Введение
Основными целями реструктуризации организации федеральнойсвязи являются:
· Обеспечениегарантированного и качественного предоставления универсальных услуг почтовойсвязи на всей территории РФ без существенных дотаций со стороны государства;
· Расширениеспектра и значительное повышение качества услуг почтовой связи;
· Созданиесовременной эффективной почтовой инфраструктуры России, способствующей развитиюторговых отношений, в т.ч. с учетом развития электронной коммерции;
· Повышениефинансовой устойчивости деятельности организации ФПС;
· Повышениеинвестиционной привлекательности федеральной почтовой связи;
· Повышениесоциальной защищенности работников почтовой связи РФ.
Этапы реструктуризации:
I(подготовительный) этап реструктуризации организации федеральнойсвязи был нацелен на:
Ø Осуществлениепервоочередных инвестиционных проектов и модернизация продукции и услугпочтовой связи;
Ø Определениеспособов, последовательности и сроки объединения организаций федеральнойпочтовой связи;
Ø Проработкувариантов акционирования федеральной почты;
Ø Изменениесоответствующей нормативной правовой базы в области почтовой связи.
В рамках II этапа (переходный) решались следующие задачи:
1. учреждениеФГУП «Почта России» и ликвидация существующих организаций федеральной почтовойсвязи;
2. решениеимущественных вопросов, реструктуризация кредиторской и дебиторскойзадолженности федерального оператора почтовой связи;
3. формированиеорганизационной структуры управления по направлениям деятельности;
4. осуществлениепервоочередных инвестиционных проектов и модернизации продукции и услугпочтовой связи;
5. проработкавариантов акционирования федеральной почты;
6. изменениесоответствующей нормативной правовой базы в области почтовой связи.
На 3 (заключительном) этапе произошло акционирование и создание ОАО «ПочтаРоссии». Повысилось качество управления государственной почтой, обеспечениясоциальных гарантий сотрудникам. Разработаны и реализованы долгосрочныепрограммы развития федеральной почты России. В основу реструктуризацииорганизаций федеральной почтовой связи положена схема создания в стране единогонационального почтового оператора.
Значение городской почтовой связи, ее функции.
Городская почтовая связь предназначена для удовлетворенияпотребностей городского населения, государственных учреждений в услугах связи,обеспечения почтовых сообщений на территории города и являетсяважной составляющей общей системы почтовой связи страны.
Функции:
Þ предоставлениеуниверсальных, дополнительных и непрофильных услуг клиентуре;
Þ обработкавнутригородских потоков почты – исходящих, входящих, местных;
Þ перевозкапочтовых отправлении по внутригородским и подъездным маршрутам;
Þ обменпочтой между объектами почтовой связи на территории города и с внешнимтранспортом;
Þ доставкапочтовых отправлений.
Перспективы развития
− ускорение продвиженияпериодических печатных изданий и письменной корреспонденции;
− приближениеуслуг связи к потребителю;
− расширениеассортимента услуг.
Центральным объектомпочтовой связи на территории города является Почтамт. В его функции входяторганизация почтовой связи в городе и руководства и контроля за подчиненнымиОПС. Обработка исходящих и входящих потоков почты в городе производится в АОПП,которое выполняет функции городского почтового узла.
Структурнымиподразделениями Почтамта являются отделения почтовой связи (ОПС), которыетерриториально удалены от него для удобства предоставления услуг связигорожанам, производят все операции по обслуживанию населения услугами связи,обеспечивают доставку почтовых отправлений адресатам на дом, а также ихпервичную обработку.
1. Организацияобслуживания пользователей услугами почтовой связи
1.1 Оснащенность и оформление ОПС. Фирменный стиль почты
У входа ОПС на территории города помещены вывески с указанием егонаименования, почтового индекса, режима работы, устанавливается почтовый ящик.Отделения почтовой связи, работающие по скользящему графику имеют, кроме того,объявление о режиме работы и местонахождении ближайшего предприятия связи,предоставляющего услуги по другому графику.
Во всех отделениях почтовой связи находятся нормативные документы,имеющие прямое отношение к правам потребителей, и должны выдаватьсяпользователям незамедлительно по их требованию. К таким документам относятся:
v Правилаоказания услуг почтовой связи;
v Контрольныесроки прохождения внутренней письменной корреспонденции;
v Справочникипочтовой индексации;
v Руководствопо приему международных почтовых отправлений;
v Списокнаселенных пунктов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, с которыми неткруглогодичного наземного сообщения.
Также внутри ОПС на видном и доступном для пользователей местенаходятся:
1. почтовыйящик;
2. Книгажалоб и предложений;
3. необходимыйинформационный материал:
ü овидах предоставляемых услуг;
ü опорядке адресования и упаковки почтовых отправлений;
ü опочтовых индексах;
ü обосновных тарифах на услуги почтовой связи;
ü опредметах, запрещенных к пересылке;
ü овнеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
ü онаименовании, адресе и номере телефона вышестоящей организации.
Предприятия почтовой связи, фасады и интерьеры городских исельских ОПС на территории города оформлены в едином стиле «Почты России». Нагородских отделениях связи, установлены вывески с подсветкой. Во всем почтагорода придерживается корпоративного стиля Почты России.
1.2 Рабочие места, организованные в ОПС
В отделениях почтовой связи в зависимости от объемов принимаемойпочты организованы следующие рабочие места:
1. Поприему подписки
2. Поприему платы за коммунальные платежи
3. Поприему и выдаче посылок, бандеролей
4. Поприему и оплате денежных переводов
5. Приеми выдача заказной корреспонденции
6. Поприему почтовых отправлений от организаций / Расчеты с организациями
Рассмотрим в качестве примера организацию немеханизированногорабочего места оператора почтовой связи по приему и выдаче регистрируемыхпочтовых отправлений.
