Федеральное Агентство РФ пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральская ГосударственнаяЮридическая Академия
Факультет Права и Психологии
Конституционное право зарубежных стран
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Вариант XVI
Выполнил:
Студент ФПП-3
Проверил:
Екатеринбург
2005
Задание 1.
Составьте сравнительнуютаблицу статей конституций Франции и Бельгии, регулирующих порядок принятия,изменения и отмены Основного закона. Поясните смысл терминов «учредительноесобрание», «октроирование».
Теория вопроса.
Конституцияпроисходит от латинского constitutio — установление, устройство. В науке конституционногоправа понятие «конституция» применяется в двух смыслах.
1. В материальном смысле — писаный акт, совокупность актов иликонституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободычеловека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления итерриториального устройства, основы организации центральных и местных органоввласти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.
2. В формальном смысле — закон или группа законов, обладающих высшейюридической силой по отношению ко всем остальным законам[1].
Способы принятия конституций.
Разработка конституции.Существуют различные способы подготовки проектаконституции. В редких случаях проект от начала до конца создается специальнообразованным учредительным собранием или действующим парламентом. В этихслучаях ведущую роль обычно играет конституционный комитет (комиссия), которыйсоздается представительным органом и фактически разрабатывает проект. В рядеслучаев роль учредительного собрания или парламента в подготовке проекта и входе его обсуждения на пленарных заседаниях бывает весьма значительной. Такбыло при разработке конституций Италии 1947 г., Индии 1949 г., Бразилии 1988 г., Болгарии 1991 г. и др.
В некоторых странахконституционные комиссии для разработки проекта основного закона создавались непредставительными органами, а президентами или правительствами. Такимикомиссиями были разработаны проекты конституций Франции 1958 г. (вынесенный затем на референдум,минуя парламент), Греции 1975 г. В ФРГ проект конституции 1949 г. был подготовлен Парламентскимсоветом (основную работу провели профессора по конституционному праву),состоявшим из представителей региональных парламентов, и утвержденкомандованием оккупационных войск. В Алжире проект конституции 1989 г. подготовила группа советников припрезиденте, и он также был вынесен на референдум (эта конституция замененадругой в 1996 г.). После военных переворотов проектыновых конституций разрабатываются или их основные положения формулируютсяобычно военными правительствами (например, конституции Турции 1982 г., Нигерии 1989 г.), но проект конституции Фиджи 1990 г. после такого переворота подготовилав основном группа племенных вождей.
При предоставлениинезависимости колониям проекты конституций новых государств разрабатывалисьминистерствами колоний (Нигерия, 1964 г.; впоследствии уже учредительными,хотя и своеобразно сформированными, собраниями в Нигерии были приняты другиеконституции), местными властями с участием советников метрополии (например,конституция Мадагаскара 1960 г.), в ходе переговоров на заседаниях«круглых столов», в которых участвовали представители колониальнойдержавы и деятели национально-освободительного движения (Зимбабве, 1979г.).
При переходе оттоталитарного к либеральному, полудемократическому, демократическому режимамконституции или их принципиальные положения (включая новую редакцию)разрабатывались на общенациональных конференциях представителей различныхпартий и различных сил общества, на заседаниях гражданских комитетов,«круглых столов» и т.д. В них участвовали и представители партий(коммунистических, революционно-демократических, пробуржуазно-авторитарных),утрачивающих господствующую роль, лидеры уходящих режимов (Венгрия, Чехия,Конго, Заир и др.).
В странах тоталитарногосоциализма и государствах социалистической ориентации, а иногда и в другихгосударствах подготовка проекта имеет свои особенности. Во-первых, онаначинается по инициативе центрального органа правящей (как правило,единственной) партии, который создает комиссию (она утверждается парламентом, аиногда действует и без такого утверждения), устанавливает основные принципыбудущей конституции, обсуждает проект и принимает решение о его представлениипарламенту или на референдум. Так разрабатывались практически конституции всехстран тоталитарного социализма (Кубы 1976 г., Китая 1982 г., Вьетнама 1992 г. и др.), государств социалистическойориентации в прошлом (Бенина 1977 г., Эфиопии 1987 г. и др.).
