Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации

Содержание
 
Введение
Традиционный быт удмуртской семьи
Система отношений в традиционной удмуртской общине
Заключение
Список литературы
/> 

Введение
Данная тема показалась мне интереснойс точки зрения территориального разграничения нации в современной России.Удмуртия занимает небольшую площадь Российской Федерации. Удмуртскаянациональность относится к финно-угорской языковой семье, являясь ее пермскойветвью, куда относятся также коми и пермяки. Проживая на территории Удмуртии,не все жители данного региона имеют представление о ее коренных жителях. Мнехотелось посмотреть и изучить некоторые вопросы удмуртской нации.
Предметом нашего исследования будетсама национальность. Объектом исследования – процесс формирования семьи исемейного быта удмуртской нации.
Хронологические рамки исследования.Основное внимание уделено семейному быту конца XIX — начала XXвека, но чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо увидеть истоки, основумиропонимания удмуртов.
Территориальные рамки. Вниманиеуделено территории современной Удмуртии.
Цель работы. Исследование семейного бытаудмуртов и анализ формирования семейно-общинного мироустройства.
Достижение данной цели предполагаетрешение следующих задач:
1.        Ознакомиться сбытом удмуртской семьи;
2.        Посмотреть навременные и пространственные представления удмуртов и найти влияние этихпредставлений на семейный быт нации;
3.        Дать оценку сознаниюи мировоззрению современного удмурта.
Для написания данной работы потребовалосьизучение большого количества опубликованных источников, отдельно хотелось бывыделить результаты работы следующих авторов: Шкляев Г.К., Владыкин В.Е.,Христолюбова Л.С., Никитина Г.А., Гришкина М.В. Внимание этих исследователейэтнографии удмуртов, их быту, семейным отношениям, костюму. Вопросы удмуртскойэтнографии изучены учеными в достаточном объеме, о чем говорит количествоисточников для данной работы.
Моя работа посвящена семье исемейному быту удмуртов в конце XIX — начале XX века. Эта тема мне кажетсяинтересной с точки зрения современного понимания удмуртской национальности. Всвоей работе я попыталась выявить основные вопросы, которые ставятисследователи культуры, и сделать выводы по данной теме.
Это исследование может быть интереснодля преподавателей краеведения, учителей истории, а также для людей,интересующихся этнографией родного края.
/>Традиционныйбыт удмуртской семьи
Жилище. Одним из основных элементов культурыявляется жилище. В развитии его конструктивных особенностей определяющимявляется рост производительных сил. Как известно, среди удмуртов достаточношироко феодальные отношения стали развиваться еще в XIV-XVIвв., когда территория их расселения попала под влияние Булгарского государстваземледелие заняло главное место в хозяйстве края.
Это неизбежно повлекло и изменения в другихсферах жизнедеятельности победа зернового хозяйства привела к изменениям вструктуре питания, что повлекло за собой перемены и в жилищном комплексе. Кэтому периоду (XIV-XVI вв.) относится появлениекраеглинобитной печи для выпечки хлеба. Появление ее стало толчком длядальнейшего развития жилища.
С развитием хозяйства стали строитсяотдельные строения, в которых функционировала хлебопекарная печь, впоследствии этипостройки приобрели черты жилища типа «изба». Taким образом, с XV в. удмуртское жилище, состоявшееранее из комплекса «куа + клеть», приобрело вид «изба + клеть + куа»,в котором куа сохранила роль летнего жилья и места отправления семейного культа.Оформился традиционный набор построек на усадьбе, сохранившийся до XXв.
С развитием хозяйства и ростомзначения избы в жилищном комплексе происходило параллельное ослабление хозяйственнойзначимости куа — происходило ее функциональное истощение, улучшилиськонструктивные особенности. Регресс куа связан и с тем, что религия удмуртовпреследовалась властями, что затруднял ее дальнейшее конструктивное иархитектурное видоизменение. К избе перешли и некоторые сакральные свойства,ранее ей не приписываемые.
