Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Школьный (сельский, поселковый) краеведческий музей

Министерство образования и науки РФ
Департамент образования и науки Архангельскойобласти
ГОУ СПО «Архангельский педагогическийколледж»
Контрольная работа: «Основы краеведения»
«ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ)КРАЕВЕДЧЕСКИЙМУЗЕЙ»
Студентки5 курса 52(1) группы
НовицкойТатьяны Александровны
Преподаватель:Г.А. Попова
2009

СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Школьный краеведческий музей
1.1 Теоретическиеаспекты образовательной деятельности музея
1.2 Школьныймузей
1.3 Музейв образовании
Глава 2. Образовательная программа по краеведческойнаправленности: «Школьный краеведческий музей»
Литература
Приложение

ГЛАВА1.ШКОЛЬНЫЙ (СЕЛЬСКИЙ, ПОСЕЛКОВЫЙ) КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Музей (от греч. museion– дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением,реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализованныхценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.
1.1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЯ
Образовательную деятельностьсовременного музея следует рассматривать в трех аспектах – познавательном, творческом,социальном. Каждый из них, будучи в тесной взаимосвязи с другими, отражает определенноесодержание музейной работы по данному направлению.
Познавательный аспект. Воснове понятия «познавательный» лежит понятие «знание», определение содержания которогоявляется фундаментальной проблемой для философии и науки с глубокой древности. Вкачестве примера сошлемся на античных философов. Так, Платон характеризовал знаниечерез его противоположность «мнение», а Аристотель представлял его как «умение»,то есть знание ремесла, языка, обряда и т.д., являющееся непременным условием пользованияим.
Последовавшие за античностьюэпохи обогатили понятие новым содержанием, в результате чего знание стало рассматриватьсяв двух аспектах – практическом и теоретическом. Каждый из названных аспектов включаетв себя науку, технику, религию, культуру, то есть является элементом целостногокультурно-исторического комплекса, важное место в котором занимает музей, ибо онпринадлежит среде, формирующей практический опыт и теоретическое знание, ориентированноена формирование и развитие профессиональных музейных дисциплин. Здесь исследуютсятакие формы специфической деятельности человека, как собирание, хранение, изучениеи популяризация памятников культуры, техники и природы.
Творческий аспект. Творчествоявляется важнейшей составляющей любой деятельности человека. Знание тоже можно рассматриватькак результат творческой деятельности человека, ибо оно помогает ему определитьотношение к природе, обществу, и наконец, к самому себе. В условиях формирующегосяинформационного общества установка на ценность творческого развития личности нетеряет своей актуальности.
Социальный аспект.Музей является частью среды и активно участвует в социализации человека с самогораннего его возраста, расширяя его восприятие окружающего мира. Приобщение к окружающемумиру и обществу происходит в его среде в процессе передачи чувственного опыта, знаний,умений и ценностей от одного поколения к другому. Этот процесс вписывается в концепциюнепрерывного образования (Г.И. Ильин), ибо его образовательным результатом являетсяпреобразование социокультурного опыта в собственные установки, ценности, ориентации,усвоение социальных норм, ролей и т.д.
Опыт развития образовательнойдеятельности музея в ХIХи первой половине ХХ в. Условно позволяет выделить две группы музеев –профессиональные и собственно образовательные. К первой группе относятся музеи технического,естественнонаучного, этнографического, историко-краеведческого и искусствоведческогопрофилей. Ко второй – непрофессиональные музеи: педагогические, школьные и детские.Данная группа музеев имеет не только свою историю развития, но и занимает видноеместо в системе образовательных и социально-досуговых учреждений.

1.2ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Школьные музеи– относятся к группе музеев учебных заведений и музеев педагогического профиля.Создаются и функционируют в общеобразовательных школах всех типов и внешкольныхучреждениях с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, развитияпознавательной и творческой активности учащихся, формирования у них навыков ценностно-ориентированногоотношения к культурно-историческому наследию и приобщения к нему.
