Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Крымские татары

Реферат
Тема:
«Крымские татары»
Севастополь 2010

/>Введение
Крымские татарыили крымцы – коренной народ Крыма, исторически сформировавшийся в Крыму.Говорят на крымско-татарском языке, который относится к тюркской группеалтайской семьи языков. Подавляющее большинство крымских татар – мусульмане-сунниты,принадлежат к ханафитскому мазхабу.
Проживают восновном в Крыму (около 260 тыс.) и прилегающих районах континентальнойУкраины, а также в Турции, Румынии (24 тыс.), Узбекистане, России, Болгарии. Поданным местных крымско-татарских организаций, крымско-татарская диаспора вТурции насчитывает сотни тысяч человек, однако точные данные о её численностиотсутствуют, так как в Турции не публикуются данные о национальном составенаселения страны. Общее число жителей, чьи предки в разное время иммигрировалив страну из Крыма, оценивается в Турции в 4–6 млн. чел., однако большая частьэтих людей ассимилировалась и считает себя не крымскими татарами, а туркамикрымского происхождения. Количество проживающих в США не указано, хотяобщеизвестно, что только в Нью-Йорке на 2010 год проживает более 15 тыс.крымских татар.
Крымскиетатары сформировались как народ в Крыму и являются потомками различных народов,мигрировавших на территорию полуострова. Основные этнические группы, населявшиев разные времена Крым и принявшие участие в формировании крымско-татарскогонарода – это тавры, скифы, сарматы, аланы, булгары (протоболгары), греки,готы, хазары, печенеги, половцы, итальянцы, черкесы, малоазийские турки.[11][13]Важнейшая роль в формировании крымско-татарского этноса принадлежит западнымкыпчакам, известным в русской историографии под именем половцев.
В результатепреобладания на территории полуострова получившего имя «татары» половецко-язычногонаселения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидациипёстрого этнического конгломерата в единую крымскую нацию. В течение несколькихстолетий сложился современный национальный облик крымских татар и крымско-татарскийязык на основе половецкого языка.

1. Энциклопедическаясправка
АвтономнаяРеспублика Крым входит в состав Украины – независимого государства,образовавшегося после распада СССР в конце 1991 г. (с 1922 по 1991 – втораяпо значимости союзная республика Советского Союза).
Площадь Крыма– 27 тыс. кв. км, население в 1994 – 2,7 миллиона человек. Столица – Симферополь.На юге Крыма расположен город-порт Севастополь, являвшийся опорной базойЧерноморского флота СССР (в 1996 флот поделен между Украиной – ВМФ Украины, иРоссией – Черноморский флот; оба флота базируются в Севастополе, Балаклаве идругих базах на юго-западном побережье Крыма). Основа экономики – курортныйтуризм, сельское хозяйство. Крым состоит из трех культурно-климатическихрайонов: Степной Крым, Горный Крым и Южный берег (фактически – юго-восточный)Крыма.
/>2. История. Крымские татары
Одним изгосударств, возникших на обломках Золотой Орды в 14–15 вв., явилось Крымскоеханство со столицей в Бахчисарае. Население ханства состояло из татар,делившихся на 3 группы (степные, предгорные и южные), армян, греков (говорившихна татарском языке), крымских евреев, или крымчаков (говоривших на татарскомязыке), славян, караимов (тюркский народ, исповедующий особое, не признающееТалмуд, течение иудаизма и говорящий на особом языке, близкомкрымско-татарскому), немцев и др.
Преданиякрымских татар приписывают распространение Ислама в Крыму сподвижникам ПророкаМухаммада (с.а.в.) – Малику Аштеру и Гази Мансуру (7 в.). Древнейшаядатированная мечеть – 1262 г. – была построена в городе Солхате (СтарыйКрым) выходцем из Бухары. С 16 в. Крым стал одним из центров мусульманскойцивилизации в Золотой Орде; отсюда велась исламизация Северного Кавказа.Большую славу имело медресе Зинджирли, основанное в предместьях Бахчисарая в1500 г. Юг Крыма традиционно ориентировался на Турцию, север же сохранялстепные ордынские свойства. Среди суфийских тарикатов, распространенных вКрыму, были мевлевия, хальветия (оба пришли из Турции; последний – из городаСивас), накшбандия, ясавия (первый традиционно главенствовал во всей ЗолотойОрде; последний пришел в 17 в.; оба были широко распространены средистепняков).
Завоеваниеханства русскими войсками в 18 веке положило начало колонизации Крыма имиграции из Крыма в Турцию больших групп татарского населения. Крымское ханствопрекратило свое существование в 1783 г., став частью Российской империипод названием Таврическая губерния (Херсонес Таврический). В тот момент наполуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и теке.
