ПРИРОДА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
ПЛАН
1. СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ И ИХ ПРИЧИНЫ2. ДИНАМИКА И ТИПОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХКОНФЛИКТОВ
3. ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
этнический конфликттерриториальная претензия
1. СПЕЦИФИКА ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ ИИХ ПРИЧИНЫ
Современное человечество представляет собой довольносложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного родаэтнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). Приэтом все они отличаются друг от друга как своей численностью, так и уровнемразвития. Неравномерность социально-экономических, этнических и демографическихпроцессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической картемира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично.Особенно характерна полиэтничность для развивающихся стран. Так, например,только в Индии проживает несколько сотен этнических общностей разного типа, вИндонезии их насчитывается более 150, в Нигерии официально живет 200 народов, вКении — более 70 и т. д.
Вся эта пестрота этнической структуры закономернопорождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты вотношениях между народами. Одни из них носят затяжной характер и продолжаютсяуже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоныв Бельгии, англо- и франкоканадцы в Канаде), другие резко обострились впоследние 10-15 лет (бывшие республики СССР и Югославия, ряд стран Африки).Практически все они являются межэтническими. По данным Стокгольмскогомеждународного института по исследованию проблем мира, более 70% всех военныхконфликтов в середине 90-х годов по всей планете были межэтническими. Поэтомупроблема этнических конфликтов в этнологической науке является, пожалуй, самымважным и актуальным направлением исследований.
Понятие «межэтническая напряженность». Природа любогосоциального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна ипротиворечива, поскольку имеет целый комплекс причин и кон-фликтогенныхфакторов, явные и латентные (скрытые) интересы сторон, определенные этапыразвития и формы противоборства. Однако всякий этнический конфликт начинается сэтнической напряженности, особого психического состояния этнической общности,которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознаниемсовокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса,дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие.
Как и всякий живой организм — а этнос являетсябиосоцио-культурным образованием, — этническая общность либо противитсядеструктивным действиям, либо ищет формы адаптации, чтобы их ослабить. Поэтомусостояние межэтнической напряженности — не только психологический фонконфликта, но и способ мобилизации внутренних психологических ресурсов этносадля защиты своих интересов.
Степень этнической напряженности зависит от структурыи содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культурывзаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними. Этикомпоненты обретают свое существование в виде представлений, мнений, убеждений,выражающих отношение к существующей практике межэтнических отношений вгосударстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей, а также ввиде отдельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочноезнание исторических событий в сфере межэтнических отношений.
Очень важна для формирования межэтнической напряженностиистория межэтнических отношений. Историческая память особенно хорошо фиксируетнациональные обиды и признательность. А митинги на исторические темыспособствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всегда удобнееуказать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват всегодняшнем положении народа и, самое главное, что нужно сделать, чтобывыбраться из него. Прошлое в этом случае начинает восприниматься через призмунастоящего.
Этническая напряженность как массовое психическое состояниеоснована на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании.Социально-психологические процессы в митингующей толпе близки к массовойпсихологии толпы, где индивид снижает уровень критического отношения к себе иответственности за свое поведение, где идет сдвиг от рационального кэмоциональному, осознание общей силы и личной анонимности.
Психологи наблюдают в группе кумулятивный эффект — усиление эмоциональной волны, как правило, тревожного или агрессивногосодержания. В толпе очень легко перейти от эмоций к действию — для этого толпенужен лидер или лидирующая группа. Здесь очень велика вероятность перехода кнасилию, что еще более усиливает межэтническую напряженность.
Значительно стимулируют процесс нагнетаниямежэтнической напряженности слухи, стремительно циркулирующие в системенеформальных коммуникаций. Слух — это неточное описание реального иливымышленного события, отражающее общие настроения в обществе, этническиеустановки и стереотипы. Очень опасно не обращать внимания на слухи, ибоинформационный вакуум или искаженная информация в СМИ вызывают новый кругслухов.
Также нужно сказать, что межэтническая, как исоциальная, напряженность характеризуется таким пограничным психическимсостоянием, как массовая невротизация, а на этой основе развиваются страхкультурной ассимиляции и ощущение необходимости этнической консолидации. Этисостояния отличаются повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающимразличные негативные переживания: тревогу, массовую национальную напряженность,беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние.
Такие состояния вызывают широкие негативные эмоции,увеличивается круг раздражителей, провоцирующих отрицательные реакции. Так,самые обычные, нейтральные слова воспринимаются как агрессивные, люди кажутсяменее симпатичными и т.д. Еще резче поляризуются отношения «свои» — «чужие».Своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие — более негативно.Так, все успехи — это наши внутренние заслуги, все неудачи вызваны внешнимиобстоятельствами, а главное — кознями внешних врагов, под которымиавтоматически понимаются иноэтнические группы.
Напряженность конфликтной ситуации, затрудненностьинформационного общения и убежденность партнеров во взаимной несовместимостисоздают условия для формирования у них состояния агрессивности. Хорошоизвестно, что такое психическое состояние делает человека невосприимчивым крациональному поведению. Любое действие в таких условиях вызывает резкуюответную реакцию другой стороны и в итоге завершается общим противоборством ееучастников. Поэтому под этническим конфликтом понимается социальная ситуация,обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп врамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны,и государства, с другой, выражающаяся в стремлении этнической группы изменитьсвое положение в отношениях с другими этническими группами и государством.
Межэтническая напряженность и конфликты порождаются несамим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими иисторическими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются.Именно в этих условиях находятся основные причины возникновения межэтническихконфликтов. Соответственно в зависимости от причин и целей этнические конфликтыможно типологизировать и систематизировать.
