Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Крещеные татары

Казанский государственныйархитектурно-строительный университет.
Кафедра истории и культурологии.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
Крещёные татары

Выполнил студент группы 04-101
Мустафин Марсель Маратович.
Проверил доцент Минниханов Ф.Г.
Казань-2010.

 
План
Введение
ГлаваI«Краткий исторический очерк».
ГлаваII «Численность, расселение иформирование особенностей культуры и быта кряшен».
ГлаваIII «Общая характеристика хозяйства»
Заключение.
Списокиспользованной литературы.

 
Введение
Многовековая история и самобытнаякультура татар Среднего Поволжья издавна привлекают внимание не толькоспециалистов, но и широкий круг общественности как внашей стране, так и за рубежом. За последние годы по этим вопросам опубликованыдесятки работ.
Пользуются известностью труды,посвященные этнографическому изучению традиционной культуры. Вниманиек этой теме определяется большой значимостью этнографических данных вразработке теоретических и практических проблем этногенезаи истории культуры.
Однако до сих пор исследователейинтересуют в основном две крупные этнографические группы татар СреднегоПоволжья — казанскиетатары и мишари. Между тем интерпретация этногенетических вопросов особенноэффективна, когда привлекаются данные либо малоисследованной группы народа,либо группы, культура которой имеет заметные отличия.
Одной из таких групп являетсянебольшая часть татарского населения Среднего Поволжья –«татар-кряшен», сложившаяся в результате крещения в середине ХVI—начале ХVII в.Следует отметить, что влитературе и источниках ХVI— ХVII вв.татары-кряшены известны как «новокрещеные». В то время это названиераспространялось на все христианизированные народы края. В ХVII в. появилось подразделениена «новокрещен» и «старокрещен». К разряду последних причислялисьимевшие особые льготы за крещение тягловые новокрещеные татары.
Во второй половине ХVIII—ХIХ в. укоренились названия «новокрещеные татары» и«старокрещеные татары». Под первым названием понималась группа татар,христианизированная с начала ХVIII в. и позднее. В течение ХIХ—началаХХ в. почти все они опять приняли мусульманство. «Старокрещеные татары» — группа,предки которых были крещены в период с середины ХVI по начало ХVIII в. Всовременной литературе их чаще называют «татарами-кряшенами» или просто «кряшенами».В дальнейшем изложении для краткости будем пользоваться последним термином.
Кряшены в основномрасселены на территории Татарской АССР. Их поселения имеются такжев Удмуртской,Чувашской, Башкирской АССР, в Кировской и Челябинской областях. Часть ихпроживает в разных городах нашей страны. Говорят они, как и казанские татары,на среднем диалекте татарского языка.В культуре ибыту, кряшен имелись особенности, отличающие их от других групп татар СреднегоПоволжья. В частности, исследователи отмечают у них сохранение старинных(зачастую древних) форм языка, песен, традиций, обычаев, личных имен.Несоставляла исключения и самобытная материальная культура.
Тем не менее она пока нестала предметом специального исследования. Этим обстоятельством аргументируетсяважность сбора, систематизации и анализа всех элементов материального бытакряшен.
Такая работа позволитрасширить и обогатить этнографическую характеристику общетатарской культуры иполнее осветить истоки формирования ее этнографической специфики. Объектомданного исследования является материальная культура кряшен, расселенных в современныхадминистративных районах Татарской АССР, за исключением несколькихрасположенных на правобережье Волги и на границе с ЧувашскойАССРдеревень, население которых резко отличается от других кряшен. Это — так называемые молькеевскиекряшены. По языку они являютсямишарями, а по быту почти полностью идентичны с низовыми чувашами.Территория ТатарскойАССР — часть Поволжско-Приуральской этнографической зоны, отличающаяся этническойпестротой.
Многовековыехозяйственно-культурные связи тюркских, финно-угорских и славянских племен инародов способствовали этническим инфильтрациям и культурно-бытовым взаимовлияниям.Это оказало достаточно сильное воздействие на формирование материальнойкультуры всех народов региона.
