2
ПЛАН
1. Введение.
2. Понятие - Культура.
3. Основная и главная роль Культуры.
4. Материальная культура и ее элементы.
5. Духовная культура и ее элементы.
6. Единство духовной и материальной культуры.
7. Заключение.
Величие человека заключается в том, что он -- единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность.
ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
Слово “культура ” происходит из латинского языка (языка древних римлян), от слова cultura, что означало «обработка, уход, возделыва-ние земли, земледелие». Оно также было близким по происхождению и значению к слову «культ» cultus. Оба они указывали на почитание богов, религию. Начиная с I века до н. э. слово «культура» стало обозначать и воспитание человека, развитие его души, образование. Его также стали употреблять по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Греки видели в «культуре» (воспитанности, образованности) свое главное отличие от варваров. Данное значение, главными из которых были «воспитанность, образованность», закрепились за словом «культура» на очень долгое время, и в большей степени стала связываться с признаками личного совершенства. В эпоху поздней Римской Империи (III вв. н. э.) понятие «культура» сблизилось по смыслу со cловом «цивитас» (лат. сivitаs - цивилизация), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живу-щее по справедливым законам, городской образ жизни, противопоставлявшийся деревенской дикости и невежеству. Философы того времени рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного уст-ройства, научного знания, искусства, религии. Таким образом, философское понятие «культу-ра» фиксирует общее отличие человека, его жизне-деятельности, созданного человеком мира искусст-венных вещей и явлений от природных явлений. Культура - это то, что создал человек, природа - то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» дополняют друг друга и определяются через отличие друг от друга. Французский философ Ж. Сартр отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Оригинально расшифровал понятие “культура” Н. К. Рерих. Он разбил его на две части: “культ” - почитание, “ур” - свет, то есть почитание света.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Происхождение понятия «культура» в его совре-менном смысле связано со сферами педагогики (культура как образованность и воспитанность) и философии (культура как искусственный, создан-ный человеком мир, отличающийся от естественно-го мира, природы).
Понятие - Культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях”. Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление - не следствие природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Если говорить о понятии «культура» в русском языке в его разговорной, литературной и публици-стической версиях, то с этим понятием связаны та-кие качества как образованность, воспитанность, нравственность. Словом «культура» часто обозна-чают определенные сферы человеческой деятель-ности - искусство, науку, религию, образование, философию, а также интерес к ним у какого-либо человека. К такому пониманию слова «культура» близки по смыслу характерные словосочетания: «культурный человек» - человек образованный, вос-питанный и вежливый, человек, следующий нормам морали, интересующийся литературой, театром, кино, музы-кой и т. д.; «деятель культуры» - как правило, чело-век искусства, преподаватель, ученый, философ, священник; «культурные учреждения» - театры, филармонии, библиотеки, учебные заведения и т. п.; «культурные мероприятия» - концерты, спектакли, лекции, киносеансы и др. Помимо разговорной речи и литературно-публи-цистического употребления, слово «культура» ши-роко используется и как научный термин. В основ-ном, этот термин применяется в гу-манитарных науках, таких как философия, история, филоло-гия. Конечно, в некоторых ситуациях и приме-нительно к физике, астрономии или математике. Можно говорить, например, о «высокой культуре на-учного исследования», «культуре эксперимента», понимая под «культурой» высокую степень совер-шенства исследования, эксперимента. В агрономии, «культурой» называется сорт растения, выращивае-мого человеком, употребляются сочетания «культур-ные растения», «зерновые культуры». Это объясня-ется первоначальным латинским значением слова «cultura» - «земледелие», «обработка земли». Соответственно в различных науках термин «культура» имеет и разные значения, например:
В этнографии, науке, занимающейся сравнительным изучением культур различных народностей. Культура какого-либо племени - это система характерных для него обычаев, норм поведения, способов коммуникации (язык, жесты, мимика), отношений родства, обще-ственных связей, трудовых навыков, религиозных представлений и обрядов.
В социологии, науке об обществе, по-нятие «культура» используется в разных значениях, в зависимости от сферы или направления исследова-ний, принадлежности социолога к той или иной на-учной школе. Как правило, для социолога «культу-ра» - это определенные общественные структуры, выполняющие определенные социальные функции (система образования и воспитания, научные инсти-туты, организации деятелей искусства и т. д.). Под «культурой» могут пониматься общественно значи-мые виды деятельности, такие как наука, искусство, религия, образование, иногда и спорт. В некоторых случаях «культура» означает нормы и идеи, кото-рые помогают управлять обществом и смягчать кон-фликты между социальными группами, чьи интере-сы вступают в противоречие друг с другом. К таким нормам и идеям относятся религиозные заповеди и моральные предписания (почитать старших, не убивать, не красть и т. п.), правовые (юридические) нормы, обычаи, традиции, особенности мировоззрения данного общества.
В археологии, науке, исследующей остатки жизнедеятельности людей прошлого. Здесь «культура» - это вся совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к какому-то определенному историческому периоду, приписывае-мых какому-либо виду людей (неандертальцам, кроманьонцам) или племени. Она включает в себя останки людей, кости животных, остатки орудий труда, посуды и другой утвари, жилищ и иных со-оружений, украшения и произведения искусства и прочее. Все остатки жизнедеятельности человека образуют то, что археологи называют «культурным слоем».
В искусствоведении существуют различные тенденции в истолковании понятия «культура». Некоторые искусствоведы склонны отождествлять культуру и искусство, понимать под «культурой» прежде всего искусство во всем его многообразии. С другой стороны, «культура» в ис-кусствоведческих исследованиях часто образует не-кую среду, окружающую какое-либо явление искус-ства, направление в искусстве, личность писателя, художника, скульптора или композитора. Например, му-зыковед, изучающий творчество Иоганна Себастья-на Баха, работает не только над документами о жиз-ни и творчестве Баха, нотными записями его произ-ведений, чертежами музыкальных инструментов, на которых Бах мог играть, но касается и религиозных, философских и научных идей, повлиявших на Баха, исторических событий его времени и других эле-ментов культуры той эпохи.
В филологии, или лингвистике, есть раздел, называемый «культура речи» («культура языка»). Он изучает нормы устного и письменного литературного языка, например, пра-вильное произношение слов, правильную постанов-ку ударений, правильное словоупотребление, правильную стилистику. Владение этими правилами ставит человека на определенный уровень «языко-вой культуры».
С разными видами деятельности людей, разны-ми сторонами их жизни соотносятся понятия «фи-зическая культура», «политическая культура», «культура социальных отношений», «культура на-учных исследований», «юридическая культура», «моральная культура», «деловая культура» («куль-тура бизнеса»), «культура отдыха» и очень многие другие. В большинстве этих словосочетаний поня-тие «культура» связано с высокой степенью разви-тия, упорядоченностью, продуманностью, совер-шенством данной сферы человеческого бытия. Следует отметить, что в культурологии «физичес-кая культура» понимается не просто как физическая подготовка, а как характерное для данной группы людей отношение к телу и его развитию, оценка роли телесного начала в человеческой жизни, свое-го рода «философия тела».
Таким образом, мы видим, что понятие «культу-ра» в своих различных значениях весьма широко используется как в разговорном и литературном, так и в научном варианте языка. И в ре-зультате образуется великое множество интерпрета-ций понятия «культура».
Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку «культура», не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. О том, насколько важна культура для функционирования человека и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались, словно дикие звери в зоопарке», шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. По этому поводу Американские антропологи дают такое определение культуры: культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все, убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди. Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать «культурным шоком». Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых присущих человеку как представителю того общества, в которое он прибыл. Собственно говоря, - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.
Если культура регулирует поведение людей, можно ли назвать ее репрессивной? Часто культура действительно подавляет побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются.
Основные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном.