Причины этнических конфликтов. В основе любогоэтнического конфликта, как правило, лежит целая группа причин, среди которыхможно выделить главные и второстепенные. Чаще всего в качестве главных причинэтнических конфликтов выступают территориальные споры, миграции и перемещения,историческая память, стремление к самоопределению, борьба за материальныересурсы или их перераспределение, претензии на власть национальных элит,конкуренция между этносами в сфере разделения труда и др.
Территориальные споры. Как мы уже отмечали, всовременном мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые проживают вграницах более чем 200 государств. Это означает, что большинство современныхгосударств являются полиэтничными. Их создание чаще всего сопровождалосьзатяжными конфликтами и борьбой за территории проживания. В наше время процессобретения государственности отдельными этносами активно развивается, чтонеизбежно влечет за собой претензии на территории других этносов или отторжениечасти территорий других государств. А поскольку все большие этносы давнопредставляют coбой территориально организованные общности людей, то любоепосягательство на территорию другого этноса воспринимается как покушение насамо его существование. И историческое исследование вопроса о причинахэтнических конфликтов позволяет сделать вывод, что территориальные споры ипретензии являются важнейшими среди них.
Этнотерриториальные конфликты предполагаютсущественную «перекройку» существующего этнополитического пространства. Дляобоснования этой перекройки используются, как правило, исторические факты. Вкачестве аргументов и доказательств обосновывается принадлежность той или инойтерритории определенному этносу в прошлом. При этом каждая из сторон обладает,по их мнению, неопровержимыми историческими доказательствами, закрепляющимиименно их право на владение спорной территорией. Суть проблемы обычно состоит втом, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и другихгеополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократноменялась, как менялись границы государств. Эпоха, от которой производитсяотсчет этнической принадлежности спорной территории, выбирается сторонамидостаточно произвольно, в зависимости от целей спорящих сторон. Обоюдноеуглубление в историю не только не приводит к разрешению споров, но, наоборот,делает их более запутанными и субъективными. В силу своей сложноститерриториальные споры практически неразрешимы, а постановка этих проблем впрограммах политических движений и отдельных лидеров чаще всего являетсяглавным признаком назревающего этнического конфликта.
Вторая группа этнотерриториальных проблем связана свопросом создания независимых территориально-государственных образований.Основная часть этносов на земном шаре не имеет собственных независимыхнационально-государственных образований. По мере демократизации общества иповышения вследствие этого фактического статуса этих этносов, не имеющихсобственных суверенных государств, а также развития их экономики и культуры вих среде нередко возникают движения, имеющие своей целью создание независимогонационального государства. Особенно влиятельным подобное движение может быть втом случае, если этнос уже имел на определенном этапе своей истории государственностьи впоследствии утратил ее. Подобные стремления к изменению своегогосударственного статуса служат одной из наиболее частых причин этническихконфликтов. К такого рода конфликтам можно отнести грузино-абхазский иармяно-азербайджанский.
Проблема территориальных претензий довлеет сегодняпрактически над всеми бывшими республиками СССР, между многими из нихсуществуют разногласия по поводу их границ. Однако любые претензии этническихгрупп, содержащие требования пересмотра существующих границ, очень болезненновоспринимаются титульными этносами и ведут к резкой эскалации межэтническойнапряженности. Современная история России является в этом отношении ярким иубедительным примером. Территориальные притязания одних народов и государств кдругим, требования передела границ охватывают большую часть еще недавно единойстраны, и многие из этих конфликтов имеют длительную предысторию. Так, напротяжении последнего десятилетия на территории бывшего СССР зафиксировано пять«этнических» войн — длительных этнических вооруженных конфликтов и около 20кратковременных вооруженных столкновений, сопровождавшихся жертвами средимирного населения. Примерная численность убитых в этих конфликтах составляетоколо 100 тыс. человек (Мукомель В. И. Вооруженные межнациональные и региональныеконфликты: людские потери, экономический ущерб и социальные последствия //Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. — М 1997.-С. 298).
Борьба за ресурсы и собственность. Экологическаяситуация и наличие природных ресурсов также способны оказывать воздействие насостояние межэтнических отношений, провоцируя их обострение. Чаще всего этовыражается в борьбе этносов за владение материальными ресурсами исобственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Привозникновении подобного спора каждая из конфликтующих сторон стремитсяобосновать свое «естественное» право на использование земли и природныхресурсов. В этом случае подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковыйхарактер, поскольку передел собственности и ресурсов приводит к противоречиюинтересов местных этнических элит с федеральным центром. Стремление ксуверенизации и есть форма такого противостояния. Примером такого конфликтаможет служить чеченская война.
В советскую эпоху во многих регионах существеннообострилась экологическая ситуация. Тогда в угоду экономическойцелесообразности разрушалась традиционная система природопользования, и вчастности землепользования, что непосредственно изменило образ жизни этносов вомногих республиках и регионах. Так, например, строительство Каракумского каналапривело сначала к обмелению крупнейших рек этого региона — Амударьи и Сырдарьи,а затем к фактическому исчезновению Аральского моря. Разработка нефтегазовыхместорождений Сибири не только разрушила природную среду обитания народовКрайнего Севера и Сибири, но и привела к значительному сокращению поголовьяоленей, превратила оленеводство в убыточную отрасль хозяйства. Все этозакономерно стимулировало этноцентробежные тенденции, национальный ирегиональный сепаратизм, этническую неприязнь к русским.
Стремление к изменению статуса местных элит. Статусныеконфликты имеют своей целью изменение политического статуса и объема властныхполномочий той или иной этнотерриториальной автономии и правящей в ней элиты.Чаще всего этнические конфликты такого рода возникают в переходных обществах, вусловиях которых они представляют собой эффективный способ отвода социальноговзрыва в русло межэтнической борьбы. Историческая практика убеждает, что вусловиях кризисного состояния общества всегда складываются предпосылки дляразличного рода экономических, социально-политических противостояний иконфликтов, влекущих за собой перераспределение власти и ресурсов. В основеэтнических конфликтов этого типа лежат процессы модернизации иинтеллектуализации народов. Создание интеллектуальной элиты в этническихобщностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникаетконкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений осамодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинаютпретендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти.
