Реферат по предмету "Культура и искусство"


Я.А. Эшпай - марийский композитор



Министерство образования республики марий эл

Реферат по истории и культуре марийского народа на тему:

Я.А. ЭШПАЙ - МАРИЙСКИЙ КОМПОЗИТОР

Йошкар-Ола, 2008

Содержание

Введение

1. Биография

2. Вехи

3. Снова на родине

4. «Салым сола» - начало начал

5. Московская консерватория. Аспирантура (1927-1933 гг.)

6. Наследие (1933-1941 гг.)

7. Последние годы

Заключение

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы

Введение

Имя Якова Андреевича Эшпая непосредственно связано с историей марийской музыки, хотя можно сказать, что и с историей, судьбой народа, Республики Марий Эл. Вместе с братом, основоположником марийского профессионального музыкального искусства И.С. Ключниковым-Палантаем, он не только стоял у истоков, но и стал достойным продолжателем их общего дела - создания марийской профессиональной музыки.

Яков Андреевич Эшпай является создателем первых марийских инструментальных произведений, автором музыки для симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, скрипки, фортепиано, большого числа сольных и хоровых вокальных произведений. Его подвижнический труд по собиранию и обработке народных мелодий (свыше 500 записей) - пример вдохновенного служения искусству.

Имя Якова Андреевича Эшпая широко известно не только в Республике Марий Эл, но и в России. Можно без преувеличения сказать, что творческое наследие этого выдающегося марийского музыканта составляет гордость нации.

Современная молодежь нуждается в своего рода ярких образах малой родины, каким является Яков Андреевич Эшпай и его творческое наследие. Цель данной работы - посредством знакомства с биографией, анализа и обобщения статей, высказываний в прессе, материалов архивных документов, показать целостность творческой натуры известного марийского композитора, богатство его выдающейся художественной личности.

1. Биография

Яков Андреевич Ишпайкин (Эшпай) родился 11 ноября 1890 года в с. Кокшамары, в семье, в которой музыка являлась органически необходимой частью жизни. В ней многие, и мужчины и женщины, славились своей музыкальностью. В своих воспоминаниях, описывая родословную, Яков Андреевич отмечал, что его далекий прадед был одним из первых поселенцев этих мест и основателем целого рода, многие представители которого славились своей музыкальностью. Замечательным гусляром был дед - Яков Афанасьевич. Хорошо играла на гуслях и пела народные песни бабушка. Ее песни и колыбельные через много лет вошли в золотой фонд фольклорных записей Якова Эшпая. Отец - Андрей Яковлевич, его братья и сестры - так же хороршо играли на гуслях. А уже более молодое поколение начало больше играть на гармони. Когда знакомишься с родословной этой семьи, то неожиданно приходит сравнение с … И.С.Бахом. Несколько поколений музыкантов из рода Бахов подготовили появление музыкального гения. Так и здесь. Несколько поколений далекого предка Эшпая как бы сконцентрировали свой музыкальный дар - вначале в музыке Я.Эшпая, а затем ярко, могуче взошли в творческом явлении его сына Андрея Яковлевича Эшпая. (Приложение 1).

Биография Якова Андреевича насыщена яркими и разнообразными событиями. Он прошел путь от простого крестьянского паренька до видного музыканта, кандидата искусствоведческих наук. И кто знает, как бы сложилась его судьба, не будь тех благоприятных факторов в детстве, которые и сформировали его творчество.

