Министерствообразования и науки Российской Федерации Лаборатория Педагогического творчестваИркутского государственного Университета Муниципальное общеобразовательноеучреждение Лицей ИГУ г. Иркутска
XIVобщелицейская научно-практическая конференция
«Шишкинскиепетроглифы»
АВТОР РАБОТЫ:
Кузнецова Дарья Ученица11 класса социально- лингвистического профиля (группа 3.4) МОУ Лицей ИГУ г.Иркутска
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Шмидт ЕкатеринаНиколаевна
Учитель историиМОУ Лицей ИГУ г. Иркутска
г. Иркутск, 2010год
Содержание
Введение
1. История исследования
2. Методика исследования
3. Проблема периодизации шишкинскихпетроглифов
4. Шаманский камень
5. Курыканы
6. Семантика наскальныхрисунков
Заключение
Приложения
Список литературы
петроглиф шаманский каменькурыкан
Введение
Эта работа посвященаизучению древних наскальных рисунков – петроглифов, в частности, так называемых«Шишкинских писаниц». Данный памятник истории находится в Качугском районеИркутской области, на правом берегу Лены, недалеко от села Шишкино. Целью моейработы было изучить историю исследования рисунков, попытаться выяснить ихвозраст, происхождение, семантику, т.е. смысловое значение изображений. А также привлечь внимание к проблеме сохранения уникального историко-культурногопамятника нескольких эпох. Для этого я прочитала ряд публикаций по данной теме,в частности статьи академика А.П. Окладникова, современных исследователей Л.В.Мельниковой и В.С. Николаева; я сама побывала в Качугском районе, на Шишкинскихписаницах и поднималась на высоту 50 метров для того чтобы в реальности увидетьсвидетельства древней культуры.
Скалы на берегу Ленысложены красноцветным верхнекембрийским песчаником верхоленской свиты, выходыкоторого представлены одним или несколькими горизонтальными ярусами,разделенными распадками и ложбинами на отдельные участки. Порода разбитаглубокими горизонтальными и вертикальными трещинами на блоки разной величины.На отдельных участках долины крупные блоки занимают различный угол падения – отсубвертикального до отрицательного. Вертикальные плоскости с рисункаминаходятся на разной высоте от современного уровня реки (5 – 100 м).
Петроглифы выполнены вразных техниках: протира, гравировки, выбивки, углубленного желобка; всочетании протира и гравировки; протира и охры; выбивки, углубленного желобка ипротира; имеются также росписи, выполненные темно-красной охрой. Превалирующейявляется техника протира. Ее широкое распространение объясняется тем, чторисунки наносились на мягкую окрашенную гидроокислами железа породу- песчаник.
1. История исследования
Древние наскальныеизображения в долине Верхней Лены впервые были отмечены участником Великой Сибирской,или Камчатской, экспедиции 1733-1743 гг. Г.Ф. Миллером: «Нахожу, есть несколькоукрашенных фигурами скал на правом берегу Лены. На них видны разные изображениялюдей и животных, вырезанных на красноватом песчаном камне»[1].
С 1929 г. началосьпланомерное изучение петроглифов у деревни Шишкино, экспедициями АН СССР подруководством А. П. Окладникова. Работы проводились в 1939, 1941, 1947, 1957 гг.Параллельно в 40-50-х гг. писаницы исследовал П.П. Хороших со студентамипрактикантами ИГПИ и сотрудниками Иркутского областного краеведческого музея.Итогом этих работ была серия статей П.П. Хороших.
Постановлением СоветаМинистров РСФСР в 1960 г. Шишкинские писаницы поставлены на республиканскийучет и охрану. С 1966 г. в окрестностях петроглифов начали детальноеобследование всего комплекса археологических памятников. Отряды иркутскогообластного Краеведческого музея и ИГУ под руководством М.П. Аксенова.