Поэтому существеннойзадачей исследования является попытка определить место, которое занимают кряшеныи их материальная культура среди других народов и культур Среднего Поволжья, атакже на основании анализа материальной культуры высказать некоторыесоображения о формировании данной группы татар и их культурно-бытовыхособенностей.
В связи с этим в работеуделяется внимание характеристике общих и отличительных явлений в материальнойкультуре кряшен в сопоставлении с соответствующимиданными других групп татар, а также соседствующего нетюркского населения. Помере возможности показаны происхождение и развитие элементов, материального быта кряшен.
 

 
Глава № 1
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙОЧЕРК
 
После присоединения СреднегоПоволжья к Русскому государству развертывается миссионерская деятельность,имевшая целью обращение в православие нехристианских народов края, прежде всеготатар. Для осуществления этого дела, немаловажногос точки зрения политическихинтересов царской власти и устремлений самой церкви, уже в 1555 г. учреждаетсяКазанско-Свияжскаяепархия, наделенная широкими правами иматериальнымисредствами. В наказах царя и митрополита главе новой епархииГурию(например, «Наказная память» царя от мая 1555 г.) советуется проводитьхристианизацию по преимуществу мирнымисредствами: методом подкупов,задабривания.
Правительство боялосьосложнения и без того напряженной политической обстановки в крае. В первуюочередь крещение принимали бывшие казанские царевичи и часть татарскойфеодальной знати— князья и мурзы, еще до падения Казани придерживавшеесямосковской ориентации. Из них правительство пыталось создать для себяопорнуюсоциальную группу. Их включали в общую группу «служилых новокрещена»,освобождали от ясака, поощряли денежными жалованиями, поместными дачами издворцового земельного фонда. За все это они должны были содействоватьколониальной политике самодержавия. Известно участие «новокрещенов» вподавлении казанского бунта 1556 г. В 1557 г. в качестве опорной силы они былипоселены у г. Лаишева — для того времени важного военного пункта, а в 70-хгодах 34» новокрещена» состояли на административной службе в Казани. Возможно,эта категория «новокрещен» содействовала насильственной христианизациизависимого от нее населения.
Так, в дошедших до нас преданияхговорится, что во времена Грозного в Казани жили три брата княжеского рода,двоих из них —Искака и Нырсу крестили, и оба брата обратили многих своихродственников мухамедан в христианство. Численность этих «новокрещен» быланевелика, и они, наделенные правами русскогодворянского сословия, видимо,русифицировались. Позднее жеосновную массу «новокрещен» составляли «ясашные новокрещеные»,некоторую часть которых начали причислять к служилому сословию.
Так возникли «служилыеновокрещеные». Н. Фирсовсчитал их низшими слоями «служилых новокрещен», верстанныхв стрельцы и казаки. Правительство, стремясь создать антагонизм на экономическойпочве между крещеными и некрещеными, предоставляло служилым новокрещеным поместныевотчины из земель ясачных татар. Позднее, в ХVII—ХVIIIвв., эта группа кряшен была уравнена в правах с остальным ясачным населением, ихземли были утеряны, и они сами в ХIХ в. были причислены к разрядугосударственных крестьян.
Следует подчеркнуть,что во второй половине ХУI в. правительству хотя и удалось создать из немногочисленнойгруппы мурзи князей верных слуг, задача разъединения не быладостигнута, Основная масса, независимо от религиозной принадлежностипродолжалажить в дружбе и согласии. В 1593 г… митрополит Гермоген в донесении царюФедору Иоанновичу, жалуясь на полное отсутствие христианской веры среди «новокрещеных»обращает особое внимание на взаимоотношения населения: «В Казани ив Казанском ив Свияжском уездах живут новокрещеные с татары и с чувашею и с черемисою и с вотякивместе, и едят и пьютс ними содново да и многие ж скверные татарские обычаи новокрещеныдержат безстыдно, а крестьянской веры не держитцаи не навыкают».