Вспоминая детские и творческие годы и ту родовую среду, в которой он рос, Яков Андреевич позднее писал: "Мой двоюродный брат - Палантай. И хотя он был старше меня на четыре года, росли мы вместе. Его мать хорошо играла на гуслях, а дяди Андрей и Игнатий - на гуслях и гармонике. А другой наш дядя, учитель Уфимского двухклассного инородческого училища Иван Павлович Ишпайкин, хорошо играл на скрипке. На скрипке также играл и двоюродный брат, учитель Бирской учительской школы Николай Матвеевич Орлов. Часто мы, двоюродные братья Ваня, Николай Орлов и я, собирались вместе и музицировали. Брат был хорошим организатором всяких игр, а главное - хорового пения, и он собирал из нас, двоюродных братьев и сестер, целую капеллу. Входили в нее две дочери дяди Игнатия Яковлевича (старшая, уже учительница в Красном Яре - Наташа, а другая - Валя, она училась в Казанской женской семинарии, играла на скрипке, пела). Летом к нам присоединялся брат Николая Иван Матвеевич Орлов (он тогда учительствовал в Пермской губернии), а также племянник Ивана Павловича Александр Васильевич Ишпайкин (он учился вместе с Николаем Орловым в Бирской учительской семинарии, хорошо пел, играл на английском концертино). Вот такая компания у нас летом собиралась в деревне Кокшамары! Мы устраивали пикники и прогулки на луга к Волге, плавали на лодках по Кокшаге вверх в леса. Так проводили время до конца июля, а после уже участвовали в полевых работах и на сенокосе. Осенью все разъезжались, а мы оставались с Ваней и Алешей в деревне. Алеша - совсем юнец, был младшим сыном Василия Павловича Ишпайкина. Он хорошо играл на окарине (род свистковой флейты), которую ему подарил дядя. Втроем мы ходили в лес за грибами и там срезали дягиль-траву, из трубки ее вырезали шиялтыш и наигрывали народные мелодии".

2. Вехи

Прошло много лет, прежде чем Яков стал профессиональным музыкантом. А сначала были сельская школа, участие в школьном хоре, работа (когда он подрос) сплавщиком леса по рекам Большая Кокшага и Волга в летние месяцы, неудачная попытка поступить в Бирскую семинарию (был признан врачом непригодным к учебе). Затем учеба в Михайло-Архангельской школе Козьмодемьянского уезда. Именно здесь Яков стал много внимания уделять занятиям музыкой - играл на скрипке в ансамбле, был помощником регента школьного хора. Как же пригодились ему тогда навыки, полученные в хоре сельской школы, и азы скрипичной игры, которыми он овладел самостоятельно в детстве (5-летнему мальчику отцом по случаю была куплена маленькая скрипочка).

И вот уже Яков Андреевич учитель Кукшенерской школы Помарской волости и одновременно преподаватель пения в земской школе соседнего села Алексеевского. Энтузиазм молодого педагога не находит ни понимания, ни поддержки, а конфликт с курирующим церковно-приходскую школу попом вынуждает Эшпая оставить работу. Но это обстоятельство дало возможность осуществить окончательно созревшее решение получить профессиональное музыкальное образование. Воспользовавшись советом Палантая, Эшпай едет в Казань для поступления в регентские классы музыкального училища (год спустя он перейдет на отделение теории). Оставшись без средств к существованию, он вынужден, первое время поступить певчим в хор Ивановской монастырской обители, что давало ему маленькое жалованье, а также ночлег. А вскоре пришла помощь в лице директора музыкального училища, известного музыканта, композитора, активного инициатора музыкального образования Р.А. Гуммерта. Заметив неподдельный интерес и старание Якова к учебе, а также увидев большие потенциальные возможности юноши, директор училища освобождает его от платы за учебу и дает ему рекомендации для работы учителем пения в двух городских приходских школах.

Последующие два года после окончания музыкального училища были связаны с работой в Уфимской духовной семинарии, где Эшпай - учитель пения и музыки. Одновременно с этим он руководит хорами семинарии и женского епархиального училища, а также участвует в струнном квартете учительского института, играя на скрипке и альте. Надо отметить, что любовь к ансамблевой игре у Эшпая сохранится и позднее.

В 1915 году он мобилизован на военную службу, которая, с учетом его музыкального образования проходила в полковом оркестре и полковом хоре, где он был подрегентом.

