Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Методы сбора и поиска информации, применяемые в современной этнологии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТКУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИКонтрольная работа по этнологии
На тему: «Методысбора и поиска информации, применяемые в современной этнологии»Ульяновск – 2010

 
План
 
Введение
1. Типы сбораинформации
2. Методыэтнографического исследования
2.1 Полеваяэтнография
2.2 Наблюдение
2.3 Опрос
2.4 Анкетирование
2.5 Интервью
2.6 Методпережитков
2.7 Структурно-функциональныйметод
2.8 Сравнительно-историческийметод
2.9 Типологический
2.10 Компонентныйанализ
Заключение
Списоклитературы

 
Введение
 
Ведущим методом сбораэтнографических данных является метод непосредственного наблюдения. Однако,учитывая принадлежность этнографии к историческим наукам, этнографическимисточником могут быть как полевые (экспедиционные) материалы, так и факты,собранные смежными гуманитарными и общественными науками.
Наиболее полные иценные этнографические материалы были добыты методом экспедиционногоисследования, который получил название стационарного. Он связан с длительнымпребыванием и вживанием в исследуемую этническую среду. Причем срокстационарной работы должен быть этнографический год, который выдающимсясоветским этнографом В.Г.Богоразом определяется на два-три месяца больше, чемкалендарный год. Увеличение срока работы на два-три месяца приходится на периодпервичного знакомства и адаптацию к новым условиям. После чего этнографнаблюдает этнической общности или её части во все временные периоды годичногоцикла.
На практике выделяютследующие методы изучения этнографии: полевая этнография, опрос, наблюдение, анкетирование,интервью, метод пережитков, структурно-функциональный,сравнительно-исторический, типологический и компонентный./>

 
1.Типы сбора информации
 
Существуетдва основных метода этнографических наблюдений:
1)Стационарный, дающий возможность сблизиться с населением, изучить его язык иглубоко исследовать особенности его культуры и быта.  При этом методенеобходимо внимательно выбрать район наблюдения в этнографическом отношениинаиболее интересный и мало изученный и дать исчерпывающее описание намеченныхобъектов исследования.  Стационарный метод даст возможность заняться такимиважнейшими темами, имеющими большое значение для советской этнографии, какмонографическое исследование колхоза или промысловой артели, их хозяйства,общественной, жизни, быта.  Таким же исключительно важным вопросом являетсяэтнографическое исследование культуры и быта рабочих отдельных фабрик, заводов,приисков, лесоразработок и т. д., 
2) Маршрутныйметод применяется при изучении явления на большой территории и сравнительно спервым мало эффективен для исследования общественных отношений.  При маршрутномметоде работы нужно наметить I—2 темы, наиболее характерные и интересные дляданного района и, сосредоточив на них свое внимание, исследовать сплошь всеразновидности этого явления на значительной территории. Если в работе участвуетнесколько человек, можно наметить несколько тем.
Перед полевойработой нужно ознакомиться с основной этнографической литературой по данномурайону и по тем вопросам, которые намечаются для исследования, затем составитьплан работы и маршрут. При этом желательно составить также детальный вопросникна основании прочитанной этнографической литературы и при консультацииспециалиста по изучаемой теме, чтобы не упустить ничего важного и исследоватьтему возможно полнее.  Необходимым условием успешной работыэтнографа-исследователя является его сближение с населением. Легче всего этогоможно достичь, включившись в повседневную жизнь и работу местного населения.Приезжий исследователь, который ведет себя в колхозе в страдную пору полевыхработ как посторонний наблюдатель, отвлекающий от дела колхозников своимирасспросами, не завоюет себе доверия и уважения населения.  Исследование районанадо начинать с областного или районного центра.  Желательно, чтобы этнографсам непосредственно наблюдал изучаемое явление, напр., изучая охоту, знакомилсяс местными охотниками, ходил вместе с ними на охоту; или, наблюдая весенний ловрыбы, подробно описывал его, а затем устанавливал уже путем расспросовособенности и отличие летнего и зимнего лова. Получаемые сведения нужнопроверять расспросом нескольких лиц, записывать рассказ каждого лица, а затемзаписать отдельно установленный факт. Наблюдая какую-либо сторону современногобыта колхоза, нужно расспрашивать также стариков, каковым было это явление впрошлом, какие происходили изменения в разное время. Так, при изучении обряданародной свадьбы, где он еще сохранился, желательно, чтобы исследователь сампобывал на нескольких свадьбах, путем расспросов уяснил смысл и значение всехдеталей обряда, роль отдельных участников, содержание песен, особенностисвадебной одежды, убранства праздничного стола и кушаний, а также отметил сослов стариков, как этот обряд справлялся в прежнее время, как к немуготовились, кто не имел права на нем присутствовать.
 