Знаменательно, чторусское население, и в том числе бывшие «полоняники» (освобожденные оттатарского пленарусские люди), не стали поддержкой миссионерской деятельностиипредпочли жить с местным населением в добрососедских отношениях:«Многие русскиеполоняники и неполоняники живуту татар и у черемис и у чуваши и пьют с ними иедят содново и женятца у них.… и те де люди также христианския веры отпали, превратилисьу татар в татарскую веру», писалось в том жедонесении. Таким образом, сложившиесяв крае дружественныеотношения между местными жителями оказались сильнее деятельностимиссионеров.Потерпев неудачу в политике христианизации народов, царскоеправительство в конце ХVIв. резко меняет тактику в сторону усиления административного нажима. Нарушающиххристианскую веру «новокрещен» рекомендуется «смиряти, в тюрьмусажати и бити»,поселять их в особой слободе в Казани, женить на русских и т. д. В целяхукрепления помещичье-дворянскойвласти в крае проводится политика ликвидации поместногоземлевладения служилого татарского сословия, чтобы прикрытьклассовуюнаправленность этой политики, ее связывают с религиозным вопросом.
Издается рядправительственных указов(указ 1628 г., Соборное уложение 1649 г., указы от 16мая 681 г., от 31 марта 1963 г., а также от 1713 к 1715 гг.) в которых правовладения землями и крестьянами остается за татарскими мурзами и князьями лишь вслучае принятия имихристианства. Сами указы не затрагивают вопроса крещениякрестьян-татар, так как правительство лелеет надежду, что крестившиеся мурзы помогутв христианизации подчиненного им населения. Однако и этот метод решения непринес правительству желаемых результатов.
Из 2000 татарскихпомещиков к 1713 г. приняли христианство около 100, а остальные, зачисленные вподатное сословие, потеряли свои дворянские привилегии и ушлив сферу торговли.В целом же к 1719 г., т. е. в результате более160-летней миссионерскойдеятельности, в крае насчитывалосьдо 30 000 крещеных татар. Однако ихприверженность к новой религии оставляла желать лучшего. Казанский митрополитСильвестр в 1729 г. доносил, что христианский образ жизни у принявших крещение170 лет назад татар, никуда не годен, они не умелини молиться, ни говорить по-русски,не посещали церкви, хоронили по своим татарским обычаям и на татарских кладбищах,детей не крестили и т. п. В этот период большинство крещеныхтатар удерживалисьв православии лишь под страхом наказания и не желая порывать с основнымимассами татар, при первой возможности возвращались к старой вере. Например,массовыйпереход крещеных татар, чувашей и др. обратно в мусульманствоиязычество произошел в 1721 г.В этих условиях правительство Петра 1, а позднееего преемники принимают ряд мер к усилению христианизации. Местнымвластямпредписывается (указ 1728 г.)пресечь всеми средствамивплоть до смертной казниагитацию в пользу старой веры, посылать отпадавших от православия в кандалах на«увещевание»в монастыри, переселять их из разных деревень с мусульманским населениемв русские и крещено-татарские деревни, устойчиво придерживающиеся православия,и т. д.Кроме насильственных мер, использовался метод предоставления льгот крестившимся.Указами 1720 и 1722 гг. им даваласьтрехлетняя отсрочка в уплате податей и рекрутскомнаборе. С целью оказать нажим на татар-мусульман подати и рекрутскиенаборы закрещеных указом от 11 ноября 1740 г, возлагались на плечи оставшихся в старойрелигия. Но в результате этихмер за 1719—1731 гг. было христианизировано всего2995 татар.Насильственные меры при христианизации дополнялись бесчинствами играбежами со стороны чиновников и духовенства.
Как отмечает А. Н.Григорьев, даже те денежные и иные льготы, которые предоставлялись принявшимхристианство, часто до них не доходили, так как присваивались местными властями.Кряшены, в экономическом отношении поставленные в одинаковые условия состальными массами ясачных, позднее — государственных крестьян, платили то жеколичество податей, несли те же видыразорительных повинностей. Поместные земли,выделявшиеся в ХVI—ХVIIвв. служилым кряшенам за службу, к ХIХв. давно были утеряны вследствие захвата их помещиками, продажи, разорениякрестьян и т. д. Не могли изменить экономического положения и льготы,выдаваемые кряшенам за крещение в виде денежных субсидий, трехгодичногоосвобождения от налогов.
