Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Социально-экономические и культурные права и свободы граждан Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ                                                       стр.
1. Введение: Экономические, социальные икультурные права важная грань
право­вогогосударства…     3
2. Экономические, социальные и культурные права:                
1.   Право на экономическуюдеятельность.........................................................       3
2.   Право частнойсобственности........................................................................       6
3.   Трудовые права исвободы.............................................................................       9
4.   Защита материнства, детстваи семьи...........................................................      11
5.   Право на социальноеобеспечение.................................................................     13
6.   Право нажилище.............................................................................................     15
7.   Право на охрану здоровья имедицинскую помощь.....................................      17
8.   Право на благоприятнуюокружающую среду..............................................      19
9.   Право наобразование......................................................................................     20
10.Свободатворчества........................................................................................     22
11.Право на участие вкультурной жизни.........................................................      24
2. Заключение........................................................................................................      24
3. Литература.........................................................................................................     26

ВВЕДЕНИЕ
Экономические, социальные и культурные права — важная грань правовогогосударства.
Россияпереживает переходный период от тоталитарной к демократическойобщественно-политической системе, формируются гражданское общество, основанноена свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет правчеловека. Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитиеконституционного права как важного условия для проведе­ния глубоких реформ вэкономике и политической системе и в то же время одной из гарантий противвозврата страны к прошлому.
Современноеконституционное право — это отрасль права, которая закрепляет основные принципыдемократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различныхполитических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и другихправовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться вэтой борьбе — значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянетназад. Глубокое изучение конституционного права, таким образом, позволит«войти в политику» и почувствовать дыхание истории.
Едва ли несамым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся зако­нодательствомв области конституционного права. Такие изменения можно проследить и в техстатьях Конституции, где закреплены основные права и свободы человека в областисоци­ально-экономических и культурных взаимоотношений между гражданами, а такжегражданами и государством
Экономические,социальные и культурные права и свободы имеют важнейшее значение для жизничеловека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих вэту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. Всвоей со­вокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической,социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненныепотребности. В вопро­сах жизнеобеспечения большинство людей не могут положитьсятолько на свои силы. Сохра­няя свободу, они в то же время зависят от других людей,интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимостьзащиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальнойнесправедливости, а также — дать ему силы для ду­ховного развития и проявлениясвоих способностей.
По своемуюридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, правочастной собственности), по существу, являются бесспорными правами пря­могодействия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляютсобой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает издействующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право нажилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводитьполитику содействия в их реализации. Различия в юри­дическом содержаниипорождают различную степень массовости пользования этими правами — те из них,которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаютсяна бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что онизакрепляются за каж­дым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.

Социально-Экономическиеи Культурные права и свободы граждан Российской Федерации.
1.Право на экономическую деятельность.
Данное правопредусматривает свободное использование человеком своих способностей иимущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономическойдея­тельности ( ст. 34 Конституции РФ ). В сочетании с правом частной собственноститакая сво­бода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики,исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Этасвобода рассматривается как одна из основ конституционного строя ( ст. 8Конституции ).
Подпредпринимательской деятельностью понимаются «самостоятельная, осуществляе­маяна свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли отполь­зования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зареги­стрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст.2 ГК РФ).
Право наэкономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающихвозможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этогосубъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия подсвой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другимипредпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью. Никакойгосударственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукциюон обязан производить и каковы должны быть на нее цены ( если пределы нерегулируются законодательством ). Предприниматель сам нанимает и увольняетработников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своейприбылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлятьвнешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и объединения с другимипредпринимателями, открывать счета в банках.
Признание правана экономическую деятельность порождает для государства определен­ныеобязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы,например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность.Они должны бороться с рэкетом и вымогательством, защищать имущество частногопредпринима­теля наравне с государственной собственностью. Всей своей экономическойполитикой прави­тельство правового государства содействует и помогает частномубизнесу, поощряет его раз­витие и защищает от незаконных посягательств. Любойущерб, нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов,подлежит возмещению.
