Содержание
Введение
Традиционный быт удмуртской семьи
Система отношений в традиционной удмуртской общине
Заключение
Список литературы
/>
Введение
Данная тема показалась мне интереснойс точки зрения территориального разграничения нации в современной России.Удмуртия занимает небольшую площадь Российской Федерации. Удмуртскаянациональность относится к финно-угорской языковой семье, являясь ее пермскойветвью, куда относятся также коми и пермяки. Проживая на территории Удмуртии,не все жители данного региона имеют представление о ее коренных жителях. Мнехотелось посмотреть и изучить некоторые вопросы удмуртской нации.
Предметом нашего исследования будетсама национальность. Объектом исследования – процесс формирования семьи исемейного быта удмуртской нации.
Хронологические рамки исследования.Основное внимание уделено семейному быту конца XIX — начала XXвека, но чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо увидеть истоки, основумиропонимания удмуртов.
Территориальные рамки. Вниманиеуделено территории современной Удмуртии.
Цель работы. Исследование семейного бытаудмуртов и анализ формирования семейно-общинного мироустройства.
Достижение данной цели предполагаетрешение следующих задач:
1. Ознакомиться сбытом удмуртской семьи;
2. Посмотреть навременные и пространственные представления удмуртов и найти влияние этихпредставлений на семейный быт нации;
3. Дать оценку сознаниюи мировоззрению современного удмурта.
Для написания данной работы потребовалосьизучение большого количества опубликованных источников, отдельно хотелось бывыделить результаты работы следующих авторов: Шкляев Г.К., Владыкин В.Е.,Христолюбова Л.С., Никитина Г.А., Гришкина М.В. Внимание этих исследователейэтнографии удмуртов, их быту, семейным отношениям, костюму. Вопросы удмуртскойэтнографии изучены учеными в достаточном объеме, о чем говорит количествоисточников для данной работы.
Моя работа посвящена семье исемейному быту удмуртов в конце XIX — начале XX века. Эта тема мне кажетсяинтересной с точки зрения современного понимания удмуртской национальности. Всвоей работе я попыталась выявить основные вопросы, которые ставятисследователи культуры, и сделать выводы по данной теме.
Это исследование может быть интереснодля преподавателей краеведения, учителей истории, а также для людей,интересующихся этнографией родного края.
/>Традиционныйбыт удмуртской семьи
Жилище. Одним из основных элементов культурыявляется жилище. В развитии его конструктивных особенностей определяющимявляется рост производительных сил. Как известно, среди удмуртов достаточношироко феодальные отношения стали развиваться еще в XIV-XVIвв., когда территория их расселения попала под влияние Булгарского государстваземледелие заняло главное место в хозяйстве края.
Это неизбежно повлекло и изменения в другихсферах жизнедеятельности победа зернового хозяйства привела к изменениям вструктуре питания, что повлекло за собой перемены и в жилищном комплексе. Кэтому периоду (XIV-XVI вв.) относится появлениекраеглинобитной печи для выпечки хлеба. Появление ее стало толчком длядальнейшего развития жилища.
С развитием хозяйства стали строитсяотдельные строения, в которых функционировала хлебопекарная печь, впоследствии этипостройки приобрели черты жилища типа «изба». Taким образом, с XV в. удмуртское жилище, состоявшееранее из комплекса «куа + клеть», приобрело вид «изба + клеть + куа»,в котором куа сохранила роль летнего жилья и места отправления семейного культа.Оформился традиционный набор построек на усадьбе, сохранившийся до XXв.
С развитием хозяйства и ростомзначения избы в жилищном комплексе происходило параллельное ослабление хозяйственнойзначимости куа — происходило ее функциональное истощение, улучшилиськонструктивные особенности. Регресс куа связан и с тем, что религия удмуртовпреследовалась властями, что затруднял ее дальнейшее конструктивное иархитектурное видоизменение. К избе перешли и некоторые сакральные свойства,ранее ей не приписываемые.
