Введение
Выбраннаямною тема “С.П.Королев — Главный конструктор первых ракетно-космических систем”характеризует одну из наиболее ярких страниц истории нашего государства — эруосвоения космического пространства. первый спутник земли, первый полет человекав космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работаорбитальной станции и многое другое непосредственно связано с именем академикаКоролева Сергея Павловича, первого Главного конструктора ракетно-космическихсистем.
Воткак отзываются о нем известные в мире ученые, авиаконструкторы и космонавты.Авиаконструктор Антонов О.Г. пишет: “… Мы безмерно радовались и гордились тем,что начало космической эре положено гражданином Страны Советов, Великиминженером, Конструктором, Ученым, Организатором, Человеком — Сергеем ПавловичемКоролевым”. Космонавт Феоктистов К.П., говоря о нем, подчеркивает:”Самаяхарактерная черта Королева — громадная энергия. Этой энергией он умел заражатьокружающих. Он был человеком очень решительным, часто довольно суровым. Королев- это сплав холодного рационализма и мечтательности”. Лауреат Нобелевскойпремии физик Ханнес Альфин считает:“Сергею Королеву больше, чем кому-либодругому, принадлежит заслуга в том, что космический век стал реальностью”.
Нарядус величайшими достижениями в науке и технике, С.П.Королев подготовил целуюплеяду ученых и специалистов, которые продолжили его дело. Как писал академикМишин В.П.:“… Создание советской школы ракетостроения — только часть вкладаКоролева в исследование и освоение космического пространства. Вся его жизнь — пример настойчивого и терпеливого подбора, воспитания и учебы коллективоввысшей квалификации, технически смелых и самоотверженно преданных делуспециалистов”.
УмерС.П.Королев 16 января 1966 года.
Какзнак признания заслуг С.П.Королева стоят памятники — на родине в Житомире, вМоскве, где жил, в Подмосковье, где строил ракеты и корабли, на космодроме,откуда прокладывал дороги во Вселенную. В ознаменование заслуг Королева висследовании Луны мировая астрономическая общественность присвоила его имяодному из крупных кольцеобразных горных образований на Луне — талассоиду.
Детство
СережаКоролев родился в 1906 году на Украине, в г. Житомире в семье преподавателясловесности. Отец Павел Яковлевич Королев — с отличием закончил Нежинскийисторико-филологический институт и получил звание учителя гимназии. Однакосовместная жизнь с матерью Марией Николаевной Москаленко не сложилась с самогоначала. Вскоре, после переезда в Киев, родители разошлись. Сережа воспитывалсяв семье родителей матери в г. Нежине. Дедушка и бабушка очень любили внука,души в нем не чаяли. Мария Николаевна в это время исполнила давнишнее свое желание- поступила на Высшие женские курсы.
ВНежине в 1911 году Сережа впервые увидел полет на аэроплане русского летчикаУточкина. Грохочущая огромная птица потрясла воображение впечатлительногомальчика и дала в душе такие ростки, которые через десять лет навсегда всемсуществом завладели Сергея Королева.
ОтцаСережа не помнил. Его воспитывали мать — учительница и отчим ГригорийМихайлович Баланин — инженер. В 1917 году Сережа вместе с матерью переехали вОдессу к отчиму, где тот получил работу. В 1921 году в Одессе появился отрядгидросамолетов ГИДРО-3 Главного управления Военно-Воздушного Флота. Сергей сзамиранием сердца наблюдал за их полетом над морем и, конечно, мечтал хоть разподняться на них в небо. Случай свел подростка с механиком гидроотряда ВасилиемДолгановым — старше его года на четыре. Сережа с интересом наблюдал как ловконовый знакомый копался в моторе, объясняя ему что к чему. После первой “лекции”началась и “практика”. Отныне все летнее время он проводил в гидроотряде,помогая готовить самолеты к полетам. Изучив мотор, Королев стал незаменимым,безотказным помощником. За это его полюбили все механики и летчики.
Среднееобщее образование ему получить сразу не удалось — не было условий. Окончилдвухгодичную профессиональную строительную школу. Учился Сережа прилежно,увлеченно. Классный руководитель говорил про него матери Марии Николаевне:“Парень с царем в голове”.