В неустойчивой обстановке переходного периода оттоталитаризма к демократии привилегированные слои основных этнополитических группавтономий активно стимулируют изменения системы этносоциальной стратификации.Эти изменения несут в себе определенные издержки, так как этнические элиты,формирующие и определяющие интересы своих последователей, придаютузкокорпоративным интересам этническую окраску. Одновременно идет поискэтносами своего места в новой экономической модели общества, что способствуетсамовыражению и самоутверждению этносов. Такова природа конфликта в Чечне.
Изменение системы разделения труда. Как показываетисторическая практика, в большинстве полиэтнических государств естественнымобразом складывается система разделения труда между этническими группами. Апоскольку различные сферы приложения труда дают разные доходы, постольку междуними, естественно, складывается негласная конкуренция, пристрастноесопоставление трудового вклада и вознаграждения за него. Когда же существуетопределенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, этаконкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чего возникаетнапряжение в межэтнических отношениях — первый признак назревающего конфликта.
Кроме того, некоторые постсоветские государства, посуществу, остались традиционными обществами, характеризующимися слабымразделением труда, низким уровнем урбанизации, наличием трудоемких производствс большой долей ручного труда, сильными родственными связями, отношениямиличной зависимости, низким доходом на душу населения и традиционными нормами иценностями в культуре. В силу этих причин представители других этносов,занимающие элитное положение в обществе и занятые в сфере управления, экономикии политики, вызывают у первых чувство этнической неприязни и непроизвольно(самими фактами своей квалификации, уровнем образования и доходами) становятсястимуляторами разжигания межэтнической розни. По этой же причине могутвозникать конфликты и внутри одного этноса, связанные с борьбой кланов исубэтносов.
Вооруженные межнациональные и региональные конфликты:людские потери, экономический ущерб и социальные последствия // Идентичность иконфликт в постсоветских государствах. – М. 1997.- С. 298).
Борьба за ресурсы и собственность. Экологическаяситуация и наличие природных ресурсов также способны оказывать воздействие насостояние межэтнических отношений, провоцируя их обострение. Чаще всего этовыражается в борьбе этносов за владение материальными ресурсами исобственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Привозникновении подобного спора каждая из конфликтующих сторон стремитсяобосновать свое «естественное» право на использование земли и природныхресурсов. В этом случае подобные «ресурсные» конфликты имеют тупиковыйхарактер, поскольку передел собственности и ресурсов приводит к противоречиюинтересов местных этнических элит с федеральным центром. Стремление ксуверенизации и есть форма такого противостояния. Примером такого конфликтаможет служить чеченская война.
В советскую эпоху во многих регионах существеннообострилась экологическая ситуация. Тогда в угоду экономическойцелесообразности разрушалась традиционная система природопользования, и вчастности землепользования, что непосредственно изменило образ жизни этносов вомногих республиках и регионах. Так, например, строительство Каракумского каналапривело сначала к обмелению крупнейших рек этого региона — Амударьи и Сырдарьи,а затем к фактическому исчезновению Аральского моря. Разработка нефтегазовыхместорождений Сибири не только разрушила природную среду обитания народовКрайнего Севера и Сибири, но и привела к значительному сокращению поголовьяоленей, превратила оленеводство в убыточную отрасль хозяйства. Все этозакономерно стимулировало этноцентробежные тенденции, национальный ирегиональный сепаратизм, этническую неприязнь к русским.
Стремление к изменению статуса местных элит. Статусныеконфликты имеют своей целью изменение политического статуса и объема властныхполномочий той или иной этнотерриториальной автономии и правящей в ней элиты.Чаще всего этнические конфликты такого рода возникают в переходных обществах, вусловиях которых они представляют собой эффективный способ отвода социальноговзрыва в русло межэтнической борьбы. Историческая практика убеждает, что вусловиях кризисного состояния общества всегда складываются предпосылки дляразличного рода экономических, социально-политических противостояний иконфликтов, влекущих за собой перераспределение власти и ресурсов. В основеэтнических конфликтов этого типа лежат процессы модернизации иинтеллектуализации народов. Создание интеллектуальной элиты в этническихобщностях приводит к тому, что в престижных видах деятельности возникаетконкуренция между титульными и основными этносами. Вследствие представлений осамодостаточности и самостоятельности представители титульных этносов начинаютпретендовать на престижные и привилегированные места, в том числе и во власти.
В неустойчивой обстановке переходного периода оттоталитаризма к демократии привилегированные слои основных этнополитическихгрупп автономий активно стимулируют изменения системы этносоциальнойстратификации. Эти изменения несут в себе определенные издержки, так какэтнические элиты, формирующие и определяющие интересы своих последователей,придают узкокорпоративным интересам этническую окраску. Одновременно идет поискэтносами своего места в новой экономической модели общества, что способствуетсамовыражению и самоутверждению этносов. Такова природа конфликта в Чечне.
Изменение системы разделения труда. Как показываетисторическая практика, в большинстве полиэтнических государств естественнымобразом складывается система разделения труда между этническими группами. Апоскольку различные сферы приложения труда дают разные доходы, постольку междуними, естественно, складывается негласная конкуренция, пристрастноесопоставление трудового вклада и вознаграждения за него. Когда же существуетопределенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, этаконкуренция переносится и на сами этнические группы, в результате чеговозникает напряжение в межэтнических отношениях — первый признак назревающегоконфликта.
