План
1. Общая характеристика церковногозодчества Брянщины
2. Карачев
3. Брянск
4. Свенский моностырь
5. Почеп
6. Мглин
7. Новозыбков
1. Общая характеристикацерковного зодчества Брянщины
Земля Брянская, еегорода, крепости и населенные места упоминаются в древнейших русских летописях.Многие важные события русской истории, а также поэтические легенды и сказаниясвязаны с этой землей. Здесь сохранились замечательные памятники искусства иархитектуры, в том числе творения таких знаменитых зодчих, как Кваренги иДеламот, живописные произведения Боровиковского и Кипренского, некогдаукрашавшие храмы. В той или иной степени сохранности дошли до нас комплексывеликолепных старинных усадеб с разросшимися, а порою и совсем превратившимисяв леса парками.
О жизни наших древнихпредков повествуют многочисленные курганы и городища, которых на Брянскихземлях очень много. Некоторые из них вскрыты и изучены археологами, абольшинство еще ждут своих исследователей. Эти создания рук человеческихвызывают чувство уважения и удивления созидательной силой древних, которые вдавние времена с помощью простейших орудий могли создавать столь внушительныесооружения. Издавна развито здесь народное искусство — вышивка и ткачество,керамика, резьба по дереву, металлопластика; в этих творениях своеобразнопереплетаются черты русского, украинского и белорусского искусства, что вполнеобъяснимо: Брянская область территориально граничит с этими братскимиреспубликами и исторически тесно связана с ними.
2. Карачев
Известно,что еще в XVI веке в Карачеве, в пригородной слободе Бережках, существовалмонастырь — Тихонова Воскресенская мужская пустынь. Предание гласит, что в этовремя, а возможно позже, иеромонах Тихон «подвизался» на столпе,возвышавшемся над цер- ковью монастыря, то есть вел образ жизни аскета в постеи молитве, изнуряя свое тело самым чудовищным образом (наподобие отца Пафнутаяв очаровательной повести Анатоля Франса «Таис», проводившего времятаким же образом на одиноко стоявшей колонне в Нильской пустыне). Признаться,нашему современнику трудно представить подобного рода времяпрепровождение настолпе… Сказания о «столпниках», скорее всего, похожи на легенды.Как бы там ни было, но примечательно вот что: согласно карачевскому преданию,русский монах Тихон свои молитвы на таком столпе сочетал с несением определеннойи весьма необходимой по тому времени службы: под рукой Тихона на «столпе»находился вестовой колокол, в который он и бил в случае появления татар и темсамым предупреждал горожан о приближавшейся опасности. Духовные нужды вполнесочетались с минскими заботами того беспокойного времени… От местныхстарожилов и сейчас можно услышать похожие на красивую легенду рассказы одеяниях этого иеромонаха. Воскресенская церковь бывшей Тихоновой пустынисохранилась до наших дней. И на углу ее, в том месте, где трехэтажный четверикпереходит в восьмерик, возвышается необычного вида башня-столп — единственный всвоем роде пример во всей истории русской архитектуры. Церковь эту по ее формамможно отнести ко времени не позже XVII века (с запада примыкает классических формколокольня, построенная в 1822 году), Следовательно, сохранившаяся церковь былапостроена на месте той, вероятно, деревянной, на которой Тихон молился инаблюдал за приближением татар. А в память об этом примечательном событии ибыла на новой каменной церкви возведена башня-столп. Впрочем, этот интересныйво всех отношениях памятник заслуживает тщательного изучения, после чего толькои можно вынести достоверное суждение о его истории, в частности о назначенииныне возвышающегося столпа. Сохранившаяся Михайловская церковь построена вXVIII веке, ее композиция и стилистические формы отражают переход от стилябарокко к классицизму. Развитый четырехлепестковый план характерен для барочныхзданий, а строгое наружное убранство и центричность композиции свойственныприемам классицизма.
