Реферат по предмету "История техники"


Фронтовой бомбардировщик С-34

Реферат выполнил студент группы 04-119 Гугалов АлексейКонстантинович
Московский Авиационный Институт (ГТУ)
Москва 2009
ИСТОРИЯСОЗДАНИЯ
Концепцияуниверсального самолёта, объединившего в себе противоречивые требования высокойманевренности и скорости с одной стороны, и большой боевой нагрузки и дальностиполёта с другой, могла быть реализована только на основе применения новейшихдостижений аэродинамики и авиационной технологии, а также на базе разработкиперспективных образцов оборудования и вооружения. К решению этой сложной задачив середине 80-х годов приступил коллектив ОКБ им. П. О. Сухого, незадолго доэтого передавший в серийное производство сверхзвуковой одноместныйистребитель-перехватчик Су-27.
Работыпо созданию двухместного истребителя-бомбардировщика, первоначально получившегообозначение Су-27ИБ (заводской шифр самолета — Т-10Б), возглавил Генеральныйконструктор М.П.Симонов, главным конструктором машины был назначенР.Г.Мартиросов.
Работыпо теме Т-10В велись на базе незавершенного постройкой палубногоучебно-тренировочного самолёта Т-10КМ-2 с расположением сидений инструктора иобучаемого пилота рядом. Разработчикам стало очевидно, что самолет с такойкомпоновкой двухместной кабины имеет значительные резервы для расширенияобласти его применения (в качестве бомбардировщика, разведчика, заправщика,постановщика помех и т д.). ВВС также проявили заинтересованность в двухместномударном самолёте, предназначенном для замены постепенно устаревающегофронтового бомбардировщика Су-24М.
СамолётТ-10В значительно отличался от базового варианта Су-27 (Т-10С). В конструкциювнесли ряд принципиальных изменений:
увеличилимидель носовой части фюзеляжа;
полностьюперекомпоновали кабину экипажа, вход в которую осуществлялся через нишупередней опоры шасси;
применилиновый фонарь;
корневыенаплывы крыла продлили вперёд, на них установили консоли дестабилизатора:
переднююопору шасси перенесли вперёд, изменили схему её уборки и систему створок ниши:
измениликонструкцию воздухозаборников;
снялиподфюзеляжные кили:
увеличиличисло точек подвески вооружения.
Вначале разработки истребитель-бомбардировщик рассматривался как модификациясерийного самолета Су-27 (точнее его двухместного учебно-боевого вариантаСу-27УБ), которая должна была сохранить практически без измененияконструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы, большинство техническихрешений и боевые возможности прототипа в режиме воздух-воздух. Для повышенияэффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение оразмещении экипажа истребителя-бомбардировщика — летчика и штурмана-оператора — рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы тандем.Это позволило избавиться от дублирования некоторых приборов и органовуправления, облегчить взаимодействие членов экипажа и обеспечить им приемлемыеэргономические и санитарные нормы, возможность для отдыха и питания в ходемногочасового полета.
Дляобеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправкитопливом в воздухе. (Аналогичная система с выпускаемойштангой-топливоприемником применяется и на других модификациях Су-27 — самолетах Су-27К, Су-27М и Су-30.) Все эти мероприятия повлекли за собойперекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Тогда же была произведенадоработка одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытныйэкземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10Б-1. Эта машина, получившая бортовойномер 42, представляет собой серийную спарку, у которой штатная головная частьфюзеляжа заменена на новую с двухместной кабиной с расположением мест экипажарядом и входом через нишу передней опоры шасси, новыми наплывами крыла, с ПГО идругими изменениями согласно проекту истребителя-бомбардировщика. В остальномТ-10Б-1 практически полностью повторял учебно-боевой истребитель.
Некоторыепрототипы имели отличительные конструктивные особенности. На первой, второй,шестой и седьмой машинах передняя стойка шасси имела одно колесо размером680x260 мм. Вертикальное оперение этих самолётов не отличалось от оперениясерийных Су-27 (прототипы «701», «702», «706» и «707» были построены путёмдоработки серийных машин). Остальные опытные самолёты («703», «704». «705»,«708», «709»" и «710») имели по два колеса размером 620x180 мм на переднейстойке и увеличенные кили с прямыми радиопрозрачными законцовками. Кессоныувеличенных по площади, высоте и толщине килей, выполненных из углепластика,использовали в качестве топливных баков. Эти машины оснастили новыми консолямикрыла, которые отличались увеличенными по размаху баками отсеками
Первыйвылет опытной машины Т-10Б-1 состоялся 13 апреля 1990 года на аэродроме ЛИИ им.М.М.Громова. Самолет пилотировал заслуженный летчик-испытатель А.А.Иванов. Входе последующих полетов производились всесторонние испытания с целью выявленияособенностей самолета с новой НЧФ, отработка дозаправки топливом в воздухе идругие исследования. одготовка к серийному производству новогоистребителя-бомбардировщика была развернута на НАПОВ.П.Чкалова. Это предприятиеимело давние тесные связи с ОКБ Сухого: известное ранее как завод 153 иНовосибирский авиационный завод (НАЗ), оно с конца 50-х годов осуществлялосерийный выпуск самолетов этого конструкторского коллектива — истребителей-перехватчиков СУ-9, Су-11 и Су-15, а с 1972 года до последнеговремени — фронтового бомбардировщика СУ-24 и его модификаций.