Всеэто время он не прерывал знакомства с механиком Долгановым и летчиками изгидроавиационного отряда. По протекции Долганова, Сергей однажды поднялся ввоздух, да еще в гидросамолете, который вел сам командир. Юноша решил статьлетчиком. Вскоре за Сергеем закрепилась слава настоящего механика. Полетследовал за полетом. Сергей от полетов никогда не отказывался.
Былов эти годы еще одно пристрастие у Сергея Королева. Часами он трудился вшкольной производственной мастерской, где изготавливались деревянные изделия.“Столярная школа” очень пригодилась Сергею, когда он начал строить планеры.
В1923 году правительство обратилось к народу с призывом построить свой Воздушныйфлот. На Украине родилось Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма(ОАВУК).
Сережасразу стал членом этого общества и начал заниматься в одном из его планерныхкружков. Читал рабочим лекции по планеризму. Знания по планеризму, историиавиации юноша приобретал самостоятельно, читая все книги, в том числе и нанемецком языке, которые только мог достать. Немецкий язык Сергей Королев,благодаря отчиму и преподавателю стройпрофшколы Готлибу Карловичу Аве, которыйвсе уроки вел на немецком языке, знал довольно прилично. Знание языка прочнозакрепилось за ним на всю жизнь.
Когдав мастерских ОАВУК началось строительство планера конструкции знаменитоговоенного летчика К.А.Арцеулова, в работе над ним принял участие и СергейКоролев. В апреле 1924 года он участвовал в работе первой конференциипланеристов Одессы.
Вэто время в мае в Москве произошло событие весьма важное для историикосмонавтики: основано первое в мире Общество изучения межпланетных сообщений(ОИМС). Почетными членами его были избраны Ф.Э.Дзержинский и К.Э.Циолковский.Основной задачей этого общества было содействование работе по осуществлениюзаатмосферных полетов с помощью реактивных аппаратов и других научнообоснованных средств”.
Надоотметить, что в конце XIX и в начале XX века в России наблюдался интерес кокружающему звездному миру. Его подпитывали фантасты. Овладевая умами, ониспособствовали появлению научных и технических идей. Мало кому известныйрусский исследователь К.Э.Циолковский создал космический труд “Исследованиемировых пространств реактивными приборами”, опубликовав его в 1903 году. В немученый впервые разработал теорию реактивного движения и на ее основе доказал,что ракета на жидком топливе предложенной им схемы способна достичь скорости,необходимой для преодоления земного тяготения.
Вте, далекие для нас годы, люди зачитывались фантастической повестью “Вне Земли”К.Э.Циолковского и особенно романом А.Толстого “Аэлита”. К кинотеатрам иклубам, где показывали фильм по этому произведению выстраивались длинныеочереди. Зрители горячо аплодировали инженеру Мстиславу Лосю и недавнемукрасноармейцу Алексею Гусеву, отважившимся отправиться на Марс. Это былофантастикой. Но жил реальный Лось, разработавший космический корабль-аэроплан,- наш соотечественник Фридрих Артурович Цандер, последователь идейЦиолковского. Другой инженер, Юрий Васильевич Кондратюк, теоретик космонавтики,обдумывал труд “Тем, кто будет читать, чтобы строить”. Но Сергей Королев еще нечитал ни Циолковского, ни Цандера, ничего не слышал о Кондратюке. Все онивойдут в его жизнь позднее, снискав его глубокое уважение.
Такимобразом по окончании школы Сергей работал плотником, крыл крыши черепицей,позднее перешел на станок, на производство. Трудовой стаж Главного конструктораначался с шестнадцати лет. “Я буду строителем… но только самолетов”, — говорил в те годы Королев. Мария Николаевна в душе противилась увлечению сына,выражая опасения по поводу опасности избираемого им жизненного пути.Рассудительный отчим напротив спокойно относился к нему. В отчиме Сергейнаходил поддержку своим устремлениям.