Кроме того, некоторые постсоветские государства, посуществу, остались традиционными обществами, характеризующимися слабымразделением труда, низким уровнем урбанизации, наличием трудоемких производствс большой долей ручного труда, сильными родственными связями, отношениямиличной зависимости, низким доходом на душу населения и традиционными нормами иценностями в культуре. В силу этих причин представители других этносов,занимающие элитное положение в обществе и занятые в сфере управления, экономикии политики, вызывают у первых чувство этнической неприязни и непроизвольно(самими фактами своей квалификации, уровнем образования и доходами) становятсястимуляторами разжигания межэтнической розни. По этой же причине могутвозникать конфликты и внутри одного этноса, связанные с борьбой кланов исубэтносов.
Историческая память. Немаловажным детерминирующимфактором этнических конфликтов может выступать историческая память народов,сохраняющая следы насильственных действий в области национальной политики,таких, как произвольное изменение национальных границ, искусственноерасчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство,вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов и т.д.
Современное многообразие этнических конфликтов вызваноне только причинами, отмеченными выше. Этот перечень легко можно было быпродолжить и углубить, выбрав для анализа определенные аспекты формирования иразвития каждого конкретного конфликта. Чтобы понять причины межэтническихконфликтов, необходимо принять во внимание специфику каждого конкретногоконфликта, а также учесть, что конфликтная ситуация может меняться в ходе егоэскалации. Особенно очевидно эти черты этнических конфликтов обнаруживаются напостсоветском пространстве.
Причины этнических конфликтов в РФ и странах ближнегозарубежья. Анализируя этнические конфликты в Российской Федерации и странахближнего зарубежья, политологи и этнологи выделили большую группу причин самогоразного характера. Сюда, в частности, были отнесены несправедливостиадминистративно-политической иерархии народов; произвольная перекройка границнациональных образований; депортации народов; непоследовательность вформировании реальной федерации; силовые способы противодействиядезинтеграционным процессам в республиках и т.п.
Все существующие причины этнических конфликтов вбывшем СССР и нынешнем постсоветском пространстве можно свести в несколькогрупп:
1) социально-экономические — неравенство уровнейжизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слояхили органах власти;
2) культурно-языковые — недостаточное, с точки зренияэтнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественнойжизни;
3) этнодемографические — быстрое изменение соотношениячисленности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровнеестественного прироста населения;
4) экологические — ухудшение состояния окружающейсреды и природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощениявследствие использования представителями иной этнической группы илигосударством, ассоциирующимся с другим народом;
5) этнотерриториальные — несовпадение государственныхили административных границ с границами расселения народов;
6) исторические — прошлые взаимоотношения народов(войны, былое отношение господства — подчинения и т.д.);
7) конфессиональные — не только из-за принадлежности кразличным религиям и конфессиям, но и из-за различий в уровне современнойрелигиозности населения;
8) культурные — от особенностей бытового поведения доспецифики политической культуры.
К сожалению, многие причины современных этническихконфликтов в Российской Федерации были заложены еще в советские времена. Так,совпадение структуры властных отношений с национально-административнымделением, предполагающим иерархию этнических «большинств» и «меньшинств»,привело к отождествлению центральной власти с властью русских, республиканскойвласти — с властью коренной или титульной национальности и т.д. Это привело ксмещению негативных отношений в межэтническую сферу еще при советской власти,хотя тогда они были спрятаны довольно глубоко. Жесткая экономическая,политическая и социальная зависимость «меньшинств» породила у них чувствонесправедливости, неполноценности и недоверия к большинству, привела кнарушению естественного хода развития межэтнических отношений — вместоинтеграции внутринациональная консолидация. Уже с 70-х годов повысиласьзначимость этнической принадлежности, что могло бы послужить предупреждениемдля властных структур, но этого не произошло. Официальные власти продолжалиговорить о формировании новой исторической общности людей — советского народа,о дружбе народов и т.д.
Надо отметить, что в системе функционирования каждойздоровой этнической культуры заложены механизмы воспитания у ее представителейне только уважения к иным культурным ценностям, но и в первую очередь чувствапредпочтения родовых этнокультурных ценностей — важнейшего механизма сохраненияэтнической общности и центральной зоны ее культуры. В СССР же целые поколенияотчуждались от этих ценностей. В 30-е годы — массовые процессы над «буржуазныминационалистами», затем выселение целых народов, позднее многочисленные ошибки внациональной политике, основанные на идее, что этнические различия в конечномсчете должны умереть и чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Все это привелок этническому обеднению не только отдельных людей, но и целых народов.
Очень важной ступенью в формировании современнойситуации межэтнической напряженности и открытых конфликтов стало долгоекультивирование нашим обществом в своих гражданах особого стиля поведения,основанного на борьбе, а не на поиске компромисса, что привело к формированиюличностей с агрессивной направленностью, реализовавших себя в межэтническихконфликтах. Это касается прежде всего советской национальной интеллигенции,представляющей одно-два поколения, из которых вырастили культурных маргиналов.Они сознательно отчуждались обществом от собственных культурных корней (язык,искусство, традиции и обычаи) и приобщались к так называемой социалистическойкультуре, не имевшей собственного нравственного наполнения. Десятилетиями внашей стране насаждался идеологический моноло-гизм. Но ведь реальная культура — это всегда диалог. У этих людей особенно болезненно идет рост этническогосознания на фоне чувства тревожности и агрессии. Они стремятся к национальномувозрождению и к поискам виноватых в собственном национальном неблагополучии, вкризисе самоидентификации.
Таким образом, СССР сам создал условия для развитиямежэтнической напряженности, дал лидеров для этих процессов, сигналом к началукоторых стал распад СССР.
Создать ситуацию межэтнической напряженности можнодостаточно просто, а вот выйти из нее — большая проблема, требующая длительныхгосударственных усилий и больших денежных вливаний.
