Ю.В.Алексеев кандидат военно-морских наук, лауреат Государственной премии,контр-адмирал, Ю.П. Блинов кандидат технических наук
Расширениезадач ВМФ, выход его в океан, увеличение пространственного охвата системамиразведки, освещение обстановки и связи выдвинули проблему качественногоулучшения системы управления силами и средствами ВМФ в боевых и повседневныхусловиях. Решение проблемы осложнялось необходимостью учета особенностейсовременной вооруженной борьбы на море, которые заключались в активномрадиоэлектронном противодействии, скоротечности боевых столкновений назначительных удалениях противоборствующих сторон и широкомасштабных действияхсил в воздушном, надводном и подводном пространстве.
Анализпроцесса управления силами и средствами ВМФ показал, что принятие оптимальногорешения в условиях быстро меняющейся обстановки, резкого увеличения потоковинформации и сокращения времени на ее обработку возможно только приавтоматизации процесса управления за счет создания и оснащения подводных лодок,надводных кораблей, морской авиации и береговых командных пунктов различныхуровней автоматизированными системами управления (АСУ).
Результатыисследований, выполненных 24-м ЦНИИ МО, позволили сделать вывод, что в условияхактивного огневого и радиоэлектронного противодействия вклад корабельных АСУ вэффективность решения боевых задач сопоставим с вкладом ударного оружия.
Необходимостьсоздания АСУ потребовала разрешения сложной наукоемкой проблемы, связанной, содной стороны, с разработкой надежных. быстродействующих средств вычислительнойтехники, с другой — с разработкой и реализацией на этих средствах большогочисла математических моделей морских операций, адекватных фактическим действиямсил и процессу управления ими в боевых условиях. К решению этих важных для ВМФвопросов привлекались ведущие ученые и специалисты в области теории управления,информатики, математики и радиоэлектроники ВМФ. АН, промышленности и вузов.Результаты выполненных ими исследований легли в основу создаваемых корабельныхАСУ.
Первыеработы по созданию средств автоматизации процесса управления подводной лодкой инадводным кораблем были выполнены в 50-е годы в НИИ ВМФ. Тогда в интересахповышения эффективности управления на боевые корабли стали устанавливатьотдельные радиоэлектронные средства автоматизации управления, однако это недало значительных результатов, так как они не были единой системой, имелинизкую надежность и оперативность функционирования. Для решения этих вопросовучеными Академии наук академиками А.И.Бергом и Б.В.Гнеденко успешно проведеныисследования, результаты которых позволили существенно повысить эффективностькорабельных радиоэлектронных средств.
Появлениеэлементов вычислительной техники и первых цифровых вычислительных машинпозволило проводить исследования по возможности их использования вэкспериментальных образцах вооружения. Руководили этими исследованиямиИ.А.Семко и Б.Ф.Дубовов.
Этотпериод характеризуется тесным научным взаимодействием по вопросам созданиякорабельных АСУ 24-м ЦНИ с 1-м, 9-м, 14-м, 28-м и 34-м НИИ МО, с Институтомавтоматики и телемеханики АН, возглавляемым академиком В.А.Трапезниковым,Институтом кибернетики Украинской АН, возглавляемым академиком В.М.Глушковым,Институтом точной механики и вычислительной техники, возглавляемым академикомС.А.Лебедевым, и др.
Былиопределены пути решения проблем повышения оперативности и обоснованностипринимаемых решений, централизованного сбора и обработки информации,формирования единой информационной обстановки на корабле, работы системы сразделением времени, алгоритмизации задач управления и др. Выполненныенаучно-исследовательские работы позволили приступить к созданию первыхкорабельных АСУ — боевых информационно-управляющих систем (БИУС).
Вразработку первой для подводных лодок БИУС “Туча” большой творческий вкладвнесли ученые ВМФ: Л.Ф.Колышев, И.А.Семко, И.А.Чеботарев, Г.Н.Бобков, Ю.А.Попови М.А.Синильников. Активное участие в разработке БИУС “Туча” приняли ученыеВоенно-морской академии и НИУВМФ — А.И.Чернозубов, А.А.Канарейкин,В.Н.Матвиенко, Д.С.Раль и другие. БИУС “Туча” позволяла командируцентрализованно управлять боевой деятельностью подводной лодки, решать широкийкруг задач по сбору, обработке информации и отображению ее на едином пульте,управлять оружием, а также решать задачи кораблевождения и навигации.Разработка БИУС “Туча” проводилась коллективом ЦНИИ “Агат” под руководствомГ.А.Астахова и главного конструктора Р.Р.Бельского. Система успешно прошлаопытную эксплуатацию, а ее создатели были удостоены Ленинской премии.