Шишкинские писаницыявляются не только галереей наскального искусства древних народов, но икультовым центом, святилищем местного аборигенного народа — бурят. Здесь впрошлом проходили шаманские мистерии, родовые жертвоприношения, поклонениядухам предков. Традиционные семейно-родовые обряды и жертвоприношенияпродолжаются и в настоящее время. Шишкинские писаницы нашли также отражение вбурятском фольклоре.
2. Методикаисследования наскальных рисунков на примере древнего искусства Шишкинскиеписаницы
Научная достоверностьпроизведений древнего наскального искусства во многом зависят от совершенстваметодики фиксации рисунков. Методика фиксации развивалась от элементарногоперерисовывания видимых изображений художником до фотофиксации с приложениемпрорисовок. К настоящему времени в мире сложилось несколько школ методикификсации наскальных рисунков:
· ШколаОкладникова-методика фиксации с применением кальки;
· Школаитальянского исследователя Эмануэля Анати – методика фиксации с применениемполимерных пластиков (папье-маше)
· Школаученого из Австралии Роберта Беднарика – методика фиксации с применениемкомпьютера.
· Методикафиксации рисунков с помощью фотоаппарата (М.В. Свинина, Л.В. Мельникова)
Выбор методики фиксациипамятника зависит от техники выполнения рисунков, характера размещениярисунков, сохранности памятника.
Нам известно, чтодревние рисунки у деревни Шишкино были обнаружены в ХVIIIвеке Г.Ф. Миллером и частично скопированы художником экспедиции Люрсениусом –это есть первая, известная нам, методика фиксации памятников древнегоизобразительного искусства, применяемая на Шишкинских писаницах.
В 1929 году началосьпланомерное и научное изучение Шишкинских писаниц под руководством А.П.Окладникова. Применяемая им методика фиксации заключалась в переводе рисунковсо скальной поверхности на кальку с предварительной пролиновкой границ рисунка,либо границы рисунка обводились белым карандашом. Кроме этого, А.П. Окладниковвпервые на памятнике провел выборочную фотофиксацию рисунков.
В 1987 году художникомКрасноярского художественного фонда В.Ф. Капелько была предпринята попыткакопирования рисунков Шишкинских скал на полиэтиленовую пленку и микалентнуюбумагу. Применяемая методика, как было сказано выше, позволила уточнить деталирисунков и самое главное выявить новые, ранее не известные наскальныеизображения. Работа с полиэтиленом во многом похожа на методику калькирования.Микалент обладает следующими качествами: это очень тонкая рулонная бумага, присмачивании становится прозрачной, обволакивает все выступы и трещины, полностьюприлегает к скальной поверхности.
Эстамнирование намикалент проводится в несколько этапов. Предварительно скальная поверхностьмоется. Затем микалентная бумага жестко закрепляется на скале и смачивается.Работа по мокрому микаленту заключается в обозначении контура рисунков. Далееуже сухой микалент затирается краской-газовой сажей, что дает фиксациюрисунков, а так же выявление структуры скальной поверхности. В случае сложныхрисунков, выполненных в сочетании нескольких техник делается дубль пополиэтилен. Далее готовый микалент закрепляют на холст для хранения илиэксионирования. Закрепление производится на загрунтованную плотную ткань припомощи прозрачных клив. Затем тонируется землянистыми или анилинованнымикрасками.
Методика копирования намикалетн максимально точно передает рисунки, выполненные в разной технике –глубокие выбивки, хорошо протертые, комированные, графированные и даже те,которые не улавливаются глазом.Кроме этого, микалент, натянутый на холст,является прекрасным выстовочным материалом.