Во-вторых, проект,подготовленный комиссией и одобренный высшим партийным органом, выносится наобщегосударственное обсуждение с активным участием в нем массовых организаций.Обычно проводится множество собраний, иногда предлагаются тысячи поправок идополнений. Правотворческие результаты такого обсуждения, как правило, бываютне очень значительными (хотя в проекты конституций Бенина 1977 г., Вьетнама 1980 г., Эфиопии 1987 г. и других стран вносилисьсущественные поправки), а само обсуждение в ряде случаев приобретает характерпарадного одобрения проекта (во всяком случае его основных положений). Тем неменее эта стадия конституционного правотворчества имеет важное значение дляполитической активизации населения, служит формой его партиципации — участия вуправлении страной.
В некоторых государствахкапиталистической ориентации также предпринимались меры для того, чтобыознакомить население с проектами конституций и учесть его мнение (Папуа — НоваяГвинея 1975 г., Либерия 1984 г. и др.). Однако круг лиц,принимавших участие в обсуждении, как правило, ограничивался элитой общества. Ктому же, согласно постановлениям органов, выносивших проект на обсуждение,иногда оно могло касаться только деталей, а не основных принципов (Шри-Ланка 1972 г.).
Принятие конституции.Новая конституция обычно принимается при возникновениинового государства, смене политических режимов (особенно в результате революционныхсобытий), при существенных изменениях в общественном строе, если текст старойконституции нельзя привести в соответствие с ними путем принятия поправок.Однако во многих развивающихся, да и не только развивающихся, странах принятиеновых (особенно временных) конституций было связано с военными переворотами, сприходом к власти новой группы лиц, что не изменяло существенно общественныйстрой и политическую систему, с субъективными, а иногда и волюнтаристскимифакторами (например, в Африке). Поэтому в некоторых странах конституциизаменялись новыми в среднем через пять — семь лет, а то и чаще (Венесуэла,Гана, Йемен, Таиланд и др.).
Одним из наиболеедемократичных способов принятия конституции считается принятие ее специальноизбранным для этой цели учредительным собранием. В отличие от парламента этообычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятияконституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному наоснове новой конституции. Учредительным собранием (с разными названиями)приняты конституции Туниса 1956г., Намибии 1990г., Болгарии 1991 г. и др. Учредительное собраниенередко продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента.
Учредительное собрание невсегда формируется только путем выборов. В Нигерии в 1978 г., в Гане в 1979 г., в Турции в 1982г. оно частичноизбиралось на корпоративной основе из представителей различных групп населения,а частично назначалось военными властями. Такие учредительные собрания обычноиграют роль консультативных (в Турции в 1982 г., в Нигерии в 1978 г. они так и называлиськонсультативными), поскольку их результаты утверждаются уходящими при переходек гражданскому правлению военными властями. Консультативное учредительноесобрание приняло конституцию Кувейта 1962 г., утвержденную королем (эмиром).
Некоторые конституцииприняты парламентами, провозгласившими себя для этой цели учредительнымисобраниями (в Шри-Ланке 1972 г., Папуа — Новой Гвинее 1975 г., Танзании 1977 г., Нидерландах 1983г., Бразилии1988г., в Замбии 1992г.). Парламентами без переименования их в учредительныесобрания приняты конституции Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Вьетнама 1992 г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г., Польши 1997 г. В отдельных странах конституцииприняты над парламентскими органами, составной частью которых иногда были, аиногда и не были парламенты (например, Народным консультативным конгрессом вИндонезии в 1945 г., Великой джиргой в Афганистане в 1987 г., Великим народным хуралом вМонголии в 1992 г.).
Конституции нередко принимаютсяпутем референдума — общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Египет 1971 г., Филиппины 1986 г., Алжир 1996 г., Белоруссия 1996 г. и др.). Референдум — демократический институт, но на нем избиратель может лишь ответить«да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он конституцию; предложитьже какие-то поправки он не может. Однако без предварительного обсужденияпроекта населением или хотя бы в парламенте гражданину очень нелегкоразобраться в таком сложном документе, как конституция. В ряде случаев путемреферендума принимались реакционные конституции (в Греции, Родезии и др.).Иногда на референдум выносятся конституции, подвергавшиеся предварительномуобсуждению в представительных органах, уже принятые парламентами илиучредительными собраниями (Греция в 1975 г., Испания в 1978 г.), а иногда конституции, ужепринятые референдумом, затем утверждаются избранными на основе этих конституцийпарламентами (Бирма в 1974 г., Эфиопия в 1987г.).
