Оглавление
Введение
1. Речь
2. Функционально-смысловые типы речи
3. Норма и ошибка
4. Речевой аппарат
5.Требование к речи
5.1 Качество голоса
5.2 Дикция
5.3 Целесообразность речи
5.4 Логичность речи
5.5 Точность речи
5.6 Уместность речи
5.7 Действенность речи
5.8 Выразительность речи
6. Говорящий и слушающий
7. Ораторское искусство
Заключение
Список используемой литературы
2. Функционально-смысловые типы речи
В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержан6ия выделяют такие функционально - смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» - предметов, последний - с миром понятий, суждений.
Описание - это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.
Цель описания - создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. В логическом плане описать предмет или явление- значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обозначающие качества, свойства предметов.
С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описания положения дел.
Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени (телефон имеет антенну, работает на батарее, микросхемы экономят энергию).
Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательных различных явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом.
Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, показывают развертывание повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении ( его так и называют - повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие.
Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, связанной не с обозначением конкретным предметов, а с отображением мира суждений, которые могут передавать различные логические отношения.
3. Норма и ошибка
Норма - социально одобренное и словарно кодифицированное правило употребление в речи языковой единицы. Несоблюдение конкретных норм, деформирование принятых форм употребления, называется речевой ошибкой. Ошибки могут возникнуть на всех уровнях языка, нарушать любое качество речи, влиять или не влиять на семантику слова и фразы.
Ошибка - один из символов языковой личности, сигнализирующий окружающим о том, каков уровень нашего развития; иногда ошибка (оговорка, опечатка) делает общение просто невозможным и направляет собеседника по заведомо ложному пути.
Речевая ошибка - отступление от норм и правил культуры речи. К таким ошибкам логично отнести контаминацию - смешение языков единиц речи, тавтологию и плеоназм - избыточное употребление и повторение морфем и слов (тавтология может также быть целенаправленной, допустимой и вынужденной); наиболее частым речевым недостатком (не всегда ошибкой) является двусмысленность. Большинство ошибок связано с пересечением языковых единиц разных рядов - от звуков («казанская кубачка» - вместо «кубанская казачка) до слов во фразе; это явление образует разноуровневую ошибку - контаминацию.
Плеоназм - ошибка, которая возникает на словообразовательном, лексическом, морфологическом или синтаксическом уровне языка. Это повторение одинаковых или нагнетание синонимических корней слов ( в том числе разноязычных), слов, грамматических форм. Слово «мемориальный» содержит в себе латинский корень, переводящий как «память»; поэтому «мемориальный памятник» - ошибка, такая же , как «языковая лингвистика» или «мудрец-философ».
Остальные речевые ошибки будут рассматриваться в их противопоставлении конкретным уровням языка или качествам речи.
4.Речевой аппарат
У людей нет специальных «органов речи», как, например, есть органы пищеварения или органы кровообращения. В результате длительной эволюции человека, становление его как социального существа определенные органы, имеющие основную биологическую функцию, стали выполнять еще и функцию речеобразования. Это органы, обеспечивающие такие физиологические процессы, как дыхание, пищеварение и др.
В широком смысле под речевым аппаратом понимают все органы, принимающие участие в процессе речевого дыхания, голосообразование и звукообразования, а также обеспечивающие возникновение речи (центральная нервная система, органы слуха, зрения, органы речи).
В узком смысле речевым аппаратом называют органы, которые непосредственно участвуют в процессе речевого дыхания и голосообразования (дыхательные органы, гортань и надгортанные полости (надставная труба).
Исходя из особенностей строения и функционирования речевого аппарата можно определить и главную цель подготовки органов речи к работе. Это должна быть своеобразная «настройка», активизация основных групп мышц, участвующих в речевом дыхании, резонаторов, обеспечивающих тембр и звучность голоса, наконец, подвижных (активных) органов речи, ответственных за отчетливое произношение звуков (дикцию). Следует постоянно помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует речевой аппарат.
Релаксация речевого аппарата. Для людей, чья профессия связана с длительным говорением, не меньшее значение, чем настройка речевого аппарата и его правильная работа, имеет умение расслабить органы речи, а также восстановить работоспособность речевого аппарата. Отдых и расслабление (релаксация) обеспечиваются специальными упражнениями, выполнять которые рекомендуется в конце занятий по технике речи, а также после продолжительного говорения, при наступлении усталости органов речи.
Релаксация является одним из элементов гигиены речевой деятельности, общее требование которой - это предохранение от переохлаждения и простудных заболеваний. Следует избегать всего, что раздражает слизистую оболочку. Специальные гигиенические требования - следование определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдение основных правил при выполнении упражнений по технике речи, разумное чередование нагрузки и отдыха.