Материальная культура - это мир вещей, созданных или преобразованных человеком. К ним относятся новые разновидности растений, новые породы животных, производство, потребление, быт и сам че-ловек в своей материальной, физической сущности. Самые первые шаги культуры на земле связаны с вещами, орудиями, которыми человек воздействовал на окружающий мир. Животные также могут использовать различные природные предметы в процессе добычи пищи, но ни одно из них не создало ничего такого, чего бы не было в природе. Только человек оказался способен на создание но-вых предметов, расширяющих его возможности и способности для удовлетворения своих потребностей.
Этот созидательный процесс имел чрезвычайно важные послед-ствия. С одной стороны, одновременно с созданием, освоением ору-дий труда и приручением природы (огня, животных), постепенно раз-вивалось и сознание человека. Для дальнейшей деятельности ему ока-залось недостаточно одних органов чувств, которые отражают лишь внешние стороны вещей. Действия с вещами требовали понимания их внутренних свойств, отношений между частями предметов, причин и возможных последствий собственных действий и многого другого, без чего невозможно выживание человека в мире. Необходимость же в та-ком понимании постепенно развивает абстрактно-логическую деятель-ность сознания, мышление. Великий немецкий философ Людвиг Фей-ербах (1804-1872) говорил, что животные отражают только непосред-ственно для жизни необходимый свет солнца, человек -- сияние отдаленных звезд; только человеческие глаза знают бескорыстные радо-сти, только человеку знакомы духовные пиршества. Но прийти к ду-ховным пиршествам человек смог лишь тогда, когда начал изменять мир вокруг себя, когда создал орудия труда, а вместе с ними и свою историю, в процессе которой он бесконечно их совершенствовал и со-вершенствовался сам.
С другой стороны, вместе с совершенствованием орудий труда видоизменялись и условия жизни, развивалось познание мира, усложня-лись отношения между людьми, и материальная культура все более и более переплеталась с также развивающейся духовной культурой, со-ставляя системную целостность. Чтобы полнее понять структуру куль-туры, необходимо расчленить эту целостность и рассмотреть отдельно ее основные элементы.
Культура производства - наиболее важный элемент в материаль-ной культуре, поскольку именно она определяет качество жизни, в котором развивается та или иная локальная культура и влияет на него. С какой бы точки зрения мы ни рассматривали формы и способы человеческого существования в мире, следует признать, что только деятельность по добыче и созданию материальных благ является ос-новой нашей жизни. Человек ест, чтобы жить, но ему нужны и дру-гие предметы, без которых жизнь подобна животному существова-нию (жилище, одежда, обувь), а также то, чем это можно создать. Прежде всего, в процессе человеческой деятельности создаются раз-личные орудия труда. Именно они положили начало формированию человека как разумного существа (в отличие от животного) и стали основным условием его дальнейшего развития.
Ранний период существования человечества оставил нам лишь примитивные предметы, связанные с самой главной задачей обще-ства того времени - задачей выживания. По орудиям труда, которы-ми пользовался наш пращур, можно делать выводы о его общем раз-витии, о видах деятельности и, следовательно, умениях и навыках, которыми он владел. Но человек изготовлял и предметы, не связан-ные с трудовой деятельностью, - утварь и украшения, скульптур-ные изображения и рисунки. Все это также требовало для своего со-здания и особых приспособлений, и определенных знаний об исполь-зуемых материалах, и соответствующих умений и навыков. Многие исследователи считают, что ожерелья из природного материала, фи-гурки, рисунки были напрямую связаны все с той же главной зада-чей. Каждый элемент ожерелья означал практическое достижение но-сящего его человека, фигурки людей и животных, рисунки несли в себе магический смысл, все было подчинено одной-единственной цели - добыче средств существования. Можно сказать, что производ-ственная деятельность составляет основу всей культуры мира, во вся-ком случае, она послужила той побуждающей силой, которая вскрыла возможности человека, развила их и утвердила в мире «человека дея-тельного» (homo agens).
Уже на самых ранних этапах материального производства сложи-лись и утвердились три главных его составляющих, ставших опреде-ленными показателями культуры: техническое оснащение (орудия труда, средства труда и производства и пр.), процесс труда и резуль-тат труда.
Степень развития техники и всех ее элементов в обще-стве демонстрирует уровень накопленных им знаний, связан-ных с обеспечением жизненного пространства, удовлетворением потребностей каждого человека, особенностями самих потребностей. Каждое орудие труда - не только опредмеченное знание, но и необходимое условие деятельности людей. Следовательно, оно требует соответствующих умений и навы-ков от тех, кто его применяет. Таким образом, появление новой тех-ники и новых технологий поднимает общество на новую ступень раз-вития. Трудовая деятельность создает двойную связь людей с произ-водством: человек создает орудие труда, а орудие труда создает, изме-няет и до определенной степени совершенствует человека. Однако взаимоотношения человека и орудий труда противоречивы. Каждое новое орудие труда в той или иной мере увеличивает природные возможности человека (расширяет сферу его деятельности, сокращает затраты мускульной энергии, выступает в роли манипу-лятора там, где среда представляет собой опасность для человека, бе-рет на себя рутинную работу), но тем самым и ограничивает прояв-ление его способностей, поскольку все большее количество действий перестает требовать от него полной отдачи собственных сил. Это по-вышает производительность труда, совершенствует отдельные спо-собности и навыки работника, но все остальные человеческие дан-ные притупляет, «отменяет» как ненужные. Вместе с разделением труда человек становится «частичным» человеком, его универсаль-ные возможности не находят применения. Он специализируется, раз-вивая лишь одну или несколько каких-либо своих способностей, а другие его способности могут никогда и не обнаружить себя. С раз-витием машинного производства это противоречие углубляется: человек понадобился производству только как придаток к машине. Работа на конвейере отупляет, поскольку у работника нет ни необхо-димости, ни даже возможности думать над тем, какие действия он производит, все это должно быть доведено до автоматизма. Эти «тре-бования» техники к человеку положили начало процессу отчужде-ния, при котором и техника, и результаты труда начинают противо-стоять человеку как некая внешняя сила. Создание автоматизированного производства усилило процессы от-чуждения и вызвало к жизни множество новых проблем. В центре них - проблема утраты человеком своей индивидуальности. Мера культуры общества и производства во многом связана с тем, удастся ли пре-одолеть процесс отчуждения, вернуть человеку его личностное начало. Ясно одно: чем развитее техника, тем выше некий общий, абстракт-ный уровень умений и навыков, шире набор профессий, необходи-мых обществу, богаче набор товаров и услуг. Считается, что все это должно обеспечить и высокое развитие культуры. Но это не так. Жест-кой зависимости между технической оснащенностью производства и уровнем общей культуры общества все-таки нет. Развитие техники не является условием столь же высокого развития духовной культуры и наоборот. Узкая специализация противоположна универсальности и цельно-сти человека, и культура общества, базирующегося на высокоразви-том производстве, высоких технологиях, заставляет человека «рас-плачиваться» за этот прогресс. Занятые в таком производстве и им же порожденные люди составляют безликую массу, толпу, которой манипулирует массовая культура. Поэтому современные ученые ищут способы разрешения такого рода противоречий, предполагая, что культура общества и собственно производства становится в полной мере культурой лишь при условии компенсации обществом человеку его духовных потерь. Так культура производства разрывает границы своего существования и оказывается взаимосвязанной со всеми сто-ронами общества, его целями, принципами, идеалами и ценностями.
Культура производства начинается с взаимных отношений чело-века и техники, заключающихся в степени овладения человеком техникой. Но между человеком и техникой складывается еще одно противоречие: технику можно совершенствовать бесконечно, человек же не беспределен. По-этому развитие культуры технических отношений требует гуманиза-ции техники. Это значит, что при создании новой техники важно учитывать физические и психические особенности са-мого человека. Разработкой и проектированием орудий труда, техники и технических систем, максимально отвечающих потребностям че-ловека, занимается эргономика.