В 1989 году былапредпринята попытка фотофиксации памятника сотрудниками ИркутскогоКраевеческого музея Л.В. Мельниковой и М.В. Свининой. Фотосъемка проводиласьфотоаппаратом «Nikon» с объективом «Nikon- 50» на аэрофотопленку Тип-17 с применением поляризационных светофильтров.(желтый, голубой в сочетании с поляризационными фильтрами)
Аэрофотопленка Тип-17оказалась наиболее универсальным материалом с повышенной чувствительностью кзеленым и крассным лучам. Голубой светофильтр применялся в полуденные часы длясмягчения контраста. С его помощью фиксировались рисунки, выполненные в техникепротирки. Желтый светофильтр применялся в яркие солнечные дни. С его помощьюфиксировались рельефные рисунки.Поляризационный светофильтр в сочетании сцветными гасят рефлексы отражения, блики света на скальной поверхности.Фотосъемка с «поляром» зависит от угла падения света и должна совпадать с угломотражения.Фотофиксация дает возможность, не касаясь скальной поверхностиразличными материалами, фиксировать фактически любые рисунки выполненные вразличной технике; точно фиксировать характер скальной поверхности, что даетдополнительную информацию как по состоянию рисунка, так и уточнить отдельныедетали рисунка; фотофиксация дает возможность фиксировать композиции рисунков;на фоторграфию можно зафиксировать форму плоскости скалы или кальки, что вдальнейшем помогает исследователю в определении характера расположения фигур вкомпозиции; фотофиксация позволяет проводить и макросъемку рисунков.
В 1990 году были былиопробованы на Шишкинских писаницах и такие методы фотофиксации – как ночнаясъемка с направленным освещением, так и фотосъемка в инфрокрасном излучении иультрафиолетовых лучах, но данные методики не дали желанных результатов.
Каждая перечисленнаявыше методика имеет положительные и отрицательные стороны. Главная задачастоящая перед исследователями – это наиболее объективный характер его работы.Все предложенные методики в большей ил меньшей степени грешат субъективизмом,как копирование художника, так и калькирование и полиэтилен. Работа смикалентом на первом этапе говорит об объективности, но исследователю затемприходится поднимать границы уже на микаленте, что так же субъективизм.Фотофиксация так же субъективна, хотя и в меньшей мере, так как зафотоаппаратом стоит человек. Далее, исследователю нельзя забывать и осохранности изучаемого памятника.
При использовании рядаметодик исследователь вынужден работать в непосредственном контакте со скальнойповерхностью. Например, на Шишкинских писаницах имеются скальные поверхности сочень слабой корочкой, где практически невозможно использовать полиэтилен имикалент. Поэтому при работе с данным памятникос необходимо использованиеразличных методов фиксации, использовать какую-то одну методику невозможно.
К насоящему времени мыпришли к выводу, что наиболее приемлемой методикой фиксации являетсяфотофиксация по возможности с дублированием на микалент и полиэтилен, но ифотофиксация не может решить многих проблем ибо именно фиксирует то, что видитчеловек.
В 1990 году РобертБеднарик применил метод фиксации рисунков с помощью компьютера. Фото-фиксациязакладывается в компьютер и он выдает своеобразную синьку, на которойобозначены границы рисунков, а так же выдает геологический и химический анализпороды камня, на который нанесен рисунок. Эта методика очень эффективна, ноочень дорогая, поэтому не используется в наше время.
3. Проблемапериодизации шишкинских петроглифов
Наибольшую проблему дляисследователей представляет периодизация наскальных рисунков. Главнымиисследователями шишкинских петроглифов являются выдающийся советский археолог,академик АН СССР Алексей Павлович Окладников и иркутский ученый, кандидатисторических наук Лариса Владимировна Мельникова. Их взгляд на периодизациюсущественно различается. А.П.Окладников разработал свою периодизацию в 1959году. Согласно ей академик выделил 5 хронологических групп, отличающихся, поего мнению, стилем, техникой исполнения, композиционным построением ихарактером сюжетов.
1. Эпохапалеолита (15-10 тысяч лет назад). К ней он отнес два изображения,представленные образами быка и лошади. Ученый увидел в рисунках особыетехнические приемы, стиль, крупные размеры, отличные от неолитических рисунковСибири и общие с красочными пещерными росписями Европы.