Тяжестьсоциально-экономических условий в их среде усугублялась национально-религиознымугнетением. За непроявление усердия к новой религии, которую кряшены непонимали, их отдавали, как уже отмечалось, в монастыри на тяжелые работы,переселяли в другие места, взимали штрафы и т. д. К тому же религиозный барьер,созданный миссионерами между крещеными и некрещеными татарами, затруднялхозяйственно-экономические отношения между ними. Все это пагубно отражалось нахозяйстве кряшен, вело к разорению. Уже в середине ХVIIIв. Н. П. Рычков писал, что «крещеные татары… были жалостливым примеромнищеты». Острое недовольство населения выливалось в массовые протесты, бегствос насиженных мест и нередко в восстания. Тем не менее, правительство идет попути дальнейшего усиления насильственных мер при христианизации. В 1731 г.организуется специальная «Новокрещенская комиссия», преобразованная в 1740 г. вНовокрещенскую контору (1731— 1764 гг.), которой поручается огнем и мечомприводить к крещению нерусское население в ряде губерний России.
В конце ХVIII—началеХIХ в. в политику русификация вносятся некоторые поправки. Недовольствонародных масс, особенно ярко проявившееся в восстании Пугачева, а такжедвижение за переход в мусульманство, принявшее уже к началу ХIХ в. угрожающиеразмеры (из 31 145 крещеных татар готовы были отпасть 13 777 человек),заставило правительство ослабить грубые методы христианизации и перейти к болеегибкой тактике. Главной деятельностью миссионеров становится удержание кряшен врамках православной церкви, а забота о крещении новых отодвигается на заднийплан. С этой целью наряду с насильственными мерами, применявшимися против«отпадавших в мусульманство новокрещеных татар» (отдача под суд, ссылка вСибирь, переселение и т. д.), правительство обращает внимание на созданиекадров миссионеров, знающих местные языки, на выпуск христианских религиозныхкниг на языке местных народов.
Всеми этими мерами припрямой поддержке соответствующих органов власти миссионерам удается удержать«старокрещеных татар», в христианстве, нейтрализовать влияние на них ислама,тем самым обособить их в религиозном отношении от основных групп татар.
 
Глава№ 2
ЧИСЛЕННОСТЬ,РАССЕЛЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КУЛЬТУРЫ И БЫТА КРЯШЕН
В начале ХХ в.насчитывалось 122 301 старокрещеных татар, компактная их масса (42 670)проживала на территории Казанской губернии. С образованием Татарской АССР в еепределах оказалась часть кряшен, ранее живших в уездах Вятской,
Уфимской, Симбирскойгубернии. По переписи 1926 г. (последняя перепись, где были учтены кряшены),численность кряшен на современной территории Татарской АССР составляла 99 041 человекили 6,6% общей численности татарского населения. Определяя расселение татар вцелом, Н. И. Воробьев выделил проживающих на территории Татарии кряшен, каксамостоятельную крещено-татарскую группу, и подразделил их на пять территориальныхподгрупп: предкамскую, восточнозакамскую, елабужскую, западнозакамскую (чистопольскую),молькеевскую. По статистическим данным конца ХIХ в., наиболее многочисленнойсреди перечисленных подгрупп являлась предкамская, насчитывающая около 35 тыс.человек. Она занимала пределы Мамадышского, Лаишевского, Казанского уездов Казанскойгубернии и южную часть Малмыжского уезда Вятской губернии. Предкамская группататар, как известно, является древней. В Предкамье в последний периодсуществования Булгарского государства передвинулось население из ЗападногоЗакамья, здесь сформировалось новое экономическое и политическое ядро края —Казанское ханство и его основное население-казанские татары. С историческимразвитием казанских татар связана и история кряшен, которые, несомненно,являлись потомками местных татар, крещеных на месте своего обитания. Источникипоказывают, что ряд кряшенских деревень, особенно центральной и южной частиПредкамья, уже существовал в период Казанского ханства и во многих из нихимелись остатки старых мусульманских кладбищ, сохранялись и эпиграфическиепамятники ХIII—ХVIвв. Более того, в топонимике татарских, в том числе и кряшенских, селенийПредкамья, исследователи выделяют исторический пласт, относящийся к болгарам Волго-Камья.Например, но данным Р. В. Юсупова и Г. Ф. Саттарова, многие названия кряшенскихселений (Альведино, Зюри, Мамли, Нырсывар, Янцевар и др.) образовались издревнебулгарских личных имен.