18декабря 1993 года состоялся первый полет предсерийного варианта Су-27ИБполучившего название Су-34 (синий бортовой номер «43»). По сути, этобыл второй опытный самолет, но уже в серийной конфигурации (машина имелазаводской шифр Т-10В-2). Истребитель-бомбардировщик предназначался дляпоражения точечных сильнозащищенных целей в любых погодных условиях, днем иночью, а также для круглосуточного поиска, обнаружения классификации иуничтожения надводных и подводных целей в любых метеоусловиях при наличииактивного радиоэлектронного противодействия Выполнение боевой задачиобеспечивалось установкой на борту совершенного радиоэлектронного оборудования,включавшего многофункциональную РЛС с повышенной разрешающей способностью,обладавшей возможностью «видеть» даже малоразмерные наземные цели иобеспечивать их поражение с высокой точностью.
Работыпо освоению серийного выпуска Су-34 велись под непосредственным руководствомглавного конструктора Новосибирского филиала АООТ ОКБ Сухого О.П.Соболева идиректора НАЗ А.П.Бобрышева. Постройка первого самолета серийным заводом (посути, он являлся вторым опытным образцом истребителя-бомбардировщика Су-27ИБ иполучил поэтому шифр Т-10Б-2 и бортовой номер 43) была завершена в конце осени1993 года, и 18 декабря летчики-испытатели И.В.Вотинцев и Е.Г.Ревунов поднялиего в первый полет. Новую машину сопровождал в первом вылете бомбардировщикСу-24, управляемый экипажем в составе летчиков-испытателей Е.Н.Рудакаса иА.И.Гайворонского.
Событиеосвещалось по телевидению, а 6 января 1994 года в газете «Известия»появилась первая статья, рассказывающая о новом самолете, представленном какфронтовой бомбардировщик Су-34. Однако мир узнал о новом советском самолетенесколько ранее. Летом 1990 г опытный Су-27ИБ (Т-10В-1) был ненадолгоперебазирован на аэродром Новофедоровка (вблизи г. Саки), где располагалсяиспытательный центр авиации ВМФ СССР Странное на первый взгляд решениеобъяснялось достаточно просто Находящийся в это время на отдыхе в КрымуПрезидент Советского Союза М С Горбачев знакомился с новой техникой принимавшейучастие в учениях Черноморского Флота Посетил он и тяжелый авианесущий крейсер«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который вышел на заводскиеходовые испытания после очередной достройки Руководство ОКБ им Сухого решиловместе с палубными самолетами продемонстрировать Президенту и новейшийфронтовой истребитель-бомбардировщик Летчики-испытатели мастерски выполнили наСу-27ИБ имитацию захода на посадку над палубой крейсера Находившийся на кораблекорреспондент агентства ИТАР-ТАСС А Кремко сфотографировал подлетающий к палубесамолет, после чего снимок был распространен по многочисленным каналамагентства Подпись под фотоснимком была довольно забавной «Посадка напалубу ТАКР „Тбилиси“. Так появился первый официальный снимокСу-27ИБ.Весной 1995 года было принято решение показать Су-34 на традиционноммеждународном авиасалоне в Ле Бурже (Франция). Для демонстрации был выбран первыйсерийный самолет Т-10Б-5, впервые взлетевший в декабре 1994 г. и получивший после окраски в апреле 1995 г. бортовой номер 45.
Вначале мая самолет перелетел на аэродром ЛИИ в Жуковском, где была проведенаподготовка к зарубежной презентации. В Париже Су-34 выставлялся под названиемSu-32FN, то есть Fighter Navy — морской истребитель. Это было уже третье имяфактически одного и того же самолета, не считая внутризаводских обозначений ОКБи серийного завода (военный заказчик по-прежнему предпочитает первоначальноеназвание Су-27ИБ, фирма-разработчик представляет самолет в средствах массовойинформации как Су-34, за рубежом — как Су-32, а сама использует для него шифрТ-10Б или просто 10Б), что привело к немалой путанице у специалистов илюбителей авиации.
