СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Этногенез (этническая история) –наука изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различныхэтнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этническойистории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этносдругих ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.
В этнографии различают дваисторических типа этногенеза:
— этногенез, имевший место в условияхпервобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший враннефеодальный период к образованию народностей;
— этногенез современного типа на базеуже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в нашевремя могут считаться США, где в одном «котле» варятся представители несколькихволн иммиграции из Западной и Восточной Европы, арабского мира, Южной иЮго-Восточной Азии, Китая и Японии, потомки африканских рабов ииспано-индейского населения Латинской Америки).
Этногенез не является однородным иравномерно идущим процессом. Необходимо учитывать неравномерное и сложное егоразвитие по основным его составляющим: культурная, языковая, генетическая,институциональная и территориальная.
При изучении этногенеза определённогонарода привлекаются данные смежных наук — этнографии, антропологии, археологии,сравнительного языкознания. Именно на стыке двух наук – сравнительногоязыкознания и этногенеза лежит решение выведенной в название настоящегореферата темы.
Определим цель настоящего реферата:на основании современных теорий этногенеза и сравнительного языкознаниявыделить связь революции языка и этногенеза.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Как уже было сказановыше, этногенез – это процесс сложения этнической общности (этноса) на базеразличных этнических компонентов.
Этногенез характеризуетсявзаимосвязью двух видов этногенетических процессов — консолидацией автохтонных(родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процессэтногенеза переселенцев (мигрантов).
В процессе этногенеза,под влиянием особенностей хозяйственной деятельности в определённых природныхусловиях и других причин, формируются специфические для нового этноса чертыматериальной и духовной культуры, быта, групповых психологическиххарактеристик, отличающие его от иных (в том числе соседствующих) этносов. Учленов новой этнической общности появляется общее самосознание, видное место вкотором занимает представление об общности их происхождения. Внешнимпроявлением этого самосознания является общее самоназвание — автоэтноним(например, американцы или заявленная, но не состоявшаяся, новая общность«советский народ», или современные украинцы, чья идентичность определяетсягосударственной принадлежностью к гражданству Украины, в отличие от наций, гдеидентичность определяется этнической составляющей.).
В этнографии различают дваисторических типа этногенеза:
— этногенез, имевший место в условияхпервобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший враннефеодальный период к образованию народностей;
— этногенез современного типа на базеуже сформировавшихся народов (особенно ярким примером такого этногенеза в нашевремя могут считаться США, где в одном «котле» варятся представители несколькихволн иммиграции из Западной и Восточной Европы, арабского мира, Южной иЮго-Восточной Азии, Китая и Японии, потомки африканских рабов ииспано-индейского населения Латинской Америки).
Этногенез не являетсяоднородным и равномерно идущим процессом. Необходимо учитывать неравномерное исложное его развитие по основным его составляющим: культурная, языковая,генетическая, институциональная и территориальная. Отличие хотя бы в одной изсоставляющих позволяет ставить вопрос о процессах трансформации или разделенияэтноса, то есть об этногенезе.
Оригинальная пассионарнаятеория этногенеза, в которой этногенезом называется вся продолжительностьэтнической истории, разработана Львом Гумилёвым в работе Этногенез и биосфераЗемли. Она предполагает возникновение этноса вследствие пассионарного толчка иконечность его жизненного цикла, который проходит стадии подъёма, перегрева,надлома, инерции, затухания и перехода в гомеостаз, который может продолжатьсясколько угодно долго. Гипотеза Гумилева заключается в предположении, чтонесколько раз за тысячелетие поверхность нашей планеты подвергается воздействиюопределенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарныйтолчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие организмомэнергии из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в ихкратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девятьпассионарных толчков: четыре — до нашей эры и пять — за последние дватысячелетия.
Этногенезе по Гумилеву — энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышкикосмического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, покаэтнос не придет в состояние гомеостаза — равновесия с природной, при которомуровень пассионарности равен нулю.
В пику работам ЛьваГумилева выступил Д. Тойнби. Дж. А. Тойнби предложил теорию развития этносов(этногенеза), в которой их развитие объяснялось чередованием «вызовов» изокружающего мира (в том числе и от других этносов) и способностью дать успешный«ответ» таким вызовам.
В отечественнойэтнологической науке принято считать, что этногенез начался с образованиемчеловека современного вида, сформировавшегося около 40 тыс. лет назад. Носравнительно достоверные данные об этногенезе можно получить, только начиная сэпохи неолита, когда окончательно сформировались племенные отношения.
Если исходить из гипотезыо едином центре происхождения человечества, то возможно, в самом начале своейистории человечество представляло собой группу людей, однородную в расовом,этническом, социальном и других аспектах. С увеличением числа людей онирасселились по новым территориям. Поскольку этот процесс расселения занялтысячи лет, людям приходилось приспосабливаться к новым географическим иклиматическим условиям. Это приводило к изменению, как общего исходногоантропологического типа, так и отдельных этнических признаков. Чем дальше от исходнойточки уходили люди, тем более разнообразными были эти признаки.