Так же легко совершить ошибку в межэтническом общениина индивидуальном уровне. Есть несколько правил, следование которым поможетизбежать недопониманий и напряженности:
1) знать символику и культуру своего собственногоэтноса;
2) знать коммуникативную символику чужого народа(познакомиться с ней заранее);
3) понять, что все культуры равноценны;
4) вести себя естественно, информировать партнера освоих интересах, ценностях, обычаях, если об этом спросят;
5) искренне интересоваться культурой, ценностями,стереотипами других народов;
6) постараться увидеть мир чужими глазами присохранении своей этнической идентичности.
Общаясь с представителями других народов, нужноисходить из аксиомы, что ваши культуры равноценны, культура не может быть лучшеили хуже, все культуры уникальны. Не следует считать, что все люди должнысмотреть на мир так же, как вы. Это может привести к большой ошибке. Лучшезаранее узнать стереотипы, важные для вашего собеседника, тогда вы не сделаетегрубых ошибок. Лучше всего, если вы будете вести себя так, как принято вкультуре вашего партнера, если вы приехали к нему на родину. Нужно действоватьпо принципу: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. 2. ДИНАМИКА И ТИПОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХКОНФЛИКТОВ
80-90-е годы XX века стали новым этапом в этническомразвитии человечества. Этнонационализм, сдерживаемый ранее силой тоталитарныхрежимов, получил свободу в период перестройки и гласности и оформился в видефеномена «этнического взрыва», который положил начало новому этапу развитияцелого ряда государств. Тоталитарные режимы не могли решить этнических проблемпо причине того, что сама основа такого режима не терпит разнообразия; поэтомуунификация достигается депортацией народов или политикой геноцида и этноцида.
По этой причине переход от тоталитарного режима кдемократической системе чаще всего сопровождается обострением межэтническихотношений, а в некоторых странах приводит к возникновению конфликтов. Несмотряна то что характер межэтнических отношений в каждом отдельном обществе имеетсвою специфику и детерминирован особенностями развития и взаимодействияконкретных этносов данного общества, практически во всех этнических конфликтахможно выделить общие фазы их созревания и развития.
Стадии этнического конфликта. Любой этническийконфликт имеет стадиальную динамику развития (поэтапное возрастание степенинапряженности), которая выглядит следующим образом.
В период зарождения конфликтной ситуации выдвигаютсятребования повышения роли языка коренного населения региона, национальныедвижения обращаются к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональнойсимволике, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичнымявлениям «чуждой» культуры. Эту стадию можно назвать ценностно-символической.
Далее созревание конфликтной ситуации характеризуетсястремлением перераспределить властные полномочия в пользу одной этническойгруппы за счет других групп, изменить этническую иерархию, повысить этническийстатус коренных жителей и т.п. На этой статусной стадии конфликта этничностьнаходит свое выражение в форме этнонациональных интересов и становится дляместной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизациисуществующего этнополитического пространства в свою пользу.
И наконец, следующая стадия может довести развитиеконфликта до выдвижения либо территориальных притязаний в рамках данногоэтнологического государства, либо притязаний на создание новой этнонациональнойгосударственности, на изменение территориальных границ существующегополитического пространства. На этой стадии этническая группа может прибегнуть ксиловым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания.
Каждая из отмеченных стадий развития конфликтахарактеризуется, в свою очередь, соответствующим состоянием, типами и формамипрактических взаимоотношений этносов. Так, для первой стадии основнымстановится состояние межэтнического отчуждения. Это проявляется в стремлении кэтнически однородным бракам, к моноэтническому общению, к минимизации контактовс иноэтнической средой, за исключением неизбежных — профессиональных илибытовых. Иными словами, речь идет об увеличении социокультурной дистанции.Отчуждение при этом усиливается культурными различиями этносов, их несхожимистереотипами поведения.
По мере развития конфликтной ситуации состояниеотчуждения перерастает в состояние этнической неприязни, при которойнедостатки, просчеты, ошибки в сферах культуры, экономики, политикиэкстраполируются на соответствующую этническую общность. Состояние неприязнипри соответствующих условиях и обстоятельствах довольно быстро может привести кнасильственным действиям, которые в обыденном сознании чаще всего ирасцениваются как собственно конфликт. В этом случае этнический конфликтстановится формой политического действия и средством достижения политическихцелей. В то же время любой этнический конфликт представляет собой одну изразновидностей социальных конфликтов наряду с религиозными, расовыми,межгосударственными. Вообще, под этническим конфликтом понимают динамичноменяющуюся ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося положения вещейсущественной частью представителей одной (нескольких) из местных этническихгрупп, и поэтому об этническом конфликте как реальном явлении можно говоритьтогда, когда организационно оформляются и приобретают определенное влияниенациональное движение или партия, ставящие своей целью обеспечение национальныхинтересов определенного народа и для достижения этой цели стремящиеся изменитьсуществующее и прежде бывшее терпимым либо привычным положение вкультурно-языковой, социально-экономической или политической сфере жизни.Этнический конфликт — всегда явление политическое, ибо, даже если инициаторыперемен стремятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой илисоциально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретенияопределенных властных полномочий.
Классификация этнических конфликтов. Существуетнесколько типов классификаций этнических конфликтов. В отечественной литературеони подробно проанализированы В.А. Тишковым (см.: Тишков В.А. Очерки теории иполитики этничности в России. — М., 1997). Так, по форме проявления приняторазличать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты.Латентные конфликты могут существовать десятилетиями и более и перерастать воткрытые лишь в определенных общественных условиях. Как правило, латентныеконфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, иименно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.
Межэтнические конфликты можно также классифицироватьпо характеру действий конфликтующих сторон (насильственные илиненасильственные). В свою очередь, насильственные конфликты проявляются вформе: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярныхвойск и использованием тяжелых вооружений; кратковременных вооруженныхстолкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такиестолкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами.
Другие конфликты по форме их проявления можно отнестик невооруженным. Среди них выделяются институциональные формы конфликта, когдав противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующиеинтересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являютсямитинги, демонстранции, голодовки, акции гражданского неповиновения.
