Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Русский свадебный обряд как культурный феномен

Содержание
Введение
Глава 1. – Русская свадьба в контексте мировой культурнойтрадиции
1.1 Индийский свадебный обряд
1.2 Еврейская свадьба
1.3 Разнообразие русских свадеб
Глава 2. – Структура и семантика русской свадьбы
2.1 Сценарный план русской свадьбы
2.2 Образная основа русской свадьбы
Глава 3. – Слово и предметная среда в русской свадьбе
3.1 Свадебная поэзия
3.2 Свадебная одежда и аксессуары
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
Жизнь каждого человекаделится на три важнейших этапа: рождение, создание семьи (брак) и смерть. Этимсобытиям всегда сопутствовали соответствующие обряды (крещение, свадьба ипохороны). И если обряды, связанные с рождением и смертью человека в разныхрелигиях зачастую проводились в узком семейном кругу, то свадебный обряд всегдабыл массовым и зрелищным. Вероятно, именно поэтому он лучше всего сохранился, имы можем практически точно восстановить традиционную картину этого древнегодейства по записям, рассказам и др. источникам.
Привыкшие к современнымобычаям, мы не всегда понимаем, почему наши предки так тщательно соблюдалипоследовательность свадебного обряда. Тем более что и сам он менялся с течениемвремени. Какими были свадьбы у славян и как они трансформировались досегодняшнего времени? Почему это происходило? Цель этой работы — ответить напоставленные вопросы, благодаря решению следующих задач:
Рассмотреть основныеформы русской свадьбы.
Изучить особенностисвадебных обрядов разных народов, выделив характерные черты, общие для всех обрядов,и специфичность каждого.
Выделить образную основурусской свадьбы.
Рассмотреть сценарныйплан и особенности основных действующих лиц русской свадьбы.
Проанализироватьсвадебную поэзию.
Выделить характерныечерты одежды и аксессуаров, использовавшихся в русской свадьбе.
Сравнить исконную русскуюсвадьбу и современный обряд.
Откуда же произошло словосвадьба? Некоторые думают, что от глагола «сводить», «соединять», основываясьна том, что брак – соединение двух лиц; другие, что от «свата», свидетеля свадебногосговора; но на самом деле свадьба произошла от древнего слова «свататься»,означавшего прежде – сговариваться, соглашаться (см. 9.).
Свадебный обряд – эторитуал, сопровождающий заключение брака, он имеет определенные требования изапреты. В каждой религии есть ограничения, препятствующие людям вступать взаконный брак. Так евреям запрещается жениться не только на кровныхродственниках (как со стороны матери, так и со стороны отца), но и на бывшейжене или вдове сына, отца, дяди, брата. К этой категории относятся такжекровные родственники жены, но разрешается заключить брак с сестрой покойнойжены.
Согласно традиционнымнормам индуистского брака, мужчина должен жениться в своей касте или на женщинеиз подкасты более низкой, чем его собственная. В родстве по боковым линиям православныйбрак запрещен до 4 – ой степени включительно (в отличие от католицизма,допускающего браки между двоюродными братьями и сестрами). В кровном родстве попрямым линиям (восходящей и нисходящей) брак запрещается во всех степенях.Запрещенными для всех религий являются браки между людьми, принадлежащимиразным вероисповеданиям, а также существуют возрастные ограничения.

1. Русскаясвадьба в контексте мировой культурной традиции
Контекстом для изучениярусской свадьбы можно считать древнейшие свадебные обряды, которыеформировались в различных географических точках, но, помимо естественныхразличий, имели сходные черты. В предварительном обзоре показаны основныеструктурные характеристики индусской, иудейской и русской (с учетом различныхрегиональных нюансов) свадеб.
1.1Индийский свадебный обряд
В индусской свадьбе,прежде чем сделать окончательный выбор, родители сравнивают гороскопы юноши идевушки и, если результат оказывается благоприятным, обе стороны обмениваются подаркамии происходит сговор. День и час церемонии определяет астролог. За несколькодней до свадьбы жених и невеста проходят очистительный обряд («халди») –натираются смесью горчичного масла и желтого порошка из корня куркумы.
В день свадьбы жених всопровождении своих близких направляется к дому невесты («барат»,«барат-ятра»). Там его встречают родители невесты (обряд «вар-пуджа») ипроводят его в дом, где жених видит, наконец, лицо своей невесты (обряд«мукх-даршан) и они надевают друг другу на шею цветочную гирлянду.
Отец невесты соединяетруки юноши и девушки, а затем их ведут к невысокому, пестро украшенному помоступод навесом («пандал»), где для брачной церемонии приготовлены кокосовые орехи,цветы, рис, вода, ароматические свечи. Здесь жрец привязывает угол сари невестык шарфу жениха и обводит их семь раз (обряд «саптапади») вокруг жертвенногоогня, читает заклинания мантры, соединяющее жениха и невесту брачными узами. Ввиде жертвоприношения («Сахути) для богов в огонь бросают рис, возливают маслои т. п. (см. 11. 1.).

1.2Еврейская свадьба
По иудейскомурелигиозному закону, процедуру бракосочетания может провести любой грамотныйеврей. Перед свадьбой проходит «инструктаж невесты» – это беседа грамотнойрелигиозной женщины с невестой о том, что такое супружеская жизнь с точкизрения еврейских религиозных законов. Также перед свадьбой невеста должнаокунуться в «микву» — специальный бассейн или иной водоем. В день свадьбы женихи невеста постятся.
Перед проведением обрядабракосочетания составляется брачное свидетельство, называемое на иврите кетуба.Сам обряд происходит под «хупой» – балдахином, символизирующим дом жениха, кудавводят невесту. Непосредственно под хупой стоят жених с невестой, родители ираввин, проводящий свадьбу. Сначала под хупу приводят жениха, затем невесту, всопровождении «матерей» – ее и жениха. Вступая под хупу, невеста и материобходят семь раз вокруг жениха. Затем раввин наливает бокал вина и произноситдва благословения – на вино и на свадьбу.
