Реферат по предмету "История техники"


Наука и техника в средние века

Запарий В. В., Нефедов С. А.
Катастрофа,погубившая цивилизацию древнего мира, была вызвана фундаментальным открытиемкочевников – изобретением стремени. Стремя сделало всадника устойчивым в седлеи позволило использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадникобрушивал на римского легионера или китайского пехотинца удар, в которыйвкладывал всю массу своего тела. Изобретение стремени вызвало страшную волнунашествий, которая погубила цивилизацию Древнего мира.
«Смотри,сколь внезапно смерть осенила весь мир, — писал епископ Ориденций. — Те, ктосумели устоять перед силой, пали от голода… В городах и деревнях – повсюдусмерть, страдания, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей вовсеобщем пожаре». «Время вернулось к тиши, царившей до сотворения человека, — свидетельствуетитальянский хронист, — ни голоса в полях, ни свиста пастуха. Поля превратилисьв кладбища, а дома людей – в логовища диких зверей».
ГосподамиЕвропы стали потомки завоевателей, варваров-германцев. Это былитяжеловооруженные всадники-рыцари; они подчинили местных крестьян, обратилиодних из них в рабов, а других заставили платить подати. Владение рыцаряназывалось феодом, а социальную систему тех времен историки называютфеодализмом; таким образом, фундаментальное открытие, изобретение стремени, породилорыцарей и феодализм.
Послепервой волны нашествий, пришедшей из глубин Евразии, пришла вторая волна – наэтот раз с моря. Скандинавские норманны создали дракар – мореходное судно с40-70 гребцами и прямоугольным парусом. Отличительным качеством дракара было то,что он мог с одинаковой легкостью преодолевать моря и подниматься по рекам, егоможно было даже перетаскивать волоком через водоразделы. Благодаря дракарунорманны могли внезапно появляться едва ли не в любом месте – там, где хотели;флотилия из 50-100 кораблей высаживала несколько тысяч воинов, которые грабилигорода и села и уходили, как только противник собирал крупные силы. Дракарпозволил норманнам разграбить большую часть Западной Европы, но, не обладаяпреимуществом перед рыцарской конницей, они смогли закрепиться лишь в немногихобластях, в Нормандии, в Сицилии, в Англии. На востоке Европы сложилась инаяситуация: здесь не было рыцарской конницы, и, благодаря своим мечам и кольчугам,норманны-варяги обладали военным превосходством над местным населением. Вконечном счете, варяги завоевали страну славян; они дали этой стране свое имя, Русь– ведь по-фински русь означает «шведы». Позднее варяги превратились конныхдружинников, русских бояр.
Хорошоизвестно, что русские князья носят скандинавские имена, Рюрих – это РорихЮтландский, прославившийся разграблением Лондона, Олег – это Хельги, Ольга –это Хельга, Игорь – это Ингварр, Святослав (казалось бы, славянское имя) – этоСвендислэйв, Владимир – это Вольдемар и так далее.
Варварскиенашествия охватили всю Евразию, и был лишь один город, который сумел выстоять вэтой буре, это была последняя крепость цивилизации – Константинополь. Варвары, тюркии арабы, штурмовали Константинополь с моря и суши, но греков спасло изобретениегреческого огня – зажигательной смеси, которую выбрасывали на кораблипротивника с помощью мощных насосов. Константинополь устоял – но страна быларазорена, и долгое время грекам было не до наук и искусств. Положениеизменилось лишь при императоре Василии I (867-886); будучи неграмотнымкрестьянином, Василий с почтением относился к учёным монахам и не жалел золотадля возрождения греческой учености. В середине IX века под началом епископаЛьва Математика в Магнавском дворце была вновь открыта высшая школа — началосьвозрождение древних наук и искусств. Преподаватели Магнавской школы сталисобирать хранившиеся в монастырях старинные книги; знаменитый грамматик Фотийсоставил сборник с краткими пересказами 280 античных рукописей. Придворныеграмматики собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширныхкомпиляций по законоведению, истории и агрономии. Греки снова познакомились сПлатоном, Аристотелем, Евклидом и снова узнали о шарообразности Земли. В Грециисохранялись и созданные римлянами принципы строительного искусства; именногреки учили окрестные народы строить каменные соборы – они построили соборСвятого Марка в Венеции и собор Святой Софии в Киеве.
