Министерство Образования
ИркутскийГосударственный Технический Университет
Кафедра правоведенияРеферат
На тему:Конституция –основной закон государства
Основы конституционного строя
Выполнилстудент
Гр. РДТ-98-1 Афанасьев А.А.
Иркутск 2001Содержание1. Введение2. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами3. Стабильность Конституции РФ4. Значение Конституции РФ5. Преемственность и суверенитет6. Приоритет прав человека по Конституции РФ7.Основные положения конституционного строя8.Личность и государство9.Суверенитет государства10.Федерализм11.Гражданство российской федерации12.Экономические основы13.Разделение властей14. Заключение15. Список использованной литературы1. Введение
Конституция— основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен,происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политическойжизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционногозаконодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствуетосновным этапам развития самого общества и государства. В периоды активныхполитических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросыдальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболееактуальными, особенно если речь заходит о глобальном измененииустановившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся другот друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссылки наисторию. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этомотношении она не отличается от других законов. Свойства Основного законапроявляются в Конституции в другом. Охватывая своими статьями практически всестороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболееобобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе икодексы, адресуется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям,народам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку игражданину. Для конституционного развития показательно повышение уровняобобщенности правового регулирования.Слово“Конституция” — латинского происхождения, от constitutio, — установление,устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства,определяющий его общественное и государственное устройство, избирательнуюсистему, принципы организации и деятельности органов власти и управления,основные права и обязанности граждан.
Основной Закон — этофундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой ис государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили другдругу и не нарушали права и свободы граждан.
Развитие Российскогогосударства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающаясебя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституцияважна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в нейзакрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации,формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характергосударственного регулирования во всех основных сферах общественного развития,взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободамчеловека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называютглавным, основным законом государства. Если представить себе многочисленныеправовые акты, действующие в стране, ввиде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы,то конституция — это основание, стержень и одновременно источник развития всегоправа. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, кактрадиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетомперемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Конституционныйстрой – это такая организация государственной и общественной жизни, при которойгосударство является политической организацией гражданского общества, имеетдемократический, правовой характер и в не человек, его права и свободыпризнаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностьюгосударства.
Основыроссийской государственности раскрывается в главе 1 «Основыконституционного строя», в главах 3 — 8, посвященных построению новыхинститутов власти и федеративному устройству России.
Для развитияРоссийского государства исключительно важны положения преамбулы КонституцииРоссийской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственногоединства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единуюРодину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитиювсякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это — стержневаяидея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россиясамостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существеннойгарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.
В преамбулеобращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемостьдемократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята сцелью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашейобщей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущимипоколениями.2. СоотношениеКонституции РФ с другими нормативными актами
Конституция РФ имеет высшуююридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы ииные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречитьКонституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
НоваяКонституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ееположение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые врамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституцииреспублик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономнойобласти и автономных округов, должны соответствовать Конституции РоссийскойФедерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения иполномочий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет в данном случае оконституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.
Коренное обновлениероссийского общества и государства, связанное с принятием Конституции 1993 г.,не могло не повлечь столь же существенного пересмотра текущего законодательстваРоссийской Федерации. Однако подобная задача — дело отнюдь не одного дня и дажене одного года. В этих условиях включение в текст Конституции нормы,определяющей порядок взаимодействия новых и старых норм, представляется однимиз наиболее удачных решений: “Законы и другие правовыеакты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящейКонституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ” (Раздел 2 “Заключительные и переходныеположения” п. 2).В обычных условиях вопрос о соотношении нормызакона или иного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловноотносится к компетенции Конституционного Суда.
После принятия новойКонституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ«О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие сКонституцией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недействующимии не подлежащими применению органами государственнойвласти, органами местногосамоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов иих отдельных положений. Работа по приведению нормативного массива всоответствие с нормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобаетОсновному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующее место вправовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими.Ни один другой закон не может отменить или изменить норму Конституции, равнокак и быть поставлен на один уровень с ней.
