Реферат по предмету "История техники"


Наука и техника в средние века

Запарий В. В., Нефедов С. А.
Катастрофа,погубившая цивилизацию древнего мира, была вызвана фундаментальным открытиемкочевников – изобретением стремени. Стремя сделало всадника устойчивым в седлеи позволило использовать длинный меч или саблю. Привстав в стременах, всадникобрушивал на римского легионера или китайского пехотинца удар, в которыйвкладывал всю массу своего тела. Изобретение стремени вызвало страшную волнунашествий, которая погубила цивилизацию Древнего мира.
«Смотри,сколь внезапно смерть осенила весь мир, — писал епископ Ориденций. — Те, ктосумели устоять перед силой, пали от голода… В городах и деревнях – повсюдусмерть, страдания, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей вовсеобщем пожаре». «Время вернулось к тиши, царившей до сотворения человека, — свидетельствуетитальянский хронист, — ни голоса в полях, ни свиста пастуха. Поля превратилисьв кладбища, а дома людей – в логовища диких зверей».
ГосподамиЕвропы стали потомки завоевателей, варваров-германцев. Это былитяжеловооруженные всадники-рыцари; они подчинили местных крестьян, обратилиодних из них в рабов, а других заставили платить подати. Владение рыцаряназывалось феодом, а социальную систему тех времен историки называютфеодализмом; таким образом, фундаментальное открытие, изобретение стремени, породилорыцарей и феодализм.
Послепервой волны нашествий, пришедшей из глубин Евразии, пришла вторая волна – наэтот раз с моря. Скандинавские норманны создали дракар – мореходное судно с40-70 гребцами и прямоугольным парусом. Отличительным качеством дракара было то,что он мог с одинаковой легкостью преодолевать моря и подниматься по рекам, егоможно было даже перетаскивать волоком через водоразделы. Благодаря дракарунорманны могли внезапно появляться едва ли не в любом месте – там, где хотели;флотилия из 50-100 кораблей высаживала несколько тысяч воинов, которые грабилигорода и села и уходили, как только противник собирал крупные силы. Дракарпозволил норманнам разграбить большую часть Западной Европы, но, не обладаяпреимуществом перед рыцарской конницей, они смогли закрепиться лишь в немногихобластях, в Нормандии, в Сицилии, в Англии. На востоке Европы сложилась инаяситуация: здесь не было рыцарской конницы, и, благодаря своим мечам и кольчугам,норманны-варяги обладали военным превосходством над местным населением. Вконечном счете, варяги завоевали страну славян; они дали этой стране свое имя, Русь– ведь по-фински русь означает «шведы». Позднее варяги превратились конныхдружинников, русских бояр.
Хорошоизвестно, что русские князья носят скандинавские имена, Рюрих – это РорихЮтландский, прославившийся разграблением Лондона, Олег – это Хельги, Ольга –это Хельга, Игорь – это Ингварр, Святослав (казалось бы, славянское имя) – этоСвендислэйв, Владимир – это Вольдемар и так далее.
Варварскиенашествия охватили всю Евразию, и был лишь один город, который сумел выстоять вэтой буре, это была последняя крепость цивилизации – Константинополь. Варвары, тюркии арабы, штурмовали Константинополь с моря и суши, но греков спасло изобретениегреческого огня – зажигательной смеси, которую выбрасывали на кораблипротивника с помощью мощных насосов. Константинополь устоял – но страна быларазорена, и долгое время грекам было не до наук и искусств. Положениеизменилось лишь при императоре Василии I (867-886); будучи неграмотнымкрестьянином, Василий с почтением относился к учёным монахам и не жалел золотадля возрождения греческой учености. В середине IX века под началом епископаЛьва Математика в Магнавском дворце была вновь открыта высшая школа — началосьвозрождение древних наук и искусств. Преподаватели Магнавской школы сталисобирать хранившиеся в монастырях старинные книги; знаменитый грамматик Фотийсоставил сборник с краткими пересказами 280 античных рукописей. Придворныеграмматики собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширныхкомпиляций по законоведению, истории и агрономии. Греки снова познакомились сПлатоном, Аристотелем, Евклидом и снова узнали о шарообразности Земли. В Грециисохранялись и созданные римлянами принципы строительного искусства; именногреки учили окрестные народы строить каменные соборы – они построили соборСвятого Марка в Венеции и собор Святой Софии в Киеве.