 
2.Методы этнографического исследования.
 
2.1Полевая этнография
Полевая этнография — исследования, ведущиеся среди живых народов с целью сбора первоначальныхэтнографических данных об отдельных структурных компонентах традиционно-бытовойКультуры и их функционировании как определенной системы. Полеваяэтнографическая практика, нацеленная на сбор добротного материала — источниканаучных знаний — утверждает следующие методы: опрос — работу с обоснованновыбранным информатором или информаторами в данной этнической общности;эксперимент — соучастие этнографа в социальном или семейном действе, обряде,событии, естественно возникших в период экспедиционной работы; наблюдение — тщательное изучение и фиксация всего комплекса этически своеобразных культуры ибыта.
 
2.2Наблюдение
 
Наблюдение — методсбора информации, основанный на непосредственном контакте исследователя иобъекта исследования. Развитие этнографии как науки было связано с переходом отсбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, прикотором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы.Различают простое и включенное наблюдение (в первом случае исследователь«пассивно» фиксирует интересующие его данные, во втором — проникаетвнутрь изучаемой группы и принимает участие в ее деятельности. В последнеевремя наблюдения обычно используется как один из элементов полевогоэкспедиционного исследования, осуществляемого по специально разработаннойпрограмме с использованием стандартных символических приемов фиксации элементовобрядности, танца и т. д. Наблюдение может проводиться за действиями, какотдельного лица, так и группы (например, при отправлении обряда). В процессенаблюдения все чаще используются технические средства записи: диктофоны,кинокамеры и видеомагнитофоны.
2.3Опрос
 
Опрос — один изосновных методов сбора первичной информации в этнографическом и этносоциальномисследовании наряду с наблюдением и анализом документов. Опрос основан насоциально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого.Получение вербальной информации осуществляется при помощи вопросниканепосредственно в процессе интервью или опосредованно, путем анкетирования. Какэтнографический метод опроса обычно выступает в виде индивидуальной беседы синформатором по заранее составленной программе или без нее. С 1960-х годов вэтнографии и этносоциологии получили большое распространение массовыерепрезентативные опросы, носящие статический характер и требующие для анализаполученной информации применение математики и ЭВМ.
2.4Анкетирование
 
Анкетирование — разновидность опроса. При анкетировании сбор вербальной первичной информацииосуществляется, как правило, при помощи анкеты, без непосредственного контактаисследователя и респондента (информатора). Анкетирование может быть прессовое(в этом случае текст анкеты печатается в газете или журнале), почтовое (анкетарассылается респондентом по почте), раздаточное (анкеты вручаются респондентамлично). Большой проблемой анкетирования является обеспечение возврата анкет, атакже расчет репрезентативности полученной информации. В этнографиианкетирование прессовое и почтовое почти не используется, анкетированиераздаточное применяется лишь при опросе экспертов./>
2.5Интервью
 
Интервью — наряду санкетированием одна из разновидностей опроса при этнографических иэтносоциологических исследованиях. В отличие от наблюдения и анкетированияинтервью предполагает личную беседу исследователя и респондента. Интервьюбывает формализованным (по заранее составленному вопроснику),полуформализованным и открытым, когда заранее намечаются лишь основные беседы.В этносоциологии чаще используются полуформализованные программы интервью, а вэтнографии — открытые. Качество информации, получаемой в процессе интервью,зависит от программы опроса и от взаимодействия исследователя и респондента.При этносоциологическом изучении этнических ориентаций большую роль играет,например, соотношение национальной принадлежности исследователя и респондента.
2.6Метод пережитков
 
Метод пережитков — прием исследования, выдвинутый сначала русским историком и этнографомК.Д.Кавелиным, а 20 лет спустя еще раз, самостоятельно разработанный английскимэтнологом Э. Тайлором. В соответствии с основной идеей метода пережитков вкультуре каждого народа сохраняются остатки прошлого, по которым можно сделатьвыводы о положении вещей на более раннем историческом этапе. По мнению Тайлора,пережитки могли иметь одно из трех значений:  1) неизменившиесяостатки;  2) взгляды и обычаи, изменившиеся в процессе приспособления кновым условиям;  3) возрожденные обычаи и представления. В XIX в. Методпережитков послужил основой для возникновения целого ряда теорий, относящихся кпервобытной истории человечества. Так, например, Дж. Мак-Леннан использовал егодля реконструкции основных этапов первобытной истории брака и семьи, сделав наосновании неоднократно встречавшегося среди свадебных обычаев символического похищенияневесты вывод о всеобщей стадии развития, на которой брак вообще основывался напохищении невесты.
2.7Структурно-функциональный метод
 