Предкамская подгруппаказанских татар формировалась не только за счет тюркского населения. Предки татарв процессе своего расселения издавна контактировали с финно-угорскимнаселением. Поэтому неудивительно что встречались отдельные поселки (особеннона территории современного Балтасинского, Кукморского и северной частиМамадышского районов) население которых считало, что их предками былиотатаренные удмурты переселенные в Предкамье уже христианами. У этих кряшен вязыке имелись отличия от соответствующих говоров татар Западного Предкамья. Связис соседними народами прослеживаются и в топонимике их селений. В частности,такие названия, как Дурга, Чепья, Юмья и другие, исследователи объясняютпроисхождением их из удмуртских родовых (воршудных) имен. Интересны в этомотношении кряшенские деревни Чура и Малая Чура в северной части Заказанья. Н.И. Золотницкий подчеркивал, что часть деревень под этим названием быламарийская или принадлежала отатаренным соседям. Масса фактов, свидетельствующихо принадлежности ряда деревень кряшен в прошлом к соседним народам, содержитсятакже в работах И. М. Ляпидевского, И. А. Износкова, И. Н. Смирнова, Я. Д.Коблова и других. Народные преданья также рассказывают что такие деревникряшен, как Биктяшево, Яныль, Малая Чура, Поршур, Сардек, были основаныудмуртами и марийцами. В частности, в д. Биктяшево вначале жили удмурты, а сприходом татар (первые селеяцы Ишмен, Гэрэч, Бикташ) одни удмурты ушли издеревни, другие — со временем отатарились» Контакты с соседними народамиотразились и в общественном быту: в более длительном существовании большихпатриархальных семей, в отличавшихся от мусульманских многих свадебных обрядах,в своеобразном музыкальном творчестве (хороводных песнях) и т.
Второй по численностиподгруппой кршен (19 709 человек) является восточнозакамская, расположенная вбывшем Мензелинском уезде Уфимской. Здесь татары жили чересполосно с русскими,чувашами, мордвой, башкирами и другими народами. Миграция татар на этутерриторию в основном происходила в ХVI—ХVIIIвв., особенно в период строительства Закамских укрепленных линий. Видимо,основная масса кряшен переселялась, уже будучи христианами так как еще висторических актах 1676 г. упоминаются кряшенские деревни Багряж,
Ляки. В списках селМензелинского уезда Уфимской губернии почти все деревни кряшен обозначены какстарокряшенские. Правда, Н. И. Ворбьев не исключает христианизацию части татаруже в Восточном Закамье.
Кряшены ВосточногоЗакамья, как и в целом татары, являлись выходцами из районов Предкамья (сЕлабужской стороны, из-под Кукмора, из-под Казани). Например, жители с. Налимбыли переселены сюда при Иване Грозном из Казанского царства и насильнокрещены. Предания об этом сохранились и в народной памяти. В частности, жителид. Нижние Чыршылы считали, что их предки казакские люди, пришли из-под Казани, жителид. Ляки — из д. ЮкачиМамадышского района. Некоторые деревни кряшен в прошломбыли основаны башкирами или же чувашами. Часть их населения считала своимипредками башкир или чувашей.