В конце 18века крымские татары составляли большинство населения Крыма – 350–400 тысяччеловек, но в результате двух миграций в Турцию 1790-х (не менее 100 тысяччеловек) и 1850–60-х гг. (до 150 тысяч) составили меньшинство. Следующие волныэмиграции татар в Турцию пришлись на 1874–75 гг.; затем – на начало 1890-х(до 18 тысяч) и на 1902–03 гг. Фактически к началу 20 в. большая частькрымских татар оказались за пределами своей исторической родины.
После 1783 г.вплоть до образования Крымской АССР крымские татары входили в составТаврической губернии (делилась на уезды: Симферопольский, Евпаторский,Феодосийский /собственно Крым/, Перекопский /частично в Крыму/, Днепровский иМелитопольский /территория внутренней Украины/ – в трех последних уездах такжежили татары – фактически ногайцы). В самом же Крыму в начале 20 века татарыкомпактно проживали в районе: от Балаклавы до Судака и от Карасубазара(Белогорск) до Ялты; на Керченском и Тарханкутском п-овах; в р-не Евпатории; наберегу залива Сиваш. Наиболее крупные группы горожан из числа татар имелись вБахчисарае (10 тыс. чел.), Симферополе (7,9 тыс.), Евпатории (6,2 тыс.),Карасубазаре (6,2 тыс.), Феодосии (2,6 тыс.) и Керчи (2 тыс.). Культурнымицентрами татар являлись Бахчисарай и Карасубазар. К 1917 г. число мечетейв Крыму сократилось до 729.
Крымскиетатары состояли из трех субэтнических групп: степных татар (ногайские татары),предгорных татар (тат, или татлар), южнобережных татар (ялы бойлю); особовыделяется группа ногаев (ногай, ногайлар), смешавшихся со степными татарами;иногда выделяют центрально-крымских татар (орта-юлак). Отличие этих групп былои в этногенезе, и в диалекте, и в традиционной культуре. В местах депортациикрымских татар – Узбекистане, Таджикистане и др. – это деление практическиисчезло, и сегодня нация является достаточно консолидированной.
В 1921 г.в составе Советской России была образована Крымская АССР. Согласно переписи1939 крымские татары насчитывали 218,8 тыс. чел., или 19,4% населения АССР. В1944 все крымские татары были депортированы из Крыма в Среднюю Азию и Казахстан– 188,6, или 194,3, или 238,5 тыс. человек (по разным источникам). В Крымпереселялись русские и украинцы из различных районов СССР, а все материальные идуховные следы татарско-мусульманской цивилизации Крыма уничтожались, вплоть дофонтанов при мечетях. Из всех справочников и энциклопедий были изъяты всематериалы о культуре мусульман Крыма.
Гонения нарелигию в Крыму, как и во всем СССР, начались сразу после революции. До 1931 вКрымской АССР были закрыты 106 мечетей (Севастопольская, к примеру, была отданаЧерноморскому флоту) и 2 молитвенных дома мусульман, из которых сразу снесена51. После 1931 прошла вторая антирелигиозная волна, в результате которой былиотобраны великолепнейшие мечети Бахчисарая, Евпатории, Феодосии, Ялты,Симферополя, которые медленно разрушались или уничтожались сразу. Германскаяоккупация Крыма 1941–44 временно позволила восстановить относительнуюрелигиозную свободу. После депортации татар в 1944 все мечети, сохранившиеся ктому времени, были переданы в руки новым властям Крыма, затем большая часть ихуничтожена. К 1980-м гг. на территории Крыма в удовлетворительном состоянии несохранилась ни одна мечеть.
Библиотекиханского дворца и старейшего Зинджирли-медресе в Бахчисарае содержали тысячинаименований рукописных книг. Все это было уничтожено с потерей Крымомнезависимости и начало возрождаться в конце 19 века. В 1883–1914 Исмаил-бейГаспринский, один из выдающихся мусульманских лидеров в масштабах всейРоссийской империи, издавал в Бахчисарае первую крымско-татарскую газету «Терджиман».В 1921–28 было выпущено много книг и другой литературы на этом языке(письменность: до 1927 – арабская, в 1928–39 и с 1992 – латынь, в 1939–92 – кириллица).После депортации крымских татар все книги на крымско-татарском языке, избиблиотек и частных коллекций, были уничтожены. В 1990 была открыта перваякрымско-татарская библиотека в центре Симферополя (в 1995 приобрела статусреспубликанской). Сейчас здание библиотеки нуждается в реконструкции.
В 1954,согласно распоряжению Президиума Верховного Совета СССР, Крымская область былапередана из состава РСФСР в Украинскую ССР (при этом как бы «повисшим в воздухе»остался статус Севастополя, который являлся городом республиканского (РСФСР)подчинения). Крымская АССР была восстановлена после проведения референдума о еестатусе в 1991 (с 1992 – Республика Крым, позднее – Автономная РК).