Рабочий стол оператора почтовой связи, обслуживающегопользователей, размещен перпендикулярно барьеру, так чтобы барьер находился слеваот работника. Такое расположение стола создает удобное рабочее положение: левойрукой оператор принимает отправления, а правой производит необходимые записи впроизводственных документах. Это позволяет избежать лишних движений привыполнении последующих операций по оформлению принимаемого почтовогоотправления.
1.3 Технические средства, применяемые на рабочих местах операторовв отделениях связи, цели их использования
Почтово-кассовый терминал ДОН-003Ф. Для осуществленияденежных расчетов с населением при приеме почтовых переводов и почтовыхотправлений в ОПС используют почтово-кассовые терминалы (ПКТ). Все ПКТпозволяют осуществлять с населением денежные расчеты за оказание следующихуслуг:
- Приеми выплата почтовых переводов денежных средств;
- Приеми выдача регистрируемых почтовых отправлений;
- Оформлениеподписки на периодические издания;
- Оплатадополнительных и сопутствующих услуг;
- Приемкоммунальных платежей;
- Приеминых платежей.
В комплекте с ПКТ могут работать принтеры различного формата,считыватели штрих-кодов, модемы для связи с центрами обработки информации,электронные весы.
Электросургучница СЭЛ-150/200 предназначена для подогрева сургуча приопечатывании почтовых отправлений с объявленной ценностью, посылок и т.д.Изнутри корпус облицован термоизоляционным материалом. Ко дну корпусаприкреплен рефлектор, над которым расположен электропатрон для электрическойлампочки. В корпус вставляется стакан-резервуар для сургуча.
Весы электронные почтовые ПВ-6 – настольные, длявзвешивания почтовых отправлений. Выполнены в виде кожуха, закрывающего плитуоснования весов, и грузовой платформы. Имеют табло, на котором высвечиваетсярезультат взвешивания, и встроенный пульт управления.
1.4 Услуги почтовой связи
К услугам почтовой связи относятся услуги по пересылке (приему,обработке, перевозке, доставке, вручению) письменной корреспонденции, посылок,прямых почтовых контейнеров, отправлений экспресс-почты и курьерской почты,осуществлению почтовых переводов денежных средств. Услуги почтовой связиоказываются населению на договорной основе. Услуги почтовой связи по пересылкеписьменной корреспонденции являются универсальными услугами, которыепредназначены для удовлетворения нужд пользователей в обмене письменнойкорреспонденции на территории РФ по доступным ценам. Согласно Федеральномузакону «О почтовой связи» все объекты федеральной почтовой связи предоставляютуслуги по приему, обработке, перевозке и доставке письменной корреспонденции.ОПС также оказывают дополнительные и иные виды услуг. Это позволяет повышатьдоходность отрасли, обеспечить ее развитие и решить проблему загрузки сетипочтовой связи и работников в дни спада почтовой нагрузки. К указанным услугамотносятся:
o услугипо распространению периодических печатных изданий;
o почтово-банковскиеуслуги;
o филателистическиеуслуги;
o продажауслуг электросвязи;
o рекламныеуслуги;
o продажатоваров народного потребления;
o полиграфическиеуслуги;
o фотоуслуги;
o продажалотерейных билетов и выплата выигрышей по ним;
o Интернет-услуги.
Наибольшим спросом пользуются услуги по распространениюпериодической печати, почтово-банковские услуги и продажа услуг электросвязи.
1.5 Алгоритм «Приема и обработки исходящего мелкого пакета»
Мелкие пакеты принимаются к пересылке только в те страны, которыеперечислены в Руководстве.
Описание технологических операций «Приема и обработки исходящегомелкого пакета» (по алгоритму представленному в Приложении №1). Образцызаполнения и оформления почтовой документации на мелкий пакет приведены вПриложениях №№2, 3.
1) Для мелких пакетов ценность не объявляется, их принимают иоформляют как заказные отправления.
2) На каждый мелкий пакет отправитель заполняет таможеннуюдекларацию ф. CN 23 в количестве экземпляров указанных в Руководстве, или ярлык ф. CN 22. При отправке мелкогопакета в страны не перечисленные в Руководстве, таможенные декларации составляютсяв 3-х экземплярах.
3) В мелких пакетах разрешается пересылать небьющиеся мелкиепредметы или единичные образцы товаров.
4) Допускается вместо заполнения таможенной декларации заполнениеи наклейка на оболочку мелкого пакета ярлыка ф. CN 22 «Таможня». Ярлык ф. CN 22 размещается наадресной стороне, в левом верхнем углу под фамилией и адресом отправителя. Наотрывной части ярлыка ф. CN 22 указывается наименование каждогопересылаемого предмета, их общая стоимость и вес.
5) Адрес на международных отправлениях осуществляется в следующемпорядке:
а. наименование отправителя или адресата;
б. название улицы, номера дома, квартиры;
в. название населенного пункта;
г. название района;
д. название области, края, штата;
е. название страны назначения;
ж. почтовый индекс.
6) Сопроводительная документация заполняется на русском языке сподстрочным переводом на язык, известный в стране назначения, или латинскимибуквами. Мелкие пакеты принимаются и в случае, если запись в таможеннойдекларации заполнена только на русском языке.
7) В таможенной декларации подводится общий вес мелкого пакета(брутто), после проверки вложения, оператор ставит оттиск календарного штемпеляи расписывается.
8) Упаковка мелкого пакета должна соответствовать характерувложения и исключить возможность его повреждения при обработке итранспортировке. Образцы товаров упаковывают в мешочки, ящики, коробки иликонверты. Стеклянные и другие хрупкие предметы, пересылаемые как образцытоваров, упаковываются в деревянные, металлические, картонные коробки,обеспечивающие сохранность вложения. Мелкий пакет следует перевязать шпагатомтак, чтобы его можно было легко развязать в ММПО.