Жених и невеста поочереди пьют вино из бокала, после чего происходит обручение: жених надеваеткольцо на указательный палец правой руки невесты и произносит короткую речь.Прочитываются семь специальных благословений (шева брахот). В конце церемониипринято разбивать стакан в память о разрушении Храма. Сразу же послебракосочетания молодожены уединяются на короткое время в отдельной комнате.После церемонии устраивают праздничную трапезу с музыкой песнями и танцами (см.12. 2., 12.3.).
1.3Разнообразие русских свадеб
Русская народная свадьбачрезвычайно многолика и образует в различных местностях свои локальныеварианты, отражающие особенности жизни восточных славян еще в дохристианскийпериод. Типические отличия позволили выделить три основных географическихареала русской свадьбы: среднерусский, севернорусский и южнорусский.
Южнорусская свадьбаблизка к украинской и, по-видимому, к исконной древнеславянской. Ееотличительный признак – отсутствие причитаний, общий веселый тон. Основнойпоэтический жанр южнорусской свадьбы – песни. Севернорусская свадьбадраматична, поэтому ее основной жанр – причитания. Они исполнялись напротяжении всего обряда. Обязательной была баня, которой заканчивался девичник.
Севернорусскую свадьбуиграли в Поморье, в Архангельской, Олонецкой, Петербургской, Вятской,Новгородской, Псковской, Пермской губерниях. Наиболее характерным был свадебныйобряд среднерусского типа. Он охватил огромный географический ареал,центральная ось которого проходила по линии Москва – Рязань – Нижний Новгород.
Свадьбу среднерусскоготипа, кроме названых выше, играли также в Тульской, Тамбовской, Пензенской,Курской, Калужской, Орловской, Симбирской, Самарской и других губерниях. Поэзиясреднерусской свадьбы сочетала песни и причитания, но преобладали песни. Онисоздавали богатую эмоционально – психологическую палитру чувств и переживаний,полюса которой составляли веселая и грустная тональности.
Но вместе с тем свадьба –это не произвольный набор песен, причитаний и обрядовых действий, а всегдаопределенная, исторически сложившаяся целостность. Поэтому в данной работебудут рассмотрены основные, наиболее характерные особенности, связывающиевоедино все типы русской свадьбы. Именно эти черты помогут проанализироватьрусский свадебный обряд наиболее полно и целостно.
У русской свадьбы стечением времени сформировались временные рамки, которые и определяли основныеи наиболее благоприятные дни для заключения брака. Никогда не игрались свадьбыво время постов (за редчайшими исключениями). Избегали назначать свадьбы и впостные дни недели (среда, пятница), исключалась из свадебных и масленичнаянеделя. Существовала даже поговорка: « На масленицу жениться – с бедойпородниться…» Старались избегать также месяца мая, чтобы всю жизнь не маяться.
Наряду с днями,считавшимися неблагоприятными для свадеб, на Руси выделялись периоды, к которымприурочивалось большинство свадеб. Это, прежде всего, осенние и зимние мясоеды.Осенний мясоед начинался с Успенья (28 августа) и продолжался дорождественского (Филиппова) поста (27 ноября).
В крестьянской среде этотсрок укорачивался. Свадьбы начинали справлять с Покрова (14 октября) – к этомувремени завершались все основные сельскохозяйственные работы. Зимний мясоедначинался с Рождества (7 января) и продолжался до Масленицы (длился от 5 до 8недель). Этот период называли «свадебник» или «свадебнец», поскольку он былсамым свадебным в году. Свадебник начинался на второй или третий день послекрещения, так как в великие праздничные дни, согласно церковному уставусвященники не могли венчать.
В весенне-летнее времясвадьбы начинали справлять с Красной горки (первого воскресения после Пасхи) идо Троицы. В летнее время был еще один мясоед, он начинался с Петрова дня (12июля) и продолжался до Спаса (14 августа). В это время тоже принято было игратьсвадьбы (см. 11.).
Русский свадебный циклтрадиционно делится на несколько этапов:
Досвадебные обряды – этознакомство, смотры невест, девичьи гадания.
Предсвадебные обряды –это сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки.
Свадебные обряды – этоотъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир.
Послесвадебные обряды –это обряды второго дня, визиты.

2. Структураи семантика русской свадьбы
 
2.3Сценарный план русской свадьбы
В народе не случайноговорят: «сыграть свадьбу». Русский свадебный обряд можно рассмотреть, каксвоеобразное театрализованное представление, с определенным сценарием и действующимилицами. Можно выделить несколько форм проведения бракосочетания, появляющихся вразные периоды развития русского народа. В брачных обычаях периода матриархатаинициатива принадлежала женщине, нормальным явлением было самопросватываниедевушек. В патриархальном обществе все изменилось. С этого момента можновыделить различные сценарии проведения свадьбы:
«Брак – умыкание» — основная свадебная игра развертывалась вокруг похищения невесты. Ее прятали отжениха, преграждали дорогу жениховому поезду, разыгрывали сцены доступа жениху водвор, в горницу и проч. Подчеркивалось активное начало со стороны жениха иритуальное «нежелание» невесты выходить замуж. В доме невесты пели песни, вкоторых приезд жениха изображался как ветер, буря, сам же он называлсяразорителем и погубителем.
«Купля – продажа невесты»- первоначально существовала у полян, жених должен был платить за невесту вено,аналогичное известному мусульманскому калыму. В русской свадебной игреразыгрывались сценки выкупа места рядом с невестой, ее косы (или ее самой, чтобыло равнозначно), приданого. Выкуп был небольшой, почти символический:подарками, украшениями, мелкими деньгами. Иногда следовало отгадать загадки. Вовремя сватовства разговор велся в иносказательной форме, которая тоже отражалаособенности «свадьбы – покупки» невесты: «Хотим купить телочку…», «У вас товар,у нас купец…». Один из предсвадебных ритуалов назывался рукобитье: сваты и отецневесты «били по рукам», как бы заключая торговую сделку.