Крайне мало материалов,характеризующих внутреннее убранство жилищ удмуртов XVII-XVIIIвв.Но несомненно, что уровень домостроительства, основанный на древних традициях, былдостаточно высоким. По мнению ученых, в этот период для всех финно-угорских народовбыл характерен потолочный дымоволок, круглая дымница, печь, обращенная устьем кбоковой стене избы или к двери и отсутствие окон.
Большинство исследователей говорят отом, что практически все избы были курные. Так описывает удмуртскую усадьбу всвоей работе Шкляев Г.К.: «Высота помещения достигала 3-5 метров, дым выходил впомещение и держался выше головы взрослого человека, не мешая ему находиться впомещении. Стены и бревенчатый потолок не имели никакой отделки. Пол настилалсяиз бревен, отесанных наполовину. В противоположном от печи углу стоял стол.Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, а также полки. По углам, кромепереднего, строились нapы; у южных удмуртов под влиянием соседнего татарскогонаселения нары сооружались вдоль всей передней стены. Подвижной мебели былоочень мало: стол, стул, редко шкаф для посуды. Посуда и инвентарь,употребляемые в хозяйстве, изготовлялись из липы, березы, лыка и бересты самимикрестьянами. Использовались гончарные изделия. Стеклянная посуда получилараспространение после строительства в 1845г. Сюгинского стеклозавода
Крестьянские жилища были очень тесны.Изба служила также и мастерской, где изготовляли и ремонтировали сельскохозяйственныйинвентарь. Зимой в избе содержались мелкий скот и домашняя птица».
Важную функцию в жилом комплексевыполняла клеть. Обычно они были двухэтажными; первый этаж использовался дляхранения продуктов, второй служил летним жильем. Здесь же хранились одежда иинвентарь, связанный с женским трудом. Женщины здесь были полновластнымихозяйками. Весьма вероятно, что двухэтажные клети удмурты строили уже в IX в; их конструктивные ифункциональные особенности очень близки с аналогичными постройками древнихфинно-угорских народов, а также скандинавов. Это дает некоторое основаниепредполагать определенное скандинавское влияние (через посредствоприбалтийско-финских народов) на развитие этих построек у восточных финнов, втом числе и удмуртов.
Одежда. С развитием производства изменениямподвергается и одежда. Исследователи народной одежды удмуртов отмечают, что втрадиционном костюме удмуртов выявляются северный и южный комплекты. АтамановИ.Г. и Лебедева С.Х. пишут о типах одежды удмуртов: «Наиболее древним типом,сохранившим черты древнейших типов одежды пермских народов, был северный.Основу его составляла рубаха из белого домотканого холста туникообразногопокроя, богато украшенная вышивкой. Рубаха такого покроя бытовала у всехсеверных удмуртов. Обычно ее носили в паре с распашным кафтаном, кроившимсятакже как и рубаха, но с отложным воротником и рукавами, имевшими продольныйразрез на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы, воротниккафтана богато украшались вышивкой, иногда к ним пришивали бусы, мелкие монеты,раковины каури. Кафтан данного типа имеет большое сходcтвo со свободнымкафтаном завятских удмуртов (крайняя южная группа удмуртов); короткие рукава — рудимент длинных ложных рукавов. Родство в одежде южных и северных удмуртовобъясняется их единой этнической основой, восходящей к ананьинскому населению. Неотъемлемойчастью женского наряда были нагрудники, сплошь вышитые шелком, закрывавшиегрудной разрез у замужних женщин, а также передники. Большим разнообразиемотличались женские головные уборы. Самым распространенным у девушек былахолщовая шапочка, обшитая кумачом и монетами. Замужние женщины носили так называемыеголовные полотенца, концы которых украшались вышивкой и которые надевалисьповерх платка. В праздничный наряд женщин входило значительное количествоукрашений из бус, бисера, раковин каури; монет и т. д. Наиболее распространеннойобувью были лапти».
