Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Министерствообщего и профессионального образования
Свердловскойобласти
НОУСПО Уральский Экономический Колледж
Факультеткоммерческой деятельности и управления
Итоговаяработа
подисциплине: «Фототехника
Тема:Становление фотографии. Свойства цветных фотоматериалов. Любительская цифроваяфотосъемка
Исполнитель:
студентка 3 курса
Балякина А.А.
Екатеринбург,2007
Содержание
1 Становление фотографии
2 Фотографическиесвойства цветных фотоматериалов
3 Преимуществалюбительской цифровой фотосъемки
1 Становление фотографии
27 сентября 1835 года во французском журнале «Л’Артист» былонапечатано сенсационное сообщение: «Дагерр нашел, как говорят, способ получатьв камере-обскуре на изготовленной им пластинке изображение. Таким образом,портрет, пейзаж или любой вид, проектируемый на эту пластинку в обычнойкамере-обскуре, оставляет на ней свой отпечаток в свете и тени и являетсянаиболее совершенной из всех картин. Препарат, нанесенный на это изображение,сохраняет его бесконечно».
Парижане хорошо знали господина Дагерра, художника и театральногодекоратора, содержателя знаменитой Диорамы – заведения, где можно было,расположившись за столиком, разглядывать театрализованные действия. Впрочем,это не был театр в полном смысле слова. Там не ставились пьесы и оперы. Этобыли живые картины, в которых участвовали статисты, одетые, скажем, в костюмыальпийских пастухов. Но главным в них были не люди, а местности, виртуознонарисованные Дагерром, которые оживали с помощью секретных трюков. Такальпийские пастухи располагались на фоне гор и собирались танцевать, но налеталшквал, картина темнела, пастухи бросались на землю, ища укрытия… Шквалпроносился, природа оживала, снова появлялись силуэты далеких горных вершин,тонко звенел колокольчик на шее коровы, мирно пасущейся на зеленом альпийскомлугу.
Диорама пользовалась огромным успехом. За художественные заслугиДагерр был награжден орденом «Почетного легиона». Вот ему-то и удалось получитьотпечаток в камере-обскуре! Сенсация… «Утечка информации» произошла по волесамого Дагерра. Однако заметка содержала много неточностей. В 1835 году Дагерреще не обладал способом стойкого закрепления изображений. Да и о портрете ещетолько можно было мечтать, поскольку выдержка составляла минутпятнадцать-двадцать в солнечный день в Париже. Неверно и то, что это был первыйснимок, нарисованный природой в камере-обскуре.
На самом деле первый снимок в камере-обскуре, еще не оченьотчетливый, но закрепленный для длительного хранения, был сделан выдающимсяфранцузским изобретателем Нисефором Ньепсом в мае 1816 года, почти за двадцатьлет до сообщения в журнале «Л’Артист».
Впрочем, дадим слово самому Ньепсу: «Я поместил аппарат в комнате,где я работаю, напротив птичьего двора и открытых окон и провел опыт поспособу, который тебе известен, мой дорогой друг. При этом я увидел на белойбумаге всю часть птичьего двора, видимую из окна, и легкое изображение окон,которые были менее освещены, чем внешние предметы. Можно было различить эффектыосвещения в изображении птичьего двора и даже оконных рам.… То, что тыпредвидел, произошло. Фон картины черный, а предметы белые, т.е. более светлые,чем фон», — писал Нисефор своему старшему брату.
Приведенные слова являются описанием первого снимка, к счастью,сохранившегося до наших дней, но известны и менее удачные опыты. Англичане Т.Веджвуд и Г. Деви на рубеже 18-19 веков получили изображение на коже, правдабез камеры-обскуры. Кожа была пропитана азотнокислым серебром. Изображение,однако, быстро исчезло. Англичане не сумели его закрепить.
Сообщая журналу «Л’Артист» в 1835 году о своих опытах, Дагеррзапамятовал о том, что еще 14 декабря 1829 года заключил договор с НисефоромНьепсом о совместном усовершенствовании гелиографии, изобретенной Ньепсом изаключавшейся «в самостоятельном воспроизведении изображений, получаемых вкамере-обскуре». Слово «самостоятельное» применимо в том смысле, что рисуноксоздает сама природа солнечные лучи, без помощи художника!
Участник наполеоновского Итальянского похода, по болезнипринужденный оставить службу, Нисефор Ньепс вместе со старшим братом Клодомпроживал в родовом имении, которое при всех стараниях большого дохода неприносило. Братья, имевшие достаточное по тем временам образование, стремилисьпоправить дело выгодными изобретениями.
Они принимали участие в конкурсе на создание водоподъемных машиндля фонтанов Марли. Вскоре старший брат занялся изобретением Вечного двигателя.В те времена (начала 19 столетия) многие серьезные люди поддерживали подобныеидеи. Для осуществления Вечного двигателя Клод Ньепс отправился в Англию, гдебыли лучшие в то время механики, и разорял семью большими затратами на проект,которому не суждено было осуществится. В 1828 году Клод умер в Англии.
После отъезда старшего брата Нисефор Ньепс предпринимает рядопытов в той области, которую позже назовет гелиографией или рисованием спомощью солнца.
Идея была такова: заменить руку гравера или литографа химическимспособом получения гравюр. Позже к ней добавилась другая: получить матрицу дляоттисков изображения в камере-обскуре с природных объектов с участием солнечныхлучей.
Давайте посмотрим, как работает гравер. Он берет металлическуюпластинку, покрытую защитным асфальтовым лаком, накладывает на пластинкурисунок на бумаге с иголкой, или специальным колесиком с острыми зубцами,переводит рисунок на лак. Затем берет набор резцов-штихелей и начинает прорабатыватьрисунок, прорезая защитный лак и оставляя на пластинке глубокие и мелкиецарапины. Когда рисунок разработан, гравер начинает его протравливать вкислоте. Чем глубже станут царапины от травления, тем больше краски в нихуместится при печати, тем более черными выйдут эти места на бумаге. Сочетаниеглубоких и мелких черточек должно создать на бумаге рисунок, похожий наоригинал. Самое дорогое и длительное в этом процессе – обработка пластинкирукой художника. Нельзя ли заменить работу руки солнечными лучами?
Мысль была дерзкой! Но у Нисефора Ньепса уже имелся большой опыт экспериментальнойработы. Он тоже использовал асфальтовый лак, но особого состава, разработанногоим после долгих проб. Лак, изобретенный Ньепсом, не только играл защитную роль,но и является светочувствительным веществом, на котором в камер-обскурепоявлялся рисунок. Под действием солнечных лучей лак делается малорастворимым.Зато части лака, оказавшиеся в темных местах рисунка, легко удалялись, обнажаяметалл при обмывании пластинки в лавандовом масле, — «при вызывании рисунка»,как говорил изобретатель.
Далее металл подвергался травлению, как в граверном деле. Рисуноксоздавался не рукой художника, а под действием солнечных лучей. В 1816 годудостигнут первый результат, но до того совершенства, которого достигалиграверы, было еще далеко. Изобретатель упорно продолжал поиски. С цельюповышения контраста изображения Ньепс употреблял посеребренные медныепластинки. До последних своих дней он напряженно и целеустремленно работал. 5июля 1833 года его не стало. Наследником по компании с Дагерром оказался егосын – Исидор Ньепс, не имевший исследовательских способностей.
До смерти старого изобретателя Дагерр не спешил «тянуть пароконнуюповозку», но теперь надеяться было не на кого, да и делиться славой было не скем. Исидор конкурировать с Дагерром не мог. Много энергии отдал декораторновому для него делу. Вернувшись к йодистому серебру, он получил превосходныйрезультат, а последующая обработка пластинки в подогретом растворе поваренной солиприводила к тому, что изображение было достаточно защищено от рассеянногосвета. Правда, снимок в отличие от гелиографии Ньепса получался в единственномэкземпляре, зато качество его было высоким.