9) Принятый мелкий пакет записывается в квитанционную книжку ф. 1;выше адреса делается отметка «Petit paquet» и «Recommande»; в верхнем левом углу адресной стороныпакета под наименованием адресата и его адреса клеится ярлык ф. CN 04, на котором указываетсяпорядковый номер (в соответствии с номером по квитанционной книге ф. 1);под ярлыком ф. CN 04 наклеивается ярлык ф. CN 22 «Таможня»; в верхнейправой части адресной стороны ставится оттиск штампа «Т.Р» («Taxe percue» – тариф оплачен)
10) Масса мелкого пакета не должна превышать – 2 кг.
11) Плата за пересылку мелкого пакета зависит от вида, категориимелкого пакета, его массы, размеров, способа, места назначения страны. Тарифына услуги по пересылке международных почтовых отправлений государством нерегулируются и устанавливаются лицензиатами самостоятельно на основе Актов ВПС.
12) На прием международных отправлений выписывается квитанция ф. 1,оригинал которой выдается отправителю.
13) С отправителя взимается плата в размере, установленном согласноПрейскуранта тарифов на международные почтовые отправления, действующие намомент приема.
14) Перед отправкой мелкие пакеты приписываются к накладной ф. 16с указанием номеров почтового идентификатора, веса и страны назначения.
15) Услуга по приему, отправке международного мелкого пакета является– договорной.
1.6 Внедрение новых услуг в почтовой связи
В области неклассических почтовых услуг разрабатываются системныепроекты, такие, как продажа страховых полисов (например, гражданского иавтострахования) и целым рядом других.
В городе организована централизованная розничная продажа на почте.
Розничная продажа на почте началась с продажи прессы ифототоваров. Подписан контракт с фирмой «Кодак».
Сейчас планируется всерьез развивать финансовые услуги на почте.Прежде всего, это активное маркетинговое продвижение Единой системы почтовыхпереводов (ЕСПП) и предоставление различных финансовых услуг в почтовыхотделениях.
2. Системыобработки и продвижения почтовых отправлений и печати в городе
2.1 Городской почтовый узел, его функции и принцип размещения
Функции городского почтового узла выполняет АОПП, имеющийся натерритории города. В их функции входит обработка исходящих, входящих итранзитных потоков почты. Концентрация магистральных и городских потоков почтыв АОПП позволяет лучше использовать рабочую силу, средства механизации,оборудование и производственные площади.
Организация городского почтового узла на базе АОПП наиболеецелесообразна, т.к. сокращается количество этапов по обработке почты, а,следовательно, повышается рентабельность работы городской почтовой связи.
2.2 Производственные участки городского почтового узла. Их функции
Цех (участок) по обработке и обмену страховой почты осуществляетобработку и отправку страховой почты, исходящей из пункта размещения АОПП итранзитной почты, прибывшей в АОПП для переотправки, обработку и отправку вгородские предприятия связи входящих страховых отправлений и печати.
Цех (участок) по обработке, сортировке и обмену письменнойкорреспонденции производит обработку и отправку по назначению писем, бандеролейи переводных постпакетов, исходящих из пункта размещения АОПП, а такжетранзитной корреспонденции, поступающей почтовым транспортом.
Цех (участок) экспедирования печати принимает периодическую печатьот типографий, сортирует ее по газетным узлам и отправляет по назначению.
2.3 Принцип радиально-узлового построения почтовых сообщений вгороде
Почтовые сообщения на территории города построены по радиально –узловой системе на базе городского почтового узла и ОПС.
Городской почтовый узел данного города образован на базе АОПП; онимеет прямые связи с подчиненными ОПС; обеспечивает обработку исходящей,входящей и транзитной почты, отправку транзитной почты в прикрепленные объектыпочтовой связи, обмен почты с авиатранспортом, перевозку почты на закрепленныхпочтовых маршрутах.
Обмен почты с ОПС осуществляется с использованием автомобильноготранспорта. Городской почтовый узел и подчиненные ему ОПС, а также связывающиеих городские почтовые маршруты образуют городскую сеть почтовой связи.
2.4 Система обработки и продвижения почтовых отправлений города Яр-Сале
Различают 3 системы обработки и продвижения почты в городе:
Централизованную
Децентрализованную
Комбинированную
При централизованной системе все исходящие, входящие,местные почтовые отправления обрабатываются в одном городском почтовом узле.Эффективным является вариант размещения городского почтового узла на ПЖДП илиОПП (АОПП). Если в городе нет вышеуказанных объектов почтовой связи, городскойпочтовый узел размещается на центральном объекте почтовой связи (Почтамте илиГУПС).
/>
Рис. 2.1. Схема централизованной системы обработки ипродвижения почтовых отправлений
При децентрализованной системе обработки и продвижения почты вгороде имеется не менее двух городских почтовых узлов, каждый из которыхобрабатывает все виды почтовых отправлений для определенной части города. Этасистема применяется в крупнейших городах, где имеется несколько вокзалов,аэропортов./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
ГСП />
ПЖДП />
ОПС /> /> />
П/Я /> /> />
Почтамт /> /> />
П/Я /> /> /> /> />
Внешний транспорт /> />
Внешний транспорт />
ГСП /> /> /> />
ОПС />
ПЖДП
Рис. 2.2. Схема децентрализованной системы обработки ипродвижения почтовых отправлений
При комбинированной системе на территории города имеетсядва почтовых узла, каждый из которых может делить функции по обработкеразличных видов почтовых отправлений или видов обмена. Например, обработкуписьменной корреспонденции осуществляет Почтамт, а страховых почтовыхотправлений – ОПП. Или возможен вариант, когда все исходящие почтовыеотправления обрабатываются на ОПП, а входящие – на Почтамте. Эта системаобусловлена недостатком производственных площадей на ОПП./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Внешний транспорт /> />
ОПП /> />
ГСП /> /> /> />
ОПС /> /> />
Почтамт />
П/Я
Рис. 2.3. Схема комбинированной системы обработки ипродвижения почтовых отправлений
2.5 Схема существующей системы обработки и продвижения почтовыхотправлений в городе
Все исходящие, входящие, местные почтовые отправленияобрабатываются в одном городском почтовом узле, размещенном АОПП, что позволяетпроводить обработку почты централизованно.