Вначале VIII века приглашенные халифом греческие мастера возвели в Иерусалимеглавную мечеть арабов – «Купол Скалы», Куббат ас-Сахра; эта мечеть и по сейдень остается шедевром архитектуры. Правивший в IX веке халиф Мамун был большимпочитателем греческой учености; под впечатлением легенд об александрийскомМусее он создал в Багдаде “Дом науки” с обсерваторией и большой библиотекой;здесь были собраны поэты, учёные и толмачи, которые переводили греческие книги.Рассказывают, что халиф платил за переводы столько золота, сколько весилакнига; были переведены сотни рукописей, присланных из Константинополя илинайденных в сирийских монастырях; мусульманский мир познакомился с трудамиПлатона, Аристотеля, Евклида. Из книги Клавдия Птолемея (которую арабы называли«Аль-Магест») мусульмане узнали о шарообразности земли, научились определятьшироту и рисовать карты. Сочинения Гиппократа стали основой для “Канонаврачебной науки” знаменитого врача и философа Ибн Сины; Ибн Хайан положилначало арабской алхимии и астрологии. Особенно усердно работали арабскиеастрономы — их главной задачей было научиться определять, в какой стороненаходится Мекка — именно в эту сторону должны были склоняться правоверные примолитве. Самым знаменитым арабским астрономом был ал-Хорезми, известныйевропейским переводчикам как Алгорисмус — от его имени происходит слово“алгоритм”. Ал-Хорезми позаимствовал у индийцев десятичные цифры, которые потомпопали от арабов в Европу и которые европейцы называют арабскими. Однакоглавным занятием арабских мудрецов были поиски эликсира жизни и философскогокамня, который позволял превращать ртуть в золото.
Постепеннонауки возвращались и в Европу. Искорки древних знаний издавна сохранялись вмонастырях, где монахи переписывали старые книги и учили молодых послушниковлатинской грамоте, чтобы они могли читать святую Библию. В те времена латыньбыла единственным письменным языком и, чтобы научиться грамоте, нужно былонаучиться латыни: сначала выучить наизусть полсотни псалмов, а потом освоитьазбуку. Кроме того, в монастырской школе учили церковному пению и немного — счёту,в этом и заключалось тогдашнее образование. Грамотные люди, само собой, считалисьмонахами, их называли клириками, они носили тонзуру и пользовались большимуважением, клирик мог стать священником или писцом у графа — если только вёлдостойную монаха жизнь, то есть не вступал в брак. С давних времён учёныемонахи пытались собрать в одну книгу всё, что осталось от древних знаний исоставляли обширные манускрипты, повествующие о житиях святых, магическихсвойствах чисел и немного — о медицине или географии. В VII веке ИсидорСевильский написал двадцать томов “Этимологии”, а столетием позже БедаДостопочтенный составил обширную “Церковную историю Англии”.
ИмператорКарл Великий в подражание древним создал свою Академию – но это был всего лишьмаленький кружок ученых монахов, здесь сочиняли латинские стихи и велилетописи. Из этих летописей видно, что тогдашние грамотеи представляли землюплоской, в виде огромного диска, окружённого океаном. Край земли терялся вомраке и был населён чудными племенами — одноногими людьми и людьми-волками.Легенда говорит, что в X веке молодой монах Герберт отправился в поисках знанийв Испанию; он учился “запретным наукам” у одного арабского мудреца, а потомсоблазнил его дочь и с её помощью похитил тайные книги. В этих книгах былонаписано, что земля имеет форму шара, что числа можно записывать с помощьюособых значков-цифр, и ещё многое другое. Впоследствии монах Гербертрассказывал обо всем этом людям и за свою учёность был избран папой под именемСильвестра II — но мрак невежества был столь густым, что слушатели Гербертамало что поняли из его рассказов, и франки по-прежнему считали землю плоской.