Южно-удмуртские комплексысформировались под влиянием степных скотоводческих культур. В этих типахсохранились древние элементы, берущие начало с ананьинской эпохи. В болеепозднее время на них отразилось влияние материальной культуры булгар, затемтатар и башкир. Как и у северных удмуртов, одежда шилась туникообразного покрояиз одного цельного куска белого полотна, перегнутого в плечах. К бокампришивались два скошенных клина также из белой домотканины. Поверх рубахинадевали вышитый нагрудник прямоугольной формы, в его декоративном оформлениииспользовался и позумент. Поверх рубахи надевали распашной кафтан. Женские фартуки,в отличие от северно-удмуртских, шились с высокой грудкой.
Разнообразием отличались головныеуборы: они состояли из налобной повязки головного полотенца, конусообразногоберестяного головного убора (айшон) высотой до 35 см с платком-покрывалом. Девушкиобычно носили платки и налобные повязки, сочетавшиеся с головным полотенцем.Украшения южных удмурток состояли из серебряных изделий, разнообразных жетонов,накладок, подвесок; широко были распространены шейные украшения и чересплечныеповязки, браслеты, серьги, У девушек — накосники.
Мужская рубаха также шилась из белогохолста, носили ее навыпуск, подпоясывая узорным плетеным поясом или кожаным ремнем.Традиционным головным убором был колпак цилиндрической формы, сшитый издомашнего сукна. В XIX в. получилираспространение валяные шляпы с полями.
Одежда удмуртов, как северных, так июжных, различалась по возрасту, семейному положению, по функциональномуназначению.
Пища. Особенности природно-экологическойсреды, хозяйственной деятельности и уровень ее развития, межэтническоевзаимодействие находили отражение в народной традиционной пище. Основу традиционногопитания удмуртов составляли зерновые продукты, они входили в большую часть блюднародной кухни. С вхождением в состав Русского государства главную роль средизлаковых заняла озимая рожь. Именно в это время произошел переворот в питании:пресные лепешки заменены квашеным хлебом. Хлебные изделия были оченьразнообразны, к числу наиболее древних относятся печенье в форме колобков,коржей, небольших хлебцев, лепешки из кислого теста, а также хлебцы из овсяноймуки. Популярны были пельмени, судя по названию имевшие общепермскоепроисхождение.
Среди незерновых преобладала репа,бывшая полевой культурой. Широко культивировались горох, редька, капуста, морковь,лук. В пищу применяли семена масличных растений (конопля, лен). Добавлением кповседневному столу служили и дикорастущие травы, грибы, ягоды, орехи.Картофель получил распространение в Удмуртии лишь на рубеже XIX-XXвв., ранее культивировался эпизодически.
Из животноводческих продуктовиспользовались в основном говядина, баранина и свинина, редко конина. Однако всилу невысокой производительности хозяйств, мясные продукты занималинезначительное место в рационе. Распространенным способом заготовки мяса впрокбыла засолка в желудке зарезанного животного, а также в длинных холщовыхчулочках. Молочные продукты также редко употреблялись в будни, из них готовиласьпраздничная и обрядовая пища. Большинство продуктов подвергалось тепловойобработке, однако у удмуртов отсутствовала традиция приготовления блюдпосредством жарения.
Сладости в удмуртской кухне занималинезначительное место, продукты питания для них изыскивались в собственномхозяйстве: брюква, репа, конопля. Довольно широко использовался мед, ульи практическибыли в каждом хозяйстве, у некоторых их количество достигало более сотни.Продолжало бытовать и бортевое пчеловодство. Довольно большое место в рационепитания занимали продукты охоты и рыболовства. Мясо дичи (в основном белки,зайца) заготавливали в большом количестве, их запекали целиком, добавляли всупы и каши. Мелкую дичь и птицу сушили и размалывали в порошок./>Системаотношений в традиционной удмуртской общине
Организующим началом в духовной жизникрестьян стали община и семья, так как сами эти институты былиполифункциональны по социальной сущности. Семья не только выполняла собственносемейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единствобюджета и прочее), но являлась первичным и основным производственнымколлективом. В общине объединялись функции производственного коллектива,соседской и конфессиональной общности, административной единицы. В нейпроисходило удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностейобщинников.