Устремленный к цели
Сережамечтал получить высшее образование мечтал об учебе в Военно-воздушной академиив Москве. Но туда принимались лица, отслужившие в Красной Армии и достигшие 18лет. Сергею могла помочь справка из Одесского Губотдела ОАВУК о представлении вавиационно-технический отдел проекта сконструированного им безмоторногосамолета К-5, которую вместе с ходатайством за сына привезла руководствуакадемии Мария Николаевна. Однако неопределенность с приемом в московскуюакадемию оставалась. И Сергей решил поступить в Киевский политехническийинститут, где в это время предполагалось начать подготовку авиационныхинженеров на механическом факультете.
Средистудентов механического факультета Сергей считался одним из самых молодых иобразованных. Одновременно работал. Кем только не был Сергей в эти годы: иразносчиком газет, и грузчиком, и столяром, и кровельщиком. Но все же елесводил концы с концами. В письме к матери в Одессу Сергей писал: “Встаю раноутром, часов в пять. Бегу в редакцию, забираю газеты, а потом бегу наСоломенку, разношу. Так вот и зарабатываю восемь карбованцев. И думаю дажеснять угол”.
Винституте существовал планерный кружок. За его работой следили и помогалимногие видные ученые, преподававшие в КПИ. Сергей Королев стал его членом.Трудился он, как и все много и увлеченно. Часто по ночам. Спал Королев поройпрямо в мастерской на стружках. Он любил работать и слыл мастером на все руки.После него никогда и ничего не переделывали.
Планеры,построенные в институтских мастерских, участвовали в международныхсоревнованиях, получая самые высокие оценки. У кружковцев при этом существовалоправило: кто строил планер, тот и летал на нем.
Былпостроен учебный планер КПИР-3, в него вложил долю своего труда и Королев.Сергей летал на нем. Один из полетов едва не стоил ему жизни. На границеплощадки — пустыре, где испытывались планеры, из кучи мусора торчалаводопроводная труба. Сергей не заметил и посадил планер на… нее. Удароказался достаточно сильным. Королев на какое-то время потерял сознание.Несколько дней отлеживался.
Строить ракеты и летать на них
В1926 году, отучившись два года в КПИ, Сергей Королев перевелся в Москву вспециальную вечернюю группу по аэромеханике МВТУ. Днем работал то в КБ, то наавиационном заводе, вечером учился. К этому времени переехали в Москву мать сотчимом.
Всемисилами Королев стремился в авиацию. Едва поступив в МВТУ, Сергей сразу жевключился в работу студенческого кружка АКНЕЖ — Академический кружок им.Николая Егоровича Жуковского. С лекциями в нем выступали инженеры, ученые.
Авиациявсе шире расправляла свои крылья. Молодежь страстно рвалась в небо. В январе1927 года в районе Горок Ленинских состоялось торжественное открытие Московскойпланерной школы. Ее курсантом стал и Сергей Королев. Он много и охотно летал,осваивая новые типы планеров. От полета к полету росло летное мастерствокурсантов, а вместе с ними мужали и их характеры. Без таких качеств, какцелеустремленность, ответственность, хладнокровие, выдержка, летчику необойтись. Сергею пришлось нелегко, но это была хорошая школа.
Вмарте 1927 года Сергей с отличием окончил планерную школу. Одного он ужедобился, он научился летать на планере. Дальше его задачей было набратьсязнаний и… строить самолеты.
Сособенным нетерпением Сергей Королев ждал лекций знаменитого уже в ту порутридцатипятилетнего авиационного конструктора Андрея Николаевича Туполева. Ончитал студентам курс по самолетостроению. Для студентов Андрей Николаевич — непререкаемый авторитет. Ведь его самолеты к тому времени уже бороздили небо.
Вмае 1927 года на международной выставке межпланетных аппаратов Сергей впервыепознакомился с работами Ф.А.Цандера и брошюрой К.Э.Циолковского “Исследование мировыхпространств реактивными приборами”. Книги, чертежи, схемы, кустарные модели — все, что демонстрировалось на выставке, задело сознание Королева. С этоговремени он стал более пристально относиться к ракетам и полетам в космос.
Однаковсе его помыслы все еще поглощали самолеты и планеры. Производственную практикустудент выпускного курса МВТУ Королев проходил в Центральномаэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), в Конструкторском бюро А.Н.Туполева. Вэто время он уже работал на авиационном заводе в Филях. Одновременно готовилдипломный проект, решив сконструировать легкомоторный двухместный самолет СК-4,выжав из него все возможное.