Процесс труда - центральное звено культуры производства. Он связывает воедино все этапы создания продукции, поэтому в него входят самые различные элементы трудовой деятельности - от уме-ний, навыков, мастерства исполнителей до управленческих проблем. Современный американский специалист по проблемам руководства Стивен Р. Кови считает, что эф-фективность любой деятельности (он называет ее навыком, который вырабатывается человеком в про-цессе деятельности) находится на пересечении знания, умения и же-лания. Можно ска-зать, что те же качества лежат в основе культуры процесса труда. Если же все названные нами элементы процесса труда находятся на разных уровнях развития и совершенства (например: знания выше умений; есть знания и уме-ния, нет желания; есть желание и знания, но нет умений, и так да-лее), невозможно говорить и о культуре производства в целом. Если в сфере техники основная роль принадлежит техническим отношениям, то для процесса труда более существенными являются отношения между техникой и техникой (технологические отношения) и между человеком и человеком (производственные отношения). Вы-сокие технологии предполагают и высокий уровень знаний, практи-ческих и теоретических, и более высокий уровень подготовки спе-циалистов. Так как высокие технологии самым существенным образом затрагивают и экономические, и экологические, и нравственные от-ношения, существующие в обществе, то и подготовка специалистов для такого производства должна предполагать развитие у них не только производственных навыков, но и личностных качеств, свя-занных с ответственностью, умением видеть, формулировать и ре-шать задачи различной степени трудности, обладать творческим по-тенциалом.
Система производства и все отношения, которые в ней складыва-ются, противоречивы. Культура производства во многом зависит от того, как и в какой мере разрешаются в обществе эти противоречия. Так, если уровень технического развития высок, но люди не имеют знаний для работы с этой техникой, то невозможно говорить и о культуре производства. Другой пример: работники обладают необхо-димым уровнем развития, но техника примитивна, следовательно, и в этом случае нельзя говорить о культуре производства. Культура производства в полном смысле этого слова возможна лишь при гар-монии взаимодействия человека и техники. Совершенствование техники должно вызывать к жизни повышение уровня профессио-нальной подготовки людей, а возросший уровень профессионализма является условием дальнейшего совершенствования техники.
Поскольку часть культуры производства связана с отношениями между людьми, большое место в ней уделяется управленческой культу-ре. В древних цивилизациях управление производством предполагало принуждение. В первобытном обществе принуждению как форме отно-шений между людьми не было места: сама жизнь, ее условия ежед-невно и ежечасно принуждали к добыче и созданию материальных благ ради выживания. Современное высокоразвитое производство не может использовать прямое принуждение. Слишком сложными в пользовании стали орудия труда, и профессиональное владение ими оказалось невозможным без внутренней дисциплины, ответственнос-ти, энергии и инициативы работника. С усложнением труда стано-вится все меньше возможностей эффективного прямого контроля и принуждения: «лошадь можно привести на водопой, но пить ее сил-ком не заставишь». Поэтому управленческая деятельность заключает-ся в упорядочении связей в обществе в целом, в производстве как его главной составляющей и все больше заменяет принуждение. Культура управления, с одной стороны, связана с эко-номической, политической и правовой культурой, с другой, вклю-чает в себя производственную этику, мораль, нравственность, зна-ние этикета, умение расставить людей в производственном процессе таким образом, чтобы учесть их индивидуальные особен-ности и производственные потребности. Иначе процесс труда неиз-бежно приходит к кризисным явлениям либо к конфликтам. Все, о чем говорилось выше, относится к особому уровню культуры человека, который называют профессиональной культурой.
Профессиональная культура представляет собой сложное системное единство, в котором соединены практические навыки и умения в об-ласти конкретной деятельности, владение необходимой в данной от-расли производства техникой, специальные теоретические знания, прямо или косвенно связанные с производственной деятельностью, а также моральные нормы и правила, необходимые в системе произ-водства. Профессиональная культура находится на стыке общей куль-туры человека и его специальной подготовки, поэтому в нее входят и те критерии, которые определяют отношения в процессе произ-водства, и требования, существующие в обществе вне производства. Культура производства обнаруживает себя в создании предметов и вещей, обеспечивающих нужды общества. Это значит, что произ-водимые предметы должны быть разнообразны, функциональны, экономичны, обладать высоким качеством выполнения и эстетичес-ким видом. Каждый произведенный предмет, представляя собой опредмеченное знание, демонстрирует конкретный культурный уровень общества, отрасли хозяйства или предприятия. Кроме того, в нем от-ражается технология его исполнения, о многом говорят использо-ванные материалы: все это - показатели культуры данного произ-водства. Конечно, можно производить уникальные предметы при по-мощи устаревшего оборудования, ручного труда, массового приме-нения неквалифицированной рабочей силы, но такое производство становится нерентабельным. Так что экономичность производства, оптимальное соотношение затрат и прибылей в нем тоже являются показателями культуры предприятия. Выпускаемая продукция может влиять на весь образ жизни общества, формирует его вкусы, потребности и спрос. Вещи, созданные на производстве, занимают центральное место в культуре быта.
Культура быта -- это вещественная среда обитания (квартира, дом, производство) и одновременно отношение к ней. Она включает в себя также и организацию этой среды, в которой проявляются эс-тетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества. На протяжении истории вещественный мир «вбирал» в себя все особенности экономического, социального, художественного уровня развития общества. Например, в условиях натурального хозяйства че-ловек сам выполнял все виды труда: он и земледелец, и скотовод, и ткач, и кожевенник, и строитель, поэтому и изготовлял вещи, рас-считанные на долгое использование. «Дом, орудия труда, посуда и даже одежда служили не одному поколению». Все вещи, изготовленные одним человеком, отражали его пред-ставление об их практичном применении, а также особенности худо-жественных взглядов, мироощущение и миропонимание. Чаще всего эти кустарные вещи неповторимы, но не всегда искусны. Когда вещи начали изготавливаться профессионалами - ремесленни-ками, они стали более искусными и декоративно - украшенными, не-которые из них усложнились. Социальное неравенство среди людей в это время определяет неравенство и в оформлении вещественной сфе-ры. Сохранившиеся предметы быта наглядно демонстрируют образ жизни того или иного социального слоя. Каждая культурная эпоха накладывает отпечаток на мир вещей, проявляя в них свои стилевые особенности. Эти особенности касаются не только архитектуры, убранства жилища, мебели, но и одежды, причесок, обуви. Веществен-ная среда «воспроизводит» всю систему культурных норм, эстети-ческих взглядов и всей специфики определенной эпохи. На примере двух рисунков, сравнивая ос-новные элементы быта готики (средние века) и рококо (XVIII век), достаточно беглого взгляда, чтобы увидеть, как соотносятся друг с другом архитектурные принципы, элементы декора, мебель и одеж-да людей каждого периода.
Готический стиль. Стиль рококо.
Возникновение индустриального производства создало мир стан-дартных вещей. В них несколько сгладились различия социального свойства. Однако, бесконечно повторяя схожие формы, фасоны, раз-новидности, они обеднили и обезличили "окружающую среду. Поэтому в самых различных общественных слоях появляется стремление к бо-лее частой смене окружающей обстановки, а затем и к поиску инди-видуального стиля в решении вещественной среды.
Культура быта предполагает функциональность, эстетическую организованность - дизайн (англ. design «замысел, проект, чертеж, рисунок») и экономичность вещественной среды. Деятельность современ-ных дизайнеров посвящена задаче упорядочивания бытовой сферы, ус-транения в ней «предметного хаоса». Вряд ли можно сказать, что количество или стоимость вещей как-либо обус-лавливают культуру помещения, но о том, что они ее демонстри-руют, можно говорить со всей определенностью. По тому, как организован интерьер предприя-тия, можно судить об отношении здесь к сотрудникам или посети-телям, а также об образе жизни и деятельности коллектива. Если перефразировать высказывание К. С. Станиславского (1863-1938) о том, что театр начинается с ве-шалки, то о любом помещении можно сказать, что в нем важно все: от вешалки до хозяйственных комнат. Это же можно отнести и к домашнему интерьеру.