Начиная с1960-х гг., когда стало ясно, что руководство СССР не станет возвращатькрымских татар на родину (в отличие от депортированных и возвращенных чеченцев,ингушей, карачаевцев, балкарцев и др.), в рядах крымско-татарскогонационального движения выдвинулись новые, молодые лидеры, среди них – МустафаДжемиль, ставший затем руководителем Организации крымско-татарскогонационального движения (ОКНД). ОКНД сложилась к 1989 на базе «Центральнойинициативной группы», созданной в 1987 еще в Узбекистане. Вплоть до середины1990-х гг., когда возвращение татар стало необратимым явлением, власти СССР,затем независимой Украины и Крыма, чинили всевозможные препятствия возвращениюэтого народа, вплоть до кровавой резни летом-осенью 1992 в пригороде Алушты,пытаясь превратить противостояние татар и органов МВД в межэтническую войну.Только высокая организованность татар и четкая система правления способствовалатогда и сейчас целям, стоящим перед нацией – выжить и вернуть себе Крым. Ксередине 1990-х гг. потеряло смысл существовавшее в конце 1980-х гг.размежевание национального движения татар (НДКТ – консервативное, лояльное поотношению к советской власти, руководимое Ю. Османовым до его гибели в1993, и радикальная ОКНД). Высшим органом самоуправления крымских татарявляется Курултай («Первым Курултаем» читается проходивший в 1917 г.; 2-й –в 1991 г.; в 1996 состоялся 3-й курултай), формирующий Меджлис.Председателем Меджлиса в последний раз вновь был избран лидер крымских татарМустафа Джемиль.
Если весной1987 в Крыму было всего 17,4 тыс. крымских татар, а в июле 1991 – 135 тыс., тов июле 1993 их было уже 270 тыс. (по другим данным, только к 1996 численностьтатар доходит до 250 тысяч человек; расчеты специалистов говорят о числе 220тысяч татар к началу 1997 г.). Из их числа 127 тысяч остаются гражданамиУзбекистана, Таджикистана, России, так как правительство усложняет процессполучения украинского гражданства (по данным ГУ МВД Украины, прописаны к 1996 г.237 тысяч татар). «Содружество НГ» (ј6, 1998, с. 4) назвало цифру в 260тыс. – проживающих всего в Крыму татар, из них граждан Украины – 94 тыс. Татарывозвращаются в места их рождения и проживания их предков, хотя им предлагаютселиться исключительно в степной части Крыма.
Стратегическаяцель Меджлиса – превращение Крыма в национальное крымско-татарское государство.В настоящее время относительная численность татар приблизилась к 10% от общегонаселения Крыма; в отдельных районах – Симферопольский, Белогорский,Бахчисарайский и Джанкойский – их доля достигла 15–18%. Репатриация татарнесколько омолодила возрастную структуру населения Крыма, особенно заметно – населе (доля детей до 15 лет, по некоторым данным, составляет у татар 32%). Ноэтот эффект носит ограниченные масштабы – из-за исчерпания потенциалаиммиграции (среди оставшихся в Средней Азии татар преобладают пожилые люди),из-за высочайшей младенческой смертности у татар (коэффициент рождаемости 8–14%%,а коэффициент смертности – 13–18%%), из-за тяжелых социально-бытовых условий,безработицы и деградации системы здравоохранения.
Около 250тыс. крымских татар, по данным Меджлиса, все еще проживают в местах, куда ихдепортировали (к этим сведениям очень критично относятся специалисты, подвергаяих большому сомнению; речь может идти не более, чем о 180 тысячах татар, из них130 тыс. – в республиках Средней Азии, остальные – в России и на Украине). Внынешнем Крыму татары компактно проживают в более чем 300 деревнях, поселках имикрорайонах, из которых 90% – самострои без электроснабжения и т.д. Около 120тыс. татар не имеют постоянного жилья. Около 40 тыс. татар не трудоустроены, аболее 30 тыс. работают не по специальности. От 40 до 45% взрослых татар немогут участвовать в выборах, т.к. не имеют украинского гражданства (все данныенуждаются в тщательной перепроверке, так как многие из них не совпадают друг сдругом).
Согласнопереписи 1989, в бывшем СССР насчитывалось 271,7 тыс. крымских татар. Многиекрымские татары скрыли тогда свою истинную национальность; по расчетамисследований, речь может идти о цифре в 350 тысяч крымских татар. По даннымМеджлиса, в Турции проживает сегодня около 5 миллионов «крымских турок» – потомковтатар, выселенных из Крыма в 17–18 вв. (Р. Ланда оценивает численность «крымскихтурок» в 2 миллиона человек, Дамир Исхаков – в 1 млн., наиболее критическиподходящие к этой проблеме исследователи (Старченко) считают, что максимальноечисло «крымских турок», не ассимилировавшихся окончательно, не превышает 50тысяч человек.) Кроме того, историческими частями крымско-татарской нацииявляются буджакские, или добруджские татары, проживающие в Румынии (21 тыс.,или 23–35 тыс. – Д. Исхаков), Болгарии (5, или 6 тыс.) и в Турции в районеБурсы. Помимо собственно татар Крыма и Добруджи, третьей частью нации,образовавшейся в бывшем Крымском ханстве после распада Золотой Орды, былитатары Кубани (совр. Краснодарский край России) – полностью мигрировавшие вТурцию, либо уничтоженные русскими войсками, либо вошедшие в состав ногайцев иказаков Кубани в 17–18 вв.
