2
Культурология
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ КУЛЬТУР
План:
Введение…………………………………………………………3
Глава 1. Характерные черты культуры Древней Греции
1.1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация….4-5
1.2 Доклассический период………………………………………5-8
1.3 Классический период…………………………………………8-11
1.4 Культура эпохи эллинизма…………………………………….11-15
Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты:
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима………..16-17
2.2 Римская духовная культура. ЕЕ характерные особенности и отличия от греческой культуры…………………………………………………17-21
Заключение…………………………………………………………..22-23
Список литературы………………………………………………….24
Введение
Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации.
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, однако приобрела новые черты и стала колыбелью европейской культуры.
В вопросе древнеримской культуры до сих пор ведутся споры о том, имеет ли место в истории феномен римской культуры, поскольку с самого зарождения и до своего крушения Рим концентрировал, растворял в себе, заимствовал слишком много различного рода культурных оснований побежденных народов и государств. И, тем не менее, римская культура подарила миру основы цивилизации через систему своей государственности. Вплоть до современности мир имеет дело с римским типом государственного устройства, а римское право легло в основу правовой культуры многих государств, в особенности европейских.
Миллионы людей каждый год совершают туристические поездки в Грецию и Древний Рим. Тема изучения этих исторических мест весьма актуальна в наши дни.
Цель данной работы - на основе изучения учебной литературы провести сравнительную характеристику стилей греческой и римской культур.
Задачи исследования:
1.Выявить важные черты древнегреческой и римской культур.
2. Определить значение древнегреческой и римской культур в истории развития мировой культуры.
Глава 1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
1.1Возникновение греческой культуры и ее периодизация
Создатели одной из самых блестящих культур мира, греки всегда гордились своей страной. Они искренне считали, что их страна находится под защитой богов.
Древние греки создали культуру, названную в последующие века «греческим чудом». Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие.- М.: ИВЦ « Маркетинг», Новосибирск: ООО « Издательство ЮКЭА», 2000. С, 259 В ее развитии можно выделить три этапа: становление, расцвет и упадок или, соответственно, архаика, классика и эллинизм.
Архаика ( VIII - VI вв. до н.э.) - время многочисленных перемен в общественной жизни Эллады (древнее название Греции). Греки распространили свои владения не только на побережье Малой Азии, но и на Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и даже Египет. В это время появляются первые греческие города-государства- полисы , распространяется общегреческая письменность, созданная на основе финикийской в IX веке до н.э., появляются первые исторические труды и географические описания, рождается лирическая поэзия, театр, начинают сооружаться храмы.
Классика ( V-IV вв. до н.э.)- пора высшего расцвета греческой культуры, период утверждения античной демократии. Длившаяся почти полвека война с персами (500-449 до н.э.) объединила греческие города, утвердила греков в их патриотических чувствах и представлении о том, что эллин не может быть рабом. Истинным порождением этого самосознания становится не только расцвет демократии, возвысившей человека, но и появление театра Эсхила, Софокла и Эврипида, великих произведений искусства, прославивших человеческое достоинство, гармоничное развитие личности, физическое и нравственное совершенство полисного человека.
Эллинизм (конец IV-I вв. до н.э.)- завершает развитие греческой культуры. Александр Македонский завоевал в своих походах (334- 324 до н.э.) огромные территории от берегов Малой Азии до Индии, от Черного моря до аравийских пустынь. Но управлять такой державой греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы Македонского образовали отдельные монархии, среди которых в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония.
В это же время пространство греческого мира расширилось, новые торговые пути привели к возникновению новых городов, особенно на Востоке. Эти города, сохраняя традиции восточных культур, восприняли и греческое влияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и других восточных цивилизаций. Встреча двух культур вызвала бурный рост естественных наук, математики, медицины, а исчезновение городов-государств и появление монархий привели к формированию новых представлений о месте человека в мире и возникновению новых философских теорий.
1.2 Доклассический период
В настоящее время считается, что история Древней Греции начинается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда на ее территории повсеместно распространяются бронзовые орудия труда. На рубеже III- II тыс. до н.э. на островах появляются настоящие города, с этого времени центром цивилизации становится остров Крит, культуру которого иногда называют Минойской по имени Миноса , - легендарного царя острова. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2003. С. 101
Религия играла огромную роль в жизни острова, там сложилась особая форма царской власти- теократия , при которая светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Среди дошедших до нас памятников ремесла и искусства критской цивилизации следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику.
Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским)- от имени древнегреческого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. В этот период центрами развития философской мысли являлись греческие колонии Элея, Милеет, Эфес и др.
Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь, Анаксимандр- «апейрон», Пифагор-число как символ гармонии мира. Моисеева Н.А., Сорокрвникова В.И. Философия: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2004. С. 53-54
Первая философская школа в Древней Греции возникла в VI веке до н.э. в городе Милеет и получила название милетской школы. Ее основными представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес ( 625- 547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы всего- субстанции, и усмотрел начало всего во влаге, поскольку она -везде. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.
Ярким представителем древнегреческой философии является Гераклит Эфесский ( ок .544- 483 г. до н.э.) , который в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривал огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным себе, неизменным во всех превращениях и как первоначала, конкретная стихия.
Мир- это упорядоченный Космос, он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Образование этого Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, всеобщей текучести вещей. Движение свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние. Философия Юнита 1. Что такое философия? История философии./ Современный Гуманитарный Университет. -Москва, 2003. С. 19-20
Таким образом, в раннегреческой философии присутствует совмещение философского и физического, естественно- научного подхода в объяснении первоначала мира.
Расцвет Минойской культуры приходится на XVI- 1-ю пол. XV вв. до н.э.
Расцвет Микенской цивилизации приходится на XV- XIII вв. до н.э. Как и на Крите основными центрами культуры были дворцы.
Период XI-IX вв. до н.э. получил название гомеровского периода по имени великого Гомера.
До нас дошло мало памятников Гомеровского периода. Основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.
Гомеровский период был бесписьменным. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызрели предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.
В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-государства, гражданской общине которого принадлежала и окружающая город сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Аргос, Фивы.
Для греческой религии характерен политеизм. Богом света и поэзии был Аполлон, которого обычно сопровождали девять муз- покровительниц искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного мастерства- Гефест, войны- Арес. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего дога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию; Афина - ткачеству, Дионис - виноделию, Гермес- торговле и т.д.
Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.
Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.
Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры- спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские игры -спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские- в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
1.3 Классический период
Классический период (480-323 до н.э) разделяется на эпоху расцвета (V в. до н.э.) и эпоху кризиса полиса ( IV в. до н.э.)
В классический период целью воспитания гражданина стало его физическое и духовное совершенство. В систему образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли софисты- странствующие философы, которые за плату обучали желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим умением убеждать и доказывать.
В этот период жил один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины великий мудрец Сократ (470- 399 до н.э.) Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Не интересуясь традиционными философскими проблемами, все внимание Сократ уделяет человеку- го природе, возможностям, воспитанию.
Основой человеческого существования и развития он считает разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать в споре с помощью наводящих вопросов.
В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Логическое мышление продолжали его ученики, Платон, а ученик Платона-Аристотель- основал логику. Философия: курс лекций/ Л.З. Немировская. Всерос. с.-х. ин-т заоч. обуч-я. М., 1995. С. 81
Из учения Сократа следовали такие выводы:
1) добродетели можно обучить при помощи умственного образования4
2) знание одно, следовательно, и добродетель одна (а разные добродетели - это разные части знания: справедливость-знание о том, как следует поступать с другими; благочестие-знание, как вести себя по отношению к богам; мужество- знание того, чего надо избегать и чего не следует страшиться).
Деятельность Сократа послужила основанием для этических школ Древней Греции.
Идея - центральная категория в философии Платона. Он указывал на то, что в процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая». Платон. Сочинения. В 3т. М., 1968г. Т.1. С. 289 По Платон, гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости. Согласно Платону, тирания- наихудшая форма государственного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства - результат «порчи» идеального государства. Тимократия (также худшее)- это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.
В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит (46- умер в глубокой старости), который ввел понятие атомов - неделимых частиц, материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без веры в богов.
В классическую эпоху наука еще тесно связана с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления начинают оформляться как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н.э. наблюдается прогресс в медицине, связанный с именем Гиппократа ( ок 460- ок. 370 до н.э.)
Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими от божественных сил. Лечить каждого человека следует в зависимости от его индивидуальных особенностей, мобилизуя силы организма с помощью диеты, правильного ухода, естественных целительных средств. Гиппократ считал, что врач должен соблюдать особые этические нормы, прежде всего- не вредить пациенту.
В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.) Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным.
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа- Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на развитие как философии, так и христианской теологии.
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика- наука об ораторском искусстве. Речь Исократа (436- 338 до н.э.) и Демосфена ( 384- 322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма- единства греков, сознавая, что отдельный полис не может выжить самостоятельно.
Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры IV в. до н.э.- Пракситель ( 2 -я треть , IV в. до н.э.), Скопас ( IV в. до н.э.) и др.
В целом под воздействием кризиса полиса в IV в. до н.э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.
1.4 Культура эпохи эллинизма
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда ( ок. 287- 212 до н.э.) Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
Успешно развивалась в это время естествознание, особенно медицина.
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане- эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Радосский ( Ш в до н.э.), Каллимах (ок. 300- ок. 240 до н.э.)
В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341- 293/ 290 до н.э.) Сюжеты эго остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан- мимы.
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм - стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективисткой морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.
Основателем первой был Эпикур ( 342/341- 271/ 270 до н.э.) Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавались атараксия, т.е. невозмутимость , душевный покой.
Вторая система, стоицизм, созданная Зеноном ( ок. 335- ок . 262 до н.э.) идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.
Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта- религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все яснее.
Значение искусства эллинизма, как заметил Поликарпов В.С Поликарпов В.С. Лекции по культурологи.- М.: « Гардарика», « Экспертное бюро», 1997. С.215., весьма велико, поскольку оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия- настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций.
Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.
Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство- это второй рай человеческого духа. Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет.- М.: Мысль, 1970. Т.1 С. 402
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из виднейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой культуре так: « Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая …. Создается из образов, набросанных разумом. Винкельман И.И. Избранные произведения и письма.- М.-Л., 1935
Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство- непременное условие и основа идеального человека.
В заключение этой главы выделим основные моменты становления греческой культуры и ее важнейшие черты:
1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали причиной особенностей расселения людей и организации общества. Отсутствие единого государства до некоторой степени «возмещалась» единством языка, верований, характером уклада каждого из населивших побережье Малой Азии, острова и Балканский полуостров народов.
2. Полисный уклад был во многом продолжением общинного образа отношений, однако демократия греческого полиса несла в себе и некоторые элементы олигархии. И, тем не менее, греческий полис выработал определенный идеал человека, который стал образцом для подражания в повседневной жизни и в искусстве.
3. « Культура стыда», сложившаяся в Греции, включала в себя минимум два момента: представление о богоравности эллина и чувство соревновательности. Эллинисткое противопоставление себя другим племенам было основано не на оприорной убежденности в правильности своего образа жизни, а на постоянном утверждении своей богоравности и своего совершенства в повседневных делах, спортивных состязаниях и героических деяниях.
4. Греческий менталитет предполагает представление о едином Космосе, в котором каждый элемент связан с другими его элементами, а каждый человек-это микрокосм, организованный на тех же гармонических началах и основаниях. Из этого мировоззрения вытекает общая гармония мира, в которую входят все стороны человеческого существования.
5. Греческая культура заложила основу философии как любви к мудрости. Однако познание и мудрость несли в себе иные, чем на Востоке формы отношения с действительностью. Познание перенесло свой акцент с состояния вчувствования в мир на рациональное его постижение , выделив категорию бытия, греческие философы понимали его как parents- тайну, которой противостоит созерцательный ум мыслителя.
6. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер.
Демократия- другая черта классической древнегреческой культуры. Государство существовало «вне» и «над» гражданами, они сами в своей живой совокупности и были государством со всеми его культовыми, гражданскими и эстетическими установлениями.
Еще одной характерной чертой классической греческой культуры является пронизывающая весь уклад жизни полиса борьба, состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины.
Антропоцентризм - также яркая черта классической греческой культуры.
7. Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) - человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина.
8. Величие греческой культуры заключается в том, что она стала основанием многих культур мира. Ее влияние прослеживается не только на Западе, но и на Востоке, не только на евроазийском континенте, но и в тех культурах на иных континентах, которые складывались в более поздние времена. До наших дней греческая культура осталась образцом полноты взгляда на мир и гуманизма.