Не делается исключение и дляфедерального конституционного закона, который представляет собой разновидностьфедерального закона. В иерархии федеральных законов такой закон занимаетнаиболее высокое положение. Он находится как бы непосредственно под Конституцией,ближе всего к ней. Отличие федерального конституционного закона состоит в том,что он принимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямоопределены Конституцией, и для его принятия требуется не простое, аквалифицированное большинство. Но не более того. Представления о том, чтофедеральный конституционный закон является составной частью Конституции,неверны. Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования.Мировая практика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когдаотождествление Конституции и конституционного закона имело место, в пониманиии истолковании Конституции, определении действующей конституционной нормывозникали серьезные затруднения.
Немогут расходиться с Конституцией также договоры о разграничении предметов веденияи полномочий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. Положение о приматемеждународного права и, в частности, международных договоров здесь неприменимы.Договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами власти субъектовФедерации относятся к внутригосударственному, а не к международному праву.
Конституция выступает какюридическая база для развития всех отраслей права, составляющих российскуюправовую систему. Кодексы, другие федеральные законы, как правило, содержатссылки на действующую Конституцию, что иной раз делается после приведенияранее принятых актов в соответствие с ней. Тем самым обеспечиваются единство ивзаимная согласованность отраслей права, общность их исходных принципов.Встречающееся иной раз сравнение тех или иных кодексов с Конституцией являетсяусловным, отражает лишь стремление подчеркнуть роль и значение описываемогодокумента. Гражданский кодекс при его принятии называли «экономическойконституцией» страны, о Земельном кодексе говорили как о «земельнойконституции» и т.д. Но в государстве должна быть только одна Конституция,которая предопределяет развитие всей правовой системы, включая кодексы. Ни одиниз них не может претендовать на особый, автономный статус, на «независимость»от Конституции. Иначе единство и внутренняя согласованность правовой системыбудут нарушены.
Конституция 1993 г., как ивсе современные конституции, уделяет большое внимание международному праву ивнешней политике. В ней получила дальнейшее развитие взаимосвязь международногои национального, внутригосударственного права. Это объясняется, с одной стороны,усиливающейся интернационализацией современного мира, а с другой — повышениемроли международного права, отражением в нем прогресса человеческой цивилизации.Достаточно отметить международно-правовую защиту прав и свобод человека, вособенности такие документы, как Всеобщая декларация прав человека,международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальныхи культурных правах, другие международные договоры, решения Организации побезопасности и сотрудничеству в Европе, документы Совета Европы.3. Стабильность Конституции РФ
Конституция как основнойзакон — акт долговременного действия, юридическим свойством которого являетсястабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции —важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществлениягосударственной власти, отношений между личностью, обществом и государством.Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественныеотношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования,развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, вкоторых она действует. Все это требует периодического приведения конституционныхпредписаний в соответствие с происходящими изменениями. Когда такие изменениязатрагивают основы конституционного строя, может возникнуть потребность заменыдействующей Конституции новой. В противном случае Конституция рискует превратитьсяв исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общегос реальной действительностью.
Юридическойгарантией стабильности Конституции является особый порядок ее пересмотра,призванный обеспечить как статичность, так и динамизм основного закона. Эти положенияусилили «жесткость» основного закона страны, значительно усложнили процедуруего частичного или полного пересмотра, внеся в нее ряд принципиально новыхмоментов. К ним относятся:
во-первых, обусловленностьэтой процедуры иерархией конституционных норм, различающихся по своейзначимости;
во-вторых, приведение этойпроцедуры в полное соответствие с принципом федерализма, закрепляемым статьями1 и 5 Конституции;
в-третьих, ограничениеучредительной власти парламента и образование нового органа — КонституционногоСобрания, к исключительной компетенции которого отнесены разработка проектановой конституции, его окончательное принятие или вынесение для одобрения нареферендум;
в-четвертых, возможноеиспользование института референдума для принятия новой конституции.
В течение первых летдействия Конституции 1993 г. уже появилось немало предложений о внесении в неепоправок. Однако многие из них отражают состояние российского общества,связанное с противостоянием политических сил. Конституционные изменения идополнения должны носить взвешенный характер, опираться на широкую общественнуюподдержку. Вместе с тем в Договоре об общественном согласии 1994 г. было заявлено,что в Конституцию должны вноситься только такие изменения, которые будут способствоватьстабилизации обстановки в обществе. При этом предусматривалось, что длядостижения желаемого консенсуса будут использоваться согласительные процедуры;кроме того, были определены основные направления возможных изменений Конституции:усиление гарантий прав человека, совершенствование системы разделения властей,развитие местного самоуправления, федерализма.