Примыкающийс запада притвор построен позднее. Здания подобного типа были распространены наУкраине, где они ставились, так же как и в Карачеве, на открытых, свободныхпространствах, что логически соответствовало равноценной художественнойвыразительности всех четырех фасадов. Эти здания воспринимаются как стоящий наплощади монумент, их нельзя себе представить в ряду обычной окученной городскойзастройки. История и современность… О событиях Великой Отечественной войнынапоминает стоящий на площади Ка-рачева знаменитый танк Т-34, водруженный навысокий гранитный постамент. После войны город вновь отстроился, в нем работаютпредприятия и заводы, построено много жилых и общественных зданий, есть имузыкальная школа. Между прочим, Оттон фон Гун, сопровождавший графа А. К.Разумовского в 1805 году в его поездке по своим бесчисленным имениям, отмечаетв своих записках, что когда они остановились на ночлег в Карачеве, то передзнатными путешественниками выступил замечательный хор мест- ных крестьян. Многоводы утекло с тех пор, но и в совершенно новых условиях музыкальные традиции непреданы забвению. В семи километрах к северо-востоку от Карачева находилсяОдринский Николаевский мужской монастырь. По преданию, он существовал околопятисот лет. Покровителями и вкладчиками монастыря были князья Трубецкие иБарятинские. К древним храмам монастыря относились Знаменская церковь,построенная в 1707 году, и Николаевская — в 1710-м. Монастырь был окруженкаменной стеной с четырьмя башнями по углам и въездными воротами. До наших днейсохранились только трапезная и настоятельский корпус. В этих двух зданиях ивновь построенных корпусах теперь размещена школа-интернат. Недалеко отмонастыря находилась местность под названием «Девять дубов», где, попреданию, находилось становище сказочного Соловья-Разбойника. Ознакомившись сКарачевом, его немногочисленными памятниками и связанными с ними легендами,едем дальше по направлению к Брянску. Кругом, сколько видит глаз, — знаменитыеБрянские леса. Но старожилы жалуются, что за последние годы леса эти заметнопоредели, и вдоль дороги они, как мы уже замечали, особого впечатления непроизводят, ибо лес этот сравнительно молодой. На границе Карачевского иБрянского районов, примерно в двадцати километрах от Брянска, расположеныостатки монастыря, так называемой Бело-Бережской мужской пустыни, которая былаоснована иеромонахом Серапионом в 1661 году. В 70-х годах он был упразднен,затем восстановлен и подчинялся Брянскому Петропавловскому, а еще позже —Свенокому монастырям. Церковных зданий было несколько, некоторые из нихпостроены в первой половине XIX века в стиле ампир. В сохранившихся и вновьпостроенных строениях на территории бывшего монастыря теперь размещенсанаторий, а в одном километре от него — туристская база.