Особенности
Основноебоевое применение данного самолета — многоцелевой истребитель большого радиусадействия
Кодовоеобозначение НАТО — Fullback (Защитник).
Благодаряприменению интегральной компоновки и новейших материалов в конструкции (в томчисле композиционных, титана и т д ), а также отказу от таких»лишних" агрегатов как механизм поворота крыла, эта машина сталаспособна нести увеличенную по сравнению с Су 24 боевую нагрузку приодновременном увеличении дальности полета и сохранении хорошихвзлетно-посадочных качеств.
Идаже сохранив внешнее сходство с Су-27, многоцелевой Су-35 имеет рядсущественных особенностей:
«Штатными»на истребителе стали переднее горизонтальное оперение и система дозаправкитопливом в полете.
Конструкциюшасси машины усилили, что позволило довести максимальную взлетную массу Су-35до 34 т.
Изменилосьвертикальное оперение
Нескольковозросла относительная толщина консолей крыла, благодаря чему удалось увеличитьвнутренний запас топлива.
Ноглавное отличие Су-35 — новая система управления вооружением с мощнойпомехозащищенной радиолокационной станцией, которая имеет увеличенную дальностьобнаружения, может обеспечивать сопровождение и обстрел большего количествацелей одновременно, а также работать в режиме картографирования местности. Дляосуществления кругового обзора воздушного пространства в состав БРЭО самолетадополнительно включили небольшую РЛС заднего обзора, установленную вцентральной хвостовой балке. Модернизации подверглись оптико-электронныйприцельно-навигационный комплекс истребителя, комплексы связи и обороны.Принципиально новым стало информационно-управляющее поле кабины летчика: егооснову составили три многофункциональных телевизионных индикатора с кнопочнымобрамлением и усовершенствованный индикатор на фоне лобового стекла. В составуправляемого вооружения класса «воздух-воздух» вошли новые ракетысредней дальности типа РВВ-АЕ; максимальное число ракет, подвешиваемых насамолет, увеличилось до 12. Для решения боевых задач«воздух-поверхность» Су-35 может оснащаться управляемыми ракетами икорректируемыми бомбами, а также неуправляемым оружием общей массой до 8 т.
Основныеотличия самолета Су-34 от самолета Су-27:
полностьюизменена конструкция головной части фюзеляжа, в которой оборудована двухместнаякабина экипажа с размещением мест летчика и оператора системы управлениявооружением по схеме «рядом»; вход в кабину осуществляется через люкв нише уборки передней опоры шасси; носовой радиопрозрачный обтекатель РЛС имеетэллиптическую форму с острыми боковыми кромками;
измененыобводы средней и хвостовой частей фюзеляжа, их конструкция усилена иобеспечивает большие внутренние объемы для размещения оборудования и топливныхбаков увеличенной емкости;
увеличеныдиаметр и длина центральной хвостовой балки, в которой размещается РЛС заднегообзора;
измененаформа наплывов крыла, на которых установлены консоли переднего горизонтальногооперения;
усиленаконструкция крыла; под крылом оборудованы две дополнительные точки подвескивооружения;
снятыподбалочные гребни;
измененаконструкция и схема уборки передней опоры шасси, ее стойка оснащаетсяспаренными колесами;
измененаконструкция основных опор шасси, которые выполнены двухколесными с размещениемколес по схеме «тандем»;
введенасистема дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой, установленной слеваперед кабиной экипажа.
воздухозаборникидвигателей выполнены нерегулируемыми;
максимальнаявзлетная масса увеличена примерно до 45000 кг, внутренний запас топлива возрос примерно до 12000 кг, обеспечено применение 3 подвесных топливных баков большойемкости;
примененновый комплекс БРЭО, в состав которого входят многофункциональная БРЛС,оптико-электронная обзорно-прицельная система, радиолокатор заднего обзора,аппаратура навигации, радиосвязи, радиоэлектронного противодействия и другиесистемы. Он обеспечивает решение следующих задач: поиск, обнаружение ираспознавание наземных и надводных объектов с выдачей целеуказания иприцеливанием в простых и сложных метеоусловиях; круглосуточное и всепогодноеобнаружение, опознавание и определение координат самолетов и ракет противника свыдачей целеуказания системе наведения ракет «воздух-воздух» и вкомплекс РЭП; круглосуточное и всепогодное обеспечение совместных групповыхдействий самолетов; противодействие радиоэлектронным средствам управленияоружием систем ПВО, истребителям и ракетам противника; выдачу информации опараметрах полета, работе агрегатов и систем самолета, а также о тактическойобстановке на многофункциональные индикаторы летчика и штурмана-оператора.