События 1917 года сначала направляют Эшпая в политическое русло. После февральской революции солдаты избирают его секретарем гарнизонного Совета, а затем делегируют в Совет солдатских депутатов в Петроград. Однако болезнь не позволяет ему активно заняться политической деятельностью. Депутат Эшпай отпущен для выздоравливания домой, и последующие 10 лет его деятельности будут связаны с родным краем.

3. Снова на родине

Приехав на родину, в д. Кокшамары, Эшпай вместе с братом Николаем Орловым (вернулся из сибирской ссылки, куда попал за участие в кокшамарских волнениях 1906 года) и при поддержке сельчан организовал Школу повышенного типа и Народный дом. Видя активность Эшпая и его желание помочь сельчанам, кокшамарцы ходатайствуют об освобождении его от армейской службы.

И вот уже Яков Андреевич учительствует в родном селе, преподает пение в Чувашской учительской семинарии, в Марпосадской школе II ступени, а в 1924 году Мароблоно назначает Эшпая преподавателем в Горномарийский техникум (г. Козьмодемьянск), где он организует квартет, ставший для Эшпая не просто хобби, а любимейшим занятием и средством общения. Выступая перед слушателями, квартет стал пропагандистом классической музыки, в частности, произведений А. Чайковского, М. Глинки,

А. Бородина, Э. Грига и др. Нередко эти концерты предварялись вступительной беседой об исполняемых произведениях и их авторах (обычно выступал Эшпай).

В Козьмодемьянск Яков Андреевич приехал с семьей, женой Валентиной Константиновной (урожденная Тогаева) и маленьким сыном Валей. А в 1925 году в семье Эшпаев появляется второй сын - Андрей, ныне известный композитор, народный артист СССР, достойный продолжатель творчества отца.

Энергия молодости, жажда активности, желание как можно больше успеть сделать полезного и доброго - вот что, прежде всего, двигало Эшпаем в то время. Его деятельность разностороння, интересы, связанные с музыкальной областью - широки. Он работает как лектор на учительских курсах в Краснококшайске, на горномарийских курсах учителей (1918-1920 гг.), делегируется от Марийской области в Москву на Всесоюзный съезд работников просвещения-националов (1919 г.), избирается Заволжским районом делегатом во ВЦИК по вопросу выделения района из состава Чувашской области и присоединения к Марийской (1924 г.). Вместе с Палантаем и В.М. Васильевым Эшпай принимает участие в первой в истории края музыкально-этнографической экспедиции. Собранные ими в Горномарийском районе песни вошли в сборник "Мари чодра" под редакцией В. Васильева (Центриздат, М., 1923).

Впоследствии Эшпай будет неоднократно участвовать в этнографических экспедициях, а собранные им песни и инструментальные мелодии будут использованы в его композиторском творчестве, войдут в различные фольклорные сборники, останутся в рукописях научных фондов. А вышедшая в Москве в 1957 году его книга "Марийские народные песни", включающая 80 марийских мелодий, собранных Эшпаем, станет своего рода, кульминацией его фольклорной деятельности.

4. «Салым сола» - начало начал

1 марта 1921 г. - день, который стал важной вехой в судьбе Я.А. Эшпая. Эту дату можно, без преувеличения назвать днем рождения Эшпая - композитора. Именно тогда в торжественном концерте, посвященном образованию МАО (Марийской автономной области), прозвучало первое сочинение Якова Андреевича - обработка горномарийской песни "Салым сола" для скрипки и фортепиано. Солировал сам автор, а партию фортепиано исполнял И. Палантай. Несмотря на то, что это была первая проба пера, песня "Салым сола" по праву считается одним из лучших сочинений композитора.

Примечательно данное событие еще и тем, что впоследствии Эшпай будет постоянно творчески откликаться на юбилейные даты республики. Так, к 10-летию МАО он написал Юбилейный марш для духового оркестра, к 15-детию - "Былину" для симфонического оркестра, Пьесу для флейты и фортепиано, а к 25-летию - Юбилейную кантату (совместно с Б. Шехтером, текст Ю. Данцигера).