Вполне достоверных документальныхсведений, по которым можно было бы судить об общине, а, следовательно, и обобщинном быте удмуртов в XV-XVI вв., у нас нет. Наиболее ранние типысоседской общины удмуртов, известные нам, это община – доля у северных удмуртови сотенная организация — у южных. И сотня, и доля решали все наиболее важные вжизни крестьянства вопросы: раскладку податей, посылку челобитчиков в различныеинстанции, выбор сотников, старост, целовальников, сборщиков податей и т. д. 3десьже на мирских советах на основе обычного права решались вопросы, связанные схозяйственной и бытовой жизнью крестьянства, совершался суд по делам о мелкихкражах, ссорах, драках, взаимоотношениях между супругами. В отличие от мирскихсходов северной доли, мирские советы на юге Удмуртии строго регламентировали иконтролировали все поземельные дела. Община отводила определенный участоккаждому крестьянскому хозяйству согласно размерам его тягла и числу мужскихдуш; покушение на общинные угодья со стороны ее членов без санкции мирскихвластей строго преследовалось. В деревне существовал выборный аппарат крестьянскогоуправления. Мнение и слово стариков в общественном быту удмуртов были особенновесомыми в силу традиционности всего общественного уклада. Огромнуюрегулирующую роль в соблюдении норм деревенского общежительства игралообщественное мнение, а также крестьянский суд, основывавшийся на обычном праве.Удмуртское крестьянство даже в позднефеодальный период довольно четко сохранялопредставления о принадлежности к определенным родовым группам (воршудам) ипомнило их названия (Можга, Поска, Венья и т.д.). О былом родовом единствесвидетельствовали родовые кладбища, родовые моления, единые бортные пятна,тамги, которыми помечались лесные делянки, прясла полевых изгородей, бортныедеревья, сельскохозяйственный инвентарь.
На всем протяжении феодальногопериода в удмуртских общинах полновесно и активно функционировал один изтрадиционных общественных институтов — крестьянская взаимопомощь. С помощьюпомочей выполнялась жатва, сенокос, вывозка навоза, битье глиняных печей, строительстводома и других хозяйственных построек; формой коллективной взаимопомощи являлись«супрядки», весеннее мытье изб, мытье пряжи и т. д. Помочи игралисущественную хозяйственную и нравственную роль, как одна из форм коллективныхработ, где вырабатывались, закреплялись и передавались в межпоколеннойтрансляции производственные приемы и навыки, происходил обмен эмпирическимизнаниями и наблюдениями. Общественное мнение на помочах выделяло лиц, наиболееуспешно овладевших тем или иным приемом, осуждало и высмеивало неловкость,небрежность или неприемлемые новшества. Здесь складывались этика крестьянскоготруда, формировались и закладывались нормы общежительства. Можно сказать, чтопомочи были формой народного эстетического воспитания и приобщения к разнымвидам народного творчества (как в процесс е труда, так и в пиршестве посленего): музыкальному, устному, хореографическому. В вопросах воспитания молодежив деревне действовал неписаный моральный кодекс, правила которого вобщественном быту внушались с раннего возраста. От детей и молодежи требовалосьполное послушание, вежливость, исполнительность. Быть, как все, не выделятьсясреди других, почитать взрослых, проявлять долготерпение и выносливость — вотнемногие из заповедей, красной нитью проходящие через народную педагогикуудмуртов. При встречах на улице со взрослыми молодежь была обязана здороватьсяпервой, первыми кланялись и богатому. Крепко сохранялись традициигостеприимства. Общественное мнение осуждало отступления от установившихсяобычаев. Социально-психологическое давление общины на личность проявлялось вполной мере.