всостав управляемого вооружения класса «воздух-воздух» входят 6 ракетР-27РЭ (ТЭ, Р, Т), 8 ракет РВВ-АЕ, 8 ракет Р-73; типовой вариант вооружениясамолета при решении задач «воздух-воздух» вклюсает 6 ракет Р-27Э(или РВВ-АЕ) и 4 ракеты Р-73;
вноменклатуру вооружения включены управляемые средства поражения наземных целей:6 ракет общего назначения Х-29Т, Х-29Л, Х-25МЛ, С-25ЛД или корректируемых бомбКАБ-500Кр и КАБ-500Л, 3 ракеты средней дальности Х-59М или корректируемые бомбыКАБ-1500ТК, 6 противокорабельных ракет Х-31А или Х-35У, 6противорадиолокационных ракет Х-31П и т.п.
дляпоражения наземных целей самолет может также оснащаться неуправляемым вооружениемобщей массой до 8000 кг, размещаемым на 12 точках подвески, часть из которыхоборудуется многопозиционными балочными держателями: 3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л)или 6 ракетами С-25.
Техническоеописание
ПланерСу-34 выполнен по схеме «интегральный продольный триплан» и имеетярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое сфюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42╟.ПГО выполнено цельноповоротным. Стабилизатор — дифференциально отклоняемый. Посравнению с Су-27 практически без изменения сохранена форма консольных частейкрыла и хвостового оперения, однако крыльевые наплывы продлены до имеющейэллипсовидное сечение носовой части фюзеляжа. Носовая часть удлинена дляустановки антенны БРЛС. Носовой обтекатель самолета имеет сплющенную форму сразвитыми боковыми наплывами и заостренными кромками. Внутри обтекателяразмещается РЛС с малоразмерной антенной. Подфюзеляжных гребней не имеет.
Кабинадвухместная, закрытая, герметичная. Выполнена в виде сварной титановой броневойкапсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление — так же бронированное. Кабинаоснащёна системой отопления и кондиционирования воздуха. Рабочие места экипажаразмещены рядом, одно возле другого, «плечом к плечу», чтозначительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Слева находитсялётчик, справа — штурман оператор. Вход осуществляется через носовую нишу шассипо откидному трапу. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ сулучшенной эргономикой. Катапультирование возможно на всех режимах (включаястоянку и руление). Кабина сделана просторной и комфортной. В длительном полётеможно поспать в проходе между креслами, встать за креслами в полный рост.Имеется в наличии санузел и микроволновая печь для горячего питания экипажа.
Крылосамолета состоит из центроплана и отъемных консолей. Угол стреловидности попередней кромке составляет 42 градуса, удлинение – 3,5, сужение – 3,4.Механизация представлена отклоняемыми флаперонами с углом отклонения от +35 до-20 град., выполняющих функции закрылков и элеронов, и двухсекционнымповоротным носком (угол отклонения 30 град.). Выпуск флаперонов и отклонениеноска производятся на взлетно-посадочных режимах и при маневрировании. Вконсолях крыла кессонной схемы оборудованы топливные баки-отсеки. На каждойконсоли имеются узлы установки четырех пилонов, в т.ч. один на торце крыла, дляподвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыла могутустанавливаться контейнеры с аппаратурой радиоэлектронного противодействия.
Горизонтальноеоперение представляет собой дифференциально отклоняемый стабилизатор сэлектродистанционной системой управления. Консоли трапециевидной формы с угломстреловидности по передней кромке 45 град., размахом 9,8 м и площадью 12,2 м. Стабилизатор может отклоняться в пределах от +15 до -20 градусов. Управлениепо крену может происходить путем дифференциального отклонения половингоризонтального оперения с “ножницами” в 10 градусов.
Вертикальноеоперение — двухкилевое, стреловидное (угол стреловидности по передней кромке 40град), площадью 15,4 м. Каждый киль оснащен рулем направления, площадь двухрулей 3,5 м, углы отклонения – 25 град. в каждую сторону. В верхней части килейпод радиопрозрачными обтекателями размещены антенны радиотехнических устройств.
Переднеегоризонтальное оперение установлено в торце наплыва крыла и состоит из двухцельноповоротных консолей (размах 6,4 м, площадь около 3 м) с углом стреловидности по передней кромке консолей 53,5 градусов.