Проектсамолета СК-4, рассчитанного на рекордную дальность полета, оказалсяоригинальным, продуманным до мелочей и проработанным на уровне зрелогоспециалиста. Руководителем проекта стал А.Н.Туполев, подписав его впоследствиис первого предъявления. Такого в практике студентов не случалось. Строгость искрупулезность конструктора были известны. Одобренный А.Н.Туполевым проектодномоторного двухместного самолета СК-4 затем был построен и испытан.
Всентябре 1929 года Сергей Королев и его коллега Сергей Люшин предъявили на VIВсесоюзные планерные состязания в Коктебеле необычный планер, примерно на 50-90кг тяжелее собратьев. В то время считалось, что чем меньше планер, тем лучше.Пробный полет на “Коктебеле” совершил К.К.Арцеулов, доложив членам техническойкомиссии: “Планер удачно сбалансирован. Хорошо слушается рулей. Можно допуститьк полетам”. На планере “Коктебель” двадцатидвухлетний Королев установил рекордпарения. Более четырех часов парил он в воздухе.
Воктябре 1930 года на Всесоюзном слете планеристов С.П.Королев выступил с новымпланером СК-3, названным им “Красная звезда”. Нагрузка на квадратный метр унего была большей, чем у “Коктебеля”, — 22,5 кг. Данные планера были настольконеобычными, что ставилась под сомнение возможность самого парения в воздухе.Однако именно на нем впервые в истории авиации летчик-испытательВ.А.Степанченок — опытный летчик-планерист в свободном полете совершилзнаменитую петлю Нестерова.
Королевна состязаниях не присутствовал, его неожиданно свалил тяжелый тиф. Врезультате осложнения появились сильные головные боли, потребовалась операцияпо трепанации черепа. Она прошла успешно, но осталась тяжким испытанием нетолько для Сергея, но и для всех, кто его любил.
Послеболезни организм Королева оказался настолько ослабленным, что ему пришлось нанесколько месяцев оставить работу. Но едва стало легче, Сергей с увлечениемпринялся за труд К.Э.Циолковского “Реактивный аэроплан”.
С.Королевапо-прежнему интересовала авиация, но стремление найти средства летать выше,быстрее, дальше вплотную подвели его к мысли заняться исследованиемвозможностей реактивного движения. Он был согласен с К.Э.Циолковским: “За эройаэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных, или аэроплановстратосферы”.
На пользу человечеству
Вмарте 1931 года Сергей Павлович Королев вернулся на работу в ЦАГИ, совмещаяработу в Группе изучения реактивного движения (ГИРД). Она была создана вавгусте 1931 г. при Бюро воздушной техники Центрального совета Осоавиахима(ДОСААФ) в год 75-летия со дня рождения К.Э.Циолковского. ГИРД стал темцентром, куда стекались все интересующиеся ракетной техникой. Руководителем еебыл назначен Ф.А.Цандер, сыгравший важную роль в разработке теоретических ипрактических вопросов космоплавания. Технический совет возглавил С.П.Королев.Возраст сотрудников, за небольшим исключением, не превышал двадцати пяти лет.Размещался ГИРД в заброшенном подвале в доме 19 на Садово-Спасской улице.
Мысльо создании реактивных двигателей волновала в те годы многие умы и за пределамиСССР. Но первый, основной толчок дал Константин Эдуардович Циолковский, именноему принадлежит идея рождения реактивного двигателя, работающего на жидкомтопливе. В 20-х годах работы в этом направлении вели немецкий ученый Оберт,американский профессор Годдард и другие.
Работагирдовцев увенчалась успехом. 17 августа 1933 года на Подмосковном полигонеНахабино в небо умчалась первая советская ракета ГИРД-09 конструкцииМ.К.Тихонравова на жидком топливе. Ракета поднялась на высоту 400 метров,продолжительность полета составила 18 секунд. Но эта удача заставила гирдовцевокончательно поверить в свои силы. К сожалению, Ф.А.Цандер, который был душойвсего дела, старт ракеты так и не увидел. Незадолго до этого 28 марта его нестало, он скончался от тифа, находясь на отдыхе в Кисловодске. Специальнымпостановлением ЦС Осоавиахима присвоил ГИРДу имя Ф.А.Цандера.
В1933 году сбылась наконец мечта энтузиастов ракетного дела о создании единогоракетного центра. Отсекая все бюрократические препоны, личным приказом поРеввоенсовету М.Н.Тухачевского, с глубоким пониманием относившегося кпринципиально новым работам, ГИРД и ленинградская Газодинамическая лаборатория(ГДЛ) были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ).Начальником института был назначен И.Т.Клейменов (начальник ГДЛ), егозаместителем по научной работе — С.П.Королев. Ему присвоили должностное званиедивизионного инженера (по современным понятиям — звание генерал-лейтенантатехнических войск). Высокое звание в 26 лет!
Вэто же время С.П.Королев и М.К.Тихонравов были удостоены высшей наградойоборонного общества — знаком “За активную оборонную работу”.
В1934 году вышла в свет первая печатная работа С.П.Королева “Ракетный полет встратосфере”. “Ракета является очень серьезным оружием”, — предупреждал автор всвоей работе. Экземпляр книги Сергей Павлович послал К.Э.Циолковскому. Вскоре вОсоавиахим пришло письмо от Циолковского с отзывом на труд Королева: “Книгаразумная, содержательная и полезная”. Ученый лишь сетовал, что автор не сообщилсвоего адреса и лишил его возможности лично поблагодарить за книгу.
Тяжелые испытания
Вте годы народному энтузиазму не было предела. Постепенно создавалась прочнаянаучно-техническая база для энтузиастов ракетного дела. Но в это же время сталскладываться культ личности Сталина. Чувствовалось и приближение войны.Внимание многих ученых все более сосредоточивалось на вопросах обороны.Приходилось откладывать в сторону многие чисто научные замыслы. Королев мечталвплотную заняться ракетопланом, но его задуманному тогда не суждено былоосуществиться.
Невсе шло гладко во вновь созданном институте. Выявились разногласия относительнопервостепенных задач Ракетного института между И.Т.Клейменовым и С.П.Королевым,в результате которых Королева сместили на рядовую должность старшего инженера.
Осенью1937 года, волна репрессий и произвола, захлестнувшая страну, докатилась и доРНИИ.
Средидругих “военных заговорщиков” был расстрелян М.Н.Тухачевский. Началась чисткаближнего и дальнего их окружения. Был арестован и помещен за тюремную решеткуначальник Центрального конструкторского бюро (ЦКБ-29), специально созданногонародным комиссариатом, А.Н.Туполев. В этом закрытом ЦКБ оказался не по своейволе не только Туполев, но и арестованные по навету “враги народа” — знаменитыев авиационном мире конструкторы В.М.Мясищев, В.М.Петляков, Р.Л.Бартини идругие. В Москве, на улице Радио, для них переоборудовали в тюрьму семиэтажноездание ЦАГИ, выделив комнаты для жилья и конструкторской работы. Специалистыздесь работали не за страх, а за совесть, понимая — дело их необходимо стране,и свято веря, что скоро разберутся и убедятся в их невиновности.
ВРНИИ первым ощутимые удары этой неумолимой волны почувствовал С.П.Королев. Всередине 1938 года Королев был арестован и приговорен к десяти годам заключенияв исправительно-трудовых лагерях на Колыме. Во второй половине 1940 года послемногочисленных ходатайств, в том числе знаменитых летчиков В.С.Гризодубова,М.М.Громова и А.Н.Туполева, в группу Туполева был переведен и С.П.Королев.
РаботалСергей Павлович, по воспоминаниям “сокамерников” неистово, быстро, органическивлившись в общее дело. Он участвовал в строительстве пикирующегобомбардировщика под руководством самого Туполева, которого считал самымуважаемым авиационным учителем. Здесь в ЦКБ встретил он начало войны,эвакуировавшись затем вместе со всеми в Омск. Королев просился летчиком нафронт, но Туполев, к тому времени уже освобожденный из заключения, еще лучшеузнавший и оценивший его, не отпустил, сказав: “А кто будет строить самолеты?”
