Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Календарные обычаи и обряды народов Северной Европы

Реферат
на тему: Календарные обычаи и обрядынародов Северной Европы

Введение
Обычаинародов — одна из важнейших и наиболее постоянных тем этнографической науки.Лишь в новое время зародился взгляд, что обычаи — это не только предметпраздного любопытства, наивного удивления или возмущения: они могут быть иобъектом серьезного научного изучения. Впервые этот взгляд высказали писатели XVIII в.: Лафито, Монтескье, Шарльде-Бросс и др. Классики-этнографы эволюционистского направления — Тэйлор,Лёббок и другие — рассматривали обычаи народов как некоторые классификационныеединицы, обладающие тенденцией самостоятельного развития, наряду с элементамиматериальной культуры, верованиями и т. п. Английские функционалисты —Малиновский, Радклифф-Браун — видели в обычаях («институтах») неотделимую составнуючасть того целого, которое они называли «культурой» или «социальной системой».Культура в широком смысле слова-всё, что создано и создаётся человечеством, оторудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самогообраза жизни людей до науки и искусства, морали и философии. Ныне культурныйслой покрывает почти всю планету.
«Обычаем»называется всякий установленный, традиционный и более или менее общепринятыйпорядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные правила поведения.Термин «обычай» близок к понятию «обряд» («ритуал»), и во многих случаях этидва понятия даже равнозначны. Но понятие «обряд» уже, чем понятие «обычай».Всякий обряд есть обычай, но не всякий обычай есть обряд. Например, свадебныеили похоронные, святочные или масленичные обычаи представляют собойустановленные обряды. Но есть очень в которых нет ничего обрядового: напримеробычай брить бороду, обычай мыть руки перед едой, обычай соседскойвзаимопомощи, обычай единонаследия. Наиболее интересны, но и наиболее сложныдля изучения, как раз обычаи обрядового типа: те, которые выражаются втрадиционных, совершаемых в установленном порядке и в определенной формедействиях. Как правило, эти обычаи-обряды имеют определенное символическоезначение, т. е. служат «знаком» какого-то представления, какого-тообщественного отношения. Главной задачей исследования в таких случаяхстановится — найти то значение, которое скрыто в данном обычае-обряде. Понятьзначение этих обрядов и выяснить их происхождение — цель этнографическогоизучения. Народные обычаи чрезвычайно разнообразны, и уложить их в какую-тосистему классификации трудно. И даже если взять не все вообще обычаи, а лишьобычаи-обряды, то и они оказываются весьма многообразными и с трудом поддаютсяклассификации.
В даннойработе мы рассмотрим календарные обычаи и обряды народов Европы в зимнийпериод. На календарные обычаи народов Европы сильное влияние оказалахристианская церковь с ее годичным кругом праздников, постов и памятных дней.Христианское вероучение довольно быстро распространялось по всей Европе. В IV в. приняли христианство готы,вандалы, лангобарды; в V в.свевы, франки, ирландские кельты; в VI в. шотландцы; в VII в.англосаксы, алле-манны; в VIIIв. фризы, саксы, даны; в IX в.южные и часть западных славян, шведы; в X в. восточные славяне (Русь), поляки, венгры; в XI норвежцы, исландцы; в XIII в. финны. Принятие христианстваотдельными европейскими народами отнюдь не было мирным процессом. И,безусловно, церковь оказала огромное влияние обряды и обычаи всех жителейевропейских стран. Но христианское вероучение никогда не было единым.Постепенно накапливавшиеся догматические, обрядовые, канонические расхождения,в которых отражались политические противоречия, привели, наконец, к формальномурасколу церквей (1054 г.). Этот раскол имел неисчислимые последствия для всейкультурной истории европейских народов. Влияние того или иного вероисповеданияпо-разному сказалось на традициях проведения календарных обрядов. Одна из целейработы — исследовать генезис народных календарных обычаев и обрядов странзападной Европы. Также раскрыть соотношение религиозно-магического и эстетического(художественного, украшательского, развлекательного) элемента в календарных обычаях;исторический переход первого во второй. Выяснить какие обычаи сохранились насегодняшний день. Следует подчеркнуть, что обряды эти в большинстве своем носятнародный характер. Церковный элемент в них был внесен значительно позднее изачастую не изменил сущности обрядов.

Календарныеобычаи и обряды народов Северной Европы
Народныеобычаи и обряды – это существенная часть духовной культуры народа, отражающаяего мироощущения, в разные периоды исторического развития. Изучение их оченьважно при исследовании процессов интеграции, адаптации и взаимовлияния,происходящих между разными народами, так как часто именно в традиционныхобрядах проявляется этническая традиция народов.
Примеромстойкости такой традиции является сохранение в праздничном меню европейскихнародов старинных традиционных ритуальных кушаний: рождественского жареногогуся или индюшки, жареной свиной головы или свинины, каши из разных хлебныхзлаков, бобовых растений, каштанов, орехов, раньше считавшихся символомизобилия.
Известно,что многие обряды зимнего календарного цикла были связаны с суевериями ипредрассудками, свойственными древним земледельцам и скотоводам в те отдаленныевремена, когда уровень развития производительных сил был очень низок. Конечно,первоначальная и древнейшая основа зимних обычаев и обрядов — неразвитость земледельческоготруда, зависимость древних хлеборобов от стихийных сил природы — давноперестала существовать. Конечно, выросшие на этой основе примитивные магическиеверования, колдовские обряды плодородия и т. п., так же как и вера в гадания,мантика всех видов — все это в прошлом, и даже в далеком прошлом. И чем вышерост производительных сил в стране, чем интенсивнее проходит индустриализациясельского хозяйства, тем все более забываются различные магические приемы иколдовские действия, направленные на обеспечение благополучного года дляземледельца.
Сохраняющиесяеще в пережиточной форме здесь и там осколки старой аграрной обрядности либосвидетельствуют о низком культурном уровне их исполнителей, в большинствеслучаев представителей старшего поколения либо уже совсем потеряли своймагический смысл и превратились в развлечения, оставшись одной из национальныхтрадиций того или иного этноса. Можно найти много примеров сочетания вобрядности рациональных приемов, практических действий, выработанных земледельцамина протяжении многих веков эмпирическим путем и, возможно, сохраняющих своезначение в наше время, и грубых суеверных примет и верований, смысл которыхподчас даже трудно уловить. Таковы, например, два рода примет о погоде: одниприметы были обусловлены большой наблюдательностью крестьянина, хорошим знаниемим окружающих географических условий; другие же порождены суевериями и не имеютникакой практической основы. Точно так же в распространенных в некоторыхстранах обрядах, направленных на обеспечение урожая плодовых деревьев,рациональные действия (посыпание — удобрение земли вокруг дерева золой,обвязывание его соломой) сопровождаются религиозными предрассудками: золадолжна быть непременно от сгоревшего рождественского полена, солома — изобрядового рождественского снопа и т. д.
Некоторыетрадиционные обычаи и ритуалы складывались в те времена, когда в семейном иобщественном быту было много жестокого, несправедливого: например, в святочныхгаданиях отчетливо сказалась одна черта — девушка гадает о женихе, о том кто ее«возьмет», куда ее «отдадут». Иначе говоря, здесь сказался застарелый взгляд наженщину, как на неполноправное существо, которое можно «взять» или «не взять»,можно «отдать» туда-то и туда-то. В других обычаях проскальзывает насмешка наддевушкой, не вышедшей в истекшем году замуж.
Еще недавносохранялись в некоторых странах грубые обычаи варварского убийства животных,птиц, некогда связанные, по-видимому, с обрядами жертвоприношения.
Не менеежестоки и встречающиеся кое-где обычаи ритуального хлестания членов своейобщины колючими ветками до появления крови.
Обычаи,связанные с возрождением природы после дня зимнего солнцеворота, с заклятиямиплодородия, нередко сопровождались грубыми эротическими играми.
Большойвред в прошлом приносили приуроченные к зимнему календарному циклу поверья обособой власти в праздничный период разной нечистой силы и основанные на этихповерьях действия по выявлению ведьм, колдуний и пр. На протяжении всегосредневековья много невинных людей было жестоко замучено или затравлено из-заэтих нелепых суеверий.