МусульманскаяИспания была для европейцев ближе, чем Константинополь, поэтому они ездили вИспанию, где учились у арабов тому, что те позаимствовали у греков. После того,как христиане отвоевали у мусульман столицу Испании Толедо, им досталисьбогатые библиотеки с сотнями написанных арабской вязью книг. Епископ Раймундупризвал учёных монахов со всей Европы, и они вместе с арабскими и еврейскимимудрецами перевели эти книги — среди них был медицинский трактат Ибн Сины(Авиценны), философские манускрипты Ибн Рушда (Авероэсса), алхимические штудииИбн Хайана (Гебера), а также арабские переводы Платона, Аристотеля, Евклида, Птолемея.В Испании европейцы познакомились с бумагой, магнитной иглой, механическимичасами, перегонным кубом для получения алкоголя. Труды переводчиковпродолжались в течение всего XII столетия, и всё это время грамотеи Европытянулись в Испанию за новыми книгами. Учёных подталкивало нетерпение ихучеников — ведь в XII веке в Европе открылась тяга к знаниям, выросли торговыегорода, и купцы не могли обойтись без образования. В городах появились “общиешколы”, доступные не только для монахов; в этих школах преподавали “семьсвободных искусств”, распадавшихся на “тривиум” и “квадриум”. “Тривиум” — этобыли “грамматика”, “риторика” и “диалектика”, а “квадриум” состоял из“арифметики”, “астрономии”, “музыки” и “геометрии”, причём “астрономия” вдействительности была астрологией, а “геометрия” — географией. В арифметикебольшую часть курса занимало истолкование тайного смысла цифр, а вершинойпремудрости считалось деление многозначных чисел. Под риторикой разумелосьискусство составлять письма, грамоты и юридические документы — это была оченьважная для горожан наука, которая со временем легла в основу всего высшегообразования.
Нужносказать, что в эпоху господства варваров не существовало права и законов в томсмысле, как мы их понимаем теперь. У варваров были свои варварские «правды», сборникизаконов, но главным законом был «божий суд» – судебный поединок на мечах. Ктопобеждал – тот и был прав. Купцы, которые не хотели сражаться на мечах, пользовалисьзаконами погибшей Римской империи, сохранившимися отрывками кодекса, составленногокогда-то императором Юстинианом.
Вконце XI века болонский ритор Ирнерий восстановил римский кодекс законов иосновал первую юридическую школу. Со временем эта школа разрослась, в Болоньюстали приезжать тысячи учащихся со всей Европы, и в конце XII века школаИрнерия превратилась в “университет” — учёную “корпорацию”, цех смастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами. Как увсех цехов, у университета было своё знамя, свой устав, своя казна и свойстаршина-ректор. Звание магистра (или доктора) присваивалось послеэкзамена-диспута, когда нового “мастера” облекали в мантию и вручали ему кольцои книгу — символ науки. Римские папы поддерживали уважение к учёному цеху инаделяли докторов бенефициями — доходами от церковного имущества; они строили иобщежития для бедных студентов, “коллегии”; позднее доктора стали читать в этихколлегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения — колледжи.В университете было четыре факультета, один из них, “артистический”, считалсяподготовительным: это была прежняя “общая школа”, где изучали “семь свободныхискусств”. Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали учёбуна старших факультетах — юридическом, медицинском и богословском. Юристы имедики учились пять лет, а богословы — пятнадцать; их было совсем мало, и побольшей части это были монахи, посвятившие свою жизнь богу.
Появлениеуниверситета принесло Болонье почёт и немалые выгоды, поэтому вскоре и другиегорода принялись заводить высшие школы по болонскому образцу. В середине XIIIвека в Италии было 8 университетов. Самым знаменитым университетом Англии былуниверситет в Оксфорде, где в XIII веке преподавал знаменитый астролог иалхимик Роджер Бэкон.