3. Брянск
Первоелетописное упоминание о Брянске относится к 1146 году, но основан город былраньше. Проживавшее здесь в древности воинственное племя вятичей отказывалосьплатить дань киевским князьям, и последние для ут- верждения свосй власти в Xвеке вынуждены были строить здесь «по Десне и по Выстри и по Трубежеви…и поча набирати мужи лучши от Славян и от Кривич и от Чюди и от Вятич, и от нихнасели грады...» (Ипатьевская летопись). Видимо, тогда и возниклигорода-крепости по Десне: Трубчевск, Брянск, Вщиж. Наряду своенно-оборонительными факторами важным и, возможно, решающим факторомобразования новых городов Подесенья являлось развитие производительных сил,рост ремесла и торговли. Если прогуляться по гребням крутых склонов современногоБрянска, ниспадающих к пойме Десны, то легко догадаться, где мог быть Брянскийкремль XI—XII веков. На одном из этих гребней выделяется место, самой природойзащищенное с трех сторон крутыми оврагами; здесь, вероятно, и находиласькрепость с княжескими хоромами. Это — нынешняя Покровская гора, на которойвысится Покровский собор, точная дата построения которого неизвестна,предположительно — 1626 год. Нынешний вид собора говорит о том, что онподвергался неоднократным перестройкам. Отсюда открывается великолепный вид надолину Десны и задеснянские дали. Деревянные крепостные стены и ворота брянскойкрепости, пришедшие, правда, в ветхость, существовали во второй половине XVIIIвека. Путешественник, отмечающий это, между прочим, указывал, что уже в ту порув окрестностях Брянска было много чугунных, железных, суконных, стекольных идругих заводов. С древности Брянск известен как центр ремесел и торговли, чемуспособствовал тот удивительный факт, что татарское нашествие начала ХШ векапочти не затронуло этот сильно укрепленный и затерянный среди лесов и болотгород. Среди всеобщего разорения Брянск уцелел и превратился в быстро растущий,процветающий и к тому же стольный город вновь образованного Брянскогокняжества. Особенного расцвета достиг Брянск при князе Романе, отважном воине итонком дипломате, умевшем некоторое время даже ладить с Ордой. После ста десятилет самостоятельного существования в результате княжеских междоусобиц в 1356году Брянское княжество попадает под власть Литвы. В 1500-х годах Брянск вошелв состав Московского государства, а в XVI и XVII веках находится в центресобытий, связанных с борьбой между Польшей и Россией. Город неоднократнопереходит из рук в руки, да к тому же не раз его захватывали крымские татары.Но Брянск вновь вставал из пепла и со второй половины XVII века, с образованиемвсероссийского рынка, стал крупнейшим торговым центром. Процветал Брянск и приПетре I; по его инициативе здесь было организовано строительство гребных галери барж для армии, была приведена в порядок древняя крепость. До нас дошлиостатки верфи петровских времен на берегу Десны, так называемые «галерныесараи». Из сохранившихся памятников древней архитектуры Брянска следуетуказать на Горно-Никольский собор XVIII века, возвышающийся на склонах Десны(сейчас здесь размещен архив). Таким памятником является также Петропавловскаяцерковь XVII века. Следует отметить, что Покровская гора, где некогда былкремль и названные памятники Брянска, насколько нам известно, специальномуизучению не подвергалась, что необходимо сделать, при этом возможны интересныеоткрытия в области археологии и истории архитектуры.
4. Свенскиймоностырь
Вниз по течению Десны,в четырех километрах от Брянска, в селе Супонево, расположен бывший Свенскиймонастырь, один из самых древних и известных монастырей России. Трудно себепредставить путешественника, который не остановился бы здесь, любуясь поймойДесны с правого высокого ее берега. Мы уже писали о монастыре, но он такинтересен, что мы позволим себе кое-что добавить к сказанному. Когда читаешьлетописи, всякого рода сказания и другие памятники древнерусской литературы, товсегда поражаешься своеобразному сочетанию в них почти что осязаемойпредметности и явного вымысла. Древние любили вымысел, он украшал и по-своемуобогащал их жизнь. Примечательно, что каждый древний монастырь всегда связан скакими-либо легендами, восходящими ко времени его основания. Особеннораспространенной была легенда о явлении некоей чудотворной иконы, послужившейякобы причиной для основания монастыря. Так было и со Свенским монастырем. Ноотнюдь не легендой является тот факт, что монастырь в 1288 году был основанбрянским князем Романом Михайловичем, который до этого княжил в Чернигове.