Глава 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима
У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что сохранилось,- результат слияния и взаимодействия высокоразвитых (греческой, этрусской) и примитивных культур племен, прежде населявших римскую территорию: латинян, сабинян, умбров, самнитов и других.
Другие (Шпенглер, Тойнби) считали, что Рим- это кризис античного мира, при котором культура не в состоянии производить духовные ценности и может реализовать себя только как цивилизация, т.е. совершенствуя государственность и технику.
Третьи же признавали за римской культурой такие специфические черты, давшие миру особую систему ценностей, превратившие город в столицу огромной империи.
Само же явление на мировую арену Рима-государства и города- связано с множеством легенд и мифов. Особенно известны два мифа. Один из них полнее всего изложен в произведении «Энеида» римского поэта Публия Марона Вергилия ( 70-12 до н.э.)
Следует заметить, что во всех мифах соответствуют реальности, пожалуй, лишь факты связи римской культуры с греческой. Однако, римляне, в отличие от греков, считали, что их успехи в земледелии, ратном деле и во многом другом зависят только от их собственной деятельности, от богов требовались лишь благосклонность и защита. Это обусловило представления о роли личной инициативы, с одной стороны, и потребительское отношение к богам- с другой. « Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре его мифологии был сам Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем свое особое расположение к римскому народу». Культура Древнего Рима. В 2т.- М.: Наука, 1985. Т.1 С. 9
2.2 Римская духовная культура . Ее характерные особенности и отличия от греческой культуры.
Следует заметить, что религия никогда не занимала большого места в жизни римлян. Властители сами устанавливали предмет поклонения, божество. В культах и обрядах римской религии ни в эпоху царей и республики, ни в эпоху императоров не было оправдания существующего порядка, власти одних над другими, рабства и прочего. «Рабы повиновались господам не потому, что так предписали боги, а потому, что господа обладали правом принуждения, действовавшим до тех пор, пока раб не избавлялся от власти господина, получив вольную или сбежав.» Там же. С. 141
Религия завоеванных народов- греков, египтян, персов- воспринималась терпимо: греческие культы считались созвучными римским представлениям, а функции богов- аналогичными. Римские божества не были персонифицированы, а греческие являли собой совершенство в человеческом облике. Поэтому, с одной стороны, римская религия впитала в себя греческие религиозные представления, а с другой- придала греческим богам римские достоинства. В результате появилось новое качество: религия, одухотворенная греческой эмоциональностью и в то же время соблюдающая римскую строгость.
Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. Но если в период республики свобода была доступна каждому человеку, при условии, что он следовал принятым нормам, то в последние годы республики и империи даже и следование нормам не гарантировало свободы. Поэтому Сенека ( ок 4 до н.э.- 65 г. до н.э.) создает этику, согласно которой человек может добиться совершенства, поняв, что философия, размышления о бренности всего земного, о круговороте жизни и боге, как сущности мира,- лекарство для души. Он превозносит умеренность в потребностях, воздержанность в чувствах, нравственное равенство людей. Вся жизнь человека, по мысли Сенеки, - подготовка к смерти, в процессе которой человек закаляет себя в схватке с судьбой, приносящей ему испытания. Торжество в борьбе с судьбой- и есть подлинная свобода человека. Поэтому испытания, бедствия, неудачи необходимы для обретения истинной свободы. Спиркин А.Г. Философия.: Учебник.- М.: Гардарика, 1998. С. 75 Эти же идеи развивал и бывший раб Эпиктет (ок 50-ок.130), видевший в свободе от страстей совершенство человека.
Поиски идеала и интерес к божественному впервые прозвучали в трудах Плотина (Ш век). Бога, о котором говорит Плотин, нельзя понять умом или ощущением, с ним можно слиться только в добродетели, самоуглублении, в уходе от земной суеты. В трудах Плотина, впервые для Рима, прозвучала мысль о воздаянии человеку зав добро и зло.
Таким образом, римские философы склонились постепенно к тому, что а) существует высший всемогущий бог, бестелесный и вечный; б) признается бессмертие души и посмертное воздаяние за земные дела; в) все телесное воспринимается как носитель зла, вырастающего из желаний, пороков и страстей, с телесным тесно связано земное, небесное же и духовное преобладают и являются носителями божественного; г) цель жизни представляется как избавление от телесного и его влияния на бессмертную душу. Главным для философии Рима I-II веков была ориентация на человека, его поиски в сфере духа, самосовершенствование во имя спасения души, а это уже прямо перекликается с христианством. Римская философия вырабатывает и новые ценности: поиск образца, за которым можно было следовать.
Что касается римской культуры, то она ориентировалась в основном на городское и в то же время военизированное общество, поэтому римляне строили не только гробницы, жилые дома, водосточные канавы, водопроводы, но и мосты, дороги, крепостные стены. Мастерство строителей было высоким: Апиева дорога ( 312 до н.э.) сохранилась до сих пор, она покрыта составом, напоминающим современный бетон. В это же время был сооружен из туфа подземный водопровод.
Римская архитектура отличается строгим силуэтом, римлян интересовал более контур здания, чем его декор, в этом заключается особенность римских сооружений по сравнению с греческими или этрусскими.
Первые литературные произведения были, как и многое в Риме, связаны с практической деятельностью людей: это устная поэзия, песни жрецов, сопровождавших разные обряды, рабочие, песни пастухов, гребцов. Были песни колыбельные, похоронные, свадебные или застольные, в которых могли воспевать «славу предков». На этом празднике «… смех, брань и сквернословие рассматривались как помощь жизнетворящим силам природы, а также… как средство от злых демонов, «завидующих человеческому счастью». Тронский И.М. История античной литературы.- М.: Высш. школа, 1983. С. 269
Долгое время поэзия была безымянной. Первым автором с именем считается государственный деятель Аппий Клавдий Слепой, при котором были построены первая значительная дорога и водопровод, но чаще всего первым римским поэтом называют Ливия Андроника, раба из Греции, вольноотпущенника, который перевел « Одиссею» Гомера на латинский язык и переложил его так называемым сатурнийским стихом, т.е. стихотворным размером, присущим древним стихам, связанным с культом бога Сатурна.
В Ш- II вв. до н.э. большую роль в Риме занимает театр, сюжеты пьес которого заимствованы у греков, но действующие лица имеют римское происхождение.
На времена Августа приходится расцвет римской поэзии, но она была доступна лишь избранным, являясь формой элитарной деятельности.
Другое имя римской поэзии- Гораций. Его перу принадлежит знаменитое стихотворение «Памятник», вольный перевод которого был сделан А.С. Пушкиным.
Вообще римская культура немыслима без имен таких поэтов как Вергилий (поэма «Эненда»), Плавт (комедии), Овидий (поэма «Метаморфозы»). Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие .-2-е изд., перераб. и доп.-Ростов /Д: Феникс, 2001. С. 173
Спорным остается вопрос о науке этого периода. Главное для всех римских мыслителей - практическая деятельность человека. Этому посвящены трактаты и даже поэтические произведения. Наиболее известна поэма Тита Лукреция Кара ( 96-55 до н.э.) « О природе вещей». Это философское произведение, в котором он близок к материалистическим взглядам на мир, когда пытается объяснить происхождение природных явлений.
Лукреций говорит, что все многообразие мира возникает из первичных тел, атомов, но каждое сочетание атомов не вечно, поэтому все земные тела, и сама земля, солнце и небо- лишь единица в бесконечном множестве миров. Ему принадлежит мысль о том, что смерти не нужно бояться, ибо пока есть жизнь, смерти еще нет, а когда наступает смерть, то уже нет жизни, нет нас.
В заключение данной главы следует сказать, что культурное наследие Древнего Рима не погибло, его влияние прослеживается во многих европейских языках, в научной терминологии, архитектуре, литературе.
Многие памятники римской культуры сохранились до наших дней. Римская архитектура, опиравшаяся на греческие каноны, стала основой европейской архитектуры эпохи Возрождения и Нового времени. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли.
Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения: амфитеатры, цирки, стадионы, термы, дворцы. Достижения римской материальной культуры стали основой технического развития Западной Европы в эпоху Средневековья.
И, наконец, именно Древний Рим явился колыбелью христианства- религии, объединившей все европейские народы и в огромной степени повлиявшей на судьбы человечества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении проделанного исследования учебной литературы, на основании поставленной в работе цели и задач, можно сделать следующие выводы:
1. Римская культура смогла дополнить греческую культуру с ее стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.
2. Основные противоречия римской культуры связаны с противоположностью высокого римского идеала человека и его практической деятельности. Римская культура обладает способностью приспосабливать реалии других культур к своей действительности и наоборот- свои культурные реалии распространять на завоеванные народы.
3. Философия древнегреческая и древнего Рима считается античной, которая выделила ряд важнейших проблем, не потерявших своей актуальности.
Античных философов интересовали пять основных проблем:
1) проблема начала всех вещей, бытия, небытия, материи и ее форм (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит и др.);
2) проблема человека, его познания, отношений с другими людьми, сущности человеческой морали, соотношения рационального и иррационального, наличия или отсутствия абсолютной истины (Сократ, софисты, Эпикур, Посийдоний и др.);
3) проблема воли и свободы человека, достижения счастья (Сенека, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.);
4) проблема отношения человека и Бога, божественной воли, создания Богом Космоса (Плотин, Филон Александрийский и др.)
5) проблема синтеза чувственного и сверхчувственного (Платон, Аристотель и их последователи).
4. Значение искусства эллинизма весьма велико потому, что оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока.
5. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы- меру всех вещей.
6.Культура Древнеримской империи была культурой военизированного государства, господствовал культ практицизма, государства, Рима, Закона. Главными добродетелями была политика, война, управление. Афины в период своего расцвета - республика, Рим-империя. В Греции человек-мера всех вещей, в Риме -человек -песчинка.
7. В искусстве Древнего Рима ведущее место принадлежало архитектуре. В отличие от греческих, у которых архитектурные ордера несли конструктивную роль, римские зодчие использовали ионический и коринфский ордера только для украшения здания.
8. В живописи римляне уже в I веке н.э. умели передавать перспективу. Портреты писались красками, растертыми на воске. Ознакомление с этими портретами указывает на сильное влияние египетской культуры на Греко-римскую культуру.
9. Начало римской литературы было положено греками, переведшими на латынь « Одиссею» и другие произведения греческой классики.
10. Фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззрение, сконцентрированное на власти фараона, оставляло простым людям возможность самовыражения, и они, призвав на помощь всю магическую силу искусства, письма и обряда старались увековечить свои мумии, имена, свою покидавшую тело душу и свою жизненную силу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологи). Уч. пособие.-М.: ИВД « Маркетинг», Новосибирск, ООО « Издательство ЮКЭА», 2000.
2.Винкельман И.И. Избранные произведения и письма.М.-Л., 1935
3. Гегель Г.В. Ф. Работы разных лет.-М.: Мысль, 1970.Т.1
4. Кохановский В.П., Жаров Л.В. и др. Философия: конспект лекций. Изд-е 3-е. Ростов н /Д.: «Феникс», 2002.
5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой.- 2-е изд. , изм. и пер.-М.: ЮНИТИ, 2003.
6.Моисеева Н.А., Сороковникова В.И. Философия: Краткий курс.- СПб.: Питер, 2004.
7.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии.- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.
8. Платон. Сочинения. В 3т. М., 1968.
9.Соколов В.А. Культурология. Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
10.Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарика, 1998.
11.Философия: Курс лекций/ Л.З. Немировская. Всерос. с.-х. ин-т заоч. обуч-я. М., 1995.
12.Философия. Юнита 1. Что такое философия? История философии.// Современный Гуманитарный Университет.-Москва, 2003г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | География Урала |
Реферат | Почему доктор Старцев стал Ионычем |
Реферат | Аквариум заболел |
Реферат | Все о Японии |
Реферат | Сходные судьбы двух недарвиновских концепций эволюции: Л.С.Бергa и Р.Гольдшмитa |
Реферат | Молекулярная палеонтология и эволюционные представления о возрасте ископаемых останков |
Реферат | С древних времен до наших дней |
Реферат | Метаболизм как основа жизнедеятельности клетки |
Реферат | Капитал оборотный |
Реферат | Снова о щиповке |
Реферат | Путешествия Миклухо-Маклая |
Реферат | Побудительные предложения в лирике А Ахматовой |
Реферат | Как менять цены себе не в ущерб |
Реферат | Гидромеханика |
Реферат | Ролевой конфликт работающей женщины |