«Брак по воле старших» — сложился в феодальную эпоху, включал в себя как обязательный элемент церковныйобряд венчания и начал подчинятся церковным ограничениям. Они распространялисьна время для венчания и на степень родства между женихом и невестой.
«Свадьба – самокрутка»(или «свадьба – убег») – сформировалась с ростом городов и расслоением иобнищанием деревни, вследствие того, что у крестьян не было средств сыгратьсвадьбу. Молодые венчались тайно, а потом выпрашивали прощение (иногда это былоимитацией, так как родители заранее обо всем знали). Празднования при этом неустраивалось (см. 2., 3.).
Как уже упоминалось выше,свадьба – сложная драматическая игра, состоявшая из нескольких актов и длившаясяобычно от 3 до 10 дней. Участники свадьбы имели роли, всего исследователиотмечают до 411 названий свадебных чинов у восточных славян, изменявшихсятерриториально и имевших свои особенности. Среди них: рожники — родственникиневесты; дружина, бояре – спутники жениха; боярки, подневестницы – спутницыневесты; подголосницы – поющие девушки; каравайницы – женщины, которые готовятсвадебный каравай; стряпуха, куховарка – женщина, готовящая свадебное угощение;коробейники, приданки (отвозят приданое); вежливец, опасный, клетник – человек,который мог оградить от колдунов и проч..
Среди приглашенных состороны жениха, выделялись следующие основные свадебные чины:
Дружко или дружка –распорядитель свадебного церемониала, человек женатый, энергичный, знающий ходсвадьбы. Неотъемлемый атрибут дружки – кнут, который он пускал в ход с цельюотогнать все, что может помешать благополучному соединению жениха и невесты.Дружку часто можно было узнать по полотенцу, повязанному через плечо. Иногда онбыл повязан крест – накрест двумя полотенцами – от жениха и от невесты.Полотенца дружке дарили большие – два, два с половиной метра в длину,украшенные на концах ткаными узорами. Дружки, как правило, назначались как состороны жениха так и со стороны невесты, но иногда был лишь дружка со стороныжениха.
Сват – вел свадьбу вместес дружкой. Это женатый человек, обычно из числа родственников.
Посаженый отец ипосаженая мать – крестные отец и мать жениха.
Ранняя сваха илиповивальная сваха – близкая родня жениха, она пекла свадебный каравай,расплетала косу невесты и др.
Сватов и свашек бывало понесколько с каждой стороны. Часто считалось обязательным, чтобы сват и сватьябыли мужем и женой. Иногда их роль отводилась родителям или крестным родителям.
Подсвашки – помощницы свахи,родственницы жениха.
Дядька – шафер, которыйсопровождал жениха к венцу.
Бояре – приятели иродственники жениха, сопровождавшие свадебный поезд.
Со стороны невестыизбирались люди, обладающие следующими свадебными чинами, считающимисянеизменными:
Поздняя сваха илиповивальная сваха – убирала (или повивала) голову невесты в женский головнойубор, сопровождала ее к венцу.
Посаженый отец ипосаженая мать, постельницы (две женщины) – они готовили брачное ложе дляневесты.
Дружки – подруги невесты.
Подженишники (илиподкняжие) – неженатые молодые люди и подневестницы – незамужние подругиневесты. Подженишников и подневестниц обычно бывало равное количество. Главнуюроль играла большая, или первая, подневестница (обычно сестра невесты) и первыйподженишник.
Жениха и невесту называликнязем и княгиней. Те, кому не хватало ролей, были зрителями (см. 11.).
2.2 Образнаяоснова русской свадьбы
Свадебный обряд содержитмногочисленные символы и аллегории, смысл которых частично утерян во времени исуществует только как ритуал.
Для среднерусской свадьбыхарактерен обряд «елки». Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева,называемая красотой, украшенная лентами, бусами, зажженными свечами и проч.,иногда с прикрепленной к ней куклой, стояла на столе перед невестой. Деревцесимволизировало молодость и красоту невесты, с которыми она прощалась навсегда.Древний, давно забытый смысл состоял в том, что дереву переадресовываласьжертвенная повинность инициируемой девушки: вместо нее погибало деревце,первоначально принятое в ее родственный круг (заместительная жертва).
Свадебное деревцеизвестно у большинства славянских народов, как обязательный атрибут, вместе стем у восточных славян отмечено большое разнообразие предметов, называемыхкрасотой. Это не только растения (ель, сосна, береза, яблоня, вишня, калина,мята), но также девичья краса и девичий головной убор.
Так как брачная парадолжна была состоять из представителей разных родов, в свадьбе были ритуалы,означавшие переход невесты из своего рода в род мужа. С этим связано поклонениепечи – священному месту жилища. Все важные дела (например, вынос красоты)начинали в буквальном смысле от печки. В доме мужа молодая трижды кланяласьпечи и только потом иконам и т.д.
Растительный мир русскойсвадьбы связан с древними анимистическими представлениями. Живыми илиискусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды быливышиты на свадебной одежде и на полотенцах.
Животный мир свадебногоритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда можноувидеть культ медведя, обеспечивающего богатство и плодородие. В некоторыхместах атрибутом свадебного пира была жаренная свиная голова, часто рядилисьбыком. С невестой были связаны образы птиц (плодородящую силу имела, преждевсего, курица).
Свадебный ритуалвосточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер. Сидеей плодородия был связан культ воды. В севернорусской свадьбе он проявлялсяв банном обряде, которым завершался девишник, для среднерусской свадьбыхарактерно послесвадебное обливание. При обливании женщина – матьотождествлялась с матерью – сырой землей.