В некоторых странахконституции были приняты фактически военными властями, провозгласившими переходтаким путем к гражданскому правлению. Военные советы в качестве последнейинстанции утвердили принятые консультативными учредительными собраниямиконституции, иногда внося в них существенные поправки (Турция в 1982 г., Нигерия в 1989 г.). В отдельных странахсоциалистической ориентации, где революционно-демократические (единственные)партии осуществляли важные государственные функции, первые конституциинепосредственно принимались их высшими органами — съездами (Конго в 1973 г.) или исполнительными комитетамипартий (Ангола и Мозамбик в 1975 г.). В настоящее время и в Конго, и вдругих странах эти конституции заменены.
Наконец, в рядемонархических государств происходило октроирование конституций: они даровались«хорошим» монархом своему «верному народу» (Иордания в 1952 г., Непал в 1962 г., Свазиленд в 1978 г., Саудовская Аравия в 1992 г. и др.). В ходе крушенияколониальных империй октроирование приобрело иную форму: метрополия (обычнопосле конференций «круглого стола») даровала конституцию своимпрежним колониям, объявляемым независимыми государствами. В Великобритании этоделалось в форме «приказа в совете» (акт монарха в Тайном совете,который состоит приблизительно из 300 человек — членов правительства, духовныхиерархов, знати, высокопоставленных ниц). Таким образом было принято более 30конституций для британских колоний, получивших независимость (большинство этихактов заменены).
Изменение конституции.Лучшим средством, способным обеспечить необходимуюстабильность конституционных норм, считается более сложный порядок внесенияизменений в конституцию по сравнению с обычным законом. Созыва учредительногособрания для внесения поправок в текст уже действующей конституции обычно нетребуется, но в некоторых странах, например в Болгарии, для изменения«укрепленных» статей конституции это необходимо. Поправки вносятся порешению парламента или на основании итогов референдума, однако принятие такихрешений связано со специальными требованиями. Прежде всего само предложение овнесении поправок требует соблюдения определенных условий. Если проект обычногозакона в ряде стран может внести один член парламента, то проект об измененииконституции вносится только главой государства, правительством, определенной группойдепутатов (в Турции — 1/3 всего состава парламента), субъектами федерации (вБразилии — половиной штатов) и т.д. Правда, в США поправку к конституции можетвнести и один депутат, и за 200 лет их было предложено более 10 тыс., нопринято только 27. Поправки к конституциям штатов в США могут быть внесены и впорядке народной инициативы — группой избирателей: в разных штатах от 3 до 20%избирателей, участвовавших в последних выборах губернатора штата.
Как правило, поправкадолжна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждойпалате парламента (2/3 общего числа голосов в Австрии, Италии, Нидерландах идр., 3/5 — в Греции, Испании) или (что реже) на совместном заседании палат (3/5голосов во Франции). Такое решение не всегда является окончательным. Частонеобходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интервалом(в Греции — не менее месяца, в Италии — 3 месяца). В некоторых странах второйвотум должен иметь место только после избрания нового состава парламента (Бельгия,Финляндия).
После того как парламентпринял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно бытьутверждено определенным большинством субъектов федерации (в США — 3/4). ВДании, Швейцарии, некоторых других странах оно утверждается референдумом. ВоФранции указанные 3/5 голосов конгресса (совместного заседания палат) — этотоже утверждение решений палат. Определенные статьи конституции изменяютсярешением квалифицированного большинства, другие — простым большинством(например, в Индии).
В большинстве случаевконституционные поправки не подлежат вето главы государства (его требованиювторично рассмотреть закон) и должны быть опубликованы, но в некоторых странахвето главы государства распространяется и на законы о поправках (Индия, Нидерланды,Пакистан), хотя на практике не применяется.