По мере роста общейчисленности населения процессы этногенеза приводили к усилению межплеменныхконтактов, развитие и усложнение которых способствовало трансформации племенныхэтнических общностей в народности, объединяло их в территориальном отношении,стимулировало формирование общих экономических, социальных и других интересов.
Процесс происхождения расэтнологи относят к сложнейшим проблемам этнической истории народов. И этасложность объясняется многочисленностью и разнообразным характером проявленияразличных расообразующих факторов. К числу наиболее важных факторов следуетотнести влияние географической среды. Неоднородность среды, в свою очередь,создает предпосылки для территориальных различий в развитии генетическихпризнаков. Третий важный фактор расогенеза — социальная изоляция.
Антропологическиепроцессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения уходилилюди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы.
Дадимкраткое определения понятию язык — язык определяется как средство человеческогообщения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное,ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., ас точки зрения того, для чего он предназначен. Язык можно определить каксистему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значениякоторых условны, но имеют определенную структуру. Базовыми функциями языкаявляются общение, познание и воздействие. Речевая деятельность, связанная сиспользованием языка, одна из важнейших в жизни человека. Речевое общение вовсех его формах, видах, жанрах, типах позволяет человеку получать в готовомвиде социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующимипоколениями. Познание закономерностей окружающего мира, умственное развитиечеловека совершается путем усвоения знаний, выработанных человечеством впроцессе общественно-исторического развития и закрепленных с помощью языка, спомощью письменной речи. Язык в этом смысле есть средство закрепления ипередачи от поколения к поколению достижений человеческой культуры, науки иискусства. Каждый человек в процессе обучения усваивает знания, приобретенныевсем человечеством и накопленные исторически.
Историейязыка занимается сравнительно-историческое языкознание — область лингвистики,посвященная, прежде всего родству языков, которое понимается как фактпроисхождения от общего праязыка. Сравнительно-историческое языкознаниезанимается установлением степени родства между языками (построениемгенеалогической классификации языков), реконструкцией праязыков, исследованиемдиахронических процессов в истории языков, их групп и семей, этимологией слов.
Именноэта область лингвистики занимается этногенезом языка.
Остановимся подробнее ободной из первых революций в истории человека – революцией языка. Под революциейязыка понимают стихийно возникшую в процессесовместной трудовой деятельности членораздельной речи. По мере усложнения форморганизации коллективной жизни увеличивалась необходимость информационногообмена между индивидами. Язык стал мощным средством дальнейшего развитиячеловека, общества и сознания, поскольку язык есть способ выражения и сообщениямыслей, всей совокупности знания и представлений людей о мире. Непосредственнаясвязь с мышлением обеспечивает языку возможность осуществлять коммуникативнуюфункцию, наращивать, хранить и совершенствовать полученные с его помощьюзнания.
Данные палеонтологии,археологии, антропологии и лингвистики позволяют заглянуть в очень ранние этапыэтногенеза, этнической истории народов. Вслед за представителями этих наукэтнологи стараются восстановить процесс формирования этносов и установитьродство тех или иных этнических групп. В этих исследованиях большое значение имеютданные лингвистики, поскольку в этногенетических исследованиях используютсяматериалы живого языка со всеми его связями и с одновременной реконструкциейдревних форм, чтобы через имеющиеся письменные источники проследить самуисторию языка и наложить ее на историю этноса. При этом необходимо иметь ввиду, что языковые сопоставления проводятся только на синхронном уровне, т.е.невозможно сопоставлять факты живого языка без соответствующих реконструкций сдревними языковыми формами. В этногенетических исследованиях анализируютпервичные понятия: человек и его тело, числительные до 10, местоимения, терминыродства, космические астральные объекты и явления природы, а также понятия изсферы материальной культуры, отражающие конкретную среду зоны этнического формированияи элементарные социальные, семейные отношения. Определимнесколько общих положений к которым пришла современная наука.
Исходные популяции былималочисленными, эндогамны и относительно оседлы, т.е. имели обширную охотничьютерриторию, в пределах которой и передвигались более или менее регулярно.Замкнутость популяции была относительна, и она периодически, хотя и случайно,включала в свой состав инородных членов, особенно при встрече с другимипопуляциями на границах охотничьих территорий. Антропологически эти популяциибыли специфичны, хотя в пределах крупных территорий обнаруживали сходныевариации единичных морфологических признаков, которые затем становилисьспецифическими характеристиками образующихся рас. В пределах этих популяцийзакреплялись традиции обработки камня и навыки изготовления орудий, а такжеформировалось первичное самосознание на основе противопоставления своих чужим.
Первичныеязыкиохватывали, скорее всего, несколько популяций, говоривших на одном языке, араспространение языка между группами популяций, говорящих на других языках,было затруднено.
Здесь налицовзаимодействие процессов дифференциации и интеграции, которые стали составнымичастями этногенеза с самых ранних стадий его развития. Процессы интеграцииантропологических признаков, культуры и языка одной популяции с группой другихпопуляций происходили в форме наложения одного на другое, что стало исходнымпунктом расообразования.