После разрушения Чернигова татарами главным центром Северщины стал затерянный влесах Брянск, в который и перебрался князь Роман. Обстоятельства же основанияэтого монастыря окутаны дымкой таинственности и явного домысла. Древнеесказание об этом гласит так: князь Роман в силу каких-то причин вдруг ослеп идля исцеления этого недуга послал гонцов по Десне в Киево-Печерскую лавру иповелел им доставить чудотворную икону. Лаврские монахи, повествует сказание, «отпустичудотворный образ и послаша священника своего с посланными и поплы в ладьяхрекою Десною к горе ко граду Брянску. С радостию великою приплыша противу рекиСвини. И стала ладья на едином месте среди реки Десны. Гребцы не могущезагрести ни вгоре, ни вниз. Посланный же рече: обляжемо нощь сию зде в Свиниреце, ладия же поидоше с места и присташа ко берегу на десной стране...».Оказалось, далее, что икона таинственным образом исчезла с ладьи и былазамечена на дереве, князь же Роман прозрели от радости инача сам князь великийРоман Михайлович своими руками на храм Божий пречистой богоматери бревна рубитии всем людям повеле такоже… И соверши храм вскоре...". Приятнаясказочность легенды ослабляется тем прозаическим фактом, что точно такие жесказания об иконах, оказавшихся почему-то в дремучих лесах, сопутствуютоснованию и многих других монастырей, например Рых-ловского на Черниговщине,Оптина монастыря в Орловской области и других. Видимо, для лесной странысчиталось естественным, что «чудеса» происходили именно в лесах!Первый храм монастыря, построенный князем Романом при столь романтическихобстоятельствах, существовал, по-видимому, до времен Ивана Грозного; в 1667году Грозный повелел построить две новые каменные церкви. В 1578 году одна изних была окончена, но ее каменные своды вскоре упали — вероятно, ввиду оползнейпочвы. Согласно описи монастыря, составленной казначеем Киево-Печерской лавры(с 1681 по 1786 год монастырь находился в ее ведении), в 1681 году эти церквибыли в полуразрушенном состоянии. Существует предание, что иконостас одной изних был позже установлен в приделе Успенского собора, построенного в серединеXVIII века по проекту Мичурина (не сохранился). Из сохранившихся зданиймонастыря следует указать на Сретенскую надвратную церковь о трех главах. Онабыла закончена строительством в 1679 году. С другой стороны монастырских стенсохранилась одноглавая Спас-Преображенская церковь, построенная в 1742 году насредства брянского купечества. За монастырскими стенами к этому храму примыкалаобширная площадь, на которой некогда шумели знаменитые на всю Россию Свенскиеярмарки. Некогда это был один из самых богатых монастырей России, щедрые дары идаже старинные дорогие доспехи и оружие поступали сюда от князей Трубецких,Воротынских, Мстиславских и других именитых людей этих мест. В художественномоблике дошедших до нас зданий явно заметны черты украинского искусства, чтонаходит свое прямое объяснение в том, что на протяжении ста лет монастырь былфилиалом Киево-Печерской лавры. Остается только пожелать, чтобы этот прекрасныйансамбль русско-украинской архитектуры был приведен в надлежащий вид. Однако и сейчасоставшиеся целые здания монастыря довольно живописно сочетаются с руинами,которые заросли травой и мелкими деревцами с обилием цветов и больших деревьеввокруг них. Когда же путник выходит за старинную каменную ограду монастыря, тоон бывает буквально ошеломлен открывающейся взору картиной. Он стоит на вершинегромадного холма, покрытого травой и купами деревьев, среди которых выделяетсяодиноко стоящий дуб исполинского размера, так называемый дуб Пет^а I, легенду окотором мы расскажем ниже. Далеко внизу серебрится красавица Десна, кое-гдеокаймленная золотистой кромкой песчаных пляжей. Она течет, извиваясь вдольхолма. За ее крутым поворотом в дымке далей едва заметны контуры Брянска. Внизуу подножия холма на правом берегу Десны привольно раскинулась огромная, яркозеленеющая пойма реки, а по ней живописно разбросаны купы больших верб, междукоторыми — размером с «божьих коровок» — видны стада коров. Надругом, низком левом берегу Десны синеет бесконечная, бескрайняя массазнаменитых брянских лесов, среди которых изредка глаз встречает яркие бликисверкающих на солнце мелких озер. Эти задеснянские дали прекрасны, поистинезахватывающая дух картина природы! По всей Брянщине не найдешь лучше. Так итянет устроить туристский привал под огромным дубом и бесконечно долголюбоваться открывшейся взору красотой. Однако вернемся к легенде о дубе ПетраI. Легенда говорит, что Петр I любил отдыхать под сенью этого дуба; ондействительно бывал в Свеноком монастыре и Брянске не раз, организуя оборону отвторгшихся шведов, и руководил строительством крепостей в самом Брянске, атакже в Мглине, Стародубе и Почепе. Сам по себе такой факт не представляетничего особенного, но народная фантазия по этому поводу создала следующуютрогательную легенду. „Задумав коварную измену и узнав, что Петр находится вБрянске, гетман Мазепа послал лодкой по Десне красавицу Ганну, которая красотойсвоей должна была увлечь Петра и тем самым отстранить его от военных дел. Новышло совсем другое: Петр и Ганна, встретившись, полюбили друг друга. Узнав обэтом и видя, что задуманный план рушится, попы Свенского монастыря схватилиГанну и заточили ее в монастырское подземелье, а затем тайно увезли за Десну иутопили в светлом лесном озере. После такого злодейства вода в озере сталачерной, и оно так и стало называться — Черное озеро".
5. Почеп
По плануВоскресенская церковь представляет собой так называемый латинский крест сзакругленными концами. Основной массив здания не квадратный, как обычно, акрестообразной формы. На этом массиве водружен купол, кажущийся незначительнымпо сравнению с объемом всего здания. В куполе устроены световые окна — люкарны,а венчает его высокий стройный барабан, также имеющий световые проемы. Храмдвухэтажный. Пол первого этажа выстлан чугунными плитами художественной работы.Основным помещением храма является второй этаж, поражающий простором и обилиемсвета, проникающего не только через световые проемы купола и барабана, но ичерез большие продолговатые окна второго этажа, которые придают зданиюгражданский вид. С запада к церкви вплотную примыкает четырехъяруснаяколокольня с высоким шпилем, покоящимся на характерном кубовидном основании.Обходя церковь вокруг, испытываешь высокое наслаждение от гармоничности егоформ. С каким артистизмом убраны точно найденными деталями стены, выступающиеполукружия, венчающие части! Характерно, например, что снаружи основные объемыздания не имеют прямых углов, все они сглажены полукруглыми кривыми, которые ктому же подчеркнуты ограничивающими их пилястрами. Все эти детали особенноочаровательно выглядят при ярком солнечном освещении, когда они подчеркиваютсясветотенью. Сочетание приемов барокко и классицизма осуществлено здесь поистинемастерски. Пожалуй, фон Гун был прав, когда в своих записках писал, что этоцерковь, «отличающаяся как своей архитектурой, так и совершенноюсоразмерностью и, может быть, не много имеет себе подобных даже в Москве».Если же мы поднимемся на второй этаж, то наш взор привлечет иконостас ввосточной стороне, а на противоположной, западной стороне — надпись, гласящая,что «основан храм сей Воскресения Господня 1765 года июня 4 дня, а засовершением освятися 1771 апреля 17 собственным коштом господинагенерал-фельдмаршала сенатора и разных орденов кавалера сиятельнейшего графаКирилла Григорьевича Разумовского». Иконостас в основном сохранился;правда, есть утраты и повреждения отдельных частей. Иконостас почепскогопамятника выдержан в барочном стиле, в нем много объемной скульптуры. Междунитых золоченых колонн вставлены иконы, также выдержанные в стиле барокко.Вероятно, они принадлежат кисти художника Григория Стеценко, который своейживописью украшал церкви, построенные Разумовским.
6. Мглин
В своевремя Мглин был городом известным. Он упоминается в старинных документах,сохранились его описания и даже изображения, относящиеся ж XVII веку. В описи1654 года сказано, что в местечке Мглин сохранились «две церкви деревянные— церкви во имя Воскресения Христова и Всемилостивого Спаса… В том жеместечке старое земляное городище над рекою Судымкою, на горе; на том земляномгородище острожка нет...». Опись 1781 года более подробная, в ней сказанотак: «Мглин положение имеет: крепость — на возвышенном несколько месте, апредместья — на низком месте; от Запада при речке Судинке крепость сего городаобнесена земляным валом, уже обветшалым. В сем городе: церквей деревянных пять;сотенное правление в казенном деревянном доме; магистрат в казенном жедеревянном доме»18. Как видим, в облике города решающее значение имели егооборонительные сооружения и церкви. Подавляющее большинство строений, авозможно и все, были деревянными. Об этом же говорят дошедшие до насизображения Мглина, впрочем, довольно условные. Эти изображения нанесены накартах XVII—XVIII веков, так же как на известных картах Украины, составленныхБопла-ном в XVII веке; назначение этих изображений сводится главным образом ктому, чтобы указать местоположение города. Все же какое-то отдаленное сходствоэтих изображений с реальным обликом того или иного города, несомненно,существует.
Изпамятников старины привлекает внимание хорошо сохранившийся огромный каменныйсобор Успения, построенный в 1816—1830 годах. Он был воздвигнут в память победынад войсками Наполеона. Архитектура классическая, но своеобразная. С трехсторон (кроме восточной) массивный куб украшен четырехколонными, не менеемассивными портиками. Собор пятикупольный, четырехстолпный, симметричный покомпозиции; центральный купол окружают четыре купола меньших размеров, которыерасположены по московскому образцу, то есть по углам. Перекрытия всех куполовсферические, а боковых нефов — коробовые. Нельзя сказать, что это сооружениепоражает изяществом своих форм, тонкостью прорисовки деталей — их почти и нет,— каким-то особым мастерством. И в то же время мощь, даже какая-топобедоносность и сила в художественном образе здания чувствуются. В резномиконостасе собора сохранилось несколько икон старого письма, которые, возможно,были взяты из ранее существовавших деревянных церквей. Частично сохранилась ипоздняя, настенная живопись, исполненная маслом по штукатурке. Над среднимпролетом с западной стороны устроены деревянные хоры, что в таких храмахвстречается редко. Путешественники былых времен отмечали, что с возвышенностейМглина, далеко на западе, можно было видеть знаменитую усадьбу Ляличи, тонувшуюв вековых деревьях парка. Видимо, пейзаж сейчас сильно изменился, выросли леса,где их раньше не было, а где-то наоборот, они уничтожены. Из Мглина Ляличитеперь не видны. Если доведется вам, читатель, побывать в этих местах, советуемнемного вернуться назад, чуть на юг, и посетить Новую Романовну (впрочем, тудаможно попасть и по дороге из Почепа в Мглин). В этом селе сохранился, хотя и вобветшалом состоянии, храм Покрова, сооруженный в 1811 году. Архитектура этогопроизведения незаурядна, она наделена оригинальными, только ей присущимичертами. Среди огромного количества типов культовой архитектуры данного периодаэтот, кажется, является единственным в своем роде. В плане этот хрампредставляет собой восьмиугольник, подобный храму в селе Высоком, по дороге кЛяличам (о чем ниже), но там колонны по четырем сторонам прислонены прямо косновному массиву здания. Здесь же лишенные баз развитые фронтоны с дорическимиколоннами устроены в торцах четырех симметрично расположенных пристроек косновному восьмиугольному корпусу. Но главное заключается не в этом, а в самомхарактере восьмиугольника, который не похож на привычные формы культовойархитектуры. По горизонтали его опоясывает оригинальный фриз, который делиткорпус на две неравные части, а его верх увенчан невысоким куполом с люкарнами.Несомненно, автором этого произведения был крупный мастер, знавший не толькообычные приемы классической архитектуры, но и весьма отдаленные ее истоки. Этооригинальное сооружение привлекло внимание давно, и даже указывалось на егосходство с известной «Башней ветров» в Афинах (I в. н. э.). Сходствоэто, признаться, более чем отдаленное, но сам памятник безусловно оченьинтересен. Его пропорции изысканны, немногочисленные детали верно найдены ихорошо прорисованы. Даже удивительно, что такое первоклассное сооружение быловозведено в никому не известной Романовне, в далекой глуши.