Вэтот же период был разработано техническое задание на БИУС “Аккорд” длякомплексно-автоматизированной подводной лодки проекта 705. Общее руководство запроведением работ по проекту автоматизации подводной лодки осуществлял академикА.П.Александров, а научное руководство созданием систем управления для нее —академик В.А.Трапезников. Главным конструктором БИУС “Аккорд” был назначен А.И.Буртов.
ОбоснованиеБИУС “Аккорд” впервые проводилось на основе анализа деятельности всех боевыхчастей и боевых постов подводной лодки в различных боевых эпизодах ипредставлении подводной лодки как единой человеко-машинной системы. Многотворческого труда в создание БИУС вложили ученые НИУ ВМФ — С.П.Чернаков,А.А.Чехальян, В.С.Нехай, П.П.Фридолин, Л.С.Филимонов и другие. Большую помощь вреализации научных идей при проектировании БИУС “Аккорд” оказывал академикН.Н.Исанин.
Работыпо созданию первых БИУС дали новый импульс развитию корабельной вычислительнойтехники. Результаты работ позволили решить проблему создания на базе внедрениямикроэлектроники БИУС “Узел”, которая нашла широкое применение при оснащениидизельных подводных лодок. Разработка системы осуществлялась Ленинградскимконструкторским бюро Министерства электронной промышленности (ЛКБМЭП),возглавляемым Ф.Г.Старосом. Благодаря тесному взаимодействию ученых ВМФ ипромышленности, прошедших школу создания первых БИУС, а также внедрению ряда принципиальноновых технических решений уже в1973г. БИУС“Узел” была принята на вооружение иуже продолжительное время является системой, экспортируемой в Индию, Алжир,Иран и ряд других стран.
Всвязи с совершенствованием оружия, навигационного и радиотехническоговооружения появилась необходимость расширения объема задач, возлагаемых насредства цифровой вычислительной техники (ЦВТ), и повышения их быстродействия,объемов памяти, обеспечения диалога оператор—машина. Реализация этих требованийбыла осуществлена в БИУС “Алмаз” и ракетной боевой управляющей системе “Альфа”.
Входе выполнения ряда НИР в период 1986-1993гг. был проведен большой циклисследований по разработке методологии военно-экономических обоснованийавтоматизированных систем управления подводной лодкой, определению состава,структуры и организации функционирования АСУ на принципах комплекснойавтоматизации процессов управления. Полученные результаты применительно кперспективной подводной лодке нового поколения получили одобрение и признание.В организации проведения исследований по этому направлению большая заслугапринадлежит ученым ВМФ Г.С.Кубатьяну, Д.П.Зубкову, И.Н.Задворнову, В.К.Буйко идругим.
Всвязи с развертыванием работ по строительству подводных лодок третьегопоколения было обосновано под руководством В.С.Бабия техническое задание набазовый ряд БИУС “Омнибус” для всех проектов подводных лодок этого поколения.
Реализациябазового принципа позволила на 90% унифицировать как математический аппарат,так и технический состав БИУС. Впервые БИУС “Омнибус” разработана как система“полуоткрытого типа” с включением в се состав внешней памяти на магнитнойленте, что обеспечивало большие модернизационные возможности задач,необходимость которых диктуется непрерывным развитием тактики действий ииспользования оружия подводных лодок.
Впроцессе проектирования БИУС ряда “Омнибус” коллективами НПО (быв. ЦНИИ) “Агат”МСП под руководством Э.В.Рыкова, НИУВМФ под научным руководством А.В.Лоскутоваи В.С.Чернова был выполнен большой объем работ по разработкеоперативно-тактических постановок задач, их моделированию, согласованиюалгоритмов функционирования и разработке руководств по боевому использованию.Большой вклад в создание БИУС внес вице-адмирал И.И.Тынянкин.