/>
Рис. 2.4. Схема существующей системы обработки и продвиженияпочтовых отправлений (централизованная) в городе Яр-Сале
2.6 Система экспедирования печати в городе
Под экспедированием печати понимают производственные операции,включающие подготовку сопроводительной документации, прием периодическихизданий от типографии, формирование посылов и сдачу упакованной печати дляотправки ее по назначению.
Экспедирование центральных газет и журналов в городе осуществляют:Городской почтамт, АОПП.
Для экспедирования печати на предприятиях почтовой связиорганизуют цеха (участки), при типографиях выделяют специальные помещения дляразмещения газетно-журнальных экспедиций (ГЖЭ).
В нашем городе ГЖЭ организованы при АОПП, т. к. при этомсокращаются дополнительные перегрузки и перевозки печати между типографией иэкспедирующим предприятием и ускоряются сроки прохождения печати.
3. Порядок размещения и принцип развития сети отделений почтовойсвязи и почтовых ящиков в городе
3.1 Центральный объект почтовой связи и его структурныеподразделения
почтовый связь узел печать доставочный
Центральным объектомпочтовой связи на территории города является Почтамт, структурнымиподразделениями которого являются отделения почтовой связи (ОПС),территориально удаленные от него для удобства предоставления услуг связигражданам.
3.2 Функции центрального объекта почтовой связи и принципы егоразмещения
Почтамт организует работу почтовой связи на территории города, атакже осуществляет руководство и контроль за подчиненными ОПС. Наряду сфункциями управления почтамт выполняет производственные функции по оказаниюуслуг почтовой и электрической связи, производит прием и обработку почтовыхотправлений и почтовых переводов, организует перевозку почты на территориигорода и отправку исходящей почты, адресованной в другие субъекты РФ,осуществляют доставку почты на закрепленной территории. Почтамт размещен вцентре города. Обработка исходящих и входящих потоков почты в городе(являющимся крупным промышленным центром) производится на АОПП, который выполняетфункции городского почтового узла.
3.3 Организация сети отделений почтовой связи в городе
Важным условием для развития и размещения сети ОПС являетсямаксимальное приближение услуг почтовой связи к населению и организациям приобязательной рентабельности работы отделений почтовой связи.
Отделения почтовой связи(ОПС) являются структурными подразделениями почтамта, территориально удалены отних для удобства предоставления услуг связи гражданам, производят все операциипо обслуживанию услугами связи, обеспечивают доставку почтовых отправленийадресатам на дом, а также их первичную обработку.
Развитие сети отделений почтовой связи в городе производится на основе нормативов Министерства информационных технологий исвязи РФ (которые построены по типам городов в зависимостиот численности населения города). По условиям обслуживания отделения почтовойсвязи в городе только открытые, для обслуживания физических и юридических лиц.
При развитии сети отделений почтовой связи открытого типа в городепредусмотрена возможность их размещения в комплексной системе общественногообслуживания, так как удовлетворение потребностей населения и объектовнародного хозяйства в услугах связи учитывается в первую очередь.
Открыто также отделения почтовой связи в здании аэропорта.
Вопросы открытия и закрытия отделений почтовой связи на территориигорода решает ГУ УФПС.
3.5 Характеристика существующей сети отделений почтовой связигорода Яр-Сале
Таблица 2. Характеристикасети отделений почтовой связи городаГруппа (класс) отделения почтовой связи Количество отделений почтовой связи Выполняемые операции Режим работы с пользователями 1 2 3 4 II 6
Оформление подписки
Прием коммунальных платежей
Прием и оплата денежных переводов
Прием и выдача заказной корреспонденции
Прием и выдача посылок
Прием и выдача писем, бандеролей с объявленной ценностью
Продажа знаков почтовой оплаты
Продажа открыток, лотерейных билетов, соц. проездных
Прием и выдача международной письменной корреспонденции и мелких пакетов
Интернет-услуги
Ксерокопирование
800 – 2100
3.6 Режимработы отделений почтовой связи
Режим работыОПС согласовывается с органами местного самоуправления и должен быть удобнымдля пользователей с учетом технологий почтовой связи, поэтому режим работыотделений почтовой связи в основном по городу установлен:
− Будниедни – с 800 до 2100
− Суббота– с 800 до 2100
– Воскресенье– с 800 до 2100
Исключениесоставляют отделение почтовой связи при АОПП, которое работает с 800до 1700 в соответствии с режимом работы обслуживаемых организаций июридических лиц.
3.7-3.8 Принцип развития сети отделений почтовой связи открытоготипа
Важным условием для развития и размещения сети ОПС являетсямаксимальное приближение услуг почтовой связи к населению при обязательнойрентабельности работы отделений почтовой связи.
Потребность вотделениях почтовой связи открытого типа в целом по городу определяется всоответствии с данными о численности населения города и нормативнымипоказателями по формуле 1:Nос=H*Kтяг/h(1)
где Н – численность населения города, проживающего в городе, тыс.чел.;
Ктяг – коэффициент, учитывающий тяготеющее население в зонеобслуживания;
h – численность населения, обслуживаемого одним отделениемпочтовой связи, тыс. чел.
Рассчитаем минимальное и максимальное количество ОПС открытоготипа для города Яр-Сале (руководствуясь нормативными данными).Nос max=46,7*1,1/4=13ед.Nос min=46,7*1,1/6=8ед.
Результатырасчетов показали, что для качественного обслуживания и приближения услугпочтовой связи к юридическим и физическим лицам данного города должно бытьоткрыто от 6 до 13 ОПС. В городе функционирует 6 отделений связи, т.е. дляболее качественного обслуживания и полного удовлетворения потребности граждан впредоставлении услуг почтовой связи, необходимо открыть еще от 2-х до 6отделений почтовой связи.
3.9 Отделения связи закрытоготипа
ОПС закрытоготипа организуются при учреждениях, организациях, заводах, домах отдыха дляобслуживания этих объектов. Основным показателем развития закрытых ОПС являетсяих хозяйственно-политическое значение с учетом объемов продукции, обеспеченныхэффективность работы этих ОПС. В нашем городе ОПС закрытого типа не имеется.
3.10 Сеть почтовых ящиков в городе
Для улучшения обслуживания населения в городе организована сетьпочтовых ящиков. Необходимое количество почтовых ящиков для города определеноиз расчета 2–4 почтовых ящика на 1 км2 жилой площади взависимости от существующих местных условий. Почтовые ящики размещеныравномерно на территории города в местах, удобных для населения, и с учетомвозможности подъезда к ним транспорта для выемки писем.
Расчет сети почтовых ящиков определяется по формуле 2:Nпя=S*2 Nпя=S*4 (2)Nпяmin =38*2=76 ед.Nпя max=38*4=152ед.
Проведенные расчеты показали, что количество почтовых ящиков натерритории города (84 п/я) соответствует необходимому минимальному количествупо нормативам, но для удобства населения (при наличии финансирования) можновывесить дополнительно 68 почтовых ящиков.
Независимо от нормативов, установка почтовых ящиковпредусматривается у входа в отделение почтовой связи, в операционном зале, навокзалах, аэропортах, в речных портах.
На каждом почтовом ящике указываются:
1. Наименование,определяющее принадлежность к организации почтовой связи;
2. Присвоенныйпочтовому ящику номер;
3. Количествовыемок корреспонденции;
4. Времяпервой и последней выемки.
Во всех почтовых ящиках городах выемка производится 2 раза в день:в 8.00 и в 17.00.
4. Организация перевозки почты в городе
4.1 Вид транспорта, используемый в городе, его преимущества
Наибольший удельный вес в системе перевозки почты имеетавтомобильный транспорт. Большая грузоподъемность, высокая скоростьпередвижения, маневренность, возможность выбора марки автомобиля в зависимостиот количества перевозимой почты, возможность подъезда непосредственно кпогрузочно-разгрузочным площадкам организаций почтовой связи без дополнительныхперегрузок дают в итоге высокую скорость пересылки почтовых отправлений ипериодических изданий и несомненную экономическую выгоду.
Для внутригородских перевозок почты используются преимущественноавтомобили малой тонажности («ГАЗель»), а также легковые и грузовые автомобили.
4.2 Характеристика существующих маршрутов в городе Яр-Сале
Таблица 3. Характеристика существующих маршрутов в городеВид маршрута Частота обменов в неделю Частота рейсов в день Число маршрутов Форма построения маршрута
Используемый
транспорт Марка автомашины Ведомственный Наемный 1 2 3 4 5 6 7 8
1. Обмен почтой с ОПС
2. Выемка писем из почтовых ящиков
12
10
2
2
2
1
кольцевой
кольцевой
+
+
ГАЗель
ГАЗель
Расчет числа маршрутов по обмену с ОПС, которое необходимо было быорганизовать в городе, производится по формуле 3:Мопс=Nопс /n (3)
где Nопс – общее количество ОПС в городе;
n – среднее количество ОПС, включенных в один маршрут, определяетсяпо формуле 4:n=T/(tдв+tобм) (4)
где T – продолжительность рейса (120 мин.);
tобм – среднее время обмена с одним ОПС (5 мин);
tдв – среднее время движения между двумя отделениями,рассчитывается по формуле 5:tдв =Lопс/Vтех (5)
где Lопс – среднее расстояние между ОПС, км;
Vтех – техническая скорость автомашины (30 км/ч).
Рассчитаем необходимое число маршрутов по обмену с ОПС (Мопс),используя приводимые выше формулы 4, 5:tдв = 3/30= 0,1 ч =, 6 минn= 120/(,6+5) = 10 ОПС
Подставимполученные данные в общую формулу (3)Мопс= 6/10 = 1маршрут
В условияхгорода Яр-Сале необходимо организовать 1 маршрут по обмену с ОПС. Согласноисходным данным, в городе существует 2 маршрута по обмену с ОПС, следовательно,один из маршрутов необходимо закрыть.
В зависимостиот порядка использования автомобилей могут применяться как специализированные,так и совмещенные перевозки почты.
В маршрут включенонаименьшее количество ОПС, получающие наибольший объем почты. Контрольный срокодного маршрута по обмену с отделениями связи составляет 2 часа.
Проанализируем,соответствует ли время продолжительности рейса автомашины установленному сроку.Для этого определим:
1) приблизительноевремя обмена с одним отделением почтовой связи tобм = 5 мин;
2) среднеерасстояние между двумя ОПС Lопс = 3 км;
3) среднеевремя движения транспорта между двумя ОПС определяется по формуле 5: tдв= 3/30 = 0,1 ч. = 6 мин.
4) Продолжительностьрейса составляет
Т = n*(tобм+tдв)
Т = 10*(5+6)= 110 мин.
Выполниванализ, можем сделать вывод, что время продолжительности рейса маршрута соответствуетустановленному контрольному сроку.
При обмене между городским почтовым узлом и отделениями почтовойсвязи составляются отдельные накладные ф. 16 в 2-х экземплярах в адрескаждого ОПС. Кроме того, вся почта, подлежащая отправке по данному маршруту,записывается количеством в порядке очередности в маршрутную накладную ф. 24,которая составляется в 2-х экземплярах на каждый маршрут. На лицевой стороненакладной записывается почта, отправляемая в ОПС, а на оборотной – отправляемаяиз отделения почтовой связи. Когда для какого-то отделения нет почты котправке, в маршрутной накладной делается отметка – «Почты нет», ставитсяоттиск КПШ и подпись ответственного работника.
Сопровождающему выдается первый экземпляр маршрутной накладной ф. 24и первые экземпляры отдельных накладных ф. 16 и почта каждого ОПС,расположенного на маршруте. За принятую почту, сопровождающий расписывается навтором экземпляре маршрутной накладной с указанием времени получения почты.
При необходимости можно произвести расет совмещенных маршрутов поформулам:Мсовм=(Nопс+Nпя)/n (6)
где Nопс, Nпя – количество отделений почтовойсвязи и почтовых ящиков, размещенных на территории города;
n – среднее количество пунктов, включенных в один совмещенныймаршрут, определяется по формуле 7:n=T/ (tобм+tдв) (7)
где tобм – среднее время обмена, мин с одним пунктом насовмещенном маршруте определяется по формуле 8:tобм=(Nопс*tопс+Nпя*tпя)/(Nопс+Nпя) (8)
где tопс – время на обмен с ОПС, мин;
tпя – время на выемку писем из почтовых ящиков, мин;
tдв – среднее время движения автомобиля между двумяпунктами обмена, определяется по формуле 9:tдв =L/Vтех (9)
где L – среднее расстояние, км между пунктами обслуживания;
Vтех – техническая скорость автомобиля в городе (30 км/ч).
Учитываяусловия города Яр-Сале, в совмещенных маршрутах необходимости нет.
Выборварианта совмещенных перевозок почты зависит от конкретных условий города:конфигурации площади, плотности размещения отделений почтовой связи, нормативови контрольных сроков, времени начала и окончания работы отделений почтовойсвязи, время поступления почты с внешнего транспорта и т.д.
В городемогут использоваться 3 способа совмещения перевозки почты:
1) Втечение рабочего дня на одних и тех же рейсах для различных пунктов связииспользуются одни и те же автомобили (например, обмен почты с ОПС и обмен спунктами ГСП во время одного рейса).
2) Втечение рабочего дня одни и те же автомобили используются для обслуживанияразличных видов маршрутов на различных рейсах последовательно (например, выемкаписем из почтовых ящиков и подвозка почты к почтовым шкафам опорных пунктов).
3) Однии те же автомобили используются для обслуживания специализированного и одногосовмещенного маршрутов (например, маршрут по выемке писем из почтовых ящиков(специализированный) может быть следовательно совмещен с маршрутом по обмену сОПС).
В городе Яр-Сале может применятся третий способ совмещенныхмаршрутов: выемка писем из почтовых ящиков и обмен с ОПС.
5. Организация доставки почты в городе
5.1 Главная задача доставочной службы
Доставка почтовых отправлений, почтовых переводов и извещений –производственная операция, заключающаяся в перемещении почтовых отправлений,почтовых переводов, извещений о регистрируемых почтовых отправлениях илипочтовых переводов с объектов почтовой связи места назначения в ячейкуабонементного или абонентского почтового шкафа, в почтовый абонентский ящикадресата или по адресу его местожительства для вручения.
Доставка почтовых отправлений населению, учреждениям, организациямгорода является завершающим этапом работы по созданию продукции почтовой связи.Главная задача доставочной службы – своевременное вручение адресатам почтовыхотправлений, периодической печати и обеспечение высокого качества обслуживанияграждан.
5.2 Характеристика доставочной службы города Яр-Сале
В городе 6 доставочных отделений почтовой связи.
Отделения связи, в которых доставка почты осуществляется 2 раза вдень, в первую доставляются простая и заказная корреспонденция, периодическаяпечать, во вторую – пенсии, субсидии.
В ОПС почта доставляется двумя маршрутами. С первым маршрутом (8 ч. 10 мин.)поступает простая и заказная корреспонденция, периодическая печать; со вторым (10 ч. 50 мин.)– посылки, письма и бандероли с объявленной ценностью.
Общие затраты времени Т, ч, почтальонов по доставке письменнойкорреспонденции и печати на одну доставку определяются по формуле 10:
Т = Твн+Твр+Тпр+То (10)
Где Твн– время на внутреннюю работу;
Твр – время на вручение почтовых отправлений и печати;
Тпр – время на проходы;
То – время на отчет и регламентированные перерывы.
Контрольные сроки доставки – 2 часа.
Рабочимместом называется зона непосредственной деятельности отдельного работника вобъекте почтовой связи или вне его, оснащенная всем необходимым для выполненияпроизводственного задания. Почтальон имеет 2 рабочих места: одно – в объектепочтовой связи в виде специального стола, другое – на доставочном участке.
Всенеобходимое для работы размещают на рабочем месте в зонах досягаемости и обзораБлижняя зона очерчивается руками, согнутыми примерно под прямым углом, адальняя – вытянутыми руками. Все необходимые для работы предметы, которымипочтальон часто пользуется, размещаются в ближней зоне досягаемости,используемые редко, – в дальней.
На рабочемместе для каждого предмета предусмотрено постоянное, строго предусмотренноеместо, что облегчает нахождение нужного предмета и позволяет довести действиядо автоматизма.
В зависимостиот способа выполнения производственных операций рабочие места могут бытьручного обслуживания или механизированные.
Работа почтальонов на предприятии складывается из целого рядаопераций. Поэтому правильная организация рабочего места способствует сокращениюзатрат времени на выполнение элементов внутренней работы. В настоящее времяразработаны прогрессивные методы фальцовки и расфальцовки газет,сконструированы столы для удобного набора.
Работа почтальона на участке складывается из времени на проходы доучастка, по нему, времени на вручение и возвращения с участка. Для сокращениявремени на проходы почтальонов к наиболее удаленным доставочным участкамподвозят на автомобилях.
Время на вручение зависит от благоустройства доставочных участков,наличия в домах лифтов и абонентских почтовых специальных шкафов.
Послепоступления печати в ОПС почтальоны совместно с организатором доставки исортировщиком начинают расфальцовывать газеты для всех доставочных участков.Затем подбирают газеты по ходу доставки, подкладывают к ним письменнуюкорреспонденцию и журналы, укладывают в сумки.
Основнымдокументом, который необходим почтальону для подготовки печати на доставочномучастке, является «ходовик». «Ходовик» представляет собой книгу установленногообразца, на каждом листе которой отражены данные о наличии подписки. В«ходовике» указываются:
- улица,номер дома;
- номераквартир;
- наименованиепериодических изданий;
- скакого месяца и по какой оформлена подписка.