Согласнозакону от 1993, крымские татары получили в парламенте Крыма – Верховном Совете –14 мест (из 98). Однако Меджлис добивался квоты в 1/3 всех депутатских мандатов+ 1 мандат – для того, чтобы блокировать принятие законов, задевающих интересытатар. До сих пор Меджлис крымских татар не признан в качестве легитимногооргана ни властями Крыма, ни властями Украины. Новая Конституция Крыма,принятая в ноябре 1995, не предусматривает парламентской квоты для коренных идепортированных народов. Новая Конституция Украины, принятая Верховной Радой в1996, в разделе «Автономная Республика Крым», также не предусматривает понятий «коренные»или «депортированные» народы. Прошедшие весной 1998 г. выборы в парламентКрыма не дали татарам ни одного места (единственный крымский татарин в новомВерховном Совете избран по списку Компартии); в Верховную Раду Украины избрано2 крымских татарина – по спискам «Руха».
/>3. Духовное управление мусульман Крыма
Первое ДУМ вКрыму было образовано при царе Александре I в 1788 г. (ТаврическоеДУМ, с центром в Симферополе). В 1920-х гг. ДУМ был ликвидирован (в 1924 былосоздано Крымское центральное мусульманское народное управление религиознымиделами во главе с муфтием, вскоре исчезнувшее). В 1941–44 гг., во время оккупацииКрыма немцами, они разрешили татарам вернуть себе мечети (было открыто 250мечетей) и медресе; были созданы «мусульманские комитеты», но восстановитьмуфтият не позволили. В 1991 был образован кадиат (Духовное Управление)мусульман Крыма, имевший статус мухтасибата в составе ДУМЕС. Первым муфтиемКрыма стал Сеид-Джалиль Ибрагимов (при нем, в 1995, в состав ДУМ входило 95приходов; самый грамотный из представителей своего поколения среди крымскихтатар, закончил Бухарское медресе и Исламский Институт в Ташкенте); в 1995муфтием стал Нури Мустафаев, имеющий более нейтральные, чем его предшественник,отношения с председателем ДУМ Украины А. Тамимом (не признающийся татарамиУкраины лидер хабашистов, имеющий очень хорошие отношения с правительством Украиныи поддержку со стороны кавказцев, ливанских и палестинских арабов и др.шафиитов), и более хорошие отношения с турками (но гораздо менее грамотный вобласти Ислама).
Помощькрымским татарам в деле восстановления их национальной культуры и религии оказываютправительство и частные организации Турции, благотворительные организации изарабских и мусульманских стран. Они финансируют строительство мечетей в новыхпоселках, отстроенных татарами. Но реставрация старинных мечетей в городахКрыма, а также помощь в социально-экономическом становлении крымских татартребует более активного участия исламских государств.
В настоящеевремя в Крыме зарегистрировано 186 мусульманских общин, действует 75 мечетей(июнь 1998), большинство из которых – приспособленные постройки. В декабре 1997 г.мусульманская община бахчисарая при поддержке Меджлиса заняла мечеть натерритории ханского дворца-музея.

/>4. Караимы
Караимы(караи, карайлар – от еврейского «читающие») – тюркский народ, говорящий наособом тюркском языке (караимский язык кипчакской подгруппы, письменность – еврейская),исповедующий особое течение иудаизма – караимство, или караизм, основанное в 8веке месопотамским евреем бен-Давидом. Караимы признают Ветхий Завет (Тору идр. книги), но, в отличие от остальных иудеев, не признают Талмуд. Хотя во всеммире насчитывается более 20 тысяч караимов – в Египте (Каир), Эфиопии, Турции(Стамбул), Иране, а сейчас в основном в Израиле, – караимы Крыма (и их потомкив Литве, Польше, на Украине и в России) считаются особой этнической группой,связанной с ближневосточными караимами только единой религией, но имеющей иноепроисхождение и иной родной язык. Согласно наиболее распространенной версии обих происхождении, они являются потомками хазар (Крым входил в состав Хазарскогокаганата), исповедовавших иудаизм. После разгрома Хазарии в 10 веке основнаячасть хазар ассимилировалась с другими народами (как утверждает Дуглас Рид всвоей книге «Вопрос о Сионе» на основании трудов некоторых историков, такаябольшая масса народа не могла ассимилироваться бесследно; потомками хазар, перенявшихязыки своих соседей, но не изменивших вероисповедание, – говорит Д. Рид, –являются евреи-ашкенази стран Восточной Европы: Литовско-Польского государства,Российской империи, Румынии и др.), меньшая же часть, имевшая, по-видимому,отличия от других хазар, осталась в Крыму и превратилась в караимов. Онипроживали в Крыму в городах-крепостях Чуфут-Кале и Мангуп-Кале, и занималивесьма почетное положение при ханском дворе. В конце 14 века часть караимоввместе с небольшой ордой крымских татар выехали в Литву, к великому князюВитовту, который расселил их вокруг города Тракай и гарантировал им свободувероисповедания и языка (потомки тех татар – современные литовские татары, апотомки караимов – около 300 человек – до сих пор проживают в Тракае, и ониединственные сохранившие караимский язык). Другая группа караимов тогда жерасселилась в Галиции и на Волыни (гг. Луцк, Галич, Красный Остров и др. – современнаязападная Украина).