5.Требование к речи
5.1 Качество голоса
Тембр голоса строго индивидуален и практически не поддается изменению. В результате тренировок можно снять некоторые недостатки (хрипоту, гнусавость, пискливость), но в целом тембр голоса составляет ту самую неповторимость, благодаря которой мы различаем голоса людей.
Чем определяется тембр голоса, из чего складываются индивидуальные окраски? Это мелодия речи (высота тона, его вариативность в пределах диапазона), темп, сила, богатство интонаций и индивидуальные особенности артикуляции.
К голосу профессионала предъявляется ряд требований, которые определяются условиями и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности. Во первых, голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей и должен обладать благозвучностью. Во-вторых, говорящему важно изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. В-третьих, он должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его,» отдавать»его, говорить не для себя, а для слушателя; словом, голос должен обладать полетностью. В-четвертых, голос - основное орудие речевого воздействия, поэтому с его помощью нужно суметь внушить определенные требования и добиться их выполнения. В-пятых, говорящему постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.
Исходя из сформулированных требований можно сказать, важнейшими профессиональными качествами голоса являются благозвучность, гибкость, полетность, суггестивность, выносливость.
Благозвучность голоса (чистота и ясность тембра) во многом определяется природными данными. Тем не менее, существует возможность тренировки таких качеств голоса, как темп и высота (тон). Темп речи должен быть естественным, повседневным, но известную гибкость можно развить путем упражнений на замедление и убыстрение речи (скороговорки, потешки).
Высота голоса в некоторой степени варьируется изменением регистра. Выделяют грудной (нижний), средний (смешанный) и головной (верхний) регистры. Регистр у каждого человека индивидуален, но, изменяя положение головы можно изменять и регистр звучания.
Полетность - одно из необходимых качеств голоса, которое обеспечивает нормальную слышимость на определенном расстоянии в аудитории. Полетность зависит от того, насколько правильно оценены особенности акустики данной аудитории, возможность «отдать» звук, обеспечить его посыл. Немалую роль в обеспечении полетности играет и четкость артикуляции. Нечетная работа органов речи не позволяет сформулироваться полноценному, хорошему звуку. Силу звука иногда смешивают с громкостью и за счет ее пытаются достичь требуемой полетности голоса, или варьирование громкости зачастую является единственным проявлением гибкости голоса. Громкостью (повышенной звучностью) голоса следует пользоваться очень осторожно.
Суггестивность - способность голосом воздействовать на слушателя, внушать ему свои эмоции даже безотносительно к содержанию речи. Суггестивность голоса зависит от тембра, а тренируется в процессе отработки выразительной стороны речи, различных интонаций.
Выносливость обеспечивается правильным речевым дыханием, четкостью артикуляции, качеством резонирования и соблюдением ряда определенных требований, важнейшим из которых надо признать гигиену голосовых связок.
5.2 Дикция
Дикция - четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных (произносительных) характеристик звуков.
Дикция, являясь одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для профессионала, поскольку его речь является образцом, по которому слушатели учатся правильно и красиво говорить. Без дикции просто невозможно нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего.
Работа над дикцией заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях, позволяющих выработать хорошую дикцию. Начинать упражнения на дикцию нужно с общей артикуляционной гимнастики, а затем переходить к тренировке отдельных звуков.
5.3 Целесообразность речи
Если ключевым понятием грамматической правильности речи является норма, то целесообразность, предполагающая коммуникативный эффект и достижение в речевом процессе определенных задач и сверхзадач, обращена к понятиям речевых качеств (точность, логичность, краткость, уместность, ясность, действенность, выразительность) и контекстов (лингвистический, паралингвистический, экстралингвистический, ситуационный). В ряде случаев целесообразность - это социальный «пароль», позволяющий войти в определенную среду и утвердиться в ней. Но целесообразность публичной речи невозможна без знания и соблюдения норм; она носит коннотативный (предписывающий) характер, а значит, оратор и в языковом плане является воплощением норм.
5.4 Логичность речи
Логичность речи - ее структурно-смысловое качество, означающее организованность высказывания, всех его частей, в соответствии с законами логики и композиционной оптимальности. Логичность - это умение должным образом организовать последовательность текста, раскрытие проблемы или движение сюжета по схеме; а) введение (в устной речи - вступление) - 1/12 часть общего объема; б) развитие мысли в ходе основного рассуждения - 5/6 текста; в) заключение, сводящее воедино основные итоги или ставящее новую проблему, следующую из решенной. В конце обычно формулируется вывод или призыв, ради которого произносилась речь.