Другой стороной культуры быта является отношение к окру-жающей среде. Например, даже в самых нетребовательных видеофильмах, если хотят показать нега-тивную социальную среду, демонстрируют исписанные стены, нео-прятную, сломанную мебель, грязные, неубранные помещения. В фильме «Репетиция оркестра» великий кинорежиссер Федерико Фел-лини (1920-1993) такой вандализм людей связывает с символичес-кой картиной конца света, полагая, что его главным симптомом яв-ляется утрата культуры в отношении всего, что окружает человека. Однако отношение к вещам может быть и преувеличенным, чрез-мерным, когда вещи воспринимаются как единственная жизненная ценность. В свое время было распространено слово «вещизм», ха-рактеризовавшее людей, которые из всех человеческих ценностей на первое место ставили обладание престижными вещами. На самом деле истинная культура быта относится к вещам так, как они того заслу-живают: как к предметам, украшающим или облегчающим нашу деятельность, или делающим ее более "человечной", вносящим в нее тепло, уют и добрые чувства.
Физическая культура - это культура отношения человека к собственному телу. Она направлена на поддержание физического и духов-ного здоровья и включает в себя способность владеть своим телом. Очевидно, что физическую культуру не стоит связывать только с ус-пехами в том или ином виде спорта. Конечно, спорт может быть залогом здоровья, но не одно здоровье состав-ляет физическую культуру. Исследо-вания специалистов показали, что за-нятие каким-либо одним видом спорта, даже красивым или популяр-ным, развивает человека слишком односторонне, и требует постоянного увеличения нагрузок, а че-ловек при всей универсальности сво-их возможностей все же конечен. Мы знаем, как ценят ред-кие, но насыщенные минуты спор-тивных занятий деловые люди всего мира. Наличие физической культуры предполагает, что главная цель человека - это овладение особенностями своего организма, умение им пользовать-ся, постоянно сохраняя работоспособность и уравновешенность, адек-ватно реагируя на быстро меняющиеся условия жизни и труда. Это дает настоящее единство умственного и физического труда (физическое здоровье, выносливость, умение вла-деть собой, сохранять высокую работоспособность в ум-ственной деятельности независимо от внешних факторов, а умствен-ная деятельность определяет эффективность физического труда). Физическое здоровье не всегда выступает показателем физичес-кой и общей культуры. Миру известны люди, не только не обладав-шие здоровьем Геркулеса, но и просто бывшие инвалидами, кото-рые достигли высоких ступеней совершенства в интеллектуальной и культурной деятельности. Например, президент США Франклин Де-лано Рузвельт был прикован к инвалидному креслу, но тем не ме-нее он мог руководить страной даже в самые трудные для всего мира годы - во время второй мировой войны. Из этого следует, что только умение концентрировать возможности своего организма, полное владение им позволяет людям действовать, а это и составляет сущность физической культу-ры (культура организует физические возможности человека). Такое проявление физической культуры человека и есть торжество не только тела, но и духа, ибо только человек существует в единстве материального и духовного.
Духовная культура представляет со-бой богатую и разнообразную сферу, в которой можно обнаружить все, на-чиная от эмоционального мира отдель-ного человека и кончая гениальными открытиями. Каждая вещь, созданная людьми, включает в себя, их цели, идеи, знания. Другими словами, духов-ная культура, входя в системную це-лостность культуры вообще, сама представляет собой особый мир и осо-бую систему. Духовная культура - это мир идей, связанных с существованием человека в мире. Наличие ду-ховной культуры - специфика человеческого образа жизни. Она про-является не только в деятельности сознания, но и в человеческих взаимоотношениях, в религиозных и научных представлениях о мире, в тех художественных образах, которые запечатлели этот мир во всем его богатстве. Наиболее значимыми видами духовной культуры являются интеллектуальная, нравственная, художественная культура, наука и религия.
Интеллектуальная культура. Для понимания этого явления необходимо различать такие поня-тия, как сознание и интеллект. Сознание представляет собой особый способ отражения мира в виде эмоций, оценок, понятий, суждений, умозаключений, образов, возник-ших на основании ощущений. В нем всегда выделяют два уровня - кон-кретно-чувственный и абстрактно-логический. Сознание - способность человека к целенаправленной деятельнос-ти, выражающейся в формировании целей, поиске способов их дос-тижения, в выработке отношения к действительности и отношений в самой действительности; частью созна-ния является интеллект.
Интеллектуальная культура выступает как культура мышления и речи. Она включает в себя адекватное воспроизведение различных сторон и отношений мира. Животное отражает в окружающем мире только то, что необходи-мо для жизни. Для этого ему вполне достаточно органов чувств. Но человеку приходится отражать значительно больше: то, что нужно для выживания, и то, чем это можно добыть. Кроме того, ему приходит-ся отражать и качественно иначе: ему важно знать свойства, особен-ности того или иного предмета, а для этого уже мало одних органов чувств. Человеку приходится отвлекать от разных вещей и предметов их сходство (а видя сходство, замечать и отличие) и создавать поня-тия. Этот процесс растянулся для человечества на миллионы лет. Появление мышления и речи - процесс одновременный и по своей сути - культурный процесс. Общественный характер отношений ускорил развитие мышления и речи, появились новые способы хране-ния и передачи информации в обществе, новые способы общения, человечество вступило на новый уровень культурного состояния.
Интеллект происходит от лат. «intellectus» познание, понимание, разум, ум, рас-судок, из перевода этого термина, следуют разные уровни своего осуществления, выступая и как понимание, и как разум, и как рассудок, что не одно и то же. Кант определял рассудок как способность образовывать понятия, как более низкий, элементар-ный уровень абстрагирования, а разум - как способность вырабаты-вать идеи. До сих пор наличие рассудка связывают с умением решать простые повседневные задачи, ставить обыденные, вполне понятные цели, а в психологии - с нормальным, адекватным отражением действительности. Разум же стоит ближе к творческой, активной способности мышления, предполагает познание, проникновение в сущность вещей, продуцирование новых идей, поиск неизвестных задач.
Мышление - высшая форма активного отражения мира, где проис-ходит обобщение и познание сущности вещей, связей и отношений между ними, возникают новые идеи, прогнозируются события, выра-батываются цели и осуществляются поиск, формулировка и решение всевозможных задач. Культура мышления предполагает умение сопоставлять друг с дру-гом различные явления действительности, находить сходства и различия между ними, умение анализировать и вскрывать сущность явлений, устанавливать причинно-следственные связи между различными сторонами и отношениями действительности и пред-видеть тенденции их развития. Можно сказать, что культура мышления есть ло-гика, которая организует и упорядочива-ет процесс мышления, вырабатывает ме-тод, дающий возможность производить все перечисленные нами мысленные опе-рации. Культура мышления не сводится к многознанию и даже к процессу позна-ния, хотя без знания невозможна. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (ок. 530-470 до н.э.) говорил: «Многознание не научает премудрости». Знание само по себе представляет лишь фунда-мент, на котором и может развиться культура мышления - мудрость. И в ней главное место будет занимать знание о незнании, так как именно такое знание - залог развития мышления. Знаменитая фраза: «Я знаю, что я ничего не знаю» принадлежит Сократу (ок. 470--399 до н.э.), одному из самых мудрых мыслителей прошлого, понявшему, что, по сравне-нию с неизвестным в мире, известное - лишь малая песчинка.
Только мудрый в своем познании станет исходить главным обра-зом из предмета познания, но менее всего - из своего отношения к нему.