В добрачных ипослебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха илилюбым другим злаком. Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, сквашней. Культ хлеба проявился, прежде всего, как чествование каравая,игравшего большую роль на протяжении всего свадебного обряда.
С аграрной магией связандревнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношениямежду людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил. Верховнымпредставителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы былосолнце. Рядом с ним возникали месяц, луна, звезды и заря. Образ солнца нес всебе свадебный венок невесты, которому в свадебном действе отводиласьсвоеобразная роль.
Издавна свадьба былапронизана магией, использовались все ее виды. Цель продуцирующей магии состоялав том, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте, прочность имногодетность их будущей семье, а также, чтобы получить богатый урожай, хорошийприплод скота.
Апотропейная магияпроявлялась в различных оберегах, направленных на предохранение молодых отвсего плохого. Этому служили иносказательная речь, звон колокольцев, острыйзапах и вкус, переодевание молодых, покрытие невесты, а также самыеразнообразные предметы – обереги (например, пояс, полотенце и др.). Такимобразом, образная основа русской свадьбы отражает языческие представленияславян, их тесную связь и взаимодействие с окружающим миром природы.

3. Слово ипредметная среда в русской свадьбе
 
3.1Свадебная поэзия
Словесное, в первуюочередь поэтическое (стихотворное) оформление свадьбы обладало глубокимпсихологизмом, изображая чувства жениха и невесты, их развитие на протяженииобряда. Особенно сложной в психологическом отношении была роль невесты.Фольклор нарисовал богатую палитру ее эмоциональных состояний. Первая половинасвадебного обряда, пока невеста еще находилась в родительском доме, быланаполнена драматизмом, сопровождалась печальными элегическими произведениями.На пиру (в доме жениха) эмоциональная тональность резко менялась: в фольклорепреобладала идеализация участников застолья, искрилось веселье.
Как уже упоминалосьранее, для свадьбы севернорусского типа основным фольклорным жанром былипричитания. Они выражали только одно чувство – печаль. Психологическиеособенности песен гораздо шире, поэтому в среднерусской свадьбе изображениепереживаний невесты было более диалектичным, подвижным и многообразным.Свадебные песни – самый значительный, наиболее сохранившийся цикл семейнойобрядовой поэзии.
Каждому эпизоду свадьбысоответствовали свои поэтические приемы. Сватовство велось в условнойпоэтически – иносказательной манере. Сваты называли себя «охотниками»,«рыбаками», невесту – «куницей», «белорыбицей». Во время сватовства подругиневесты уже могли исполнять песни: ритуальные и лирические, в которых начиналаразрабатываться тема утраты девушкой ее воли.
В сговорных песняхизображался переход девушки и молодца от свободного состояния «молодечества» и«девичества» к положению жениха и невесты («У стола, стола, дубового стола…»).В песнях появляются парные образы – символы из мира природы, например«калинушка» и «соловей» («На горе – то калина во кугу стояла…»).
Разрабатывается мотивзабранной девичьей воли, (невеста изображается через символы расклеванной«ягодки», выловленной «рыбицы», подстреленной «куны», вытоптанной «травушки»,сломанной «веточки виноградной», заломленной «березоньки»). В ритуальныхпеснях, исполнявшихся на сговоре, на девишнике или утром свадебного дня, моготмечаться предстоящий, свершающийся или уже свершившийся обряд расплетаниякосы (примеры см. в приложении). Сговорные песни начинали рисовать молодых вположении жениха и невесты, идеализируя их взаимоотношения. В таких песняхмонологическая форма отсутствовала, они представляли собой рассказ или диалог.
Если невеста быласиротой, то исполнялось причитание, в котором дочь «приглашает» родителейпосмотреть на ее «свадьбу сиротскую». В песнях часто встречается сюжет переходаили перевоза невесты через водную преграду, связанный с древним осмыслениемсвадьбы как инициации («Через речку черемуха лежала…»). Девишник был насыщенритуальными и лирическими песнями (примеры см. в приложении).
Утром невеста будилаподруг песней, в которой сообщала о своем «нехорошем сне»: к ней подкралась«проклятая бабья жисть». Во время одевания невесты и ожидания свадебного поездажениха пели лирические песни, выражавшие крайнюю степень ее горестныхпереживаний. Глубоким лиризмом были наполнены и ритуальные песни, в нихзамужество изображалось как неотвратимое событие («Матушка! Да что во полепыльно?»). Переход невесты из одного дома в другой изображался, как трудный,непреодолимый путь. В таком пути (от родного дома к церкви, а затем к новомудому) невесту сопровождает не родня, а главным образом будущий муж («Еще стерема на терем Любушка шла…»см. приложение).
Появление свадебногопоезда и всех гостей изображается в песнях посредствам гипербол. В это время вдоме разыгрывались сценки, в основе которых лежал выкуп невесты или ее двойника– «девьей красоты». Их исполнению способствовали свадебные приговоры, имевшиеритуальный характер. У приговоров была и другая функция: они разряжали сложнуюпсихологическую ситуацию, связанную с отъездом невесты из родительского дома.
Самым торжественныммоментом свадьбы был пир. Здесь пели только веселые песни, плясали. Яркоехудожественное развитие имел ритуал величания. Величальные песни пелиновобрачным, свадебным чинам и всем гостям, за это игриц (певиц) одаривали.Скупым исполняли пародийное величание – песни корильные, которые могли спеть ипросто для смеха.
Образы жениха и невесты ввеличальных песнях поэтически раскрывали разнообразные символы из мира природы.Жених – «ясен сокол», «вороный конь»; невеста – «земляничка-ягодка»,«калина-малина», «ягода смородина». Символы могли быть и парными: «голубь» и«голубушка», «виноград» и «ягодка». Большую роль в величальных песнях игралпортрет. По сравнению с песнями, исполнявшимися в доме невесты, диаметральноменялось противопоставление своей и чужой семьи. Теперь «чужой» стала семьяотца, поэтому невесте батюшкин хлеб есть не хочется: он горький, пахнетполынью; а Иванов хлеб есть хочется: он сладкий, пахнет медом («Виноград в садурастет…» см. приложение).