Восточнозакамскиекряшеныкак переселенцы из Предкамьясохранили многие черты языка и быта основной подгруппы.Общность языка кряшен Уфимской и Казанской губерний отмечал Н. Ф. Катанов, этонашло подтверждение и в исследованиях современных татарских языковедов. Общностьэтнографических особенностей наблюдалась в верованиях, обычаях, обрядах,имеющих черты язычества, а также в хозяйстве и материальной культуре. Наряду сэтим в быту кряшен Восточного Закамья имелись и некоторые региональные отличия.Это прежде всего проявлялось в сохранении традиционных элементов быта в болеедревнем виде, чем в основной подгруппе. Еще в 20-х годах Н. И. Воробьев писал,что быт кряшенЧелнинского кантона по сравнению с бытом Мамадышского кантонапредставляет наиболее чистый тип и очень оригинален. Он отличается оттатаро-мусульманского и от русского и имеет ряд каких-то более древних черт, возможнотатарских, доисламских. У восточкозакамских кряшен имелись также некоторыерегиональные особенности в языке, содержащем отдельные элементы башкирских 121и чувашских слов. В их материальной культуре также можно найти элементы, близкиекультуре башкир, чувашей и удмуртов.
Компактно расселенаелабужская подгруппа (кряшены бывшего Елабужского уезда Вятской губернии,современный Елабужский район ТатАССР). На этой территории проживалазначительная часть кряшен бывшей Вятской губернии (из 8133—5774 кряшена). Селенияих были расположены, перемежаясь с поселениями русских, татар, южных удмуртов,восточных марийцев. Еще в дореволюционной литературе указывалось, что населениекряшенских деревень считало себя коренными жителями этих мест. Многие источникиотносят их христианизацию к ХVIв.
Западнозакамскую (иличистопольскую) подгруппу составляли селения, расположенные к югу от г.Чистополя и в восточной части бывшего Чистопольского уезда, а также единичныедеревни бывшего Спасского уезда (современный Чистопольский и Алексеевскийрайоны ТатАССР). Здесь насчитывалось более б тыс. кряшен, расселенных средитатар-мишарей, чувашей, мордвы, русских. Возникновение ряда кряшенских деревень,вероятно, было связано со значительным притоком в эти места населения в периодвозведения Закамских укрепленных линий и в более позднее время. В частности,судя по языку, основателями некоторых деревень могли быть мишари,переселившиеся из Правобережья в ХVIIв. К тому же, по данным информаторов, кряшены таких деревень, как Тавель,Вахта, Крещеная Елтань, называются кряшены из мишарей. Можно полагать, чточасть деревень кряшен была основана выходцами из Западного Предкамья и, судя поименам первых поселенцев, христианизация застала их уже в Западном Закамье. Влитературе отмечалось чувашское происхождение некоторых деревень чистопольских кряшен, что подтверждается и народными преданиями. Кроме того, имеются сведения отом, что у западнозакамских кряшен «благодаря близости с живущей рядоммордвою,в их быту чувствуется некоторое мордовское влияние».
 
Глава № 3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
Хозяйственный укладкряшен, как и других групп татар Среднего Поволжья, основывается на древнейземледельческой культуре тюркских и местных народов к/>рая.Он сложился на базе благоприятных природных условий: умеренного климата, черноземныхпочв, обильных пастбищ, водных ресурсов, разнообразного растительного и животногомира.
Ведущую роль вхозяйственной деятельности кряшен в конце ХIХ—начале ХХ в., как и в предшествующеевремя, играло земледелие, имевшее зерновую специализацию. Остальные отраслиземледелия, животноводство и другие занятия были подсобными.
Развитие сельскогохозяйства в Среднем Поволжье в пореформенный период, как и в целом по России,характеризовалось упрочением капитализма. Хотя половинчатые реформы 60-х годовХIХ в. сохранили в сельском хозяйстве пережитки крепостничества, но оно,приспосабливаясь к спросу внешнего и внутреннего рынка, принимало все болеетоварный характер. Как отмечал В. И. Ленин, «несмотря на помеху средневековогоземлевладения, и крестьянское и помещичье хозяйство развивались, хотя иневероятно медленно, по буржуазному пути». Росло товарное значение хлеба,поставляемого как помещиками, так и крестьянами. Основная масса последних, елесводя концы с концами, вынуждена была везти хлеб на рынок для уплаты податей,налогов. Растущие рыночные связи наглядно показывали «прогрессивнуюисторическую работу капитализма, который разрушает старинную обособленность изамкнутость систем хозяйства, изменяет его полунатуральный характер.