Культура речи - проявление и выражение интеллектуальной культуры человека. Кто ясно мыслит, ясно излагает, именно в этом случае можно обеспечить и успешное взаимопонимание, и взаимодействие людей. Поэтому можно сказать, что в речевой культуре человека проявляются минимум три момента: ос-новные качества его мышления, манера речи и отношение к слуша-телю. Умение говорить просто о сложном - один из видимых признаков речевой культуры - демонстрирует обычно глубину понимания вопроса и богатство словарного запаса. Словарный запас А. С. Пуш-кина составлял более 21 тысячи слов (когда средний словар-ный запас современного образованного человека включает примерно 5--6 тысяч слов). Овладение культурой мышления неизменно ведет к овладению культурой речи, но есть и обратная связь: развитие речевой культуры влияет на мышление, делая его более богатым, позволяя через речь прийти к определению проблем, формулировке идей, к творче-ству в любой сфере деятельности. Культура речи предполагает не только богатый словарный запас, который развивается и совершенствуется в процессе чтения или общения с людьми высокой культуры, но и точность употребления слов в полном соответствии с их значением. Культуре речи свойственна также простота - умение сделать дос-тупным для понимания любые, даже очень сложные положения, пользуясь в процессе мышления не только приемами абстрагирова-ния, но и конкретизации. Настоящая простота речи - признак глу-бокого мышления. Сомерсет Моэм в своей книге пишет: «Меня всегда раз-дражали писатели, которых можно понять только ценою больших усилий. Достаточно обратиться к великим философам, чтобы убедить-ся, что самые тонкие оттенки смысла можно выразить совершенно ясно». Кроме того, речь должна быть выразительной, эмоционально ок-рашенной, включать в себя образные выражения, которыми так бо-гат любой язык, а русский - в особенности. Культурная речь сво-бодна от бранных выражений, всякого рода нецензурщины, арго, сленга, жаргонов и прочего. Так же, как и мышлению, культуре речи должна быть присуща логика, связанная с грамматическим строем речи. В целом культура интеллекта строится на единстве мыслительного и речевого начал, умения понимать и умения объяснять. Культура интеллекта включает в себя и все время расширяющийся запас знаний, не деля их на «нужные» и «не нужные» (это первый признак недалекого ума или просто бескультурья). Человек культуры делит сферу знания лишь на знание и незнание, поскольку даже процесс достижения знаний - уже признак культуры. Генри Форд, прошед-ший свои жизненный путь от чистильщика сапог до создателя целой промышленной отрасли - автомобилестроения, считал, что нельзя себя чувствовать слишком старым или слишком умным для того, чтобы чему-нибудь научиться. «Кто так окоченел, что не в состоя-нии больше меняться, тот уже умер, похоронный обряд в таком слу-чае является лишь простой формальностью».
Уже в древности в своих рассуждениях мыслители связывали интел-лект с моралью. Интеллект включает в себя выработанные обществом и принятые человеком ценности философские, научные, политические, эстетические, религиозные, нравственные и др. Вполне естественно, что эти ценности проявляются не только в речи, но и в поведении, сущность которого наиболее полно воп-лощена в морали.
Многие ученые считают, что в сфере духовной культуры наибо-лее древним образованием является мораль (лат. «moralis» относящий-ся к нраву, характеру, привычкам, от «mos», «mores» обычаи, нравы, поведение). Совместная деятельность людей на заре человеческой истории потре-бовала не только создании орудий труда, но и выработки определен-ных норм взаимоотношений и некоторых запретов, которые дикто-вались необходимостью. Поскольку первые орудия труда являлись одновременно и орудиями убийства, одним из первых запретов (табу) был запрет на убийство соплеменника. Считалось, что за нарушение табу, имеющего священный смысл, могла последовать кара сверхъестественных сил. Усложнение отношений между людьми привело к появлению новых запретов, регулировавших жизнь и деятельность каждого чело-века и общины в целом. Кроме запретов, в процессе жизнедеятельности складываются нормы взаимодействия между людьми, которые закрепляются в обычаях, превращаясь в традиции. С появлением государства часть норм перешла на уровень правовых и закрепилась законодательным путем, другая же часть сохранялась в моральных нормах и правилах поведения в обществе.
Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире лю-дей, является то, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого, человечного в человеке. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каж-дом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств: осо-бенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жиз-ни, господствующей религии, форм организации общества (при де-мократической форме складываются одни нормы поведения, при монархической - другие). Весь способ существования общества, формы отношений между людьми постоянно воспроизводят эти идеалы и принципы как неотъемле-мые, составляющие самую суть общественной жизни. Моральные ус-тановки существуют не только в качестве представлений о полезном или целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов. Моральные нормы - это требова-ния должного, безусловного, лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы морали, в отличие от норм дру-гого рода, не связаны с какими-либо учреждениями или обществен-ными санкциями, а поддерживаются общественным мнением, привычным поведением общества в целом или его определенного слоя и самим человеком. В любом обществе и в любой социальной сфере мораль имеет характерные черты. Во-первых, это выработанные ходом исторического развития представления о добре и зле, долге, совести, справедливос-ти. Они реализуются и поддерживаются общественными оценками, одобрением или порицанием, воплощаются в неписаные нормы и правила, существующие на обыденном уровне. Во-вторых, нравственность - реальные нравы и поступки людей, которые могут, как со-впадать с представлениями о добре и зле, так и отличаться от них. Не напрасно в смутные годы римского общества Цицерон воскли-цал: «O tempora, omores!» ("О времена, о нравы!"). И в этот период существовали представления о добром, должном и иных позитивных основах морали. Но реальные поступки людей, мягко говоря, не со-всем с ними совпадали. В-третьих, этикет - манеры поведения лю-дей. Кроме того, в обществе существует философское осмысление по-ведения человека через категории этики - учения о морали как од-ной из форм общественного сознания, ее сущности, законах ее ис-торического развития и роли в общественной жизни.
Все стороны морали, нравственной культуры реализуются в пове-дении людей, в тех поступках, которые они совершают. И здесь сто-ит отличать воспитание, привычку соблюдать нормы отношений в обществе, этикет и т. п. от нравственной установки человека, свя-занной с самым глубинным смыслом каждой категории. Моральные отношения никогда не были неизменными, раз и на-всегда данными. Они возникали по мере необходимости, вбирали в себя эту необходимость и на протяжении тысячелетий пополнялись все новыми и новыми правилами. Каждое новое поколение, приходя в этот мир, уже застает определенный уровень развития морали. Вся система отношений между людьми приобщает его к этому уровню, прежде всего, передавая существующие в обществе представления о добре и зле, должном и неприемлемом, чести и бесчестье. Эта систе-ма отражена в повседневной жизни и поведении людей. Меняется об-раз жизни - меняются и представления о моральных нормативах и способах их реализации. Система морали очень динамична. Моральные нормы постоянно укрепляются, расшатываются, видоизменяются, от-мирают. В процессе к морали добавились такие понятия, как долг, верность, бла-городство, честь, родились новые присловья: «Не давши слова - крепись, а давши - держись»; «Береги платье снову, а честь - смо-лоду». Одновременно со становлением новых моральных принципов появились и способы имитировать желательные для общества или только одного сословия формы отношений. С развитием морали воз-никает этикет - фр. «etiquette» ярлык, этикетка - совокупность пра-вил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к лю-дям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, формы обращения, одежда, манеры). Как правило, это сложная система детально проработанных правил учтивости с четкой классификацией обхождения с представителями различных классов и сословий, должностными лицами в зависимости от их ранга и положе-ния, а также в различных кругах (дипломатический этикет, придвор-ный этикет). В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к лю-дям. Он часто является узаконенной формой лицемерия в отношени-ях между людьми. Наиболее отвратительным как раз является проти-воречие между хорошими манерами и недоброжелательностью чело-века по отношению к другим людям в обществе. Кант писал - «Труд-нее всего согласовать хитрость, притворство и обман с намерением отстоять правое дело». Так появляется двойствен-ность морали в обществе и культуре.
Одновременно с этим человечество выработало и некоторые уни-версальные принципы должного отношения между людьми как, на-пример, известное с древности «золотое правило» морали: «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы д елали тебе». Это правило так или иначе высказывается древними восточными мудрецами, греческими философами, присутствует во многих религиозных системах. Таким образом, мораль включает в себя основные принципы существования человека среди людей, нормы и правила, в которых эти принципы осуществляются. С развитием и усложнением отношений с появлением социальных групп, ведущих различный образ жизни складывается и сословная мораль. Она проявляет себя как в системе своих императивов (всеобщего обязательного нравственного закона), так и в манере поведения, в этикете. Этикет же выступает как своеобразная одёжка морали. Недаром Вольтер гово-рил: «Этикет - это разум для тех, у кого его нет». В морали выраба-тывается множество различных кодексов, лат. «codex» книга - свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, вбирающих в себя и внутренние моральные установки, и формы их реализации. Появляются сословные кодексы: рыцарские, монашеские, дворянс-кие, офицерские и так далее. Мораль не существует в обществе сама по себе - она взаимосвя-зана с другими культурными феноменами, являясь всепроникающей формой духовной культуры, поскольку без нее любая деятельность человека и общества станет саморазрушительной. Особенно глубоко мораль связана с искусством и религией, столь же древними видами культуры.
По поводу происхождения искусства существует большое количество теорий. Практически все они видят его корни в различных сторонах жизни и деятельности первобытного общества. Одни теоретики выводят искусство из трудовой деятельности, потребности которой вызвали к жизни ритуальные танцы и другие дей-ства, где моделировались, имитировались реальные практические за-нятия людей. До сих пор известны трудовые песни, сопровождаемые движениями, демонстрирующими тот или иной процесс труда. Эти «игрища» могли носить магический характер, предполагающий, что все совершенные людьми движения и действия затем окажут воздействие на конкретный объект и помогут достигнуть желаемого ре-зультата. Есть религиозные теории, в которых утверждается, что искусство возникло по воле богов, и представляет собой ее проявление. Платон объяснял причины художественного творчества тем, что устами певца - аэда - говорят боги, сам же певец в это время находится в со-стоянии экстаза, некоего поэтического безумия, и тогда искусство достигает высоких вершин. Аристотель связывал появление искусства с подражанием природе. Некоторые культурологи и искусствоведы пред-полагают причину возникновения искусства в особом умении худож-ника «предчувствовать», «вчувствоваться» в сущность вещей и передавать ее в своем творчестве. Но все теории без исключения отмечают, что искусство представ-ляет собой особый мир, порожденный человеческим духом, особую сферу человеческой деятельности. И если мораль выступает как все-проникающее явление, без которого невозможна никакая форма че-ловеческой жизни и деятельности, то искусство воссоздает в своих произведениях всю Вселенную человека, те ее стороны, которые же-ланны или нежелательны для него, все формы его поведения. Оно несет в себе огромный мир фантазии и вымысла, с одной стороны, и выступает как Истина, Добро и Красота - с другой. В этих рассуждениях можно заметить, что искусство, как любой культурный феномен, включает в себя особый вид деятельности, направленной и на окружающий человека мир, который художник по-знает, оценивает, преобразует, и на самого человека и его отноше-ния с действительностью. При этом окружающее может выступать в искусстве как источник самого искусства, как отражаемое явление и как то, что находится под воздействием искусства. Именно эта слож-ность и многоплановость искусства позволяет ему быть одновременно явлением, познающим мир в особой форме, и явлением, преобразующим мир, оцениваю-щим его. Искусство влияет на жизнь, так как оно несет в себе силь-ный воспитательный момент, ведь все идеи искусства выражаются в эмоциональной форме. Кроме того, искусство устанавливает «связь времен», предполагает общение во времени и в пространстве между народами, странами и континентами и разными эпохами. Оно может быть игрой, фантазией, вымыслом и при этом осуществлять в себе Функции познания, утверждения нравственных норм, выражения эс-тетического начала.
Искусство, соединяя в себе реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективный взгляд на него человека, становится особой формой знания, способного воссоздать целостную картину мира. Искусство представляет собой творческую деятельность, центральным звеном которой является создание художественного образа. Художественный образ - специфическое явление, присущее исключительно искусству. Ни одна другая человеческая деятельность, репродуктивная или созидательная, не создает такого феномена. Художественный образ - это такое сравнение, сопоставление, со-единение различных сторон реального или вымышленного мира, в результате которого появляется новый предмет, персонаж или новое качество. В книге Ю. Борева «Эстетика» художественный образ сравнивается со сфинксом. В этом создании древнего искусства соединились человек и животное, древний художник увидел «нечто человеческое во льве и нечто львиное в человеке». Художественный образ существует как элемент или часть произведения и как целая художественная система, составляющая сущность искусства. Поэтому в художественном образе всегда присутствуют и объективное (реальный мир, который является лишь толчком для фантазии), и субъективное, отражающее всю полноту индивидуальности автора. Еще одно внутреннее единство обязательно для художественного образа: это единство эмоционального и рационального. Искусство же возможно только в этом сплаве, в котором мера рационального и эмоционального оп-ределяется самим создателем произведения. Только в искусстве мысль должна быть окрашена чувством, а чувство - быть «умным». Иначе страдает сама сущность искусства.
Поэтому, начиная с древнейших времен, самые выдающиеся умы человечества постоянно говорили о том, что без связи с искусством, без его понимания нет не только культурного человека, но и по-настоящему полноценно развитого человека.
Одна из особенностей искусства заключается в том, что при его посредстве каждый из нас прикасается не только к фактам и действиям, которые легли в основание произведения (художественное произведение - это целостность, в которой все ее элементы взаимосвязаны, взаимопроникают и взаимодействуют), но и к внутреннему миру, личности и гению автора, к психологическим особенностям народа, создавшего свое искусство. В повседневной реальной жизни эта сторона обычно скрыта от окружающих, поэтому человек, не понимающий искусства, лишен целой Вселенной и в любом виде деятельности оказывается ограниченным. Искусство вырабатывает эстетический вкус, ибо одно из его функциональных предназначений - быть носителем эстетических идеалов.
И, наконец, искусство побуждает к творчеству, заставляя сопереживать, «участвовать» в творческом процессе если не создания произведения, то, во всяком случае, понимания, проникновения в сущность вещей, и делает это без формул и методик, требующих специальных навыков. С другой стороны, оно предлагает свою систему видения мира, вскрывает связи, не доступные науке, развивая тем самым способность каждого к ассоциативному мышлению, без чего нет никакого творчества.
Как и искусство, религия - одна из древнейших разновидностей культуры и существует в обществе на любом этапе его развития. В религии заложен особый опыт человечества, связанный с видением общей картины мира, с пониманием взаимоотношений природы и человека, космоса и общества. Немецкий социолог и историк Макс Вебер (1864--1920) считал, что основой религии становится поиск смысла многих явлений действительности, в большей мере таких, которые воспринимаются как экстремальные: смерть, страдания, нравственный выбор и др. По его мнению, всем этим сторонам человеческой жизни с древнейших времен придается сверхъестественный смысл. Одновременно появляется и идея спасения людей от бед и несчастий, идея воздаяния за страдания, которая пронизывает по-вседневную жизнь людей, придавая ей смысл и значение. Современные теории религии связывают ее появление с необходимостью понять положение человека в мире, с особой формой отражения мира, в которой он удваивается в виде естественного и сверхъестественного миров. Среди факторов возникновения религии выделяются: - зависимость общества и человека от внешнего мира, наполненного случайностями и непредсказуемостью; -зависимость каждого человека от существующих общественных отношений; - психологические факторы, связанные как с отдельным человеком, так и с обществом в целом (например, страх, тревога за будущее, смена идеалов в обществе, личное страдание или горе). Понимание сущности религии оказывается различным в зависимости от того, дается это определение самой религией или религиоведением. Для любой религии она сама представляет собой откровение, воспринятое каким-либо пророком или праведником непосредственно от самого божества. Так, согласно Библии (Ветхому завету) основные положения религии были переданы Моисею; в исламе считается, что Аллах сообщил свою волю Мухаммеду. Для научного взгляда на религию характерно ее понимание как такой формы сознания, в которой мир удваивается, т. е. признается существование естественного и сверхъестественного, земного и потустороннего.
Однако для любого взгляда на религию важно то, что в ней признаются три взаимосвязанных между собой элемента: культ (основные объекты поклонения), вера (особое эмоциональное мировосприятие) и ритуалы (те действия, которые должен исполнять приверженец данной религии). Культ лат. «cultus» почитание, сложившийся в каждой религии, в той или иной мере определен традиционным для данного народа способом отношений с миром, представлением о его устройстве, поведением, системой ценностей, идеалами и многим другим. Религия складывалась так же, как и другие типы мировоззрения, естественным ходом развития отношений человечества с окружающей действительностью. Мировые религии (буддизм, христианство, ислам, конфуцианство) связаны с происхождением и становлением всего человечества сложными и крепкими связями и в этом смысле имеют много общего. В культе как бы опредмечиваются представления человека о мироздании, о причинах и следствиях любого рода деятельности, о сущности окружающих человека естественных (природных) и искусственных вещей. Русский религиозный философ П. А. Флоренский (1882-1943) считал культ главной стороной религии, относя к нему процесс богослужения. Каждый культ имеет свой предмет поклонения и в этой связи в различных религиях мира складывается политеизм или мо-нотеизм. Политеизм - вера в существование множества богов, свя-занных с различными явлениями окружающей природы или с осо-бенностями человеческой деятельности. Например, египетские веро-вания были политеистичны. Монотеизм - вера в едино-го бога, единобожие. Некоторые религии постепенно или сразу развиваются как монотеистические - иудаизм, христианство, ислам. Существуют религии, в которых практически нет какого-либо конкрет-ного божества, - даосизм, буддизм, конфуцианство. Для них культ связан с определенными мировоззренческими установками. Всякий культ имеет свои средства - «различные культовые пред-меты», символизирующие главные моменты культа. На-пример, в христианстве крест представляет собой сложную знаковую систему: с одной стороны - это орудие казни, с другой - символ смерти и воскресения; верхняя короткая перекладина право-славного креста напоминает о надписи, сделанной над головой каз-ненного («Иисус Назорей, Царь Иудейский»), нижняя диагональная - о том, что один из тех, кого распяли одновременно с Христом, злословил и поэтому отправился прямо в преисподнюю, дру-гой же, жалевший Христа, - к престолу Всевышнего. Вера как способ поклонения представляет собой неоднозначное явление. Вера представляет собой эмоциональное состояние приятия какого-либо положения без доказательств, без логической аргументации или подтверждения на практике. (Невоз-можно логически или иным спо-собом доказать существование Бога, равно как и противополож-ное утверждение). В вере всегда со-держится ожидание желаемого, причем важно и то, насколько значимо это желаемое для человека и общества. Религиозная же вера непременно предполагает возможность общения с сверхъестественными силами, с богами или демонами, возможность существования каких-то свойств, качеств, связей, ко-торые воспринимаются как необходимые, значимые или желаемые, как, например, чудодейственные силы и способности. Каждая религия включает в себя и со-ответствующие обряды - ритуалы, лат. «ritualis» обрядовый, которые предписа-ны для отправления культа. Это действия, совершаемые верующими в процессе реа-лизации своей веры. Например, верующий мусульманин должен пять раз в день становиться на молитву непременно лицом к востоку, предварительно совершив омовение. В каждой из религий непременно есть священные книги, в которых излагаются предания, молитвы, даются предписа-ния, касающиеся жизни верующих. Во многих текстах встречается описание истории верующего народа, как, например, в Вет-хом завете; в них можно найти советы на все случаи жизни, вплоть до способов приготовления пищи или правил гигиены (например, в Торе - священной книге иудаизма). В большинстве священных тек-стов заложены общечеловеческие моральные принципы. Многие из них совпадают, несмотря на различие религий. Так, заповеди, пред-писывающие не убивать, не красть, не лгать, почитать родителей, можно встретить практически в любой религиозной системе. Еще одним элементом каждой религии являются различные орга-низации, упорядочивающие саму религиозную деятельность. К ним относятся монастыри, церкви или другие учреждения, сосредоточи-вающие административную часть религиозных сообществ. Как и любой другой вид культуры, религия - одновременно осо-бый тип мировоззрения и особый вид человеческой деятельности, ко-торый отражает мир и его устройство и вместе с этим оказывает на него существенное воздействие. В теории культуры нередко всю миро-вую культуру подразделяют на определенные типы, связанные с ка-кой-либо конкретной религией. Так, выделяют культуру ислама, христианскую культуру, конфуцианско-даосистский тип ее и так далее. В последнее время появляются новые вероучения, ставящие себе цель - избежать разногласий между различными религиями. Например, бахаизм гласит, что Бог един, различаются лишь представления о нем. Понимание религии, ее принципов и особенностей, зна-ние религиозной литературы, культов, особенностей веры, ритуалов и прочего составляет необходимый багаж современного человека. Это в настоящее время становится предпосылкой его развития, понима-ния сложностей и специфики жизни многих народов мира. С этим по-ложением вплотную связан не только вопрос веротерпимости, но и проблемы национального, политического и нравственного характера.
В отличие от морали, искусства и религии, наука возникла в более позднее время. Для этого понадобился весь предыдущий опыт челове-чества по преобразованию природы, потребовавший обобщений, вы-водов и знания процессов, протекающих в окружающем мире. Еще в древних культурах Востока и в Египте начали формировать-ся научные знания, появились сведения по астрономии, геометрии и медицине. Но чаще всего появление науки датируют VI веком до н. э., когда Греция пришла к такому уровню развития, при котором умственный и физический труд стали сферами деятельности разных со-циальных слоев. В этой связи у той части общества, которая занима-лась умственным трудом, появилась возможность для регулярных за-нятий. Кроме того, мифологическое мировоззрение уже не удовлет-воряло познавательную активность общества. Наука, как и другие формы духовной культуры, имеет двойственную природу: она представляет собой деятельность, связанную с получением знаний о мире, и одновременно всю совокупность этих знаний, результат познания. Наука с самого своего основания систематизировала, описывала, отыскивала причинно-следственные связи явлений, ставших предметом ее внимания. Таким предметом для нее был весь окружающий мир, его устройство, происходящие в нем процессы. Для науки характерны поиск закономерностей различных яв-лений действительности и выражение их в логической форме. Если для искусства формой выражения и отражения мира является художе-ственный образ, то для науки - логический закон, отражающий объективные стороны и процессы природы, общества и др. Наука - сфера теоретического знания, хотя она выросла из практической необходимости и продолжает быть связана с произ-водственной деятельностью людей. В целом ей, при наличии конк-ретных наук, свойственно устремление к обобщению и формализа-ции знания. В отличие от других видов духовной культуры наука требует специальной подготовленности, профессионализма от тех, кто ею зани-мается. Она не обладает свойством всеобщности. Если мораль, религия и искусство в различных своих формах тесно связаны практически с каждым человеком, то наука оказывает влияние на общество в целом лишь косвенно, в виде определенного уровня знаний, развития раз-личных отраслей производства, реалий повседневной жизни.
Науке присущ постоянный прирост знания, в ней идут два встречных процесса: дифференциация по различным отраслям и интеграция, появление новых отраслей научного знания «на стыке» различных ее сфер и областей. В процессе своего развития наука выработала различные методы на-учного познания, такие, как наблюдение и эксперимент, моделирование, идеализацию, формализацию и другие. Наука оказывает воздействие на интеллектуальную культуру общества, развивая и углубляя логическое мышление, предлагая специфический путь поиска и построения аргументации, способов и форм постижения истины. В той или иной форме наука накладывает отпечаток на моральные нормы и всю систему нравственности общества, на искусство и даже, в определенной мере, на религию, которой время от времени приходится приводить свои принципы в соответствие с неопровержимыми научными данными. Именно наука демонстрирует, что материальная и духовная сферы культуры находятся в постоянном взаимодействии и представляют собой единый сплав, из которого строится культура того или иного общества в каждую конкретную эпоху. Это об-стоятельство лежит в основе существования смешанных, материаль-но-духовных разновидностей культуры.
