классификации музея, его специализация, определяющая состав музейногособрания, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной ипросветительско-образовательной деятельности.
Собрание музейное –научно-организованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательныхматериалов и хранящихся в музее средств научно-информационного обеспечения.Включает фонды (основной, научно-вспомогательный, обменный и дублетный),библиотеку и архив музея.
Хранение музейныхфондов – направление работы, осуществляемое на основе режима и системы хранениямузейных экспонатов(5;204).