Крайне мало материалов,характеризующих внутреннее убранство жилищ удмуртов XVII-XVIIIвв.Но несомненно, что уровень домостроительства, основанный на древних традициях, былдостаточно высоким. По мнению ученых, в этот период для всех финно-угорских народовбыл характерен потолочный дымоволок, круглая дымница, печь, обращенная устьем кбоковой стене избы или к двери и отсутствие окон.
Большинство исследователей говорят отом, что практически все избы были курные. Так описывает удмуртскую усадьбу всвоей работе Шкляев Г.К.: «Высота помещения достигала 3-5 метров, дым выходил впомещение и держался выше головы взрослого человека, не мешая ему находиться впомещении. Стены и бревенчатый потолок не имели никакой отделки. Пол настилалсяиз бревен, отесанных наполовину. В противоположном от печи углу стоял стол.Вдоль стен устраивались массивные широкие лавки, а также полки. По углам, кромепереднего, строились нapы; у южных удмуртов под влиянием соседнего татарскогонаселения нары сооружались вдоль всей передней стены. Подвижной мебели былоочень мало: стол, стул, редко шкаф для посуды. Посуда и инвентарь,употребляемые в хозяйстве, изготовлялись из липы, березы, лыка и бересты самимикрестьянами. Использовались гончарные изделия. Стеклянная посуда получилараспространение после строительства в 1845г. Сюгинского стеклозавода
Крестьянские жилища были очень тесны.Изба служила также и мастерской, где изготовляли и ремонтировали сельскохозяйственныйинвентарь. Зимой в избе содержались мелкий скот и домашняя птица».
Важную функцию в жилом комплексевыполняла клеть. Обычно они были двухэтажными; первый этаж использовался дляхранения продуктов, второй служил летним жильем. Здесь же хранились одежда иинвентарь, связанный с женским трудом. Женщины здесь были полновластнымихозяйками. Весьма вероятно, что двухэтажные клети удмурты строили уже в IX в; их конструктивные ифункциональные особенности очень близки с аналогичными постройками древнихфинно-угорских народов, а также скандинавов. Это дает некоторое основаниепредполагать определенное скандинавское влияние (через посредствоприбалтийско-финских народов) на развитие этих построек у восточных финнов, втом числе и удмуртов.
Одежда. С развитием производства изменениямподвергается и одежда. Исследователи народной одежды удмуртов отмечают, что втрадиционном костюме удмуртов выявляются северный и южный комплекты. АтамановИ.Г. и Лебедева С.Х. пишут о типах одежды удмуртов: «Наиболее древним типом,сохранившим черты древнейших типов одежды пермских народов, был северный.Основу его составляла рубаха из белого домотканого холста туникообразногопокроя, богато украшенная вышивкой. Рубаха такого покроя бытовала у всехсеверных удмуртов. Обычно ее носили в паре с распашным кафтаном, кроившимсятакже как и рубаха, но с отложным воротником и рукавами, имевшими продольныйразрез на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы, воротниккафтана богато украшались вышивкой, иногда к ним пришивали бусы, мелкие монеты,раковины каури. Кафтан данного типа имеет большое сходcтвo со свободнымкафтаном завятских удмуртов (крайняя южная группа удмуртов); короткие рукава — рудимент длинных ложных рукавов. Родство в одежде южных и северных удмуртовобъясняется их единой этнической основой, восходящей к ананьинскому населению. Неотъемлемойчастью женского наряда были нагрудники, сплошь вышитые шелком, закрывавшиегрудной разрез у замужних женщин, а также передники. Большим разнообразиемотличались женские головные уборы. Самым распространенным у девушек былахолщовая шапочка, обшитая кумачом и монетами. Замужние женщины носили так называемыеголовные полотенца, концы которых украшались вышивкой и которые надевалисьповерх платка. В праздничный наряд женщин входило значительное количествоукрашений из бус, бисера, раковин каури; монет и т. д. Наиболее распространеннойобувью были лапти».
Южно-удмуртские комплексысформировались под влиянием степных скотоводческих культур. В этих типахсохранились древние элементы, берущие начало с ананьинской эпохи. В болеепозднее время на них отразилось влияние материальной культуры булгар, затемтатар и башкир. Как и у северных удмуртов, одежда шилась туникообразного покрояиз одного цельного куска белого полотна, перегнутого в плечах. К бокампришивались два скошенных клина также из белой домотканины. Поверх рубахинадевали вышитый нагрудник прямоугольной формы, в его декоративном оформлениииспользовался и позумент. Поверх рубахи надевали распашной кафтан. Женские фартуки,в отличие от северно-удмуртских, шились с высокой грудкой.
