Министерство образованияРоссийской Федерации.
Нижегородский государственныйуниверситет им. Н.И. Лобачевского.
Юридический факультет. Курсоваяработа
Натему:Системы органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и штатов Индии(сравнительный анализ).
Выполнил:студент 2-го курса,
дневного отделения, гр 11-27
ШалавинА.Е.
Проверил: ст.преподаватель,
ГорылевА.И.
НижнийНовгород, 2002 год.
Содержание.
I. Введение………………………………………………………………...3
II. Система органов государственной власти в субъектахРФ………….5
1) Общие положения…………………………………………………...5
2) Законодательная власть в субъектах РФ…………………………...6
3) Исполнительная власть в субъектах РФ…………………………..11
4) Взаимодействиеветвей власти субъектов РФ………………….…16
5) Институт федерального вмешатнльства в РФ………………….…17
III. Система органов государственной власти штатовИндии…………...20
1) исполнительнаявласть в штатах…………………………………...20
2) законодательнаявласть в штатах…………………………………..23
3) государственнаявласть в союзных территориях………………….25
4) институтфедерального вмешательства в Индии………………….25
VI. Заключение………………………………………………………………27
V. Список использованнойлитературы…………………………………..29
Введение.
В теории права при рассмотрении вопроса осистеме конституционного права выделяется один из основополагающих институтовданной правовой отрасли, который составляют нормы, закрепляющие системугосударственной власти, виды ее органов, принципы их образования и деятельности.[1]
В последнее десятилетие в РоссийскойФедерации исследование и развитие данного института особенно актуально, так какс исчезновением СССР встал вопрос о коренном реформировании старой советскойсистемы органов государственной власти, обнаружившей свою неспособностьэффективно управлять государством. Органами государственной власти в СССРпризнавались только Советы народных депутатов, а другие государственные органы– органы государственного управления, правосудия, прокуратуры исключались изкатегории органов государственной власти и были полностью подконтрольны иподотчетны Советам.[2]Данная концепция всевластия Советов обусловила необходимость реформированиясистемы государственной власти.
Конституция РФ 1993 года ознаменовала принципиально новый подход итрактовку характера государственной власти, ее главное теоретико–правовоеоснование: принципразделения властей и создания в связи сэтим самостоятельных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
С 1992 года, послезаключения Федеративного договора, Российская Федерация развивается какпо-настоящему федеративное государство. В связи с этим Конституция РФ 1993 годачетко разграничивает федеральные органы государственной власти и органыгосударственной власти субъектов РФ, формируемые ими самостоятельно напринципах, закрепленных в федеральном законодательстве.
Мне показалось очень интересным выбрать дляисследования систему органов государственной власти субъектов РФ в контекстеРоссии как федеративного государства. Данный институт конституционного праваочень динамично развивается:принимаются новые законы, вносятся изменения и дополнения в уже существующие,поэтому очень важно оперативно отслеживать происходящие изменения.
Вданной работе исследуются основные принципы деятельности органовгосударственной власти субъектов РФ: порядок их формирования и прекращения полномочий, компетенция,порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственнойвласти (а именно, федеральная интервенция).
Я решил сравнить системы органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и Индии. В штатах Индииуправление построено по тому же принципу, что управление федерацией: в его основе лежитпарламентская система. В субъектах РФ управление также во многом копируетфедеральную модель и отличается от Индийского. Мне показалось интереснымвыделить схожие и различные моменты двух достаточно разных систем.
На основе проведенного сравнительного анализапредставляется возможным выработать некоторые предложения по улучшению системыгосударственной власти субъектов РФ.
Система органов государственной власти в субъектах РФ.
Общие положения.
Система органов государственной власти –необходимый атрибут любого государственного образования. Конституция РФ четкоразграничивает органы государственной власти Российской Федерации, т.е.федеральные органы государственной власти, и органы государственной властисубъектов Федерации – система государственных органов, действующих в субъектахРоссийской Федерации.
Прежде чем приступить к рассмотрениюсистемы органов государственной власти субъектов РФ, необходимо уяснитьосновное понятие данного института.Государственный орган – составная и в то же время относительнообособленная, самостоятельная часть государственного аппарата, котораяучаствует в осуществлении функций государства и действует от его имени ипоручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеетсоответствующую компетенцию и структуру, применяет присущие ейорганизационно-правовое формы деятельности.[3]
Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ государственнуювласть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственнойвласти. Следует отметить необходимость основных начал организации органовгосударственной власти на всех ее уровнях и инвариантности, свойственнойконкретным субъектам.