Каждая из указанных форм отличается своимидействующими лицами, или основными субъектами конфликта. При институциональнойформе главными действующими лицами являются властные структуры, политическиепартии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования черезинституты власти.
При манифестизирующей форме конфликта субъектомвыступают уже значительные массы людей, поэтому данную форму конфликта называютеще конфликтом «массовых действий». Само по себе понятие «массовые действия»относительно, но в зонах конфликтов всегда можно четко разделить действияотдельных групп и массовые выступления.
Если все формы ненасильственных конфликтов имеют своимпоследствием психологическое напряжение, фрустрацию (чувство безысходности) вэтнических группах, их переселения, то насильственные конфликты сопровождаютсяжертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденнымипереселениями.
Другой тип классификации конфликтов — по основнымцелям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В этом случае выделяются статусныеэтнические конфликты, возникающие в результате стремления этнической общностиповысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликтыэтого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную формуустройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этническиедвижения за создание своих национальных образований. В первом случае примеромтакого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться доуровня союзных республик, а во втором — движение ингушей за созданиесобственного национально-государственного образования, своей республики.
Такие конфликты можно привести к компромиссу за счетизменения системы государственного устройства путем перераспределения властныхполномочий от центрального правительства к органам управленияэтнотерриториальными автономиями при сохранении исходного полиэтническогообщества в трансформированном виде.
Этнотерриториалъный тип этнического конфликтапредполагает притязания и споры этнической группы за право проживать на той илииной территории, владеть или управлять ею. При этом оспаривается право другогоэтноса проживать на спорной территории. Современные этнотерриториальныеконфликты, как правило, являются следствием этнических репрессий и возникают входе реабилитационного процесса. Другие конфликты этнотерриториального типавозникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья,крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса(греки, корейцы и др.).
В эту группу конфликтов также входят конфликты,вызванные стремлением некоторых этносов воссоединиться с соседним «материнским»или «родственным» государством (косовские албанцы). Обычно такие конфликтысамые трудные для разрешения, так как компромисс здесь обычно невозможен,конфликт может быть либо подавлен силой, либо разрешен эмиграцией (депортацией)конфликтогенного меньшинства.
К этой же группе относятся социально-экономическиеконфликты, возникающие на основе требования выравнивания уровня жизни упредставителей разных этносов, вхождения в элиту или прекращения льгот,субсидий и экономической помощи другим народам.
Эти конфликты можно привести к компромиссному вариантуза счет перераспределения власти и экономических ресурсов при сохраненииисходной структуры общества.
Культурно-языковые конфликты возникают на основетребований оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка икультуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь такжевозможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики присохранении исходного общества или путем признания территориальной автономииэтнических меньшинств.
Типологизация на основе содержания конфликтов, целевыхустремлений конфликтующих сторон в настоящее время является самой актуальной ираспространенной. В рамках данной типологизации оказываются конфликты с самымшироким диапазоном целей: от этнополитических до этнотерриториальных.
Анализ разного типа этнических конфликтов и форм ихпроявления в границах постсоветского пространства послужил некоторым ученымоснованием для создания еще одной типологии межэтнических конфликтов. Э.А. Паини А.А. Попов предложили разделять этнические конфликты на три категории: 1)конфликты стереотипов; 2) конфликты идей; 3) конфликты действий.
Первый тип этой классификации подразумевает такойхарактер конфликта, когда конфликтующие этнические группы еще не четко осознаютпричины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ«недружественного соседа», «нежелательной группы». С этого начинался армяно-азербайджанскийконфликт.
Характерной чертой второго типа этой классификацииявляется выдвижение тех или иных притязаний. В этом случае в средствах массовойинформации, в литературе и других средствах коммуникации начинаетобосновываться «историческое право» какого-либо этноса на самостоятельнуюгосударственность или на территорию другой этнической группы.
Третий тип конфликта по этой классификации — конфликтдействий — означает проведение митингов, демонстраций, пикетов, открытыхстолкновений со своими оппонентами и органами власти.
Данная типология, как и все другие, имеет достаточноусловный характер, поскольку любой этнический конфликт одновременно соединяет всебе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его точной оценки следует нетолько устанавливать основные его причины, но и определять все многообразиесоставляющих его факторов.
Возможна также классификация этнических конфликтов поособенностям противостоящих сторон. В этом случае выделяются конфликты междуэтнической группой и государством (Абхазия и Нагорный Карабах до созданиясамопровозглашенных государств) и конфликты между этническими группами (погромытурок-месхетинцев в Фергане, конфликт между киргизами и узбеками в Ошскойобласти).
Свою классификацию предложил известный этнолог Д.Горовиц. Она основана на специфике соотношения относительных уровнейэкономического развития и социальной модернизированности сепаратистскихрегионов и этнических групп по сравнению со средним для государства в целом идля доминирующего большинства его населения в частности. С этой точки зрениявозможны четыре варианта конфликтов: 1) сепаратизм отсталой этнической группы вотсталом регионе страны; 2) сепаратизм отсталой этнической группы в развитомрегионе страны; 3) сепаратизм развитой этнической группы в отсталом регионе; 4)сепаратизм развитой этнической группы в развитом регионе страны.
3. ФОРМЫ ИСПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
Этнические конфликты, сформировавшиеся напостсоветском геополитическом пространстве, не представляют собой каких-тоуникальных явлений. Все они имеют аналоги в истории и современном мире, чтопозволяет прогнозировать их развитие и использовать наиболее эффективныеспособы их разрешения.
Способы регулирования этнических конфликтов. В целомвозникновение любого этнического конфликта обусловлено существованием той илииной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтовтребует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующихсторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. Для достижения этогобаланса необходимо выполнение трех обязательных условий.
Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признатьналичие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признаетсяправо на существование, но это совсем не означает признания справедливости ихтребований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, еслиодна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а егопозиция лишена всяких оснований.
Во-вторых, обязательным условием в урегулированииконфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы,тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. Инапротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существеннозатрудняют разрешение конфликтной ситуации.
И в-третьих, конфликтующие стороны должны принятьтвердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможенпереговорный процесс. Эти правила должны предоставлять равенство возможностейкаждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях.
Последняя предпосылка урегулирования фактически вовсех действующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сторона,стремящаяся к отделению (сецессии), уже заранее оказывается в неравномположении со стороной, представляющей уже существующее государство. Исходноеравенство возможностей может существовать в политических или экономическихконфликтах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле могутрассматриваться как равные.
Хотя в развитии этнических конфликтов происходит многосходных, однотипных процессов, в каждом из конфликтов участвуют люди со своимипредставлениями, убеждениями, страстями, стереотипами поведения. Атмосферасильного напряжения приводит к тому, что поведение людей в конфликтныхситуациях зачастую не поддается логическому анализу, не основывается на здравомсмысле. Поэтому вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое вполной мере удовлетворило бы конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случаестороны принимают компромиссное решение, которое не разрешает конфликт посуществу, окончательно, а переводит его в латентное состояние. При этом нетникаких гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностейбудут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.
В данном случае речь идет не об урегулировании, а онейтрализации конфликта. Это надежный перевод этнического конфликта в рамкилегальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями пригарантированной невозможности насильственных действий никакой из сторон, атакже при наличии обоснованных расчетов, что этносепаратисты не смогут набратьрешающего большинства в свою поддержку на выборах в органы государственнойвласти.
Такой вариант решения проблемы встречается достаточночасто. При этом развертывается деятельность спецслужб по дискредитации идезорганизации работы наиболее радикальных лидеров и организаций содновременным фактическим поощрением и содействием акциям и пропаганде болееумеренных деятелей, выступающих от имени той же этнической группы и не склонныхк насилию.
Особенно сложным в этом отношении являетсяурегулирование и разрешение этнотерриториальных конфликтов. Современнаяполитическая карта мира сформировалась в результате сложных геополитическихпроцессов, в том числе двух мировых войн, и много несправедливых явленийсохраняется и в современном политическом устройстве. Однако трудно себепредставить судьбу нашей планеты, если актуализируются все те конфликты, которыесейчас находятся в латентном состоянии. И самое главное, нет никакой гарантии,что в результате «справедливых» разрешений все конфликтные ситуации будутустранены: ведь у каждой из конфликтующих сторон свое представление осправедливости.
Возможны и «естественное» развитие и последующеезатухание этнических конфликтов. Это реальный и часто встречающийся исход. Вданном случае в ходе постоянной эскалации этнического конфликта и перерастанияего в форму насильственного противостояния сторон он проходит все стадии своегоразвития и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтничногообщества, в котором он возник. Это уже неурегулирование конфликта, так какэтнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается вмежгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами.
Обычно этот вариант разрешения проблемы протекает подвум возможным сценариям. Может произойти изменение территории государства засчет проведения новых государственных границ, отделяющих конфликтующие стороныдруг от друга; но может измениться и этнический состав населения за счетдепортации враждебных групп. В реальности чаще всего имеет место сочетаниеобоих сценариев (Босния и Герцеговина, Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия,Приднестровье и т.д.).
Очень редко встречается саморассасывание конфликта,отмирание его без каких-либо существенных изменений. Одним из немногих подобныхпримеров является отказ лужицких сербов в Германии начала XIX века от активногонационального движения в пользу движения культурного.
Таким образом, из четырех вариантов разрешенияэтнических конфликтов самый трудный, но и самый оптимальный — путь реальногорешения проблем и достижения компромисса; наименее вероятен вариантсаморассасывания конфликта; наиболее катастрофично «естественное» развитиесобытий. Очевидно, что практически приемлемым является способ нейтрализацииконфликтов.
Практика нейтрализации этнических конфликтовпоказывает, что все способы их урегулирования можно объединить в три группы.Первая из них предполагает полную победу одной стороны над другой, разрешениеконфликтной ситуации с позиции силы. Именно на такой результат этническогоконфликта чаще всего ориентируются конфликтующие стороны на ранних этапахконфликта. Однако, как показывает история этнических конфликтов XX века,большинство из них неразрешимы путем силовой победы одной стороны над другой имогут консервироваться на многие десятилетия, переводя конфликт из открытогосостояния в латентное. У побежденной стороны, как правило, остается чувство национальнойобиды, горечь поражения, которые передаются из поколения в поколение, и череззначительный промежуток времени такой конфликт может обостриться с новой силой.
Вторым вариантом разрешения актуализированногоэтнического конфликта является взаимное поражение конфликтующих сторон. Чащевсего такой результат конфликта возникает, когда обе стороны истощили свои силыв борьбе и при этом ни одна из сторон не смогла одержать заметной победы наддругой. В этом случае для урегулирования конфликта стороны вынуждены обращатьсяк посредникам, искать компромиссное решение проблемы, которое, как правило, неудовлетворяет ни одну из сторон. Если удается урегулировать конфликт такимспособом, то он практически переходит в латентное состояние, при которомстороны продолжают рассматривать друг друга как противников. Такой способразрешения также имеет высокую вероятность для последующей актуализацииконфликта.
Третий способ разрешения конфликта может заканчиватьсявзаимным выигрышем сторон в виде достижения согласия по основным вопросам иустановления конструктивного взаимодействия. Такой исход конфликта чаще всегостановится возможным при наличии у обеих сторон политической воли к позитивномуразрешению конфликта. Независимые посредники могут показать конфликтующим сторонамвозможность их дальнейшего сотрудничества в разрешении стоящих перед ними общихпроблем. Такая форма урегулирования конфликта является вполне реалистичной,поскольку придает конфликту не разрушительное, а созидательное содержание. Приэтом конфликт переходит в латентное состояние на продолжительное время.