Разнообразием отличались головныеуборы: они состояли из налобной повязки головного полотенца, конусообразногоберестяного головного убора (айшон) высотой до 35 см с платком-покрывалом. Девушкиобычно носили платки и налобные повязки, сочетавшиеся с головным полотенцем.Украшения южных удмурток состояли из серебряных изделий, разнообразных жетонов,накладок, подвесок; широко были распространены шейные украшения и чересплечныеповязки, браслеты, серьги, У девушек — накосники.
Мужская рубаха также шилась из белогохолста, носили ее навыпуск, подпоясывая узорным плетеным поясом или кожаным ремнем.Традиционным головным убором был колпак цилиндрической формы, сшитый издомашнего сукна. В XIX в. получилираспространение валяные шляпы с полями.
Одежда удмуртов, как северных, так июжных, различалась по возрасту, семейному положению, по функциональномуназначению.
Пища. Особенности природно-экологическойсреды, хозяйственной деятельности и уровень ее развития, межэтническоевзаимодействие находили отражение в народной традиционной пище. Основу традиционногопитания удмуртов составляли зерновые продукты, они входили в большую часть блюднародной кухни. С вхождением в состав Русского государства главную роль средизлаковых заняла озимая рожь. Именно в это время произошел переворот в питании:пресные лепешки заменены квашеным хлебом. Хлебные изделия были оченьразнообразны, к числу наиболее древних относятся печенье в форме колобков,коржей, небольших хлебцев, лепешки из кислого теста, а также хлебцы из овсяноймуки. Популярны были пельмени, судя по названию имевшие общепермскоепроисхождение.
Среди незерновых преобладала репа,бывшая полевой культурой. Широко культивировались горох, редька, капуста, морковь,лук. В пищу применяли семена масличных растений (конопля, лен). Добавлением кповседневному столу служили и дикорастущие травы, грибы, ягоды, орехи.Картофель получил распространение в Удмуртии лишь на рубеже XIX-XXвв., ранее культивировался эпизодически.
Из животноводческих продуктовиспользовались в основном говядина, баранина и свинина, редко конина. Однако всилу невысокой производительности хозяйств, мясные продукты занималинезначительное место в рационе. Распространенным способом заготовки мяса впрокбыла засолка в желудке зарезанного животного, а также в длинных холщовыхчулочках. Молочные продукты также редко употреблялись в будни, из них готовиласьпраздничная и обрядовая пища. Большинство продуктов подвергалось тепловойобработке, однако у удмуртов отсутствовала традиция приготовления блюдпосредством жарения.
Сладости в удмуртской кухне занималинезначительное место, продукты питания для них изыскивались в собственномхозяйстве: брюква, репа, конопля. Довольно широко использовался мед, ульи практическибыли в каждом хозяйстве, у некоторых их количество достигало более сотни.Продолжало бытовать и бортевое пчеловодство. Довольно большое место в рационепитания занимали продукты охоты и рыболовства. Мясо дичи (в основном белки,зайца) заготавливали в большом количестве, их запекали целиком, добавляли всупы и каши. Мелкую дичь и птицу сушили и размалывали в порошок./>Системаотношений в традиционной удмуртской общине
Организующим началом в духовной жизникрестьян стали община и семья, так как сами эти институты былиполифункциональны по социальной сущности. Семья не только выполняла собственносемейные функции (брак, воспитание детей, родственная общность, единствобюджета и прочее), но являлась первичным и основным производственнымколлективом. В общине объединялись функции производственного коллектива,соседской и конфессиональной общности, административной единицы. В нейпроисходило удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностейобщинников.