В то же времяэто право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещаетопределенные виды экономической деятельности ( производство оружия, изготовлениеорде­нов и др. ) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями(лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многиепредприятия определен­ные ограничения. Наконец, государственные органы вправетребовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этомкоммерческую тайну. Эти и ряд других огра­ничений необходимы в интересах всейнациональной экономики, но должны опираться на за­конодательную базу.
Конкретныевопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность,регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданскимкодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января1995 г. С этого вре­мени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г., Законо предприятиях и предпри­нимательской деятельности 1990 г.[1]( кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядок государст­венной регистрации ) иряд других актов. Гражданское законодательство регулирует отноше­ния междулицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранныхграждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное непредусмотрено федераль­ным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразныйосновной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие рамки отношений любых физических июриди­ческих лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимостьпроизвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается нанеобходимость беспрепятствен­ного осуществления гражданских прав и обеспечениявосстановления нарушенных прав, их су­дебной защиты.
Субъектом правана экономическую деятельность ( она не означает обязательно созданиепредприятий ) являются любые лица, не ограниченные законом в своей правоспособности.Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается сего смер­тью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание правоспособности входит правозаниматься предпри­нимательской и любой иной не запрещенной закономдеятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно сдругими гражданами и юридическими лицами, совер­шать любые не противоречащиезакону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естест­венно, что малолетниеграждане могу осуществлять свои права только через законных пред­ставителей (родителей, опекунов ). В полном объеме способность гражданина своими дейст­виямиприобретать обязанности и исполнять их ( гражданская дееспособность ) возникаетс наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет.
Экономическаядеятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность. Президент РФподписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон  «О государственном регулировании внешнеторговойдеятельности». Целями Закона являются «защита экономического суверени­тета,обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование раз­витиянациональной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспече­ниеусловий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ».В соответст­вии с законом правом осуществления внешнеторговой деятельностиобладают все российские лица, «за исключением случаев предусмотренных законодательствомРФ». Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность с соблюдениемзаконодательства России. Закон уста­навливает порядок ввоза и вывоза товаров,ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр.
Конституция РФспециально выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащуюзапрету, — ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конку­ренцию.
Поднедобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (котораясама по себе в рыночных условиях правомерна ) нечестными и незаконными методами.Кон­ституционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренцииобъясняется тем, что ограничения злоупотребления свободой предпринимательстватесно граничит с самой этой свободой, а также стремлением законодателя подчеркнутьособую опасность этих зло­­употреблений для национальной экономики. Злоупотребления,связанные с доминирующим положением на рынке и нарушение этических правилконкуренции, губительны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренциизадерживает экономический и технологический про­гресс, подавляет активностьмелкого и среднего бизнеса, снижает качество товаров, ведет к поддержаниювысоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую дея­тельность.По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конкуренция, котораяпроявляется в заключении соглашений о ценах ( для поддержания высоких цен ),разделе рын­ков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересыпотребителей ущемляются и то­гда, когда их вводят в заблуждение относительноизготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойствтовара другого предпринимателя, путем некорректного сравнения товаров врекламной и иной информации, копирования внешнего оформления или использованиятоварного знака чужого товара и иными способами.
Подобного родаметоды запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении мо­нополистическойдеятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г.[2].Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных илиискаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю,изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынкелибо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных длянего или не относящихся к предмету договора, и ряд других дейст­вий.
Законустанавливает, что признание положения доминирующим ( т.е. монополии ) воз­можно,если доля товаров на рынке превышает 35% и существует возможность ограничиватьконкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельнымпредпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средствами борьбы с монополизациейи недобросовест­ной конкуренцией может быть обращение в антимонопольные органы,которые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а приневыполнении предписаний — на­лагать штраф. В случае причинения убытков оттаких действий можно обращаться в суд ( как общей юрисдикции, так и арбитражный).