Шасси:На самолете применено новое тележечное шасси с тандемным расположением колес наосновных опорах, обеспечивающее самолету хорошую проходимость по плохоподготовленным аэродромам (а следовательно, и боевую «выживаемость»,в условиях, когда капитальные ВПП будут выведены из строя, как это случилось, кпримеру, в Ираке в 1991 г., и авиацию придётся рассредотачивать на полевыхаэродромах). Передняя стойка шасси полурычажного типа усилена и оснащена двумяколесами. Основные опоры убираются по направлению полета в ниши центроплана сразворотом тележек.
Вхвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектроннымоборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозногопарашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным,«клавишного» типа.
Силоваяустановка и топливная система
Силоваяустановка самолета включает два двухконтурных турбореактивных двигателя сфорсажными камерами АЛ-31Ф или их модификации. На серийных самолетах Су-34могут применяться более мощные и экономичные модификации АЛ-31Ф, известные впечати под названиями АЛ-31ФМ и АЛ-35Ф и располагающие тягой, по разным данным,от 12800 до 14000 кгс (соответственно 125.6 и 137.3 кН). Имеется ВСУ.
Топливнаясистема включает: три бака в фюзеляже, один — в центроплане и два — в консоляхкрыла (по другим данным — четыре бака увеличенного объема (три — в фюзеляже ицентроплане и один — в консолях крыла); насосы подкачки и перекачки топлива;топливомерно-расходомерную аппаратуру. Возможна установка сбрасываемыхподвесных топливных баков ёмкостью по 3000 л.
Имеетсясистема дозаправки топливом в полете методом «шланг — конус» (приемтоплива может осуществляться с «танкеров» Ил-78 и Ил-78М, однотипногосамолета Су-34, а также бомбардировщика Су-24М, оснащенных подвесным агрегатомУПАЗ). Убирающаяся топливоприемная штанга размещается в левом фюзеляжномнаплыве в головной части фюзеляжа перед кабиной. Имеется две фары ночнойзаправки.
Бортовоеоборудование и системы
Пилотажно-навигационныйкомплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную сприемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации.Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Системаавтоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, вавтоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебанийсамолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная набомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетныережимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режимприведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная сиспользованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролируетфизическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остатоктоплива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход напосадку.
Самолетоснащен комплексом БРЭО, обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазонеусловий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса — раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономноеоборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся наЦВМ большой мощности «Аргон», а также ряд специально программируемыхпроцессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, котораяполностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальнуюпомощь экипажу самолета при решении боевых задач.
Модульнаяконструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения иоборудования, а также одновременная работа всех информационных систем делаютвозможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказенекоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменятьсостав комплекса за счет введения при необходимости новых информационныхсистем.
Установленнаяна борту самолета многорежимная БРЛС с фазированной антенной решеткой позволяетобнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременноесопровождение «на проходе» несколько воздушных целей. Дальностьобнаружения воздушных целей — 200-250 км.
Бомбардировщикоснащен также БРЛС заднего обзора, которая не только предупреждает экипаж обатаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух — воздух» в задней полусфере.
Возможностисамолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счетиспользования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы, совмещеннойс лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, таки раздельно в зависимости от погодных условий и времени суток.
Центральнаявычислительная управляющая система включает рабочее место штурмана-оператора,центральный компьютер и мультиплексную шину передачи данных. На рабочем местештурмана-оператора установлены два многофункциональных цветных индикатора наЭЛТ с панелью на жидких кристаллах. На дисплеях индицируется обработаннаяинформация: от систем — буквенно-цифровая, от компьютера — в виде символов.
Индикаторыпозволяют микшировать изображения в режиме «большой картинки», когдана одном экране выдается одновременная информация от различных систем.
Бортоваяцифровая ЭВМ использует системамы «искусственного интеллекта» и«искусственной безопасности».
Система,выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматическиконтролировала физическое состояние и действия лётчиков, работу бортовых системи остаток топлива, обеспечивала автоматическое возвращение на аэродром и заходна посадку.
Дляморского варианта самолета (его экспортная модификация известна как Су-32ФН)применен комплекс радиоэлектронного оборудования, модернизированный для решениядополнительных задач и обеспечивающий ведение разведки, наблюдение заповерхностью моря, поиск подводных лодок, обнаружение мин и борьбу с надводнымикораблями противника.
Приборьбе с подводными лодками (ПЛ) комплекс БРЭО может осуществлять поиск целейпри получении предварительного целеуказания от других средств, в том числекосмических. Все поисково-прицельные операции реализуются в автоматическомрежиме. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывностьвыполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяетреализовать несколько вариантов ее решения.
Основнымисредствами обнаружения ПЛ на борту самолета Су-32ФН являются БРЛС в комплексе срадиогидроакустическими буями (РГАБ), а также датчик магнитных аномалий,размещенный в хвостовой балке. Самолет способен брать на борт до 72 РГАБ, в составкоторых входит несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазонечастот, активные РГАБ и средства взрывного генерирования волн.
Накаждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одногона торце крыла) для подвески вооружения. Вместо крайних пилонов на торцы крыламогут устанавливаться контейнеры с аппаратурой РЭП. В центроплане имеются нишидля уборки основных опор шасси и узлы их крепления. В наплывах крыла размещенорадиоэлектронное оборудование, а в правом наплыве находится установка 30-ммодноствольной скорострельной автоматической пушки. В нем выполнены специальныещели и жалюзи для охлаждения пушки, а для защиты обшивки от раскаленных газовпри стрельбе в районе среза ствола установлен экран из жаропрочной стали.Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов подкачки иперекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры. Возможна установкасбрасываемых ПТБ. На самолете имеется система дозаправки топливом в полете свыпускаемой штангой-топливоприемником в НЧФ перед кабиной и двумя фарами ночнойзаправки. Дозаправка может осуществляться от самолетов-заправщиков Ил-78 иСу-24, оборудованных УПАЗ.
Средствааварийного покидания самолета и снаряжение экипажа. На самолете установленыунифицированные катапультные кресла К-36ДМ, обеспечивающие аварийное покиданиетерпящей бедствие машины во всем диапазоне высот и скоростей полета, включаярежимы движения самолета по аэродрому. Катапультирование осуществляется вверхчерез проемы двух сбрасываемых створок фонаря. В распоряжении каждого членаэкипажа имеется НАЗ с автоматическим радиомаяком, спасательным надувным плотом,продуктовым запасом, лагерным снаряжением, средствами сигнализации имедикаментами. Снаряжение экипажа состоит из высотно-компенсирующих костюмовили высотных морских спасательных комплектов, защитных шлемов и комплектакислородного оборудования.
Специальноебортовое оборудование
Насерийных самолетах Су-34 предполагается установка обзорно-прицельного,пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, аппаратуры бортовогокомплекса обороны, системы объективного контроля и регистрации параметров.
Всоставе обзорно-прицельного оборудования может быть многорежимный радиолокаторпереднего обзора и оптико-электронная прицельная система слазерно-телевизионной аппаратурой и нашлемной системой целеуказания, а такжелокатор заднего обзора. Часть аппаратуры может быть размещена в сменныхподвесных контейнерах. Для отображения информации от системприцельно-навигационного комплекса может использоваться индикатор на лобовомстекле и многофункциональные индикаторы на жидких кристаллах на приборной доскекабины.
Пилотажно-навигационноеоборудование может включать систему воздушных сигналов, систему автоматическогоуправления, инерциальную навигационную систему, доплеровский измерительскорости и углов сноса, систему спутниковой навигации, радиотехнические системыближней и дальней навигации, маркерный приемник, самолетный ответчик, другуюаппаратуру.
Всоставе бортового комплекса обороны могут быть станции радиотехническойразведки и активных помех, аппаратура обнаружения пуска ракет по их тепловомуизлучению, устройства выброса пассивных помех.
Дляуправления бортовым оборудованием может быть установлено 5-7 цифровыхвычислительных машины.
Вооружение
Встроеннаяпушка ГШ-301 (30-мм, 1800 выстрелов в минуту, боекомплект — 180 патронов). На12 узлах внешней подвески (под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла)может размещаться до 8000 кг разнообразного вооружения.
Комплексударного высокоточного вооружения обеспечивает поражение наземных (надводных)целей на дальности до 250 км. В его состав входят тактические крылатые ракетыХ-59М с телевизионным командным наведением (до трех КР), ракеты «воздух — поверхность» типа Х-29, Х-25М и С-25Л (до шести единиц),противокорабельные ракеты четырех типов с дальностью действия 250, 180 и 70 км, противорадиолокационные высокоскоростные ракеты типа Х-31 (до шести), до трех корректируемыхавиационных бомб калибром 1500 кг или до шести калибром 500 кг, до четырех торпед. Под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с 70 радиогидроакустическимибуями.
«Неинтеллектуальное»оружие для поражения наземных целей аналогично вооружению самолета Су-27 ивключает до шести блоков с НАР С-8 (120 ракет) или С-13 (30 НАР), а также дошести ракет С-25, до семи контейнеров малогабаритных грузов КМГУ, до 16ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100.