Нельзя,наконец, не упомянуть о большом вреде для человека и некоторых церковныхобрядов и установлений. Соблюдение перед каждым большим праздником длительных,истощающих организм постов, особенно характерное для католиков, наносило, кпримеру, большой вред здоровью людей.
Стечением времени старый смысл магических действий и обрядов забывался и онипревращались, как это показано в изложенном выше материале, в народные игры иразвлечения. Постепенно становятся анахронизмом и те жесткие церковные формы, вкакие духовенство постаралось облечь старинные народные празднества. Но ведь вбольшинстве случаев эти церковные формы и в прошлом ничего не изменили посуществу в народных традициях. Обычаи остались тем, чем они были, а связь их тос одним, то с другим святым, оказывается, по большей части случайной. Да и самисвятые из легендарных мучеников за веру превратились в большинстве случаев взабавные фольклорные персонажи) одаривающие детей подарками или фигурирующие ввеселых процессиях ряженых.
Словом,наличие религиозного, церковного элемента в зимнем святочном ритуале ничего неменяет в чисто народном и по существу уже давно вполне светском,развлекательном характере этого ритуала. Ведь если говорить о собственнорелигиозном, церковном взгляде на народные календарные праздники, то надовспомнить, как сурово, как беспощадно преследовали ревнители церкви,христианские фанатики — кальвинисты, пресвитериане, пуритане — всякий намек накакие-либо праздничные увеселения или развлечения, — будь то рождественские,пасхальные или иные. Читать библию и слушать рождественскую проповедь — вот чтодолжен делать верующий христианин на праздник рождества Христова. Отступленияот этого правила строго наказывались. Так же смотрела на дело и православнаяцерковь, сурово осуждавшая «скверная бесовская действа и игрища», «нощноеплещевание», «бесовские песни и плясания» и прочие «богомерзкие дела» во времяцерковных праздников. И действительно, ведь самому духу христианства с его пренебрежениемк земной жизни и с ориентацией на загробный мир, на спасение души — праздничнаясвяточная обрядность была и остается враждебной.
В борьбеза новую демократическую и социалистическую цивилизацию надо охранять иподдерживать все то в народных традициях, что может украсить жизнь человека,сделать ее ярче, радостней и разнообразней. В длительном процессе взаимовлиянийи взаимозаимствований среди европейских народов все более проявляется тенденцияк созданию новых черт зимней обрядности, свойственных всем народам Европы. Этиновые черты складываются, безусловно, на основе старых народных ритуалов иобычаев европейских земледельцев, но распространяться они стали вначале средигородского населения и лишь постепенно в обновленной форме традиции проникают всельские местности.
Яркийпример одного из таких обычаев — рождественско-новогодняя елка. Еераспространение было подготовлено издревле существовавшим среди европейскихнародов обычаем употребления и зимней обрядности веток вечнозеленых растений,иногда украшенных разноцветными нитками, бумагой, орехами и пр. В своемсовременном виде елка, как уже сообщалось, появилась в середине XVIII в. в Германии и отсюда постепенностала распространяться в другие европейские страны, завоевав к настоящемувремени большую популярность почти у всех народов Европы.
Обычайобмена подарками в период зимнего цикла праздников, хорошо известный еще древнимримлянам, сейчас также стал общеевропейским
Всередине XIX в. в Англии была отпечатана перваякрасочная поздравительная рождественская открытка, а в наши дни письменныепоздравления стали общепринятыми во всех странах; с каждым годом выпускаетсявсе больше ярких художественных открыток.
Интереснатакже происходящая на наших глазах трансформация традиционного мифологическогообраза, приносящего подарки детям. Прежние образы святых — св. Николая, св. Мартина,младенца Иисуса и другие — все более вытесняются одним аллегорическим образом ДедаМороза — «Санта-Клауса» или чаще Отца Рождества, очень сходных в разных странахдаже своим внешним обликом. Его постоянной спутницей становится Снегурочка илиФея зимы. Традиция ряженья вызвала к жизни устройство в городах массовыхнародных гуляний, маскарадов.
Так,утратив религиозный смысл, обряды зимнего цикла вплелись в ткань современной общественнойжизни.
Зимниеобряды и праздники начинаются у скандинавских народов с ноября и продолжаютсядо февраля. Самый большой зимний праздник — рождество, 23 декабря. К немуприурочено много обычаев, обрядов, поверий.
Несмотряна то, что большинство жителей скандинавских стран — протестанты повероисповеданию (лютеранство было введено во всех странах Скандинавии послереформ 1527-1539 гг.), среди народа до сих пор бытуют обычаи и обряды,приуроченные к дням памяти христианских святых и соблюдаемые католическойцерковью.
Этотфакт лишний раз показывает, что народные обряды и праздники по существу оченьмало связаны или совсем не связаны с церковными образами святых и чисто внешне,формально приурочены к дням памяти того или иного святого. Популярность этихсвятых объясняется лишь совпадением церковных дат со знаменательными моментаминародного сельскохозяйственного календаря.
Наиболеепопулярны из этих дат — дни св. Мартина, св. Николая, св. Лю-ции.1
Со днясв. Мартина (11 ноября) лето считают оконченным, и начинается зима. К этомувремени скот уже находится в стойлах, собран весь урожай, закончены уборочныеработы. День св. Мартина — покровителя животноводства — нередко соединяется спраздником урожая. В некоторых местах Швеции в день Мартина в каждой деревнесобираются арендаторы-мужчины для подведения годовых итогов. Все рассаживаютсявокруг длинного стола, на котором расставлено вино, пиво, закуски. По кругуобносится чаша с вином с пожеланиями счастливого года и хорошего здоровья.
По-другомуотмечают этот день деревенские женщины. У них день св. Мартина связан сокончанием выпаса гусей. Гуси в течение лета пасутся все вместе на пастбище.Для того чтобы отличить гусей осенью, каждая хозяйка ставит свои специальныеметки. Когда осенью пастьба прекращается, пастушки пригоняют гусей в деревню иразводят их по дворам. При этом часто получается путаница. Поэтому в один изближайших дней все женщины в деревне собираются и идут от двора ко двору,выбирая своих гусей. Это «путешествие» называется «гусиный поход» («gasagang»). После осмотра деревенских гусейженщины устраивают вечером праздник с выпивкой и угощением. Позднее к женщинамприсоединяются мужчины, и продолжается общее веселье.
Праздникпроводится также и в домах, устраивают семейные обеды из осеннего урожая игусятины. Существует легенда, что св. Мартин прятался в амбаре, а гусь выдалего, поэтому надо свернуть гусю шею и съесть его.
В Мартиновдень известны разные гаданья, кости гуся стараются определить, какая будет зима-суроваяили мягкая. В этот день всевозможными символическими действиями вызывают добро,благополучие. Злых духов прогоняют хлыстами, колокольчиками.
Праздниксв. Николая (6 декабря) считается праздником детей. Мужчина с белой бородойнаряжается св. Николаем, в одежде епископа он едет на коне или на осле сподарками в мешке за спиной (с орехами, сушеными фруктами, варежками и др.) и с кнутом. Онсправляется о поведении детей, одаривает их или наказывает.
В староевремя в Дании дети перед сном в день Николая выставляли тарелку на стол или ставилиботинки под трубу, в которую клались подарки. Такой обычай в Швеции, Норвегии иИсландии не упоминается, хотя не исключено, что он мог существовать и в этихстранах.
Большимпраздником считается день св. Люции (Люсии) (13 декабря). Праздник знаменуетвнесение святой Люцией света в темное время года — к рождеству. Само имя Люциипроисходит от «lux», «lys» — свет. День Люции, согласнонародным приметам, самый короткий во всем году и поэтому считается серединойзимних праздников. Истоки праздника Люции неясны; возможно, он — возник вдохристианское время. По церковной легенде в IV в. христианка Люция была осуждена и умерщвлена язычниками заверу. Празднование дня Люции прослеживается на протяжении многих столетий.Среди старых людей в Швеции существует поверье, что Люцию можно увидеть нарассвете над замерзшими озерами: на голове у нее — светящаяся корона, а в рукахона держит угощение для бедных. В старое время у шведов это был домашнийпраздник, но в настоящее время он отмечается и вне семьи.
