Подводная лодка «Акула»
Первоначальныйпроект подводной лодки «Акула» водоизмещением 400 тонн, первой«большой» подводной лодки, был представлен в Главный морской штаб вянваре 1905 года. Проект был одобрен Морским техническим комитетом 3 мая 1905года. Однако, за неимением соответствующих кредитов, решения о постройкепринято не было.
Всентябре 1905 года И.Г. Бубнов выступил с предложением о замене бензиномоторовна двигатели Дизеля. Предложение было принято. В начале ноября 1905 годаначальник Балтийского завода ходатайствовал о выдаче наряда на постройкуподводной лодки, который и был выдан в феврале 1906 года, но без обеспеченияфинансирования. В апреле 1906 года на постройку двух подводных лодок«Минога» и «Акула» было отпущено 200 тыс. рублей, поэтомустроительство подводной лодки «Акула» не было начато и почти весь1906 год ушел на переговоры с поставщиками оборудования. На подводной лодке«Акула» предполагалось устанавливать двигатели Дизеля мощностью 300л.с. Такие двигатели изготавливались «Соединенными машиностроительными заводамиАугсбург-Нюренберг» для французских подводных лодок. Завод «Л.Нобель» взялся за изготовление таких же двигателей по более низкой цене,поэтому предпочтение было отдано русскому заводу. В августе 1906 года начальникБалтийского завода предложил строить подлодку «Акула» всецело наответственность завода по предложенным им техническим условиям. Согласие напостройку последовало в декабре 1906 года. В январе 1907 года были выданызаказы на три двигателя Дизеля заводу «Л. Нобель» и на поставкуаккумуляторной батареи заводу «Мэто» в Париже.
Главнаязадержка в постройке лодки объяснялась поздней поставкой двигателей Дизеля,которые были изготовлены и испытаны лишь в марте 1909 года. Спуск подводнойлодки на воду состоялся 22 августа 1909 года и в октябре 1909 года подводнаялодка ушла в Бьерке-Зунд для предварительных заводских испытаний. Прииспытаниях выяснилась необходимость увеличения мощности гребного электромоторас 225 л.с. до 300 л.с., установки волнорезных щитов на подводные минные(торпедные) аппараты, а также замены гребных винтов. 20 мая 1910 года«Акула» была введена в док в Кронштадте, где и были выполнены этипеределки.
Вконце июля 1910 года «Акула» вновь ходила в Бьерке на испытания, гдевыяснилась полная непригодность новых гребных винтов, изготовленных фирмойЦейзе. В августе «Акула» снова встала в док, где новые винты былизаменены на старые, с которыми и завершили подготовительные испытания, заисключением стрельбы минами, которых в наличии не было.
20октября «Акула» вышла из Петербурга в Ревель. В Морском каналеперескочили через затонувшую баржу, причем серьезно повредили правый винт,погнули ограждение среднего винта и сожгли мотылевый подшипник левого дизеля,вследствие чего дошли до Ревеля под одним средним дизель-мотором. Поэтомуиспытания пришлось перенести на 1911 год. В марте 1911 года на«Акуле» в Ревельском плавучем доке был установлен третий комплектвинтов, после чего приступили к сдаточным испытаниям. Для замены лопнувшейфундаментной рамы у дизеля левого борта «Акула» возвраща лась вПетербург и в начале августа снова пришла в Ревель, где в сентябре закончилаиспытания.
Скоростьподводной лодки «Акула» не достигла предполагаемых проектных величин:
— надводная скорость вместо 16 узлов была 11,5 узлов;
— подводная скорость вместо 7 узлов составила 6,5 узлов.
Ввидуневозможности увеличения скоростей подводная лодка «Акула» былапринята в казну и зачислена в состав действующего флота. Первым командиромподводной лодки «Акула» был старший лейтенант С. В. Власьев.
Подводнаялодка «Акула» представляла собой окончательно сформировавшийся тип«русской» подводной лодки — однокорпусная с размещением главногобалласта в оконечностях и послужила прототипом для последующих подводных лодокконструкции И.Г. Бубнова типов «Морж» и «Барс».
Участвовалав 1-й мировой войне. Совершила 16 боевых выходов. 14-15 октября 1914 годасовместно с подводными лодками «Е-1» и «Е-9» прикрывалапостановку минного заграждения крейсерами «Рюрик», «АдмиралМакаров» и минным заградителем «Енисей» к западу от островаБорнхольм. «Акула» была первой отечественной подводной лодкой,применившей метод поиска противника в море, до этого подводные лодки ожидалипротивника на определенных позициях. В ноябре 1915 года на подводной лодке«Акула» на палубе надстройки позади рубки были установлены палубныекрепления для 4 мин заграждения. 27 ноября того же года «Акула» подкомандованием капитана 2 ранга Н.А. Гудима вышла в 17-й поход к Мемелю,предполагая поставить там мины. Из похода лодка не вернулась. Причины и место гибелилодки остались неизвестными.
Тактико-технические элементы Длина, м 56 Ширина, м 3,7 Осадка, м 3,4 Водоизмещение надводное/подводное, т 370 / 468 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 3х300 / 1х300 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 6,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1000 / 28 Глубина погружения, м 50
Вооружение 37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале мировой войны) 1 Пулеметы 2 Торпеды в трубчатых аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 4
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.navy.ru/