Ракетноевооружение «воздух — воздух» в целом аналогично вооружению другихсамолетов семейства Су-27. Оно включает до восьми ракет средней дальности сактивным радиолокационным самонаведением РВВ-АЕ, до шести ракет среднейдальности типа Р-27 или УР малой дальности с ТГС Р-73. На концевых частях крыламогут размещаться два контейнера с системой РЭБ. Под крылом и фюзеляжемподвешиваются три ПТБ по 3000 л каждый.Характеристики Су-34 Размах крыльев 14,7 Длина фюзеляжа, м 23,3 Высота, м 6,0 Площадь крыла, кв.м 62,0 Тип двигателя АЛ-31Ф Тяга двигателя на форсаже, кгс 2 х 12500 Масса пустого самолета, кг 22500 Масса нормальная взлетная, кг 42000 Масса перегрузочная взлетная, кг 44360 Максимальная скорость, М 1,8 Практический потолок, м* 15000 Дальность полета, км** 4000 Разбег, м Неизвестно Количество точек подвески вооружения 12
Практическая дальность
с ПТБ 4500 км
Максимальная эксплуатационная
Перегрузка, g 7 Экипаж, чел 2 Вооружение
одна 30-мм пушка ГШ-301 (180 патронов)
Боевая нагрузка — 8000 кг (нормальная — 4000 кг) на 12 узлах подвески:
8 УР класса ⌠воздух-воздух Р-73;
6 УР класса ⌠воздух-воздух Р-27РЭ или Э;
8 УР класса ⌠воздух-воздух Р-77(РВВ-АЕ);
6 УР класса ⌠воздух-поверхность Х-29Т/Л, Х-25МЛ, С-25ЛД
6 УР класса ⌠воздух-РЛС Х-31П либо ⌠воздух-корабль Х-31А;
1 многоцелевая УР Альфа;
3 УР класса ⌠воздух-поверхность Х-59М;
3 корректируемых авиабомбы КАБ-1500Л/ТК;
6 корректируемых авиабомб КАБ-500КР/Л;
3 бомбами калибра 1500 кг, 16 бомбами калибра 500 кг, 36 бомбами калибра 250 кг, 48 бомбами калибра 100 кг, 8 контейнерами КМГУ, 120 ракетами С-8 (в 6 блоках Б-8М1), 30 ракетами С-13 (в 6 блоках Б-13Л) или 6 ракетами С-25. /> /> /> />
*Оценочные данные
**Без боевой нагpyзки и дозапpавки топливом в воздyхе
Схемаподвески вооружений Алексей Михеев
СУ-34на экспорт
ЭксплуатацияСу-34 открывает перспективы его продвижения на экспорт
Началосерийной эксплуатации Су-34 открывает экспортные перспективы его продвижения намировой рынок вооружений. Такое мнение высказал журналистам в четверг вНовосибирске генеральный директор авиационной холдинговой компании Сухой МихаилПогосян.
«Началосерийной эксплуатации Су-34 после закупки их российскими военно-воздушнымисилами существенно облегчает выход этой продукции на внешний рынок», — сказал Погосян.
Поего словам, за три года для ВВС России будут закуплены 18 самолетов Су-34.
Погосянотметил, что «серийное производство Су-34 создает новые условия дляразвития Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) имениВ.Чкалова», где изготавливаются самолеты этого типа.
«Оптимальнаязагрузка НАПО будет обеспечена выпуском 15-20 самолетов Су-34 в год», — сказал он.
«Вцелом это близко к тому, чтобы обеспечить устойчивый рынок и стабильнуюнагрузку предприятия, а также снизить стоимость самолета Су-34», — считаетМихаил Погосян.
Вопросприобретения истребителей Су-35 рассматривался в Южной Корее.
Также о покупке нескольких Су-35 думают Ливия, у которой на вооружении стоитоколо 20 советский Су-24 в целях перевооружения, Бразилия.
Осамолете в прессе
«СУ-34»менее заметен, чем американский «стелс»
«… Тяжелая40-тонная машина резво отрывается от бетонных плит аэродрома Ахтубинск и, кнеудовольствию фотокорреспондентов, тут же исчезает в облаках. Это — «Су-34».
Тотсамый, на который ВВС возлагает особые надежды: в ближайшие годы этотистребитель-бомбардировщик станет основой ударной мощи нашей фронтовой авиации.