Вначале VIII века приглашенные халифом греческие мастера возвели в Иерусалимеглавную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра; эта мечеть и по сейдень остается шедевром архитектуры. Правивший в IX веке халиф Мамун был большимпочитателем греческой учености; под впечатлением легенд об александрийскомМусее он создал в Багдаде “Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой;здесь были собраны поэты, учёные и толмачи, которые переводили греческие книги.Рассказывают, что халиф платил за переводы столько золота, сколько весилакнига; были переведены сотни рукописей, присланных из Константинополя илинайденных в сирийских монастырях; мусульманский мир познакомился с трудамиПлатона, Аристотеля, Евклида. Из книги Клавдия Птолемея (которую арабы называли«Аль-Магест») мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определятьшироту и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для “Канонаврачебной науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положилначало арабской алхимии и астрологии. Особенно усердно работали арабскиеастрономы — их главной задачей было научиться определять, в какой стороненаходится Мекка — именно в эту сторону должны были склоняться правоверные примолитве. Самым знаменитым арабским астрономом был ал-Хорезми, известныйевропейским переводчикам как Алгорисмус — от его имени происходит слово“алгоритм”. Ал-Хорезми позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потомпопали от арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими. Однакоглавным занятием арабских мудрецов были поиски эликсира жизни и философскогокамня, который позволял превращать ртуть в золото.
Постепеннонауки возвращались и в Европу. Искорки древних знаний издавна сохранялись вмонастырях, где монахи переписывали старые книги и учили молодых послушниковлатинской грамоте, чтобы они могли читать святую Библию. В те времена латыньбыла единственным письменным языком и, чтобы научиться грамоте, нужно былонаучиться латыни: сначала выучить наизусть полсотни псалмов, а потом освоитьазбуку. Кроме того, в монастырской школе учили церковному пению и немного — счёту,в этом и заключалось тогдашнее образование. Грамотные люди, само собой, считалисьмонахами, их называли клириками, они носили тонзуру и пользовались большимуважением, клирик мог стать священником или писцом у графа — если только вёлдостойную монаха жизнь, то есть не вступал в брак. С давних времён учёныемонахи пытались собрать в одну книгу всё, что осталось от древних знаний исоставляли обширные манускрипты, повествующие о житиях святых, магическихсвойствах чисел и немного — о медицине или географии. В VII веке ИсидорСевильский написал двадцать томов “Этимологии”, а столетием позже БедаДостопочтенный составил обширную “Церковную историю Англии”.
ИмператорКарл Великий в подражание древним создал свою Академию – но это был всего лишьмаленький кружок ученых монахов, здесь сочиняли латинские стихи и велилетописи. Из этих летописей видно, что тогдашние грамотеи представляли землюплоской, в виде огромного диска, окружённого океаном. Край земли терялся вомраке и был населён чудными племенами — одноногими людьми и людьми-волками.Легенда говорит, что в X веке молодой монах Герберт отправился в поисках знанийв Испанию; он учился “запретным наукам” у одного арабского мудреца, а потомсоблазнил его дочь и с её помощью похитил тайные книги. В этих книгах былонаписано, что земля имеет форму шара, что числа можно записывать с помощьюособых значков-цифр, и ещё многое другое. Впоследствии монах Гербертрассказывал обо всем этом людям и за свою учёность был избран папой под именемСильвестра II — но мрак невежества был столь густым, что слушатели Гербертамало что поняли из его рассказов, и франки по-прежнему считали землю плоской.