Наряду с педагогическимиширокое распространение имели школьные музеи. Появившись в большом количестве нарубеже ХIХ – ХХ вв., они были вызваны к жизни потребностью научить детей извлекатьзнания как из непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из предметов,собранных в школьном музее, представлявшем собой «необходимое собрание коллекций,приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, гдевведено наглядное преподавание…»(7;25). Такиемузеибыли принадлежностью школ низшей ступени, ориентировавших своих воспитанников натрудовую деятельность, и главным принципом их комплектования была полезность предметадля знакомства с действительностью. Не случайно предпочтение в школьных музеях отдавалоськраеведческой тематике, а в собирании экспонатов принимала участие вся школа, чтопозволяло не только знакомить учащихся со спецификой жизни конкретной местностиво всех ее проявлениях, но и наладить в школе творческие взаимоотношения между учителеми учащимися. Интерес к школьным музеям проявляли не только учителя, но и крупныеученые, деятели народного образования, создавшие пособия и руководства по организациитаких музеев и ратовавшие за организацию методических центров на базе лучших музеев.В целях лучшего использования в учебном процессе наглядного материала они рекомендовалираспределять коллекцию музея по разделам гуманитарного и естественнонаучного знания(5;52).
Тем самым школьный музей,во многом являясь сферой детского творческого труда, не только воспитывал у учащихсяинтерес к окружающему миру, но и формировал полезные навыки.
В советское время школьныемузеи, утратив в основной своей массе былое назначение, превратились в формальноеотражение истории школы и достижений ее руководства, хотя именно школьный музейдолжен быть отражением содержания и качества жизни коллектива, центром интегрированнойв учебно-воспитательный процесс музейно-педагогической и краеведческой работы.
1.3МУЗЕЙВОБРАЗОВАНИИ
 
Историческое развитиемузеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В определенныеисторические периоды музейные собрания становились основой для фундаментальныхи прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупныеученые, делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды.Использование музеев в целях образования и воспитания привело к возникновениюмузейной педагогики, которая объединяет в себе элементы и музееведения, ипедагогики и дополняется социологическими и психологическими исследованиями. В1982 году немецкий музеолог (музеевед) Клаус Шрейнер дал следующее определениепонятию «музейная педагогика»: «Это общественно-научная специальная дисциплина,которая изучает содержание и принципы, а также методы специфического для музеяпроцесса воспитания и образования». Безусловно, музейная педагогика — смежнаянаучная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характериспользования музейных средств в передаче и восприятии информации с точкизрения педагогики. В современных исследованиях музейная педагогика — этонаучная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии,рассматривающая музей как образовательную систему. В связи с этим музейнаяпедагогика позволяет:
— изучатьзакономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике,возможности совершенствования педагогического руководства;
— определять спецификупедагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группымузейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода кпосетителям музея;
— обобщать опытвоспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствоватьнаучно-методические рекомендации;
— выявлять наиболеерациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типамиобразовательных учреждений;
— прогнозироватьразвитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.
В числе других проблеммузейная педагогика занимается изучением психолого-педагогических проблемвосприятия музейной формы коммуникации, специальные разделы музейной педагогикиисследуют формы и методы работы с музейной аудиторией, определяют наиболеепредпочтительное месторасположение музеев, их возможности вучебно-воспитательном процессе на всех уровнях образования, изучают проблемымузейной социологии. Таким образом, музейно-педагогические исследования носят интердисциплинарныйхарактер и обогащают и музееведение, и педагогику, и психологию.
На сегодняшний день,безусловно, необходимо чётко различать понятия «музейная педагогика» и«культурно-образовательная деятельность в музее», поскольку первое обозначаетновую научную дисциплину, тогда как второе — традиционное для музеянаправление, которое входит в его компетенцию.
Говоря о возможностяхмузейной педагогики в процессе воспитания, кратко рассмотрим историю«взаимоотношений» школы и музея. Тесное и гармоничное взаимодействие музеев иобразовательных учреждений началось в середине XIX века. С этого временисменилось несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеиваниешколы» (ХIХ век), «школоцентристкая» модель (начало ХХ века), появлениешкольных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-егоды ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификациявзаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века).