Люция —молодая девушка в белой одежде с красным поясом и в короне из веток со свечами.Она посещает на рассвете дома, разнося на подносе кофе и печенье. Всостоятельных домах в старое время в роли Люции часто выступали служанки, такжеодетые в белую одежду и с короной на голове. Лакомства получали также идомашние животные: кошка-сливки, собака — хорошую кость, лошади — овес, коровыи овцы — сено. Этот день некогда праздновали с большим подъемом. Никто вдеревне в ночь Люции не спал, повсюду в домах горел свет, и ночные деревнивыглядели, как в сумерки вечером. В семьях св. Люцию изображает старшая дочь.
Внастоящее время праздник св. Люции отмечается коллективно — в организациях, назаводах, в больницах, в общественных местах (городах и деревнях). Люция — красивая девушка-выбирается голосованием. В этот праздник улицы многих шведскихгородов переполнены костюмированными спутниками Люции-молодыми девушками в белой длинной одежде сосвечами в руках и юношами в белой одежде и серебряных шапочках с вырезами ввиде звёзд и луны, бумажными фонарями в руках. В день Люции школы рано кончаютзанятия и отмечают его иллюминацией.
Последня Люции принимаются с еще большим рвением за подготовку к рождеству.
Рождественскийцикл условно охватывает два месяца с 1 декабря до 1 февраля — подготовку крождеству и празднование. Самое важное и торжественное время «12 дней» отсочельника до крещения (24 декабря—6 января). Все работы оставлены. 25 и 26декабря по всей Скандинавии не работают учреждения и предприятия, а в школахнаступают каникулы.
Рождественскиесвечи отливаются в новолуние, так как верят, что такие свечи светят ярче.
Рождествоюль (jul) с большой торжественностью отмечаютдо сих пор в областях Смоланд и Сконе в Швеции. Подготовку к празднику начинаютза месяц до него. Кто-либо из семьи, согласно старому обычаю, должен заранеепозаботиться о новой одежде и обуви к рождеству. В какой-то из дней, недели задве до праздника, режут откормленных рождественских поросят, что происходитобычно между двумя-тремя часами утра. За день до этого хозяйка готовит хорошовычищенный или новый котел с мукой, в который должна стекать кровь животных.Когда поросят режут, то кто-нибудь находится возле котла и помешивает кровь имуку до тех пор, пока смесь становится густой и запекается. Это чаще всеговыполнялось женщиной в возрасте за 50 лет, не имеющей беременности, так каксчитали, что у беременной женщины в таком случае может родиться больной ребенок(с падучей болезнью или с физическим недостатком). Молодым женщинам илидевушкам, имеющим жениха, строго воспрещалось принимать какое-либо участие вубое скота.
При убоепоросят копыта и соски закапывали в свинарнике на то место, где лежалпоросенок, так как было поверье, что это приносит удачу в разведении свиней.
Чащевсего убой скота в Швеции происходит в середине или конце ноября. Для этогоживотных после летней пастьбы и завершения всех полевых работ ставят на двордля откармливания. Обычно к убою готовят корову или быка, пару свиней инесколько овец. Гусей резали для рождества раньше, это происходило в день св.Мартина или перед ним. В каждой деревне кто-то из крестьян специальнозанимается таким ремеслом.
Изсвежей крови животных готовят сразу же кровяную колбасу блопелсан (blopolsan), пользующуюся большойпопулярностью. Не менее популярным кушаньем является палтар (paltar) — шарики величиной в два кулака,приготовленные из смеси муки с определенным количеством свежей крови, иподжаренные на сале. Часть мяса и свинины коптят, но значительное количествозасаливают и не едят до рождества.
Послеприготовления мяса и колбас принимаются за пивоварение. Это делают чаще всего вспециальной постройке (stegerset), расположенной по соседству с жильем. Пиво варят в течение трех-четырехдней без перерыва с утра до вечера. Получают три сорта пива: собственно рождественское,густое и крепкое, затем более жидкое и, наконец, брагу или квас. При домашнемприготовлении напитков расходуется довольно значительное количество зерна.Солод имеется почти в каждом хозяйстве, и не только для собственных нужд, но идля продажи.
Большевсего времени занимает выпечка хлеба, которую тоже надо было провести дорождества. Хлеба пекут из муки разного сорта. В первую очередь пекут огромныекруглые хлеба седбред (sodbrod)из муки грубого помола по 6—8 кг весом для ежедневных расходов. Духовые печиимеют большие размеры, так что в них за один раз помешают 12—15 таких хлебов.Перед выпечкой на каждом из хлебов вязальной спицей делают крест, для тогочтобы тролль (злой дух) или иная нечистая сила не околдовала выпечку.
Крождеству пекут столько хлеба, что его хватает до весны. До дня благовещенья (Bebadelsedag) — 25 марта выпечку не делают. Длятого чтобы хлеб предохранить от плесени, его закапывают в кучи зерна.
За 14дней до рождества начинают готовить «рождественские дрова» юльвед (julved), т. е. колья и шесты.
Во всехзажиточных домах проводилась выпечка, и варилось пиво не только себе, но и дляраздачи беднякам, сторожам, работникам, пастухам. Подарки состояли из хлеба,мяса, каши, пива, свечей. В сочельник перед заходом солнца все жители деревнисобирались в церкви. По возвращении домой все садились за праздничное угощение.С рождеством наступает всеобщее празднование; нет ни одного даже бедного дома,где бы не отмечалось это событие.
Самую маленькую хлебную лепешку всегдадержат в тайнике от одного рождества до другого или даже более длительноевремя. Нередко были случаи, что 80—90-летняя женщина хранила хлебную лепешку,испеченную в ее молодости.
Существовалоповерье, что рождественские хлеб и пиво, которые долго хранились, якобы обладаютсверхъестественной силой; они считались целебным средством против болезнейлюдей и животных. Кусок рождественского хлеба или лепешку сёкакан (sakakan) во многих местах Скандинавии всегдахранят до начала весеннего сева. Прежде чем в первый раз опускают плуг илиборону в землю, дают кусок хлеба или лепешку лошади. При севе кусок хлеба такжележит на дне сеялки, а после завершения весеннего сева пахарь должен съестьэтот хлеб и запить рождественским пивом. Верили, что в таком случае будетхороший урожай.
Послетого, как проведен убой скота, сварено пиво и хлеб выпечен, начинается уборкапомещения — моют потолки и стены, оклеивают их обоями, натирают полы, красятпечи, чистят инвентарь и посуду. Оловянную и серебряную посуду, начищенную доблеска, выставляют на полках над дверью в жилье. Утром в сочельник наряжаютелку. Перед рождеством все работают без отдыха, особенно женщины.
Канунрождества, сочельник (24 декабря), называют юлъафтон, юльафтен, юлеафтен(julafton, julaften, juleaften). В сочельник перед обедом всезаняты мелкими делами. Работники приводят в порядок все хозяйственные постройкии рубят дрова, так чтобы этими делами не заниматься до крещения (до трехкоролей), готовят лучины, убирают снопы из закромов, чистят лошадей. Домашнимживотным дают лучший и более сытный корм, чтобы «быть с ними в хорошихотношениях». Пока кормят животных, хозяин в последний раз обходит двор и пашнюи смотрит, весь ли инвентарь убран. Обычным было мнение, что если крестьянинзабыл свой сельскохозяйственный инвентарь на пашне на рождество, то он самымпоследним собрал урожай в минувшем году. Так проходит время до обеда.
Празднованиерождества начинается собственно в сочельник. В некоторых местностях Скандинавии(преимущественно в Западной и Южной Швеции) во второй половине дня в сочельникв старое время устраивали «макание в котел». Оно заключалось в том, что кускихлеба на вилке макали в мясной бульон, в котором варилось мясо для наступающегопраздника, и съедали. Макание в котел происходило с известной торжественностью ирассматривалось как вступление в собственно праздник. Эта церемония называлась«doppa» (макание). Поэтому и сочельникполучил название в некоторых местах Швеции доппаредаген (dopparedagen) (день макания) 12. После маканиямылись в бане, надевали праздничную одежду. К сочельнику до середины XIX в. на пол расстилали солому (послетого как приводили жилое помещение в порядок) и накрывали стол.