Структурно-функциональныйметод — способ анализа системы, при котором принимается, что наблюдаемыеэлементарные структуры выполняют определенные функции внутри системы или дляструктур более высокого порядка. Так, согласно А. Радклифф-Брауну отношениямежду дядей со стороны матери и племянником имеют свою функцию в рамкахобщеплеменной организации. Б.Малиновский, М. Фортес, Р. Ферт и другиефункционалисты применяли сходный метод не только к анализу гармоничногоравновесия внутри общественной системы, но и для раскрытия механизмавозникновения и преодоления конфликтов внутри нее. Структурно-функциональномуметоду может быть противопоставлен системный подход, при котором понятияструктуры и функции отнюдь не отбрасываются, но признание наличие в системеразличных переменных подразумевает, что под их воздействием функцияопределенной структуры может меняться.
2.8Сравнительно-исторический метод
 
Сравнительно-историческийметод (в западной литературе обычно: сравнительный метод, кросс-культурныйметод, компаративный метод) — метод исследования, позволяющий путем сравнениявыявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины этихсходств и различий. Каждое сравнительно-историческое исследование ставит передсобой конкретные познавательные цели, определяющие круг источников иособенности используемых способов сравнения. Применяются в основном три видаисторических сравнений:  1) историко-типологические (изучающие сходствоконвергентных явлений);  2) историко-генетические (исследующие явления,имеющие генетическую связь в их развитие, т.е. диахронно);  3)историко-диффузионные (изучающие явления, распространяющиеся в результатезаимствований). В последние десятилетия все большее значение, особенно взападной этнографии, приобретают математико-статические межкультурные(кросс-культурные) исследования для изучения вариабельности и корреляции техили иных черт культуры народов мира, что позволяет выявить группы признаков ипроецировать их в прошлое вплоть до первобытности. Применениесравнительно-исторического метода для проведения культурно-генетическихисследований в исторической этнографии ставит целью изучение происхождения иформирования этнических культур, а также тех или иных культурных явлений врамках как одного этноса, так и всей историко-этнографической области, куда онвходит (а также ее пределами). При этом первоначально проводитсясравнительно-типологическое исследование отдельных компонентов культуры этноса,а также типологически сходных компонентов в других родственных культурах собязательным картографированием и выявлением ареалов типологически сходных форм(на синхронном и диахронном уровнях). Затем ведется сравнительное исследование,типологически, возможно, и различающихся, но генетически связанных компонентоввплоть до их древнейших исходных прототипов (архетипов). В круг изучаемыхисточников включаются как реально бытующие объекты этнических культур, так иреконструируемые на основе воспоминаний лиц старшего поколения, письменныхисточников и др., а также археологические материалы (последнее главным образомпри изучении материальной культуры), что позволяет выявить историческоеразвитие тех или иных культурных явлений. В последние десятилетия в США получилнекоторое распространение неоэволюционизм. Представители этой школы (Д. Стюард,Л. Уайт, М. Фрид, М. Салинс и др.) также используют сравнительно-историческийметод в своих исследованиях, которые особенно в трудах Салинса связаны с гакназываемым направлением культурной экологии. В современной западной этнографиисравнительно-исторический метод применяется как метод культурной типологии,отрицающий единые закономерности исторического развития, выделяющий главнымобразом не общие, а особенные черты в культурах народов мира. В таких направлениях в этнографии, как историческая школа, диффузионизм и функционализм,сравнительный метод по существу, лишен историзма. В современных западных школахисторического синтеза и компаративистики, получивших распространение вобществоведении, делаются попытки на основе Си м. прийти к «историческомусинтезу» картины развития народов мира, но достижения в этой области покаеще очень невелики.
2.9Типологический метод
 