Сейчас, говоря омузейной педагогике, о её возможностях в образовательном, воспитательномпроцессах, в первую очередь необходимо рассмотреть модель взаимодействия «школа— школьный музей», поскольку целесообразнее использовать потенциал этогоуникального учреждения (тем более что, как правило, он территориально выгоднорасположен по отношению ко всем участникам образовательно-воспитательногопроцесса). Зарождение и развитие взаимоотношений «школа — школьный музей»началось на рубеже XIX и XX веков и проходило в общеисторическом контексте.
Можно выделитьследующие основные этапы истории создания и развития школьного музея:
1. С начала своеговозникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музейсоздается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активновключен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства сдействительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общихусилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимаютсясобиранием или изготовлением пособий.
2. В 1930-х и 1940-хгодах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы нареализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превращался вкраеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х — начала 1940-х годовстали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинаетсяпроцесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьныхмузеев практически всех профилей.
3. К середине 1980-хгодов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев — четыре споловиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всемидругими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В средешкольных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьногомузея этого времени и оказывают влияние на остальные.
4. Однако в 1990-х годахшкольные музеи переживают известный кризис и подвергаются модификациям,связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны.Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменойидеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всеговоенно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью вработе руководителей (на смену энтузиастам 1970—1980-х годов не всегда приходятновые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса ушкольного музея.
Но некоторым школьныммузеям тогда удалось не только «выжить» в условиях нового времени, отразить еготребования и тенденции, но и продолжить активную деятельность, сохранитьсяименно как школьный музей.
Это стало возможным вомногом благодаря следующим основополагающим принципам:
— школьный музей служитсвоим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагогишколы, совет содействия и прочие), являются и его основными «потребителями» или«пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаютсяодной группой лиц (специалисты-музеологи ) для другой (аудитория);
— школьный музей интегрированв учебно-воспитательный процесс: через различные собрания и другие формыдеятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и сдополнительным образованием учащихся. Подобная связь также существует междушколой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной;
— школьный музей болеечем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества. «Качествожизни» школьного музея непосредственным образом зависит от местнойадминистрации (включая учебный округ района и методический центр руководстваработой музея), а так же близлежащих предприятий и учреждений, местных средствмассовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителейучащихся, проживающих на данной территории).
В настоящий моментактуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознаниемследующих позиций:
1) термин «школьный»должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в тойстепени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетныхгостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческойактивности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом,средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьногомузея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности исегодня;
2) школьный музейактуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейноеучреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется егообразовательным назначением;
3) школьный музейпризван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда,а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова«поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми иодновременно для детей;
4) его специфика в том,что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерностьсуществования и эффективность деятельности школьного музея определяются,во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (повозможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых,использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не толькоучителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).
Говоря о потенциалемузейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, чтопроцесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность ирезультативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализмапедагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задачмузейной педагогики является подготовка и повышение квалификации какнепосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого кработе в музее, так и всего педагогического коллектива.
Кроме этого, школьныймузей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную,исследовательскую, образовательную, и должен являться центромнаучно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллективаобразовательного учреждения.
Прежде всего, музейобразовательного учреждения — это школьный центр повышения квалификации и дажев некоторых случаях переподготовки, где педагоги разных специальностей впроцессе повышения квалификации и переподготовки смогут оглянуться на «старое»,чтобы увидеть перспективы своего роста. Во-первых, практически во всех школьныхмузеях существует раздел «История школы», где, естественно, хранится (илиэкспонируется) информация о лучших учителях, об их достижениях и педагогическихнаходках. А что лучше «хорошо забытого старого»? Во-вторых, в школьном музеехранятся материалы, которые будут полезны учителю при подготовке анализа и самоанализаучебного занятия и заполнении, например, таких строк, как «Задачи урока» (средикоторых обязательно должна быть и воспитательная), «Оборудование урока»,«Система работы учителя». В-третьих, именно школьный музей, его экспозиция,архивы будут полезны молодым специалистам в повышении их уровняпрофессиональной компетенции и этики, а также помогут больше узнать обобразовательном учреждении, его традициях и так далее.