5.5 Точность речи
Точность речи - это максимальное соответствие тому содержанию и той форме, которые были запланированы говорящим и объективно характеризуют предмет и явление. Это умение представить предмет, действие и признак с максимальной полнотой без двусмысленности и возможности двоякого толкования. По традиции точность ставится на важное место среди речевых качеств, ведь возможность говорить точно предполагает высказывание достаточно полное и эквивалентное, а главное для человека - именно возможность оказаться правильно понятым.
Точность речи может быть предметной и понятийной (коммуникативной). Предметная точность обеспечивается тогда, когда говорящий превосходно знает предмет, о котором идет речь, когда его сведения широки многогранны. Точность понятийная - это высочайший уровень владения словом, речью, когда говорящий находит наиболее точное соответствие конкретного предмета привлекаемым словом, когда он для обозначения одного явления может подобрать множество пон6ятий, умеет по-разному рассмотреть его в различных аудиториях и разных ситуациях.
Таким образом, точность речи определяется:
- знанием предмета,
-логикой мышления,
-умением выбирать нужные слова.
5.6 Уместность речи
Уместность речи - сочетание грамматической правильности, целесообразности и точности с требованиями конкретной ситуации. Неуместно высказывание, содержащее в себе элементы чуждых друг другу стилей: халтурная деятельность, вдохновенный борзописец и др.
Уместность - и важнейший этический компонент речевой культуры, определяющий меру действенности, точности и логичности речи применительно к требованиям ситуации. Уместность речи - это оптимальные средства речевого поведения, в том числе во время публичного общения с учениками и слушателями. Среди критериев уместности речи выделяются те, который связаны с речевым этикетом. Речевой этикет - правила речевого поведения, позволяющие общаться, достигать при обоюдном согласии поставленных целей, актуальных для всех участников общения.
Уместность - это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств. В условиях общения в зависимости от конкретной речевой ситуации, характера сообщения, цели высказывания то или иное коммуникативное качество может оцениваться по-разному - положительно или отрицательно. Например, писатель не сумеет создать «местный колорит», передать речевые особенности лиц определенной профессии, строго следуя требованиям чистоты речи, значит, в таком случае положительно будет оцениваться не соблюдение требований чистоты речи, а, наоборот, их нарушение.
Под уместностью речи понимают строгое соответствие ее структуры условиям и задачам общения, содержанию выражаемой информации, избранному жанру и стилю изложения, индивидуальным особенностях автора и адресата.
Уместность - функциональное качество речи, в его основе лежит идея целевой установки высказывания. А.С. Пушкин так сформулировал функциональное понимание уместности речи: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Соблюдение уместности речи предполагает, прежде всего, знание стилистической системы языка, закономерностей употребления языковых средств в том или ином функциональном стиле, что позволяет найти наиболее целесообразный способ выражения мысли, передачи информации.
1.5.7 Действенность речи
Действенность речи - ее коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией. Это формирование общего восприятия, но именно такого, какое планировалось коммуникативным лидером и зависело от умения видеть и направлять реакцию аудитории.
Действенность речи зависит от трех моментов:
- силы убеждения говорящего (оратора, лектора); яркости создаваемых им картин и логики факторов;
- правильности и точности (культуры) его речи;
- ситуативной оптимальности его речи, то есть обращенности именно к тому, что наиболее остро волнует слушателей, и именно в тех словах, в каких хотели бы они об этом услышать и сказать сами.
5.8 Выразительность речи
Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.
Следует иметь ввиду, что в науке нет единого определения понятия «выразительность речи». Ученые считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Поэтому в литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную, стилистическую.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Выразительность речи обеспечивается, прежде всего, ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.
Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.
6. Говорящий и слушающий
Говорящий должен знать аудиторию, чтобы ввести ее туда, куда она стремится (задача); куда она, по твердому убеждению говорящего, должна стремиться (сверхзадача; о ней не сообщается, но и забывать говорящему нельзя). Кем мы представляем себе аудиторию, тем она и будет.
Умейте говорить на языке собеседника, ибо каждый способен понять только собственный язык. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, и надо, поэтому знать, на каком языке предпочитают общаться наши слушатели и собеседники, знать это лучше их самих.
Пытайтесь смотреть на вещи глазами слушателя. Когда стратег хочет выиграть битву, - он воображает себя противником и с его позиций смотрит на варианты будущего сражения.
Оратор, изначально не являющийся единомышленником аудитории, не имеет права на внимание. Воздействовать - значит заинтересоваться человеком, а не пытаться заинтересовать его собой. Чтобы стать другом, - достаточно заинтересоваться другим. А чтобы стать тяжким бременем, - достаточно постоянно рассказывать о себе.