5. Московская консерватория. Аспирантура (1927-1933 гг.)

В 1927 г. несмотря на возраст (37 лет), Яков Андреевич поступает в Московскую государственную консерваторию. С этого момента начинается серьезная исследовательская работа Эшпая в области марийской народной музыки. Именно в консерваторские годы Эшпай начинает серьезно заниматься композицией.

Основу тематизма написанных тогда сочинений (Две марийские песни для голоса фортепиано, Три хоровые песни, Мелодия народа мари для гобоя и фортепиано, Квинтет для деревянных духовых инструментов, Три марийских танца для секстета домр) составляют подлинные марийские мелодии. В вокально-хоровых композициях Эшпай развивает метод многоголосной обработки марийских мелодий, найденный И. Палантаем. И более того, подобные приемы он перенес, индивидуально переосмыслив их, в область инструментальной музыки.

Приехав в Москву, Эшпай быстро находит друзей, завязывает творческие контакты. Среди его сокурсников по консерватории Н. Раков, А. Хачатурян, З. Компанеец. Особенно теплые дружеские отношения, несмотря на разницу в возрасте, сложились у него с Николаем Раковым. Яков Андреевич, по воспоминаниям Ракова, так увлеченно и трепетно знакомил его с марийскими мелодиями, с таким воодушевлением говорил о них, что сподвигнул своего сокурсника на создание произведения на основе марийского тематизма.

Впрочем, темы своему другу для произведения предложил сам Эшпай. Так, созданная Раковым в 1931 г. "Марийская сюита" стала хронологически первым симфоническим произведением на марийские темы, а впоследствии по праву стала считаться классикой марийского симфонизма. Не случайно именно это произведение на конкурсе в честь 10-летия МАО было удостоено I премии.

В истории марийской музыки 30-е годы связаны с рождением марийской симфонической музыки. Корифеями этого жанра стали Я. Эшпай ("Былина", Марийский марш) и К. Смирнов ("Вечер в Морках", "Весна"), которые в числе первых марийских композиторов освоили приемы и технику оркестрового письма, искали пути претворения особенностей народной марийской музыки в новых для нее формах и жанрах.

6. Наследие (1933-1941 гг.)

В 1933 году Яков Андреевич приезжает в Йошкар-Олу. Здесь он работает зав. сектором искусств при ОБЛОНо, зав. музыкальным отделом Маргостеатра, музыкальным редактором Радиокомитета, научным сотрудником МарНИИ (Марийский научно-исследовательский институт). И параллельно с этим Эшпай работает в техникуме искусств (ныне музыкальное училище им. И.С. Палантая). Он преподает теоретические дисциплины, фольклор, помогает техникуму в привлечении преподавательских кадров, приобретении инструментов, а также является инициатором создания симфонического оркестра. Так же в эти годы он активно сочиняет музыку. Среди сочинений этого времени - обработки народных песен, песни для хора, музыкальное оформление пьес марийского драмтеатра («Шурно», Шкетана, «Пасека», «Марийская рота» С. Чавайна). В эти годы были написаны «15 марийских песен» для голоса с фортепиано, Пьеса для струнного квартета, подготовлены два сборника песен для школ и пр.

В эти же годы Я.А. Эшпай приступает к созданию марийской оперы. Это была еще неизведанная в марийской музыке и огромная работа. Я. Эшпай осознавал недостаточность своего композиторского мастерства, сложность задачи. И вновь Эшпай испытывает тягу продолжить учебу, совершенствуясь в композиторской технике. Он начинает заниматься у таких маститых композиторов, как В. Шебалин и А. Александров. Появляются произведения: Поэма для скрипки и фортепиано, Большая сюита для хора, Сюита для духового оркестра, хоровые опусы.

Помимо композиторского творчества, следует особо выделить деятельность Я. Эшпая как ученого-музыковеда. Он автор большого количества статей, первые из которых появились на страницах журнала "У илыш" ("Новая жизнь") еще в 1925 году. Яков Андреевич - первый в республике профессиональный музыковед, и, более того, свыше тридцати лет он был единственным представителем в данной области. Яков Андреевич первым стал серьезно и углубленно исследовать марийский музыкальный фольклор. Остается только сожалеть о том, что ряд исследовательских работ так и остались лишь в рукописном варианте, хранятся в научных фондах.

Разносторонняя активная деятельность Я.А. Эшпая была отмечена присвоением ему в 1941 г. звания заслуженного деятеля искусств МАССР.

Война круто повернула жизнь Якова Андреевича. Пришлось приостановить только что начатую работу над оперой "Мирон Мумарин". Из Москвы семье Эшпаев пришлось эвакуироваться к родственникам в Мариинский Посад, чтобы дать возможность младшему сыну Андрею закончить школу. Война принесла большое горе в дом Эшпаев: старший сын Валентин погиб… В это тяжелое время Я. Эшпай не оставляет творчество - он пишет патриотические песни о войне, о бойцах: «Не надо нам войны», «Бойцу комсомольцу» и др.

Яков Андреевич продолжал работу и над оперой, но она не продвигалась из-за отсутствия нормальных условий, в частности из-за отсутствия инструмента. Он просит Совнарком МАССР найти для него возможность работать, и в апреле 1942 г. он по вызову Союза композиторов СССР возвращается в Москву для усиленной работы по созданию первой марийской оперы. В 1943 году первый акт оперы был завершен, показан и принят в Комитете по делам искусств СНК РСФСР. Работа над оперой принесла Якову Эшпаю очень много переживаний и к сожалению из-за ряда причин так и не была завершена, но путь, по которому прошел композитор, во многом оказался перспективным и предвосхитил рождение первой марийской оперы «Акпатыр» Э.Н. Сапаева.

Продвигается вперед научная работа Якова Эшпая - труд о марийских народных инструментах, который он оформляет как диссертацию на тему «Музыкальные инструменты марийского народа». Защита состоялась в 1946 г. на Ученом Совете теоретико-композиторского факультета МГК. Яков Эшпай стал первым марийским кандидатом искусствоведения.

С 1947 по 1953 гг. Я.А. Эшпай работает в Марийском научно-исследовательском институте, являясь его старшим научным сотрудником. Тема его исследовательской работы в институте - «Музыкальная культура народа мари». Половину его рабочего времени занимала научная, другую - творческая работа. Научная работа замысливалась как капитальный труд, однако работа продвигалась медленно. Якова Эшпая больше привлекала творческая работа. В 1947 г. Он принял активное участие в работе творческого совещания и съезда композиторов автономных республик РСФСР, проходившем в Казани. Здесь он выступил с докладом «Марийская музыка за 30 лет», показал свою «Марийскую сюиту». В 1949 г. Он работает над составлением сборника марийских народных песен и инструментальных мелодий ( не опубликован, хранится в научном рукописном фонде МарНИИ). В 1951 г. На основе своего доклада в Казани пишет очерк «Марийская музыка за 30 лет». Среди опубликованных работ Я. Эшпая как музыковеда - замечательная статья «Палантай - первый марийский композитор». Среди музыкальных произведений, созданных композитором в эти годы, - кантата «Лес», «Сюита для квартета деревянных духовых инструментов, хоровые обработки народных песен. За большие заслуги в области развития музыкального искусства Я.А. Эшпай в 1951 г. Был награжден орденом «Знак почета», а затем двумя правительственными медалями.

7. Последние годы

В 1953 г. Яков Андреевич оставляет институт. Однако продолжает работать. В 1954 г. Пишет свои воспоминания - очерк «50 лет жизни в музыке». Итогом долгого пути фольклориста, собравшего и записавшего много народных песен и инструментальных мелодий, явилась его книга «Марийские народные песни», вышедшая в Москве в 1957 г. Сборник включает 80 песен, среди которых есть уникальные записи старинных песен. Живя в Москве, Яков Андреевич постоянно участвовал в жизни своей республики : писал музыку к спектаклям марийского драматического театра, выступал на страницах местных газет, пропагандировал марийскую музыку с трибун различных конференций и в публикациях сборников народных песен.