Для реализацииположений Закона создан Государственный комитет Российской Федера­ции поантимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, имеющийтерриториальные управления.Деятельность этих органов носит квазисудебныйхарактер, по­скольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальныхформах, т.е. с предос­тавлением определенных гарантий сторонам, соблюдением ихправ и законных интересов. Од­нако любые решения этих органов могут бытьобжалованы в суд.
Антимонопольноезаконодательство не затрагивает сферу действий так называемых есте­ственныхмонополий, т.е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на кото­рыена рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологическихособенностей производства и товары которых имеют устойчивый спрос в силуневозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти игаза по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортныхтерминалов и портов, услуги электриче­ской и почтовой связи. Федеральнымзаконом от 17 августа 1995 г. предусмотрено регулирова­ние деятельности этихестественных монополий через специальные федеральные органы ис­полнительнойвласти.
Государствооказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству ( с числомзанятых на предприятии до 100 человек ), о чем принят Федеральный закон от 14июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в финансовой областии налогооб­ложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятийи др. Государ­ство призвано осуществлять специальные программы, создавать фондыподдержки малого предпринимательства.
Для защитынаселения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Фе­деральныйзакон о рекламе от 18 июля 1995 г. Закон предусматривает предотвращение и пре­сечениененадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанестивред здоровью граждан, имуществу, а также чести, достоинству и деловойрепутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекламы, посягающейна общественные инте­­ресы, принципы гуманности и морали.
Законом недопускается недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная,скрытая реклама. Регламентируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах,в пе­риодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, рекламы,помещаемой на­ружно и на транспортных средствах, а также рекламы отдельныхвидов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и др. ).
В случаеустановления факта нарушения законодательства нарушитель обязан осущест­витьконтррекламу в срок, установленный федеральным антимонопольным органом, а такженесет ответственность в других формах.
С одинаковымоснованием можно рассматривать как категорию и экономических прав, и личныхправ правочастной собственности.
2. Право частной собственности.
Оно принадлежиткаждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, атакже — одной из основ конституционного строя, как это установлено ст.8 и 9 Кон­ституцииРФ.
Стремлениеобладать собственностью и иметь защищенное право на нее — естественноестремление большинства людей. Собственность есть основа подлинной независимостичело­века и его уверенности в завтрашнем дне. Великие философы прошлого ( Гегель,Кант и др. ) обосновали решающий вклад частной собственности в формированиесвободного граждан­­ского общества. Были, разумеется, и другие взгляды:«Собственность — это кража», — говорил теоретик французскогоанархизма Прудон, «Грабь награбленное!», — вторил ему В.И. Ленин. Нолиберальные и социал-демократические учения все же пришли к пониманиюконструктив­ной роли частной собственности в развитии экономики, нравственностии социальной спра­ведли­вости.
Право частнойсобственности отвергалось нашим прежним тоталитарным государством, посколькуофициальная идеология, марксизм-ленинизм, рассматривала его как источник всехнесправедливостей и главный тормоз развития производительных сил. Но на деле, врезультате 70-летнего соревнования и борьбы двух систем, стало очевидным, чтовсе обстоит как раз на­оборот. Право частной собственности и свободапредпринимательства обеспечили западному обществу экономический и социальныйпрогресс, а социалистическая система, отрицавшая их, пришла к краху.
В своемпонимании природы, роли и пределов частной собственности западное обществозначительно эволюционировало. Великая французская революция провозгласила этоправо как «священное и неприкосновенное», но теперь о его священномхарактере уже не говорят, хотя неотъемлемость и неприкосновенность неотрицаются. Со временем западное общество осоз­нало необходимость усилениячастной собственности, что потребовало ввести определенные основания дляограничения этого права. Такие ограничения были обусловлены потребностямигосударственного регулирования экономики, развитием трудового и социальногозаконода­тельства. Обществу стало очевидным, что неограниченное право частнойсобственности ведет к хозяйственному произволу на предприятиях, к социальномунедовольству и конфликтам, к несправедливому распределению материальных благ.Поэтому оно способствовало утвержде­нию сдерживающих этических ограничителейпроизвола и подталкивало государство на при­нятие таких мер, которые сделали бысобственниками большинство, а не узкий слой людей. Повсеместно была признанавозможность отчуждения собственности для общественных нужд ( "социализация"), но разумеется, с соответствующим возмещением.