Реализациябазового принципа построения БИУС позволила при ограниченных затратах и всравнительно короткие сроки оснастить подводные лодки всех проектов третьегопоколения современными корабельными АСУ.
Вопросыавтоматизации управления силами, оружием и техническими средствами соединений,тактических групп и одиночных надводных кораблей были рассмотрены НИУ ВМФ в1955-1957гг. в научно-исследовательских работах по изысканию технических путейпостроения и оборудования командных пунктов авианесущих кораблей по управлениюлетательными аппаратами.
В1957-1961гг. была обоснована, а НПО “Агат” создана система трансляции,целеуказа-ния и взаимного обмена информацией между кораблями тактической группытипа “Море-У”. Главный конструктор системы — Е.Д.Егоров.
Присоздании системы были решены проблемы автоматизированного обмена информациеймежду кораблями тактической группы, выдачи целеуказания оружию, что позволилокоординировать действия отдельных кораблей в составе тактической группы в ходеведения боевых действий. Однако жизнь требовала создания не толькоинформационной системы, а и управляющей, обеспечивающей выработку рекомендациидля командира по применению оружия и особенно в таком динамическом процессе,как ПВО.
В1961г. в НИУ ВМФ была выполнена работа по обоснованию комплексной системы сбораи обработки информации для централизованного управления силами и оружиемкораблей тактической группы, в результате чего развернулись работы по созданиюпервой БИУС для надводных кораблей типа “Корень”. Создание системы позволило:решить проблему автоматизированного сбора, обработки и обмена информации междукораблями и тактическими группами, решение задач выбора и распределения оружияПВО ПЛО, задач наведения истребителей и вертолетов. БИУС сопрягалась с РЛС, чтопозволяло решать задачи в динамике боевых действий. Большой вклад в созданиеБИУС “Корень” внесли Ю.Н.Букашко, Г.И.Максимов, С.Н.Кирилин, С.Д.Воронин идругие.
БИУС“Корень” в 1967г. успешно прошла государственные испытания и была установленана противолодочный крейсер “Москва”. Главный конструктор системы — В.3.Абрамов.В последующем была разработана модификация БИУС типа “Корень” в части выработкиплана целераспределения средств ПВО на самооборону. Ею были вооружены большиепротиволодочные корабли. Все это, в конечном счете, позволило упростить работуоператоров и начальника ПВО, повысить оперативность и обоснованность в оценке ианализе обстановки при выработке целераспределения средств ПВО. Однако приреализации выработанного плана целераспределение зенитных огневых средств (ЗОС)корабля по-прежнему было не автоматизировано. Поэтому отражение массированныхналетов оставалось трудной проблемой для тактической группы кораблей.
Вычислительныевозможности БИУС типа “Корень” даже для своего периода были явнонедостаточными, что потребовало перехода ко второму поколению корабельныхсистем автоматизации управления. С этой целью в конце 60-х и начале 70-х годовНИУ МО выполнили ряд комплексных НИР по проблемам повышения эффективностибоевого использования оружия и радиоэлектронных средств (РЭС) кораблей всоставе тактических групп за счет автоматизации управления. По результатамработ было разработано техническое задание на новое поколение БИУС “Аллея-2”для тяжелых авианесущих крейсеров (ТАВКР), в котором уже технически былиобъединены и значительно расширены функции систем “Море-У” и “Корень”. Работывелись НПО “Марс” под руководством Ю.М.Ковальского и главного конструктораВ.И.Кидалова. Научное руководство и сопровождение от ВМФ осуществлялиВ.А.Шилов, А.Б.Рожков, Н.Г.Никитин и В.К.Коваль. Опытный образец БИУС “Аллея-2”,установленный на ТАВКР “Киев”, успешно выдержал испытания и в 1976г. был принятна вооружение.
Споявлением низколетящих противокорабельных ракет возникла новая научнаяпроблема совершенствования контура ПВО в части оптимального распределения управленческихфункций между средствами управления, входящих в этот контур. Поэтому присоздании очередной модификации БИУС второго поколения особое внимание былоуделено решению этой проблемы. В результате для головного ТРКР “Киров” быларазработана БИУС “Аллея-2М”, успешно прошедшая государственные испытания в1980г. За счет внедрения автоматизированного режима работы удалось значительносократить время от обнаружения цели до схода зенитных управляемых ракет (ЗУР).