Бэконжил в башне, на вершине которой ночами проводил свои наблюдения, что-то измеряли чертил с помощью странных приборов — его считали колдуном и суеверно боялись.Он составил трактат, в котором в нарочито туманных, понятных лишь посвящённым, фразахписал о секрете пороха и увеличительных стёкол; он учил определятьместонахождение с помощью широты и долготы. Бэкон писал также о том, что вбудущем появятся машины, которые будут возить людей и машины, которые будутлетать по небу – трудно сказать, как в те времена могли прийти в голову такиемысли. В конце концов, Бэкона обвинили в колдовстве и заточили в тюрьму, откудаон вышел лишь незадолго до смерти.
Сточки зрения развития техники основным достижением средних веков сталоиспользование лошади. Средние века были эпохой, когда лошадь стала первымпомощником человека; жизнь европейского крестьянина стала немыслимой без лошади.Изобретение стремени привело к широкому распространению верховой езды.Появление хомута позволило использовать лошадь на пашне — ведь раньше пахали набыках. Запряженные лошадьми телеги и кареты стали главным средством транспорта.Из других достижений нужно отметить распространение водяных и ветряных мельниц– хотя мельницы появились еще в древнем Риме, их широкое применение относитсяименно к средним векам.
Средниевека были временем господства кавалерии. В XIII веке в руках кочевников вновьоказалось новое оружие – это, был монгольский лук, “саадак”, стрела из которогоза 300 шагов пробивала любой доспех. Это была сложная машина убийства, склееннаяиз трех слоев дерева, вареных жил и кости и для защиты от сырости обмотаннаясухожилиями; склеивание производилось под прессом, а просушка продолжаласьнесколько лет – секрет изготовления этих луков хранился в тайне. Для натяжениямонгольского лука требовалось усилие не менее 75 кг – вдвое больше, чем у современных спортивных луков и больше чем у знаменитых английских луков –тех, которые погубили французское рыцарство в битвах при Креси и Пуатье. Саадакне уступал по мощи мушкету, и все дело было в умении на скаку попасть в цель –ведь луки не имели прицела и стрельба из них требовала многолетней выучки.
Обладаятаким всесокрушающим оружием, монголы не любили сражаться врукопашную. «Вообщеони не охотники до ручных схваток, — отмечал известный историк С. М. Соловьев,- но стараются сперва перебить и переранить как можно больше людей и лошадейстрелами, и потом уже схватываются с ослабленным таким образом неприятелем.Классическим примером такой тактики явилась битва с венграми на реке Сайо, когдавенгерская рыцарская армия так и не смогла навязать монголам рукопашного боя ибыла расстреляна из луков во время шестидневного отступления к Пешту.
Монгольскийлук был фундаментальным открытием, которое породило новую волну завоеваний.Монголы опустошили половину Евразии, разрушили города и истребили большую частьнаселения. Развитие Китая, Ирана, России было отброшено на столетия назад. ЛишьЗападной Европе удалось избежать этого страшного нашествия – и с этого времениЕвропа стала убежищем для наук и искусств.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политический портрет Шарля де Голля
Реферат Система контроля деятельности хозяйствующего субъекта в России
Реферат Принципи соціального забезпечення допомогами у зв’язку з народженням та вихованням дитини
Реферат Октябрьская стачка текстильщиков 1917 года по документам той эпохи
Реферат Music Money Vs The Message Essay Research
Реферат Понятие и основные признаки организованной преступности
Реферат Потребности и способности. Потребности и система ценностей
Реферат Антиблокировочная система ABS. Принцип работы
Реферат Государственное регулирование документационного обеспечения
Реферат The meaning of the word
Реферат Southern Strategy Essay Research Paper The causes
Реферат Prostitution In Thailand Essay Research Paper Prostitution
Реферат Хронический катаральный отит у детей
Реферат Мониторинг развития сельских территорий как оценка их экономического потенциала на примере комитета
Реферат Comparing A Painting By Fra Filippo Lippi