17
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
РЕФЕРАТ
"Орнамент - мудрость тысячелетий"
Студентки I курса
Факультета ИДРиКТ
Коровяко Алевтины.
Преподаватель:
Селезнев А. И
2008 год
Оглавление
1. Мотивы и сюжеты
Русский орнамент до ХII века был почти рабским подражанием византийскому, но с этого времени стали все более и более притекать в него элементы западноевропейские (романские и итальянского Возрождения) и азиатские (персидские, индийские, монгольские и т.п.), которые сливаясь с византийскою основою и с местными народными элементами (славянским и финским), наконец в XVI и XVII веках образовали особый стиль, поражающий своею оригинальностью, разнообразием и красотой (таб. №1). Мастерам древней Руси удавалось создать гармоничные орнаменты из настолько разнообразных, иногда несимметричных и насыщенных мотивов. Возможно, эта гармония достигалась именно благодаря тому, что все черты использовавшихся мотивов других стран смягчались и перерабатывались. Как и в любом другом орнаменте, в него входят геометрический узор и офантазированные формы растительного и животного царств; но эти составные части, как по очертанию, так и по роли, играемой ими в общей композиции, существенно отличаются от тех, какими они являются у других народов. К числу наиболее характерных русских орнаментов принадлежит сплетение лентообразных полос, которые то расширяются, то суживаются, ломаются под разными углами, изгибаются, перепутываются между собой и переходят в подобия листьев и в фигуры грифонов, птиц и других небывалых животных, реже же - в человеческие облики.
Один из полюбившихся древнерусским мастерам мотивов - "звериный" мотив. Как и в византийском искусстве, на Руси, звери, изображенные в орнаментах, были наделены, в основном, положительными качествами. Например, змей-дракон, олицетворяющий молнию, считался покровителем жилья и огня. А, изначально византийская плетенка стала настолько сильно развиваться на Руси что, довольно скоро приобрела самостоятельные художественные черты. Древнерусские мастера также использовали для создания орнаментов пришедшие в Византию и восточные страны античные мотивы. В древнерусском орнаментальном искусстве прижилось переработанное изображение сказочной птицы Сирин и получеловека - полуконя Кентавра. Также можно встретить орнамент из пышных листьев, цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого штамба, узоры трав, пропущенных через корону, гвоздику, опахало, кипарис, гранатовое яблоко. Из всего богатства мотивов орнаментального искусства Древней Руси, все-таки можно выделить самый популярный мотив - растительный. Растительный мотив присутствует в основе всех орнаментов Древней Руси. Самый распространенный из них мотив вьющейся лозы с крупными цветами, заключенными в круги, образованные отростками. Весьма часто орнамент состоит из завитков, образующихся их стеблей вьющегося растения, как бы винограда или хмеля, и заключающих в своей середине нечто вроде цветочной распуколки, грозди, ананаса или шишки хвойного дерева. Иногда, преимущественно в отделке больших пространств, как, например, в иконостасах, орнамент изображается в виде тонкой филигранной работы, украшенной розеттами и бусами. В некоторых случаях орнамент представляется монохромным с добавлением позолоты и серебрения. В раскраске орнамента главную роль играют чистые, яркие цвета (красный, голубой, желтый и зеленый). Намерение Петра I придать своему государству вполне европейский колорит при помощи иностранных художников и посланных за границу для обучения искусствам русских пенсионеров не могло осуществиться, т.к. первые, вследствие незнания чужого языка и надменного отношения ко всему русскому, не достигали почти никакого успеха в обучении русских своему мастерству, а последние (пенсионеры) со смертью Петра очутились за границею в очень печальных условиях. В следовавшие после Петра царствования забота о развитии народных сил в отношении искусства была брошена; все чужеземное пользовалось почетом и кредитом, все русское пренебрегалось и оттеснялось на задний план. Только по учреждении Академии художеств в Санкт-Петербурге русское искусство начало проявлять жизнь, хотя оно имело направление более подражательное, чем национальное. Особенно сильно привился в России стиль известный под названием "стиль ампир", благодаря пристрастию высшего общества ко всему чужеземному, а в особенности к французскому, мало соответствовавшему нашим условиям жизни. В царствование императора Николая I известный в то время зодчий К. Тон изобрел новый тип церковных построек, явившийся подражанием древнерусским соборам с пятиглавым увенчанием; тем не менее, несмотря на несовершенство сооружений профессора Тона, ему должно быть поставлено в заслугу применение древнерусского искусства в родной архитектуре. Эти опыты применения продолжали с большим успехом ученики профессора Тона, обстоятельно изучавшие памятники старины, разбросанные в разных концах Российской империи.
2. Книжный декор
Уже в 12-13 веках в Древней Руси работали мастера, совершенно независимые от иностранных влияний, то есть греческого влияния, с одной стороны, и от влияния итальянских каменщиков, Выписанных князем Андреем Боголюбским для строительства Успенского собора во Владимире (1158-1160) -с другой (таб. №2). Отношения Руси с Греческим миром были прерваны монгольским нашествием, поэтому своей самобытностью древнерусская орнаментика обязана этой искусственной изоляции: индивидуальность её не имеет ни чего общего, ни с византийским стилем, ни с производным от него романским. В представленной на таблице мотивах кельтско-скандинавское воздействие очевидно. Следует отметить определенный способ организации и распределения растительных переплетений и зооморфных элементов, накладывающий особый, подлинно национальный отпечаток на хорошо продуманные орнаменты, представляющие нечто более сложное, чем простые виньетки. Орнаментальные мотивы тесно связаны с логической декоративной структурой (которую можно применять при работе с коваными изделиями). Это заметно и в вязи старославянских надписей.
Древнерусские рукописи создавались с 11 по 18 век, однако самобытный характер книжного декора наблюдался лишь в 12-14 веках. С начала XVII века Россия находилась под воздействием западной стилистики.
Источники, являющиеся предметом палеографического изучения, могут иметь художественные украшения. Среди них первое место занимают книги. Художественный облик рукописной книги слагался из многих компонентов, начиная от графики букв и кончая окладом. Все компоненты, составлявшие древнерусскую книгу, как правило, были подчинены внутренней логике целостности ее оформления и восприятия. Отсюда и обязательная согласованность и взаимоувязка формата листов, расположения текста, длины строк и межстрочных расстояний, высоты, ширины и графики букв как с отдельными элементами художественных украшений, так и с общим художественным стилем, в котором они были выполнены.
Поскольку эволюция художественных стилей оформления рукописей была тесно связана с развитием других палеографических примет, наблюдения над художественными особенностями могут дать дополнительный материал, способствующий решению проблем датировки, места написания источника и его подлинности.
Основными средствами украшения русских рукописей были орнамент, в стиле которого выполнялись заставки, концовки, инициалы, а также вязь, миниатюры, и полевые цветки.
Заставка - это рисунок, который находился над текстом, в начале отдельной главы или страницы. Концовка - рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон, представляющий собой сведение конечного текста в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки.
Инициалом называлась начальная буква, которая открывала абзац, была по размеру больше остальных строчных букв и отличалась от них красивым оформлением.
Полевой цветок - украшение на поле рукописи в виде цветка или узора.
В основе оформления заставок и инициалов, как правило, лежал единый художественный принцип. Впервые последовательную классификацию художественных стилей и периоды их бытования дал В.Н. Щепкин. Эта классификация принята почти всеми учеными, в том числе и южнославянскими.
Древнейшим орнаментом русских рукописей является старовизантийский, или древнерусский (иногда его называют геометрическим). Он держался в рукописях на всем протяжении XI-XII вв. и совпадал по времени с пергаменом и древнейшим уставом. Этот орнамент пришел на Русь с болгарскими книгами в конце Х в., но был видоизменен русскими книжниками в соответствии с национальным вкусом и традициями. Типичные образцы древнерусского (старовизантийского) орнамента, позволяющие наметить его общие черты и особенности, имеются в "Остромировом Евангелии", "Изборнике" Святослава, "Мстиславовом Евангелии" и других книгах.
В основе древнерусского орнамента лежат два мотива: растительный и геометрический. Заставка орнамента очерчена рамой характерной геометрической формы: в виде квадрата, прямоугольника, буквы "П", в виде схемы храма в разрезе. Внутреннюю часть рамы заполняют простейшие геометрические фигуры: прямоугольники, четырехугольники, ромбы, круги, полукружия, в которые врисовываются растительные мотивы: цветы и листья. Непременным мотивом этого орнамента является изображение византийского цветка "крин".
Сочетание геометрических и природных мотивов было характерно и для оформления инициалов, которые четки по форме и легко узнаваемы. Часто на полях за пределами заставки рисовались разные звери и птицы, имеющие реалистические изображения (куропатки, зайцы, львы). В простых рукописях орнамент рисовался одной киноварью, в роскошных он был многоцветным, с использованием золота: золотой фон, обводка или написание букв и цветов "Изолотом" Кроме орнамента, древнейшие рукописи украшались миниатюрами, т.е. иллюстрациями. Простейшими формами миниатюр являются так называемые выходные, на фронтисписе. Согласно еще античной традиции, на выходной миниатюре давалось изображение автора, а иногда и заказчика. Так, в "Остромировом Евангелии" Цперед началом повествования евангелистов Иоанна, Луки, Марка Н) ыли даны их изображения. На одной из миниатюр "Изборника" ^Святослава (1073) изображен сам князь Святослав с женой и сы-"новьями. Великий князь изображен на первом плане в княжеской шапке. Он в платье темно-синего цвета, отороченном красной каймой. Синий плащ князя с золотой каймой застегнут на правом плече яхонтовой застежкой. На ногах князя - сапоги из зеленого сафьяна. Жена Святослава одета в верхнее короткое платье с широкими рукавами и длинное нижнее платье с узкими рукавами. Голову княгини закрывает платок. Шею украшает ожерелье из драгоценных камней. Сыновья князя одеты в меховые шапки и малиновые одежды, отороченные красными каймами и золотыми воротниками.
3. Декоративные мотивы XII-XV века, литургические книги, чеканка по металлу
3.1 Панель с монохромным декором (таб. №3)
В течении нескольких столетий развитие древнерусского декоративного искусства отчасти сдерживалось подражанием западному. Собственно русское искусство, будучи проявлением врожденного таланта народа, вновь обретает место на чеканных блюдах с пышным узором, на кувшинах, пузатых самоварах, увенчанных зооморфным узором, и на матовом серебре клейм с надписями на старославянской вязи. Ценность декоративного национального стиля теперь общепризнанна. Несмотря на свой архитектонический характер, он полностью удовлетворяет работе с драгоценными металлами.
3.2 Чеканка (таб. №4)
Качество изготовления рельефов позволяет судить о высоком художественном уровне и разнообразии технологии русской чеканки в начале X в. Плоскорельефный способ (вокруг узора уплотняется и опускается фон), широко развитый в X и в первой половине XI в., постепенно заменяется басменым тиснением. Тонкий лист металла накладывают на матрицу и покрывают свинцовой пластинкой. Затем ударами молотка по прокладке передавливают изображение с рельефной доски на металл. Многократно штампуя узоры по рельефно-гравированной матрице, можно было довольно быстро сделать большое количество декоративных рельефов, пользовавшихся спросом у посадских и горожан. Мастер большое внимание уделял изготовлению матрицы, так как хорошие оттиски почти не отличались от ручной чеканки. Художественную индивидуальность придавала оттискам последующая проработка чеканом. Считается, что появление тисненых изделий (височные кольца) относится к середине X в.
3.3 Литургические книги
Насколько пестрым и разностильным было первое десятилетие русского книгопечатания, настолько однообразно в декоративном отношении выглядели последующие сто лет.
Почти весь XVII век прошел под знаком старопечатного орнамента. Широкие листья с острыми зубчатыми краями плавно выгибались в заставках и мелко закручивались в инициалах на всем пространстве Московского государства.
Найденный Иваном Федоровым способ украшения книг был возведен почти в канон. Еще в год выхода из печати знаменитого Апостола (1564) одна из его гравюр была повторена в анонимном широкошрифтном Четвероевангелии.
С тех пор пошло "таковое дело твердо и непреткновенно" - из книги в книгу апостольские заставки копировали, его буквицам подражали, хотя исполнение часто бывало заурядным, и за годы орнамент Ивана Федорова растерял немало своей импозантности в изданиях учеников и последователей (рис.1 и 2).
Рис.1. Одно из немногих новшеств коснулось второй краски: в XVII веке московские печатники стали оттискивать крупные инициалы киноварью Гравированные буквицы из изданий Московского печатного двора 1615-1668 годов.
Рис.2. Узорные буквы, заполненные витыми травами, были настолько популярны, что, подражая печатным оттискам, их во множестве исполняли от руки Инициал из лицевой рукописи "Сказание о Мамаевом побоище". Середина XVII века
Гораздо свободнее подходили к украшению книг на западных окраинах Московии (рис.3).
Рис.3. Звериный (тератологический) орнамент украшал русские рукописи в XIII-XIV столетиях, однако на страницах печатной книги XVII века подобные инициалы выглядят весьма необычно Часослов. Вильно, 1617 год
В совершенно неожиданном стиле были выполнены буквицы украинских издателей Гедеона и Федора Балабанов. Ни славянские рукописи, ни славянская печать до тех пор не были знакомы с таким декором. Сюжеты и персонажи гравированных инициалов поместились на заднем плане, за кирилловскими буквами необычного, антиквенного рисунка. Подобные композиции и манера резьбы были распространены в западноевропейских светских изданиях второй половины XVI века, однако трудно представить, чтобы с такими буквицами выходили в свет православные литургические книги (рис.4). Особенно богато был украшен Служебник, изданный в Стрятине в 1604 году: с 68 гравированных досок на его страницах оттиснуто 193 больших инициала.
Рис.4. Если бы не славянские буквы на переднем плане, легко можно было бы заключить, что эти инициалы взяты из европейских изданий XVI века Служебник. Типография Федора Балабана. Стрятино, 1604 год.
4. Резьба по дереву
Резьба по дереву всегда сопутствовала русской деревянной архитектуре и получила наибольшее распространение там, где были соответствующие условия. Развитию резьбы по дереву способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров, богатые традиции. Особенно знаменитыми были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Костромской, Владимирской и некоторых других губерний.
Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры: домовая резьба, резьба орнамент, резные изделия, - и резного декора.
Строительство новых городов и сел, церквей и монастырей, крепостных оборонительных сооружений, развитие судоходства требовало и многих специалистов по обработке дерева. Целые артели плотников, столяров, резчиков ходили из города в город, из деревни в деревню, где своими руками, трудом и талантом создавали удивительные произведения зодчества Руси, украшали жилье и быт резными изделиями, орнаментами. И поныне как сказочные терема стоят в резном узорочье древние храмы, княжеские палаты и простые избы.
Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения - зодчество Руси, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.
Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.
Так, символ солнца в виде солярного знака, по народным поверьям был древним оберегом от злых чар, наговоров и прочего, должен был светить, греть, животворить, побеждать злые силы. А среди изображений животных с древнейших времен особенно почитался конь - один из символов доброго божества - светозарного солнца, олицетворение порывистого ветра, бури. Образ коня часто встречается в легендах - солнце мчится на золотогривых конях. Считалось, что конь отгоняет от жилья злых духов и приносит счастье, поэтому его изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома (отсюда и название "конек крыши"). Фигура коня оказалась настолько популярной в народе, что он как бы "спустился" на землю в виде игрушек, домашней утвари, посуды, отделки мебели и различных украшений.
5. Одежда и украшения
Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.
Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца!
Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.
Список литературы
1. А. Домбровский, "Царь-буква славянских печатных книг".
2. А.Ш. Россини, "Орнамент всех времен".
3. М. Ю. Соколова "Орнаменты всех народов".
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Ценные бумаги как объект гражданского права |
Реферат | Задача коммивояжёра 2 |
Реферат | Задача Y пентамино |
Реферат | Текстовий редактор Microsoft Word |
Реферат | Изготовление визитных карточек |
Реферат | Изучение работы с файлами на языке Delphi |
Реферат | Платежная система "Рапида" |
Реферат | Фьезоланские нимфы (Nimfale Fiesolano) |
Реферат | Системы цветов в компьютерной графике |
Реферат | Информатика. Тестовые задания. Кузнецов Chapter7 |
Реферат | Игра Tetris |
Реферат | Борьба за независимость в Баии |
Реферат | Проблема формування соцiальних стандартiв освiти |
Реферат | Совершенствование судебной системы Республики Беларусь |
Реферат | Интернет-технологии |