Некоторые теоретики выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры и материальную, и духовную.
Экономическая культура содержит знание законов и особенностей конкретного экономического развития общества, в условиях которо-го приходится жить и работать. Уровень экономической культуры об-щества определяется тем, как его члены участвуют в производствен-ной структуре, в процессах обмена деятельностью и распределения, в каком отношении находятся к собственности, какие роли в состо-янии выполнять, действуют ли при этом созидательно или разруши-тельно, как соотносятся между собой различные элементы экономи-ческой структуры.
Политическая культура отражает степень развития различных сторон политической структуры общества: социальных групп, классов, наций, партий, общественных организаций и самой государственно-сти. Она характеризуется формами отношений между элементами по-литической структуры, особенно формой и способом осуществления власти. Политическая культура касается также характера деятельнос-ти каждого ее отдельного элемента в системе государственной целос-тности и далее в межгосударственных отношениях. Известно, что политическая деятельность вплотную связана с экономикой каж-дого общества, поэтому она может способствовать ее развитию или тормозить экономический прогресс. В политической деятельности важно умение видеть и формулиро-вать цели развития общества, участвовать в их осуществлении, опре-делять методы, средства и формы личной и общественной деятель-ности для достижения этих целей.
Правовая культура связана с нормами права, созданными в том или ином обществе. Возникновение права относится к периоду возникновения государственности. Существовали своды правил - варварские правды, но они включали в себя только систему наказаний за нарушения обычаев племени или позже права собственности. Эти «правды» еще не были в полном смысле слова законами, хотя, уже выполняли одну из функций права: регулировали отношения между отдельным человеком и сообществом в целом. Для любого об-щества характерно стремление к определенному упорядочению отно-шений, что выражается в создании норм. На этом основании и воз-никла мораль. Но как только в обществе появились различные виды неравенства, понадобились такие нормы, за которыми стояла бы оп-ределенная сила. Так постепенно возникли правовые нормы. Они впервые были сведены в систему еще вавилонским царем Хаммурапи (1792-1750 до н.э.). Основные статьи законов должны были закрепить склады-вающиеся и сложившиеся имущественные отношения: вопросы, касающиеся наследования, наказания за кражу собственности и другие преступления. Впервые в истории человечества к подданным государ-ства предъявлялись зафиксированные требования, которым должен был следовать каждый. Во многих статьях закона еще звучали отго-лоски варварских «правд»: доказывать свою невиновность должен был сам обвиняемый, эти доказательства зависели от ораторских способ-ностей или кошелька истца, и чем богаче был обвиняемый, тем мень-шее наказание на него налагалось. В культуре других, более поздних Цивилизаций юридические нормы развивались, и для их поддержа-ния вырабатывались особые учреждения. Правовые нормы являются в каждом обществе обязательными для всех. Они выражают волю государства, и в этой связи правовая культура складывается минимум из двух сторон: из того, как государство представляет себе справедливость и осуществляет ее в правовых нор-мах, и из того, как подданные государства относятся к этим нормам и соблюдают их. Мера правовой культуры заключается и в том, насколько нравственной является функционирующая в обществе правовая система, как она рассматривает права человека и до какой степени гуманна. Кроме того, правовая культура включает в себя организацию судеб-ной системы, которая должна в полной мере опираться на принци-пы доказательности, презумпции невиновности и пр. Правовая культура связана не только с явлениями духовной культуры, но и с государством, собственностью, организациями, пред-ставляющими материальную культуру общества.
Экологическая культура несет в себе проблемы взаимоотношения человека и общества с окружающей средой, она рассматривает раз-личные формы влияния на нее производственной деятельности и ре-зультат этого влияния на человека - его здоровье, генофонд, пси-хическое и умственное развитие. Последняя треть XX века с особой остротой поставила вопрос о будущности человечества. Экологическая ситуация в мире, проблемы войны и мира продемонстрировали, к каким последствиям приводит стихийное развитие производства. Экологическая культура предполагает поиск путей по сохранению и восстановлению природной, естественной среды обитания. Среди те-оретиков этой культуры можно назвать А. Швейцера, считавшего лю-бую жизнь высшей ценностью и что ради жизни нужно выработать этические нормы отношения человечества с окружающей средой.
Эстетическая культура пронизывает практически все сферы деятельности. Человек, создавая весь мир вокруг себя и развивая само-го себя, действует не только из соображений пользы, не только в поисках истины, но и «по законам красоты». Они вбирают в себя огромный мир эмоций, оценок, субъективных представлений, а так-же объективных качеств вещей, попытки вычленить и сформулиро-вать принципы красоты. Эта сфера человеческой деятельности специфична для разных эпох, обществ и социальных групп. При всей своей многообразной неустойчивости она является непременным условием существования лю-бого общества, любой эпохи и любого человека, включая в себя ис-торически сложившиеся представления о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, комическом и трагическом. Они вопло-щаются в конкретной деятельности, изучаются в теоретических тру-дах и так же, как и моральные нормы, воплощаются во всей систе-ме поведения, в существующих обычаях и обрядах, в искусстве. В системе эстетической культуры можно выделить эстетическое созна-ние, эстетическое познание и эстетическую деятельность. В эстетическом сознании мы различаем эстетическое чувство, эсте-тический вкус, эстетический идеал. Не вдаваясь в специальный анализ каждого элемента, заметим лишь, что все они вырабатываются в про-цессе общественной практики, выражая отношение к миру, его оцен-ку, представления о гармонии, совершенстве, о высшем уровне пре-красного. Эти представления воплощаются в деятельности, в мире со-здания вещей, во взаимоотношениях людей, в творчестве. Эстетическая деятельность - это воплощение эстетичес-кого сознания и знаний об эстетическом в действительности и в творчестве.
Завершив рассмотрение видов культуры, заметим что и материальная, и духовная культура не существуют независимо друг от друга. Множеством различных связей они проникают друг в друга и взаимодействуют. Эти две стороны и составляют особенность, от-личительные черты любой культуры. Особенно явственно это видно при анализе каждой конкретно-исторической или национальной культуры. Между материальной и духовной культурами существует не толь-ко связь, но и различия. Материальная культура имеет тенденцию фи-зического и морального старения, поскольку совершенствование и развитие техники и производства в целом постоянно вытесняет то, что было создано обществом, находящимся на прежнем уровне зна-ний о мире и технической вооруженности. Духовная культура обладает особой формой долговечности: ее истинные ценности не под-вержены моральному старению и могут различно восприниматься со-временниками, сохраняя свою ценность именно в качестве явлений культуры.
Часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, носит название культурного наследия. Культурное наследие выражают культурные универсалии - нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
И так в заключении делаем выводы:
- культура надприродна, культура искусственна. Человек претворяет и достраивает природу. Преобразуя окружающую его природу, человек одновременно перестраивает и себя самого, и чем шире его деятельность, тем более преобразуется, совершенствуется он сам;
- культура представляет собой системную целостность, каждый элемент которой обладает своей неповторимостью и в то же время вступает со всеми другими элементами в многообразные отношения и связи;
- кроме материальной и духовной культуры существуют сложные виды материально-духовной культуры, включающей в себя особенности этих обеих культур;
- культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. Культура - духовная жизнь общества. Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который отличает их бытие от природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла;
- культура сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал культуры, зависит его настоящее и будущее.
Библиография
- Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Серия «Высший балл». Ростов н/Д: Феникс, 2002.
1. Ерасов Б.С., Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. Аспект Пресс, 1996.
2. Культурология: Курс лекций под ред. А. А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998г.
3. П. С. Гуревич “Человек и культура” учебник Москва Изд. “Дрофа” 1998г.
4. “Культурология" под ред. А. Н. Марковой Москва 1998г.
5. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |