Тульский Государственный Университет
Кафедра Краеведения
Реферат
Тульский край в I-II вв. н.э.
Тула-2010
Первые поселенцы на тульской земле в раннем железном веке (I тысячелетие до н.э.) — племена так называемой Верхнеокской археологической культуры. Балтские племена. С течением времени представители этого этноса менялись. Особое влияние на них оказали пришельцы с территории бассейна реки Десны.
Под их воздействием к 4 веку н. э. они сформировали новую культуру, за которой закрепилось название мощинская. (Оно было дано ей археологами по месту в Калужской области, где впервые было раскопано городище этой культуры.) По языку ее представители были, по всей вероятности, балтами — членами большой, существующей и в наши дни индоевропейской языковой семьи, в которую входят и славяне. (Прямыми потомками балтов являются современные литовцы.) Самая восточная группировка балтов, занимавшая в 4 — 7 вв. н.э. бассейн верхней Оки и верховья Днепра, в древности именовалась голядью. Представители этого этноса жили в наземных домах и землянках на городищах (укрепленных поселениях) и селищах (поселениях открытых). Они занимались земледелием, охотой, рыболовством, освоили гончарное ремесло, металлургию, металлообработку. Строили жилища. Воевали.
Способ получения железа из руд, с освоением которого человечество переступило порог железного века, отличался от используемого в настоящее время.
Напомню, что лежащий в основании современной черной металлургии двухступенчатый процесс восстановления железа из руд включает:
а) доменный процесс, в ходе которого в специальной шахтной печи (домне) при высокой температуре происходит восстановление окислов железа (и некоторых других металлов, в том числе марганца) и насыщение восстановленного металла углеродом. Продукт доменного производства — высокоуглеродистый сплав железа и углерода, называемый чугуном;
б) сталеплавильный передел, в ходе которого происходит избирательное окисление в чугуне примесей (в том числе, углерода) с переводом их в шлак и газы. Он осуществляется в мартеновских печах, конвертерах, электропечах.
Сложение этой технологии относится к сравнительно позднему времени. Долгие тысячелетия металлургия железа развивалась по пути переработки и усовершенствования прямого одностадийного способа получения железа из руд, минующего стадию выплавки чугуна. Переработку руды вели в так называемых сыродутных горнах, в связи с чем сыродутным принято называть и сам процесс.
Сырьем для древних металлургов Тульского края служили местные железные руды — дерновые, луговые, болотные, озерные. Эти руды — бурый железняк, состоящий из минералов лимонита Fe203.3Н20 и гетита Fe203. Н20 — были широко распространены в Европейской России. В качестве топлива использовался исключительно древесный уголь.
Сыродутный или ручной горн представлял собой несложной конструкции шахтную печь, в простейшем случае — обмазанную глиной яму. В нее загружали руду и уголь. Топливо поджигалось, при этом в печь через специальные отверстия, куда вставлялись глиняные сопла (воздуходувные трубки), ручными мехами нагнетался воздух. При сравнительно высокой температуре железо частично восстанавливалось из окислов; в результате получалась крица — ком губчатого железа-сырца, смешанного со шлаками. Использовать такое железо было нельзя, предварительно из него нужно было удалить пропитывавший крицу шлак. Это делалось в особых кузницах, называвшихся железцовыми. Прокованное в них, освобожденное от неметаллических включений железо называли, в отличие от железа-сырца, железом дельным.
После появления вододействующих заводов, где для проковки стали применять силу воды, железо, полученное ручной проковкой криц, стали называть ручным. Еще его называли домашним, имея в виду не заводское (где применялся двухстадийный процесс), а кустарное, в маленьких сыродутных горнах, получение.
Вернемся к проживавшим на территории края племенам мощинской культуры. Раскапывая их поселения, археологи находят остатки горнов (в частности, сопла куски сопел), шлаки, и, разумеется, разнообразные железные изделия — продукцию кузнецов, вероятно, местных. Многочисленны находки земледельческого инвентаря. (К земледельческим орудиям относят, между прочим, и топор. Это не удивительно: хотя балты были уже знакомы с пашенным земледелием, в основном жители мощинских городищ занимались земледелием подсечным.) Среди находок встречаются украшения одежды (пряжки, фибулы), детали конской упряжи, бытовые предметы (ножи, кресала и др.). Оружие, исключая наконечники стрел, сравнительно редко. Очень интересны изделия из цветных металлов (украшения, детали одежды), в том числе с цветными выемчатыми эмалями — голубой, красной, оранжевой, синей. Подобные украшения встречаются только у балтов. Их племена, следовательно, знали и ювелирное дело. Впрочем, художественный металл мог попасть сюда, к жителям верхней Оки, иной раз очень издалека: на городищах, расположенных вдоль Упы, находились даже железные римские фибулы (застежки). Но предметы, удовлетворяющие основные жизненные потребности, делались, несомненно, на месте.