Вполне достоверных документальныхсведений, по которым можно было бы судить об общине, а, следовательно, и обобщинном быте удмуртов в XV-XVI вв., у нас нет. Наиболее ранние типысоседской общины удмуртов, известные нам, это община – доля у северных удмуртови сотенная организация — у южных. И сотня, и доля решали все наиболее важные вжизни крестьянства вопросы: раскладку податей, посылку челобитчиков в различныеинстанции, выбор сотников, старост, целовальников, сборщиков податей и т. д. 3десьже на мирских советах на основе обычного права решались вопросы, связанные схозяйственной и бытовой жизнью крестьянства, совершался суд по делам о мелкихкражах, ссорах, драках, взаимоотношениях между супругами. В отличие от мирскихсходов северной доли, мирские советы на юге Удмуртии строго регламентировали иконтролировали все поземельные дела. Община отводила определенный участоккаждому крестьянскому хозяйству согласно размерам его тягла и числу мужскихдуш; покушение на общинные угодья со стороны ее членов без санкции мирскихвластей строго преследовалось. В деревне существовал выборный аппарат крестьянскогоуправления. Мнение и слово стариков в общественном быту удмуртов были особенновесомыми в силу традиционности всего общественного уклада. Огромнуюрегулирующую роль в соблюдении норм деревенского общежительства игралообщественное мнение, а также крестьянский суд, основывавшийся на обычном праве.Удмуртское крестьянство даже в позднефеодальный период довольно четко сохранялопредставления о принадлежности к определенным родовым группам (воршудам) ипомнило их названия (Можга, Поска, Венья и т.д.). О былом родовом единствесвидетельствовали родовые кладбища, родовые моления, единые бортные пятна,тамги, которыми помечались лесные делянки, прясла полевых изгородей, бортныедеревья, сельскохозяйственный инвентарь.
На всем протяжении феодальногопериода в удмуртских общинах полновесно и активно функционировал один изтрадиционных общественных институтов — крестьянская взаимопомощь. С помощьюпомочей выполнялась жатва, сенокос, вывозка навоза, битье глиняных печей, строительстводома и других хозяйственных построек; формой коллективной взаимопомощи являлись«супрядки», весеннее мытье изб, мытье пряжи и т. д. Помочи игралисущественную хозяйственную и нравственную роль, как одна из форм коллективныхработ, где вырабатывались, закреплялись и передавались в межпоколеннойтрансляции производственные приемы и навыки, происходил обмен эмпирическимизнаниями и наблюдениями. Общественное мнение на помочах выделяло лиц, наиболееуспешно овладевших тем или иным приемом, осуждало и высмеивало неловкость,небрежность или неприемлемые новшества. Здесь складывались этика крестьянскоготруда, формировались и закладывались нормы общежительства. Можно сказать, чтопомочи были формой народного эстетического воспитания и приобщения к разнымвидам народного творчества (как в процесс е труда, так и в пиршестве посленего): музыкальному, устному, хореографическому. В вопросах воспитания молодежив деревне действовал неписаный моральный кодекс, правила которого вобщественном быту внушались с раннего возраста. От детей и молодежи требовалосьполное послушание, вежливость, исполнительность. Быть, как все, не выделятьсясреди других, почитать взрослых, проявлять долготерпение и выносливость — вотнемногие из заповедей, красной нитью проходящие через народную педагогикуудмуртов. При встречах на улице со взрослыми молодежь была обязана здороватьсяпервой, первыми кланялись и богатому. Крепко сохранялись традициигостеприимства. Общественное мнение осуждало отступления от установившихсяобычаев. Социально-психологическое давление общины на личность проявлялось вполной мере.
