Первый русский корабль «Орел»
Первенецвоенного кораблестроения в России. Построен в 1668 году в селе Дединове нар.Ока. Водоизмещение около 250т., длина — 24,5м., ширина — 6,5м., осадка — 1,5м., вооружение 22 пищали, экипаж 58 человек (капитан, 22 матроса, 35стрельцов ). Организация службы и действия членов экипажа в бою определялись 34«статьями артикульными», явившимися прообразом первого морскогоустава русского флота. В 1669г. переведен в Астрахань для охраны русскихторговых судов на Каспийском море. В 1670г. был захвачен восставшимикрестьянами и казаками под предводительством С.Т.Разина. В дальнейшем много летпростоял в бездействии в одном из протоков Волги, по прямому назначению неприменялся.
«Солнечнымднем 19 мая 1668 года на берегу Оки-реки у верфи, что была построена здесь поуказу государя Алексея Михайловича, собрались все жители дворцового селаДединово. На спусковых салазках стапеля высился двухпалубный красавец корабль»Орел". Боярин А.Л. Ордин-Нащокин, которому царским указом былоопределено «корабельным делом ведать», вместе с голландскимсудостроителем полковником Корнелиусом Ван-Буковеном (по проекту которогорусскими корабельными мастерами Яковом Полуектовым и Степаном Петровым былсоздан «Орел») обошли верфь и лично убедились, что к спуску корабляна воду все готово. На торжество прибыл настоятель коломенского храма ИоаннаПредтечи. Сопровождаемый местным священником, дьяконом и Ван-Буковеном, онподнялся на палубу «Орла». Тотчас же на флагштоках и мачтах кораблявзвились огромные флаги и длинная лента вымпела. Отслужили молебен, окропилифлаги святой водой и сошли на дединовский берег. На «Орле» осталисьлишь несколько человек, руководимых командиром корабля — голландским капитаномБутлером. Им было поручено отдать якоря, как только корабль сойдет на воду.
Ордин-Нащокинвзмахнул рукой и звонари ударили во все колокола дединовской звонницы.«Орел» тронулся с места и заскользил по стапелю. Торжественныйперезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый русский военныйкорабль закачался на голубой глади окской заводи. Свое название корабль получилв честь русского Государственного герба.
Судьбапо-своему распорядилась с первенцем Российского флота. летом 1669 года«Орел», яхта, вооруженный струг, и две сопровождавших их шлюпкипришли в Астрахань. Здесь они были захвачены войском Степана Разина.Восставшие, опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшемвоенный корабль против них, весной 1670 года загнали корабль в протоку Кутум,где он простоял в течение многих лет и пришел в ветхость.
И,хотя «Орлу» не суждено было выполнить задачу по охране отечественногосудоходства на Хвалынском (Каспийском) море, роль его в истории отечественногосудостроения достаточно велика.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/