Надо иметь уважать себя и слушателей. За слепцами не идут, у новичков не учатся, заболевший сам едва ли излечит другого. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанников» (В.Даль), а значит, надо обладать тем, к чему призываешь слушателя и ведешь его.
Воздействовать на других способен лишь тот, кто умеет импровизировать и воздействовать на себя.
Обращение к слушателю - это обращение к его достоинствам. Найти и подчеркнуть хорошее в собеседнике - значит найти собеседника. Говорящий старику о его мудрости приобретает друга, говорящий ему о средстве от облысения не найдет в нем и покупателя.
Направляет мнение собеседника тот, кто их знает.
Чтобы понять человека, надо уметь его читать: лицо, жесты, одежда - кладезь информации о слушателе. Читать человека - значит предвосхищать его речевые поступки и направлять реакции, чтобы он захотел услышать именно то, что вот-вот скажет говорящий. Чтобы слушатель испытал сильное чувство за него: черное виднее на белом.
Необходимо знать то, что авторитетно для аудитории, и не предлагать Евангелие мусульманам, а Коран иудеям. Лучшая цитата - удачные слова собеседника или друга; лучший вывод - тот, который дается при опоре на его слова, и для него уже не важно, противоречит он им или нет.
7. Ораторское искусство
Ораторское искусство (красноречие, искусство красноречия) -- искусство публичного выступления, с целью убеждения. Ораторское искусство не следует путать с красноречием в смысле ораторских способностей -- умением говорить красиво, вдохновенно и убедительно, независимо от того, является ли оно врождённым талантом (естественное красноречие) или навыком, приобретённым в процессе обучения (искусственное красноречие). Ораторское искусство и свойства ораторской речи изучает наука риторика.
Проявления естественной ораторской способности часто встречаются в повседневной жизни. Представим ситуацию: один человек идет по дороге, не видя угрожающей ему опасности, а другой, возвышая голос, предупреждает его о ней. Ещё пример. Один человек упал в воду, а другой поднимает крик, чтобы окружающие пришли на помощь. Примеры естественного красноречия можно встретить в деревнях, где люди общаются громко и эмоционально, почти кричат один другому («через улицу») или на рынке, где каждый сообщает что-то о своем товаре. Подобные проявления красноречия не требуют специальной подготовки. Голос в таких случаях возвышается естественно, под воздействием чувств и соответствующих обстоятельств.
Бывают ситуации, когда человеку нужно сказать что-то красиво и убедительно, а нужных эмоций в данный момент нет. Здесь требуются особые навыки управления собой, которые можно приобрести в процессе обучения ораторскому искусству в ораторских школах или на специальных тренингах. Ораторское красноречие, как особый вид искусства, возникло в античной Греции. Ни одна другая древняя культура -- ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индийская -- не уделяют такого пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова. Ораторское искусство учит тому, как сделать обычную речь ораторской. Традиции современной ораторской речи восходят к античной риторике Древней Греции и Рима.
Ораторская речь -- это вид монологической речи, употребляемый в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения[1]. Речь оратора имеет свои особенности построения композиции и стиля, а также особое соотношение языковых и неязыковых средств общения. Можно выделить несколько основных качеств, которые отличают ораторскую речь от других видов речи.
Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер.
Как и всякая другая речь, ораторская речь состоит из нескольких частей. То, как должны соотноситься между собой эти формообразующие части (вступление, изложение, заключение и др.), объясняет наука риторика.
Главное значение для ораторской речи имеет не её форма, хотя и это важно, а то, что оратор вкладывает в свою речь -- её содержание (цель) и внутренняя энергия слова, исходящая от личности оратора. Цель ораторской речи -- не только донести до слушателя информацию, но и получить ответную реакцию в виде заинтересованности (убедить) или каких-либо действий (побудить). Такая речь всегда имеет агитационной характер. Для этого оратор должен быть воодушевлен предметом своей речи и вкладывать в неё то, что он считает нужным и полезным для его слушателей.
Для того, чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важен авторитет говорящего или его особый психологический
Между психикой и голосовым аппаратом человека существует прямая взаимосвязь. Если мысли и чувства, которые желает озвучить оратор, будут слабыми, неясными, робким или неопределёнными, то и речь его будет такая же. Речевой аппарат будет работать неполноценно. Признаками такой неправильной работы являются прерывистое и поверхностное дыхание, монотонный голос, нечёткая артикуляция и ложная интонация. Для того, чтобы привести речевой механизм в полную «боевую готовность» необходимы яркие, живые мысли и готовность оратора ими поделиться. По мнению Поля Сопера, главная задача оратора -- иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это.
Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.
Из всего сказанного ясно, что нельзя стать оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанное, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |