НОУ «Поиск»
Реферат на тему:
«Свадебные традиции немцев с. Карповки»
Секция: история и краеведение
Выполнил:Дубинин Роман Викторович ученик 7 класса
МОУ«Карповская СОШ»
Омскойобласти
Таврическогомуниципального района
Руководитель:Нурумова Оксана Владимировна
Учительнемецкого языка II категории
МОУ«Карповская СОШ»
Омскойобласти Таврического муниципального района
Карповка 2011г.
Содержание
Введение
Свадебные традиции и обычаи немцев
Свадебная церемония
Праздничный стол и символы свадьбы
Свадебные приметы
Свадебные аксессуары
Заключение
Библиографический список
ПриложенияВведение
«История предков всегда любопытна для того, кто достоин,иметь Отечество» (Н.М. Карамзин).
Темп современной жизни необычайно высокий. Большинство людейработают, чтобы добиться карьерного роста, заработать денег для достойной жизни.Времени для встреч и живого общения с родственниками, близкими людьми не остаётся.Даже письма в наши дни пишут редко, общаясь по телефону, электронной почте. Притаком темпе жизни люди, к сожалению, забывают о своих корнях, не задумываются освоей родословной. Человек, не знающий своих корней, истории своих предков, малойродины, не может по-настоящему любить свой народ, свою Родину. Состав, происхождение,расселение, культурно-исторические взаимоотношения разных народов, материальнуюи духовную культуру, особенности быта изучает наука этнография. И чем дальше уходитвремя, тем актуальнее становится тема исследования культурных корней наших земляков.Разными путями и по разным причинам появлялись люди различных национальностей внашем селе. Село Карповка было основано в 1909 году. Первые поселенцы приехали изСамарской губернии из сел Гановка и Карповка. В силу сложившихся исторических событийпервые немецкие переселенцы, пройдя нелегкий путь, появились в нашем селе в 40-хгодах. Одними из первых были семьи — Пропп, Вагнер, Вейц, позднее семьи — Суппес,(Приложение 1), Решка, Эйснер, Линк, Браун, Эрих, Шнайдер и др. Нелегко приходилосьим преодолевать национальные барьеры, сохранять свои традиции и обряды в силу ихнемногочисленности. В домах неслышно было родной речи. Дети воспитывались на местныхтрадициях, стремясь быть «как все». Семьи, открыто говорившие о своейнациональности, гордясь ей, нередко ставили вровень с фашистами. Многие стремились«избавиться» от своей национальности, переделывая документы. Шли годы,менялось мышление. Многие уехали на свою историческую Родину в Германию. «Быть»немцем стало престижно. Однако была потеряна связь поколений, растеряны культурныеценности этого народа.
В данное время в Карповке проживает 4% немцев от общего количестважителей и мне бы хотелось, чтобы они знали и чтили обычаи и традиции своих предков.Вряд ли кто-нибудь станет отрицать тот факт, что заключение брака — одно из самыхзначительных и запоминающихся событий в жизни любого человека, именно поэтому даннаяработа будет посвящена свадебным традициям.
Цель работы: изучение и исследование свадебныхтрадиций сибирских немцев. В соответствии с целью исследования предполагается выполнениеследующих задач:
· изучение соответствующей литературы;
· на основе изучения литературы в ходе научного исследования выяснитьсуществующие свадебные обычаи, приметы, символы, аксессуары.
· приведение в соответствие полученного материала
Методы исследования:
· обзор научной литературы;
· сбор материала в школьном музеи;
· опрос жителей села Карповка (представителей немецкой национальности).