Славяне. На смену балтам примерно в 8 веке н.э. в Тульский край пришло славянское племя вятичей. Общее представление о культуре славянских племен этого времени вы получили в школе, поэтому останавливаться на ней не будем.
Как и голядь, вятичи были неплохими металлургами и кузнецами. Славянский сыродутный горн представлял из себя несколько заглубленную в землю шахтную печь с внутренним диаметром 25-40 см. В простейшем случае это была расположенная на склоне яма, расширявшаяся книзу, где устраивалось арочное устье. В стенку печи вставлялись сопла. Похожие печи употреблялись и для предварительного обжига руды (при обжиге куски руды теряли прочность, что облегчало отбор пустой породы).
Металлургия предполагает владение специальными навыками. Отсюда ранняя производственная специализация. Не пахари плавили и ковали — профессиональные домники, кузнецы и ювелиры. Археологами были открыты пункты (7-9 века, в основном, в южной части расселения славянского этноса), где число печей достигало 25-30! Ясно, что работали здесь на рынок, через его посредство реализуя железные полуфабрикаты.
Следы деятельности славянских металлургов обнаружены и на территории Тульской области. Уникальной конструкции сыродутный горн 8-9 века откопали и исследовали, в частности, участники школьного археологического кружка из с. Долматово Чернского р-на под руководством местного учителя истории и географии Н.Г. Трофимова. Одна из раскопанных кузниц представляла собой прямоугольную постройку 7,5 х 4 м, стенами которой служил легкий деревянный каркас, обмазанный глиной. В углу был обнаружен полный комплект кузнечного инструмента: наковальня, молот-кувалда, легкий молоток, различного размера клещи, зубило, ножницы для резки металла. Славяне накануне образования древнерусского государства имели достаточно развитую металлообработку. Кузнецы освоили сварку железа со сталью, делали пакетный металл, применяли термообработку: закалку с последующим отпуском. Все, сказанное о славянах вообще, в полной мере относится и к славянам-вятичам. Представление о достижениях их металлургии можно составить по находкам на одном из богатейших памятников археологии Тульской области — Супрутском городище (Щекинский р-н). С красивейшими местами в среднем течении Упы, где оно расположено, Вам, возможно, уже приходилось встречаться: студенческий спортивно-оздоровительный лагерь ТулГУ в с. Селиваново (селе, где бывал Лев Толстой — ночевал на пути в Козельскую Оптину Пустынь) находится всего в нескольких километрах от Супрут на другом берегу реки. Крутой склон высокого мыса, ограниченного по сторонам глубокими оврагами — в таком облике предстает Супрутское городище приближающимся к нему по реке путешественникам. Взобравшись на холм, видим мощный вал и ров позади него — остатки некогда грозных укреплений, памятник фортификационного искусства вятичей. Площадка городища покрыта ямами — заросшими травой археологическими раскопами. Ямы с оплывшими стенками видны и на валу — тут постарались кладоискатели — легенда о золотой лодке, зарытой здесь атаманом Кудеяром, жива здесь и сейчас.
Супрутское городище является многослойным: до вятичей на этом месте жила уже знакомая нам голядь. От балтов-металлургов остались только шлаки, от вятичей — еще и крицы. Разнообразна продукция местных кузнецов: это орудия для обработки дерева и кости, орудия охоты, рыболовства и многое другое. На Супрутском городище найден разнообразный сельскохозяйственный инвентарь (целые комплекты его), что не удивительно: к концу 1 тысячелетия н.э. пашенное земледелие стало у вятичей ведущим.