Однако возникновение иразвитие процессов этногенеза и расообразования были бы невозможны безантропогенеза, т.е. процесса эволюционного формирования физического типа Homo sapiens. Палеонтологические исследования останков древнихлюдей позволяют сделать вывод, что первые люди появились около 1 млн. летназад. Кости таких живых существ найдены на востоке и юге Африканскогоконтинента, откуда, как полагают палеонтологи, эти существа, названныеавстралопитеками, распространились по другим частям света. Внешне они малоотличались от высших обезьян, но уже были прямоходящими. Следующими ступенями антропогенезастали питекантропы, жившие в раннем палеолите, и неандертальцы. Последний виддревнего человека, возможно, был предком кроманьенца, появившегося около 40тыс. лет назад и в совершенстве владевшего техникой обработки камня иизготовления орудий труда. У кроманьенцев существовало разделение труда взависимости от пола, возраста и способностей. Эта эпоха позднего палеолитахарактеризуется появлением первобытного искусства — наскальной живописи,женских статуэток имевших ритуальное и магическое значение.
Социальнаясущность языка проявилась в эпоху палеолита, древнего каменного века — началаистории человечества. На протяжении тысячелетий устная речь объединяла людейодним речевым кодом. Так создавались племена и союзы, которые становилисьхранителями, носителями и наследниками накопленной информации. Говорясовременным языком, формировался банк данных, родовой информационный фонд,сохраняющий культурный опыт поколений. Естественно, информационный фондпалеолита был беден, он соответствовал кругу жизненных представлений древнихлюдей и не мог существовать вне их памяти. Когда был накоплен объем информации,превышающий объем человеческой памяти, назрела необходимость в созданиивспомогательных средств хранения знаний в пространстве и времени. Таким средствомстала документальная фиксация информации.
В процессе этногенеза вовсе времена была и остается непреходящей роль языка как одного из определяющихэлементов существования и развития любого этноса.
Вслед за лингвистамиэтнологи исходят из того, что родство языков обычно означает родство носителейэтих языков. Поэтому одним из результатов переселения народов становилось исмешение, взаимодействие языков. Среди обстоятельств и причин, предопределяющихпобеду одного языка над другим, решающее значение имело наличие письменностихотя бы у одной из взаимодействующих этических общностей.
Такимобразом, можно сделать вывод о том, что процессы развития языка и процессыэтногенеза, несомненно, связаны. Именно язык является одним из связующихзвеньев в процессе образования единого этноса. Революция языка, котораяначалась в эпоху палеолита и представляла собой стихийно возникшую в процессе совместной трудовой деятельности членораздельнойречи.
Именно появление языка, по мнению некоторых ученых, послужилоодним из краеугольных камней в процессе сложения этнических общностей. Внастоящее время учеными считается доказанными факт существования протоязыка, а лингвистическаяклассификация народов мира основана на принципе близости языков (когдаусматривается наличие общих черт и регулярных соответствий на разных языковыхуровнях у языков, происшедших от одного языка-основы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы пришли к некоторымобщим выводам:
— этногенез (этническая история) –наука изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различныхэтнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этническойистории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этносдругих ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп;
— если исходить изгипотезы о едином центре происхождения человечества, то возможно, в самомначале своей истории человечество представляло собой группу людей, однородную врасовом, этническом, социальном и других аспектах. Это приводило к изменению,как общего исходного антропологического типа, так и отдельных этническихпризнаков;
— антропологическиепроцессы происходили и с языком. Чем дальше от центра происхождения уходилилюди, тем больше их язык отличался от исходного языка-основы;
— язык можно определитькак систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значениякоторых условны, но имеют определенную структуру. Базовыми функциями языкаявляются общение, познание и воздействие. Речевая деятельность, связанная сиспользованием языка, одна из важнейших в жизни человека;
— под революцией языкапонимают стихийно возникшую в процессе совместнойтрудовой деятельности членораздельной речи. По мере усложнения форм организацииколлективной жизни увеличивалась необходимость информационного обмена междуиндивидами. Язык стал мощным средством дальнейшего развития человека, обществаи сознания, поскольку язык есть способ выражения и сообщения мыслей, всейсовокупности знания и представлений людей о мире.
Таким образом, можносделать вывод о том, что процессы развития языка и процессы этногенеза,несомненно, связаны. Именно язык является одним из связующих звеньев в процессеобразования единого этноса. Именно появление языка,по мнению некоторых ученых, послужило одним из краеугольных камней в процессесложения этнических общностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев В.П. Историческаяантропология и этногенез. М.: АкадемКнига, 2005. – 359 с.
2. Мнацаканян М.О. Этносоциология:нации, национальная психология и межнациональные конфликты: Учеб. пособие длястудентов. — М.: Высшая школа, 2003. – 316 с.
3. Савельев А. Этнополитика: оттеории к практике // Вестник аналитики. — 2001. — № 6. – С. 16-37.
4. wikipedia.org