Околошести часов вечера усаживаются за стол и угощаются. Угощение одинаковое — всочельник, рождество, Новый год и крещение. В вечернюю трапезу в сочельник едятрождественский окорок и кашу, затем рыбу, хлеб из тонко просеянной муки смаслом. Среди напитков в сочельник первое место занимает самое лучшее, крепкоерождественское пиво. После трапезы под котлами разводят большой огонь в каминеиз толстых сосновых дров, которые дают большой дым юльрек (рождественский дым)(julrok). Одновременно домашних животныхвыпускают на водопой и окуривают рождественским дымом. Золу после этого огня невыбрасывают, а сохраняют и на второй день утром посыпают ею домашних животных:якобы это может защитить их от болезни, черта и дурного глаза. После трапезычитают рождественскую молитву. Затем раздаются рождественские подарки. Вместоелки во многих местах бытовал деревянный шест, украшенный красной и зеленойбумагой, а также восемью— десятью свечами. В сочельник зажигают свечи, и онигорят всю рождественскую ночь.
ВНорвегии и Дании подготовка к рождеству начинается также задолго до него. Уже вноябре закалывают свиней и телят, и мясо перерабатывают на деликатесы всякоговида. Перед рождеством проводится полугодовая уборка дома и чистка посуды.Дрова заготавливают заранее на две недели, так как на святках в течение двухнедель все работы запрещены. Ткацкие станки и прялки убираются и применяютсяснова только после крещения.
Домашним животнымвыдается лучший корм со словами магического заклинания. С рождеством связаномного обрядов и обычаев, поверий. В Норвегии рассказывают легенду о нерадивойдевушке, не накормившей животных в этот день. Девушкасидела у забора и вдруг услышала слова «пусть ослепнет тот, кто у заборасидит», и она тотчас ослепла. Считают, что это был голос голодной коровы.
За двенедели до праздника в Норвегии и в Дании убирают помещения, чистят утварь,пекут пироги и особые булочки, приготавливают вина и различные напитки. Вдеревнях крестьяне убирают скотный двор, чистят и кормят лучшим сеном наканунерождества домашних животных, чтобы «они готовы были приветствовать веселоерождество». На плугах и боронах рисуют кресты и убирают орудия под навесыдворов. В Дании до сих пор существует поверье о том, что бродячий сапожникможет обнаружить вещь, на которой крест не нарисован, и сесть на нее, этопринесет несчастье в дом. Объяснение находят в легенде, что «несший свой крест»остановился отдохнуть у дверей сапожника. Сапожник его прогнал, и тогда «несшийкрест» пригрозил сапожнику, что он будет бродить до его возвращения. В народеговорят, что сапожник уже двести лет ходит по Дании и ищет неосвященный плуг, иесли он найдет его, то проклятье кончится и перейдет от него к владельцу плуга.Известная народная легенда рассказывает, что в ночь под рождество можноуслышать шаги бродячего сапожника.
Передрождеством заканчивается праздничная выпечка и изготовление украшений для дома:бумажных вырезок на стены, звездочек для елки, деревянных игрушек, соломенныхживотных-козлов юлебокар (julebockar), свиней юлегризар (julegrisar). Среди разных фигур — украшений, подарков — наиболее популярен козел.
Популярныи рождественские птицы (петух, голубь), деревянные или соломенные. Они частостоят с козлом на рождественском столе. Их вешают к потолку. Эти соломенныефигурки связаны с древней мифологией: козел — атрибут Тора, бога-громовержца,свинья — бога Фрея и т. п. По всей Скандинавии очень принято дарить подаркиродным, друзьям, знакомым. Подарки заворачиваются и запечатываются краснымвоском, в них вкладываются стишки или поговорки об употреблении подарка.Наряжают елку или рождественское дерево (пихту, ветви сосны и можжевельника)втайне от детей, украшают обязательно национальным флагом сверху (в Норвегии иДании), мелкими флажками снизу, всякими игрушками.
24декабря днем в Норвегии, как и в Швеции, семья собирается у очага для «маканияв котел» (dopp grytan). Котел с вареным мясом, сосисками или ветчиной стоитна очаге. Каждый, включая гостей и слуг, отрезает кусок белого хлеба верторед,вертероред, вероред, опускает на вилке в котел с мясным соусом, затем ест этотхлеб с куском мяса. Это делают на счастье. Произносят тосты за счастье, пьют глинтвейниз вина, рома, пряностей, иногда что-нибудь иное.
24  декабря, в канун рождества, во всехСкандинавских странах все готово к празднованию. Все магазины и базары закрыты.
25  декабря наступает кульминационный моментзимних праздников время добрых пожеланий и больших радостей. Как бы поздно ни угомонилисьнакануне праздника, 25 декабря все на ногах уже рано утром, в шесть часов.
На селев каждом окне горят свечи. Катаются на санях с сосновыми факелами. Затемгорящие факелы бросают в костер, разведенный на высоком месте церковного двора.Произносят традиционное праздничное приветствие «God jul!». Огонь тушат с наступлением рассвета и т. д.
Дома дообеда каждый занимается своими личными делами. Праздник в первый деньпроводится в семье. В гости никто не ходит, так как считают, что тем самымвыносят счастье из дома. Чужого человека, зашедшего в дом, однако, угощаютпивом.
Напраздничном столе почти всегда стоят рыбные блюда, и, прежде всегорождественская треска лутфиск (lutfisk)своеобразного приготовления. Треска сначала сушится, а затем вымачивается досостояния желе. Печеные изделия поражают своей вычурностью и фантазией—фигурный хлеб, печенье в виде фигур различных животных, четырнадцать видовразличных пирожных, на каждый день по одному виду, а на десерт— рождественскийторт. На столе обязательно присутствуют крепкое пиво, пунш и кофе. Во многихдеревнях Скандинавии, особенно в Норвегии, одеваются в старинные национальныекостюмы, в городах — в нарядную одежду. Ужин устраивают горячий и холодный. Доначала XX в. в Норвегии во времярождественского вечера кто-нибудь тайком делал соломенное чучело и прятал егопод стол. Чучело часто одевали в мужскую одежду. Оно называлось юлесеен — «julesven» (рождественский парень). Всочельник рядом с чучелом ставили еду и кружку пива. Этот обычай и теперьвстречается в горных районах Норвегии.
Послеужина открывается дверь в комнату с елкой, которую до этого скрывают от детей.Отец семейства читает молитву. Затем раздается стук в дверь, входит«рождественский дед» — юлегуббе, юлеманд (]julegubbe,julemand), юльтомтен, юлениссе (jultomten, julenisse), которого изображает дядя, брат илидругие мужчины из семьи. Рождественский дед по внешнему виду очень похож нарусского Деда Мороза: он одет в красную шапку, с белой бородой, несет мешок сподарками за плечами, прибывает в санях, запряженных козлами бога Тора. Дети,получив подарки, благодарят его поклоном. После раздачи подарков Дедом Морозомводят хороводы вокруг елки.
Послеторжественного ужина начинаются танцы и игры, которые продолжаются все святки.Танцуют поочередно в каждом доме. Самый первый дом в связи с этим в некоторыхобластях Швеции освящают (в обл. Эстер-гетланд). В первом доме перед танцамиустраивают представление. В дом входят две молодые девушки в белой одежде скрасивыми блестящими коронами на голове, с угощением на подносе. Затем входятдве следующие девушки, одетые так же, и вносят куст (buske) или небольшую елку с горящими свечами. Елку ставятна пол посередине дома, и все четыре девушки образуют круг около елки и поютпесни в честь всех присутствующих. После этого елку ставят на стол и начинаюттанцевать. У любителей спорта после обеда — коньки, лыжи, санки. На второй деньрождества чаще всего устраивают народное театральное представление.Рождественские танцевальные вечера являются временем веселых шуток и проказ,которые устраивают ряженые. Чаще всего рядятся в козла, надевая на себявывернутую овчину, а на голову приделывая рога, деревянные или настоящие.Иногда во рту маски торчит зажженная пакля или лен, так что вокруг летят искры.Ряженые врываются в середину танцующих и вызывают переполох. В некоторыхдеревнях в роли ряженых в рождество выступают в течение нескольких лет одни ите же люди. Кроме «ряженых-козлов», в рождество ходят по домам так называемые«рождественские привидения» юль спекен (jul spoken). Мужчины обматываются поверх одежды большим кускомльняной ткани, затягиваются шнуром по бедрам, набивают под ткань солому дляизменения фигуры, на шею подвязывают длинный грубый шерстяной галстук, надеваютчерную высокую шляпу, лицо обмазывают сажей или темной краской, берут в рукипалку и в таком виде ходят по домам. Обычно переодетый мужчина ходит на пару сженщиной или девушкой; она наряжается в большое старое женское пальто, а наголову надевает широкополую шляпу. Войдя в дом, ряженые спрашивают, какуюработу они могут сделать. Им поручается какое-нибудь дело, а затем их угощаютпивом, вином, орехами, рождественскими яблоками. Ряженые поют песни, подкоторые можно танцевать. После начала танцев ряженые идут в другие дома,выбирая обычно наиболее приветливых и щедрых хозяев.