Штат почтальонов в целом по городу рассчитывается по формуле 11:P=Nду*K (11)
где Nду – количество доставочных участков в целом погороду;
K – коэффициент, учитывающий подмену почтальонов на время отпуска,равный 1,08.P= 12*1,08= 13 чел.
В зависимостиот местных условий в городах могут применяться централизованный илидецентрализованный способы доставки.
Прицентрализованном способедоставки все почтовые отправления сортируютсяна центральном объекте почтовой связи по всем доставочным участкам города идоставляются почтальонами из этого же объекта почтовой связи. ОПС в этом случаедоставку почтовых отправлений не производят. Этот способ применяется в небольшихгородах, где количество доставочных участков в целом по городу не превышает 25.
При децентрализованном способедоставки в городскомпочтовом узле почту сортируют по доставочным отделениям почтовой связи. Закаждым доставочным предприятием закреплена определенная территория, котораяназывается районом доставки. Каждый район доставки делится на доставочныеучастки, которые определяются по схематичному плану города с учетом скорейшегопрохождения почты и печати, их число зависит от этажности домов и размещенияпредприятий связи. Доставочное предприятие следует располагать по возможности вцентре обслуживаемой зоны.
Для небольшогогорода, такого как Яр-Сале целесообразным является применение централизованногоспособа доставки.
Доставкапочты почтальонами осуществляется согласно установленному расписанию.Расписание доставки почтовых отправлений и периодических печатных изданийсоставляется для каждого ОПС и зависит от количества доставок. Распределениепоступивших почтовых отправлений по доставкам осуществляется с учетом временипоступления почты и периодических изданий и контрольных сроков доставки.
Работа почтальонов на предприятии складывается из целого рядаопераций. Поэтому правильная организация рабочего места способствует сокращениюзатрат времени на выполнение элементов внутренней работы. В настоящее времяразработаны прогрессивные методы фальцовки и расфальцовки газет,сконструированы столы для удобного набора.
Работа почтальона на участке складывается из времени на проходы доучастка, по нему, времени на вручение и возвращения с участка. Для сокращениявремени на проходы почтальонов к наиболее удаленным доставочным участкамподвозят на автомобилях.
Время на вручение зависит от благоустройства доставочных участков,наличия в домах лифтов и абонентских почтовых специальных шкафов.
В настоящее время во всех подъездах домов на первых этажахустановлены абонентские шкафы, вновь построенные дома без установки почтовыхящиков не принимаются в эксплуатацию.
Администрация предприятий почтовой связи с целью облегченияусловий труда почтальонов и ускорения продвижения печати и корреспонденциисистематически проводят мероприятия по благоустройству доставочных участков.Для этого необходимо обеспечить упорядочение номеров домов, квартир иподъездов, устранение одноименных названий улиц, достаточную освещенность научастке, содержание абонентских ящиков в исправном состоянии (осуществляетдоставочное отделение почтовой связи).
Для ускорения продвижения периодических печатных изданий, простойи заказной письменной корреспонденции могут создаваться укрупненные доставочныеучастки (УДОС).
УДОС осуществляет обработку и доставку входящих периодическихпечатных изданий и письменной корреспонденции; развозку пачек с периодическимипечатными изданиями по почтовым шкафам опорных пунктов, обмен почты с пунктамиГСП, выемку писем из почтовых ящиков в закрепленной зоне обслуживания. ОПС,вошедшие в зону обслуживания УДОС, производят прием, доставку почтовыхпереводов, писем с объявленной ценностью, выплату пенсий, пособий и тд.
Определяем плотность населения в городе Яр-Сале по формуле 12:O = H/S (12)
где H – численность населения, тыс. чел.;
S – площадь зоны обслуживания, км2;
Для расчета плотности населения необходимо также определитьхарактер застройки города. В городе «В-11» характер застройки многоэтажный.O = 46,7/38 = 1,2 тыс. чел./км2
Плотность населения в городе составляет 1,2 тыс. чел./ км2
Рассчитаем вес (P1) газет и журналов, которые поступают в среднем на одиндоставочный участок по формуле 13:P1 = Kгаз*50/1000 + Kжурн*160/1000*2 (13)
где Kгаз –количество газетв среднем на один доставочный участок, ед.;
Kжурн – количество журналовв среднем на один доставочный участок, ед.;
50 – вес одной газеты, г.;
160 – вес одного журнала, г.;
2 – доставка журналов производится в течение двух дней;
1000 – перевод веса в килограммы.P1 = 71*50/1000+ 4*160/1000*2 = 3,55+0,32=3,87 кг = 4 кг
На основе полученных данных рассчитаем общий вес почты по всемдоставочным участкам города используя формулу 14:Pобщ = P1* Nду (14)
где Nду – количество доставочных участков в целом погороду.Pобщ = 4*12= 48 кг
ОрганизацияУДОС предполагает обязательно моторизованный способ доставки с использованиемопорных пунктов.
Опорный пункт– это металлический ящик, в котором хранятся временно печать и почта до приходапочтальона, пачки с печатью подвозятся к ним на автомашинах.
Определяем количество почтовых шкафов опорных пунктов в целом погороду по формуле 15:Nоп=Pобщ/4 – Nду (15)
где Pобщ – вес почты на всех доставочных участках, кг.;
4 – расчетный вес почты, укладываемый в один почтовый шкафопорного пункта, кг;
Nду – количество доставочных участков в городе.Nоп= 48/4 –12 = 0 ОП
Сравниваяисходные данные города с полученными результатами, приходим к выводу, что в опорныхпунктах данный город не нуждается.
Дляопределения плотности почтовых шкафов опорных пунктовприменяютсяформулы:О = Nоп/S (16)
По даннымплотности населения и размещения почтовых шкафов опорных пунктов можно определитьтерриторию обслуживания одним УДОС. Необходимый расчет возникает в случаебольшого количества опорных пунктов, в нашем случае такой необходимости нет.