Специфика регулирования конфликтов на разных стадияхих развития. Как мы отмечали выше, этнический конфликт имеет свои этапы (фазы)созревания, для каждого из которых характерны свои приемы и способы егоурегулирования. Согласно данным современной этнической конфликтологии, каждыймежэтнический конфликт имеет по крайней мере четыре фазы (периода) в своемразвитии: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта,последствия конфликта.
В течение латентного периода для предотвращенияконфликта прежде всего следует:
— добиться практической реализации принципагражданского равноправия;
— в новых национально-государственных образованияхследует начинать свою деятельность с нулевого варианта гражданства; это значит,что все люди, живущие на территории государства, должны иметь возможность дляполучения гражданства;
— проводить политику социально-экономическоговыравнивания условий жизни всех этнических групп, а особенно подвергшихся ранеедискриминации;
— реализовывать принципы федерализма равным образомдля всех этнических групп.
Перерастание конфликта во вторую фазу можно определитьпо целому ряду характерных для нее признаков: усиление взаимных обвинений взлонамеренности; появление сообщений о зверствах, чинимых какой-либо этническойгруппой; требования чрезвычайных мер для защиты угнетаемых этнических групп илиэтнических меньшинств; начало этнической миграции. Для снятия этническойнапряженности в этот период необходимо:
— создавать этнически нейтральные подразделенияполиции и армии с определением их четких функций и полномочий в конфликтныхдействиях;
— организовать подачу и изложение точной инепредвзятой информации о конфликте во всех средствах массовой информации;
— осуществлять особый контроль за сохранностью идвижением оружия;
— максимально строго преследовать по законуорганизаторов уличных беспорядков с неукоснительным и точным исполнениемприговоров.
В период активного течения конфликта главной задачейявляется максимально быстрое прекращение военных действий, для чего необходимопринять следующие меры:
— удаление из зоны конфликта, арест или временноезадержание сторонников экстремистских методов разрешения конфликта;
— предотвращение раскола по этническому признаку вгосударственных и силовых структурах, обеспечивающих общественный порядок;
— введение особого контроля за средствами связи иобъективностью средств массовой информации;
— создание механизма прекращения боевых действий иначало переговорного процесса;
— проведение комплекса мер по сведению к минимумуколичества человеческих жертв и материального ущерба (отвод вооруженныхформирований, создание нейтральных зон, организация безопасных населенныхпунктов и городов);
— предотвращение мародерства и военных преступлений.
Наконец, четвертая фаза развития конфликтапредусматривает устранение последствий конфликтных действий и примирениеконфликтующих сторон. Для решения этих задач необходимо:
— дать общую оценку последствий конфликта и объявитьпрограмму (план) воссоздания единства гражданского общества на условияхнационального примирения;
— придать восстановительному процессу этническинейтральный характер (освобождение заложников, возврат беженцев,ответственность за присвоение чужой собственности, организация медицинского обслуживания);
— не допускать героизации террористов и экстремистовво избежание превращения их в политических лидеров;
— начать общественный диалог всех этнических групп дляреформирования общества;
— отказаться от драматизации конфликта и не допуститьего фиксации в «исторической памяти» этноса, чтобы последующие поколения немогли возродить вновь «дух конфликта».
Кроме того, все перечисленные способы и методырегулирования этнических конфликтов в каждом из периодов их развития могут бытьдополнены методами ослабления и торможения конфликтов. К такому типу методовможно отнести метод деконсолидации конфликтующих сторон, который означаетотделение с помощью специальных мер наиболее радикальных элементов или групп отдругих, более склонных к компромиссам и переговорам.
Как показывает практика, эффективным методомослабления и торможения конфликта является использование разного рода санкций(от символических до военных) по отношению к конфликтующим сторонам. В качествесанкций обычно применяются прекращение поставок вооружения и боеприпасов,горюче-смазочных материалов воюющим сторонам, торговых и экономическихотношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми вэтническом конфликте, если в ходе него имеют место массовые нарушения прав человека.
Весьма эффективным методом ослабления этническихконфликтов зарекомендовал себя метод краткого прерывания конфликта путемобъявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этогобыстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей,идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.
Урегулирование и прекращение межэтнических конфликтовявляются жизненно важной необходимостью существования любого полиэтническогосообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции ихразвития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического,культурного и политического развития любого государства. Они не простозадерживают и нарушают ход общественного развития, но и способны изменить всюего ориентацию, породить новые негативные тенденции, заложить основу длябудущих конфликтов других поколений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доронченков А. И.Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемытеории, истории и современной практики. -СПб., 1995.
2. Дробижева Л. М.Этнополитические конфликты: Причины и типология // Россия сегодня: трудныепоиски свободы. — М., 1993.
3. Здравомыслов А.Г.Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. — М., 1997.
4. Идентичность иконфликт в постсоветских государствах. — М., 1997.
5. Конфликтнаяэтничность и этнические конфликты. — М., 1994.
6. Лебон Г.Психология народов и масс. — СПб., 1995.
7. Мнацаканян М. О.Этносоциология: Нации, национальная психология и межнациональные конфликты. — М., 1998.
8. Мукомелъ В. И.Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери,экономический ущерб и социальные последствия // Идентичность и конфликтепостсоветских государствах. — М., 1997.
9. Сикевич З.В.Социология и психология национальных отношений. — СПб., 1999.
10. Стрелецкий В.Н.Этнотерриториальные конфликты: Сущность, генезис, типы // Идентичность иконфликт в постсоветских государствах. — М., 1997.
11. Тишков В. А.Очерки теории и политики этничности в России. — М., 1997.
12. Этничность ивласть в полиэтнических государствах. — М., 1994.