Общественный характер носило вдеревне и проведение досуга. Население общины делилось на половозрастные группы,каждая из которых проводила досуг по-своему. Подчиняясь воле старших вхозяйственных делах, в свободное от работы время молодые люди были довольносвободны. Летом — «улица» или хоровод (в широком смысле этогопонятия, включающего весь комплекс молодежных развлечений под открытым небом),а зимой — посиделки (с работой и праздничные) были для всей молодежи школойприобщения к богатым истокам народной культуры: музыке, фольклору,хореографическому и театральному и даже изобразительному, если учесть, что художественнаяотделка праздничного наряда выполнялась самими девушками и подвергалась оценкена этих встречах. Повседневными домашними делами распоряжалась жена главы семьи.Она ведала продуктами, следила за порядком в доме, распределяла работы междуженщинами, обучала младших невесток кухонной работе и т.д. Женщины выполняливсе работы по дому: ухаживали за скотом (кроме лошадей, уход за которыми былоделом мужчин), готовили ткани, шили одежду, воспитывали детей, а такжевыполняли огородные и полевые работы. «Большуха» была советчицей мужав его хозяйственных делах, а временами и самостоятельно вела хозяйство. В то жевремя в случае смерти главы семьи его жена не наследовала власть. Права иобязанности старшего, как правило, переходили мужчине — старшему сыну илибрату. Лишена была женщина и права голоса на сельском сходе. Типичным длянеразделенной семьи было безусловное подчинение младших членов старшим, женщин- мужьям, детей — родителям. Родители решали вопрос о браке взрослых детей,выбирая им брачных партнеров чаще по своему усмотрению. Женили сыновей и выдавалидочерей, строго соблюдая возрастную очередность. Менее скованы патриархальнымиотношениями были малые семьи. Хотя и здесь жена находилась в определеннойзависимости от мужа, она все же не испытывала давления со стороны старшегопоколения. Взаимоотношения супругов во многом зависели от их характера, но восновном определялись теми же традиционными нормами. Как большие неразделенные,так и малые семьи, составляли самостоятельные хозяйственные единицы, каждыйчлен которых имел большую трудовую нагрузку. Трудолюбие очень ценилось удмуртами.При заключении брака смотрели, чтобы не только сочетающиеся браком, но и ихсемьи были трудолюбивыми. Ценилась та хозяйка, которая отличаласьвыносливостью, физической силой, так как от ее здоровья, навыков и умения хозяйничатьво многом зависело благосостояние семьи. Распорядок дня и характер трудовойдеятельности крестьянских семей различался по временам года. В деревне всегдавставали рано, не позднее пяти часов. Раньше всех обычно поднимались старшиечлены семьи и та из снох, чья очередь наступала хозяйствовать по дому. Женщинытопили печь, пекли хлеб, готовили завтрак, доили коров, кормили скотину.Мужчины ухаживали за лошадьми. К восьми часам вся семья была уже на ногах, начиналсязавтрак. Обедали в полдень, ужинали в 18-19 часов. Весь день проходил в работе.Каждый занимался положенным делом. Зимой женщины очень много пряли, ткали,вязали, спать ложились позже всех. Кроме ежедневных домашних дел женщины послеокончания полевых работ убирали картофель и овощи, помогали мужчинам в молотьбехлеба. В ноябре проходил массовый забой скота, который был делом мужчин, норазборкой и промывкой внутренностей занимались женщины. Мужчины занималисьмолотьбой хлеба, ездили на мельницу, заготовляли дрова и строительный материал.Дети и холостая молодежь помогали взрослым. Старики плели корзины, лапти, виливеревки, занимались починкой утвари. Весной мужчины готовились к весеннемусеву. Во второй половине — конце мая заканчивалась пахота и сев и до сенокосамужчины занимались в основном строительными и ремонтными работами. Женщинывыполняли огородные работы, стригли овец, помогали мужчинам в полевых работах.В малых семьях выполнялись те же трудовые процессы, но объем их был меньше. Вто же время супругам приходилось выполнять более разнообразные виды работ.