Почти всегда в новыеконституции включаются нормы, запрещающие пересматривать некоторые положения (вряде стран — республиканскую форму правления, в Португалии — право надемократическую оппозицию, в Германии — принципы правового, демократического ифедеративного государства, в Мавритании — принципы многопартийности). онекоторых странах (Греция, Румыния) неизменными объявлены целые разделыконституции. Нередко запрещается изменение конституции в период чрезвычайногоположения (например, в Испании), иногда — в течение определенного срока послеее принятия (в Бразилии, Греции, Португалии — 5 лет).
При военных переворотахнередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции:военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, апорой и весь текст. Как правило, впоследствии приостановленная конституция невозобновляется, военные при переходе к гражданскому правлению разрабатываютновый основной закон.
Из истории.
Франция.
Рождение ныне действующейКонституции Франции связано с политическим кризисом в стране в результате путчав Алжире в мае 1958 г. и возврата к власти генерала Ш. деГолля (1890-1970). В условиях острейшего политического кризиса большинствочленов Национального собрания по призыву Президента IV Республики Р.Коти(1882-1962) и под угрозой собственной отставки предложил назначить главойПравительства находившегося на покое Ш. де Голля. Последний получил 2 июня 1958 г. всю полноту власти. По требованиюШ. де Голля Собрание поручило ему произвести пересмотр Конституции. Это былосделано в отступление от нормы ст. 90 действовавшей Конституции 1946 г. Однако Национальное собрание недало генералу Ш. де Голлю полный карт-бланш по установлению новогоправопорядка. В Конституционном законе от 3 июня 1958 г. были указаны пять базовых условийновой Конституции, на которых должна была основываться новая Конституция.
Во время дискуссии в Национальном собранииШ. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделениефункций главы государства и главы Правительства. Формальным условием созданияновой Конституции было требование к Правительству проводить консультации сКонституционным консультативным комитетом, на две трети состоявшим изпарламентариев (1/3 — от Национального собрания и 1/3 — от Совета Республики — верхней палаты Парламента) и на треть — из членов Правительства. Послеподготовки проект должен был быть передан на референдум.
Проект Конституции, подготовленныйПравительством, должен был получить заключение Государственного совета и бытьпереданным на референдум. При принятии проект должен был быть промульгированПрезидентом. Важным обстоятельством являлось и то, что генерал Ш. де Голльполучал право в течение четырехмесячного срока управлять страной путем изданияордонансов, в которых должны были содержаться «положения, необходимые дляжизни нации». Этот переходный период закончился в полночь 4 февраля 1959 г. За это время Правительство издало296 ордонансов, многие из которых могли быть востребованы только в будущем. Врезультате такой делегации была создана нормативная база новогоконституционного режима.
Таким образом, процедуру созданияКонституции нельзя назвать демократичной. Основной закон разрабатывался главнымобразом экспертами, в большинстве своем выходцами из Государственного совета,которые учли недостатки функционирования IV Республики. Конституция быладовольно-таки плохо принята специалистами конституционного права*(2). Онарассматривалась как акт, принятый в силу сложившихся обстоятельств. Тем неменее Конституция уже более сорока лет остается Основным законом страны и послеОсновного закона III Республики имеет самый длительный срок существования.
Избранная процедура в определенной мерепресекла существовавшую во французской конституционной истории традициюразработки подобного рода актов избранными народом учредительными собраниями.
В основу документа легли конституционныевоззрения Ш. де Голля, высказанные им главным образом в речи в Байе (Bayeux) 16июня 1946 г. Этими идеями были необходимостьсильного главы государства, который бы обладал значительными полномочиями и«свободой рук» в кризисных ситуациях и возможностью непосредственноназначать главу Правительства без влияния Парламента. Ш. де Голль былсторонником двухпалатной системы; вторая палата должна была улучшатьдеятельность Парламента. В ней должны были заседать представителиэкономических, семейных интересов, т.е. этот орган должен был иметькорпоративную направленность (эту идею Ш. де Голль попытается осуществить в 1969 г. путем ликвидации Сената иучреждения второй палаты на указанных основах). Наконец, третьей идеей,пронизывавшей речь Ш. де Голля, было его глубокое недовольство политическимипартиями, которые, по его мнению, привели к краху III Республики. Основнойпостулат названной речи — восстановление власти государства.