Капиталистическиеотношения вызвали глубокие социальные сдвиги в деревенской патриархальнойобщине. За счет сокращения ее середняцкой массы формировались новые слои сельскогонаселения — крестьянская буржуазия и сельский пролетариат. В ряды последнеговходили неимущие крестьяне, батраки, поденщики, деревенские чернорабочие.Прогрессирующее разложение крестьянства, увеличение массы безземельной ималоземельной его части и все более растущий спрос на рабочие руки дляразвивавшейся капиталистической промышленности явились необходимыми условиямироста числа местных кустарных промыслов, сезонных рабочих и т. д. Капиталистическиеотношения затронули как социальную, так и экономическую структурудореформенного сельского хозяйства, создали объективные предпосылки дляразвития земледельческой техники и введения различных агротехническихновшеств.Все эти явления, характерные для пореформенных социально-экономическихотношений в Поволжье, наблюдались и в сельском хозяйстве кряшен. После реформы 1866г. татарское крестьянство получило значительно меньше земельных наделов, чемпрежде, всего 3,9—5,5 десятины на душу. К концу ХIХ в. земельные наделы сталиеще меньше, даже официальная статистика была вынуждена признать, что среди всехгрупп бывших государственных крестьян у татар — самый большой процент малогонадела.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материал реферата позволяет сделатьследующие выводы:
1. Кряшены являютсяодной из групп казанских татар, отличающихся от них некоторым своеобразиемматериальной культуры. Это является следствием длительной и сложной историиформирования кряшен. Этнографические данные обнаруживают в материальнойкультуре кряшен различные по своему характеру и происхождению элементыкультуры. Здесь мы имеем тесное переплетение тюркских элементов сфинно-угорскими и русскими, архаичных (подчас древних) форм — с более поздними.Сочетание их создало своеобразие быта кряшен, что отличает их от других группказанских татар.Анализ этнографического материала показывает, что древнейшим иопределяющим в материальной культуре кряшен являлся тюркский пласт, в целомхарактерный для быта других групп татар Среднего Поволжья. Элементы этогопласта у кряшен находят аналоги как в быту тюркских народов Поволжья иПриуралья (отчасти и древних волжских булгар), так и у тюркоязычного населения,живущего в более отдаленных районах (Алтай, Сибирь, Средняя Азия, СеверныйКавказ). Исторически это вполне объяснимо. Как полагают некоторые исследователи,решающее значение для начала процесса тюркизации народов Поволжья и Приуральяимели ранние неоднократные включения в этнос местных народов на рубежеIII—IVиVI—VIIвв. — тюркоязычных племен, позднее — булгар.
Древнетюркский пласт вбыту кряшен может быть сопоставлен с древнетюркской основой бытаэтнографических групп татар-мишарей, но прежде всего казанских татар, что даетоснование рассматривать кряшен как часть последних. Несомненно, что до крещенияи некоторое время после него традиционный быт кряшен формировался в руслеединого потока развития культуры и быта казанских татар. Это были по существуте же казанские татары, с единой территорией, единым языком и едиными хозяйственно-культурныминавыками. Обширная группа данных выявляет общность элементов материальнойкультуры кряшен с культурой тюркоязычных народов Поволжья и Приуралья иособенно казанских татар. Наиболее заметны характерные для казанских татарнациональные черты во Внутренней планировке и убранстве жилища кряшен(положение печи. нар, наличие матерчатых украшений, сундуков, войлока). Яркопроявляется эта общность в одежде и украшениях кряшен. В этом отношенииинтересны домотканые рубахи туникообразного типа, с боковыми клиньями вдольполотнища, украшенные оборками и нашивками, покрой штанов с широким шагом,верхней. Общность наблюдается и в головных уборах. У обеих групп татар общимибыли украшенные вышивкой элементы. Преобладающей являлась тамбурная вышивка, иедиными были ее мотивы и орнамент.Культурная общность кряшен с казанскими татарамиобнаруживается также в утвари и пище, в способах ее приготовления, воднородности выпекаемых изделий. Это — многие виды растительной, жидкие блюда скусочками. Традиционными для кряшен, как и для казанских татар, являлись видымолочной и мясной пищи, достаточно хорошо прослеживаются общие черты в напитках,употребляемых кряшенами и казанскими, в применяемом ими кухонном инвентаре.