Таким образом,признание права частной собственности нельзя считать чем-то незыбле­мым, этоправо требует детальной регламентации, его содержание постоянно развивается.Причина этого в его теснейшей связи с экономическими и социальными процессамиразвития общества. Однако при всем этом право частной собственности сохраняетсвое системообра­зующее значение и охраняется государством.
Закреплениеправа частной собственности в Конституции РФ крайне важно не только дляутверждения новой концепции прав и свобод человека, но и как правовая база переходак ры­ночной экономике, к свободному гражданскому обществу. Конституция 1993 г.не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества,не устанавливает ка­кую-либо форму собственности в качестве основной иливедущей, равно как и не предусматри­вает и ограничений для других, в частностидля личной собственности граждан, что провоз­глашалось предшествующимиконституциями и основанным на них законодательством. Госу­дарство приняло насебя обязанность защищать частную собственность, обеспечить ей непри­косновенность.В соответствии с Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собст­венности,владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с дру­гимилицами (ст.35 ). Это право находится под охраной федерального закона, и никакиедругие нормативные акты, включая законы субъектов Федерации, не могут менятьего статус.
Содержаниеправа частной собственности весьма широкое ( рассмотрим только основные моментыданной категории ). Собственник вправе совершать в отношении своего имуществалюбые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств идругую эко­номическую деятельность. Собственник делает это свободно, без разрешениягосударственных органов ( что не исключает последующей регистрации предприятияили хозяйства ), если его действия не противоречат закону и другим правовымактам и не нарушают прав и законных интересов других лиц.
Охрана правачастной собственности осуществляется уголовным, гражданским, админи­стративными иным законодательством. Уголовный кодекс, например, предусматривает ответ­ственностьза такие преступления против собственности, как кража, мошенничество, присвое­ние,грабеж, разбой, вымогательство и др. Гражданский кодекс РФ закрепляет основанияпри­­обретения и прекращения права собственности, устанавливает, что всобственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключениемотдельных видов, ко­торое в соответствии с законом не может им принадлежать(ч.1 ст.213 ). С введением в дейст­вие нового Гражданского кодекса утратил силуЗакон РСФСР о собственности от 24 декабря 1990 г., ранее определявший комплексвопросов, связанных также с частной собственностью.
Право частнойсобственности, таким образом, является комплексным институтом, регу­лируемыммногими отраслями российского права.
Конституция РФустанавливает две важные юридические гарантии права частной собст­венности.Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решениюсуда. Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясьна любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против еговоли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая неконституционностьприменяемых против него за­кона или действий.
Только решениесуда или приговор, предусматривающий конфискацию имущества, могут бытьоснованием для принудительного прекращения права частной собственности. Причрез­вычайных условиях ( стихийные бедствия, эпидемии и др. ) может осуществлятьсяизъятие собственности ( реквизиция ) по решению государственных органов (ст.242 ГК РФ ), воз­можна конфискация в административном порядке ( ст.243 ГК РФ), но в любом случае преду­смотрено право гражданина на обращение в суд длявосстановления своего права собственно­сти. Кроме того, любые такие действиямогут быть обжалованы в суд в соответствии со ст.46 Конституции РФ.
Во-вторых,принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может бытьпроизведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Темса­мым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации,которая принята в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейтив разряд государ­ственной, а государственная — в разряд частной (приватизация), но только а соответствии с за­коном и с возмещением, определяемым подоговору или рыночным ценам.
Гарантией правачастной собственности является также право наследования. Граждан­ский кодексрегулирует все тонкости перехода имущества собственника после его смерти к на­следникампо закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать вы­полнениеволи собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать спра­ведливость,особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетнихродственников.
Гарантированноест.9 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признаниеи защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускае­мымисредствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйство­ванияи признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установлениязаконодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных формили субъ­ектов хозяйственной деятельности. В отличие от ранее действовавшихпреимуществ в защите права социалистической собственности, в особенностигосударственной, собственности со­гласно ч.2 ст.8 Конституции права собственностивсех субъектов ( носителей ) этого права за­щищаются абсолютно одинаково, наосновании одних и тех же норм материального права.
Отдельнозакреплено а Конституции РФ право частной собственности на землю (ст.35 ). Онопринадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также ихобъединениям.
Конституцияфиксирует право государственной собственности на землю. Это особенно важно приприменении законодательства о федеральных землях и землях, являющихся собст­венностьюсубъектов Федерации. Их правовое положение уже частично урегулировано такимиправовыми актами, как Указ Президента о федеральных фондах природных ресурсов[3],который должен быть затем принят в виде закона.
В особуюкатегорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью му­ниципальныхорганов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать всобственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъекты правасобственно­сти на природные ресурсы могут выступать как сам орган управления,так и от его имени гра­ждане и юридические лица, в чье владение, пользованиеили аренду передан природный ре­сурс. 
В историиэкономических и правовых учений право частной собственности на землю не развызывало серьезные дискуссии. Многие философы, писатели ( Ж.-Ж. Руссо, Л.Н.Толстой и др. ) полагали, что земля должна принадлежать всем или только тем,кто ее обрабатывает. Но экономические законы властно требовали введение земли вгражданский оборот и в конце концов утвердили в развитых странах такие принципырегулирования частной собственности на землю, которые обеспечивают равновесиеинтересов отдельного человека и всего общества.
В отличие отпрежней Конституции, где упоминание о природных ресурсах не связыва­лось сиными формами собственности, кроме государственной, действующая Конституция до­пускаетвозможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственностина землю и другие природные ресурсы.
В противовесэтому коммунистические режимы стремились доказывать преимущество организациисельского хозяйства без частной собственности на землю. Но это привело сель­скоехозяйство к отставанию и сделало землепользование крайне нерациональным.Крестьяне перестали чувствовать себя хозяевами земли, колхозы и совхозы приходилив упадок, громад­ные участки земли не осваивались.
Признание этогоправа — непременное условие демократической рыночной экономики, именно поэтомуоно встречало и поныне встречает сопротивление политических сил, стремя­щихсясохранить свою опору в старой системе землепользования и сельского хозяйства. Сэтим связано возникновение в России уникальной ситуации, которая состоит в том,что, не­смотря на прямое указание Конституции, в ряде субъектов Федерации правочастной собствен­ности на землю отвергается. Однако такого рода нормативныеакты должны быть признаны недействительными.
Конституция РФустанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и дру­гимиприродными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это ненано­сит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иныхлиц. Есть, сле­довательно, только два конституционных ограничения права частнойсобственности на землю, при соблюдении которых собственник остается свободным всвоих действиях. Но эта свобода весьма относительна, ибо в этой же статьеКонституции говориться, что условия и порядок пользования землей определяютсяна основе федерального закона ( ч.3 ст.35 ).
Однако реформаземельного законодательства еще не завершена, принятие нового Зе­мельногокодекса затягивается. Поэтому как владение, так и распоряжение землей регулиру­ютсямногими актами временного значения. Так, Указ Президента Российской Федерацииоб усилении государственного контроля за использованием и охраной земель припроведении зе­мельной реформы от 16 декабря 1993 г. требует, чтобы владения земельнымучастком под уг­розой штрафа сопровождалось его рациональным использованием.Другой акт аналогичной юридической силы — Указ Президента РФ о регулированииземельных отношений и развитии аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г.[4]представляет гражданам право продавать, передавать по наследству, дарить,сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать зе­мельный участок вкачестве взносов в уставные фонды ( капиталы ) акционерных обществ, то­вариществ,кооперативов. В то же время при продаже земельных участков, используемых всельском хозяйстве, необходимо получить разрешение органа исполнительной властисубъекта Федерации.