2. Эпоханеолита. Значительное место среди этих изображении занимают фигуры лосей иблагородных оленей – маралов. Отдельные рисунки объединены в композиции. Концомнеолита ученый датировал несколько антропоморфных изображений с так называемыми«шаманскими коронами из перьев» на голове.
3. Кэпохе палеометалла ученый отнес «рогатые» антропоморфные фигурки с поднятымируками и несколько териоморфных фигур. Самыми знаменитыми из них являются:композиция «солярных» лодок, «солнечная лань», фигура мифического зверя,«глотающего солнце» и несколько окаймленных лучами дисковидных предметов.
4. Самуюмногочисленную группу рисунков составили писаницы эпохи раннего средневековья –6 – 10 вв. нашей эры. Характерной особенностью данной группы являетсяабсолютное преобладание изображений всадников, а так же отдельных фигур лошадейс узким и длинным туловищем, маленькой головой, с сильной мускулистой грудью итонкими ногами. Персонажи петроглифов часто составляют многофигурныекомпозиции: хороводы, сцены охоты, перекочевки и др.
5. Позднийпласт – 10-18 вв. представляют изображения, напоминающие раннесредневековыерисунки. Они как бы являются их упрощенными копиями. Их особенностью являетсяопределенная схематизация и огрубление создаваемых образов. Исчезает передачадвижения. Животные воспринимаются статичными. Очертания их принимаютпрямоугольную форму.
Опубликованная А.П.Окладниковым периодизация петроглифов вызвала оживленную дискуссию средиисследователей в 60-70-х годах 20 века. Одни критиковали академика за то, чтоего схема основана на косвенных соображениях, или даже на интуиции (А.А.Формозов), другие (Г. И. Пелих) защищали его за стремление рассматриватьискусство наскальной живописи во всемирно-историческом масштабе.
Л.В. Мельникова и В.С.Николаев проводили исследования Шишкинских писаниц в течение 20 лет (1987 –2006 гг.). В основу периодизации наскальных изображений легли следующиекритерии:
· Геоморфологическийанализ блоков и плоскостей с выделением наиболее и наименее древних
· Анализскального загара
· Анализпластов изображений, последовательно нанесенных один на другой
· Анализтехники выполнения рисунков
· Стилистическийанализ рисунков
· Сопоставлениегрупп выделенных петроглифов с археологическими материалами стоянок, поселений,городищ и могильников.
В результатеисследований были выделены следующие хронологические группы:
1. Петроглифыпозднего неолита (4-3 тысячелетие до н. э.). Находятся на высоте 1,5 – 5 метровот условной тропы. Эти рисунки практически полностью сливаются со скальнойповерхностью. Среди них присутствуют образы оленей, лосей, кабана; имеютсяизображения животных неопределенного вида.
2. Петроглифыбронзового века (3 – начало 1 тысячелетия до н.э.). Находятся на той же высоте.Фигуры достаточно крупные, иногда достигают натурально величины изображаемогоживотного. Некоторые из них выполнены в так называемом «ажурном» (скелетном)стиле. Сюжеты петроглифов этого периода носят ярко выраженный мифологическийхарактер, связанный с промысловой магией, культом плодородия, солярным илунарным культами.
3. Петроглифыраннего железного века (1 тысячелетие до н.э.). Представлены изображения двухоленей стоящих на цыпочках, оленя с подогнутыми и запрокинутыми за спину рогамии двумя фигурами неопределенного вида.
4. Петроглифыраннего средневековья (1 тысячелетие н.э.). Самая многочисленная группаизображений. Этнически соотносится с населением курумчинской археологическойкультуры юга Средней Сибири. Датировка большинства из них – 8-11 вв. н.э., хотянекоторые можно датировать и 2-7 вв. н.э. Нанесены на светлые поверхности,которые расположены ниже древних плоскостей. Размеры изображений от 60 см доминиатюр (8-12 см). Рисунки объединены в большие сцены охоты, батальные сцены, сценыперекочевок, движения всадников со знаменами и без них. Имеются и отдельныеизображения – лоси, олени, верблюды, всадники. Петроглифы раннего средневековьяиногда сопровождаются руническими древнетюркскими надписями.
Эта группаисследователей исключила из хронологии Окладникова период палеолита-мезолита.Основанием для этого послужило: постоянная изменчивость склонов и разрушениекорок на плоскостях показывают слабую вероятность сохранения столь древнихрисунков; ряд новых петроглифов, найденных авторами рядом с так называемыми«палеолитическими» рисунками, составляющие с ними единую композицию; отсутствиеизображений классической палеолитической фауны – мамонтов, носорогов, бизонов,на которых, судя по раскопкам, велась интенсивная охота. Эти выводы былиподтверждены полевыми и лабораторными исследованиями инженеров геологовО.Е.Вязковой, Н.И.Демьянович и В.М. Литвиным. Их выводы: петроглифы расположеныв сейсмичной 7-бальной зоне по шкале Рихтера. Скалы неоднократно подвергались сейсмическомувоздействую и деформации; скальная порода находится под воздействиемрезко-континентального климата (максимальный перепад температур зима-летосоставляет 94 градуса); скальная корочка регенерирует под воздействиеммикроорганизмов, лишайников, насекомых, птиц. Это позволяет сделать вывод оневозможности сохранения рисунков более 10 тысяч лет.
4. Шаманский камень
Одна из скал на берегуЛены имеет форму человеческой головы, это так называемая «личина». Местныежители считают это место священным, да и у современного человека при виде этогонерукотворного памятника замирает сердце. Местные жители говорят, что в старинускала была гораздо больше, а голову венчала еще и остроконечная шапка, но в1930-е годы, в эпоху воинствующего атеизма, в ходе борьбы с шаманизмом, властипопытались скалу взорвать, в результате чего верхняя часть обрушилась.
В разное времямногочисленные исследователи описывали это место. «Здесь родина бурят, укоторых также существует обычай почитать священные скалы: каждая скала этогорода, называется ими Aiechu-tscholo,то есть «заставляющая вздрогнуть скала», и пользуется таким почитанием, чтолица, обвиненные в преступлениях и желающие показать свою невинность, прибегаютк подобной скале и обхватывают обеими руками, будучи твердо убежденными в том,что если ложно поклянутся то непременно умрут»[2] — писал участник Великой Сибирской или Камчатской экспедиции 1733-1743 гг. Г.Ф.Миллер.
В богатом ценнымиисторико-этнографическими сведениями «Словаре географическом Российскогогосударства» Афанасия Щекотова: «Шаманское урочище в Иркутской губернии лежитна правой стороне р. Лены, при которой есть высокая гора и при ней каменныйхолм. На нем природа сделала изображение, подобное человеку, которое тунгузы ибратские с обожанием почитают, и каждый из них мимо идучи, закон себепоставляет камню сему приносить что-нибудь в жертву»[3].
В «Новейшем любопытном идостоверном повествовании о Восточной Сибири» говорится: «Шаманский каменьимеющий вид четырехстороннего столба и состоящий из красноватых скалистыхкамней, которому в важных случаях родичей своих буряты приводят к присяге»[4].
Наиболее подробноеописание этого камня принадлежит иркутскому архиепископу Нилу, автору известнойкниги о сибирском буддизме. Описывает Шаманский камень как «чело великана». Онописывает обычай местного населения, заключающийся в том, что лица, на которыхпадает подозрение и все причастные к делу, должны взойти на вершину утеса ипроизнести там во всеуслышание, что они невиновны. Этот обряд совершается ночьюи таинственно. Если присягающий солжет, то духи низринут его с вершины.
5. Курыканы
В древнетюркское времяна территории Прибайкалья получают распространение памятники курумчинскойкультуры (VI-X вв.). Границы её распространения проходили по низовьям Селенги,долине Баргузина, Тункинской долине, Приангарье и верховья реки Лены. Носителемданной культуры являлся так называемый союз трех курыканов — уч-курыканский племеннойсоюз, сложившийся в Прибайкалье где-то в середине V– начале VI в.
Согласно китайскимлетописям, курыканы были относительно небольшим народом, способным выставить до5000 конного войска. Тем не менее, они сумели создать весьма самобытную иразвитую культуру. Основным занятием курыкан было скотоводство, они разводилипревосходных коней, которые привозились ко двору китайского императора, идругих животных. Занимались также охотой. Знали они и пашенное земледелие,строили ирригационные сооружения, было развито строительное дело, добыча иобработка металла. Городища — укрепления курыкан, раскопанные по долинам рекАнгара, Лена, Анга, Оса, Куда обычно располагались на возвышенных местах и былизащищены глубокими валами и рвами. Весьма разнообразны по внешнему ивнутреннему устройству погребальные памятники, которые почему-то встречаютсятолько близ острова Ольхон на Байкале.
Этническаяпринадлежность курыкан до сих пор вызывает споры — одни исследователи считаютих тюркоязычными, другие — монголоязычными. Третьи, чьей точки зренияпридерживаются в настоящее время многие ученые, считают, что курыканы являлисьплеменным союзом, состоящим из трех родов — тюрков, тунгусов (эвенков) ипротобурят. Каждый из родов представлял отдельную группу, во главе которой стоялвождь — «сыгин», а возглавлял все три группы Великий сыгин.Господствующую роль в союзе играли тюрки, а тунгусы и протобуряты занималиподчиненную роль. В дальнейшем, как пишет историк Н.П. Егунов, под давлениемагрессии киданий в — нач. X в. в Забайкалье, а затем в Предбайкалье вторглисьмонголоязычные хори-туматы. В результате долгой войны курыканы потерпелипоражение. Большая часть их, в основном тюркские группы ушла на Север, дав тамначало формированию якутского народа. Монголоязычные курыкане (булагачины икэрэмучины) остались, смешавшись с пришельцами, ассимилировав при этом частьоставшихся тюрков и тунгусов. В результате всех этих перемещений, слияний и др.процессов движения племен стал складываться современный бурятский народ.
6. Семантика наскальныхрисунков
Слово «семантика»греческого происхождения и означает «обозначающий». В этой главе я постараюсьразобраться в значении наскальных рисунков. Дело в том, что исследований поэтому вопросу практически нет. Я попыталась самостоятельно на свой страх ириск, а так же фантазию, разобраться в значении этих рисунков.
С этой точки зрениярисунки можно разделить на несколько групп:
1.Мифологические.В этой группе самым поразительным является изображение дракона, глотающегосолнце. Это подтверждение легенды, почему день сменяется ночью. По некоторымвосточным, в частности китайским, представлениям – солнце глотает дракон инаступает ночь. Это позволяет сделать вывод, что между жителями Верхней Лены иКитаем существовала некая связь. ( См. приложение 1)
Солярные лодки, перевозящиемертвых в загробный мир. Интересно, что местные племена, умерших не отправлялина лодках по реке, а хоронили, о чем свидетельствуют обнаруженные поблизостизахоронения. (См. приложение 2).
2.Антропоморфные,то есть человекоподобные изображения. Среди них наиболее примечательны странныемифические фигуры, имеющие так называемые «шаманские короны из перьев» наголове. Эти фигуры очень вытянуты, практически все изображены в пулуприсяде, споднятыми либо опущенными руками – вероятно, это обрядовый танец. ( См.приложение 3)
Есть фигуры скелетноговида, это традиционная черта, присущая искусству энеолита, распространенного отУрала до дальнего Востока.
3.Изображения животных.На Шишкинских писаницах много изображений лосей и оленей. Это видимосвидетельствует о том, что они, возможно, были основными объектами охоты. В тоже время остается загадкой отсутствие изображений традиционных обитателей этихмест медведей, волков, пушных зверей. Это можно попытаться объяснить тем, чтолоси и олени были в какой — то мере священными животными; либо существовало«табу» на изображение пушных зверей; либо шаманизм запрещал изображать опасныхдля человека зверей, чтобы не «накликать» их появление. Некоторые изображениялосей – достаточно крупные — чуть меньше реального размера, причем внутренняячасть изображения имеет характерные сколы, которые свидетельствуют о том, чтодревние жители метали копья или стреляли из лука в изображение. Традиционныйдля многих первобытных племен обряд перед выходом на охоту, чтобы охота былаудачной.
4. Жанровые сцены.Вершиной творчества древних художников Верхней Лены является курыканскиеизображения.
Сцена загонной охоты — это всадники, вооруженные луками, и лоси, на которых, по-видимому, и охотились.Охота — особый ритуал, об этом говорит наличие у некоторых всадников флагов. (См.приложение 4)
Сцена перекочевки – налошадях нарисована поклажа – свидетельство того, что курыканы вели полукочевойобраз жизни. На рисунках присутствуют верблюды, которых использовали как домашнихживотных, получая шерсть, мясо и молоко. При этом нет изображений груженыхверблюдов. Повозки изображены без колёс, на оглоблях, то есть грузы перевозилилибо волоком, либо верхом на лошадях, а так же имеются изображения перекочевкис помощью обычных повозок на колесах. Лошади изображены с украшениями,переплетены гривы, хвосты, ноги. Всадники в шлемах, в кольчугах, вооруженылуками и стрелами. Шлемы есть обычные и украшенные перьями – свидетельствосоциального неравенства. Многие всадники в руках держат знамёна. (См.приложение 5)
5. Особуюгруппу составляют петроглифы позднего средневековья – 16-19 века. Этнически этагруппа рисунков соотносится с коренным бурятским населением Прибайкалья ирусскими казаками. Рисунки выполнены в технике гравировки и тонкими царапаннымилиниями. Эти рисунки отличаются более примитивным уровнем по сравнению сдревними. Это изображения лошадей, всдников с луками и колчанами. Во множествеимеются изображения православных крестов, церковных шатровых куполов,корабликов, схематические, в виде елочки, изображения людей. ( См. приложение6)
6. Побывавна месте Шишкинских писаниц, я взяла на себя смелость выделить еще одну группунаскальных изображений. Это самые поздние надписи, которые датируются 20 веком.Впрочем, что касается этих объектов, проблема периодизации здесь не стоит. Таккак сами авторы «увековечили» и дату и имена авторов. Это перлы нашихсовременников типа «Коля и Вася здесь были». Вызывает сожаление, что творениянашего времени намного уступают в художественной ценности более древнимхудожникам, и не имеют абсолютно никакого исторического значения.
Заключение
В наскальныхизображениях Шишкинских скал раскрывается не только повседневная жизнь, но имироощущение древних людей, их духовный мир, древние мифы и легенды.
Ценность шишкинскихрисунков для истории Прибайкалья определяется не только тем, что они являютсядокументами различных этапов прошлого, но и тем, что документы эти — особогорода, что они освещают прошлое древних обитателей Сибири иначе, чем археологическиеостатки.
Они, как художественныепамятники, рисуют исторический путь, пройденный древними племенами и народамиПрибайкалья и их культуру в живых и конкретных образах. Культура и историческоеразвитие древних обитателей Прибайкалья встают здесь перед нами в ярком исвоеобразном освещении, отраженными через призму творческой фантазии ивоображения художников былых эпох.
Древние писаницы Леныуникальны тем, что нигде в России в каком- либо одном месте нет такого изобилияи разнообразия наскальных изображений различных времен и народов.
О Шишкинских писаницахзнают во многих странах мира. Но, не смотря на это, за прошедшее столетие изображенияочень сильно пострадали, не столько от времени, сколько от рук человеческих.Кто бывал на писаницах, мог с горечью и возмущением видеть на древних рисункахмногочисленные, нередко огромные надписи, выбитые, выцарапанные и дажевыполненные масляной краской. В 50-е годы XXвека многие скалы были разбиты, взорваны и уничтожены вместе с находящимися наних рисунками. Поэтому в 1960 г. выполняя требования выдающегося ученого,академика А. П. Окладникова, совет министров РСФСР своим постановлением принялпамятник на республиканский учет и хранение. Но, не смотря на это, Шишкинскиеписаницы по-прежнему страдают от большегрузного транспорта, проходящего понаходящейся у подножия памятника автомобильной дороги, а также от рук вандалов.
Приложения
/>
/>
/>
Список литературы
1. Я.А.Шер. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – М., Наука. 1980г.
2. Г.Ф.Миллер. История Сибири. М., 1927г. Т. 1.
3. А.П.Окладников. Петроглифы Верхней Лены – Л., Наука. 1977 г.
4. А.П.Окладников. Ленские писаницы:
Наскальные рисунки у дер. Шишкино. – М.,1959 г.
5. А.П.Окладников. Шишкинские писаницы:
Памятник древней культуры Прибайкалья. –Иркутск. 1959 г.
6. А.Щекотов. Словарь географический Российского государства. часть 6, М., 1808г
7. Семивский.Новейшее любопытное и достоверное повествование о Восточной Сибири, СПб., 1817
8. А.А.Формозов. О наскальных изображениях эпохи бронзы и камня в Прибайкалье и наЕнисее. Сов. Этнография. №3., 1967 г.
9. Л.В.Мельникова. К вопросу о методике копирования наскальных рисунков. Проблемыизучения края в научно-исследовательской и экспозиционной работе музеев Сибирии Дальнего Востока. Тезисы
докладов и сообщений. ЗаседаниеСибирского филиала научно-методического Совета по работе музея Министерствакультуры РСФСР. 4-6 октября 1988 г. Южно-Сахалинск. 1988 г.
10. Н.Н.Агапитов, М.Н. Хангалов. Материалы для изучения шаманства Сибири: Шаманствобурят Иркутской губернии. Изв. ВСОРГО – 1883 г. Т.14. № 1,2.
11. ДемьяновичН.И., Мельникова Л.В., Николаев В.С. Факторы разрушения памятника Предбайкалья«Шишкинская писаница»// Известия вузов Сибири. Серия наук о Земле. – Иркутск:Изд-во ИрГТУ, 2006. – Вып. 9 – 10. – С. 162 – 165.
12. ДемьяновичН.И., Мельникова Л.В., Николаев В.С., Глухов О.В. О механизме и скоростиденудации склонов верхней Лены (на примере скального массива «Шишкинскаяписаница»)// Земная поверхность, ярусный рельеф и скорость рельефообразования.Материалы Иркутского геоморфологического семинара, Чтений памяти Н. А. Флоренсова(Иркутск, 9- 14 сентября 2007 г.). – Иркутск: Изд-во Ин-та земной коры СО РАН,2007. – С. 181 – 183.
13. МельниковаЛ.В., Николаев В.С. Периодизация петроглифов Предбайкалья // ИзвестияЛаборатории древних технологий. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2006. – Вып. 4. – С.259 -283.
14. ПелихГ.И. О методе научной классификации сибирских петроглифов // СЭ. – 1968. — № 3.– С.68 – 76.
15. ДемьяновичН.И., Мельникова Л.В., Николаев В.С. К вопросу о палеолитических изображенияхна Шишкинской писанице. Палеоэкология. Каменный век. // Известия Лабораториидревних технологий. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2008 г.