Впрочем, случайно ли вернулся Дагерр к серебряным пластинкам? Ужечерез три года после того, как Ньепс-отец познакомил Дагерра со всемиподробностями гелиографии, художник писал, что получил изображение вкамер-обскуре с помощью йодистого серебра, хотя и не знал еще способовзакрепления. В письмах февраля и марта 1832 года он сообщал: «Все же надопожалеть, что ни в одном другом из наших веществ нет такой тонкости и особеннотакой быстроты (действия). Через несколько дней я пошлю Вам этот снимок.Возможно, что придется изготовить другой экземпляр, так как этот выцвел, потомучто на него много смотрели».
Казалось бы – огромная удача! Но уже в апреле он пишет Ньепсу, чтобудет говорить только о работе с асфальтом, «так как я его признал среди другихвеществ лучшим». Т. Кравец, издавший переписку компаньонов в 1949 году, поверилДагерру и решил, что работа с йодированным серебром была прервана. Однакопочему надо прерывать успешную работу? Если получился снимок особой тонкости,то как же не пробовать этот способ снова и снова! Первым на это несоответствиеобратил внимание переводчик документов и переписки Н. Раскин в своей книге.
Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо обратиться к личностикомпаньонов. Ньепс, человек чести, раз сообщал все, что могло помочь работе.Дагерр, очень энергичный, обладавший прекрасной интуицией делец, но далеко нещепетильный, когда у него имелись коммерческие или иные виды. До самой смертиНьепса парижский художник не оказал ему никакой существенной помощи. А послесмерти старого Ньепса стремился представить его как второстепенного компаньона,выполнявшего на досуге в провинции некоторые опыты Дагерра. Попался на этуудочку и знаменитый физик Араго, во всем поверивший Дагерру.
Вполне возможно, что владелец Парижской диорамы, добившисьвыдающегося результата не серебряной пластинке, не спешил знакомить с нимстаршего компаньона, как это было положено договором. Сам же Ньепс, помнившийсвои неудачи с серебром, находящийся на краю жизни, не придал письмампарижанина большого значения.
Возможно, Дагерр уже с 1832 года уделял йодистому серебру особоевнимание, но будучи моложе Ньепса на 22 года и более обеспеченным материально,не спешил с опытами. После смерти Дагерр потребовал пересмотра договора, вернорассчитав, что Исидор Ньепс, не имевший больших связей в Париже, вынужденсмириться с любыми условиями.
Дагерр действительно в качестве изображения пошел далее Ньепса, нои начинал он не на пустом месте, как пришлось старому изобретателю.Изображения, созданные парижанином в камер-обскуре на йодированныхпосеребренных пластинках большого формата, размером примерно в 19*21 см, быличудом. Названные по имени художника дагерротипами, они были столь совершенны,что и современные фотографии мало чем их превосходят. Т.Кравец писал одагерротипе: «Когда мы в наши дни смотрим на старый дагерротип, то иногдапросто хочется сказать, что с тех пор фотография в смысле художественногосовершенства не сделала ни шагу вперед».
В 1839 году большой пожар уничтожил Диораму, а вместе с нейсгорели имущество и лаборатория Дагерра. Поправить дела можно было лишь пустивв ход дагерротипию.
7 января 1839 года известный физик Араго на заседании ПарижскойАкадемии наук доложил об изобретении: «Дагерр открыл способ получения особыхэкранов, 6на которых оптическое изображение оставляет хороший отпечаток…»
Сообщение известного ученого повергло в изумление Старый и Новыйсвет, но подробности пока не сообщались. Араго предложил французскомуправительству назначить Даггеру и Ньепсу – сыну пожизненные пенсии, а чудесноеизобретение подарить народам от имени Франции. Нужно было время, чтобынациональное собрание приняло соответствующий закон. 19 августа 1839 года Арагодоложил объединенному собранию Парижской Академии наук и Академии изящныхискусств подробное описание способа получения дагерротипа. Этот доклад иопределил день рождения фотографии.
Но споры о приоритете продолжались. Поскольку Дагерр преувеличилсвою роль в изобретении, голоса в защиту Нисефора Ньепса раздались сразу жепосле первого сообщения Араго. Полемика велась с переменным успехом, пока в1949 не увидели свет «Документы по истории изобретения фотографии», изданные внашей стране. Роль каждого из компаньонов была точно определена. Приоритет,хоть и с опозданием, окончательно признан за Нисефором Ньепсом.
2Фотографические свойства цветных фотоматериалов
Так как цветной фотоматериал состоит из трех различныхсветочувствительных слоев, а изображение на нем образуется с помощью трехцветоделенных окрашенных изображений, естественно, что для определения егофотографических показателей необходимо установить параметры трех егосоставляющих. При этом для каждого слоя определяют те же показатели, что и длячерно-белых фотоматериалов: светочувствительность, коэффициент контрастности,оптическую плотность вуали, фотографическую широту и т.д. Эти показателиназывают частичными и обозначают добавлением к общепринятым обозначениям малойбуквы, отражающей цвет красителя или спектральную чувствительность слоя.
Система определения показателей, т.е. сенситометрия, основана, каки у черно-белых, на установлении зависимости оптической плотности от количествавоздействующего света путем построения характеристических кривых. Так какцветное изображение образуется не серебром, а красителями, измерение оптическихплотностей осуществляют за зональными светофильтрами: плотность голубого красителяизмеряют за красным светофильтром, пурпурного – за зеленым и желтого – засиним. По результатам измерений строят три характеристические кривые.
В остальном фотографические показатели отдельных цветныхфотоматериалов определяются так же, как у черно-белых. Поэтому мы рассмотримтолько те показатели, которые не устанавливаются для черно-белых фотоматериалови характеризуют свойства не отдельных слоев, а всего цветного фотоматериала вцелом.
Общая светочувствительность цветного фотоматериала находится какнаименьшая из частичных светочувствительностей. Ее величина, указанная наупаковке цветного материала, устанавливается так же, как и для черно-белого,поэтому экспозиция для них определяется одинаково.
Общим коэффициентом контрастности цветных фотоматериалов считаетсянаибольший из частичных коэффициентов контрастности для зелено- икрасночувствительных слоев.
Общая фотографическая широта для негативных цветных фотоматериаловравна интервалу логарифмов экспозиций, в пределах которого все три характеристическиекривые прямолинейны, а для позитивных равна наименьшей из частичных.
Разрешающая способность и резкостные свойства у цветныхфотоматериалов, как правило, ниже, чем у черно-белых. Это связано в основном сналичием у цветных материалов трех светочувствительных слоев, их большейтолщиной и механизмом проявления.
Чтобы получить высококачественное цветное изображение,фотографические показатели отдельных слоев материалов должны соответствоватьдруг другу, т.е. должны быть сбалансированными. Показателями сбалансированностиявляются баланс светочувствительности и баланс контрастности.
3Преимущества любительской цифровой
фотосъемки
Идеологически между пленочным и цифровым фотоаппаратом нет никакойразницы. Обе камеры представляютсобой светонепроницаемую коробку, в которой имеются устройства дляпроецирования изображения (объектив) и фиксации полученной картинки (в ролисветочувствительного элемента выступает либо пленка, либо матрица). Всеостальное – затворы и вспышки, объективы и синхроконтакты, экспонометр исистема автофокуса, стабилизаторы и видоискатели, фильтры и насадки – лишьобвязка, и не более того.
Однако от нее зависят и возможности фотоаппарата, и егоэргономика. И эта обвязка продолжает совершенствоваться!
Уже с середины девяностых годов прошлого века – то есть болеедесяти лет назад! – основные производители фотоаппаратуры стали сворачиватьразработку пленочных камер, аксессуаров и расходных материалов для них,сосредотачиваясь на камерах цифровых.
Многие кампании вообще отказались от выпуска пленочныхфотоаппаратов, другие сильно сократили модельные ряды и сбавили темпы ихобновления.