Отдельно нужно сказатьо потенциале школьного музея как возможного центра регионально-ориентированнойвоспитательной системы образовательного учреждения. Положительный опытподобного режима работы образовательного учреждения есть и в городеНовосибирске, и в Новосибирской области. В этом смысле полезно обратитьвнимание на следующее: к сожалению, уровень профессионализма классныхруководителей, педагогов в школах зачастую таков, что они рассматриваютшкольный музей как возможность проведения или «дежурного», или традиционногомероприятия (к 9 Мая, 23 февраля и так далее). Это неверно, потому что,во-первых, в свете последних государственных, региональных нормативно-правовыхактов в области воспитания и образования, социально-экономические изменения,происходящие в стране, и обусловленная ими модернизация общего среднегообразования требуют существенных изменений в содержании и структуревоспитательных задач, которые стоят и перед общеобразовательной школой вчастности, и перед системой общего и дополнительного образования в целом икоторые, безусловно, необходимо ставить перед каждым конкретным уроком,мероприятием, внеурочным занятием. Во-вторых, при проектировании музея какцентра воспитательной системы необходимо продумывать и преломлять работу всехпредметно-цикловых комиссий, всех методических объединений, всех направленийдеятельности учреждения именно через музей, что в свою очередь требуетопределённого рода переподготовки педагогов либо повышения их квалификации. Наначальной ступени повышения квалификации и переподготовки эту проблему можетрешить и решает музей образовательного учреждения.
Музей и с точки зренияметодического сопровождения целостного воспитательного процесса вобразовательном учреждении должен выполнять функции системно-комплексногометодического центра, лаборатории, своего рода «копилки». Где, как не в музее,хранить, экспонировать, использовать лучшие методические разработки и опытвоспитательной деятельности классных руководителей и учителей-предметников,хранить обобщённый опыт передовых педагогов и так далее? Именно музей даётвозможность обеспечивать информационное сопровождение опытно-поисковойдеятельности в области воспитания, развития учащихся в школе.
Любое вовлечениепедагога в исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельностьзначительно повышает уровень его профессиональной квалификации. Что касаетсяшкольного музея, то он по определению должен вести (и ведёт) работу винновационном, опытно-экспериментальном режиме.
К числу особо значимыхпроблем, решаемых музейной педагогикой, относится активизация различныхпроцессов формирования личности учащегося — развития её творческихспособностей, выработки активной жизненной позиции и так далее. Поэтому одна иззадач музейной педагогики заключается в создании условий для активизациидеятельности учащихся в музее. Поиски ведутся в области экскурсионной методики,методики проведения музейных уроков, факультативов, организации самостоятельнойнаучно-исследовательской работы учащихся на базе фондов и архива музея.Привлечение ребят к музейной деятельности происходит и посредством организациипроблемных, творческих лабораторий и так далее.
Трудно переоценитьпотенциал школьного музея в решения вопросов воспитательной деятельностиучащихся, поскольку музей относится к тому уникальному типу учреждений, которыйпозволяет осуществить следующее:
— в процессе воспитательнойдеятельности сформировать и развить все структурные компоненты содержанияпатриотизма как качества личности: эмоционального, интеллектуального,деятельностного, потребностно-мотивационного, волевого;
— проводитьдеятельность по пропаганде здорового образа жизни.
Кроме того, музейявляется центром сохранения ценностных ориентиров всего коллектива учащих иучащихся образовательного учреждения и одним из центров формирования опытасоциальных отношений у учащихся.
Формы и методы, ужеиспользуемые для решения воспитательных задач на базе музея и возможные, —разнообразны. Кроме традиционных форм (экскурсия, встреча с интересными людьмии так далее), это могут быть: интерактивный музей на сайте учреждения;интерактивная экскурсия в режиме мультимедиа либо особая форма школьного музей— детский музей; занятия, вне зависимости от профиля музея, археологические,художественные и так далее, но проводимые на основе материалов музея.

ГЛАВА2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙНАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ»
Пояснительная записка
Школьный музей сегодня всев большей степени становится тем институтом, который позволяет транслировать и укоренятьв жизни базовые ценности общества. Через приобщение к отечественной истории и культурепроисходит осознание ребенком собственной личности. Музей вызывает интерес к прошломународа, к памятникам старины. Школьный музей может и должен соединить разорваннуюсвязь между поколениями, эпохами.