Были у славян свои бронзолитейщики и ювелиры, работавшие, естественно, на привозном сырье и переплавлявшие монету — месторождений меди, тем более серебра, в округе не имелось (позже мы познакомимся с любопытными подробностями поиска на Оке золотой и серебряной руд, предпринятого в 17 столетии). Славянские ювелиры владели техникой литья в глиняную форму, применяли чеканку, ковку. тиснение. освоили технику зерни и скани, с которыми познакомились в 8-9 вв. по вещам, прибывшим с Востока. Ими делались пряжки, фибулы, поясные бляхи, перстни, браслеты, височные украшения, шейные гривны, различные привески и пр.
Занимались ювелирным делом и вятичи. В наборе женских украшений этого племени присутствуют очень красивые многолопастные височные кольца, у других племен не встречающиеся. Делали их, следовательно, местные умельцы, мастерские которых, несомненно, еще будут обнаружены раскопками.
Поговорим о раскопках. Многое, о чем сегодня говорилось. Установлено трудом археологов. Лопата — незаменимая помощница историка, а для исследователя времен, о которых письменные источники молчат — помощница единственная.
Подобно охране архитектурных и исторических памятников, в стране существует система учета и охраны памятников археологии.
Охрана их направлена на предотвращение какого-либо разрушения культурного слоя, сохранившего материальные следы жизнедеятельности людей, в процессе хозяйственной деятельности человека, либо в результате самодеятельных раскопок. Чем опасны такие раскопки? Археологические исследования связаны чаще всего с нарушением цельности культурного слоя. Те детали, которые выявляет, разрушая его, археолог-профессионал — расположение слоев, характер и насыщенность их керамикой, следы старых ям и пр. — не интересны кладоискателю, а часто и невидны. Только одно учреждение — Институт археологии Российской Академии Наук (Москва) — может дать разрешение на проведение раскопок. Разрешительный документ (так называется открытый лист) выдается конкретному лицу без права передачи другому.
Различные виды (формы) открытого листа разрешают проведение работ разного уровня сложности и объема: от сбора материала с поверхности памятника до раскопки «под снос» всей его площади. Что же делать, если вы обнаружили вдруг древние (как вам кажется) орудия труда, кости, если в обнажении берега увидели угольки и кусочки глиняной посуды? Можно обратиться в Центр «Наследие» по охране и использованию памятников истории и культуры при администрации области. Там сообщат, поставлено ли на учет показанное вами место как памятник археологии, и если нет — возьмут вашу информация на заметку для последующей передачи археологам. Но можно обратиться к археологам непосредственно: штатный сотрудник такого профиля есть в Тульском краеведческом музее. Если разыщите их — будьте уверены, что ваш сигнал без внимания не останется.
Сейчас идет составление археологической карты области (задача создания ее была поставлена еще во времена существования Тульской губернии) и ваши сведения могут оказать очень большую помощь специалистам. Если же захотите принять участие в археологической экспедиции — обращайтесь в Тульскую археологическую экспедицию, существующую при упомянутом центре «Наследие».
Вятичи вошли в состав древнерусской народности. С образованием Древнерусского государства с центром в Киеве они платят дань киевским князьям. В начале 10 века (907 г.) участвуют в походе князя Олега на Царьград.
Но жившие среди непроходимых лесов и болот, вятичи долго еще пытаются сохранить относительную самостоятельность. Киев же настойчиво борется за их полное подчинение, время от времени предпринимая на них с этой целью походы, подобные походам князя Святослава в 964 и 966 годах. Есть предположение, что именно с ними связана ужасная трагедия, завершившая историю Супрутского городища (здесь в слое, сохранившем следы сильного пожара, были обнаружены 104 человеческих скелета). Через 15 лет после Святослава, в 981 году, воевал с вятичами князь Владимир Святославич, через год — он же опять. Столетие спустя (1082-1083 гг.) ходил «в вятичи» знаменитый Владимир Мономах, о чем сам упомянул в поучении своим сыновьям.--PAGE_BREAK--
В 12 в. возникает г. Дедославль (предположительно, совр. село Дедилово Киреевского р-на) — укрепленный ремесленный и торговый центр, место сбора старейшин вятичей. Из других основанных вятичами городов упомянем Новосиль (входил в состав Тульской губ. до революции), Белев (основан в 1147 г… в один год с Москвой) и Спаш — ныне с. Павшино Дубенского р-на (более известное в связи с историей рода металлозаводчиков Демидовых).