Раноутром на второй день праздника хозяин осматривает двор, так как часты случаи,что в хлев и сарай, шутки ради, забрасывают ночью много навоза, мусора и снега,особенно тем хозяевам, на которых были обижены. Если же хотели сделать приятноехорошим хозяевам, то, наоборот, убирали в хлевах и сараях и все приводили впорядок.
Bечером на второйдень в деревнях начинались веселье, празднества, называемые «рождественскиеизбы» юлъ-стугорна (julstugorna) станцами и плясками. Каждый парень выбирает себе девушку для танцев на весьвечер. В рождественские дни устраивают различные игры, в которых принимаютучастие люди всех возрастов. Играют в жмурки, подменивают обувь, продевают сзакрытыми глазами нитку в иглу, гадают на орехах и т. д. Участники такихвеселых сельских празднеств любят исполнять популярные народные песни.
Вгородах 26 декабря — день вечеринок и визитов, праздников на предприятиях и ворганизациях. Праздники устраивают как взрослые, так и дети. Гостеприимство вэти дни особое. Во многих местах по обычаю прохожие должны зайти в дом иразделить праздничную трапезу.
С этогодня и до 13 января продолжаются встречи, танцы и празднества с обильнымугощением, хождение в гости. На этих вечерах часто происходило знакомство междудевушками и молодыми людьми.
Врождественские дни ремесленники и другие горожане надевают самые лучшиекостюмы, носят маски грубо сделанные из дерева, — голову вола, рога козла.Молодежь ходит по улицам с песнями, дает театральные представления.
Радостнымсобытием для населения всех возрастов является посещение рождественскогобазара. В известном стокгольмском парке Скансен (музее под открытым небом)торговцы, ремесленники и кустари предлагают свои специальные изделия:норрландскую колбасу, селедочный салат, самые различные сорта сыра, изделияхудожественного ремесла и многое другое. По вечерам в Скансене проводятся танцыпод рождественской елкой. Магазины с их богатыми витринами в эти дни бойкоторгуют.
У стокгольмцевсуществует обычай посещать в сочельник могилы, и могильный холм украшают елкойс горящими на ней свечами. Рождественская елка обычна и на датских могилах.
Бытуетобычай накануне Нового года устраивать шествия ряженых. Ряженые часто несут напалке набитую сеном голову козла с длинной бородой из пакли. Здесь же частоприсутствует и юлесвен (рождественский парень).
Святочноевеселье прерывалось лишь торжественным тихим новогодним днем. Между рождествоми Новым годом не проводится никаких работ, кроме ухода за животными. Новый годстремятся провести как можно удачнее, чтобы весь год был счастливым. Готовяттакие блюда, которые, по поверью, якобы исцеляют от болезней на весь год(например, всевозможные яблочные угощения от болезней желудка и т. п.).
Улицыстолицы перед Новым годом и в Новый год в огнях иллюминаций и праздничномубранстве зеленых гирлянд из еловых веток. Обычно встреча Нового года в городахпроисходит так: семья собирается за праздничным столом. В полночь открываютсяокна, выходят на балконы, палят из ракетниц, жгут бенгальские огни. В канунНового года кое-где устраивают маскарад, групповые визиты, танцы, закуски дома,у соседей.
ЗападнойЮтландии в виде новогодних шуток прячут колеса от телеги в колодец или вилызабрасывают на крышу, поэтому осмотрительные хозяева заранее убирают весьинвентарь под замок.
Вполночь перед Новым годом в церквах звонят колокола по уходящему году. Вгородах в Новый год устраиваются маскарады в общественных местах и на улицах.
Новогоднийужин состоит из всевозможных закусок. Обязательное блюдо в приморских районахДании — треска с горчицей.
В Новыйгод, 1 января, утром идут в церковь, а затем празднуют дома или идут в гости.Раньше Новый год отмечали преимущественно дома в семенном кругу. На праздничномстоле в Новый год такие же блюда, как и в рождество. На столе всегда стояттакже различные холодные закуски смергссбред, смергёс, смерребред,преимущественно рыбные — семга, салат из селедки. Главное блюдо в Новый год —треска, обязательным блюдом считается также рисовый пудинг со счастливойизюминкой. На обеденном столе всегда стоит жареный гусь, подают также мясо,сыр, овощи, пироги, сладости. Пьют много пива.
Вовторой день Нового года устраиваются вечеринки, званые обеды или проводятсяпраздничные увеселения (в организациях, клубах и т. п.).
2января, на 9-й день рождества, устраивают пир старые мужчины. На пирурассказывают саги о троллях и привидениях. Этот день называется губбдаген —«день стариков».
6 января — праздник трех королей, или крещение,12-й день рождества.
Этотпраздник имеет средневековые традиции. К нему также приурочены поверья инекоторые обычаи, хотя гораздо меньше, чем к рождеству и Новому году. В этотдень, по народному поверью, добрые духи приходят с пожеланиями к детям. Повсюдузажигают трехрожковые канделябры. Студенты устраивают праздничные шествия спеснями и бумажными фонариками. Проводятся народные игры. В городах изображаютшествие святых королей с востока; юноши и мальчики — в белой одежде и белыхконических шапках, украшенных помпонами и астрономическими знаками, несут надлинных шестах большие прозрачные бумажные лампы, освещенные изнутри. Вдеревнях мальчики наряжаются в библейские костюмы и ходят из дома в дом,распевая старые народные песни с пожеланием благополучия, передающиеся изпоколения в поколение.
Деньтрех королей — окончание праздничного сезона. Начинают убирать елки и зеленыеветки с домов. Ночью молодые девушки гадают и пытаются узнать свою судьбу. Постарому обычаю они пятятся спиной и бросают ботинок через левое плечо. При этомпросят королей предсказать судьбу. Тот, кого девушка после гаданья увидит восне, станет ее женихом.
13января — праздник св. Кнута, 20-й день рождества, официальный конец праздников.Св. Кнут, по старой народной поговорке, прогоняет рождество. В домах открываютокна и двери, чтобы метлой или другим предметом вымести рождество. Посуществующему обычаю в этот день во многих областях Скандинавии устраиваюттрадиционные рождественские бега по занесенным дорогам и озерам в санях,запряженных лошадьми, с бубенцами и веселыми песнями. По народному поверью,сами тролли (духи) устраивают в этот день скачки под предводительством троллихиКари 13-й. Праздник св. Кнута — последний день веселого рождества. Елку илирождественское дерево разбирают, рубят и сжигают в печи.
Итак,рождество кончается 13 января. Говорят, что «Кнут уезжает с рождества». В этотдень вечером устраивают последний рождественский бал, на который приходитнаряженный Кнут. Рождество кончается в 12 часов ночи между днем Кнута и Феликса(13 и 14 января). Проводы рождества сопровождаются ряжеными. В области Сконе(юг Швеции) участвуют при проводах «ведьмы» (Felixdockan): в женскую одежду наряжаетсякто-нибудь из мужчин, или делают чучело. Потом чучело выбрасывают. Вечеромприходят ряженые, одетые самым неузнаваемым образом — женщины в брюки, мужчины— в юбки, в масках, они меняют голоса, чтобы их не узнали. Это «рождественскиепривидения». Кнут тоже ходит по дворам с веселыми остротами, за что егоугощают. Вечером в праздник в компании ряженых приходит рождественский козел.