Тракайская игаличско-луцкая группы развивались автономно от крымских караимов. Приприсоединении Крыма в 1783 г. к России турки хотели эвакуировать караимовв Албанию. Однако российские правители, начиная с Екатерины II, благожелательноотносились к ним (в отличие от отношения к евреям). Караимы были владельцамитабачных и фруктовых плантаций, соляных копий (евреи – мелкими ремесленниками иторговцами). В 1837 было образовано Таврическое духовное управление караимов(по аналогии с Духовными Управлениями мусульман); резиденцией гахама – главыкараимского духовенства – была Евпатория. Во время революции и гражданскойвойны в России в 1918–20 гг. караимы участвовали в ней, в основном, настороне белых. После революции все культовые сооружения караимов (кенасы) вКрыму были закрыты, включая центральную кенасу – в Евпатории, в которойустроили музей атеизма (до 1940-х гг. действовала единственная кенаса караимовв Тракае, Литва). Была уничтожена национальная библиотека – «карай битиклиги».После смерти последнего гахана в конце 80-х гг. на его место никто не былизбран, и, таким образом, религиозные институты почти разрушились.
В 1897 общаячисленность караимов в России – 12,9 тысяч. В границах СССР в 1926насчитывалось 9 тысяч караимов, и за рубежом (в основном Литва и Польша) – 5тысяч. В 1932 в СССР – 10 тысяч (в основном в Крыму), в Польше и Литве – около2 тысяч. До войны в Крыму было около 5 тысяч караимов. Во время войны немцы непреследовали караимов (в отличие от евреев), на что было особое распоряжениеМВД Германии (1939) о том, что «расовая психология» караимов не являетсяеврейской (хотя караимы в Краснодаре и Новороссийске подвергалисьпреследованиям). Тем не менее после войны постепенно набирает обороты процессмиграции караимов за рубеж, и прежде всего – в Израиль, и, самое главное – сильнейшаяассимиляция русскими. В 1979 во всем СССР насчитывалось 3,3 тысячи караимов, изних в Крыму – 1,15 тысяч. В 1989 в СССР – 2,6 тыс., из них на Украине – 1,4тыс. (в том числе в Крыму – 0,9 тыс., а также в Галиции, на Волыни, в Одессе),в Литве – 0,3 тыс., в России – 0,7 тыс. В 1990-х гг. активизировалосьнациональное движение, открылись кенасы в Вильнюсе, Харькове, намечаетсяоткрытие кенасы в Евпатории. Однако четкая тенденция к снижению национальногосамосознания оставляет мало шансов этой нации. Язык, за исключением караимовЛитвы, знает только старшее поколение.
Сегоднякараимов в Крыму не более 0,8 тысяч, что составляет 0,03% населения Крыма.Пользуясь статусом «коренного народа Крыма» (наряду с крымскими татарами икрымчаками), они располагали 1 местом (из 98) в парламенте республики, согласнодополнениям к Закону «О выборах Верховного Совета Крыма», принятых 14.10.93(новая Конституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. лишаютих такой квоты).
/>5. Крымчаки
Крымчаки (крымскиеевреи) жили в Крыму со средних веков. От других групп евреев (ашкенази и др.),появившихся в Крыму много позднее – в 18–19 вв., их отличал разговорный язык(особый говор крымско-татарского языка) и традиционный уклад жизни. В 14–16 вв.их главным центром был г. Каффа (совр. Феодосия), в конце 18 в. – Карасу-Базар(совр. Белогорск), с 1920-х – Симферополь. В 19 веке крымчаки были небольшойбедной общиной, занимавшейся ремеслами, земледелием, садоводством ивиноградарством и торговлей. В начале 20 в. крымчаки проживали также в Алуште,Ялте, Евпатории, Керчи, а также за пределами Крыма – в Новороссийске, Сухуми идр.