2. Как было отмечено,наряду с мощным тюркским пластом в быту кряшен имело место немало элементов,характерных для традиционного быта финно-угорских народов края. К ним могутбыть отнесены употребление грибов, способы ношения онучей поверх суконныхчулок, подпоясывание женской рубахи поясом, черты покроя некоторых видовверхней одежды, определенные виды головных повязок, Мужских головных уборов,фасонов лаптей и т. д. Распространение среди кряшен, особенно среди северных ихгрупп, двухэтажных амбаров и клетей, срубных ворот, некоторых видовдеревообрабатывающего ремесла (смолокурение, плетение, кулеткачество и др.)также, Очевидно, следует, объяснить древними связями с финно-угорскими народамиПоволжья. Именно эти указанные черты усиливали специфику материальной культурыкряшен.
З. Значительное место вматериальной культуре кряшен занимают элементы, заимствованные от культуры русских.Хозяйственно-культурные контакты татар с русским народом существовали сотдаленных времен и особенно усилились после присоединения края к Русскомугосударству. Однако элементы быта русского народа в дореволюционный периодвходили в быт кряшен в более широком масштабе, так как этому способствовалитесное взаимообщение (зачастую жительство в одних деревнях, брачные связи),единство религии, внедрение и поддержание черт русского быта административнымимерам Они заметны в одежде (сороки, волосники, приспособленные для ношения снациональными головными полотенцами и украшениями), в пище (окрошка, квас идр., явившиеся дополнением к питанию и разнообразившие стол крестьян) В жилищеболее разнообразными стали формы внешней отделки, а в традиционную внутреннююего планировку вписались полати, лавки, стол и пр. Русской вышивкой крестомукрашались самотканые полотенца, скатерти, а русский тип ткацкого станка служилдля их выработки и т. д.
4. Многие бытовые формыкряшен, как и в целом казанских татар, были общими для всех народов края (мари,удмуртов, чувашей и др.), Это и понятно, ибо тесные хозяйственно-культурныесвязи, единые природные условия и близкий в основном уровень экономического исоциального развития народов края привели к возникновению между ними общностиряда культурно- бытовых элементов. Общность прежде всего проявляется вхозяйственном инвентаре и в орудиях земледелия (типа борон, сох и т. д.,транспорта), а также в выращиваемых культурах и способах их уборки и обработки(сушка, молотьба, размол), срубном характере строительной техники,архитектурно-декоративном оформлении, внутренней планировке жилых ихозяйственных построек.Немало общих элементов имелось в одежде (материал,покрой, передники, верхняя одежда типа тулупов, шуб, украшения и т. д.), в пище(продукты, виды растительных, мясных и молочных изделий — оладьи, блины,пироги, масло, сметана, напитки и способы их приготовления, хранения, кухоннаяутварь и пр.).
5. Развитиекапиталистических отношений способствовало втягиванию кряшен в русло товарно-денежныхотношений, что приводило к серьезным изменениям различных сторон их быта.
 

 
Списокиспользованной литературы
1. ХабибуллинА.А «Народы среднего поволжья и приуралья: история и культура».- Казань,2008.
2. СабироваД.К «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней». — Москва, 2009.
3. ИслаевФ.Г. «Православные миссионеры в Поволжье».- Казань, 1999.
4. ИсхаковД. «Татарская нация: история и современное развитие».-Казань, 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.