В летне-осеннюю страду объем мужскихи женских работ резко увеличивался. Целыми семьями занимaлись сенокосом,уборкой урожая. В деревне оставались только старики и дети. Но и они не оставалисьбез работы: заготавливали лекарственные травы, ягоды, грибы, носили обеды вполе, следили за птицей, пололи огороды и т.д. Времени для отдыха оставалосьнемного. Крестьянин мог отвлечься от трудовых забот во время традиционныхаграрных празднеств и жертвоприношений (весенне-летних, осенне-зимних). Большоеоживление в монотонный трудовой ритм вносили семейно-бытовые обряды, особенносвадьбы. С принятием христианства широко праздновались религиозные праздники:рождество, масленица, пасха, святочное ряжение и другие, которые в основномналожились на традиционную аграрную обрядность. Отдельные обряды или ихэлементы осуществлялись в рамках или всей общины, или внутри семей и группродственных семей, или в различных половозрастных группах, но так или иначе ониразворачивались на «миру», подвергались общественному контролю и мнению.Традиция регулировала поведение членов общины и являлась составной частью всистеме ценностей народной культуры.
Роль общины и семьи как институтов ворганизации и развитии традиционной духовной культуры крестьянства тесносвязывалась с их ролью в воспитании подрастающего поколения. Социализация детейпроисходила в соответствии с необходимостью наследованияобщественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, с цельюподготовки к жизни и труду. В народе всегда подчеркивалось, что воспитаниенеобходимо начинать с самого раннего возраста, учитывая при этом возрастныеособенности детей. На первых порах основным воспитателем являлась семья (впервую очередь мать), по мере взросления детей воспитательные функции все большебрало на себя общество. В отношении мальчиков непосредственная роль воспитателяпереходила к отцу. Общая культура народного быта глубоко педагогичной и,несмотря на наличие в ней консервативных, суеверных и невежественных моментов,главное, определяющее в духовной жизни народа шло от труда, душевного таланта,естественности и человечности.
Обрядность. Устно-поэтическое творчествоудмуртского народа характеризовалось богатым разнообразием жанров, средикоторых наиболее самобытный пласт представляли жанры, преследующиеутилитарно-магические цели — заклинания, заклички, заговоры. Самый большойраздел обрядовой поэзии составляли песни. Сопровождавшие календарные и семейныепраздники, они отразили магическое отношение людей не только к слову, но и кмелодии. К обрядовой песенной поэзии восходит генезис не только поэтическихприемов, но и всей лирической традиции в целом. Выделение лирического начала вобрядовых песнях свидетельствует уже о росте индивидуального самосознания вкрестьянской среде. Лирические песни были обращены к внутреннему миру человека,к его радостям и печалям, выражали его личное отношение к природе.
Необрядовый раздел фольклора включалв себя несказочные и сказочные прозаические произведения. В первую группувходили различные виды преданий, былички, во вторую все виды сказок.Характерной особенностью удмуртского сказочного фольклора было то, что в нем невыделялась классическая форма волшебной сказки, своеобразный сплав волшебныхсюжетов с социaльными (реальность, бытовизм, жизненность) больше напоминалиавантюрный или сатирический рассказ.
К необрядовому фольклору относилисьтакже так называемые малые жанры устно-поэтического творчества — загадки,пословицы, поговорки, народные афоризмы, благопожелания.
В фольклоре находило выражениепоэтическое творчество крестьянских масс, которое сопровождало их в труде,отдыхе, скрашивало тяжелую жизнь, утешало и развлекало, воспитывало в духенародной морали и мудрости, отложившихся в опыте многих поколений. Удмуртскаянародная музыка в соответствии с выполняемыми фукциями и формами бытованиятакже может быть подразделена на обрядовую и необрядовую. Для обрядовых песенбыло присуще наличие в них основных (формульных) напевов, которые вне обрядаили определенного календарного времени не исполнялись и были характерны дляданной деревни или группы деревень. Необрядовый музыкальный фольклор — песни,инструментальная (в том числе танцевальная) музыка — один из наиболеераспространенных и художественно богатых разделов удмуртской народной культуры.С песенным творчеством тесно была связана инструментальная, удмуртская музыка.Наиболее древними инструментами являлись, вероятно, духовые: пеллян, узьы гумы,шулан, сяла чипсон, чипчирган и другие. Для их изготовления использовалисьстебли полых травянистых растений, кости птиц, хищных животных, гусиные перья,кора веток ивы, липы, черемухи, обожженная глина.