В последние годы жизни Яков Андреевич нередко ездил на родину, в Марийскую республику. Ему было интересно общаться с молодыми композиторами, привлекала и природа, возвращавшая его в незабываемое детство и юность, в родные Кокшамары. Здесь, на природе, Яков Андреевич много рисовал карандашом с натуры. В последние годы жизни - это более 15 лет Якова Андреевича Эшпая радовали успехи сына - Андрея Эшпая, вырастающего в крупного, яркого композитора. Перед самой смертью Я.А. Эшпай начал готовить сборник своих хоровых произведений. Он умер в Москве в 1963 г. Сборник «Муралтем колтена» («Дружно споем») под редакцией А.И. Искандерова вышел уже после смерти автора в том же году. В память о выдающемся музыканте марийский народ установил на его родине в селе Кокшамары мемориальную доску, присвоил его имя одной из улиц столицы республики Марий Эл, города Йошкар-Олы.

Заключение

Свыше 500 народных песен и инструментальных мелодий собрал и записал Яков Эшпай, он явился автором первых марийских инструментальных сочинений, приступил к национальной опере, был первым ученым-исследователем марийской музыки. Какое разностороннее проявление творческой натуры! Слова его знаменитого сына - Андрея Яковлевича Эшпая не только прекрасно сказаны, но и по сути верны : « Отец был поразительно талантлив и не только как этнограф - страстный собиратель мелодий своего народа, но и как человек, «ощущавший себя частью родной природы…»

Яков Андреевич Эшпай прожил большую и долгую жизнь. В ней были светлые дни и месяцы, связанные со сбором и обработкой мелодий родного народа, с работой по душе, периоды творческого подъема и создания оригинальных музыкальных произведений. Однако постоянно меняющиеся жизненные условия в обществе, не всегда способствовали творчеству: предвоенный период массовых репрессий, потеря старшего сына на войне и еще многие и большие, и малые жизненные неурядицы послужили причиной того, что некоторые большие начинания композитора так и не были завершены.

Однако значение деятельности Я. Эшпая в его творческой преданности искусству своего народа. Вот почему произведения его не теряют оригинальности и по сей день, а научные труды по-прежнему вызывают интерес всех, кому не безразличны проблемы национального искусства.

Список литературы

1. Андрей Эшпай: Беседы. Статьи. Материалы. Очерки /сост. Е. Гульянц. - М.: Сов композитор, 1988.

2. Герасимов О.М. Народная музыка мари: традиции и современность. Учебное пособие. Йошкар-Ола: Мар. гос. университет, 1999

3. Кондратьев А.А. Эшпаи - музыканты и композиторы из Кокшамар. - Уфа: Информреклама, 2003

4. Мамаева М.Н. Яков Андреевич Эшпай. 1890-1963, Йошкар-Ола, 1995

Приложение 1

Родословная Эшпаев




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Государственный банк России
Реферат ДКБ
Реферат Антибактериальная терапия хламидиозов
Реферат Единая европейская валюта
Реферат Основной закон социологии, или голый король в "Черном квадрате" Малевича
Реферат Медицинские средства защиты
Реферат Коммерческие банки и виды банковских операций
Реферат Залог как форма обеспечения возвратности кредита
Реферат Запрещенные методы и средства ведения военных действий
Реферат Кредит, функции кредита, сущность кредита
Реферат Возвратность кредита и меры по обеспечению возврата банковских ссуд
Реферат Контрольная работа по ОБЖ
Реферат Инвестиции их сущность понятие а также роль в экономике города Егорьевска и Егорьевского района Московской
Реферат Коллективная безопасность на современном этапе
Реферат Европейский банк реконструкции и развития. Банки Украины