Кначалу 80-х годов на вооружении надводных кораблей находилось несколькодесятков БИУС первого и второго поколений.
Воснову разработки БИУС третьего поколения для НК был положен, так же как и дляПЛ, принцип базовости. Техническая политика создания БИУС, а такжевоенно-научное сопровождение их в организациях промышленности осуществлялисьпод руководством В.С.Бабия при участии Л.Б.Ивановского, В.А.Шилова,А.Д.Сорокина и других.
БазоваяБИУС “Лесоруб” создавалась в НПО “Марс” под руководством В.П.Тодурова. Она былапредъявлена на государственные испытания в 1980г. Переход к элементной базетретьего поколения позволил значительно улучшить ТТХ БИУС, повысить степеньавтоматизации процессов, обоснованность и оперативность принимаемыхкомандованием решений при меньших массогабаритных характеристиках техническихсредств. Однако достичь полной комплексности в автоматизации процессов ведениябоевых действий кораблем в составе тактических групп не удалось.
Вначале 80-х годов в ряде комплексных НИР, проводившихся под научнымруководством Ю.В.Алексеева в ВМФ и Б.С.Сыромятникова в промышленности, былапоказана системообразующая роль корабельных АСУ и сделан вывод о том, чтодостигнуть качественно нового уровня в автоматизации процессов управлениякорабельным оружием и радиоэлектронным вооружением (РЭВ) возможно только путеминтеграции всех корабельных систем и комплексов управления в единую АСУ. Поднаучным руководством Ю.П.Блинова была разработана концепция создания единой АСУнадводного корабля. В работе было показано, что только в случае создания АСУвозможно исключение необоснованного дублирования технических средств испециального математического обеспечения, исключения или сведения к минимумусистемных просчетов в проектировании корабельных систем, решающих в единомцикле одну боевую задачу. Однако это требовало изменения организации научныхобоснований, структуры заказов, перехода к целевой комплексной программе,выполняемой головными предприятиями под руководством единого заказчика. Поэтомуна первом этапе предлагалось перейти к формированию на кораблях боевых контуровуправления оружием ПВО, ПЛО и УРО. Это направление впервые реализовано присоздании ТАВКР “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” и ТРКР “Петр Великий”.Однако это не позволило полностью обеспечить оптимальное функционированиекорабельного оружия и РЭВ, так как увязка устанавливаемых на корабль системосуществлялась уже на заключительных этапах их постройки.
Входе дальнейшего совершенствования корабельных АСУ были обоснованы предложенияо выделении из БИУС функций, связанных с управлением силами и оружиемкорабельного соединения, возложив на БИУС только задачи управления оружием итехническими средствами корабля. Так появились первые АСУ четвертого поколения- БИУС “Трон” и комплекс средств автоматизации тактической группы “Дипломант”,установленные на СКР .“Неустрашимый”. В этих системах впервые был реализованпринцип распределения обработки информации, что позволило значительно повыситьнадежность управления. В обоснование систем четвертого поколения многотворческого труда вложили Ю.П.Блинов, А.М.Зубаха, Т.В.Казарцева и Д.О.Семенов.Разработчиком систем являлось НПО “Марс” — главный конструктор В.В.Кучук.
Проблемаавтоматизации управления летательными аппаратами с надводных кораблей возниклав связи с необходимостью организации взаимодействия между ними в процессерешения совместных боевых задач. Научно-исследовательские работы по решениюэтой проблемы были начаты в 1950-1952гг. и велись по направлениям созданиясистемы автоматизации управления боевыми действиями авиации, системыобеспечения навигации и посадки летательных аппаратов. В работах принималиактивное участие Д.Г.Регинский, Е.Т.Липатов, М.Г.Барабаш и другие.
Проблемаавтоматизации управления корабельной авиацией ВМФ обострилась в период созданияТАВКР, вооруженных многоцелевыми самолетами корабельного базирования — Як-38,Су-27К. Решение этой проблемы осложнялось рядом особенностей боевогоиспользования корабельной авиации, к основным из которых относятся: большоеколичество одновременно управляемых летательных аппаратов в воздухе; ограниченныевозможности корабля по размещению пунктов управления авиацией; подвижностькорабля; одновременное использование корабельных РЛС для управления авиацией идругими средствами.