Из удмуртских струнных инструментовнаиболее известны гусли, которые существовали как бытовой и культовыйинструмент, звучавший на свадьбах, во время календарных праздников, наобщественных молениях. Другие струнные инструменты — балалайка, гитара,бандурка, скрипка — проникли в среду удмуртов, по-видимому в XIX столетии. В быту удмуртовиспользовались также многочисленные ударные инструменты, особенно в периодряженья, в виде ложек, чугунныx заслонок, бубнов и трещоток. Особый интереспредставляли наиболее древние из них — тангыра, трещотка, ымкрезь. В народнойкультуре яркое воплощение нашли традиции прикладного искусства удмуртовзодчество, резьба по дереву, ткачество и вышивка. Народные зодчие создавалиинтересные с точки зрения природной целесообразности планировки жилых домов икультовых сооружений. Духовная жизнь народа, его мироощущение особенно наглядноотражались в оформлении жилища. Исключительной простотой и рациональностьюхарактеризовался интерьер летнего жилища (кенос), где узорные занавесы, пологи,полотенца создавали своеобразную предметно-материальную среду. Позднеехудожественныe традиции оформления кеноса использовались в оформлении зимнейизбы (корка). При этом в убранстве северо-удмуртского дома больше всегоприменялись ткани, южного — ковры. Специфической особенностью удмуртскогоинтерьера всегда было минимальное использование мебели, вместе с тем большоезначение приобретали изделия из дерева — бытовая посуда, резные швейки ипрялки, берестяные солонки и туеса, детские люльки, подголовники. Удмуртскаябытовая резная утварь и плетение не знали локальных различий, в этих видах народногоискусства прослеживается общность художественных принципов. Одним из звеньевхудожественно осмысленной среды является народный костюм. Наиболее ярко принципдекорировки костюма проявлялись в женской одежде северных удмуртов, богатоукрашавшейся вышивкой, со второй половины XIXв. она заменилась узорным ткачеством. Узоры вышивки,как указывалось выше, покрывали грудь, рукава, подол рубахи, нагрудник. У южныхудмуртов излюбленным способом украшения женской одежды было узорное ткачество.Своеобразие достигалось использованием в костюме самых разнообразных видовузорного ткачества: браного, выборного, многоремизного и закладного. Большуюроль в женском праздничном костюме играли ювелирные изделия, в том числесеребряные монеты.
/>Заключение
Под непосредственным воздействиемсоциально-экономического и правового положения складывалось общественноесознание крестьянства: комплекс представлений о природе и обществе, чувства,настроения, чаяния и т.д. В общественном сознании, психическом складе народаотражаются исторически сложившиеся условия и особенности жизни этноса,демографические, природно-климатические факторы. Природные условия в основномопределяют традиционные формы труда, а они, в свою очередь, формируютпсихический склад народа и его общественное сознание. «Близкие» отношения сприродой (длительное сохранение охотничьего промысла, бортничество и т.д., т.е.экстенсивных форм отношений с природой) формировали эмоциональную сдержанность,наблюдательность. Отличное знание природы позволяло угадывать погоду надлительный срок и соответственно выбирать ту или иную тактику в хозяйственныхделах. Усиливала влияние природы и религия удмуртов, строившаяся в основном наобожествлении различных сил природы. Не менее важным фактором, определявшимобщественный быт удмуртских крестьян в период феодализма, была община, какисторически сложившийся социальный организм. Она помогал крестьянаморганизовывать сельскохозяйственное производство, объединяла их против эксплуатациии притеснения государства. Естественно, что крестьянин не мыслил своесуществование вне общины (и связанных с ней обычаев), в которой он виделгарантию права, порядка, справедливости. Особенно это приложимо к удмуртскомукрестьянству, которое в условиях национального гнета, насильственнойхристианизации, интенсификации миграционного потока русских крестьян втрадиционные места его обитания, начинало видеть в общине едва ли неединственную гарантию жизни и деятельности.
Однако в позднефеодальный период определенноевлияние на общественный быт и сознание крестьянства стали оказывать постепенноразвивавшиеся товарно-денежные отношения, трансформирующие патриархальныесельские традиции. Личные интересы крестьянства и его семьи начинаютсталкиваться с интересами общины. Хотя и медленно, но внутри удмуртскогообщества происходит постепенная индивидуализация крестьянского сознания. Вкачестве основных черт народа отмечаются смиренность, честность, миролюбие,гостеприимство, трезвость, склонность «…более к веселию, нежели к печали,понятливость, наблюдательность. В качестве наиболее характерной для удмуртовчерты отмечается их большое трудолюбие».
Таким образом, подводя итогисследования можно сделать ряд выводов:
1. Удмуртская нацияначала ограничивать себя от других наций (татар, русских) в процессеэкономического и политического развития;
2. Семейныеотношения строятся по патриархальному укладу, члены семьи подчиняются традициями сложившемуся с древних времен укладу жизни;
3. В современноммировоззрении удмуртов эта взаимосвязь в некоторой степени до сих поропределяет специфику национальных отношений и миропонимания.
Основная тема моей работы раскрытадостаточно полно, но без внимания остались ряд вопросов, которые очень волнуютсовременных этнографов: взаимосвязь развития удмуртского и русского укладажизни, сопоставление древнего обряда и современного, вопрос происхожденияудмуртской обрядности, проблема «умирания» удмуртской культуры в современномобществе. Все эти вопросы требуют доработки или внимательного изучения как состороны этнографов, так и со стороны краеведов.
/>Списоклитературы
1. Атаманов М.Г., Лебедева С.Х.Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом.// Проблемы этногенезаудмуртов. Устинов, 1987.
2. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов(материалы к этногенезу)// Труды института этнографии; Новая серия. М., 1951.Т.10.
3. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С.Этнография удмуртов. Ижевск, 1991.
4. Гришкина М.В. Удмуртская деревня в XVIII в. – перв. пол. XIX в.// Семейный и общественный бытудмуртов в XVIII-XXвв. Устинов, 1985.
5. Гришкина М.В. Удмурты в составеРоссийского феодального государства.// Материалы по истории удмуртов. Сб.статей. Ижевск, 1995.
6. Громыко М.М. Семья и община в традиционнойдуховной культуре русского крестьянства XVIII-XIXвв.
7. Иванова М.Г. Удмурты в начале второготысячелетия нашей эры.// Материалы по истории удмуртов. Сб. статей. Ижевск,1995.
8. История крестьянства в Европе. Эпохафеодализма. М., 1986.
9. Климов К.М. Удмуртское народноеискусство. Ижевск, 1988.
10. Край родниковый//Сост. П.Ф.Куляшов, А.Г.Шкляекв. М., 1984.
11. Материалы поистории удмуртов. Сб. статей. Ижевск, 1995.
12. Никитина Г.А.,Шкляев Г.К. Культура и быт удмуртского крестьянства в период феодализма.
13. Орфинский В.Г.Деревянное зодчество Карелии. Л., 1970.
14. Самсонов С.А.Край мой родниковый. Книга об Удмуртии. М., 1975.
15. Семейный иобщественный быт удмуртов в XVIII-XXвв. Устинов, 1985.
16. Смирнов А.П.Очерки древнейшей и средневековой истории народов среднего Поволжья иПриуралья. МИА, 1952. №28.
17. Суханов А.И.,Шумилов Е.Ф. История нашего края. Ижевск, 1987.
18. Трефилов А.О. Одревности удмуртов. Зап. УдНИИ. Ижевск, 1951, вып.15.
19. Трофимова Е.Я.Как сформировалась удмуртская народная кухня. Ижевск, 1991.
20. Удмурты.Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
21. Хозяйство иматериальная культура удмуртов в XIX-XXвв. Ижевск, 1991.