Представителикрымчаков принимали участие в сионистском движении. В 1941–42 гг. большаячасть крымчаков погибла во время немецкой оккупации Крыма. В 1970–90-е гг.высокий уровень миграции в Израиль практически привел к исчезновению этогонарода из Крыма и стран бывшего СССР. Численность крымчаков в Крыму до войны – 7,5тыс., в 1979 – 1,05 тыс., в 1989 – 679 чел., в 1991 – 604 чел. (илименее 0,02% от современного населения Крыма). В настоящее время, считаясь однимиз «коренных народов Крыма» (наряду с крымскими татарами и караимами), онирасполагали 1 местом (из 98) в парламенте республики, согласно дополнениям кЗакону «О выборах Верховного Совета Крыма», принятых 14.10.93 (новаяКонституция Крыма 1995 и новая Конституция Украины 1996 г. лишают их такойквоты).
/>6. Крымские армяне, болгары, греки и немцы
В 1941 г.по распоряжению советского правительства из Крыма в восточные районы СССР былидепортированы немцы – около 51 тысячи человек; в мае 1944, после освобожденияКрыма от фашистов, депортированы крымские татары и остатки немцев Крыма (0,4тыс.); через месяц, в июне, та же участь постигла греков (14,7, или 15 тыс.),болгар (12,4 тыс.) и армян (9,6, или 11 тыс.), а также иностранных подданных,проживавших в Крыму: 3,5 тыс. греков, 1,2 тыс. немцев, итальянцев, румын,турок, иранцев и др.
Армянеизвестны в Крыму с 11 в. В 11–14 вв. они мигрировали на полуостров из Амшена иАни (Малая Азия), поселялись главным образом в городах Каффа (Феодосия), Солхат(Старый Крым), Карасубазар (Белогорск), Орабазар (Армянск). В 14–18 вв. армянезанимали второе место по численности в Крыму после татар. В дальнейшем колонияпополнялась выходцами из Армении, Турции, России. С 12 века ими было выстроенов Крыму 13 монастырей и 51 церковь. В 1939 в Крыму проживало 13 тысяч армян(или 1,1% от общего населения республики). После депортации 1944 Крым вновьстал заселяться армянами с 1960-х гг. – выходцами из Армении, НагорногоКарабаха, Грузии, Средней Азии. В 1989 в Крыму было 2,8 тыс. армян (из них 1,3тыс. горожан). Лишь незначительная часть из них являются потомкамидепортированных из Крыма после войны.
Болгарыпоявились в Крыму в конце 18–19 вв. в связи с русско-турецкими войнами. В 1939в Крыму проживало 17,9 тыс. болгар (или 1,4%). Из-за выступления Болгарии вовремя войны 1941–45 гг. на стороне фашистской Германии все болгары былидепортированы из Крыма. Сегодня их репатриация проходит наименее организованно(по сравнению с другими нациями).
Грекипроживали в Крыму с древности, имея здесь многочисленные колонии. Потомкидревних греков – выходцев из Трапезундской империи – «ромеюс» с родным крымско-татарскимязыком и новогреческим (мариупольский диалект) – проживавшие в районеБахчисарая, в основной массе были выведены в 1779 из Крыма на северноепобережье Азовского моря в район Мариуполя (совр. Донецкая область Украины).Поселенцы нового времени (17–19 вв.) – «эллинес» с новогреческим (в формедимотика) языком и понтийцы с понтийским наречием новогреческого языка – селилисьв Керчи, Балаклаве, Феодосии, Севастополе, Симферополе и т.д. В 1939 грекисоставляли 1,8% населения республики (20,7 тыс.). Депортация 1944 оставилаочень тяжелый психологический след национальному сознанию греков; до сих пормногие из них при возвращении на полуостров предпочитают не афишировать своюнациональность (даже после 1989 греков в Крыму практически не прописывали);сильна установка на выезд в Грецию. Среди возвращающихся в Крым значительнуючасть составляют потомки греков понтийцев, депортированных в 1944–49 гг.из различных регионов Северного Кавказа; равным образом крымские греки оседаютна Северном Кавказе.
Немцы начализаселять Крым со времен Екатерины II. Это была единственная из старожильческихгрупп Крыма, мало смешавшаяся с крымскими татарами и почти ничего не перенявшаяу татар (ни в языке, ни в культуре). Наоборот, уже в 20 в. немцы-горожане вСимферополе, Ялте и др. не отличались по быту от русских. В 1939 насчитывалось51,3 тыс. немцев в Крыму, или 4,6% населения республики. Основная их масса былавыселена в 1941, небольшая часть – в 1944.
Сегодня вКрым возвращаются как потомки крымских немцев, так и немцев Поволжья и др.местностей (все немцы Европейской части России и Украины были депортированы сначалом войны). При возвращении они, пожалуй, испытывают наименьшие, посравнению с другими народами, трудности. Ни местное население, ни власти Крыма,ни власти Украины ничего не имеют против их возвращения, и даже, наоборот, всяческиприглашают немцев селиться в Крым (надеются на финансовый поток из Германии?).