Королевкак губка впитывал в себя все новое, что появлялось в авиастроении, не теряянадежды, что приобретенный опыт ему пригодится. Вскоре Королева назначилизаместителем начальника сборочного цеха по Ту-2. Это было большое доверие. Номысль о создании реактивного самолета не покидала его. Тогда он еще не знал,что несмотря на все трудности, в феврале 1940 года в нашей стране прошли летныеиспытания первого ракетного планера с жидкостным ракетным двигателем. Правда онбыл ведом самолетом-буксировщиком. Но это был очень важный факт и первый шаг вразвитии реактивной авиации. До этого полета подобного опыта мировая практикаеще не знала. Он оказал положительное влияние на полеты с реактивнымидвигателями. В 1942 году был поднят первый самолет с реактивным двигателем.Пилотировал его летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи. Сейчас во всехнаправлениях земного шара летают широко известные самолеты конструкции АндреяНиколаевича Туполева, Сергея Владимировича Ильюшина, Олега КонстантиновичаАнтонова. Многоместные пассажирские лайнеры покоряют воздушное пространство соскоростью до тысячи километров в час. Эта скорость достигнута благодаряприменению тепловых двигателей, работающих на принципе использования реактивнойтяги.
Возможностьже сделать много больше для развития реактивной техники была еще задолго довойны, но, к сожалению, среди крупных военных специалистов в то время не всепонимали великого будущего реактивного двигателя. Легко представить, какизменился бы ход войны, если бы реактивные самолеты, артиллерийские реактивныеустановки были бы запущены в производство за два-три года до начала фашистскогонашествия на нашу Родину. Войну меньшей кровью могли бы выиграть.
Междутем С.П.Королева освободили из заключения в августе 1944 года. В это время онуже работал вместе с В.П.Глушко в Казани на авиационном моторостроительномзаводе. Отрабатывали жидкостные реактивные двигатели в качестве ускорителейбоевых самолетов. Уже тогда их применение давало увеличение скорости на 180-200километров в час.
Шлавойна, и о возвращении домой в Москву думать было рано. Лишь в августе 1945года он навсегда покинул Казань.
Главный конструктор
Повозвращении в Москву Королева включили в группу по изучению немецких трофейныхракет “фау”. В сентябре 1945 года он в составе других специалистов вылетел вБерлин. Сергей Павлович понимал, что наконец реально приступает к осуществлениюдела всей своей жизни. С.П.Королев как специалист, лучше других знавший всепроблемы ракетостроения вскоре был назначен научным руководителем всейпрограммы по изучению трофейной техники.
Воктябре он был извещен о награждении орденом “Знак почета”. Не зря трудился всювойну, Родина оценила его заслуги.
ВМоскве тем временем шла подготовка сессии Верховного Совета СССР, гдепредполагалось рассмотреть и вопросы обороны страны, среди которых определенноевнимание уделялось ракетной технике. В мае 1946 года было принято важноерешение о создании отечественной ракетостроительной промышленности. Вподмосковных Подлипках начал формироваться научно-производственный центр поразработке ракет на жидком топливе. В августе этого же года находящемуся вГермании Королеву пришло сообщение о назначении его начальником отдела иГлавным конструктором баллистических ракет дальнего действия этого вновьсозданного центра. Одновременно были назначены главные конструкторы двигателей,систем управления, радиосистем, наземного оборудования и т.д., которые вошли вСовет Главных конструкторов. Начинался третий период деятельности С.П.Королева.
Творческаяработа этого коллектива позволила создавать одну ракетную систему за другой.Появившиеся в 1946-1957 годах различные типы ракет дальнего действия были длясвоего времени выдающимися образцами ракетной техники. В августе 1957 годатриумфально прошли летные испытания первой в мире межконтинентальнойбаллистической ракеты, открывавшей дорогу в космос.
В1947 году С.П.Королеву было поручено доложить о разработке ракеты Сталину.Перед входом в кабинет его предупредили, чтобы он не задавал никаких вопросов,был предельно краток. Небольшую папку с листками конспекта взять с собой неразрешили. Сталин ответил на приветствие, но руки не подал. Сталин был внешнесдержан, трудно было понять, одобряет ли он то, что говорил Королев, или нет.Но эта встреча все же сыграла положительную роль.
Начало космической эры
Необходимыеусловия для настоящей работы по освоению космоса были созданы лишь после 1953года. И они дали определенный эффект. В 1957 году на орбиту вокруг Земли былвыведен первый искусственный спутник Земли. В этой связи Сергей Павловичотдавал должное роли Никиты Сергеевича Хрущева, Генеральному секретарю ЦК КПСС.Отмечал его подлинно государственную заботу в деле создания космическойтехники. Хрущев знал даже детали дела, знал по именам конструкторов, ученых. Онлично побывал почти на всех ракетных заводах.
Вовремя запусков кораблей с человеком на борту он иногда звонил непосредственнона космодром, спрашивал, как идет подготовка, о настроении и самочувствиикосмонавтов. После старта поздравлял весь коллектив. Королев отмечал отеческуюлюбовь Хрущева к космонавтам.
Период,когда создавались космические летательные аппараты, относят к четвертомупериоду деятельности С.П.Королева с 1957 до преждевременной кончины в начале1966 года. И в этом периоде Королева отличала широта взглядов и неиссякаемаятворческая энергия. Работать с Королевым было трудно, но интересно. Работа шладнем и ночью. Стремление Королева использовать каждую минуту для дела приводилок тому, что полеты на космодром совершались только ночью.
СергейПавлович не любил повторяться. Разрабатывая какую-то принципиально новуюконструкцию, доведя ее до совершенства, он терял к ней интерес. Вместо того,чтобы затем в течение многих лет создавать варианты уже освоенного, он дарилвсе это коллективу родственной организации. И, если это было необходимопереводил на новое предприятие и группу своих сотрудников.
Начиналибольшое дело практически на пустом месте. И тем не менее, за десяток лет былиразработаны: системы ориентации для фотографирования обратной стороны Луны,ориентации и коррекции траекторий полета “Марсов”, “Венер” и “Зондов”.Разработаны автоматические и ручные системы управления для пилотируемыхкораблей “Восток”, “Восход”, “Союз” и другое. Увлеченность Сергея Павловича какбы по цепочке передавалась всем участникам, от ученых до рядовых рабочих и,казалось, невозможное становилось возможным.
С.П.Королеввсегда видел очень далеко, и не только завтрашний день, он видел обликкосмической техники через многие годы. Совещания Сергей Павлович проводил всвоеобразной манере, давая высказаться всем желающим и ведя самым тщательнымобразом протокол “для себя”. По завершении он благодарил всех присутствующих,говорил, что услышал много интересного, но надо подумать. Решение, котороепринималось иногда через некоторое время, не обязательно совпадало с мнениембольшинства, что однако не было выражением неуважения к коллегам. Просто СергейПавлович смотрел на проблему шире соратников, учитывал такое, что выходилодалеко за рамки возглавляемой им организации.
Наметивочередную цель, Королев обладал способностью вселить во всех участников работыуверенность в скором успехе, воодушевить их на казалось бы немыслимые дела. Онумел создать атмосферу, в которой люди “выкладывались” полностью, делали все,чтобы приблизить победу.
Организовавработу, Королев двигался к цели, сметая препятствия, поддерживая уверенность вконечном успехе, концентрируя силы на главном направлении. Тематику, связаннуюс пилотируемыми полетами, Королев не передавал никому. Это было, с однойстороны, связано с особой ответственностью пилотируемых полетов, с другой, — давними и стойкими симпатиями Сергея Павловича — он не раз с сожалениемговорил, что возраст и здоровье не позволяют ему самому слетать в космос. Все,связанное с работой космонавтов, Королев вел непосредственно сам иконтролировал самым тщательным образом.
Какбыло отмечено, Королев умел смотреть далеко вперед. Еще до старта первогоискусственного спутника Земли под его руководством шла разработка проектовмежпланетных станций, спутников народнохозяйственного назначения, пилотируемыхкораблей. Уже в январе 1959 года в сторону Луны стартовала первая ракета, в томже году на поверхность Луны был доставлен вымпел с изображением гербаСоветского Союза и получены фотографии ее обратной стороны. В 1966 году, менеечем через месяц после кончины С.П.Королева, на поверхность Луны совершил мягкуюпосадку космический аппарат — последняя работа Королева по программе изученияЛуны. Высшим достижением Королева в области изучения дальнего космоса былиполеты кораблей к Марсу и Венере, доставка на поверхность Марса вымпела сгербом Советского Союза.