С дняФеликса, 14 января, все приходит в свой обычный порядок, начинаются прядение идругие всевозможные домашние занятия, работа в сараях и хлевах.
2февраля в Скандинавии проходит традиционная весенняя ярмарка.
Народныйкалендарь финнов, сложившийся к началу средневековья, был в основе аграрным,хотя в нем сохранялись и более древние элементы, связанные с охотой ирыболовством, которые стали побочными, но продолжали быть жизненно важнымипромыслами для финских крестьян. Основное занятие финнов — земледелие — нетолько определило специфику народного календаря, но и способствовало вдальнейшем стойкому сохранению в течение веков наиболее важных его элементе.Постепенно церковь укрепляла свои позиции в стране и расширяла влияние наповседневную жизнь народа; начал входить в обиход и церковный календарь.Церковный календарь в ходе времени изменялся не только в связи с церковнымисобытиями, как, например, в период Реформации, но в нем происходилипреобразования и под влиянием народного календаря. Входя в жизнь народа,церковные праздники соединялись с теми датами и праздниками, которыеприходились на это время по народному времяисчислению. Дни церковных святых ипраздники, связанные с событиями священного писания, оказывались соединенными страдиционными работами сельскохозяйственного годового цикла. Обряды и обычаи,приуроченные к церковному празднику, зачастую связывались дохристианскимиверованиями, заключали в себе остатки древних магических действии, традиционныхжертвоприношений, призванных обеспечить хозяйственное благополучиекрестьянства.
Финныделили год на два основных периода: летний и зимний. Один был временем полевыхработ, другой — периодом домашних занятий, ремесел, лесных промыслов ирыболовства. Исходными днями отсчета времени были «зимний день», приходившийсяна 14 октября, и «летний день» — 14 апреля. Каждая из половин года делилась всвою очередь на две части своей, так сказать, наивысшей точкой: 14-ое январясчиталось «центром зимы», а 14 июля — «серединой лета»
Для финского календаря характерно, чтохотя иногда при определении сроков аграрного календаря и называли недели по темсвятым, с дней которых они начинались, но, как правило, обходились без этого, иопорными пунктами отсчета рабочих сроков были дни народного календаря —«зимний» и «летний день», «середина» зимы и лета.
Октябрьотносился к зимнему периоду, но началом зимы было не первое, а 14 октября, деньсв. Калиста. Народное начало зимы, обозначавшееся как «зимний день» и «зимняяночь» или «зимние ночи», отстояло, как мы видим, от дня окончания старого года,дня окончания полевых работ, на две недели — от Михайлова дня до Калиста.
Одним иззначительных церковных праздников, приходившихся на октябрь, был день св.Бригитты (народные финские формы этого имени — Пирьо, Пиркко и др.) — 7октября. В некоторых местностях Финляндии эта святая была очень популярна, ейбыло посвящено много церквей, и 7 октября было большим праздником.
День св.Бригитты в народном календаре определял начало вязания большого зимнего невода.В Халикко в этот день устраивалась большая ярмарка, получившая название Пиритта(также народная форма имени Бригитта). На ней велся преимущественно обменкрестьянами зерна на рыбу у рыбаков. народный обычай обрядзимний календарь
28октября отмечался день Симо, т. е. св. Симона (8нтюпра1Уа), когда, как считалось,окончательно устанавливалась зимняя погода.
Особыйинтерес представляет приходившийся на октябрь «день белки», который никак небыл связан с христианским календарем. Белка издавна играла большую роль вэкономике страны, ее мех составлял одну из важных статей экспорта и служилединицей обмена, мерой денег и даже зерна. В связи с этим охота на белку былаочень рано регламентирована. На деревянных календарях день белки, т. е. началаохоты на нее, обозначался особым знаком. Он вошел и в печатные календари. Деньначала охоты на белку не был единым для всей страны, что не удивительно, есливспомнить ее протяженность с юга на север.
В концеоктября—начале ноября по народному календарю наступал важный период, длившийсядесять—двенадцать дней и называвшийся «время раздела», «время деления». В однихместах этот период отсчитывали с 1 ноября, в других с 28 октября, в Мартыновдень—10 ноября — он заканчивался. С этим периодом связано множество обычаев,запретов, примет, что уже само по себе говорит о его важности.
Визвестной мере этот двенадцатидневный период был временем отдыха отповседневных работ. Многие будничные занятия были запрещены: нельзя былостирать, прясть, стричь овец, резать скот. Можно было плести сети, что былотихой и чистой работой, женщины могли заниматься мелким рукоделием, даже братьтакую работу с собой, когда шли в гости. Вообще в это время было принятонавещать родственников и знакомых, мужчины собирались компаниями выпить и поговорить.Но вести себя следовало солидно, не шумно. В соответствии с этим праздничнымпериодом с 1 ноября начиналась свободная неделя или две для наемных работников.Но запреты различного рода, относящиеся к этому периоду, говорили не только оего праздничности, но и об опасностях, которые в нем таились. В это времянельзя было ни в какой форме уменьшать свое хозяйство: ничего нельзя было нидарить, ни одалживать соседям, нельзя было подавать нищим что-либо из вещей(вероятно, с этим же был связан запрет резать скот). Нарушитель этого запретамог подорвать благосостояние своего хозяйства в следующем году.
Важность«времени раздела» подчеркивалась и тем, что молодежь во многих местах в эти днигадала, чтобы узнать свое будущее.
Большоезначение имела и погода в эти дни. Старики предсказывали по ней погоду на весьследующий год. Каждый день времени раздела соответствовал одному из месяцев:первый — январю, второй — февралю и т. д. Кроме того, если в эти дни светилосолнце, год должен был быть солнечным. Появление солнца обещало 9 солнечныхдней во время сенокоса. По приметам, если солнце проглядывало даже на такойсрок, за который можно было лишь оседлать (или запрячь) лошадь, год будетнеплохим. Но если все 12 дней было пасмурно, то считалось бессмысленным вырубатьлес на подсечном участке: лето будет таким дождливым, что деревья не высохнут иих нельзя будет сжечь.
Особоеместо в этом периоде занимал день кекри или кеури. В настоящее время этот деньприурочивается на первую субботу ноября, которая является праздничным исвободным днем. Одно время официальный календарь ставил день кекри на 1 ноября.
В давниевремена год заканчивался в сентябре, но с течением времени земледелиеразвивалось, увеличивались возделываемые поля, рос размер урожая, появлялисьновые культуры, и уборка, а главное, обмолот не могли быть закончены кМихайлову дню. Постепенно праздник урожая переместился на более поздние сроки.Вместе с ним неразрывно передвинулось и время начала нового года и «времяраздела», которое раньше, очевидно, приходилось на промежуток между днемокончания старого года и «первым днем зимы».
«Времяраздела», как и разрыв между окончанием уборки и днем зимы, объяснялось тем,что старый лунный год, состоявший из 12 месяцев, имел разницу с солнечнымгодом, вошедшим в употребление позже, в 11 суток. Только добавив эти дни клунному году, можно было начинать новый год. Вместе с днем нового годаобразовывался период в 12 праздничных дней, которым придавалось большоесимволическое значение.
Финскийкалендарь не представляет собой чего-либо исключительного в этом отношении:«время раздела» или время «выравнивания» знали многие народы. Эстонцы отмечаливремя раздела тогда же, что и финны, хотя о нем сохранились более скудныесведения, В Германии и Швеции этот период приходился на середину зимы, когдакончался старый год и начинался новый.
Ноябрьмесяц назывался по-фински «marraskuu», что пытались объяснить различными способами. В настоящее времяпридерживаются той точки зрения, что в основе этого слова лежит понятие голая,мертвая, пустая (земля).
Ноябрьимеет богатый рабочий календарь, в нем есть большие церковные праздники.
Порабочему календарю в этот месяц следовало заниматься изготовлением сетей,считалось, что сети, изготовленные в ноябре, прочнее и уловистее остальных.Большой зимний невод полагалось закончить к Андрееву дню (30. XI). Если не успевали изготовить всегонеобходимого сетевого полотна, то хотя бы часть ячей на каждой снасти должнабыла быть связана в ноябре. Ноябрь считался благоприятным и для рубки леса.
Из дней,связанных с церковными праздниками, следует отметить день св. Мартина. Онпразднуется 10 ноября, на этот день приходится смерть папы Мартина (655) и деньрождения Мартина Лютера (1483). Но обычаи, связанные с этим днем, относятсясовершенно к другому Мартину — епископу, насаждавшему христианство среди галловв IV в., основавшему на Западе первыймонастырь и знаменитому преданием о том, что он отдал половину своего плащанищему. В действительности его день приходится на 11 ноября. Но именно 10-го(причем не только в Финляндии, но и в Эстонии и в Ингерманландии) по деревнеходили ряженые, обычно дети, изображавшие нищих. Они ходили из дома в дом,пели, собирали «подаяние» — различную еду, — а затем совместно съедали ее вкаком-нибудь доме. Но Мартинов день был не только, так казать, детскимпраздником. В этот день полагалась парадная трапеза, обязательными были мясныеблюда — свежая свинина, кровяные колбасы. В некоторых местностях существовалодаже выражение «мясной Мартин. К столу подавали пиво, топили, разумеется, баню,ходили, друг к другу в гости, улаживали неприятности — в частности, с наемнымиработниками. Видимо, такое значение этот день приобрел потому, что былпоследним днем в «периоде раздела».
Врабочем календаре Мартинов день был также заметной датой: в некоторыхместностях это было время расчета с пастухами, кроме того, в этот день кончалилов рыбы в открытой воде и начинали готовиться к подледному лову. ВЮго-Западной Финляндии женщины должны были приготовить к этому дню частьльняной пряжи: считалось, что если к Мартинову дню нет пряжи, то к маю не будети ткани.
Изпоследующих церковных праздников интересным по традициям и наиболее отмечаемымбыл Катеринин день — 25 ноября. Празднование Катеринина дня носило отнюдь нецерковные формы. Катерина была у лютеранского населения такой жепокровительницей овец, как Анастасия у православных. В Катеринин деньпроизводилась стрижка овец, причем эта шерсть считалась самой лучшей: болеегустой, чем летнего, и более мягкой, чем зимнего настрига. К столу в этот деньтакже подавалась баранина.
Последнийдень ноября был днем св. Андрея-Антти— ЗО.Х1. Так как Антти (Андрей), попреданию, был рыбаком, то его наряду со святым Петром считали покровителемрыболовства и рыбаков. И до сих пор, бросая сети в воду, рыбаки говорят: «Дай,Антти, окуней, Пекка (Петр) — мелких рыб». Некоторые рыболовные обществаустраивают годичные встречи в этот день. Считалось, что с Андрея дело идет кРождеству, и существует поговорка: «Антти рождество начинает, Туомас приводитего в дом».
Последниммесяцем современного календаря является декабрь, который теперь называется йоулукуу—т. е. «рождественский месяц».
Вдекабре приметы, связанные с погодой, начинают касаться ближайшего времени. Этообъясняется наступившим периодом морозов, вьюг, когда знать приметы важно привыездах в лес и вообще при длительных поездках. Приметой приближающейся вьюгибыл треск льда, треск горящей лучины, такой сильный, что она ломалась. Передметелью зайцы появлялись на краю пашен и рыли там ямки для лежки; птицы билисьв окно.
Крикворон предвещал потепление. Особое значение для предсказания погоды имелорождество (см. ниже). За 4 недели до рождества начинается период адвента, или«малое рождество. В Хельсинки на Сенатской площади устанавливается елка,открывается украшенная и иллюминированная «рождественская улица». Другие городастремятся не отставать от столицы. Предстоящее рождество празднуется в учебныхзаведениях, предприятиях и учреждениях. За две недели до рождества в школахначинаются рождественские каникулы, в высших учебных заведениях оканчиваетсясеместр, с каждым годом все большее число служащих и рабочих получает такжерождественские каникулы. По своему характеру «малое рождество», которое началипраздновать после первой мировой войны и которое превратилось в традицию с1950-х годов, совершенно не совпадает с благочестивым и тихим церковным стилемпериода адвента.
ДеньНиколая Мирликийского —- 6 декабря — не имел в Финляндии большого значения. Вовсяком случае, у финнов не было обычая делать в этот день подарки детям, какэто принято в Западной Европе.
ВФинляндии день св. Люции в народе никогда не отмечался; но он интересен тем,что с ним связано много поговорок, смысл которых в том, что самая длинная ночьв году — это «после дня св. Люции, в канун Анны». Но день св. Люции не былсамым коротким, ибо это 13 декабря. К тому же день св. Анны стоит раньше его —9 декабря. Однако удалось установить, что до XVIII в. день св. Анны у финнов отмечался 15 декабря (затембыло произведено изменение в соответствии со шведским календарем). Такимобразом, выражение «ночь святой Люции, канун Анны» — объяснимо. Почему жеименно эта ночь, по народной традиции, считалась самой длинной? Разгадкасостоит, очевидно, в том, что культ этих святых пришел в северные страны в XIV в., когда юлианский календарьотставал от истинного времяисчисления на 11 суток, т. е. день зимнегосолнцестояния приходился на 14 декабря.
ДеньАнны (финские формы имени — Анни, Анникки, Аннели и др.) считался началомподготовки к рождественским праздникам. Есть многочисленные сведения о том, чтохлеб, предназначенный к рождеству, ставили и месили в Аннин день, а пекли егоночью. Длинная ночь позволяла выпечь две порции хлебов. Одному из хлебов —«рождественскому 'хлебу» придавалась форма человеческого лица, его съедалипотом в рождественское утро. В ночь, когда пекли хлеб к рождеству, было принятоходить к соседям просить «подаяния» в форме пирогов. Подавали охотно и щедро —считалось, что от этого зависит в будущем удача, особенно в земледелии ирыболовстве.
С 21декабря, дня св. Фомы (Туо-маса), начинали подготавливать помещение крождеству. Мыли и белили закопченные стены, вешали потолочные короны, готовилисвечи и т. д. В этот день вечером устраивали маленький праздник: можно былопробовать рождественское пиво, часто к столу подавали свиные ножки — лакомоеблюдо. Существовала поговорка: «У кого в день Туо-маса нет, у того и нарождество нет». Этот день был невеселым для торпарей — кончались контракты схозяевами земли. Кое-где в эту ночь гадали. Например, в Карьяла втыкали всугробы лучины, помеченные именами всех обитателей дома, и по горениюопределяли, что кого ждет в будущем.
Наконец,25 декабря наступало рождество. И праздник, и его название — йоулу пришли вФинляндию из Швеции. Вероятно, первоначально заимствование имело форму юхла,что означает теперь вообще праздник, но в Карьяла так называется день всехсвятых, а в Похъянмаа — именно рождество.
Средицерковных праздников рождество оказалось очень стойким и важным. Этому, несомненно,способствовали время празднования и стоявшие за ним старые традиции. Во многихстранах Центральной Европы на этот момент приходился «период выравнивания» иначала нового года. Рождество совпадало с зимним солнцестоянием, что определялоточность даты. В Швеции в это время проходил праздник окончания уборки урожая иобмолота хлеба и начало нового года. Именно старыми традициями, связаннымипрежде с днем кекри, временем «выравнивания» солнечного года и т. д.,объясняется многое в традициях рождества. На рождество перенесены были такиетрадиции, как гадание, предсказание погоды на весь год, магические действия дляобеспечения урожая и благополучия стада, и даже семейный характер праздника —проведение его без гостей — словом, традиционные черты кеури.
Канунрождества специального названия не имел — говорили просто «канун рождества». Вэтот день работали, как в будни, но старались начать работу пораньше, выполнялиее особенно тщательно, заканчивали рабочий день рано. Уже днем была натопленабаня, ужин подавался рано, многие и спать ложились пораньше, чтобы утром можнобыло рано выехать в церковь.
Как ужеговорилось, помещение подготавливали к празднику заранее — а в канун рождествазастилали пол соломой. Без застланного соломой пола не могло быть рождества 17.Этот обычай был распространен практически во всей Финляндии. При этом оченьдолго сохранялся обычай застилать соломой также пол в церкви. Относительнотого, кто вносил солому в жилище и как ее нужно было расстилать, в различныхместностях были различные правила.
Ноглавное значение застланного соломой пола — это символ урожая и обеспечениебудущего урожая. Прежде чем расстилать солому, ее бросали горстями вверх, впотолок. Если солома зацеплялась за доски потолка, которые в старину были изколотых досок и потому с шершавой поверхностью, это предвещало хороший урожай.Старались, чтобы как можно больше соломы повисло на потолке. Видимо, к этомуобычаю восходит и украшение потолка (обычно над столом) пирамидальными коронамииз соломы и лучинок, которые были распространены и в других странах Европы.
Вомногих местах солому не разрешалось спутывать ногами — это могло привести ктому, что хлеб на поле поляжет.
Соломаоставалась на полу обычно, на все время рождественских праздников, с сочельникадо крещенья или дня Кнута. Иногда ее меняли в определенном порядке — под Новыйгод и под крещенье, причем под Новый год стелили солому от ячменя, а подкрещенье — овсяную, или наоборот.
Крождественским украшеньям наряду с соломенными коронами принадлежали сложныесамодельные деревянные люстры для свечей, деревянные кресты на подставке,которые ставили на стол.
Елка в качестверождественского дерева появилась в финской деревне очень поздно.
Вечерняятрапеза в сочельник была довольно ранней. От нее давали еду — обычно хлеб ипиво — домашним животным.
Встарину молодежь в ночь под рождество обычно гадала — по горению лучины, поповедению животных, по тому, как клевал зерно принесенный в избу петух,полагали, что можно угадать свою судьбу; верили в вещие сны в эту ночь и т. д.
И сочельник,и рождество проводились в кругу своей семьи, гости считались нежелательными также, как это было и в день кекри. Единственная встреча с односельчанами идругими прихожанами происходила утром на рождество в церкви, единственнымшумным моментом было возвращение из церкви — обычно гнали лошадей наперегонки:кто первым успевал домой, тому должна была сопутствовать удача весь год.
Еду крождеству в старое время начинали заготавливать заранее. При засолке свининыоткладывали лучшие куски мяса к рождеству, заблаговременно запасали и другиепродукты — считалось, что еда в рождественские праздники не должна сходить состола. Даже малоимущие крестьяне старались по мере сил соблюсти это правило.
Второйдень рождества был днем св. Стефана (фин. Тапани), первого христианского мученика,который в Финляндии стал покровителем лошадей. Очевидно, это произошловследствие совпадения во времени Дня этого святого с дохристианским праздником,посвященным лошади. Во многих местностях Финляндии именно в этот день впервые запрягалижеребенка, впервые выезжали на молодой лошади и т. д. Почти повсеместно в этотдень устраивались скачки на лошадях. В Южной Финляндии до сих пор помнят, чтораньше день Тапани начинался с того, что кто-нибудь из молодых мужчин въезжал верхомв жилое помещение и сидел на лошади, пока она съедала ведро отрубей или овса. Вомногих местах к этому дню пекли специальный «хлеб Тапани», который съедали доначала состязаний. В некоторых местах хлеб Тапани ели только мужчины, и делатьэто нужно было в конюшне.
С Тапаниначинались и различные развлечения молодежи, игры, появлялись ряженые. Ряженыеходили в любое время со Стефанова дня до Кнута.
Их былодва рода: «козлы» и «звездные дети».
Средиряженых, называвшихся «кнутовыми козлами», «рождественскими козлами», былиразличные фигуры и маски животных. В первую очередь это были козлы — люди ввывернутых шубах, с рогами и хвостами, «рождественский журавль», а такжевсадник на лошади. Мужчины переодевались женщинами, женщины — мужчинами,чернили себе лицо сажей и т. д. Ряженые ходили из дома в дом, затевали игры,разыгрывали сценки; их угощали.
Втораягруппа ряженых, «звездные мальчики» или «мальчики Стефана», — видимо,заимствование из средневековых мистерий. Это шествие шло со свечами, один измальчиков нес Вифлеемскую звезду. В процессии принимали участие фигуры,изображавшие царя Ирода, солдата, «арапского короля». Традиции хождения«звездных детей» сохранялись преимущественно в Хямэ, а также в окрестностяхОулу и др.
По стариннымфинским представлениям, центральный зимний месяц был двойным. Январь и февральназывались большим и малым или первым и вторым.
Январьбыл относительно легким месяцем для крестьянина. В январе продолжализаготавливать лес, готовить рыболовецкие снасти, женщины пряли и ткали.
ПразднованиеНового года 1 января было воспринято финнами в XVI в. До этого, как уже говорилось, год начинался послеМихайлова дня, постепенно передвигался к концу октября и одно времяпраздновался, очевидно, 1 ноября. С того времени, как Новый год стали отмечать1 января, на канун его и на первое число перешли характерные для такой датычерты. В канун стали гадать.
Как ипод рождество, пол под Новый год устилали соломой. В день Нового года на нейгадали, бросая ее вверх. Если солома зацеплялась за жерди, то это обещалоурожаи.
Каждыйдолжен был достойно вести себя в день Нового года — как он делал все в этотдень, так будет и весь год. Много примет было связано и с погодой 1 января.
6 января- крещенье, которое называлось лоппиайнен, термин, происходящий от слова«конец», т. е. по значению — проводы рождественских дней. Крещенье не былобольшим праздником в Финляндии, так как все, что было связано с окончаниемрождественского периода, переносилось на день Кнута (7 или 13 января. ДеньКнута до 1708 г. приходился на 7 января, затем был перенесен на 13.1. Потрадиции считалось, что день Кнута — это конец рождественских праздников;иногда зависело просто от благосостояния крестьянина закончить их неделейраньше — 7 января или позже — 13-го.
В деньКнута можно было начинать уже обычные работы, но в этот день
проходилиеще и некоторые рождественские игры — ходили опять ряженые, «козлы Кнута» или«странницы Кнута» и т. д. Они ходили из дома в дом «мыть бочки» — допиватьрождественское пиво.
После 13января рождественские праздники заканчивались.
узкимобразом, мы видели, что финский народный календарь устойчиво сохранял в течениевеков свои особенности аграрного календаря. Последние проявились в том, что годделился соответственно работам на две половины — летнюю и зимнюю, в то времякак весна и осень особо не выделялись.

Заключение
Взавершении данной работы мы с полной уверенностью можем сказать, чтозападноевропейские народы уделяли огромное значение праздникам. Каждый праздникпредполагал определённые приготовления к нему, которые могли проходить больше времени,чем сам праздник. И все процессы, связанные с праздничным приготовлением былиокружены множеством примет и суеверий, которые заставляли именно так, а неиначе готовиться к празднику.
Крометого, праздник, отвлекая людей от будничных забот, семейных неприятностей,жизненных трудностей, давал психологическую разрядку, а совместноевремяпрепровождение, активное общение создавало иллюзию равенства всех людей,хотя и на непродолжительное время, снимало социальную напряжённость в обществе.
Праздники,на которые стекалось много народа также представляли возможности парням идевушкам для выбора брачного партнёра, а радость и веселье снимали естественнуюнапряжённость между молодыми людьми.
Такжеможно сказать, что все народные праздники тесно переплетались с церковнымивследствие чего они смешивались и подстраивались друг под друга.
Некоторыедревние праздники интегрировали в западноевропейскую культуру современности, ипродолжают своё существование по сей день, тем самым придают людям хорошее ивесёлое настроение, «настроение праздника».

Литература
1. Бромлей Ю. В. «Создано человечеством» — М.: издательствополитической литературы, 1984. – 271 с.
2. Вдовенко Т. В. Социальная работа всфере досуга в странах Западной Европы – СПб.: СПбГУП, 1999. – 162 с.
3. Дуликов В. З. Социальные аспекты культурно – досуговойдеятельности за рубежом – М.: МГУК, 1999. — 107 с.
4. Киселева Т. Г. Теория досуга за рубежом. – М.: МГИК, 1992.- 50 с.
5. Мосалев Б. Г. Досуг. Методология и методика социальных исследований.
6. Социально – культурная деятельность: поиски, проблемы,перспективы./ Под ред. Т.Г. Киселева, Б.Г. Мосалева, Ю.А. Стрельцова: сборникстатей. – М.: МГУК, 1997. – 127 с.
7. Токарев С. А. Календарные обычаи иобряды в странах зарубежной Европы – М.: Наука, 1973. – 349 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.