Школьный музей – это эффективноесредство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детейи молодежи.
Цель программы:
1.        Обеспечениеусловий для формирования мотивации личности к познанию истории родного края.
2.        Развитиетворческих и интеллектуальн6ых способностей в различных видах музейной деятельности.
Задачи:
Воспитывающие:
— воспитание личности, умеющейнаблюдать себя и анализировать окружающую действительность, замечать необычное вобычном, осознающей свое место в историко-культурных процессах;
— воспитывать патриотическиечувства через изучение русской народной культуры;
Образовательные:
— приобщение к историческомуи культурному наследию своей Родины;
— познакомить с бытом, нравамии обычаями;
Развивающие:
— развивать фантазию и художественныйвкус.
Актуальность темы:
— воспитание патриотов своейстраны;
— ознакомление с жизньюи деятельностью людей, живших на Малой Родине.
Место программы всистеме дополнительного образования школы.
Данная программа являетсяне только источником знаний, но она и расширяет базовый уровень знаний по краеведению.Программа рассчитана на 39 часов и предусматривает занятия с учащимися среднеговозраста (5-9 классы). Отдельные темы программы могут быть использованы для экскурсийпо области. Занятия проходят во внеурочное время.
Ожидаемые результаты:
— умение вести себя;
— воспитание чувства патриотизма,гордости за традиции;
— знакомство со своей МалойРодиной;
— овладение теоретическимматериалом программы.
Учебно-тематическийплан
 Раздел Количество часов всего Теория Практика 1. «Милости просим, гости дорогие» 6 6 - 2. Мой край 9 7 2 3.Традиции и обряды края 13 5 8 4. «Забытые странички» 7 6 1 5. Презентация проекта: «Школьный краеведческий музей» 4 4 -
Полугодовая программа, рассчитаннаяна 39 часов.
Содержание программы
 Этапы Воспитательные задачи Основные формы и содержание 1. «Милости просим, гости дорогие» Первое посещение детьми музея. Знакомство с убранством. 2. Мой край Развитие у детей и подростков семейных ценностей Посещение местного архива, экскурсия по городу, фотовыставка «Памятные места», встречи с интересными людьми. 3. Традиции и обряды края Уважение к родной истории, традициям земляков Беседа с детьми: «Наши традиции», создание коллекции народного женского костюма, показ-выставка: «Наряды моей бабушки», посиделки: «Крещенский вечерок». 4. «Забытые странички» Развитие у детей и подростков патриотизма Исследования детей по истории быта: рассказывание по слайдам, просмотр видеофильма о труде, стенгазета с сочинениями детей: «Труд в прошлом и настоящем». 5. Презентация проекта: «Школьный краеведческий музей» Показ и защита проекта: «Школьный краеведческий музей»
Методическое обеспечение
Программа сочетает разнообразныеформы и методы работы с учащимися.
Дидактико-методические особенностипрограммы:
— осуществление работы детейв работе с вещественными источниками;
— развитие умения работатьс людьми разного возраста.
Основные методы обучения:
— исследовательский;
— поисковый;
— наглядный;
— словесный.
Формы работы:
— практические занятия сархивным материалом;
— встречи;
— стенгазеты;
— фотовыставки и т.д.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения.Документы, рекомендации, библиография. – Арх-ск, изд-во Архангельского областногоинститута переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004.– 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческоммузее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001. – 224с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейнаяпедагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельностьмузеев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятияи сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шагив мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. –160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История,теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначениеи организация. – Киев, 1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные,детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Словарь основныхтерминов
Аудитория музейная –группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаясяпо следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень,профессиональная принадлежность и место жительства.
Коллекция музейная –совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или несколькихпризнаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес.
Коммуникация музейная –процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешностикоторого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способностьмузейных сотрудников создать условия для этого понимания.
Методика – 1.Совокупность методов и приемов практического выполнения чего-либо (например,научного исследования). 2. Раздел педагогики, рассматривающий методыпреподавания учебных предметов либо воспитания человека.