Акт 1958 г. — средний по объему документ средианалогичных в конституционной истории страны; он меньше, чем Основной закон 1946 г. (106 статей) или Конституция 1848 г. (116 статей), но больше актов 1852 г. (58 статей) или 1830 г. (70 статей). Первая статьяКонституции 1958 г. не входит ни в один раздел, апомещена в преамбуле. Данное обстоятельство может расцениваться как признаниеюридической силы преамбулы.
Материальный состав действующего Основного закона весьма непрост. Преждевсего, в него входят три акта — собственно сама Конституция 1958 г., Декларация прав человека игражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. Это следует из первой части преамбулыКонституции 1958 г. Эти два акта означают включение вконституционный текст норм о правах и свободах и обеспечение преемственностиэтого института. Конституционный совет — высший орган конституционной юстициистраны — в своих решениях неоднократно указывал на Декларацию 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. (впервые соответственно в 1974 и1975 гг.) как на составные части действующей Конституции и включил их в тотблок законов, соответствие которому он проверяет.
В настоящее время в науке французскогоконституционного права и судебной практике общепризнанно существование«конституционного блока» («bloc de constitutionnalitй). Этовыражение означает, что Конституция не ограничивается лишь пронумерованными вакте статьями, но также включает акты, упомянутые в ее преамбуле, а именноДекларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. Эти два акта составляют второйэлемент конституционного блока. Третий элемент — «основные принципы,признанные законами Республики», к которым отсылает преамбула Конституции 1946 г. На эти принципы ссылаетсяКонституционный совет в своих решениях при осуществлении конституционногоконтроля в отношении органических законов, регламентов палат Парламента,простых законов и международных договоров. Например, Закон от 1 июля 1901 г. о свободе ассоциаций не становитсяконституционным на основании указанной выше формулы, но принцип свободыассоциаций таковым является. На существование такого принципа указалКонституционный совет в решении от 16 июля 1971 г. Названные принципы содержатся, какследует из формулировки преамбулы Конституции 1946 г., в законах первых трех Республик:Первой, существовавшей с 22 сентября 1792 г. по 18 мая 1804 г.; Второй — с 28 февраля 1848 г. по 7 ноября 1852 г.; Третьей — с 4 сентября 1870 г. по 16 июня 1940 г. Кроме того, принципы, имеющиеконституционное значение, могут содержаться в законах, принимаемых в VРеспублике. Признание таких принципов зависит не только от законодателя, но иот Конституционного совета, являющегося истолкователем и интерпретатором нормОсновного закона в случаях, когда он рассматривает вопросы о соответствииОсновному закону.
Конституция 1958 г. по способу изменения является«особо жесткой», поскольку для ее пересмотра требуется проведениедвух «этапов»: принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотрасогласно ст. 89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции.При этой процедуре и Национальное собрание, и Сенат находятся в равныхусловиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация,которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме (основнаяпроцедура), либо в Конгрессе — на совместном заседании парламентских Палатбольшинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит ПрезидентуРеспублики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы авторомпересмотра выступало Правительство, а не члены Парламента. Процедураратификации в Конгрессе первоначально была предусмотрена для внесения в неенезначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.Парадоксальным, однако, является то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессестала основной процедурой, в то время как по смыслу абз. 2 и 3 ст. 89Конституции нормой должен быть референдум.
Референдум для измененияконституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избранияпрезидента, и в 1992 г., когда в конституцию был включенраздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправкивносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения правазапроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенныепоправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могутбыть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессиипарламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности вслучае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французскомСообществе и переходных положениях[2].
Предпоследняя по времени поправка изменилалишь одну цифру в ст. 6. Согласно Конституционному закону N 2000-964 от 2октября 2000 г. Президент будет избираться на 5, ане на 7 лет, как это было прежде.
Бельгия.
В основу конституционногостроя государства был положен принцип разделения властей, а в странеустановлена парламентарная монархия династии Саксен-Кобургских, котораянаходится на троне и в настоящее время.
С точки зрениягосударственно-территориального устройства Бельгия являлась унитарнымдецентрализованным государством с тремя уровнями управления — государственным,провинциальным и коммунальным — и в таком виде существовала вплоть до начала70-х гг. нынешнего столетия. Наиболее значимые конституционные реформы 1893 г. и 1921 г., связанные с расширениемизбирательного права и введением системы пропорционального представительства,юридически закрепляли усиление роли фламандского населения в политической жизнистраны, что отнюдь не сопровождалось ликвидацией его приниженного положения вобласти языка и культуры. Слова бельгийского социалиста Жюля Дестре, обращенныек королю Альберту I в 1912 г., о том, что в Бельгии есть валлонцыи фламандцы, но нет бельгийцев, не утратили своей актуальности и во второйполовине XX в. Более того, интенсивное экономическое развитие Фландрии послеВторой мировой войны усилило противоречия между двумя крупнейшими языковымиобщинами Бельгии (франкоговорящей и голландскоговорящей), что потребовалопринятия необходимых мер для сохранения государственного единства страны.
Юридической основой решениямежнациональных проблем стали конституционные реформы 1970, 1980, 1988 и 1993гг., ознаменовавшие переход Бельгии от унитарного государственного устройства кфедеративному. Поправкой 1993 г. Конституция зафиксировала новоегосударственно-правовое состояние страны: «Бельгия является федеративнымгосударством, состоящим из сообществ и регионов» (ст. 1).
Федерализация Бельгии проведена путемперераспределения полномочий между центральной властью и федеральнымиединицами, наделения последних широкой автономией, определенными правами врешении вопросов общегосударственного характера, особенно в принятии решений нанациональном уровне, непосредственно затрагивающих их интересы.
После почти 25-летнего периодаконституционных реформ Конституция Бельгии значительно увеличилась в объеме. Всовременном виде она состоит из девяти частей, некоторые из которых включаютглавы, разделы и подразделы, объединяющие 198 статей.
С момента опубликования 17 февраля 1994 г. консолидированного текстаКонституции Бельгии в нее было внесено более десяти поправок.
Ответ.
Сравнительная таблица.
Задание 2.
Используя текстыконституций, законов и других нормативных актов, а также учебную и инуюлитературу, опишите формы парламентского контроля за деятельностьюправительства, применяемые во Франции и КНР, и поясните, в чем заключаетсяразличие между ними. Раскройте смысл изначение понятий «вотум доверия» и «вотум недоверия», указав при этом ихпрактическое использование в политической борьбе партий в каждой из названныхстран.
Теория вопроса.
Термин «парламент»происходит от французского «парле» — говорить. Современный парламент — это высший орган народногопредставительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулироватьважнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов,осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высшихдолжностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формируетдругие высшие органы государства, например в некоторых странах избираетпрезидента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицируетмеждународные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.
Марксистско-ленинскаяконцепция конституционного права традиционно отвергает значение парламента ипарламентаризм как систему управления государством, требуя заменить идействительно заменяя их на практике системой советов. Ее сторонники считают,что парламент сколько-нибудь значительной роли в управлении государством неиграет (настоящую работу осуществляет исполнительная власть, «штабымонополий»), что в парламенте «только болтают», а в его составпри капитализме не входят трудящиеся. Действительно, в связи с усложнениемсовременной жизни в информационном обществе, с повышением требовательности кпроцессам управления, возрастанием роли исполнительной власти, с необходимостьюширокого привлечения для процессов управления технических средств, расчетов,вычислительной техники значение парламента в управлении обществом можетснижаться. В связи с этим в западной науке создана концепциярационализированного парламентаризма, которая осуществляется на практике в рядестран. Она предполагает ограничение роли парламента и передачу частизаконодательных полномочий исполнительной власти (хотя акты этой власти неназываются законами). Однако даже в такой группе стран снижение роли парламентане является безусловным: за ним остается последнее слово в решении самыхпринципиальных вопросов, в том числе вопросов о правах человека. Кроме того, вопределенные периоды роль парламента может возрастать и он оказывает решающеевоздействие даже на конституционно независимую от него исполнительную власть(например, в связи с отставкой президента Никсона в США в 1974 г.).
Значение парламентаотвергается, хотя и с других позиций, фундаменталистс