7. Новозыбков
зодчествоцерковный архитектура раскопка
Одним изтаких удивительных творений народных древодельцев является деревянная Николаевскаяцерковь в Новозыбкове, построенная старообрядцами в 1782 году и хорошосохранившаяся до наших дней. В принципе это тот же тип храма, что и в Клинцах,однако некоторые отличия имеются, главным образом за счет более обильногоприменения элементов ордера. Как и Троицкая церковь в Клинцах, это зданиепоражает своими размерами, особенно в сравнении с окружающей мелкой застройкой.Хотя в основных своих чертах план и наследует общепринятую схему культовыхзданий, но созданные на его основе объемы во многом отличаются от обычных.Видимо, старообрядцы, находясь в оппозиции к официальному православию, нехотели создавать храм, который ничем бы не отличался от утвердившихся каноновцерковного строительства. Они хотели создать свой тип храма и этого достигли (ониего даже называли не храмом или церковью, а «моленной»). В то жевремя старообрядцы были людьми практическими и не зря преуспевали в торговле ипромышленности.
И поэтому дух времени —а это была эпоха классицизма — им также порою был не чужд. Огромная четырехъяруснаядеревянная колокольня, сооруженная. по-видимому, одновременно с основнымобъемом, явно повторяет форму каменной классической архитектуры — те же пучкиколонн по углам, те же фронтоны на каждом ярусе, та же соразмерность. Кромеглавного входа в храм с запада подкупольный объем с севера и юга оформленупрощенными портиками со спаренными колоннами. Точно такими же деревяннымиколоннами украшена восточная часть храма, хотя портика здесь нет. Такимобразом, приемы ордерной архитектуры, исполненные в дереве, применены в этомздании в изобилии и весьма последовательно (памятник облицован более позднейвертикальной дощатой обшивкой). В общем силуэте и композиции доминирует мощныйкуб главного объема, увенчанный столь же внушительным куполом. По углам егопостроены четыре небольшие главки, что еще больше подчеркивает значениеглавного купола. В городе есть еще один памятник деревянной архитектуры,который нельзя не заметить ввиду его мощных объемов. Это — старообрядческаяСпасо-Преображенская церковь, построенная в 1911 году. По плану и объему онанаследует описанный нами тип. Но силуэт этого здания, пожалуй, более живописен,благодаря тому что с чисто народной выдумкой здесь соединены приемы русского иукраинского зодчества. Расположенные по московскому образцу — то есть по углам— дополнительные купола, как и главный, напоминают грушевидные «бани»более ранних памятников украинского зодчества.
Таким образом,рассмотрев лишь часть памятников церковного зодчества Брянщины, можно сделатьвывод о её многогранности, богатстве стилей, а также о глубоких религиозныхпредставлениях жителей Брянщины.
Литература
1. waystars.ru. «Брянскаяземля».
2. Свод памятников архитектуры имонументального искусства России. Брянская область. М., 1998.
3. Московский журнал. 2004. N 4. Этастатья продолжает и расширяет указанный материал, отчего и публикуется подрубрикой «Возвращаясь к напечатанному». Чернигоские епархиальныеизвестия (ЧЕИ). 1909. N 2.
4. Мусин-Пушкин А. И. Замечание ограницах Древней Руси // Московский журнал. 2000. N 12.
5. Шмурло Е. Ф. Курс русской истории.Санкт-Петербург, 2000.