В то же время в цифровые камеры, модели которых меняются просто скалейдоскопической быстротой, мгновенно внедряются все технические новшества…
Цифровые фотокамеры надежнее, легче и компактнее пленочных.Большая механическая прочность цифровых камер, равно как и меньшие размеры ивес этих устройств, объясняются отсутствием механического затвора и системыперемотки, которые для пленочных фотоаппаратов обязательны. Любителям цифровойфотосъемки гораздо проще практически всегда иметь камеру под рукой, чтооткрывает им дополнительные возможности запечатления повседневной реальности, вкоторой масса интересного и необычного!
Ключевое преимущество цифровой камеры перед пленочной состоит втом, что она открывает невероятный просмотр для эксперимента. Это крайне важнокак при обучении, когда начинающий фотограф делает первые шаги, так ивпоследствии, когда уже обладающий опытом фотолюбитель желает ловить, илистроить необычные кадры.
Несложный расчет показывает, что по стоимости владения – то естьпо суммарным затратам в течение срока эксплуатации – цифровая фотокамеразначительно выгоднее, чем камера пленочная. И это несмотря на то, что вдополнение к и без того не дешевому цифровому фотоаппарату нужен еще иперсональный компьютер. Конечно, теоретически можно представить себе человека,просматривающего и редактирующего полученные изображения непосредственно вкамере и отпечатывающего все сделанные кадры в лаборатории.… Но восторга такойподход как-то не вызывает: уж больно нерационально, во всех отношениях.Конечно, необходимый фотолюбителю компьютер может быть использован не толькодля хранения снимков, но и для решения многих других задач: работы, общения,творчества, развлечений и так далее.
Снимок, полученный цифровой камерой, не стоит практически ничего.«Цифровой» фотограф может сделать любое количество дублей для полученияжелаемого кадра, экспериментируя с настройками камеры. Конечно один кадр стоиткопейки, но ведь обучающемуся фотографии необходимо сделать многие сотниснимков, чтобы приобрести необходимые навыки.… Да и с окончанием этапапервоначального обучения ситуация не меняется! Скорее наоборот: когда процесссъемки становится простым и понятным, фотолюбитель начинает замечать вокругсебя многочисленные объекты, ситуации и явления, которые просто просятся вкадр! Поэтому опытный фотограф снимает ничуть не меньше новичка: порядка сотникадров за съемочный день – вполне нормальное количество.
Крайне удобны для экспериментирования оказывается и то, чтоцифровая камера предоставляет возможность мгновенно увидеть результат съемки.Это позволяет сразу отсеять явный брак и при необходимости тут же щелкнутьповторно, внеся в процесс необходимые коррективы.
«Цифра» предоставляет необычайно богатые возможности дляпослесъемочной обработки фотографий. Можно изменить яркость и контрастностьполученного изображения, выполнить кадрирование, повернуть снимок, усилить вполученной картинке отдельные оттенки, окрасить ее в цвета сепии, перевести вмонохром, закрасить красные глаза.…А если результат не понравится, нетрудноотменить редактирование и вернутся к исходному варианту.
Кроме достаточно традиционных манипуляций, цифровой кадр, можетбыть, подвергнут изменениям, которые для пленочных недоступны или как минимумчрезвычайно сложны и трудоемки. Программы обработки изображений легко позволяютне только отсечь ненужные элементы, но и добавить нужные (например, впечатать вкадр Луну или салют, отсутствующие в исходном снимке), превратить фотографию в барельеф,вставить снимок в календарь, поздравительную открытку и т.д.
Цифровое фото легко хранить и распространять. На одномкомпакт-диске могут быть размещены сотни и тысячи снимков, которые в бумажномвиде заняли бы десятки альбомов.…А ведь эти альбомы нужно где-то хранить, в товремя как в наших квартирах не так уж много свободного места. Кроме того,цифровые снимки, в отличие от пленок и отпечатков, со временем не портятся: онине выцветают, не мнутся, не истираются и спустя годы остаются такими же яркимии качественными, как через секунду после получения.
Копирование цифрового снимка не стоит ровным счетом ничего.Поэтому очень просто и не накладно раздавать свои фотографии любому количествулюдей. Причем не только тем, кто находится с вами в одном городе, но иобитающим в любом месте планеты. И при этом оригинал останется у вас!