В величальных песняхпросматривается общая схема создания образа: внешность человека, его одежда,богатство, хорошие духовные качества (пример см. в приложении).
Величальные песни можносравнить с гимнами, им свойственна торжественная интонация, высокая лексика.Все это достигалось традиционными для фольклора средствами. Ю. Г. Кругловотметил, что все художественные средства «употребляются в строгом соответствиис поэтическим содержанием величальных песен – они служат усилению,подчеркиванию самых красивых черт внешности величаемого, самых благородных чертего характера, самого великолепного со стороны поющих к нему отношения, тоесть, служат основному принципу поэтического содержания величальных песен –идеализации»[1].
Цель корильных песен,исполняющихся в момент величания гостей (см. выше), – создание карикатуры. Ихосновной прием – гротеск. Портреты в таких песнях сатиричны, в них утрируетсябезобразное. Этому способствует сниженная лексика. Корильные песни достигали нетолько юмористической цели, но и высмеивали пьянство, жадность, глупость, лень,обман, хвастовство (см. 3.).
Во всех произведенияхсвадебного фольклора использовалось обилие художественных средств: эпитеты,сравнения, символы, гиперболы, повторы, слова в ласковой форме (суменьшительными суффиксами), синонимы, иносказания, обращения, восклицания ипроч. Свадебный фольклор утверждал идеальный, возвышенный мир, живущий позаконам добра и красоты. Примеры свадебной поэзии можно найти в приложении.
3.2Свадебная одежда и аксессуары
В отличие от текстов,исполнение которых во всех областях России имело специфические нюансы,предметный мир русской свадьбы был более унифицирован. Так как рассмотреть всепредметы, задействованные в свадебном обряде, не представляется возможным,остановимся лишь на некоторых, наиболее важных и являющихся обязательными.
Свадебное платье.
Белое платье на невестесимволизирует чистоту, невинность. Но белый цвет еще и цвет траура, цветпрошлого, цвет памяти и забвения. Другим «траурно – белым» цветом был красный. «Нешей мне, матушка, красный сарафан…» – пела дочь, которая не хотела уходить изродного дома к чужим людям. Поэтому историки склонны считать, что белое иликрасное платье невесты – это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своегопрежнего рода. На протяжении свадьбы невеста несколько раз меняла свой наряд.Она была в разных платьях на девичнике, венчании, после повивания в доме женихаи на второй день свадьбы (см. 9., 11.).
Головной убор.
Головной убор невесты вкрестьянской среде представлял собой венок из разных цветов с лентами. Делалиего девушки перед свадьбой, принося свои ленты. Иногда венки покупали или дажепередавали с одной свадьбы на другую. Во избежание порчи, невеста ехала к венцунакрытая большим платком или покрывалом так, чтобы лица не было видно. Сверхуна платок часто надевали крестик, он спускался с головы на спину.
Невесту никому нельзябыло видеть, а нарушение запрета, считалось, вело к всевозможным несчастьям идаже к безвременной смерти. По этой причине невеста надевала фату, а молодыебрали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пилина всем протяжении свадьбы.
С языческих временсохранился обычай прощаться с косой, выходя замуж, и заплетать молодой жене двекосы вместо одной, притом укладывая пряди одну под другую, а не поверх. Если жедевушка убегала с любимым против воли родителей, молодой муж обрезал девичьюкосу и предъявлял его новоиспеченному тестю и теще вместе с выкупом за«умыкание» девушки. В любом случая замужняя женщина должна была прикрывать своиволосы головным убором или платком (чтобы сила, заключенная в них, не повредилановому роду). ( см. 2., 11.).
Кольцо.
При обряде обрученияжених с родственниками приезжали в дом невесты, все делали друг другу подарки,а жених с невестой обменивались обручальными кольцами. Все действиесопровождалось песнями.
Кольцо – одно издревнейших украшений. Подобно любой замкнутой окружности кольцо символизируетцелостность, поэтому его, как и браслет, используют в качестве атрибута брака.Обручальное кольцо должно быть гладким, без насечек, чтобы семейная жизнь былагладкой (см. 11.).

Заключение
С течением временирусская свадьба трансформировалась. Утрачивались некоторые обряды и появлялисьновые, которые могли быть интерпретацией более раннего ритуала или вовсе былизаимствованы из других религий. В истории русского народа известны периоды, вкоторых традиционный свадебный обряд был «отброшен», и его заменилагосударственная регистрация брака. Но по прошествии некоторого временисвадебный обряд вновь «возродился», претерпев существенные изменения. Преждевсего, он был переориентирован на городскую среду, в силу чего измениласьодежда жениха и невесты, вместо традиционного каравая появился свадебный торт,практически «выветрилась» свадебная поэзия, были утрачены многие деталисвадебных обрядов. Оставшиеся же практически изменили свой смысл и сталиисполнять роль развлечения, увеселения зрителей, а также придавать свадьбезрелищность и красочность. Из содержания жизни свадьба превратилась впрестижную акцию.
Но все же до наших днейсохранилась целостная последовательность свадебного обряда. В современныхруководствах по проведению свадьбы авторы придерживаются исконно русскогосвадебного цикла, но при этом может сохраняться лишь название ритуала и егосмысл, само же исполнение очень условно (см. 1., 5.). В России – это уже не«русская» свадьба, которая была целостным культурным феноменом, и котораяименно в этом своем качестве исследована в данной работе.
Современный свадебныйобряд – это целостная система ритуалов, связанных между собой единой целью, ипредставляющая из себя синтез обрядов разных религий, адаптированных ксовременной жизни. Современную свадьбу можно назвать межрелигиозной (илибезрелигиозной).
Современная свадьба – этосинтез различных обрядов разных религий. Очень трудно выделить обряды, непринадлежащие традиционной русской свадьбе. Прежде всего, потому что запрошедшее время ритуалы тесно сплелись между собой и превратились в единоеадаптированное к современной жизни свадебное действо. Заимствованный у того илииного народа обряд (как правило, это были наиболее яркие, зрелищные иинтересные обряды), интерпретировался в соответствии с менталитетом людей иприобретал совершенно другие очертания, а иногда и смысл.

Списоклитературы
1.   Веселовская О.Свадьба пела и плясала… — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003.
2.   Забылин М.Русский народ: Его обычаи, предания, обряды. – М.: Эксмо, 2003.
3.   Зуева Т.В.,Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. – М.:Флинта: Наука, 1998.
4.   Круглов Ю. Г.Русские свадебные песни. – М., 1978.
5.   Малозенова Т.Свадьба от А до Я. – Ростов н \ Д.: Феникс, 2001.
6.   Новикова А. М.,Пушкина С. И. Русские народные песни Московской области. – М.: Советскийкомпозитор, 1986.
7.   Пархоменко Н. К.Русские народные песни Томской области. – М.: Советский композитор, 1986.
8.   Песни Заонежья взаписях 1880 – 1980 г.: Сост. Краснопольская Т. В. – Л.: Советский композитор,1987.
9.   Полная энциклопедияобрядов русского народа: Сост. Панкеев И. – М.: Олма – Пресс, 1998.
10. Хрестоматия пофольклору. Книга для школьников. Сост. и автор пояснительных статей СеливановФ. М. – М.: Просвещение, 1972.
11. ЭнциклопедияРусских обычаев: Автор – сост. Юдина Н. А. – М.: Вече, 2001.
12. http://biblio.india.ru
13. http://www.2hearts.ru
14. http://www.istok.ru

Приложение
Свадебные песни.
Потрудись-ка ты, сестрамилая,
Расплети-ка мне трубчатукосу –
Хотя от роду и невпервые,
Да в девьей красоте вопоследние.
Тебе бог судья, сестрамилая!
Поднялись твои ручкибелые
На мою-то да на буйнуюголову,
На голубушку трубчатукосу.
Уж я, знать, тебе данаскучила,
Уж я, знать, тебенадосадила.
Расплетайся же, трубчатакоса,
Рассыпайтесь вы, русыволосы,
По моему да лицу белому,
По моим да могучимплечам,
По моему да платьюцветному!
Ах, вы миленьки, русыволосы!
Я ходила-то с вамигуляла.
По лугам- то да лугамзеленым,
По травам-то да травамшелковым,
По цветочкам да полазоревым,
Применяла вас, русыволосы,
Я ко травоньке, комуравоньке,
Ко цветочкам я колазоревым:
Уж и тут вы неприменилися,
Уж и тут же вы несравнилися:
Чище, мягче вы травышелковой,
Краше цветиков вылазоревых.
Ах, вы миленьки, русыволосы,
Ко атласу я и ко бархату,
Ко червонному вас козолоту,
Я ко чистому вас косеребру,
Я ко скатному вас кожемчугу
И ко шелку васшемаханскому;
Уж и тут вы неприменилися
И ни с чем-то вы несравнилися:
Вы атласу лучше ибархату,
Вы красивее красназолота,
Чище, лучше вы чистасеребра,
Мягче шелку вышемаханского
И скатистие скатнажемчуга.
Ах, вы миленьки, русыволосы,
Ты, голубушка трубчатакоса!
Хорошо с вамикрасоватися,
Тяжело с вамирасставатися,
Милое дитятко, как отматери,
Пеленишноя от родимыя,
Так и я же, дамолодешенька,
Расстаюсь с вами, русыволосы,
И с голубушкой трубчатойкосой,
И со девьей своейкрасотой.
Доступала вас я охотою,
Расстаюсь с вами яневолею.
Матушка! Да что во полепыльно?…
«Матушка! Да что во полепыльно?
Сударыня моя! Да что вполе пыльно?»
— Дитятко мое! Добрыкони взыгрались.
Милое мое! Добры конивзыгрались.
«Матушка моя! Да что вополе пыльно!
Сударыня моя! Да что вополе пыльно?»
— Дитятко мое! Да боярыедут.
Милое мое! Да бояры едут.
«Матушка! На широку улицуедут!
Сударыня моя! На широкуулицу едут!»
— Дитятко мое! Не бось,не пугайся!
Милое мое! Не бось, невыдам!
«Матушка! На широкий дворвзошли!
Сударыня моя! На широкийдвор взошли!»
— Дитятко мое! Не бось,не пугайся!
Милое мое! Не бось, невыдам!
«Матушка в нову горницувзошли!
Сударыня моя! В новугорницу взошли!»
— Дитятко мое не бось,не пугайся!
Милое мое! Не бось, невыдам!
«Матушка! За праву рукуберут!
Сударыня! За праву рукуберут!»
— Дитятко! Да бог стобою?
Милое! Да бог с тобою!
Не надеялась маменька.
1. Не надеялась маменька,
12. – Ты не плаць-ко,наша умная, Не надеялась родимая,
2. Не надеялась родимая,
Не надеялась во рае жить.
3. Изжила ли менямаменька,
Изжила ли меня маменька
4. В один цяс, в однуминутоцьку
В один цяс, в однуминутоцьку.
5. Жарко, жарко в тереми,
Жарко, жарко в тереми,
6. Жарко, жарко вовысоком,
Жарко, жарко во высоком,
7. Жарко свеци горят,
Жарко свеци торят,
8. Жарко, жарковоско-яровы,
Жарко, жарко воско-яровы.
9. Жалко плакала тутдевиця,
Жалко тужила красавиця
10. (С) по своей ли волевольнеёй,
(С) по своей ли (с) порусой косы.
11. Унимае ее татинька,
Уговаривала маменька:
Не тужи, наша разумная,
13. Мы тебя видь не вполон дали,
Мы тебя видь не в полондали –
14. Мы тебя ли замужвыдали,
Мы тебя ли замуж выдали,
15. Мы за умново-разумново,
Мы за умново-разумново,
16. Что за белово,румяново,
Мы за выково, красивого.
17. Мы тебя ли не однудадим,
Мы тебя ли не одну дадим–
18. Мы дадим-топровожатого,
Провожата братца-сокала.
19. Провожал братец,накзывал,
Провожал братец, накзывал,
20. Брат сестрицюуговаривал,
Брат сестрицю уговаривал:
21. — Ты сестрицародимая,
Ты сестрица родимая,
22. Носи золото – неснашивай,
Терпи горе- нерассказывай.
23. – Милой братец,красно солнышко,
Милой братец, красносолнышко,
24. Понося, видь златосноситься,
Терпя, горюшко скажет
Ты река ли моя, реченька
Ты река ли моя, реченька,
Ты река ли моя быстрая,
2. Ты река ли моябыстрая,
Ты течешь, а несколыхнешься
3. Ты течешь, а несколыхнешся,
С берегами несровняешься,
4. С берегами несровняешься.
Ты душа ли моя девица,
5. Ты душа ли моя девица,
Ты сидишь, а неулыбнешься
6. Ты сидишь, а неулыбнешься.
-Что же мне –каулыбатися,
7. Чего мне – каулыбатися,
Чего мне – ка засмеятися?
8. Полна горница гостейсидит,
Только нет у менягостюшка,
9. Только нету у менягостюшка,
Нету гостюшка любимого,
10. Нету гостюшкалюбимого,
Нету татеньки родимого,
11. Нету татеньктродимого.
Уж ты братец красносолнышко.
12. Уж ты братец красносолнышко,
Ты сыграй – ко мне – касвадебку,
13. Ты сыграй – ко мне –ка свадебку,
Сыграй свадебкусчастливую,
14. Сыграй свадебкусчастливую,
Сыграй свадебку любимую.
Из – под дуба, дубасырова
Из – под дуба, дубасырова,
Ой, да из-под сырова,зеленыва,
Из-под сырова, зеленыва,
Ох, да вылетало лебедейстадо.
Вылетало лебедей стадо,
Ох, да лебедей стадоширокое.
Лебедей стадо широкое…
Ох, да как одна белалебедушка,
Как одна бела лебедушка,
Ох, и прочь от стадушкиотлетывала.
Прочь от стадушкиотлетывала,
Ох, и ко серым гусямприлетывала.
Ко серым гусямприлетывала…
Ох, и начали ее гусирвать – щипать.
Начали ее гуси рвати — щипать
Ох, и не щипите вы, серыегуси!
Не щипите вы, серые гуси,
Ох, не сама я к вамзалетывала.
Не сама я к вамзалетывала -
Ох, и занесла меняневолюшка.
Занесла меня к вамневолюшка,
Ох, и неволюшка –непогодушка.
Неволюшка – непогодушка…
Ох, и не частым дождемосеннием.
Не частым дождемосеннием,
Осеннием, распоследнием.
Осеннием, распоследнием…
Не по саду, саду зелену,
Не по саду, саду зелену,
Ох, и там ходил-гулялдобрый молодец.
Там ходил-гулял добрыймолодец,
Добрый молодецАлексеюшка.
Добрый молодец Иванович,
Ох, и он чесал-гладилрусы кудри.
Он чесал-гладил русыкудри,
Ох, и он чесал-гладил,приговаривал.
Он чесал-гладил,приговаривал:
— Ох, и приставайте вы,русы кудри,
Приставайте вы, русыкудри,
Ох, и ко моей буйнойголовушке.
Ко моей буйной головушке…
Ой, да привыкай-ка,душа-Марьюшка,
Привыкай-ка,душа-Марьюшка,
Ох, и к моему-тоуму-разуму.
К моему-то уму-разуму.
Ох, и к моему-то отцу сматерью.
На горе – то калина во кругустояла
На горе-то калина
Во кругу стояла,
Ой ли, ой люли,
Во кругу стояла.
Как на этой на калине
Соловьюшка сидит,
Ой ли, ой люли,
Соловьюшка сидит.
Он сидит, не летит,
Горьку ягоду клюет,
Ой ли, ой люли,
Горьку ягоду клюет.
А он сладкою малиною
Закусывает,
Ой ли, ой люли,
Он закусывает.
Тута ехал-проезжал
Добрый молодец-сударь,
Что Иван-государь,
Ой ли, ой люли,
Что Иван-государь.
Он махнул-стеганул
Шелковой плеткою,
Ой ли, ой люли,
Шелковой плеткою:
— Ты лети, лети,соловей,
Высоко и далеко,
Ой ли, ой люли,
Высоко и далеко
Не высоко, не далеко -
Ко тещину ко двору,
Ой ли, ой люли,
Ко тещину ко двору.
Ко тещину ко двору,
Ой ли, ой люли,
Добрый молодец-сударь.
Добрый молодец-сударь,
Ко тещиной горнице,
Ой ли, ой люли,
Ко тещиной горнице,
Ко тещиной горнице,
Прямо к Марье под окно,
Ой ли, ой люли,
Прямо к Васильевне.
Виноград в саду растет
Виноград в саду растет,
Виноград а саду растет,
А ягода, а ягодапоспевает,
А ягода, а ягодапоспевает.
Виноград – Иван-сударь,
Виноград – Иванович,
А ягода, а ягода – чтоИвановна.