МусульманскаяИспания была для европейцев ближе, чем Константинополь, поэтому они ездили вИспанию, где учились у арабов тому, что те позаимствовали у греков. После того,как христиане отвоевали у мусульман столицу Испании Толедо, им досталисьбогатые библиотеки с сотнями написанных арабской вязью книг. Епископ Раймундупризвал учёных монахов со всей Европы, и они вместе с арабскими и еврейскимимудрецами перевели эти книги — среди них был медицинский трактат Ибн Сины(Авиценны), философские манускрипты Ибн Рушда (Авероэсса), алхимические штудииИбн Хайана (Гебера), а также арабские переводы Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея.В Испании европейцы познакомились с бумагой, магнитной иглой, механическимичасами, перегонным кубом для получения алкоголя. Труды переводчиковпродолжались в течение всего XII столетия, и всё это время грамотеи Европытянулись в Испанию за новыми книгами. Учёных подталкивало нетерпение ихучеников — ведь в XII веке в Европе открылась тяга к знаниям, выросли торговыегорода, и купцы не могли обойтись без образования. В городах появились “общиешколы”, доступные не только для монахов; в этих школах преподавали “семьсвободных искусств”, распадавшихся на “тривиум” и “квадриум”. “Тривиум” — этобыли “грамматика”, “риторика” и “диалектика”, а “квадриум” состоял из“арифметики”, “астрономии”, “музыки” и “геометрии”, причём “астрономия” вдействительности была астрологией, а “геометрия” — географией. В арифметикебольшую часть курса занимало истолкование тайного смысла цифр, а вершинойпремудрости считалось деление многозначных чисел. Под риторикой разумелосьискусство составлять письма, грамоты и юридические документы — это была оченьважная для горожан наука, которая со временем легла в основу всего высшегообразования.
Нужносказать, что в эпоху господства варваров не существовало права и законов в томсмысле, как мы их понимаем теперь. У варваров были свои варварские «правды», сборникизаконов, но главным законом был «божий суд» – судебный поединок на мечах. Ктопобеждал – тот и был прав. Купцы, которые не хотели сражаться на мечах, пользовалисьзаконами погибшей Римской империи, сохранившимися отрывками кодекса, составленногокогда-то императором Юстинианом.
Вконце XI века болонский ритор Ирнерий восстановил римский кодекс законов иосновал первую юридическую школу. Со временем эта школа разрослась, в Болоньюстали приезжать тысячи учащихся со всей Европы, и в конце XII века школаИрнерия превратилась в “университет” — учёную “корпорацию”, цех смастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами. Как увсех цехов, у университета было своё знамя, свой устав, своя казна и свойстаршина-ректор. Звание магистра (или доктора) присваивалось послеэкзамена-диспута, когда нового “мастера” облекали в мантию и вручали ему кольцои книгу — символ науки. Римские папы поддерживали уважение к учёному цеху инаделяли докторов бенефициями — доходами от церковного имущества; они строили иобщежития для бедных студентов, “коллегии”; позднее доктора стали читать в этихколлегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения — колледжи.В университете было четыре факультета, один из них, “артистический”, считалсяподготовительным: это была прежняя “общая школа”, где изучали “семь свободныхискусств”. Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали учёбуна старших факультетах — юридическом, медицинском и богословском. Юристы имедики учились пять лет, а богословы — пятнадцать; их было совсем мало, и побольшей части это были монахи, посвятившие свою жизнь богу.
Появлениеуниверситета принесло Болонье почёт и немалые выгоды, поэтому вскоре и другиегорода принялись заводить высшие школы по болонскому образцу. В середине XIIIвека в Италии было 8 университетов. Самым знаменитым университетом Англии былуниверситет в Оксфорде, где в XIII веке преподавал знаменитый астролог иалхимик Роджер Бэкон.
Бэконжил в башне, на вершине которой ночами проводил свои наблюдения, что-то измеряли чертил с помощью странных приборов — его считали колдуном и суеверно боялись.Он составил трактат, в котором в нарочито туманных, понятных лишь посвящённым, фразахписал о секрете пороха и увеличительных стёкол; он учил определятьместонахождение с помощью широты и долготы. Бэкон писал также о том, что вбудущем появятся машины, которые будут возить людей и машины, которые будутлетать по небу – трудно сказать, как в те времена могли прийти в голову такиемысли. В конце концов, Бэкона обвинили в колдовстве и заточили в тюрьму, откудаон вышел лишь незадолго до смерти.
Сточки зрения развития техники основным достижением средних веков сталоиспользование лошади. Средние века были эпохой, когда лошадь стала первымпомощником человека; жизнь европейского крестьянина стала немыслимой без лошади.Изобретение стремени привело к широкому распространению верховой езды.Появление хомута позволило использовать лошадь на пашне — ведь раньше пахали набыках. Запряженные лошадьми телеги и кареты стали главным средством транспорта.Из других достижений нужно отметить распространение водяных и ветряных мельниц– хотя мельницы появились еще в древнем Риме, их широкое применение относитсяименно к средним векам.
Средниевека были временем господства кавалерии. В XIII веке в руках кочевников вновьоказалось новое оружие – это, был монгольский лук, “саадак”, стрела из которогоза 300 шагов пробивала любой доспех. Это была сложная машина убийства, склееннаяиз трех слоев дерева, вареных жил и кости и для защиты от сырости обмотаннаясухожилиями; склеивание производилось под прессом, а просушка продолжаласьнесколько лет – секрет изготовления этих луков хранился в тайне. Для натяжениямонгольского лука требовалось усилие не менее 75 кг – вдвое больше, чем у современных спортивных луков и больше чем у знаменитых английских луков –тех, которые погубили французское рыцарство в битвах при Креси и Пуатье. Саадакне уступал по мощи мушкету, и все дело было в умении на скаку попасть в цель –ведь луки не имели прицела и стрельба из них требовала многолетней выучки.
Обладаятаким всесокрушающим оружием, монголы не любили сражаться врукопашную. «Вообщеони не охотники до ручных схваток, — отмечал известный историк С. М. Соловьев,- но стараются сперва перебить и переранить как можно больше людей и лошадейстрелами, и потом уже схватываются с ослабленным таким образом неприятелем.Классическим примером такой тактики явилась битва с венграми на реке Сайо, когдавенгерская рыцарская армия так и не смогла навязать монголам рукопашного боя ибыла расстреляна из луков во время шестидневного отступления к Пешту.
Монгольскийлук был фундаментальным открытием, которое породило новую волну завоеваний.Монголы опустошили половину Евразии, разрушили города и истребили большую частьнаселения. Развитие Китая, Ирана, России было отброшено на столетия назад. ЛишьЗападной Европе удалось избежать этого страшного нашествия – и с этого времениЕвропа стала убежищем для наук и искусств.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разгосударствление и приватизация 3
Реферат Факторы, влияющие на психофизиологические состояния персонала на примере трудового коллектива фирмы
Реферат Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом
Реферат Кафе на 50 посадочных мест
Реферат Браки с гражданами иностраных госyдарств
Реферат Формирование персонала организации
Реферат Организационное проектирование. Анализ и формирование организационных структур управления
Реферат Российское самодержавие в начале XlX века
Реферат Предметный и духовный мир древних греков, эллинистическая культура, идеал человека древнеримской античности
Реферат Автоматизовані системи діловодства
Реферат Проблема метода познания в философии Ф. Бекона и Рене Декарта
Реферат Человек в искусстве Возрождения: литература, изобразительное искусство
Реферат Международная миграция населения в контексте глобализации
Реферат Traditions in Russia
Реферат Сравнительно-сопоставительный анализ по освободительному движению стран Азии и Африки в 20–30-е гг.: Филиппины и Таиланд