На 1.11.1997в Крым вернулось около 12 тысяч болгар, армян, греков и немцев («НГ», декабрь1997). Все эти группы, как потомки «депортированных народов», имели по 1 местув парламенте республики из 98, согласно дополнениям к закону «О выборах вВерховный Совет Крыма», принятых 14.10.93 (новая Конституция Крыма 1995 и новаяКонституция Украины 1996 г. не предусматривают таких квот).
Евреи-ашкеназив 1930-х гг. имели в Крыму Еврейский национальный (Лариндорфский) район; крометого, евреи жили в Евпаторийском, Симферопольском, Джанкойском и Фрайдорфском(запад Степного Крыма) районах. Численность евреев в Крыму в 1926 – 40 тыс.,1937 – 55 тыс. (5,5%), 1939 – 65,5 тыс., или 5,8% (вкл. крымчаков), в 1989 – 17тыс. (0,7%).
Наиболееправдоподобная версия многочисленных резких поворотов в судьбе Крыма изложена в«НГ» 20.03.98 в статье к.и.н, доцента С.А. Усова «Как Россия потеряла Крым».В этой статье прямо говорится о роли евреев в печальной участи крымских татар,немцев и др. проблемах. После революции 1917 (известна роль евреев в революции)и гражданской войны на территории СССР оставалось около 2,5 млн. евреев, т.е.половина от их численности в развалившейся Российской империи. Большинство изних проживало на территории Украины и Белоруссии.
В 1923 г.,после массовой гибели от голода 1921–22 более 100 тыс. человек в Крыму, ихкоторых большинство составляло крымские татары, в СССР и США почти одновременноначали обсуждать идею создания еврейской национальной автономии путемпереселения евреев из Белоруссии, Украины и России на земли в район Черногоморя. В США эту идею пробивала благотворительная еврейская организация «Джойнт»,а в СССР – элитарные круги столичной интеллигенции, близкие Марии Ульяновой иНиколаю Бухарину. Осенью 1923 в Политбюро через Каменева был представлен докладс предложением создать к 1927 г. государственную автономию евреев всоставе районов Одессы – Херсона – Северного Крыма – побережье Черного моря доАбхазии, включая Сочи.
Сторонникамиэтого секретного проекта выступили Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков,Цюрупа, Сосновский, Чичерин и др. Постепенно обсуждавшие проект сократилитерриторию предполагаемой еврейской автономии (а в январе 1924 уже ЕврейскойАССР, федерированной с Россией) до размеров Северного Крыма. «Крымский проект» получилширокую поддержку в кругах евреев-финансистов Запада, будущих президентов СШАГувера и Рузвельта, лидеров Всемирной сионистской организации, был включен вповестку дня Еврейского конгресса Америки в Филадельфии. Конгресс США, хотя ине имел дипломатических отношений с Советской Россией, решил финансировать «Крымскийпроект» через организацию «Джойнт». После этого Политбюро ЦК ВКП(б) по докладуКалинина приняло постановление о возможности организации еврейской автономии вКрыму. Началось переселение евреев в Степной Крым; повышенная секретностьпроекта была «взорвана» председателем Украинского ВЦИК Петровским, давшиминтервью «Известиям», после чего обстановка в Крыму резко обострилась. Началисьволнения крымских татар и немцев; татарская интеллигенция в противовесеврейской автономии пожелала создать на севере Крыма немецкую. В начале 1928Вели Ибраимов, председатель КрымЦИК, фактически возглавивший саботирование указанияМосквы о выделении евреям земли в степной части Крыма, был арестован и черезтри дня расстрелян. После этого под личным контролем Менжинского ГПУсфабриковало закрытый процесс «63», по которому за сопротивление еврейскойколонизации Крыма выслали на Соловки и там расстреляли цвет татарскойнациональной интеллигенции. Жестко были подавлены волнения крымских немцев. Сцелью освобождения земель под переселение евреев в Крым Президиум ЦИК СССР всрочном порядке утвердил специальный закон, признающий северо-крымские фондыземлями всесоюзного значения для переселенческих нужд СССР; одновременно наУрал были высланы около 20 тыс. крымских татар. Началось массовое изъятиеземель для новых переселенцев. Всего было изъято 375 тыс. га – сюда планировалипереселить 100 тыс. евреев и провозгласить республику.