Система органов государственной власти всубъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципаразделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Установлениеобщих принципов организации системы органов государственной власти и местногосамоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и еесубъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы ипринимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые актысубъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст.77 Конституции РФ система органов государственной власти субъекта РФустанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя Российской Федерации и общими принципами организации представительных иисполнительных органов государственной власти, установленным федеральнымзаконом.
Часть 2 ст. 77 РФустанавливает, что федеральные органы исполнительной власти субъектов РФобразуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и впределах ее ведения и полномочий по предметам совместного ведения Федерации иее субъектов.
6 октября 1999 г.принят Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации”.
ФедеральныйЗакон РФ устанавливает общие положения, которые определяют принципыдеятельности органов государственной власти субъекта РФ, систему органовгосударственной власти субъекта РФ, осуществление федеральными судами и федеральнымиорганами исполнительной власти своих полномочий на территории субъектаРоссийской Федерации.
Законодательная власть в субъектах РФ.
Законодательную власть в субъекте РФосуществляет законодательный (представительный)органгосударственной власти, наименование которого, число его депутатов, срокполномочий депутатов устанавливается конституций (уставом) субъекта РФсамостоятельно. При этом срок полномочий депутатов не может превышать пяти лет.[4]
Порядок деятельности. Законодательный орган государственной властисубъекта РФ самостоятельно решает вопросы организационного, правового,информационного, материально-технического и финансового обеспечения своейдеятельности. Расходы на обеспечение деятельности данного органа властиутверждаются самим законодательным органов государственной власти ипредусматриваются отдельной строкой в бюджете субъекта РФ.
Законодательный орган правомочен при избраниив его состав не менее двух третей от установленного числа депутатов.Правомочность его заседания определяется его регламентом или иным актом,принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности. Заседанияявляются открытыми, за исключением случаев, установленным федеральнымизаконами, конституцией и законами субъекта РФ, а также регламентами или инымактом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
Полномочия законодательного органавласти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:
1) принятия указанным органом решения о самороспуске, приэтом такое решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией(уставом) или законом субъекта РФ;
2) роспускауказанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта) в случае принятияданным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, нормативногоправового акта, противоречащих федеральной Конституции и предметам совместноговедения Российской Федерации и ее субъектов, если такие противоречияустановлены судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их втечение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
3) вступления в силу решения соответственного верховного судареспублики, суда, края, области, города федерального значения, автономнойобласти, автономного округа о неправомочности данного состава депутатовзаконодательного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе сосложением депутатами своих полномочий.
4) роспускауказанного органа на основании федерального закона, принятого ГосударственнойДумой по представлению президента.
В случае досрочногопрекращения полномочий депутатов назначаются внеочередные выборы. Указанныевыборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силурешения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти.
Правовой статус депутатов. Депутатыизбираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъектаРФ и обладающими в соответствии с Федеральным законом активным избирательнымправом. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающийв соответствии с федеральным законом, конституцией и законом субъекта РФпассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего, равногои прямого избирательного права при тайном голосовании. Условия осуществлениядепутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, илина профессионально основе в определенный период, или без отрыва от основнойдеятельности) устанавливается конституцией или законом субъекта РФ.
В течение срока своих полномочий депутат неможет быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судьей,занимать иные государственные должности РФ или субъекта РФ, государственныедолжности федеральной государственной службы или государственной службысубъекта РФ. В случае если деятельность депутата осуществляется напрофессиональной постоянной основе, он не может заниматься другой оплачиваемойдеятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной сосуществлением депутатских полномочий.[5]
Депутатобладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий и не можетбыть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой всудебном порядке, а также задержан, арестован, подвергнут обыску или допросубез согласия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, кромеслучаев задержания на месте преступления и действий депутата, связанных с преступлениями против личности, а такжеиных действий, не связанных с осуществлением им своих полномочий.Неприкосновенность распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения,на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемыеим средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
Вопрос о лишениидепутата неприкосновенности решается законодательным органом власти субъекта РФпо представлению прокурора субъекта Российской Федерации в четырнадцатидневныйсрок.[6]
В отношении депутата следственныедействия и порядок производства по административным правонарушениямосуществляются также под непосредственным надзором прокурора субъекта РФ.
Депутат вправеотказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делуоб обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своихполномочий.
Депутатосвобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок егодепутатских полномочий.
Полномочия.Федеральным законом установлены основные полномочия законодательного органагосударственной власти субъекта РФ, соответствии с которыми он принимаетрегиональные законы и постановления.В частности, он правомочен принимать конституцию (или устав) субъекта РФ ипоправки к ней;осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ ипредметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределахсвоих полномочий;а такжеосуществляеть иные полномочия, установленные Конституцией РФ, Федеральнымзаконом от 6 октября 1999 года, другими федеральными законами, конституцией изаконами субъекта РФ.
Согласно ст законом субъекта РФ:
а)утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении,представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, а в случае, если указаннаядолжность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органагосударственной власти субъекта РФ;
б)устанавливаются в соответствии с конституцией субъекта РФ основы организации идеятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ;
в)устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления натерритории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного органа государственнойвласти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местногосамоуправления;
г)утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ,представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;
д)устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральнымзаконом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;
е)устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютныхфондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании их средств;
ж)устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, втом числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственныхобществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з)утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ
к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный органгосударственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъектаРФ;
л)устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ ипорядок его изменения;
м)утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшегоисполнительного органа государственной власти;
Постановлениемже законодательного органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации: назначаются на должность и освобождаются от должностиотдельные должностные лица субъекта РФ, а также оформляется согласие на ихназначение на должность; назначается дата выборов в законодательный органгосударственной власти субъекта РФ, а также дата выборов его высшегодолжностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственнойвласти); назначается референдум субъекта РФ; оформляется решение о недоверии(доверии) высшему должностному лицу или руководителям органов исполнительнойвласти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие;утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ; назначаются надолжность судьи конституционного суда субъекта РФ; определяется порядокдеятельности указанного органа.[7]
Согласно ст. 6 закона правозаконодательной инициативы в законодательном органе государственной властисубъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ,представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом)субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иныморганам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим натерритории данного субъекта.
Исполнительная власть в субъектах РФ.
Согласно ст. 17 Федерального закона 1996 г.устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшимисполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым егоруководителем.
Конституцией(уставом) может устанавливаться должность высшего должностного лица субъектаРФ. Данное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной властисубъекта.
В соответствии сКонституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий попредметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органыисполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительнойвласти.[8]
Высшеедолжностное лицосубъекта РФ избирается гражданами РоссийскойФедерации, проживающими на территории субъекта и обладающими активнымизбирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательногоправа при тайном голосовании. Высшее должностное лицо избирается на срок неболее пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроковподряд.[9]
В случае признания выборов высшего должностного лицанесостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один избаллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение его обязанностейосуществляется в соответствии с конституцией субъекта РФ. При этом повторныевыборы проводятся в срок не позднее чем через шесть месяцев после официальногообъявления результатов предыдущих выборов.
Наименование должностивысшего должностного лица устанавливается конституцией субъекта РФ с учетомисторических, национальных и иных традиций данного субъекта.
Высшее должностное лицо субъекта РФне может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти данногосубъекта, депутатом представительного органа местного самоуправления, не можетзаниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научнойи иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством.
Полномочия высшего должностноголица прекращаются досрочно в случае:
его смерти; отрешения его ни должности президентом;отставки по собственному желанию; признания его судомбезвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его взаконную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РоссийскойФедерации на постоянное место жительства; утраты гражданства РФ; отставки в связи с выражением ему недовериязаконодательным органом государственной власти субъекта РФ.
Законодательный орган государственнойвласти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъектав случае:
издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам,конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установленысоответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанныепротиворечия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов ПрезидентаРФ, постановлений Правительства РФ, конституции и законов субъекта РФ, если этоповлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.
Решение законодательного органа государственной власти онедоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третямиголосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной третидепутатов.
В двухпалатномзаконодательном органе подобное решение принимается двумя третями голосов отустановленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети отустановленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом)субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшемудолжностному лицу субъекта РФ.
В случае немедленной отставки высшегодолжностного лица по причине выражения ему недоверия законодательным органомвласти, в отставку немедленно уходит возглавляемый должностным лицом высшийисполнительный орган государственной власти субъекта РФ. После отставки онпродолжает действовать до сформирования нового. Внеочередные выборы высшегодолжностного лица проводятся не позднее чем через шесть месяцев со днядосрочного прекращения его полномочий.
Во всех случаях,когда высшее должностное лицо субъекта РФ не может исполнять свои обязанности,их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией или закономсубъекта. Для такого лица могут быть установлены ограничения на осуществлениеотдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.[10]
Полномочия высшего должностного лица. Высшее должностное лицосубъекта РФ:
а) представляет субъект РФ в отношениях сфедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлениивнешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашенияот имени субъекта;
б) обнародуетзаконы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или изданияспециальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органомгосударственной власти субъекта РФ;
в) формируетвысший исполнительный орган государственной власти субъекта; г) вправе требовать созывавнеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный органгосударственной власти на первое заседание ранее срока, установленногозаконодательством субъекта РФ;
д) вправе участвовать в работезаконодательного органа государственной власти субъекта РФ с правомсовещательного голоса;
По вопросам своей компетенции высшеедолжностное лицо субъекта РФ в рамках действующего законодательства иподзаконных актов издает указы (постановления) и распоряжения.
Высшее должностноелицо при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию РФ, федеральныезаконы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указыПрезидента и постановления Правительства РФ.[11]
Высшее должностное лицо формирует высшийисполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъектаРФ.
Высший исполнительный орган государственной власти.
Высший исполнительный орган являетсяпостоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Егонаименование, структура, порядок формирования устанавливается конституцией(уставом) и законами субъекта. Финансирование высшего исполнительного органавласти и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за светсредств бюджета субъекта РФ.
Высший исполнительный орган государственнойвласти субъекта Российской Федерации:
а)разрабатывает и осуществляет меры пообеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РоссийскойФедерации, участвует в проведении единой государственной политики в областифинансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения иэкологии.
б) осуществляет в пределах своихполномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека игражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе спреступностью;
в) разрабатывает для представлениявысшим должностным лицом в законодательный орган государственной власти проектбюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономическогоразвития;
г) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполненииуказанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономическогоразвития для представления их высшим должностным лицом в законодательный орган государственнойвласти субъекта РФ;
д) формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;
е) управляет и распоряжается собственностью в соответствии с законами субъектаРоссийской Федерации, а таккже федеральной собственностью, переданной вуправление субъекту РФвсоответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
ж) вправе предложить органуместного самоуправления, его выборному или иному должностному лицу привести всоответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, еслиуказанные акты противоречат Конституции РФ, федеральному законодательству иликонституции, законодательству субъекта РФ, а также вправе обратиться по этимвопросам в суд;
з) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральнымиорганами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий,а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;
и) осуществляет иные полномочия, установленные федеральнымизаконами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, атакже соглашениями с федеральными органами исполнительной власти,предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.[12]
Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ.
В целяхэффективного управления процессами экономического и социального развитиясубъекта РФ и в интересах его населения, в соответствии с конституционнымпринципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительнуюи судебную, законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта РФ и высший исполнительный орган государственной власти субъектаосуществляют свои полномочия самостоятельно, но на условиях взаимодействия.
Правовые акты высшего должностноголица и органов исполнительной власти направляются в законодательный органгосударственной власти субъекта РФ, который вправе обратиться к ним спредложением о внесении изменений и дополнений в данные акты, либо об ихотмене. Он также вправе их обжаловать в судебном порядке или обратиться вКонституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции данных нормативныхправовых актов. Высшее должностное лицо, в свою очередь, обладает аналогичнымиправами в отношении постановлений законодательного органа государственнойвласти субъекта РФ.
Законодательныйорган государственной власти направляет высшему должностному лицу субъекта РоссийскойФедерации планы законопроектной работы и проекты законов субъекта РФ. На егозаседаниях вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководителиорганов исполнительной власти субъекта или лица, ими уполномоченные. Назаседаниях же органов исполнительной власти вправе присутствовать депутаты либопо поручению законодательного органа государственной власти или егопредседателя работники аппарата данного органа. Законодательный органгосударственной власти может также принимать участие в формировании высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в утверждении илисогласовании назначения на должность отдельных его должностных лиц, а также всогласовании назначения на должность руководителей территориальных органовфедеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренныхфедеральным законом. Формы такого участия устанавливаются конституцией(уставом) и законом субъекта РФ, а в отношении руководителей территориальныхорганов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.
Законодательный орган государственнойвласти вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной властисубъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие, если иноене предусмотрено конституцией субъекта РФ. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленноеосвобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией изаконом субъекта РФ.[13]
При возникновенииразногласий споры между законодательным и исполнительным органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществленияих полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами,предусмотренными Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и закономсубъекта Российской Федерации, либо в судебном порядке.
Инст