Им люди дивовалися, (2)
Что хороши и пригожиуродилися они. (2)
Дай и бог и совет, илюбовь, (2)
Во совете, во любвихорошо бы им пожить. (2)
«Рыбица-плотенушка, (2)
Уж я ль молода,молоденушка. (2)
Мне ль, молодой, маломожеться, (2)
А мне батюшкин хлеб естьне хочется, (2)
Батюшкин хлеб полыномпахнет, (2)
А он горькой горчицейотзывается». (2)
Да кто у на холост
Да кто у нас холост,
Да кто неженатый?
Припев: Ай, розан мой,розан,
Виноград зеленый! 1
Как Иван-то холост,
Да он неженатый.
По горенке ходит,
В зеркало глядится.
– Какой я хороший,
Какой я пригожий!
За что девки любят,
За что почитают?
А за мой за разум,
За мою обычу 2.
Сапог одевает
Каблук не ломает,
В зеркало глядится,
На коня садится,
На коня садится,
Конь под ним бодрится,
Он плеточкой машет,
А конь под ним пляшет.
Он лугами едет –
Луга зеленеют,
Он садами едет –
Сады расцветают.
Ко двору подъехал –
Матушка встречает,
Матушка встречает,
За ручку сымает,
15.- Поди, мой сыночек,
Ясный соколочек,
16. Без тебя, сыночек,
Позавял садочек,
17. Сады позавяли,
И пташки петь не стали.
Еще с терема на теремЛюбушка шла.
1. Еще с терема на теремЛюбушка шла,
Играйте гораже!
2. Еще с высока на высокоИвановна шла,
Играйте гораже!
3. — Не могу пойти да –бышмачки глуздят,
Играйте гораже!
4. Башмачки глуздят да,пяты ломятся,
Играйте гораже!
5. Пяты ломятся да,гвозья сыплются,
Играйте гораже!
6. Гвозья сыплются, мостыколеблются,
Играйте гораже!
7. Подте, дайте,приведите коня батюшкиного,
Играйте гораже!
8. Еще батюшкин конь непошел, не повез,
Играйте гораже!
9. Не пошел, не повезчерез каменной мост,
Играйте гораже!
10. Через каменной мостко божьей церкви,
Играйте гораже!
11. Ко божьей церквы дазлату венцю,
Играйте гораже!
12. Ко злату венцю да ко витукольцу,
Играйте гораже!
13. — подте, дайте,приведите коня Петенькина,
Играйте гораже!
14. Еще Петенькин конь онпошел, он повез,
Играйте гораже!
15. Он пошел, он повез,через каменный мост,
Играйте гораже!
16. Через каменный мостко божьей церквы,
Играйте гораже!
17. Ко бежьей церквы, кзолоту венцу,
Играйте гораже!
18. К золоту венцу да кзавиту кольцу,
Играйте гораже!
У стола, стола, дубовогостола
У стола, стола, дубовогостола,(да)
Против зеркалахрустального стекла, (да)
Там ведь Ванюшка чесал кудри,(да)
Он чесал – перечесывал,(да)
Душу Валю перекликивал:(да)
– Уж ты Валенька, развейкудри, (да)
Ты Ивановна, русыи. (да)
– Захочу я – кудриперевью, (да)
Не хочу – я кудри такдержу. (да)
Не твое я ела – кушала,(да)
Не тебя я буду слушати.(да)
Ела – кушала у батюшка,(да)
Буду слушать роднумаменьку. (да)
Во божьей церквы небывано, (да)
Золоты венцы не приняты,(да)
Восковы свечи не таяны.
Пивная ягода по сахаруплыла
Пивная ягода по сахаруплыла, (да)
По меду, медукрупивчатому, (да)
Что ль по сахарурассыпчатаму- (да)
Душа Настенька по бархатушла, (да)
Приходила ко белу шатру,(да)
Приходила ко дубовомустолу. (да)
Бел шатер да растворенстоит, (да)
Князь Григорий за столомсидит, (да)
За дубовым Спиридонович.(да)
– Тебе хлеб да соль,детина – господин. (да)
– Хлеба кушать, душаНастенька. (да)
– Я не исть, сударь, нипить пришла – (да)
Я пришла к вампозабавиться, (да)
Понизешенькураскланяться, (да)
Поиграть с тобой вошашечки, (да)
Как во шашечки, вошахматы, (да)
Во все игры во турецкия,(да)
Во забавы молодецкие.(да)
Проигрался тут детина –молодец: (да)
Со правой ручки злаченперстень, (да)
Что ль со левойпозолоченой. (да)
Усмехнулась красна девица– душа. (да)
Не в саду ли то детинушкаходил, (да)
Не в саду ли тохорошенькой, (да)
Он приходил ко белушатру, (да)
Бел шатер да растворенстоит, (да)
Душа Настя за столомсидит. (да)
– Тебе хлеб-соль, краснадевица-душа. (да)
– Хлеба кушать, князьГригорьюшка. (да)
– Я не исть сюда, не питьпришел (да)
Я пришел к вампозабавиться, (да)
Поиграть с вами вошашечки, (да)
Как во шашки да вошахматы, (да)
Во все игры во турецкие,(да)
Во забавы молодецкие.(да)
Проиграла душа Настенька(да)
Со правой ручки златокольцо, (да)
А со левой позолочено,(да)
А с головушки – товолюшку, (да)
Со русой косы ленточку,(да)
Золотую перевязочку. (да)
Усмехнулся тут Григорий –господин, (да)
Усмехнулся Спиридонович.(да)
Не в саду ли краснадевица — душа, (да)
Не в саду ли душаНастенька, (да)
Она брала золоты ключи,(да)
Отмыкала всекомоды-сундуки, (да)
Вынимала тонко-гладкоесукно, (да)
Тут кроила – тоГригорьюшку кафтан, (да)
Чтоб кафтан да и не дологбыл, (да)
Чтобы он и некоротенькой, (да)
По бокам онперехватистой, (да)
Чтобы легче на добра коняскочить, (да)
Чтобы ехать ко божьейцеркви ему, (да)
Ко злоту венцу сНастасьюшкой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.