4. Значение Конституции РФ
Конституция для Россиисегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское обществореализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах исвою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политическихпрограмм и философских концепций. В соответствии со своим назначением,отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всемичертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное,ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющиехарактер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы,государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию вразвитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражаетее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорируетее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не можетиметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.
Сегодня в России частоговорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать еесмысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следуетотметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если емупридается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознанииобщества иным путем.
Конституция прежде всеговносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяетосновы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека игосударства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции иосновы организации государственных органов, формы и методы их деятельности.Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования вовсех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовнойжизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства,соотношение международного и внутригосударственного права.
Действительно, Конституция,как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства,функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правовогостатуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно.Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничиваетее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.
Между тем Конституциюсправедливо называют главным, основным законом государства. Если представитьсебе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенногоорганизованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса,то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права,фундамент всего его развития.
Будучи принята в условияхпереходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельныеположения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чемсуществующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действияКонституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества.Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используетсядля того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственныеорганы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действоватьв соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституцияпризвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданномнаправлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играетважную роль.
Решать задачи подобнымобразом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокойправовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот,для прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советскойвласти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились исегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарныхценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняетсяподчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политическиепроцессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права,не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда,когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пыталисьрешать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайнепассивная роль. Ставка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулустихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, темлучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочьпреодолеть подобные подходы.5. Преемственность и суверенитет
Конституция играет важнейшуюроль в идентификации и легитимизации государства перед мировым сообществом. Спринятием конституции зачастую связывается учреждение нового государства либоего подтверждение, а то и новое признание после кардинального изменения егопрежних основных характеристик, в том числе территориальных,социально-экономических и политических. Действующая Конституция Российской Федерациитакже подтверждает и закрепляет перемены, происшедшие в жизни страны послераспада СССР. Суверенитет России не знает больше ограничений, обусловленныхстатусом союзной республики. Российская Федерация провозглашенадемократическим федеративным правовым государством с республиканской формойправления. Идея государственной преемственности нашла отражение и особоподчеркивается в тексте Конституции Российской Федерации 1993 г. В этой связиследует особо подчеркнуть неразрывное единство положений преамбулы о многонациональномнароде Российской Федерации, соединенном общей судьбой на своей земле, и осохранении исторически сложившегося государственного единства.6. Приоритет прав человека поКонституции РФ
Говоритьо подлинном демократизме и гуманизме государственного строя можно лишь в томслучае, если в действующей конституции четко проведена идея уважения к человеку,а сам принцип, согласно которому человек – это главная ценность государства ивсего общества, не только на словах, но и на деле является основополагающим.Для любой конституции, провозглашающей своей целью движение к высшимчеловеческим ценностям, идея свободы личности становится неотъемлемой частьювсей ее концепции. Основной закон страны принимается и действует не столькоради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей,современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, сколько,прежде всего, для закрепления правового статуса человека и гражданина. Отсюдаповышенное, можно сказать, ключевое значение статей, регулирующихвзаимоотношения человека и государства. Само государство должно бытьорганизовано таким образом, чтобы не просто декларировать уважение к человеку,но и обеспечивать возможности его свободного развития, раскрытия егопотенциала, защищать его автономию от общества. Только государство, основанноена объединении свободных граждан, может добиться успеха в достижении своихцелей.
Наш собственный историческийопыт, зачастую трагичный, убедительно свидетельствует о том, что забвение идеисвободы личности, попытки поставить выше всего интересы государства, класса,партии, стремление к показному единомыслию, искусственное отождествлениеинтересов общества и личности служили теоретическим прикрытием диктаторскихметодов управления страной, необоснованных репрессий против миллионов людей,целых групп населения (сословных, этнических, религиозных и т.д.), вплоть домассового террора. Произвол не смогли остановить нормы действовавших конституций,провозглашавших права и свободы советских граждан: беззаконие было вышеконституционных норм. Нельзя забывать, что почти сразу же после принятияКонституции СССР 1936 г., в которую была включена отдельная глава о правах иобязанностях советских граждан, последовали страшные годы сталинского террора.