Свадебные традиции и обычаи немцев
У немецкого народа существует множество уникальных традиций,которые насчитывают не одну сотню лет. В средние века у немцев брачный возраст былнизким. Обычно крестьянским девушкам разрешалось выходить замуж в 14, а парням женитьсяв 18 лет. К XIX веку средний возраст брачующихся девушек и юношей составлял соответственно20 и 25 лет. Существовали различные способы знакомства молодых людей: зимние посиделки,праздники, обычай 'продажи' девушек с аукциона и т.д. Завоевав девушку на аукционе,имевшем широкое распространение, парень должен был оберегать ее честь, заботитьсяо ней. И хотя добрачные связи в XIX века были довольно свободными, тем не менее,общественное мнение строго следило за нравственностью девушки. Молодые люди самивыбирали себе девушку, и стремились, прежде чем засылать сватов, узнать у нее, согласнали она выйти за него замуж. У немцев существует традиция: сажать в честь свадьбыдерево или розовый куст. Свадебные традиции начинались с обряда сватания и помолвки.Свадьбе предшествует сватовство. Сватают обычно за месяц до свадьбы. Невесту сватали,сразу договариваясь о дне проведения свадьбы. Родители жениха снаряжают свата, которыйприходит к родителям невесты со словами: «У вас хорошая телочка, у нас хорошийбычок», «У вас хорошая девушка, у нас жених неплохой». За несколькодней до свадьбы сват или дружка берёт посох и идёт по селу, заходит в каждый доми приглашает на свадьбу. Принявшие приглашение привязывают ленточку к посоху свата.Накануне свадьбы для жениха и невесты устраивается вечер — прощание с юностью (Polterabend).В этот вечер гости собираются в доме невесты. В определенный момент все выходятна улицу и наблюдают, как она бьет глиняную или фарфоровую посуду — шум должен отогнатьот дома злых духов. Черепки разбитой посуды невеста заметает вместе с женихом, взявв руки метлы. Важно собрать все! Вплоть до XIX века приданое невесты перевозилина телеге. Существовали обряды, связанные с этим действием.
В центре воза помещали прялку, рядом распятие, двуспальную деревяннуюкровать, колыбель для ребенка. На кровати ехала сама невеста, но иногда она шлаза коровой, которую дал ей в приданое отец, на повозке с приданым иногда везли петуха,привязанного к метле и напоенного водкой, чтобы он кукарекал. Петух и метла — этосимволы, которые должны отпугивать злых духов. Народ обычно встречал проезжавшуютелегу с приданым ликованием и весельем. Невеста бросала детям печенье, раздавалалапшу, мелкие монеты. Повсюду телеге преграждали путь и требовали выкуп.Свадебная церемония
На следующий день, во время самой церемонии, невеста должна былаиметь при себе в кармане хлеб и соль, что предвещает материальный достаток будущейсемье. Жених же приносил зерно — это означало богатство и удачу. Гости устилалисвежими еловыми ветвями дорожку, которой невеста и жених должны были пройти по завершениицеремонии, чтобы путь молодоженов был вымощен надеждой, удачей и богатством. В церковьшли пешком. Сначала мужчины, за ними женщины с невестой. Венчание обычно происходилодо полудня, — считалось, что это будет способствовать счастью молодоженов. Когдасвадебная процессия приближалась к церкви, колокола переставали звонить. После венчания,на белой простыне вырезается большое сердце и, когда пара выходит из церкви, простынярастягивается перед молодожёнами, преграждая им путь. Чтобы пройти дальше, в супружескуюжизнь, молодожёнам приходится пролезать сквозь образовавшуюся дыру. Часто женихпытается это сделать с невестой на руках. Особенно важен момент в загсе, когда мужчинанадевает кольцо на безымянный палец своей жены. Например, если кольцо застрянет,то верховодить будет женщина, если наденется легко — главой семьи станет мужчина.Наиболее находчивые девушки старались загодя немного изогнуть колечко, чтобы онозастряло. Когда молодожены возвращаются домой, на крыльце дома жениху и невестепредлагали бокал вина. Попробовав его, жених передавал бокал невесте, а та, допиввино, бросала бокал за спину. Разбитый бокал предсказывал счастливый брак. Иногданевеста разливала остатки вина вокруг жениха, чтобы 'крепче привязать его к себе.Конечно, многое зависело от материального и социального положения определенной семьи,что накладывало свой отпечаток на общее проведение свадебного торжества. Ярким примеромэтому может служить сам свадебный 'пир'. Свадьба празднуется три дня. В первый деньжених с дружками забирают невесту из родительского дома и ведут в свой дом, гдесобираются на свадьбу. Обычно молодых усаживали во время застолья на самое видноеместо, в центре. После первых танцев и речей в честь молодых начинается обряд дарения.Крёстные дарят молодожёнам деньги, подушки, ткани и т.п. Вручение сопровождаетсяпеснями, частушками, танцами. В ответ невеста угощает их вином. Главным событиемв свадебном обряде является снятие венца невесты. Молодых усаживают в центре, агости встают вокруг и поют соответствующую обряду песню. С невесты снимают веноки надевают платок. Она становится молодой хозяйкой. На второй день свадьбы молодыеугощают гостей блинами, а гости «чудят»: вновь пришедших мажут сажей,требуя откупа, переодеваются в жениха и невесту. Третий день называется «хвостик».Праздничный стол и символы свадьбы
Праздничный стол славится изобилием. Гостям предлагается не менее20 блюд. Обычно жаркое, котлеты, сладости, свекольное повидло, пироги, канопе ит.д. Но, как правило, съедаются только те из них, которые трудно унести с собой.После окончания застолья приглашенные завертывают в салфетку кусок мяса и пирогиили кладут их в принесенный с собой горшочек и уносят домой. Раньше хозяева свадьбызачастую предусмотрительно приносили и ставили на стол сырую говядину (кусками примернопо 500-600 г.), которую гости уносили домой со свадьбы. Количество блюд, которыеподавались на стол, напрямую зависело от достатка семьи. При этом следует отметить,что на столе практически нельзя было увидеть крепких алкогольных напитков. И этоне только говорит о том, что немцы предпочитают им известное всем пиво и различныесорта вин, но и об искренней заботе, о будущем поколении, здоровье молодоженов.Свадебное угощение было в первую очередь сытным, но исключающим в самой своей сутикакие-либо излишества
Символом свадьбы является веточка мирта — вечнозеленого кустарникас белыми пушистыми цветами. Ветви растения вплетаются в свадебный венок невестыи олицетворяют целомудрие, благополучие и любовь. Самым главным символом помолвкиявляется — кольцо с камнем.Свадебные приметы
У немцев существовало большое число примет и суеверий, связанныхс этим днем. На протяжении многих веков свадебная народная обрядность видоизменялась.Видоизменялись и приметы, связанные с назначением дня свадьбы. Так, в календаре«Дамский мир» за 1912 год были опубликованы по этому поводу предсказания:
В январе — рано овдоветь,
В феврале — жить в согласии с мужем,
В марте — жить на чужой стороне,
В апреле — пользоваться переменчивым счастьем,
В мае — увидеть измену в собственном доме,
В июне — медовый месяц будет продолжаться всю жизнь,
В июле — сохранить о своей жизни кисло-сладкие воспоминания,
В августе — муж будет возлюбленным и другом,
В сентябре — тихая спокойная жизнь,
В октябре — жизнь будет трудной и тяжелой,
В ноябре — жизнь богатая и счастливая,
В декабре — звезды любви будут с каждым годом сиять все ярче.Свадебные обряды всегда сопровождались различного рода предосторожностями от«лихого глаза», о чем свидетельствует огромное количество примет. Приведемнекоторые из них.
Потерять обручальное кольцо — к разводу, расставанию.
Если нельзя отказать, положи кольцо сначала на стол, и пустьберут после — со стола, а не с рук.
Сидишь на углу стола — семь лет не выйдешь замуж (не женишься).
Если холостой много спит, наспит кривоглазую жену.
Монеты, положенные на свадьбе в рюмки жениху и невесте, хранитьдома под скатертью — к достатку в семье.
Мужу и жене одной ложкой есть — недовольными друг другом быть.
Невесте необходимо в девичник и перед свадьбой плакать в соответствиисо старинной поговоркой: «Не плачешь за столом — будешь плакать за столбом(т.е. в замужестве)».
Кто венчался в день своего ангела — будет несчастным.
Свадьба в понедельник — к богатству, во вторник — к здоровью,среда — день для свадьбы счастливый, четверг принесет одни трудности в семейнойжизни, пятница также для свадьбы не годится.
Чтобы злые силы не проникали на свадьбу, гости поверх рубах надеваливязаные пояски.
Не сметай со стола рукой. Если это делает женщина, у нее будетмуж лысый; если мужчина — лысая жена.
Мужчина, который был шафером больше десяти раз, никогда не женитсясам.
Любящие не дарят друг другу свои фотографии — иначе расстанутся,разойдутся.
свадебная традиция немец карповка
При обмене кольцами в церкви следует быть особенно осторожными,чтобы не уронить их на пол, так как мужской палец значительно толще женского и притроекратном обмене кольцами кольцо жениха с трудом удерживается на пальце невесты.
В народе бытует суеверие, что упавшее при обручении кольцо — к распаду брака.Свадебные аксессуары
Главным аксессуаром любой свадьбы считается свадебное платье.Свадебный наряд невесты в ХIХ-ХХ веках претерпевал различныеизменения. Крестьяне обычно венчались в праздничной народной одежде, дочери горожанвенчались в черном платье из бархата и тяжелого шелка. В сельской местности Германиибелое подвенечное платье невесты утвердилось совсем недавно — после второй мировойвойны. Девушки наряжались обычно в платья, соответствующие той или иной эпохе, безкаких-либо излишних аксессуаров, что также являлось свидетельством продуманногои бережливого отношений ко всему. В XXвеке невесты, потерявшие девственность венчались в черном свадебном платье,а девственницы венчались в белом наряде.
Белая вуаль — непременный атрибут свадебного наряда XIX века. При венчании широко применяласьсимволика, подчеркивающая целомудренность невесты. Свадебный венок также являетсяаксессуаром немецкой свадьбы. В XIX векепотерявшие девственность невесты венчались без венка.
В XIX веке голову невесты обычно покрывали различные короны зеленогоцвета. Большого внимания заслуживает обряд с национальным украшением венца и букетов.Делается венец так: на основу из проволоки вплетают цветы из цветной гофрированнойбумаги, ёлочные украшения, а также капельки из воска на свиной щетинке. Таким жеобразом делают и букеты. Эти украшения хранятся и после свадьбы. К началу XX векаих вытеснил миртовый венок.
Заключение
В ходе выполнения исследовательской работы были рассмотрены свадебныетрадиции немцев, выяснены какие существуют символы свадьбы, приметы, аксессуары,обычаи.
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиесяне только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизнии само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многимипоколениями.
Сколько стран и народов — столько и различных обрядов, обычаев,которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым иэмоциональным содержанием.
Семья — это основополагающая всего мирового общества и от того,насколько будет она сильна, зависит будущее всей нации. Важно, что люди, решившиесяна брачный союз, уважают и ценят традиции своих предков, передавая их из поколенияв поколение.
Надеюсь, данная работа поможет жителям села узнать традиции своихпредков, преумножить и передать их своим потомкам.
Библиографический список
1. A.И. Озёров, М.В. Якимов. Немецко-русский словарь/И. Озёров, М.В. Якимов. Немецко-русский словарь. — 2005. — с.172/ с.629.
2. Рябинин К.А., Сеченов Б.Ф. Таврическое и тавричанцы/ Таврическое, 2004.- с.387, 449
3. Сборник материалов к международной научной конференции аспирантов и студентовпри гуманитарном факультете ОмГАУ. 2010.: с.98
4. Auer. S. Das süβe Meisterwerk gilt alsFpuchbarkeitssymbol [Text] / S. Auer // Freundin. — 2002 — №3 — S/ 15
5. Conrad. V. Flitterwochenkalender [Text] / V. Conrad// Lisa. — 2001 — №6. — S.10-12.
6. Dinklage. M. Der Trauring schützt gegen böseFeinde [Texst] / M/ Dinklage // Super illu. — 2005 — №4. — S/ 23
7. Genning. L. Weiternin groβer Beliebtheit erfeutsich der Polterabend [Text] / L. Cenning // Zeitschrift fur Brautpaare. — 2000- №1, — S.10.
8. Сайт: WWW.Wikipedia.ru