19 февраля1929 г. в обстановке повышенной секретности между «Джойнт» иправительством СССР был заключен договор о финансировании американцами «Крымскогопроекта», согласно которому «Джойнт» выделял 900 тыс. долларов в год течение 10лет под 5% годовых. Выплата долга должны была начаться в 1945 и закончиться в1954 г. Правительство СССР обязалось выпустить облигации на всю суммузайма и передать их «Джойнт», а эта организация распространяла акции средибогатых американских евреев – в их числе были Рокфеллер,
Маршалл,Рузвельт, Гувер и др. Всего к 1936 г. «Джойнт» передал советской сторонеболее 20 млн. долларов. К тому времени Сталин уже вел политику по уничтожениюсвоих конкурентов – Троцкого, Каменева, Зиновьева и др. Вскоре Сталин принялрешение об образовании в Крыму двух еврейских районов (вместо автономнойреспублики), а автономную область была создана на Дальнем Востоке вБиробиджане; позже были уничтожены все, кто принимал участие в проектееврейской республики в Крыму. Тем не менее немцы недаром были депортированы изКрыма в 1941 – им отомстили за их антиеврейские выступления. Когда Крым былзанят гитлеровскими войсками, обида на Москву в свете «Крымского проекта» былаосновной причиной альянса крымских татар с немецкими фашистами. С началом войныс Гитлером Сталин был вынужден пересмотреть свою политику в отношении евреев;был создан Еврейский Антифашистский комитет (ЕАК). В США представителям ЕАКнапомнили об обязательствах СССР в отношении займа «Крымского проекта»; чутьпозже выполнение этих обязательств было главным условием распространения наСССР плана Маршалла. В 1944 Сталину было отправлено прошение руководителей ЕАКо создании в Крыму еврейской республики, причем теперь речь шла уже не только осеверных районах Крыма, а обо всем полуострове. В мае 1944 крымские татары, ачерез месяц армяне, болгары и греки были депортированы из Крыма.
РуководителиЕАК уже начали распределять между собой высшие посты в будущей республике.Однако чуть позже СССР поддержал образование еврейского государства вПалестине. У Сталина опять начались припадки подозрительности в отношенииевреев, против руководителей ЕАК был начат судебный процесс; после внезапнойсмерти Сталина в 1953 эта кампания прекратилась. Решение Хрущева о передачеКрыма в состав Украины было вызвано тем, что обязательства по выделению землидля переселения евреев в Крым по договору с «Джойнтом» принимал ВЦИК РСФСР.Таким образом, передача Крыма Украине преследовала цель закрыть вопрос обобязательстве перед сионистскими организациями США о выделении земель исоздании в Крыму еврейской государственности.
Об этойистории косвенно упоминают эксперты компании «Прикладные социальныеисследования» и Центра управленческого проектирования С, Градировский и А. Тупицынв статье «Диаспоры в меняющемся мире» («Содружество НГ», ј7, июль 1998),говоря: «известны как минимум две попытки превращения Крыма в Еврейскуюавтономную область в 20-х и в конце 40-х гг. ХХ в.»

/>/>Библиографический список
1. Исхаков Д. Татары. НабережныеЧелны, 1993.
2. Старченков Г. Крым.Превратности судьбы. // Азия и Африка сегодня. ј10–97.
3. Ланда Р. Ислам вистории России. М., 1995.
4. Полканов Ю. Караи – крымскиекараимы-тюрки. // «НГ-Наука», 12.01.1998, с. 4.
5. Михайлов С. Прошлое инастоящее караимов. // Азия и Африка сегодня. ј10–97.
6. Иванова Ю. Проблемымежэтнических взаимоотношений в Северном Приазовье и Крыму: история исовременное состояние. РАН, Ин-т этнологии и антропологии. М., 1995.
7. Усов С.А. КакРоссия потеряла Крым. «НГ», 20.03.98, с. 8.
8. Бахревский Е. идр. Плацдарм фундаментализма? «Содружество НГ», ј6, 1998, с. 4.
9. Публикации в «Независимойгазете» за июнь 1996, декабрь 1997 и др.
10. Крымские татары:проблемы репатриации. РАН, Ин-т востоковедения, М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Зарождение основ художественной культуры Древней Греции
Реферат Особенности налогообложения при оказании оздоровительных услуг. Налог на добавленную стоимость
Реферат Южный Федеральный округ России
Реферат Проблема занятости трудовых ресурсов, их численность. Центральный экономический район.
Реферат Essay About Criticism Of Shakespeare
Реферат The Beatles Essay Research Paper When people
Реферат Media Essay Research Paper CHICKEN POXChicken Pox
Реферат Договор проката, договор финансовой аренды (лизинг)
Реферат Парентеральные гепатиты и ВИЧ-инфекции
Реферат Многомерная онтология предметов материальной культуры и ее применение в сложных технических сист
Реферат Проблемы дидактического построения дисциплины в свете проблемы построения культурологии как науки
Реферат Аннотация дисциплины «Экология человека» Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет
Реферат Соціальний проект: "Сортування сміття в м. Суми"
Реферат Жуковский Невыразимое
Реферат "Марка, откуда ты родом?"