Спутник“Молния-1” стал примером решения сложной, но очень нужной народнохозяйственнойзадачи — обеспечения радиотелеграфной, радиотелефонной и телевизионной связи надальние расстояния, в частности Москвы с Дальним Востоком.
Новершиной творчества С.П.Королева справедливо считают пилотируемые полеты вкосмос. 12 апреля 1961 года стартом корабля “Восток” с Юрием АлексеевичемГагариным на борту человечество совершило второй эпохальный шаг в освоениикосмоса — в космос проник человек!
Заключение
Оглядываясьна весь жизненный путь С.П.Королева, начиная с юношеского увлечения планеризмоми кончая его последними днями, можно подчеркнуть самую главную черту егохарактера — стремление делать необычное. Созданные по его чертежам планеры быливсегда оригинальными. И ракетная техника, особенно в далекие предвоенные годы,увлекла его своей необычностью, дерзко-романтическим будущим, “космическимиперспективами”. Сергей Павлович предвидел и как немногие, глубоко понимал,каким весомым вкладом в научно-технический прогресс она может стать, как будет способствоватьукреплению обороноспособности нашей страны в те трудные годы. И ее созданию,совершенствованию он отдал все свои силы, знания, талант.
Еслибы Королев жил несколько столетий назад, он, возможно, поплыл бы открыватьновые земли. В наш век он помог сделать человечеству более серьезное — первыйшаг к неведомым мирам Вселенной.
В1933 году в нашей стране была запущена первая жидкостная ракета. А спустя 65лет, в наши дни строится международная космическая станция, рассчитанная наработу в космосе в течение десятилетий, на ней создаются условия длякосмонавтов, близкие к жизни землян. Заканчивающийся XX век сделал сенсационныеоткрытия о наличии воды на Луне и о признаках жизни на Марсе, а границыисследования Вселенной радиотелескопами раздвинули наши возможности дофантастического предела.
В1903 году учитель из Калуги К.Э.Циолковский в своих работах впервые обосновалвозможность межпланетных полетов с помощью ракеты. И эта дерзкая по характеру исмелая идея стала той стартовой площадкой, с которой поднялись космическиекорабли. Современный путь космонавта от стартовой площадки до борта космическойстанции на орбите занимает чуть более трех часов, ровно столько, сколькосегодня идет электричка от Москвы до родины Циолковского Калуги. Человечеству понадобилосьсто лет, чтобы с момента рождения (1857 г.) К.Э.Циолковского запустить первыйискусственный спутник Земли (1957 г.). И вот уже только 180 минут необходимо,чтобы доставить человека на борт космической станции. И во всех этихпрактических достижениях — основы, заложенные Главным конструктором академикомС.П.Королевым.
Ещесовсем недавно люди Земли с замиранием сердца следили за каждым сообщением одостижениях в области космических полетов, а сегодня в космосе идут обычныетрудовые будни и лишь по знаменательным датам вспоминают тех, с чьим именемсвязаны самые первые и потому самые трудные шаги в космос. Среди них — С.П.Королев, Главный конструктор первых ракетно-космических систем.
Список литературы
АкадемикС.П.Королев. Ученый. Инженер. Человек: Творческий портрет по воспоминаниямсовременников: Сб. статей / Под ред.А.Ю.Ишлинского. — М., 1986.
АпенченкоО… Сергей Королев. — М.,1968.
АсташенковП.Т. Королев. — М., 1969.
Космонавтика:Энциклопедия / Гл. ред. В.П.Глушко. — М., 1985.
КосмонавтикаСССР: Сб. / Сост. Л.Н.Гильберг, А.А.Еременко; Гл. ред. Ю.А.Мозжорин. — М.,1986.
Пионерыракетной техники: Кибальчич, Циолковский, Цандер, Кондратюк: Научные труды. — М., 1959.
РаушенбахБ. Ученый, конструктор, организатор. К 75-летию С.П.Королева. — Крылья Родины.,1982.
РомановА. Королев. — М., “Молодая гвардия”, ЖЗЛ, 1996.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat2000.bizforum.ru/