Секретневидимости элегантной машины стоимостью миллиард рублей на первый взглядпрост: „сушка“ очень удачно окрашена — голубые и бирюзовые оттенкинеправильных овалов. Но на самом деле этот самолет — трудная цель не только длячеловеческих глаз, но и для радаров. В режиме следования рельефу местности наэкране РЛС он дает отметку, сопоставимую с отметкой от крылатой ракеты. То естьпревращается почти в невидимку, даже менее заметную, чем американский»стелс".
— Истребитель-бомбардировщик «Су-27ИБ» у нас проходит заключительнуюстадию испытаний, — рассказал после приземления пилот Юрий Трегубенков. — Остался ряд испытаний, которые мы должны завершить в течение года-полутора.
Генерал-лейтенантТрегубенков — начальник Государственного летно-испытательного центра имениЧкалова. Бросается в глаза, что свой самолет называет не так, как мы,журналисты. В этом нет противоречия: формально самолета «Су-34» ещепока не существует. На фирме «Сухой» предпочитают использоватьэкспортное название: «Су-32». А испытатели зовут его либо официально «Су-27ИБ»,либо просто «вэшкой». Последнее звучит загадочно, но объясняетсяпросто: поначалу проект назывался «Т-10В», и на испытания машинуприслали под таким шифром. Впрочем, главком ВВС пообещал в ближайшее времяпоставить точку «в разночтениях»: самолет официально станет«Су-34».
«Сушка-вэшка»,строго говоря, не является новейшим истребителем-бомбардировщиком. Но хотя современи первой его демонстрации прошло 15 лет (летом 1990 года опытный«Су-27ИБ» был показан Михаилу Горбачеву и случайно попал в объективкорреспондента ИТАР-ТАСС), он по-прежнему вне конкуренции. И останется таковымеще много лет. Может вести бой с истребителями. Надежен. А его конкуренты — американский «F-15Е» и европейский «Торнадо» — значительноболее уязвимы в отличие от нашей «вэшки», два члена экипажа которойразмещаются в бронированной кабине-капсуле.
Возникаетвопрос: зачем продолжать испытание машины в то время, когда уже начато еесерийное производство?
ВАхтубинске специалисты объясняют: сегодня они проводят испытания не столькомашины — она достаточно совершенна, сколько ее вооружения, навигационныхприборов и компьютерных систем управления. А это процесс почти бесконечный,оружие и электроника постоянно нуждаются в обновлении.
— Строевой летчик будет полностью боеготовым, когда овладеет всеми способами и видамибоевого применения, — объясняет генерал Трегубенков. — «Су-34»приходит на смену нынешним бомбардировщикам «Су-24». И если дляподготовленного летчика нынешнего «Су-24» пилотирование новогоавиакомплекса не составит проблем, то при овладении оружием потребуется новыйуровень теоретических знаний.
… Авчера в Ахтубинске был праздник. Ведущий летчик в испытаниях «Су-34»,он же начальник летно-испытательного центра, Радик Абрарович Бариев вернулся изМосквы, где лично из рук президента получил звезду героя. Полковник Бариев сосвоим штурманом совершили уникальный ракетный пуск — впервые в мире в режимесверхманевренности с борта истребителя было применено оружие. Своего рода это — новая страница в истории авиации. До этого момента все истребители, обладающиевозможностью в полете менять вектор тяги двигателей, были всего лишь воздушнымиакробатами. Теперь это настоящие воздушные бойцы.
Производствосамолетов
ПервыйСу-34, относящийся к поколению самолетов 4+, прибыл в Липецк в начале прошлогомесяца, совершив перелет с новосибирского завода имени Чкалова.
Вэтом году ВВС России планируют закупить шесть таких самолетов. В дальнейшем этимашины будут закупаться партиями по 10 в год. Потребности ВВС РФ в такихсамолетах до 2020 года составляют около 200 единиц.
Однаконекоторые считают что это количество может увеличиться
СОБСТВЕННОЕМНЕНИЕ
Самолеттакого класса просто необходим России в стратегических целях.
Покаесть такие самолеты, Россия может не переживать за свои труды.
Люди, которыеработали над этим самолетом, безуслвно гении, впрочем, как и все те, кторазрабатывал и предидущие поколения самолетов.
Еголетные характристи, боевой потенциал немыслимо высоки.Такие самолеты смогт ещенесколько десятилетий служить нашей родине, пока их не заменят еще более совершеннымисамолетами, которые, как я надеюсь, будут попрежнему лучшими в мире.
Список литературы
russarms.com
www.cofe.ru
www.airwar.ru
legion.wplus.net
www.brazd.ru
voron70.narod.ru/
www.wartechnic.ru
www.aviaport.ru
ИгорьЕлков «Российская газета» — Центральный выпуск №4027 от 27 марта 2006 г.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.