Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Исследование формирования этносов

Содержание
Введение
1. Происхождение и сущность этносов
2. Жизненный цикл этноса
3. Этнические контакты и типыэтнических процессов
Заключение
Список литературы
Введение
Историческая этнография — разделэтнографической науки, изучающий происхождение и формирование отдельных этносов(этногенез), этническую историю традиционных форм народного быта и культурыотдельных этносов (в доклассовом обществе — всей культуры в широком смыслеэтого понятия), этнографию исчезнувших этносов (палеэтнография), формирование иэволюцию хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических областей.
Важную роль в исторической этнографиииграет культурно-генетическое направление, исследующее главным образом генезиси эволюцию отдельных компонентов народной культуры, в том числе материальной, духовной,соционормативной и др. в ее этническом своеобразии.
Исследования в исторической этнографииосновываются как на собственно этнографических материалах (среди них особуюценность представляют пережиточные явления, изучаемые главным образом сравнительно-историческимметодом, и этнографические факты, исчезнувшие ныне, но зафиксированные впрошлом), так и на собственно исторических, археологических, лингвистических,антропологических, ономастических и других источниках, привлекаемых комплексно.
Историческая этнография как разделэтнографической науки сформировалась лишь в последние десятилетия. Однакоширокое развитие историко-этнографических исследований восходит к периодувозникновения эволюционизма в 60-70-х годах прошлого века. Вместе с критикой наиболееслабых сторон эволюционизма нередко с реакционных позиций многие западныеэтнографы в конце XIX — начале ХХ в. отошли от исторического подхода кэтнографическим явлениям и народной культуре в целом. В последнее время интереск проблемам исторической этнографии в западной науке, в частности — ккультурно-генетическим исследованиям, значительно возрос. Этнографы уделяютсерьезное внимание историческому изучению этнографических явлений, чтообусловлено стремлением истолковать развитие народной культуры и процессыформирования этноса.
Учение Л.Н.Гумилева, содержаниемкоторого является теоретическое и экспериментальное (если принять историюнародов в качестве широкомасштабного эксперимента) рассмотрение процессоввозникновения этносов, развития их до суперэтносов и последующее неизбежноевырождение до этнических реликтов, достаточно полно изложено им самим вмонографии.
Цель данной работы – рассмотретьформирование этносов.
Задачи:
-         рассмотреть происхождение и сущность этносов;
-         изучить жизненный цикл этноса;
-         выявить этнические контакты и типы этнических процессов.
1.Происхождение и сущность этносов
Этническое в человеке — это нечто иное,чем его социальная сущность. Более того, можно говорить об этническом исоциальном как о двух сосуществующих типах человеческой эволюции. В пониманиидвойственности природы человека как существа этнического и существа социального— ключ к пониманию многих коллизий нашего, да и не только нашего времени.Пожалуй, впервые констатировал некоторые различия этнического и социальногоразвития человека Л. Гумилев, признав их действительно двумя типами эволюции.Более подробно этот вопрос был рассмотрен в работах Н.Седовой. В латентнойформе данный аспект присутствовал во многих работах по этногенезу. Этот фактобнаружен диссертантом в связи с критическим анализом двух основных концепций этногенеза.
Отечественные ученые считают, что этносыотносятся к сообществам, возникающим в результате естественноисторическогопроцесса, а не человеческой воли. В западной этнографии распространены теории,которые отстаивают тезис целенаправленного формирования этнического сознания,а, следовательно, и этносов, поскольку этнос — это участник взаимодействия,организующим принципом которого является этническое сознание.
Одним из основных понятий «этническойистории», «этнологии», «этногенеза», представляетсяпонятие самого этноса и заслуга Л.Н.Гумилева перед наукой, прежде всего в том,что именно его подход позволил полно определить это понятие. Оно не совпадаетни с биологическим понятием расы, ни с понятием национальности, являясь с однойстороны верхним звеном биоценоза вмещающего ландшафта, с другой стороны — частью социума, конкретного общественного организма.
Этносы — явление несоциальное:общественное развитие оказывает воздействие на их развитие только преломившисьчерез призму политической и культурной истории. По этой причине государственныеобразования не всегда совпадают с ареалами этноса. Государства могут включать всвои границы даже части нескольких суперэтносов. Так, в состав Советского Союзавходили элементы Мусульманского суперэтноса (Средняя Азия), Византийскогосуперэтноса (молдаване), Западноевропейского (Прибалтика, Закарпатье).Интересно, что теория Л.Н.Гумилева, с трудом приживаясь на родине, уже начинаетпрорастать в Европе. «Можно быть гражданином Федеративной республики и,одновременно, итальянцем или турком. Гражданство — понятие правовое.Национальность — термин этнический, характеризующий обычаи и традиции, которыевызывают ощущение „мы“.
Этносы — не самоназвания. Так, имямонгольского народа „татар“ с берегов Керулена перекочевало на берегаВолги и стало самоназванием поволжских кипчаков — тюрок, которые в свое времяприняли его в знак лояльности Золотой Орде.
Этносы не являются понятием биологическим:этнология принципиально отлична от антропологии, а, стало быть, и от рассовогоподхода. Например, Русский этнос только в Европейской России органическивключает 5 европейских рас II-го порядка, а в Азиатской России добавляются ещеи монголоиды. Можно заключить, что: этнос — развивающаяся в историческомвремени системная целостность людей, объединенных единым стереотипом поведения,особым поведенческим языком, который передается по наследству. По этой причинеэтнос как явление не сводимо ни к одной из известных социальных „формчеловеческого общежития“ и является „посредствующим звеном междуобществом и природной средой“.
Механизмы, обеспечивающие стабильностьгенетического разнообразия в современном мире, известны как признаки этноса,отличающие его от социальных групп, причем все признаки этноса, какой бы из нихни признавался в данное время ведущим, — это признаки размежевания. Их переченьхорошо известен: различия в физическом облике, территория, особенностикультуры, самосознание, этноним. Любой из этих признаков может считатьсядоминирующим в той или иной конкретно-исторической ситуации.
Кроме того, нельзя считать этническиепризнаки однозначными, ведь существование этносов строится не по линейномупринципу горизонтальных связей. Они образуют сложную иерархическую систему,которая динамично изменяется, следовательно, делать какие бы то ни было выводыо сущности этнического времени и возможностях его измерения только поэтническим признакам нельзя.
Ю.В.Бромлей к числу отличительныхсвойств этнических общностей относит устойчивость и наглядность, проявляющиесянаиболее отчетливо в следующих сферах: эндогамия, этническое самосознание ипсихические стереотипы. „Этнос — в узком смысле — осознанная культурнаяобщность. Этносы в более широком смысле — этносоциальные организмы, обладают нетолько культурной, но и социально-экономической, политической общностью. Вотличие от этно-социального организма этнос может существовать и при несколькихформациях“. Таково объяснение несовпадения основных этапов этнических исоциально-экономических процессов. Решающую роль в преемственностиспецифических стереотипов поведения Бромлей отводит не биологическойнаследственности, а „внебиологическому механизму прижизненного усвоенияими культурных традиций данной общности“.
Ю.В.Бромлей определяет этнос какпродукт внешних условий, прежде всего общественно-исторических. Социальныепроцессы доминируют над природными в этносе. В ходе общественного развитиясоциальная детерминированность этнических процессов возрастает.
2.Жизненный цикл этноса
Исходным моментом любого этногенезаявляется специфическая микромутация небольшого числа особей в географическомареале. Следствием мутации является появление в генотипе людей признакапассионарности, формирующего новый стереотип поведения. Это явление, вызывающеев популяции повышенную абсорбцию биохимической энергии из внешней среды иприводящую к появлению новых этнических систем Л.Н.Гумилев назвал пассионарнымтолчком. Толчок может быть идентифицирован по ряду объективных признаков,универсальных для всех известных в истории феноменов этногенеза.
Через 1200-1500 лет от начальногомомента толчка пассионарный признак в популяции угасает и этнос либорастворяется в среде соседних народов (ассимилируется), либо существуетнеограниченно долго в гомеостазе, в состоянии равновесия с биоценозом своеголандшафта.
Поскольку в теории принято, чтопассионарность — признак генетический и есть ген — носитель этого признака, топроявляться он должен в результате мутаций, вызванных внешним энергетическимвоздействием на популяцию. Генетическая природа пассионарности подтверждаетсяне только фактом передачи признака пассионарности по наследству с постепеннымего угасанием (свойство рецессивных признаков), но и прямым расчетом этногенетическихкривых с использованием закономерностей популяционной генетики. Тип внешнеговоздействия, вызывающего мутацию, до настоящего времени не установлен. СамЛ.Н.Гумилев с учениками склонялся к космической причине — воздействиюкосмических лучей, вызванных вариациями солнечной активности или вспышкамисверхновых.
Однако возможен вариант воздействия наорганизмы электрических или магнитных полей, возникающих в результате каких-топроцессов, протекающих в мантии Земли (след воздействия будет тоже геометрическипредставляться в форме геодезических линий).
Согласно Л.Н. Гумилеву, существует дваосновных типа этносов: динамические (исторические) и статичные (персистентные).
Персистентные этносы — это этносы,находящиеся в состоянии этнического гомеостаза, при котором жизненный циклповторяется из поколения в поколение без существенных изменений. Этническаясистема сохраняет равновесие с ландшафтом не проявляя активности в измененииокружения. Человеческая популяция вписана в природу. Люди образуют завершающийэтап природных или ранее перестроенных трофических цепей. К персистентномусостоянию этнос приходит в результате длительного (1200-1500 лет) историческогоразвития.
Из общей массы пассионариев выделяютспецифические поведенческие черты, такие как стремление к активнойдеятельности, преобразованию окружения, служение идее вплоть досамопожертвования. Поскольку последнее противоречит природе живых организмов,инстинкту самосохранения, то Л.Н.Гумилев считает пассионарность проявлениеммутации, вызванной воздействием космического излучения.
Исторический этнос проходит несколькофаз развития. В фазе подъема (около 300 лет) осуществляется огромная работа попреобразованию вмещающего ландшафта, поскольку только из него пассионарии могутполучить ресурсы для достижения поставленных целей. Количество пассионариев вновом этносе резко увеличивается как за счет их притока извне, так и за счетпассионарной индукции, то есть распространения пассионарности на людей, необладающих пассионарными генетическими признаками. В этой фазе производитсяосновная работа по формированию системных связей, формируется структура этноса.
В акматической фазе (следующие 300 лет)происходит перегрев этнической системы. Пассионарии борются за власть, в связис чем этнос испытывает периоды, как подъема, так и спада. Территория,занимаемая этносом, расширяется до границ ареала, пригодного для егосуществования, преимущественно в пределах природных зон.
Надлом (100-200 лет) связан с ломкойструктуры этноса, созданной в начальный период для небольшого образования и несоответствующей новым масштабам государства. Это — эпоха гражданских войн ииных внутренних потрясений, но в то же время, и расцвета науки и искусства.Пассионарность в этнической системе резко падает. Носители пассионарного генаищут самовыражение не в стремлении к власти, а в достижении успеха в творческойобласти. В инерционной фазе (300 лет) этнос существует как бы по инерции.Исходная структура и системообразующие связи практически сломаны, но сохраненповеденческий стереотип и этническая традиция, объединяющие людей. Укреплениегосударственных органов власти, приоритет законов над отдельнымиволеизъявлениями, означают возможность мирно существовать без ярких личностейпассионарного типа. Наступает эпоха „золотой посредственности“,отвечающая желаниям основной массы населения, так называемых гармоничных людей,которые и производят основные материальные и духовные ценности. Государство инаселение богатеют.
Фаза обскурации (300 лет)характеризуется дальнейшим спадом пассионарности до уровня даже ниже нулевого.Люди переключаются на свои собственные проблемы и мало интересуются деламиправительства. В результате, к власти приходят индивидуумы с пониженнойэнергетикой, так называемые субпассионарии, не способные к созидательной работеи живущие за счет общества. Накопленные в предыдущий период богатстварастрачиваются, а этнос распадается или переходит в мемориальную фазу, гдетолько сохраняется память о прошлом величии. В мемориальной фазе остатки этносасуществуют в виде реликтов, постепенно переходя в персистентное состояние.
Проблема дифференциации этнического исоциального времени в рамках одного этноса и, тем более, суперэтноса, можетбыть решена только теоретически. В реальности эти процессы выступают в видеединого, точно так же, как в жизни человека невозможно отделить жизнь организмаи жизнь личности. Только достаточно высокий уровень обобщения, соответствующийфилософскому анализу, способен дать адекватное решение по поводу взаимосвязиэтих проблем. Нельзя сделать никаких выводов в этом направлении без учетадостижений представителей исторической науки, которые, особенно при изученииистории России, старались учитывать максимально полно все факторы ее развития:и этнические, и социальные. И в этом смысле отчетливо видны два направления вотечественной исторической науке: история народа и история государства. Авыделение преимущественно этнической или преимущественно государственнойистории отражает соответствующую шкалу темпоральности. Это, в свою очередь,означает, что сравнение соответствующих исторических концептов может датьадекватное представление о соотношении двух форм темпоральности России.3.Этнические контакты и типы этнических процессов
В процессе территориального расширенияареала развития, этнос включает в свой состав новые этносы, находящиеся вперсистентном состоянии или различных фазах (преимущественно поздних)исторического развития. Совместное сосуществование разных этносов приводит их квзаимообогащению и формированию единой культуры суперэтноса. Поэтому,суперэтнические системы именуют также „культурами“, „мирами“,»цивилизациями". Разные народы, входящие в суперэтнос, обладаютединой ментальностью, но сохраняют разное мироощущение. Разное мироощущениенепосредственно связано с различиями в природопользовании, закреплением разныхрефлексов в генетической памяти людей.
Симбиоз — форма положительных контактовмежду разными этносами, обычно входящими в суперэтнос, приводящая к ихвзаимообогащению. Этносы сохраняют свое своеобразие и набор приспособительныхнавыков к среде. При ксении этносы не сливаются, сохраняют своеобразие, носуществуют нейтрально, не взаимообогащая друг друга. Химера — форма контактовнесовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает ихсвоеобразие, происходит аннигиляция и разрушение.
Этнические контакты неизбежны. Однакопри их осуществлении в сфере природопользования совершается огромное количествоошибок, порождающих этнополитические проблемы. Например, повсеместная распашкацелинных земель без учета свойств и качества почв привела не только к ихуничтожению (бедленды в Северной Америке, выдувание и песчаные бури вКазахстане), но и к вытеснению коренных жителей. Практику перевода с кочевогообраза жизни на оседлый народов Крайнего Севера вообще можно расценивать какгеноцид, так как персистентные народы (как этносы, а не конкретные люди) могутсохраниться только ведя традиционный образ жизни.
Попадая в новый регион, представителипрогрессирующего этноса продолжают вести хозяйство в соответствии состереотипом поведения, причем не всегда эффективно, лишь постепенно адаптируяего к новой среде. Основой принятия неэффективных решений, как и всегда,является недостаток информации о свойствах природной среды исоциально-экономического окружения. Такой вывод сделан представителями такназываемого «бихевиористкого» (поведенческого) направления вангло-американской географии.
Выделяются два типа этническихпроцессов:
. эволюционный тип, который находитсвое выражение в изменении любого признака этноса:
-         языка (появление или исчезновение диалектов, сленга, формированиелитературного языка);
-         культуры;
-         социальных структур;
. трансформационный тип, ведущий ксмене этнической принадлежности ранее существующего этноса.
Трансформационные этнические процессыпроявляются в смене основного признака этноса — его самосознания. Они находятсвое выражение как в этническом разделении (например, формирование на базедревнерусского этноса великороссов, украинцев, белорусов), так и этническомобъединении на базе метизации, консолидации, интеграции различных этническихгрупп, проживающих на одной и той же территории (например, англичане как этносвозникли из англов, саксов, кельтов, датчан, норвежцев и западных французов изАнжу и Пуату).
Существуют три основных историческихтипа этногенеза:
. Палеоэтногенез — формирование этносовразных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результатеих длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяютсяэтноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в ЛатинскойАмерике), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические(британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.
. Мезоэтногенез — возникновение этносовтипа народностей, т.е. этносов, находящихся на стадии между племенами инациями. Появление народностей связывается с ассимиляцией, метизациейнескольких неродственных этносов или частей этносов в новое этническоеобразование. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств,и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалосьбольшинство современных наций развитых государств.
. Неогенез — этногенез Нового иНовейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, вкотором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главнымобразом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихсяна разных стадиях этногенеза.
Исследование процессов рождения этносови их превращения в суперэтносы, развития, рост могущества этих суперэтносов иих вырождение (или гибель) — предмет этнической истории, которая в свою очередьявляется функцией природного процесса этногенеза и изучает естественносложившиеся несоциальные коллективы людей — различные народы, этносы.
Этническая история отличается отистории социальных структур дискретностью процессов, поскольку этногенезконечен и связан с энергией живого вещества биосферы. Этногенез лежит на грани,где историческая наука из гуманитарной переходит в естественную, т.е. на стыкеклассической истории, географии (ландшафтоведения), биологии (генетики) иэкологии. Действительно, если этнические явления лежат в сфере природы ипредставляют собой часть явлений биоценоза, управляемого изменениямиландшафтов, то, при возникновении, этнос вместе с породившим его ландшафтомсоставляют биохор (биоценоз + ландшафт). С другой стороны, события политическойистории прямо или косвенно вмешивается в процессы этногенеза, нарушаянепрерывный характер этногенетической функции, если за аналитический видтаковой принять кривую этногенеза, предложенную школой Л.Н.Гумилева.
Этногенез — самостоятельноеландшафтогенное явление. Анализ взаимодействия этноса с ландшафтом показал, чтооба они связаны обратной зависимостью, но ни этнос не является постояннодействующим ландшафтообразующим факторам, ни ландшафт без постороннеговоздействия не может быть причиной этногенеза. Без учета явления этногенезапроблема взаимоотношения человечества с природой не может быть решена.
Отношения этнос — ландшафт не являютсяплодом праздного теоретизирования. Нежелание учитывать это условиесуществования человека при любой общественно-экономической формации приводит ктрагедии. Примером может служить Горный Бадахшан советского периода. В 50-хгодах из лучших побуждений руководители страны распорядились переселитьнаселение высокогорных кишлаков в плодородные долины. Однако жители свысокогорных «полок» Бартанга и других районов Памира не смоглисуществовать в казалось бы благоприятных условиях: необратимая дезадаптация, ифизиологическая, и ландшафтная, привели к практически полному вымираниюпопуляции горных таджиков.
Случай сознательного использованияэтого закона дает история Соединенных Штатов Америки. При колонизации СевернойАмерики по официальному распоряжению европейские колонисты уничтожали биохорсевероамериканских индейцев: истребляли бизонов, выжигали прерии, вырубалилеса. Лишившись кормящего ландшафта индейцы потеряли способность к активномусопротивлению и были достаточно быстро физически уничтожены, а остатки крупныхплемен переселены в резервации.
Заключение
Этнос – исторически сложившаяся наопределенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность,нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры,языка, психологического склада, а также осознанием своих интересов и целей,своего единства, отличия от других подобных образований самосознанием иисторической памятью.
В действии антитезы «мы – они»проявляется влияние естественного психологического механизма, посредствомкоторого человек осознавал свою первоначально родовую, клановую, племенную,затем национально-этническую принадлежность, идентифицируя себя со своейгруппой, разделяя ее ценности и отождествляя себя со всем положительным,эталонным, свойственным этой группе.
В основе образования этноса лежитпринцип комплементарности (сходности жизненных установок) и стереотипаповедения, который возникает в процессе исторического развития. Поэтомуглавным, определяющим фактором выделения этноса является общность историческойсудьбы, формирующей особый поведенческий тип этноса, систему субъективныхценностных отношений, отличных от других, где язык, религия являются важными,но дополнительными элементами этого процесса.
Этнос включает в себя всю совокупностьбиосоциальных особенностей физического и психического склада (темперамент),социально-экономических условий (территория возникновения, «место развития»),хозяйственных и бытовых навыков и социально-культурных факторов (язык,религиозные и духовные традиции).
Связанная одинаковым происхождением,материальной и духовной культурой общность людей, образующая этнос, отличаетсяособым типичным восприятием жизни, общностью (одинаковостью) духовного склада,отношения к внешнему миру, которое формирует изначальные стереотипы (иррациональныечувства, как на эмоционально-чувственном, так и рациональном уровнях),необходимые для самоопределения человека в духовной и социально-политическойжизни.
Этнос в своем развитии проходит трипоследовательные фазы: рождение, расцвет и угасание (Гумилев). Во всех трехслучаях первая фаза (этап, стадия) связана с преимущественным усвоениеминформации. Сюда входит освоение своей экологической ниши, расширение (илисужение) своей этнической территории, становление языка (как разговорного, таки литературного), выработка традиций, создание артефактов, которые не простоявляются манифестацией уникальности данного этноса, но выступают какпотенциальные объекты социальной памяти будущих поколений (это, прежде всего,предметы искусства).
Вторую стадию в жизни этноса можноназвать репродуктивной. Активно осваивается территория, происходитсамоутверждение себя перед другими этносами (а иногда и за счет другихэтносов). Этнос обретает демографическую определенность, закрепляетсятерриториально. При этом на второй стадии социальные факторы выделяютсядостаточно явно и выступают как бы внешне необходимыми условиями длясамореализации этнической программы. Социальные институты вытесняют этническиемеханизмы на второй план и становятся самоцелью развития общества. Это оченьважно для третьего этапа «социализации этноса», поскольку он связан сторможением этнических процессов, темпы которых уже не соответствуют социальнымпотребностям общества.
Списоклитературы
1.        Бромлей Ю.В. Несколько замечаний о социальных и природных факторахэтногенеза // ЭИЖ, 1999. — №5 С.33-34
2.        Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983
3.        Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы, два подхода к изучению //Социологические исследования. 1992. — №1. С.50-57
4.        Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этносфера и космос // Космическаяантропоэкология: техника и методы исследования. М., 2005. С.211-220
5.        Иванов К.П. Проблемы этнической географии. — СПб.: Изд.С.-Петербургского университета, 2003. — 216с.
6.        Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 496с.
7.        Этнология и ее применение // География и современность – Л., 2001.Вып.5. С.54-63
8.        Этнос как явление // Л., 1967. Вып.3: Этнография. С.90-107


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.