Музееведение (музеология)– формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношениечеловека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующаяпроцессы сохранения и передачи информации посредством музейных предметов, а также развития музейного дела и направления музейной деятельности.
Музеефикация памятников– направление музейной деятельности и охраны памятников, посвященноепреобразованию недвижимых памятников истории и культуры или природных объектовв объекты музейного показа с целью максимального их сохранения, выявления ихисторико-культурной, научной, эстетической ценности и включения в современнуюкультуру.
Музей-квартира –мемориальный музей – памятник, посвященный выдающемуся деятелю истории, науки, культурыи т.д.
Музей-памятник – музей,возникший в результате музеефикации единичных памятников (например,Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге).
Музейный предмет –понятие музееведения, служащая для обозначения предметов – результатовчеловеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, которыестали объектами познавательного и ценностного отношения и включены в составмузейного собрания.
Музейно-педагогическаяпрограмма – научно и методически выверенная последовательность педагогическихдействий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории.Музейно-педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать всебя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательноеразвитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.
Музейно-педагогическийпроцесс – системно организованное и четко направленное взаимодействие музейногопедагога и учащихся, обеспечивающее единство развития, воспитания и обучения вусловиях музейной среды на основе целостности и общности всех элементов егоструктуры (музейный предмет, музейный педагог и музейный зритель).
Музейный педагог –специалист, осуществляющий педагогическую (образовательную) деятельность музея.Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на основесубъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданнойэтим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником.
Музейный предмет –предмет реальной действительности, являющийся носителем социокультурной иестественнонаучной информацией, включенный в музейное собрание.
Музейный фонд –совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к нимнаучно-вспомогательными материалами. Входящие в музейный фонд предметы могутнаходиться в хранилищах (фондах), на временном хранении, в экспозиционномпространстве и т.д.
Музейный фондРоссийской Федерации – совокупность постоянно находящихся на территории РФдвижимых памятников истории и культуры, имеющих научную, художественную,историческую или иную культурную ценность и являющихся предметами музейногозначения.
Музеография – 1.Отрасль музееведения, решающая информационные, рекламные и популяризаторскиезадачи. Одна из важнейших источников музееведения, содержанием которой являетсяописание среды, недвижимых памятников и музейных предметов. 2.Совокупностьизданий по истории музея, его экспозиций и коллекций.
Образовательнаядеятельность музея – специфическая форма музейной активности, характеризующаясяпедагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личностимузейными средствами.
Педагогика музейная –отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическаядеятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейнойсреды.
Профиль музея –категория классификации музея, его специализация, определяющая состав музейногособрания, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной ипросветительско-образовательной деятельности.
Собрание музейное –научно-организованная совокупность музейных предметов, научно-вспомогательныхматериалов и хранящихся в музее средств научно-информационного обеспечения.Включает фонды (основной, научно-вспомогательный, обменный и дублетный),библиотеку и архив музея.
Хранение музейныхфондов – направление работы, осуществляемое на основе режима и системы хранениямузейных экспонатов(5;204).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинг в умовах глобалізації
Реферат Процесс художественного творчества
Реферат Как нам научиться послушанию
Реферат Бычий остров - прародина олимпийских богов и ристалище для героев Эллады
Реферат Актуальные проблемы современной правовой социологии
Реферат Путешествие Чарльза Дарвина на "Бигле"
Реферат Отчет о производственной практике по предмету «Банковское дело» на примере ОАО «Альфа-Банк»
Реферат Проституция несовершеннолетних, как социально-педагогическая проблема в России
Реферат Распределения предприятий по прибыли от продаж
Реферат Технічна термодинаміка та теплові процеси технології будівельних матеріалів
Реферат Johann Wolfgang Goethe
Реферат Європейська соціальна хартія (переглянута) Перша національна доповідь Уряду України щодо реалізації положень Європейської соціальної хартії (переглянутої)
Реферат Экономика и управление сельскохозяйственным производством
Реферат Стратегия предприятий тема 5 (реф)
Реферат Селькупы