Глава о правах и свободахчеловека и гражданина не может рассматриваться как отдельно взятый институт,действующий изолированно от остального конституционного регулирования. Глава вцелом и ее статьи должны «работать» в единстве и взаимодействии со всем конституционнымтекстом. Иной подход просто недопустим, ибо Конституция нацелена в первуюочередь на то, чтобы обеспечить личности свободу, снять барьеры, стоящие наэтом пути, и, что не менее важно, предупредить возможность реставрации прошлыхпорядков. Отсюда вытекает потребность в гарантиях от произвола новой бюрократии,от чиновничьей вседозволенности, от срастания мафиозных структур и аппарата,от сохранения и появления новых монополий, недобросовестного обогащения в ходеприватизации, от правового беспредела и разгула преступности.
Сложившаяся ситуация в сфереправ и свобод человека несомненно отражает переходный характер российскогообщества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация вэкономике, отсутствие у государства необходимых средств. Но «списывать»слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только наэто было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще непреодолимоенеуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимойответственности за их нарушения, незавершенность законодательства обобеспечении защиты прав человека, а также недостатки в работе государственныхструктур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. Власти чаще,хотя и не всегда успешно, тушат «социальные пожары», а не предупреждают их и неустраняют их причины. Это в полной мере относится к тем регионам, которыенередко собственную инерцию и ошибки подменяют ссылками на просчеты центра.
7. Основные положения конституционного строя
Глава 1Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулированияосновополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяетсущность Российского государства, правовое положение личности, принципыэкономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами,основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозныхобъединений.
Характернаяособенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляютпервичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системыдействующего законодательства и иных нормативно — правовых актов РоссийскойФедерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которыенаправлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя.В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной властиРоссийской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно — правовыхи индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иныхсубъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основконституционного строя.
В то же времяни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена — вКонституции, законах Российской Федерации, указах Президента РоссийскойФедерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основамконституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такиенормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могутпротиворечить основам конституционного строя действия и решения должностныхлиц, государственных органов, граждан и их объединений.
В тех случаях,когда в действующих законах и иных нормативно — правовых актах отсутствуютнеобходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправереализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первуюочередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибопринцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.
Основыконституционного строя России состоят из трех групп норм:
1. регламентирующих деятельностьгосударства и его органов;
2. определяющих правовое положениеличности в Российской Федерации;
3. закрепляющих юридическую силуКонституции и порядок ее изменения.
Главноевнимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства,что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостьюзащиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованноговмешательства государственных органов и должностных лиц.
Основыконституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства,устанавливают источник государственной власти и способы осуществлениянародовластия, определяют пространственные пределы действия суверенитета РоссийскойФедерации. Формулируются также принципы федеративного устройства России,закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную исудебную и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную властьв Российской Федерации. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальнаяполитика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующейобеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимоот его рода занятий и деятельности.
Государствоутрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества.Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическоеи политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партиипредоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатыватьсобственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения,рекрутировать членов в свои ряды.
В Конституциизакрепляются верховенство Конституции в системе нормативно — правовых актов иособый порядок внесения изменений и дополнений в положения главы “Основы конституционного строя”.
Конституциязакрепляет экономический строй российского общества, способы производства,обмена и распределения материальных благ. Конституционные положения о свободеэкономической деятельности, о равенстве частной и государственной формсобственности, о праве каждого заниматься предпринимательской деятельностью — все это краеугольные камни экономических отношений, основанных на свободечастной собственности.
Государственныеорганы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образоморганизованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаютсякак его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны:форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Конституционноезакрепление Российской Федерации как федеративной демократической республикиозначает следующее.
1. В странедействует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции,имеют право участвовать в формировании законодательной власти РоссийскойФедерации — Федерального Собрания, а также избрании главы государства — Президента Российской Федерации.
2. Российскоегосударство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономнуюобласть, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органысубъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельноосуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно — правовойдеятельности, принимают законы и иные нормативно — правовые акты. В то же времязначительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органыгосударственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации иПравительство.
В условияхРоссии, представляющей многонациональное государство, федеративная формагосударственного устройства является наиболее плодотворной, ибо толькоФедерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонациональногонарода России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.
4. Российская Федерация — демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвоватьв делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иныеполитические права.
Принципиальноважным является провозглашение государства Российской Федерации в качествеправового.
Правовымгосударством признается демократическое