Наряду суказанными, действует много других нормативных актов, регламентирующих правочастной собственности на землю — как отдельных граждан, так и их объединений, вот­ношении земли как в сельской местности, так и в городах.
Следующаякатегория — это трудовые права и свободы. Эта группа прав и свобод ( ст.37 Кон­ституцииРФ ) включает:
·      свободу труда;
·      право на труд и на защиту отбезработицы;
·      право на забастовку;
·      право на отдых;
Итак:
3. Трудовые права и свободы.
Трудовые праваи свободы, в различных комбинациях закреплены в большинстве консти­туции мира,важны для лиц наемного труда, которые составляют основную часть работающегонаселения. Эти права распространяются на значительное число находящихся вРоссии имми­грантов, т.е. лиц, не имеющих российского гражданства. Трудовыеправа и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают возможностьотстаивать свое достоинство и инте­ресы.
Рыночнаяэкономика существенно меняет правовое положение работников. При админи­стративно-команднойэкономике они были на словах полноправными, но отсутствие реальногособственника создавало безразличное отношение к излишествам рабочей силы напредпри­ятиях, низкой производительности труда и трудовой дисциплины. Как результат- низкая оп­лата труда, уравниловка, незаинтересованность работников врезультатах труда при «полной занятости» и «неуклонном ростеблагосостояния трудящихся». Но жизненный уровень, органи­зация труда всеболее и более отставали от общемировых стандартов, широковещательные права исвободы часто отстаивались на бумаге.
Частный собственникорганизует работу своего предприятия по другому. Он стремиться сократитьненужный персонал, заставить работников трудиться интенсивно, но и оплачиватьтруд по достоинству. Однако его хозяйская власть, вытекающая из правачастной собствен­ности, объективно способна творить произвол иприносить интересы людей в жертву при­­были. Экономически общество в этомзаинтересовано, но еще более оно заинтересовано в том, чтобы учитывалсячеловеческий фактор, забвение которого способно привести к крупным со­циальнымпотрясениям ( революции, трудовым конфликтам, массовому недовольству ). За­щитеинтересов человека на производстве служат трудовое и социальноезаконодательство, а также признаваемые государством договорные формырегулирования трудовых отношений ( коллективные договоры и соглашения,индивидуальные трудовые договоры и контракты ).
Свобода труда провозглашенав ч.1 ст.37 в соответствии со ст.23 Всеобщей декларации прав человека. Принципсвободы труда в определенной мере уже нашел отражение в дейст­вующемзаконодательстве.
Конституция РФ закрепляетсвободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Чело­век вправекак работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении кадминистра­тивной ответственности за так называемое «тунеядство»,бродяжничество ( бомжи ) и т.д. Кон­­ституционной обязанности трудиться, как впрошлые годы, теперь нет. Человек свободен как в поступлении на постояннуюработу, так и в уходе с нее, в переходе на другую, более интерес­ную иливыгодную для него. Свобода труда реализует через индивидуальную трудовую дея­тельность,в занятии предпринимательской деятельностью и т.д.
Свобода труда связана сзапретом принудительного труда. Запрет принудительного труда, предусмотренныйст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах. Таким трудомсчитается не только от


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Youth organizations in Great Britain
Реферат Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов
Реферат Вирусы и способы борьбы с ними
Реферат Сущность и способы измерения доходности
Реферат Исследование возможности использования эффекта автодинного детектирования в генераторах на диоде Ганна для контроля параметров вибрации
Реферат Биография Александра Сергеевича Грибоедова
Реферат Актуальные проблемы развития нефтегазового комплекса России
Реферат Women Men And Competition Essay Research Paper
Реферат Культурная жизнь России в царствование Екатерины II (1762-1796)
Реферат Механізм міжбюджетних відносин як фактор стимулювання економічного зростання
Реферат Проектирование приемного устройства
Реферат Перспективы развития международных корпораций в России
Реферат Середовище програмування DELPHI 20
Реферат Социально психологические особенности молодежных субкультур
Реферат Портфельное инвестирование