КоличествоУДОС определяется по формуле 17:NУДОС = S/SУДОС (17)
УДОС осуществляет обработку и доставку входящих периодическихизданий и письменной корреспонденции; развозку пачек с печатью по почтовымшкафам опорных пунктов и абонентским почтовым шкафам; обмен почтой с пунктамиГСП; выемку писем из почтовых ящиков в закрепленной зоне обслуживания.Отделения почтовой связи, вошедшие в зону обслуживания УДОС, производят прием,доставку почтовых переводов, писем с объявленной ценностью, выплату пенсий,пособий и др.
Создание УДОСна территории города приводит к экономии транспортных расходов, ускорениюдоставки почтовых отправлений населению. Возможность механизации процессаобработки входящей печати и письменной корреспонденции и специализации рабочихмест приводит к сокращению штата и увеличению производительности труда.Уменьшение пробега машин в целом по городу в связи с организацией УДОС иулучшения их использования за счет обслуживания опорных пунктов, пунктов ГСП ипочтовых ящиков из одного предприятия приводит к уменьшению количестваиспользуемых автомобилей.
В условияхгорода Яр-Сале необходимости в УДОС нет.
6. Организациягородской служебной почты в городе (ГСП)
6.1 Назначение ГСП, ее функции
Для обслуживания юридических лиц, получающих за сутки значительноеколичество почтовых отправлений (более 20 единиц), организуется городскаяслужебная почта (ГСП), пункты которых планируются, исходя из среднесуточногообъема почтовых отправлений конкретных юридических лиц. Эти организациизаключают с почтамтом договоры, в которых указываются порядок и сроки обменапочты, взаимные обязательства и ответственность сторон.
Организация ГСП позволяет Для сократить затраты временипочтальонов, время на обмен почты, облегчить труд почтальонов, механизировать иускорить процесс доставки.
Юридические лица для обмена почтой выделяют специального работникаи помещение или устанавливают специальный почтовый шкаф опорного пункта, спомощью которого осуществляется обмен почты.
По системе ГСП доставляются простая и заказная письменнаякорреспонденция, периодические печатные издания, уведомления о вручении,извещения на почтовые отправления. Городская служебная почта может доставлять посылкипри условии оплаты по установленному тарифу. В нашем городе ГСП нет.
6.2 Расчет экономии доставочных участков при развитии сети ГСПЭкономия доставочных участков приразвитии ГСП определяется по формуле 18:
Эду = Р/32 (18)
Где Р – вес почты, передаваемой на обслуживание ГСП за сутки, кг;
32 – расчетный вес почты, высвобождающий один доставочный участок,кг.
6.3 Расчет экономии штата почтальонов
Экономия штата почтальонов при развитии ГСП зависит от экономиидоставочных участков и определяется по формуле 19:
Рэ = Эду*К (19)
Где К – коэффициент на подмену почтальонов на время отпуска, равный1,08.
Выводы
На основе выполненного анализа и полученных расчетов можно сделатьобобщающие выводы:
1. Центральнымпредприятием почтовой связи является почтамт, который развивает сеть отделенийпочтовой связи, руководит ими и контролирует их работу. Сеть отделений почтовойсвязи и почтовых ящиков развивается по нормативам.
2. Наданный момент в городе Яр-Сале функционирует 6 ОПС, что не в полной мере удовлетворяетпотребность граждан в услугах почтовой связи, для более качественного предоставленияуслуг почтовой связи на территории города необходимо открыть еще минимум 2 ОПС.
3. Количествопочтовых ящиков на территории города (84 п/я) соответствует необходимомуминимальному количеству по нормативам, но для удобства населения (при наличиифинансирования) можно вывесить еще хотя бы 68 почтовых ящиков.
4. Режимработы предприятий города установлен с учетом максимального приближения кпользователям услугами почтовой связи – с 800 до 2100. Исключениесоставляют отделение почтовой связи при АОПП, которое работает с 800до 1700 в соответствии с режимом работы обслуживаемых организаций июридических лиц.
5. Экспедированиемпечати в городе Яр-Сале занимается АОПП, для чего организован соответствующийцех экспедирования печати. Это один из наиболее удобных вариантов крупныхгородов, т. к. сокращаются этапы и контрольные сроки перевозкипериодической печати.
6. Дляперевозок почты в городе используется автотранспорт, в городских условиях этосамый удобный и дешевый вид транспорта. Для внутригородских перевозок почтыиспользуются преимущественно автомобили малой («ГАЗель»).
7. Вгороде Яр-Сале организовано 2 маршрута по обмену с отделениями почтовой связи.Расчеты показали, что при исходных данных необходимо оставить только маршрут вцелях экономии средств по обслуживанию парка автомобилей и сокращения холостыхпроездов.
8. Вгороде Яр-Сале организована централизованная розничная продажа на почте. Почтаявляется одним из крупнейших розничных продавцов в стране. Она входит в пятеркукрупнейших розничных торговцев страны, а в перспективе, конечно, может статьпервым.
Сейчаспланируется всерьез развивать финансовые услуги на почте. Прежде всего, этоактивное маркетинговое продвижение Единой системы почтовых переводов (ЕСПП) ипредоставление различных финансовых услуг в почтовых отделениях. Эта работатолько начинается, но важность ее очень велика.
Списоклитературы
1. Шелихов В.В. Операторсвязи (учебник). – М.: Академия, 2004. – 423 с.
2. Шнырева Н.Н.,Попвасев В.И. Организация и эксплуатация почтовой связи (учебник). –М.: Радио и связь, 1986. – 328 с.
3. Хомякова Е.Н. Эксплуатацияпочтовой связи (учебное пособие). – М.: авторская редакция, 2003. – 179 с.
4. Почтовыеправила. – М.: Радио и связь, 1992. – 336 с.
5. Хомякова Е.Н. Эксплуатацияи организация почтовой связи (методическое пособие). – М.: авторская редакция,2005. – 98 с.