Общественный характер носило вдеревне и проведение досуга. Население общины делилось на половозрастные группы,каждая из которых проводила досуг по-своему. Подчиняясь воле старших вхозяйственных делах, в свободное от работы время молодые люди были довольносвободны. Летом — «улица» или хоровод (в широком смысле этогопонятия, включающего весь комплекс молодежных развлечений под открытым небом),а зимой — посиделки (с работой и праздничные) были для всей молодежи школойприобщения к богатым истокам народной культуры: музыке, фольклору,хореографическому и театральному и даже изобразительному, если учесть, что художественнаяотделка праздничного наряда выполнялась самими девушками и подвергалась оценкена этих встречах. Повседневными домашними делами распоряжалась жена главы семьи.Она ведала продуктами, следила за порядком в доме, распределяла работы междуженщинами, обучала младших невесток кухонной работе и т.д. Женщины выполняливсе работы по дому: ухаживали за скотом (кроме лошадей, уход за которыми былоделом мужчин), готовили ткани, шили одежду, воспитывали детей, а такжевыполняли огородные и полевые работы. «Большуха» была советчицей мужав его хозяйственных делах, а временами и самостоятельно вела хозяйство. В то жевремя в случае смерти главы семьи его жена не наследовала власть. Права иобязанности старшего, как правило, переходили мужчине — старшему сыну илибрату. Лишена была женщина и права голоса на сельском сходе. Типичным длянеразделенной семьи было безусловное подчинение младших членов старшим, женщин- мужьям, детей — родителям. Родители решали вопрос о браке взрослых детей,выбирая им брачных партнеров чаще по своему усмотрению. Женили сыновей и выдавалидочерей, строго соблюдая возрастную очередность. Менее скованы патриархальнымиотношениями были малые семьи. Хотя и здесь жена находилась в определеннойзависимости от мужа, она все же не испытывала давления со стороны старшегопоколения. Взаимоотношения супругов во многом зависели от их характера, но восновном определялись теми же традиционными нормами. Как большие неразделенные,так и малые семьи, составляли самостоятельные хозяйственные единицы, каждыйчлен которых имел большую трудовую нагрузку. Трудолюбие очень ценилось удмуртами.При заключении брака смотрели, чтобы не только сочетающиеся браком, но и ихсемьи были трудолюбивыми. Ценилась та хозяйка, которая отличаласьвыносливостью, физической силой, так как от ее здоровья, навыков и умения хозяйничатьво многом зависело благосостояние семьи. Распорядок дня и характер трудовойдеятельности крестьянских семей различался по временам года. В деревне всегдавставали рано, не позднее пяти часов. Раньше всех обычно поднимались старшиечлены семьи и та из снох, чья очередь наступала хозяйствовать по дому. Женщинытопили печь, пекли хлеб, готовили завтрак, доили коров, кормили скотину.Мужчины ухаживали за лошадьми. К восьми часам вся семья была уже на ногах, начиналсязавтрак. Обедали в полдень, ужинали в 18-19 часов. Весь день проходил в работе.Каждый занимался положенным делом. Зимой женщины очень много пряли, ткали,вязали, спать ложились позже всех. Кроме ежедневных домашних дел женщины послеокончания полевых работ убирали картофель и овощи, помогали мужчинам в молотьбехлеба. В ноябре проходил массовый забой скота, который был делом мужчин, норазборкой и промывкой внутренностей занимались женщины. Мужчины занималисьмолотьбой хлеба, ездили на мельницу, заготовляли дрова и строительный материал.Дети и холостая молодежь помогали взрослым. Старики плели корзины, лапти, виливеревки, занимались починкой утвари. Весной мужчины готовились к весеннемусеву. Во второй половине — конце мая заканчивалась пахота и сев и до сенокосамужчины занимались в основном строительными и ремонтными работами. Женщинывыполняли огородные работы, стригли овец, помогали мужчинам в полевых работах.В малых семьях выполнялись те же трудовые процессы, но объем их был меньше. Вто же время супругам приходилось выполнять более разнообразные виды работ.
В летне-осеннюю страду объем мужскихи женских работ резко увеличивался. Целыми семьями занимaлись сенокосом,уборкой урожая. В деревне оставались только старики и дети. Но и они не оставалисьбез работы: заготавливали лекарственные травы, ягоды, грибы, носили обеды вполе, следили за птицей, пололи огороды и т.д. Времени для отдыха оставалосьнемного. Крестьянин мог отвлечься от трудовых забот во время традиционныхаграрных празднеств и жертвоприношений (весенне-летних, осенне-зимних). Большоеоживление в монотонный трудовой ритм вносили семейно-бытовые обряды, особенносвадьбы. С принятием христианства широко праздновались религиозные праздники:рождество, масленица, пасха, святочное ряжение и другие, которые в основномналожились на традиционную аграрную обрядность. Отдельные обряды или ихэлементы осуществлялись в рамках или всей общины, или внутри семей и группродственных семей, или в различных половозрастных группах, но так или иначе ониразворачивались на «миру», подвергались общественному контролю и мнению.Традиция регулировала поведение членов общины и являлась составной частью всистеме ценностей народной культуры.
Роль общины и семьи как институтов ворганизации и развитии традиционной духовной культуры крестьянства тесносвязывалась с их ролью в воспитании подрастающего поколения. Социализация детейпроисходила в соответствии с необходимостью наследованияобщественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, с цельюподготовки к жизни и труду. В народе всегда подчеркивалось, что воспитаниенеобходимо начинать с самого раннего возраста, учитывая при этом возрастныеособенности детей. На первых порах основным воспитателем являлась семья (впервую очередь мать), по мере взросления детей воспитательные функции все большебрало на себя общество. В отношении мальчиков непосредственная роль воспитателяпереходила к отцу. Общая культура народного быта глубоко педагогичной и,несмотря на наличие в ней консервативных, суеверных и невежественных моментов,главное, определяющее в духовной жизни народа шло от труда, душевного таланта,естественности и человечности.
Обрядность. Устно-поэтическое творчествоудмуртского народа характеризовалось богатым разнообразием жанров, средикоторых наиболее самобытный пласт представляли жанры, преследующиеутилитарно-магические цели — заклинания, заклички, заговоры. Самый большойраздел обрядовой поэзии составляли песни. Сопровождавшие календарные и семейныепраздники, они отразили магическое отношение людей не только к слову, но и кмелодии. К обрядовой песенной поэзии восходит генезис не только поэтическихприемов, но и всей лирической традиции в целом. Выделение лирического начала вобрядовых песнях свидетельствует уже о росте индивидуального самосознания вкрестьянской среде. Лирические песни были обращены к внутреннему миру человека,к его радостям и печалям, выражали его личное отношение к природе.
Необрядовый раздел фольклора включалв себя несказочные и сказочные прозаические произведения. В первую группувходили различные виды преданий, былички, во вторую все виды сказок.Характерной особенностью удмуртского сказочного фольклора было то, что в нем невыделялась классическая форма волшебной сказки, своеобразный сплав волшебныхсюжетов с социaльными (реальность, бытовизм, жизненность) больше напоминалиавантюрный или сатирический рассказ.
К необрядовому фольклору относилисьтакже так называемые малые жанры устно-поэтического творчества — загадки,пословицы, поговорки, народные афоризмы, благопожелания.
В фольклоре находило выражениепоэтическое творчество крестьянских масс, которое сопровождало их в труде,отдыхе, скрашивало тяжелую жизнь, утешало и развлекало, воспитывало в духенародной морали и мудрости, отложившихся в опыте многих поколений. Удмуртскаянародная музыка в соответствии с выполняемыми фукциями и формами бытованиятакже может быть подразделена на обрядовую и необрядовую. Для обрядовых песенбыло присуще наличие в них основных (формульных) напевов, которые вне обрядаили определенного календарного времени не исполнялись и были характерны дляданной деревни или группы деревень. Необрядовый музыкальный фольклор — песни,инструментальная (в том числе танцевальная) музыка — один из наиболеераспространенных и художественно богатых разделов удмуртской народной культуры.С песенным творчеством тесно была связана инструментальная, удмуртская музыка.Наиболее древними инструментами являлись, вероятно, духовые: пеллян, узьы гумы,шулан, сяла чипсон, чипчирган и другие. Для их изготовления использовалисьстебли полых травянистых растений, кости птиц, хищных животных, гусиные перья,кора веток ивы, липы, черемухи, обожженная глина.
Из удмуртских струнных инструментовнаиболее известны гусли, которые существовали как бытовой и культовыйинструмент, звучавший на свадьбах, во время календарных праздников, наобщественных молениях. Другие струнные инструменты — балалайка, гитара,бандурка, скрипка — проникли в среду удмуртов, по-видимому в XIX столетии. В быту удмуртовиспользовались также многочисленные ударные инструменты, особенно в периодряженья, в виде ложек, чугунныx заслонок, бубнов и трещоток. Особый интереспредставляли наиболее древние из них — тангыра, трещотка, ымкрезь. В народнойкультуре яркое воплощение нашли традиции прикладного искусства удмуртовзодчество, резьба по дереву, ткачество и вышивка. Народные зодчие создавалиинтересные с точки зрения природной целесообразности планировки жилых домов икультовых сооружений. Духовная жизнь народа, его мироощущение особенно наглядноотражались в оформлении жилища. Исключительной простотой и рациональностьюхарактеризовался интерьер летнего жилища (кенос), где узорные занавесы, пологи,полотенца создавали своеобразную предметно-материальную среду. Позднеехудожественныe традиции оформления кеноса использовались в оформлении зимнейизбы (корка). При этом в убранстве северо-удмуртского дома больше всегоприменялись ткани, южного — ковры. Специфической особенностью удмуртскогоинтерьера всегда было минимальное использование мебели, вместе с тем большоезначение приобретали изделия из дерева — бытовая посуда, резные швейки ипрялки, берестяные солонки и туеса, детские люльки, подголовники. Удмуртскаябытовая резная утварь и плетение не знали локальных различий, в этих видах народногоискусства прослеживается общность художественных принципов. Одним из звеньевхудожественно осмысленной среды является народный костюм. Наиболее ярко принципдекорировки костюма проявлялись в женской одежде северных удмуртов, богатоукрашавшейся вышивкой, со второй половины XIXв. она заменилась узорным ткачеством. Узоры вышивки,как указывалось выше, покрывали грудь, рукава, подол рубахи, нагрудник. У южныхудмуртов излюбленным способом украшения женской одежды было узорное ткачество.Своеобразие достигалось использованием в костюме самых разнообразных видовузорного ткачества: браного, выборного, многоремизного и закладного. Большуюроль в женском праздничном костюме играли ювелирные изделия, в том числесеребряные монеты.
/>Заключение
Под непосредственным воздействиемсоциально-экономического и правового положения складывалось общественноесознание крестьянства: комплекс представлений о природе и обществе, чувства,настроения, чаяния и т.д. В общественном сознании, психическом складе народаотражаются исторически сложившиеся условия и особенности жизни этноса,демографические, природно-климатические факторы. Природные условия в основномопределяют традиционные формы труда, а они, в свою очередь, формируютпсихический склад народа и его общественное сознание. «Близкие» отношения сприродой (длительное сохранение охотничьего промысла, бортничество и т.д., т.е.экстенсивных форм отношений с природой) формировали эмоциональную сдержанность,наблюдательность. Отличное знание природы позволяло угадывать погоду надлительный срок и соответственно выбирать ту или иную тактику в хозяйственныхделах. Усиливала влияние природы и религия удмуртов, строившаяся в основном наобожествлении различных сил природы. Не менее важным фактором, определявшимобщественный быт удмуртских крестьян в период феодализма, была община, какисторически сложившийся социальный организм. Она помогал крестьянаморганизовывать сельскохозяйственное производство, объединяла их против эксплуатациии притеснения государства. Естественно, что крестьянин не мыслил своесуществование вне общины (и связанных с ней обычаев), в которой он виделгарантию права, порядка, справедливости. Особенно это приложимо к удмуртскомукрестьянству, которое в условиях национального гнета, насильственнойхристианизации, интенсификации миграционного потока русских крестьян втрадиционные места его обитания, начинало видеть в общине едва ли неединственную гарантию жизни и деятельности.
Однако в позднефеодальный период определенноевлияние на общественный быт и сознание крестьянства стали оказывать постепенноразвивавшиеся товарно-денежные отношения, трансформирующие патриархальныесельские традиции. Личные интересы крестьянства и его семьи начинаютсталкиваться с интересами общины. Хотя и медленно, но внутри удмуртскогообщества происходит постепенная индивидуализация крестьянского сознания. Вкачестве основных черт народа отмечаются смиренность, честность, миролюбие,гостеприимство, трезвость, склонность «…более к веселию, нежели к печали,понятливость, наблюдательность. В качестве наиболее характерной для удмуртовчерты отмечается их большое трудолюбие».
Таким образом, подводя итогисследования можно сделать ряд выводов:
1.     Удмуртская нацияначала ограничивать себя от других наций (татар, русских) в процессеэкономического и политического развития;
2.     Семейныеотношения строятся по патриархальному укладу, члены семьи подчиняются традициями сложившемуся с древних времен укладу жизни;
3.     В современноммировоззрении удмуртов эта взаимосвязь в некоторой степени до сих поропределяет специфику национальных отношений и миропонимания.
Основная тема моей работы раскрытадостаточно полно, но без внимания остались ряд вопросов, которые очень волнуютсовременных этнографов: взаимосвязь развития удмуртского и русского укладажизни, сопоставление древнего обряда и современного, вопрос происхожденияудмуртской обрядности, проблема «умирания» удмуртской культуры в современномобществе. Все эти вопросы требуют доработки или внимательного изучения как состороны этнографов, так и со стороны краеведов.
/>Списоклитературы
1.   Атаманов М.Г., Лебедева С.Х.Костюмные комплексы удмуртов в связи с их этногенезом.// Проблемы этногенезаудмуртов. Устинов, 1987.
2.   Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов(материалы к этногенезу)// Труды института этнографии; Новая серия. М., 1951.Т.10.
3.   Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С.Этнография удмуртов. Ижевск, 1991.
4.   Гришкина М.В. Удмуртская деревня в XVIII в. – перв. пол. XIX в.// Семейный и общественный бытудмуртов в XVIII-XXвв. Устинов, 1985.
5.   Гришкина М.В. Удмурты в составеРоссийского феодального государства.// Материалы по истории удмуртов. Сб.статей. Ижевск, 1995.
6.   Громыко М.М. Семья и община в традиционнойдуховной культуре русского крестьянства XVIII-XIXвв.
7.   Иванова М.Г. Удмурты в начале второготысячелетия нашей эры.// Материалы по истории удмуртов. Сб. статей. Ижевск,1995.
8.   История крестьянства в Европе. Эпохафеодализма. М., 1986.
9.   Климов К.М. Удмуртское народноеискусство. Ижевск, 1988.
10.      Край родниковый//Сост. П.Ф.Куляшов, А.Г.Шкляекв. М., 1984.
11.      Материалы поистории удмуртов. Сб. статей. Ижевск, 1995.
12.      Никитина Г.А.,Шкляев Г.К. Культура и быт удмуртского крестьянства в период феодализма.
13.      Орфинский В.Г.Деревянное зодчество Карелии. Л., 1970.
14.      Самсонов С.А.Край мой родниковый. Книга об Удмуртии. М., 1975.
15.      Семейный иобщественный быт удмуртов в XVIII-XXвв. Устинов, 1985.
16.      Смирнов А.П.Очерки древнейшей и средневековой истории народов среднего Поволжья иПриуралья. МИА, 1952. №28.
17.       Суханов А.И.,Шумилов Е.Ф. История нашего края. Ижевск, 1987.
18.      Трефилов А.О. Одревности удмуртов. Зап. УдНИИ. Ижевск, 1951, вып.15.
19.      Трофимова Е.Я.Как сформировалась удмуртская народная кухня. Ижевск, 1991.
20.      Удмурты.Историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993.
21.      Хозяйство иматериальная культура удмуртов в XIX-XXвв. Ижевск, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ производства продукции выращивания и откорма КРС на примере СПК "Дмитровичи"
Реферат М. И.Кутузов-человек и полководец
Реферат Friedrich Nietzsche Essay Research Paper Friedrich Nietzsche
Реферат анализ исторического источника "Жизнь и житие преподобного и богоноснаго отца нашего Сергия"
Реферат Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен
Реферат «Автоматизація та комп'ютерно-інтегровані технології»
Реферат Бібліотекар в системі обслуговування читачів
Реферат З’єднання та відгалудження жил проводів та кабелів
Реферат Формируй свое пространство
Реферат Характеристика урбанизированной экосистемы (на примере Фестивального микрорайона города Краснодара).
Реферат John Muir Essay Research Paper John MuirBiography
Реферат Устройство наддувного дизельного двигателя КамАЗ-7403.10
Реферат Словосочетание
Реферат Шляхи і методи активізації пізнавальної діяльності учнів при вивченні математики
Реферат Music in our life