После распада единого Древнерусского государства в борьбу за земли вятичей вступают владимиро-суздальские и черниговские князья. Переговоры со старейшинами вятичей (племени, так долго сохранившего пережитки родовой организации общества) ведет основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Но, в конце концов, территория края отходит к черниговским князьям. В это время (12 век) начинается его христианизация (вспомним, что Киев и Новгород крещены были еще в конце 80-х г.г. 10 столетия.) Язычники не приняли проповедь монаха Кукши и убили его.
В границах черниговского княжества к середине 12 в. выделились удельные княжества Белевское, Новосильское, Одоевское, Тарусское. К Тарусскому с конца 13 в. относился Алексин. В состав того же княжества входило удельное княжество Волконское (Из древнего рода которых происходила, между прочим, мать Л.Н. Толстого).
Городов — укрепленных центров удельных княжеств, было немного, основное население занималось сельским трудом. Сглаживание племенных особенностей привело к исчезновению к 13 в. самого племенного имени вятич. История Тульского края в период наступившего ордынского господства изучена недостаточно. Лет за двадцать до Куликовской битвы, т.е. приблизительно в 1360-м году, тульские земли входили в состав княжеств Новосильского (на западе), Тарусского (на северо-западе), Рязанского (на северо-востоке). В составе Рязанского княжества выделялось самостоятельной политикой удельное княжество Пронское — оно, собственно, и владело левобережьем Дона на востоке современной Тульской области.
Ну, а сама Тула? Тулой, как будто упомянутой в летописи под 1146 г., а позднее летописцами забытой (да так основательно, что историки усомнились в достоверности первой даты), Тулой в середине 14 века «ведали баскаки» (наместники, сборщики дани) татарской царицы Тайдуллы. Другими словами, обширная территория южнее Алексина, ограниченная Крапивной на западе и рекою Доном на востоке, вообще в это время не входила в состав Северо-восточной Руси. Только через два года после Куликовской битвы в 1382 г. в договорной грамоте победителя Мамая Московского князя Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом была определена принадлежность Тулы Московскому княжеству. Но долго еще претендовали на нее князья рязанские, к которым через полстолетия (в 1432 г.) она все-таки отошла.
История культуры Руси с момента образования Древнерусского государства до появления царства Московского исключительно интересна. Необычайный подъем, продолжавшийся до начала 13 века включительно, тяжелые, невосполнимые потери, нанесенные Батыевым нашествием, последующее нараставшее отставание от дружно устремившихся к Ренессансу культур Западной Европы — все эти процессы почти не оставили видимых следов на тульской земле. Нет у нас домонгольских времен храмов, рукописей и икон, нет даже сколько-нибудь древних преданий об этом далеком прошлом. О жестоких завоевателях напоминают только клады ордынских монет (находили их в окрестностях Тулы) да, возможно, названия старинных деревень: Баскаково, Якшино, Ямное, О региональных особенностях культуры Тульского края говорить просто не приходится — нет материала.
Список литературы
История Тульского края в воспоминаниях и документах: редкие и труднодоступные тексты. Том I. Сост. Майоров М. В. — Тула: Левша, 2009.
Майорова Татьяна Викторовна. История Тульского края в географических названиях. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009.
Майорова Татьяна Викторовна, Майоров Михаил Владимирович. Улицы Тулы XVII—XXI веков: Энциклопедический словарь-справочник тульских городских названий. — Тула: Шар, 2005. — (Тула — Я).
Парамонова, Ирина Юрьевна. Летопись тульской судебной системы, 1777—2007. — Тула, «Дизайн-коллегия», 2007.
Парамонова, Ирина Юрьевна. Тула. XX век: подробности. — Тула, «Дизайн-коллегия», 2008.
Парамонова, Ирина Юрьевна. История народовластия на тульской земле. — Тула. «Дизайн-коллегия», 2008.
Рассаднев Сергей Андреевич. Прогулки по улицам Тулы. — Тула, 2003.
Тенцер Михаил Борисович. Тульская губерния на старой открытке. Альбом. — Тула, Типография «Борус», 2009.
Тульские справочники: План города, городские телефоны. — [Тула, 1999].
Тульский биографический словарь: В 3 T. — Тула: Пересвет, 1996; 2003.