Крешению вопросов по автоматизации управления корабельной авиацией былипривлечены: Московский НИИ приборной автоматики, Московский авиационныйинститут, НИИ авиационных систем, ряд конструкторских бюро. Первоначальнореализация этих исследований нашла отражение в виде внедрения в БИУС отдельныхзадач наведения истребительной авиации с надводных кораблей.
Всвязи со строительством ТАВКР научными коллективами ВМФ ( 14-й НИИ МО, 24-йЦНИИ и филиал 30-го НИИ МО) была разработана концепция создания корабельных АСУавиацией ВМФ. Уже для четвертого корабля этого проекта были разработаны:автоматизированный комплекс боевого управления “Тур”, комплекс наведенияистребительной авиацией “Газон” и радиотехническая система ближней навигации ипосадки летательных аппаратов “Резистор”.
Автоматизированныйкомплекс боевого управления летательными аппаратами разрабатывало НПО “Марс”(главный конструктор В.Д.Бадаев). Комплекс обеспечивал: управление с ТАВКРштурмовой авиацией, корабельными вертолетами и самолетами специальногоназначения, а также постановку задач пункту наведения истребительной авиации.
Разработчикомкомплекса наведения являлось НПО “Протон” — главный конструктор Ю.Ф.Алексеев.Комплекс обеспечивал наведение с корабля на воздушные цели как корабельной, таки береговой истребительной авиации.
Разработкурадиотехнической системы ближней навигации посадки выполнил НИИ измерительнойтехники под руководством главного конструктора А.М.Брегина. Системаобеспечивала управление полетами в ближней зоне и управление посадкойкорабельных летательных аппаратов.
Вразработке и научном сопровождении систем принимали участие ведущие ученые ВМФ:В.М.Ростиславский, Г.И.Максимов, Ю.И.Артемьев, В.А.Пегушин, Ю.А.Сараджим идругие.
Высокиетактико-технические требования, предъявляемые к БИУС, могут быть удовлетвореныпри условии создания эффективных средств цифровой вычислительной техники,способных функционировать в корабельных условиях. Так возникла проблемаминимизации их весов и габаритов при условии соблюдения требований повычислительной мощности и обеспечения работы БИУС в мультизадачном режиме в реальноммасштабе времени.
Решениепроблемы связано с созданием базовых средств и систем ЦВТ. К 1970г. былразработан первый базовый корабельный цифровой вычислительный комплекс (ЦБК)“Азов”, который явился ядром корабельных БИУС второго поколения. К концу 1975г.разработан и внедрен в серийное производство корабельный ряд базовыхунифицированных ЦБК третьего поколения — “Арфа”, “Атака”, “Карат”.
Дальнейшееразвитие принципа базовости получило в разработке корабельных средств ЦВТчетвертого поколения и создании базовых типовых вычислительных систем. При этомбазовость обусловлена гибкостью вычислительной системы, когда, изменяяноменклатуру программных и технических средств, можно получить систему скачественно новыми характеристиками. Данный принцип дает возможность адаптацииструктуры вычислительной системы к набору функциональных задач, что актуальнопри обосновании требований к перспективным средствам ЦВТ.
Значительныйвклад в решение проблемы создания базовых средств ЦВТ для автоматизированныхсистем управления подводных лодок и надводных кораблей внесли ведущиеспециалисты и ученые НИУ промышленности и ВМФ, которыми была разработана иреализована программа специальных электронных модулей (ПРОСЭМ): В.А.Букатов,А.А.Мошков, И.И.Тынянкин, О.В.Щербаков, И.С.Новиков, В.С.Данилов,В.В.Каштанкин, В.Д.Склюев и другие.
Изложенныевыше совместные усилия ученых ВМФ, Академии наук и промышленности позволилиобосновать пути решения сложной научно-технической проблемы автоматизацииуправления силами и средствами ВМФ, в соответствии с которыми в сравнительнокороткие сроки были созданы принципиально новые образцы военной техники — корабельные БИУС. Их освоение и широкое использование позволили существенноповысить боевые возможности ВМФ.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/