Типологический метод — один из основных применяемых в современной этнографии методов анализа общего иособенного в эмпирическом многообразии этнических явлений. Центральное понятиетипологического метода — тип обычно как идеальная модель, отражающая некоторыесущественные признаки определенного множества явлений, но заведомо игнорирующаядругие признаки, рассматриваемые в данном случае как несущественные. С этойточки зрения в основе типологизации, имеющей дело с тем или иным синхроннымсрезом, лежат общие принципы, в равной мере необходимые при созданиипериодизации (диахронный аспект исследования): во-первых, как типология, так ипериодизация должны быть одноаспектными, их предмет должен быть четкоопределен; во-вторых, и в том и в другом случае обязательно соблюдениелогического принципа равенства основания деления. Напротив, типологизациюследует отличать от классификации как самостоятельной исследовательскойпроцедуры: под «классом» понимается та или иная совокупность реальныхобъектов, тогда как «тип» представляет собой некий идеальный объект,сконструированный исследователем на основе сочетания ряда признаков. Типологическийметод позволяет не только анализировать уже зафиксированные явления, но ипредполагать существование таких конкретных объектов, которые еще не известнынауке. Таким образом, типологический метод позволяет исследовать всюсовокупность однопорядковых явлений как некую целостность, рассматриваемую вкачестве закрытой системы (в отличие от типологии классификация исходит изэмпирически данного и потому неизбежно случайного по составу и объему множестваявлений). Процедура типологического метода заключается в выявлении иформулировании некоторого числа признаков исследуемых объектов(«дифференциальных переменных»). Чем больше их число, тем нижеуровень создаваемой типологии и тем более частный характер носят конструируемыеисследователем типы. Это означает, что типология всегда имеет иерархическийхарактер. В этой связи одной из, важнейших проблем применения типологическогометода является определение относительной значимости дифференциальныхпеременных, а также выявление ведущего уровня в их иерархии, которомусоответствует основная модель («тип» в узком смысле слова; моделиболее высокого уровня обозначаются обычно как «группы типов, более низкого- как „подтипы“ и т. д.). По своей процедуре и целям типологическийметод тесно связан со сравнительно-историческим методом в этнографии.
2.10Компонентный анализ
Компонентный анализ — метод характеристики целостной сущности явления посредством выявлениясоставляющих его структурных компонентов. Широкое применение получил приизучении систем терминов родства. К формулированию процедуры компонентногоанализа в данной области этнографической науки вплотную подошел еще А. Крёбер(1876-1960); детальная разработка компонентного анализа была осуществлена в50-х годах XX в. У. Гуденафом и Ф. Лаунсбери. Основные принципы компонентногоанализа восходят к фонологической теории Н. С. Трубецкого, который писал:»В фонологии основная роль принадлежит не фонемам, а смыслоразличительнымоппозициям. Любая фонема обладает определенным фонологическим содержанием лишьпостольку, поскольку система фонологических оппозиций обнаруживает определенныйпорядок или структуру. Чтобы понять эту структуру, необходимо исследоватьразличные типы фонологических оппозиций" (Трубецкой. 1960. С. 75). Точнотак же, цель компонентного анализа системы терминов родства заключается в том,чтобы представить каждый термин в виде специфического сочетания признаков(дифференциальных переменных), построенных по принципу смыслоразличительныхоппозиций.

 
Заключение
За время длительнойистории науки этнологии, ученым удалось выявить массу наиболее действенныхметодов для сбора информации в области этнологии. В совокупности все эти методыдают наиболее полную информацию об изучаемом объекте (этносе).
 

 
Списоклитературы
 
1.ОбручевС.В. «Справочник путешественника и краеведа». том 2.
2.Учебник/ Под ред. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова. —М.: Высш. школа, 1982. — 320 с, ил.
3.Ю. В. БромлейСовременныепроблемы этнографии (очерки и истории). - М.,1981.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова "Вишневый сад"
Реферат Физическая культура личности как неотъемлемая часть общей культуры
Реферат А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического н
Реферат Битва при Кастийоне
Реферат "Влияние среды распространения на точностные характеристики оптических измерительных систем"
Реферат Уголовно-правовая характеристика кражи
Реферат Теория стоимости, закон стоимости и его функции
Реферат Первый Ватиканский собор
Реферат Прибыль предприятия. Направления ее использования
Реферат Разумная диалектика Сократа и коммуникативный разум Ю Хабермаса
Реферат "Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького "На дне"
Реферат Анализ и учет внеоборотных активов
Реферат Отражение политических прав и свобод граждан России в нормативно-правовых актах
Реферат Аристотель Стагирит
Реферат Философские проблемы и методы познания